Промышленность Болгарии
Промышленное производство | ||
---|---|---|
![]() | ||
Козлодуйская АЭС — крупнейшая электростанция Юго-Восточной Европы. | ||
Основные отрасли | Металлургическая промышленность, электроэнергетика, электроника, машины и оборудование, судостроение, нефтехимия, цемент и строительство, текстильная промышленность, продукты питания и напитки, горнодобывающая промышленность, туризм. | |
Темпы промышленного роста | 5.5% (2007) | |
Рабочая сила | 33,6% от общей численности рабочей силы | |
ВВП сектора | 31,3% от общего ВВП | |
Болгария – промышленно развитая страна с развитой тяжелой и легкой промышленностью. В 2007 году на долю промышленности пришлось 31,7% ВВП страны. [1] Это делает промышленность вторым по величине сектором экономики после сферы услуг. В 2007 году в этом секторе было занято 33,6% рабочей силы. [1]
Обзор
[ редактировать ]Болгария входит в число крупнейших в Европе производителей свинца , цинка и меди и производит около десяти процентов мирового гидравлического оборудования . [2] Другая продукция включает станки , каустическую соду , ядерную энергию , военную технику/боеприпасы и многие другие готовые и полуфабрикаты. Страна является крупнейшим экспортером электроэнергии в Юго-Восточной Европе . Около 14% всего промышленного производства приходится на машиностроение, в этой сфере занято 20% рабочей силы. [3]
В стране созданы условия, благоприятные для развития промышленности. Болгария расположена на стыке Европы и Азии , что обеспечивает возможность международных перевозок. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, квалифицированной рабочей силой , [4] развитая и улучшающаяся транспортная сеть и образовательная инфраструктура, а также относительно стабильный политический и экономический климат.
Промышленность Болгарии берет свое начало с 1833 года, когда болгарский промышленник Добри Желязков первую современную фабрику на Балканах открыл в Сливене . Значение промышленности резко возросло в социалистический период. В эпоху экономического планирования промышленное производство составляло более 50% национального ВВП. Основным рынком для болгарских промышленных товаров был СЭВ , коммунистическая экономическая организация (сопоставимая с ЕС).
История
[ редактировать ]До 1878 г.
[ редактировать ]Первая фабрика на территории нынешней Болгарии была построена промышленником Добри Желязковым в городе Сливен в 1833 году. Она производила шерстяные ткани и была первой текстильной фабрикой в Османской империи . Индустриализация до обретения независимости в 1878 году была в основном сосредоточена вокруг крупных городов Пловдив , Габрово , Русе , Сливен, Карлово , София и Самоков . Эти первые компании представляли собой в основном небольшие фирмы с горсткой рабочих, занимавшиеся легкой промышленностью и производившие высококачественные товары, такие как текстиль, мыло, алкоголь, вино и изделия из кожи. Конкуренция со стороны более авторитетных западноевропейских фирм привела к банкротству многих из этих первых предприятий. [5]
1878-1945
[ редактировать ]После освобождения Болгарии новая страна установила режим низких тарифов , в результате чего местная промышленность пострадала от увеличения импорта более дешевых и высококачественных товаров от более развитых производителей Западной Европы. Ряд протекционистских законов, принятых правительством в 1890-х и начале 20-го века, привели к увеличению промышленного производства. В это время Болгария получила приток иностранного капитала в основном из Германии , Бельгии и Австро-Венгрии , который был сосредоточен в основном в горнодобывающей и сельскохозяйственной перерабатывающей промышленности. За 25 лет с 1890 по 1915 год промышленность обеспечивала 15% ВВП. [6]
Несмотря на потрясения Первой мировой войны , количество производственных предприятий между войнами увеличивалось. В 1939 г. действовало 3345 промышленных предприятий, на которых работало около 112 тыс. человек. Средний размер по-прежнему был довольно небольшим — всего около 30 человек на фабрику. [6] Промышленность по-прежнему была сосредоточена главным образом в крупных городах и их расширяющихся пригородах. Русе, Пловдив, Варна , София, Плевен , Стара Загора и Габрово увидели значительное расширение между 1920 и 1940 годами. Большая часть страны оставалась почти полностью аграрной. В начале Второй мировой войны только на пять городов — Софию, Пловдив, Русе, Варну и Бургас — приходилось 46,5% всей промышленной продукции. [7]
Производство по-прежнему было преимущественно легким и ориентированным на экспорт: в больших количествах производились текстиль, кожа, обувь и скоропортящиеся продукты, такие как табак, сахар, масло и мясо. Горное дело заключалось в добыче каменного угля (близ Перника ) и небольших количеств железных руд. Самолеты производились в Ловече , Божуриште и Казанлыке . [8] «Дарьявна Аэропланна Работильница» завод (Государственные авиационные мастерские) имела в Божуриште , специализирующийся на производстве военных самолетов ДАР. [9]
1945-1989
[ редактировать ]Коммунистический режим, который правил Болгарией более 40 лет после 9 сентября 1944 года, уделял приоритетное внимание промышленному развитию . Все существовавшие заводы были национализированы , и вся болгарская экономика перешла на плановую экономику . Произошёл устойчивый рост производства, новые отрасли промышленности развивались очень быстро и, как и в других социалистических странах, не всегда эффективно. новые промышленные комплексы в масштабах, невиданных ранее на Балканах Были построены . Были открыты новые электростанции, химические заводы, металлургические заводы, военные предприятия и другие отрасли промышленности. Не осталась без внимания и научно-техническая база страны; были построены новые школы и университеты, которые напрямую способствовали растущей индустриальной экономике. Национальная экономика была интегрирована в СЭВ , и Болгария специализировалась на производстве электроники , грузовых автомобилей и консервов .
В 1940-е годы главной целью Болгарской коммунистической партии было восстановление ущерба, нанесенного во время Второй мировой войны. Были построены новые автомобильные и железные дороги, а также небольшие заводы. В 1950-е годы массовое расширение электротранзитной сети обеспечило электричеством все части страны. Был построен ряд гидроэлектростанций, в том числе Батакская гидроэлектростанция и несколько угольных электростанций. Добыча угля была увеличена, и первое нефтяное месторождение Болгарии в Шабле было введено в эксплуатацию. В течение следующего десятилетия было построено множество военных и металлургических заводов, в том числе металлургические заводы Кремиковци и Стомана . Поощрялось сотрудничество в области космических технологий с СССР , и страна снабжала советскую космическую программу исследовательскими приборами и компьютерами. Было открыто множество новых заводов в области микро- и прецизионной электроники. В 1970-е годы промышленная составляющая болгарской экономики продолжала расти. В 1974 году Болгария стала третьим коммунистическим государством, имевшим действующую атомную электростанцию (см. Козлодуйская АЭС ). 10 апреля 1979 года Болгария стала шестой страной в мире, отправившей человека в космос по советской программе «Интеркосмос» . [10] В 80-е годы Болгария была массовым производителем серии «Правец» 8 ), а в 1990 году индустрия компьютерных технологий приносила 35% доходов FOREX .
После 1989 года
[ редактировать ]После свержения коммунистического режима неэффективная болгарская экономика погрузилась в хаос. Годы неэффективного государственного планирования, деградации окружающей среды и использования устаревших способов производства привели к тому, что Болгария, отстающая на годы и имеющая большие долги, изо всех сил пыталась конкурировать в условиях свободного рынка. Многие производственные предприятия были закрыты, а другие обанкротились, поскольку государство отказалось от борьбы за их прибыльность. [11] Из-за нехватки инвестиций высокотехнологичный компонент болгарской экономики пришел в окончательный спад, подорванный более современным азиатским импортом и крахом СЭВ. Процесс приватизации был медленным и трудным. Однако с 2000 года в Болгарию пришли крупные иностранные инвестиции , и ее экономическое состояние восстановилось.
Секторы
[ редактировать ]Энергетическая промышленность
[ редактировать ]Энергетика является одним из наиболее важных секторов болгарской экономики , на ее долю приходится 18,2%. [12] общего объема промышленного производства и занято 10,9% рабочей силы во вторичном секторе . Болгария является основным экспортером электроэнергии в Юго-Восточной Европе, а также крупной страной транзита российской нефти и газа. Роль Болгарии в транзите топлива увеличится после строительства нескольких трубопроводов, которые в настоящее время находятся на стадии планирования.
Уголь — единственное природное топливо, которое имеется в стране в изобилии. Большая часть запасов угля относится к бурому типу. Суммарные разведанные запасы составляют (4,5 млрд тонн) в 18 бассейнах. Крупнейшее месторождение — Марица Изток в провинции Стара Загора , содержащее 2,9 миллиарда тонн. За ним по размеру следуют Софийский бассейн в Софийской долине (840 млн т), Елховский бассейн (656 млн т), Ломский бассейн (277 млн т) и бассейн Марица-Запад (170 млн т). . [13] имеется крупное месторождение антрацита В Добричской области ; эти запасы оцениваются в 1,2 млрд т. Однако из-за большой глубины и влажности месторождения оно до сих пор не эксплуатируется. [14] Уровень добычи угля в настоящее время составляет 27 000 000 тонн в год, занимая 19-е место в мире и 6-е место в ЕС . [15] Имеются небольшие месторождения нефти и природного газа , главным образом на севере страны.
Хотя запасы ископаемого топлива в Болгарии невелики, страна является крупным производителем электроэнергии. По состоянию на 2007 год [update] Болгария производит 45,7 млрд кВтч электроэнергии. [16]
Металлургия
[ редактировать ]До начала 1950-х годов металлургическая промышленность Болгарии не охватывала весь производственный цикл, и по состоянию на 1939 г. на долю отрасли приходилось всего лишь 0,5% национального ВВП. [17] По состоянию на 1998 год этот процент вырос до 11,2%. [17] В том же году в секторе, включая добычу и флотацию металлов, было занято 51,6 тыс. человек, что составляет 1,7% от общей численности рабочей силы. [17]
Первый государственный сталелитейный завод «Ленин» (ныне частный завод « Стомана ») был построен между 1953 и 1958 годами в Пернике , угледобывающем городе в 20 км к юго-западу от Софии. После открытия и начала эксплуатации месторождения железной руды вблизи Кремиковци в 1963 году Кремиковицкий металлургический комбинат был построен . В то время это была крупнейшая производственная фабрика на Балканах и остается одной из крупнейших. Другие металлообрабатывающие заводы по производству стальной продукции были построены в Ихтимане , Романе , Септември , Русе, Бургасе и других.
Историческое производство чугуна, стали и проката в Болгарии: [17]
Год | 1957 | 1970 | 1980 | 1989 | 1998 |
---|---|---|---|---|---|
Чугунный чугун | 47 000 т | 1 251 000 т | 1 583 000 т | 1 523 000 т | 1 654 000 т |
Сталь | 159 000 т | 1 800 000 т | 2 565 000 т | 2 900 000 т | 2 628 000 т |
Прокат железа | 117 000 т | 1 420 000 т | 3 213 000 т | 3 030 000 т | 2 242 000 т |
В 1980-е годы началось строительство третьей металлургической базы в Дебелте , к югу от Бургаса, проектная мощность которой составляла 4 миллиона тонн проката в год. железная дорога между Бургасом и комплексом «Марица Изток» , но после демократических перемен в 1989 году строительные работы были остановлены. Для нужд завода планировалась [17]
См. также
[ редактировать ]- Экономика Европейского Союза
- Экономика Болгарии
- Промышленность Румынии
- Промышленность Хорватии
- Транспорт в Болгарии
- Энергетика в Болгарии
- Туризм в Болгарии
- Болгарский лев
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ВСЕМИРНЫЙ Справочник ЦРУ, 2008 г.: Экономика Болгарии (2008 г.)
- ^ «Машиностроение в Болгарии» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2007 г. Проверено 1 июня 2008 г.
- ^ «География машиностроения в Болгарии. Информационный бюллетень» . Geografia.kabinata.com . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. стр. 271–272. ISBN 954-649-717-7 .
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 272. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ Jump up to: а б Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 273. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 274. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ «[[После Первой мировой войны]] развитие болгарской авиации в значительной степени контролировалось государством» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Ганстон, Билл (1993). Всемирная энциклопедия авиапроизводителей . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 89 .
- ^ Иванов Георгий
- ^ Богацкий Николай, Социалистическая индустриализация и аргумент зарождающейся промышленности , Центр монетарных исследований, София, 2017, Материалы конференции ISSN 2534-9600
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 285. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 40. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ Дончев, Д. (2004). Темы физической и социально-экономической географии Болгарии (на болгарском языке). София: Сиела. п. 44. ИСБН 954-649-717-7 .
- ^ Производство угля (последние данные) по странам
- ^ Экономика Болгарии
- ^ Jump up to: а б с д и http://geografia.kabinata.com/22.htm География металлургии Болгарии (на болгарском языке)