СМИ в Болгарии
Эта статья является частью серии статей о |
Культура Болгария |
---|
![]() |
Общество |
Искусство и литература |
Другой |
Символы |
![]() Портал Болгарии |
Телевидение, журналы и газеты в Болгарии управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Болгарии гарантирует свободу слова.Будучи страной с переходной экономикой , система СМИ Болгарии находится в процессе трансформации.
Болгарии Средства массовой информации в целом считаются беспристрастными, хотя государство по-прежнему доминирует в этой сфере через Болгарское национальное телевидение (БНТ), Болгарское национальное радио (БНР) и Болгарское телеграфное агентство . Болгарские СМИ имеют репутацию объективных репортажей, хотя считается, что они потенциально подвержены риску политического влияния из-за отсутствия законодательства, защищающего их. [1] Письменные средства массовой информации не имеют юридических ограничений, а издание газет является полностью либеральным. [2] Широкая свобода прессы означает, что точное количество публикаций установить невозможно, хотя некоторые исследования показывают, что в 2006 году их было около 900 печатных СМИ. [2] Самыми тиражными ежедневными газетами являются «Дневен труд» и «24 часа» . [2]
Непечатные средства массовой информации, такие как телевидение и радио , контролируются Советом по электронным СМИ (CEM), независимым органом, уполномоченным выдавать лицензии на вещание. Помимо государственного национального телеканала , радиостанции и Болгарского информационного агентства , существует большое количество частных теле- и радиостанций. Однако большинство болгарских СМИ испытывают ряд негативных тенденций, таких как общая деградация медиапродуктов, самоцензура и экономическое или политическое давление. [3]
Популярность интернет-СМИ растет благодаря широкому спектру доступных мнений и точек зрения, отсутствию цензуры и разнообразному контенту. [3]
Законодательная база
[ редактировать ]Основной законодательной базой является Закон о радио и телевидении 1998 года, в который с тех пор несколько раз вносились поправки. В этой области все еще сохраняются многие проблемы [4] В 2010 году в болгарское законодательство была перенесена Директива ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах 2007 года, включая требования культурного разнообразия. [5]
Клевета в Болгарии декриминализирована, но наказывается крупными штрафами. В прошлом правительственные чиновники подавали иски против журналистов, хотя суды, как правило, отдают предпочтение последним и сохраняют свободу прессы . [6] Законодательство о доступе к информации достаточно прочное, хотя учреждения по-прежнему могут неправомерно отказывать в доступе, а суды могут действовать непоследовательно по этому вопросу.
Концентрация СМИ является проблемой, а прозрачность собственности отсутствует. В 2014 году был принят закон, ограничивающий владение СМИ оффшорными компаниями, базирующимися в налоговых убежищах. [6]
Статус и саморегулирование журналистов
[ редактировать ]Журналисты в Болгарии работают над снижением зарплат и сталкиваются с отсутствием гарантий занятости, что делает условия труда все более благоприятными для самоцензуры и неэтичных действий. [6]
О нарушениях этических и профессиональных стандартов часто сообщается, особенно в печатной прессе.Кодексы поведения журналистов были разработаны несколькими средствами массовой информации и профессиональными организациями после 1989 года, включая Союз болгарских журналистов, Форум свободы слова и Центр независимой журналистики. В 2004 году при поддержке экспертов ЕС был разработан Этический кодекс болгарских СМИ, однако он был отвергнут частью болгарской журналистской среды. [7]
Комитет по этике печатных СМИ и Комитет по этике электронных СМИ были созданы в конце 2005 года после долгих дебатов, институционализируя механизмы саморегулирования в болгарском медиа-секторе. [7]
Новая болгарская медиагруппа (НБМГ), принадлежащая Ирине Крыстевой и контролируемая ее сыном и депутатом Деляном Пеевским, имеет долгую историю межпартийной проправительственной предвзятости. В июне 2014 года ссора между Пеевски и владельцем банка спровоцировала негативную публикацию в СМИ НБМГ, которая вызвала массовое изъятие банковских вкладов и вынудила финансовый институт временно закрыться. [6]
За европейскими 2014 года и парламентскими выборами пристально следили средства массовой информации, но большая часть освещения состояла из немаркированного платного партийного контента. Связанные с правыми печатные и вещательные СМИ часто разжигают ненависть к меньшинствам и мигрантам. [6]
СМИ
[ редактировать ]Панорама болгарских СМИ плюралистична, хотя средства массовой информации по-прежнему находятся под влиянием политических и экономических интересов их владельцев и основных рекламодателей. Сокращение рекламного рынка сделало средства массовой информации все более и более зависимыми от государственной рекламы и других субсидий, особенно для небольших местных СМИ. [6]
Печатные СМИ
[ редактировать ]Свобода выражения мнений и свободная конкуренция на рынке СМИ были введены в Болгарии после 1989 года. Издание газет не регулируется законом, и не существует аудиторской службы или официального учета количества публикаций. В 2007 году было подсчитано более 900 наименований печатных СМИ, но сегодня их количество значительно сократилось из-за последствий экономического кризиса. В 2009 году на национальном уровне было 14 ежедневных газет; тираж на душу населения очень низкий. [8] Пеевского Новая болгарская медиагруппа (НБМГ) и конкурирующая медиагруппа Болгария Холдинг владеют большей частью частных газет. [6]
Доминирующей формой на рынке являются «гибридные таблоиды», сочетающие в себе как качественную прессу, так и таблоидные функции, включая скандальные репортажи, такие как ежедневные газеты «Труд» и «24 часа» , издаваемые немецкой WAZ-Mediengruppe ). Конвергенция обусловлена неспособностью создать качественные широкополосные газеты, в результате чего популярные ежедневные газеты расширили сферу своей деятельности и заняли свою нишу. Среди других широко распространяемых газет — «Стандарт» , «Новинар» , «Экспресс », «Монитор » и «Телеграф» — последняя единственная увеличила свой тираж во время кризиса из-за более низкой цены. «Дневник» считается наиболее заслуживающим доверия в сфере бизнеса и экономики, но имеет низкий тираж вместе с «Пари» , издаваемым шведской группой Bonnier . Политические газеты включают «Дума » Болгарской социалистической партии и «Атака » (букв. «Атака») одноименной националистической партии . [8]
В дополнение к доходам от продаж и рекламы, которые чаще всего не покрывают производственные затраты, болгарские газеты полагаются на взносы деловых кругов и политических партий, тем самым открывая возможности для политического и коммерческого влияния. [8]
Региональная печатная пресса включает 10 ежедневных газет в основных городах страны, а также местные издания, выходящие один-три раза в неделю. [8]
Еженедельники включают ориентированные на бизнес «Капитал» и «Банкир» , а также популярные «168 Часса» и «Политика», а также специализированную «Культуру». желтые еженедельники ( «Show» , Weekend , Galeria Недавно на рынок вышли ). На конец 2009 года журналов было около 100, в том числе «Тема» и «Правень Свят» . [8]
На болгарском рынке печатной прессы с 1996 года полностью доминировала немецкая группа WAZ, как на национальном, так и на местном уровне. В декабре 2010 года медиагруппа WAZ продала все свои активы в Болгарии совместному предприятию австрийских инвесторов и местных магнатов. До этого компании принадлежали две крупнейшие ежедневные газеты «Труд» и «24 часа», еженедельник «168 часов», а также большое портфолио журналов.
Новая болгарская медиагруппа турецкого меньшинства, , считающаяся близкой к партии «Движение за права и свободы» возникла в 2007 году и получила собственные «Монитор» , «Экспресс » , «Телеграф» (ежедневные газеты), «Политика» , «Weekend» , «Меридиан Матч» (еженедельники), газету «Борьба» и издательство. дом (в городе Велико Тырново ).
Радиовещание
[ редактировать ]С 1935 по 1989 год в Болгарии существовала государственная монополия на радиовещание. После либерализации на рынке появилось большое количество частных, национальных и местных радиостанций. [9]
Сектор в основном контролируют четыре иностранные группы: Irish Communicorp Group, SBS Broadcasting Group (с 2007 года входит в состав ProSiebenSat.1 Media AG ), американская Emmis Communications и News Corporation Group (принадлежит Руперту Мердоку ). Болгарский владелец Focus присоединился к ним в конце 2009 года. Всего они контролируют более 20 радиостанций. [9]
Двумя радиостанциями национального покрытия являются Болгарское национальное радио (БНР) с двумя каналами ( «Горизонт» и «Христо Ботев» ) и частное радио «Дарик» . БНП Радио Болгарии вещает за рубежом, а также в 7 региональных центрах страны. [9]
Телевещание
[ редактировать ]Телевидение в Болгарии появилось в 1959 году . Хотя болгарский медиарынок невелик, он является одним из самых динамичных и высококонкурентных в Центральной и Восточной Европе . На рубеже веков такие глобальные игроки, как News Corporation , Modern Times Group , Central European Media Enterprises и Fox Broadcasting Company, ненадолго вошли на болгарский телевизионный рынок и впоследствии покинули его из-за сокращения доходов, политического давления и последствий глобальной рецессии. 2008.
Две ведущие телевизионные станции, bTV и Nova TV , принадлежат иностранцам. Третья — национальная общественная телекомпания « Болгарское национальное телевидение» ; БНТ считается беспартийным, но остается уязвимым для политического вмешательства со стороны правительства. [6] Четвертая сеть бесплатного вещания – «Болгария в эфире» , принадлежащая Investor.BG (часть скандальной группы TIM из Варны).
Частные телеканалы начали появляться сразу после смены режима. Большинство из них были связаны с сетью кабельного телевидения ( CATV ), которой управляла одна и та же материнская компания. Примерно в 1994–1995 годах появились и частные эфирные вещатели, но они обычно действовали только в пределах одной территории. Nova Television и 7 Dni TV ( 7 дней , что означает 7 дней ) были двумя первыми такими каналами, доступными только в Софии . После того, как «БТВ» приобрело частоты «Эфира-2 », другой конкурс выбрал «Нова Телевидение» , уже популярное в кабельных сетях по всей стране, в качестве второго частного национального канала в Болгарии. В настоящее время власти отказываются лицензировать дальнейшие аналоговые наземные каналы (в том числе местные) до тех пор, пока не DVB-T будет запущено вещание .
Переход на цифровое наземное телевидение ( DVB-T ) был завершен 30 сентября 2013 года, после 7-месячного периода одновременной передачи, при этом 96,2% населения были охвачены вещанием DVB-T. [10]
Кино
[ редактировать ]Государственные средства на болгарское кино иссякли после социалистического периода. Болгария производит три фильма и два документальных фильма в год с помощью государственных субсидий, предоставляемых в рамках тендерных процедур. Спонсорство также поддерживает болгарское кинопроизводство. [11]
Телекоммуникации
[ редактировать ]Болгарский телекоммуникационный рынок, ныне приватизированный, разделен в основном между тремя игроками: A1 Bulgaria (принадлежит A1 Austria Austria Group), Telenor (принадлежит чешской PPF) и Vivacom (контролируется российским ВТБ ). A1 Bulgaria и Telenor Bulgaria доминируют на рынке мобильной связи, в то время как Vivacom сохраняет доминирование на 2,3 миллионах стационарных телефонов. [12] Количество мобильных телефонов в 2007 году составило 9,87 миллиона линий при уровне проникновения 110%.
Телефонная система представляет собой разветвленную, но устаревшую телекоммуникационную сеть, унаследованную от советских времен; качество улучшилось; монополия Болгарской телекоммуникационной компании в сфере фиксированной связи прекратилась в 2005 году, когда альтернативным операторам фиксированной связи был предоставлен доступ к ее сети; падение числа подключений к фиксированной связи в последние годы было более чем компенсировано резким увеличением использования мобильных сотовых телефонов, чему способствовало множество поставщиков услуг; количество абонентов сотовой связи в настоящее время превышает численность населения.
Интернет
[ редактировать ]В 2014 году доступ к Интернету достиг 55% населения. Интернет-СМИ все чаще используются в качестве средства информации, а социальные сети часто используются в качестве инструмента мобилизации. [6]
- Домены верхнего уровня : .bg [13] и .бг . (предлагается, кириллица)
- Интернет-пользователи :
- Фиксированный широкополосный доступ : 1,2 миллиона абонентов, 52-е место в мире; 17,6% населения, 53-е место в мире (2012 г.). [14] [16]
- Беспроводная широкополосная связь : 2,8 миллиона, 55-е место в мире; 40,3% населения, 41-е место в мире (2012 г.). [17]
- Интернет-хосты :
- 976 277 хостов, 47-е место в мире (2012 г.); [13]
- 513,470 (2008).
- IPv4 : выделено 4,2 миллиона адресов, 0,1% от общемирового количества, 589,7 адресов на 1000 человек, 51-е место в мире (2012 г.). [18] [19]
Медиа-организации
[ редактировать ]Медиа-агентства
[ редактировать ]Государственным информационным агентством в Болгарии является Болгарское информационное агентство (БТА), созданное в 1898 году и регулируемое Статутом 1994 года. он обслуживает все средства массовой информации страны.
Частные интернет-информационные агентства включают Focus (теперь также участник радиорынка). [20]
Профсоюзы
[ редактировать ]Союз издателей Болгарии (СПБ) представляет многих владельцев газет, журналов и книг, хотя и не всех. [21]
Ассоциация болгарских вещателей (АББРО) представляет интересы радио- и телеиндустрии и включает в себя 60 компаний, представляющих 160 лицензированных радио- и телестанций (данные за 2007 г.). [21]
Союз болгарских журналистов , имеющий социалистические корни, не сумел зарекомендовать себя как профессиональная организация по защите интересов журналистов. [21]
НПО в сфере СМИ, занимающиеся свободой СМИ и профессионализацией журналистики, включают Программу доступа к информации, Центр развития СМИ, Центр независимой журналистики. [21]
Регулирующие органы
[ редактировать ]Ввиду отсутствия какого-либо специального закона о печатных средствах массовой информации, нет и какого-либо специального регулирующего или надзорного органа.
Совет по электронным средствам массовой информации (CEM), созданный Законом о радио и телевидении 1998 года, проверяет соблюдение положений о рекламе, спонсорстве, авторских правах, защите молодежи и несовершеннолетних, а также рассматривает жалобы на нарушения, поданные экспертами и гражданами. Пять его членов избираются парламентом, четверо назначаются президентом. Ее независимость от политического и корпоративного давления остается предметом споров, и некоторые из ее действий вызвали споры. [22] Считается, что CEM подвергается множественному политическому и экономическому давлению. [6]
Цензура, самоцензура, мягкая цензура и свобода СМИ
[ редактировать ]за 2015 год Болгария получила оценку «частично свободная» В отчете Freedom House с общим баллом 38. [6] В мировом индексе свободы прессы организации «Репортеры без границ » Болгария занимает 106-е место с рейтингом 32,91; В регионе Болгария идет после Греции (91-е место) и сразу перед Черногорией (114-е место) и Северной Македонией (117-е место). Его рейтинг постоянно снижается с начала 2000-х годов (в 2003 году он был 34-м из 158). [23]
Согласно отчету Всемирной ассоциации газет и издателей новостей (WAN IFRA) за 2016 год, подготовленному Медиа-организацией Юго-Восточной Европы (SEEMO), независимость и плюрализм болгарских СМИ за последнее десятилетие неуклонно разрушались. [24] В Болгарии свобода СМИ и свобода выражения мнений все больше ограничиваются, несмотря на конституционные гарантии и право на доступ к публичной информации, защищенное Законом о доступе к публичной информации . [24]
По данным WAN IFRA, болгарские власти все чаще используют инструменты « мягкой цензуры », чтобы доминировать и влиять на средства массовой информации страны, а также ограничивать доступ к информации и информированным политическим дебатам. [24] Мягкая цензура, или косвенная цензура, определяется как любые официальные действия, направленные на влияние на продукцию средств массовой информации, за исключением юридических или внезаконных запретов, прямой цензуры или физических нападений на средства массовой информации и работников СМИ. Эти формы косвенной цензуры включают избирательное и партийное распределение средств и рекламы, а также предвзятое применение правил и распределение лицензий, что может повлиять на редакционный контент, но также повлиять на устойчивость средств массовой информации. [24]
По данным WAN IFRA, одним из основных инструментов, ведущих к официальной мягкой цензуре в Болгарии, является предвзятое государственное финансирование СМИ. Распределение рекламы и субсидий непрозрачно и непрозрачно. Ситуация ухудшилась из-за финансового кризиса, который привел к усилению зависимости от государственного финансирования и контента СМИ, которые избегают любой критики действий правительства и официальных лиц. [24]
Многие журналисты не могут освещать события беспристрастно, а многие не желают открыто говорить о мягкой цензуре, опасаясь потерять работу. [24]
Большинство СМИ, неподконтрольных государству, находятся в руках бизнеса, тесно связанного с государственными структурами. Прозрачность владения СМИ низкая, но владение СМИ может быть связано с несколькими ведущими политическими и деловыми интересами. Владельцы СМИ и журналисты знают, что в таком контексте критическое освещение деятельности людей в правительстве и общественных учреждениях, контроль или влияние на распределение средств может привести к отказу или прекращению такой поддержки, тем самым ставя под угрозу их финансовую жизнеспособность. Самоцензура может быть необходима для экономического выживания. [24]
Согласно отчету WAN IFRA за 2016 год, физических нападений на журналистов стало меньше, хотя сообщения о различных угрозах по-прежнему поступают. Гораздо более распространенным является использование исков о клевете и диффамации для запугивания и влияния на журналистов или средства массовой информации, которые не подвергают самоцензуре. Несмотря на то, что тюремное заключение за либерализм и клевету было отменено в 1999 году, они по-прежнему остаются уголовными преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Болгарии. Обвинительных приговоров в таких случаях мало, но конкретная возможность судебного преследования влечет за собой сдерживающий эффект для активных, открытых и критических репортажей. [24]
Широко распространено давление и запугивание журналистов, что приводит к самоцензуре . Полиция также иногда расспрашивает представителей СМИ об их деятельности. Политики высокого уровня часто проявляют нетерпимость к критике в СМИ. Безнаказанность за преступления против журналистов остается нормой. [6] Опрос 150 болгарских журналистов, проведенный болгарским филиалом Ассоциации европейских журналистов в июне 2013 года , показал, что 80% из них сообщили о существовании неоправданного давления, а 60% заявили, что внутреннее давление исказило редакционное содержание. [25]
- В июле 2012 года в Варне журналист газеты «Дневник» и «Капитал» получил по почте угрозы в отношении своих расследований о коррупции в местных строительных проектах. [25]
- В 2013 году журналист-расследователь сообщил полиции о нескольких угрозах его жизни и безопасности, связанных с его расследованием дел и преступлений бывшего коммунистического Агентства государственной безопасности. [25]
- В апреле 2014 года второй раз за год подожгли машину телеведущего. [6]
- В июне 2014 года двое фотографировавших журналистов подверглись угрозам и нападению со стороны политика Кирилла Рашкова и двух его помощников. [6]
Концентрация собственности СМИ и плюрализм СМИ
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Концентрация СМИ, как с точки зрения собственности, так и аудитории, в Болгарии очень высока. [24] За исключением государственных СМИ, ни одно специальное законодательство о СМИ не регулирует концентрацию собственности на СМИ, и этот вопрос подпадает под действие общего закона о конкуренции. [26] [24] Закон о радио и телевидении устанавливает лишь общий принцип, согласно которому заявка на получение лицензии СМИ должна соответствовать законодательству о защите конкуренции. Однако, по мнению экспертов, это общее положение оказывается недостаточным. [26] Конституционный суд признал плюрализм СМИ неотъемлемой частью свободы СМИ, однако «принцип плюрализма СМИ не соблюдается на практике». [24]
По данным Media Pluralism Monitor, одной из основных проблем является отсутствие эффективных средств правовой защиты против концентрации СМИ. [24] Обеспокоенность по поводу концентрации собственности СМИ в Болгарии также была выражена Европейской Комиссией в первом докладе ЕС по борьбе с коррупцией, в котором выяснилось, что собственность СМИ в Болгарии становится все более концентрированной, что ставит под угрозу редакционную независимость. [24]
Короче говоря, существует два основных препятствия на пути эффективного снижения концентрации СМИ в Болгарии: непрозрачная собственность СМИ и отсутствие специального законодательства, регулирующего концентрацию СМИ. Эти препятствия невозможно устранить без политической воли к этому. [26]
Правовая база
[ редактировать ]В отличие от ряда европейских государств, в Болгарии нет специальных правил, касающихся надзора за слияниями и поглощениями в сфере СМИ. Целью этого надзора является исключение возможности того, что медиабизнес или лицо проявляют чрезмерный интерес к одному или нескольким секторам СМИ. [27]
В Законе о радио и телевидении нет положений о концентрации СМИ, применимых к этому сектору СМИ. Что касается печатных СМИ, то этот сектор законодательно не регулируется, поэтому нет и правил, касающихся конкуренции. Вопросы, связанные с концентрацией собственности в секторе цифровых медиа, пока не обсуждались (2016 г.). [27]
СМИ подпадают под регулирование Комиссии по защите конкуренции (КПК), которая отвечает за надзор за концентрацией предприятий, запрет на антиконкурентные соглашения, решения и действия, а также злоупотребление доминирующим положением. [27] Комиссия определяет концентрацию рынка и исключения из нее. По закону предприятия обязаны отчитываться перед Комиссией, если их доход превышает определенный порог. В таких случаях Комиссия допускает концентрацию, если она не приводит к установлению или усилению доминирующего положения, что существенно препятствовало бы конкуренции на соответствующем рынке. [28] В случае непредставления отчета или концентрации, запрещенной Комиссией, она может наложить санкции. [28]
В 2010 году обсуждался новый законопроект об электронных СМИ, и Комиссия по защите конкуренции вынесла заключение, оценивающее соответствие этого предложения Закону о защите конкуренции. Комиссия заявила, что при оценке риска концентрации она опирается исключительно на экономический анализ, проверяя только рыночную долю соответствующих СМИ, а также долю аудитории и долю рекламного рынка. [27] Комиссия не принимает во внимание такие факторы, как потенциальное влияние концентрации на медиаконтент и общественную значимость такого воздействия. [27] Таким образом, он отметил, что конкретные нормативные соображения, касающиеся рынка СМИ, такие как необходимость гарантировать плюрализм и свободу выражения мнений, не принимаются во внимание самой Комиссией при надзоре за концентрацией. [27]
Прецедентное право регулирующего органа в отношении концентрации СМИ в Болгарии ясно показывает, что необходимы дальнейшее регулирование и надзор, чтобы гарантировать, что нерыночные принципы, такие как плюрализм СМИ, принимаются во внимание при оценке сделок, подпадающих под действие конкурентного законодательства. По мнению экспертов, эффективные меры по обеспечению плюрализма СМИ не должны ограничиваться мерами саморегулирования, а включать в себя введение органа, ответственного за проведение неэкономического анализа для оценки влияния СМИ. [27] Однако такие меры не поддерживаются на политическом уровне. [27]
Вещательный сектор
[ редактировать ]В Болгарии единственные юридические явные ограничения на владение СМИ закреплены в Законе о радио и телевидении, принятом в 1998 году и с тех пор в него несколько раз вносились поправки. Закон был разработан с целью регулирования рынка вещательных СМИ. [29] Хотя Закон не был задуман специально для решения проблемы концентрации, он включает ограничения на совместное владение, относящиеся только к национальным вещательным компаниям. [29] Согласно закону, лицензии не могут быть выданы юридическим лицам (или лицам, связанным с юридическими лицами), которые уже имеют лицензии на работу местных радио- или телевизионных станций. Данная поправка была внесена после выявления случаев приобретения местными операторами лицензий на национальное вещание. Закон также предусматривает, что национальные операторы не могут становиться владельцами местных и региональных станций. Он также требует от заявителей заявить, что они не владеют долями, акциями или другими правами на участие в радио- и телевещаниях сверх порогового уровня, установленного антимонопольным законодательством. [29]
Закон регулирует деятельность болгарских вещателей и содержит некоторые положения, ограничивающие лицензии на вещание, а также регулирует регистрацию кабельных программ. [29] Ряд положений направлен на защиту медиа-среды от проникновения сомнительного капитала. Например, Закон устанавливает, что предприятия, связанные со страховыми услугами, не имеют права подавать заявку на получение лицензии на вещание. Это положение является результатом специфической особенности болгарской экономики, в которой некоторые страховые компании возникли из структур, связанных с сектором услуг безопасности предыдущего режима. [29] Однако на практике из-за слабости болгарского медиарынка, который не в состоянии поддерживать вещательные и печатные СМИ, в последнее время увеличились возможности для проникновения подозрительного капитала в медиасферу. [29] Кроме того, закон исключает из права владения лицензией телекоммуникационных операторов вещательных СМИ, находящихся в монопольной ситуации на рынке (т.е. государственную телекоммуникационную компанию «Болгарская телекоммуникационная компания»), а также рекламные агентства или компании, включая партнеров или акционеров, имеющих интересы на рекламном рынке. [29]
При подаче заявления на получение лицензии в сфере вещания заявитель должен предоставить декларацию, показывающую, кто является владельцами и каковы их доли, включая документ, подтверждающий происхождение капитала за последние три года. Также в заявлении должен быть указан список средств массовой информации, в которых лица являются акционерами или партнерами. [29]
Распространение прессы
[ редактировать ]Тенденции к концентрации характеризуют и сферу распространения прессы. Некоторые из факторов, способствующих этому, касаются возможности издателя одновременно быть дистрибьютором; агрегирование собственности непрозрачным способом; политические связи и зависимости, влияющие на сектор. Доминирующее положение в этом секторе препятствует справедливому распространению произведений мелких издательств. [27] В 2011 году Комиссия по защите конкуренции провела анализ сектора распространения прессы. Выяснилось, что в период с 2009 по 2011 год на рынке происходило объединение дистрибьюторов с целью оптимизации затрат и использования преимуществ эффекта масштаба. Такая интеграция препятствовала выходу на рынок новых игроков и привела к его концентрации. [27]
Дело « Новой Медиа Групп»
[ редактировать ]Концентрация СМИ широко обсуждается в Болгарии с 1990-х годов. После перехода от коммунизма к рыночной экономике страна столкнулась с проблемой концентрации: монопольные позиции государственных СМИ сменились доминированием нескольких частных медиа-групп. [29] [28] В 1990-е годы проблема коснулась, в частности, печатного сектора: две самые влиятельные на тот момент газеты — «Труд» и «24 часа » — были куплены группой WAZ . Группа доминировала на болгарском медиарынке до конца 2000-х годов. [28] В конце 2000-х годов создание и быстрый рост New Media Group снова стали рассматриваться как случай концентрации собственности СМИ в секторе печатных и онлайн-СМИ. [28] На кону были связи группы с политикой и банком. [28] Группа приобрела местные СМИ, завоевав таким образом доминирующее положение на местном медиа-рынке и в распространении печатных СМИ. По некоторым оценкам, компания получила 70-80% доли на рынке распространения печатных СМИ. [28] Дело New Media Group привело к общественным дебатам в 2001 году, которые вынудили Комиссию по защите конкуренции провести отраслевой анализ концентрации на рынке распространения печатных СМИ. Исследование показало, что концентрация в 2009-2011 годах представляла собой препятствие для новых конкурентов, желающих выйти на рынок. Комиссия также пришла к выводу, что в этой области отсутствуют прозрачные правила. Однако оно выдало разрешение на такую концентрацию на том основании, что она не приведет к установлению или усилению доминирующего положения на рынке распределения. [28]
Концентрация собственности СМИ на практике
[ редактировать ]По данным Media Pluralism Monitor , «концентрация собственности СМИ очень высока». [24] Четыре крупнейших собственника в секторе вещания имеют совокупную долю рынка (исходя только из доходов от рекламы) 93,35%. Четыре крупнейших владельца ежедневных газет достигают совокупной доли рынка в 79,7%. Что касается интернет-провайдеров (ISP), их оценочная доля на рынке превышает 50%. [24] Тенденции концентрации также присутствуют с точки зрения аудитории и читателей, концентрация которых, по данным Media Pluralism Monitor, «очень высока». [24] На телевидении доля аудитории четырех крупнейших владельцев превышает 70%; Что касается радиосектора, совокупная доля четырех крупнейших владельцев составляет 83,16%. По оценкам, доля читателей четырех крупнейших газетных владельцев составляет от 25 до 49%, а доля подписки четырех крупнейших интернет-провайдеров оценивается выше 50%. [24]
Политическое и экономическое влияние на владельцев СМИ
[ редактировать ]В Болгарии существуют значительные связи между владельцами СМИ и другими субъектами экономической деятельности. [28] По мнению эксперта Нелли Огняновой , между СМИ, деньгами и властью существуют нерегулируемые связи. [26] Этот факт стал публично известен после совместного запроса на доступ к информации, поданного 11 крупнейшими газетами в 2010 году, который показал, что медиа-группа, владеющая газетами, интернет-изданиями и телеканалом, взяла в долг крупную сумму денег у крупного банка Corporate Trade Bank . Также раскрытая информация показала, что в одном банке находились значительные суммы бюджетных денег нескольких министров, а также банковские счета соответствующих государственных компаний, работающих в сфере энергетики, общественного транспорта, обороны и информационных услуг. [28] Владелец такой медиагруппы Делян Пеевский также ведет бизнес в других отраслях, таких как строительство, распространение табачных изделий и газет. Более того, его бизнес якобы участвует в крупных госзакупках. [28] Группа также связана с политической партией « Движение за права и свободы» (ДПС), которая пользуется влиянием уже много лет. [28] Г-н Пеевский является сыном Ирены Крыстевой, владелицы многих печатных изданий, входящих в группу «Новая Медиа» . Болгарская пресса раскрыла существование связей между New Media Group и политическими партиями и другими предприятиями. [28] Это не единственный случай политического влияния на СМИ в Болгарии. Например, некоторые СМИ официально принадлежат политическим деятелям или партиям, что не запрещено законом в Болгарии. [28]
Государственное финансирование
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( ноябрь 2017 г. ) |
Коммуникационные кампании на средства ЕС оказались одним из источников финансирования болгарских СМИ. Бюджет на рекламу за период 2007-2014 гг. составил 84,3 млн руб. евро (165 млн. лв.). Подробного распределения средств между СМИ нет, поскольку контракты между министерствами и СМИ заключались рекламными агентствами и другими посредниками. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Библиотека Конгресса – Отдел федеральных исследований (октябрь 2006 г.). «Профиль страны: Болгария» (PDF) . Библиотека Конгресса. стр. 18, 23 . Проверено 4 сентября 2009 г.
Средства массовой информации: В 2006 году печатные и вещательные СМИ Болгарии в целом считались беспристрастными, хотя правительство доминировало в вещании через государственные Болгарское национальное телевидение (БНТ) и Болгарское национальное радио (БНР), а также в распространении печатных новостей через крупнейшее агентство печати, Болгарское национальное радио. Телеграфное агентство. [...] Права человека: В начале 2000-х годов Болгария в целом имела высокие оценки по вопросу прав человека. Однако существуют некоторые исключения. Хотя средства массовой информации имеют репутацию объективных репортажей, отсутствие в Болгарии специального законодательства, защищающего средства массовой информации от государственного вмешательства, является теоретическим недостатком.
- ^ Перейти обратно: а б с Медиа-ландшафт – Болгария. Архивировано 22 июля 2010 г., в Wayback Machine , Европейский центр журналистики.
- ^ Перейти обратно: а б След финансового кризиса в средствах массовой информации, Страновой отчет по Болгарии. Архивировано 3 мая 2011 г., в Wayback Machine , Институт Открытое общество, декабрь 2009 г.
- ^ например, «отсутствие достаточных гарантий независимости регулирующего органа, недостаточные экспертные знания и профессионализм регулирующего органа, отсутствие прозрачности процедур лицензирования, отсутствие прозрачности собственности, вопросы, связанные со способами финансирования и расходования средств суммы, которые Болгарское национальное телевидение и Болгарское национальное радио получают из государственного бюджета и т. д.». Весела Табакова, Болгария #Законодательство о СМИ. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Весела Табакова, Болгария #Законодательство о СМИ. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Freedom House , Болгария, отчет 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Весела Табакова, Болгария #Системы подотчетности. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Весела Табакова, Болгария #Print Media. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Весела Табакова, Болгария #Радио. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ «Аналоговый ТВ-сигнал отключен навсегда, 100 тысяч человек остались без телевидения» .
- ^ Весела Табакова, Болгария #Кино. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Весела Табакова, Болгария #Телекоммуникации. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коммуникации: Болгария» , World Factbook , Центральное разведывательное управление США, 28 января 2014 г. Дата обращения 1 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рассчитано с использованием уровня проникновения и данных о населении из «Страны и территории, ранжированные по населению: 2012 г.» , Данные о населении, Международные программы, Бюро переписи населения США, получены 26 июня 2013 г.
- ^ «Процент людей, использующих Интернет в 2000-2012 гг.» , Международный союз электросвязи (Женева), июнь 2013 г., получено 22 июня 2013 г.
- ^ «Абоненты фиксированного (проводного) широкополосного доступа на 100 жителей в 2012 году» , Динамический отчет, ITU ITC EYE, Международный союз электросвязи . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ «Активные подписки на мобильную широкополосную связь на 100 жителей в 2012 году» , Динамический отчет, ITU ITC EYE, Международный союз электросвязи . Проверено 29 июня 2013 г.
- ^ Выберите форматы. Архивировано 9 апреля 2012 г. на Wayback Machine , Блокировки IP-адресов стран. Доступ осуществлен 2 апреля 2012 г. Примечание. Сайт обновляется ежедневно.
- ^ Население , Всемирная книга фактов , США Центральное разведывательное управление . Доступ осуществлен 2 апреля 2012 г. Примечание. Данные в основном относятся к 1 июля 2012 г.
- ^ Весела Табакова, Болгария #Информационные агентства. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Весела Табакова, Болгария #Профсоюзы. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Весела Табакова, Болгария #Регулирующий орган. Архивировано 21 декабря 2017 г. в Wayback Machine , EJC Media Landscapes , около 2010 г.
- ^ Репортеры без границ , Мировой индекс свободы прессы. Архивировано 19 апреля 2016 г. в Wayback Machine 2015, Болгария.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Обуздание СМИ, разрушительные дебаты: мягкая цензура в Болгарии» (PDF) . Серия отчетов WAN IFRA о мягкой цензуре . Всемирная ассоциация газет и издателей новостей (WAN IFRA). 2016 . Проверено 30 апреля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Парламентская ассамблея Совета Европы , Защита свободы СМИ в Европе . Архивировано 2 июля 2016 г. в Wayback Machine . Справочный отчет, подготовленный г-ном Уильямом Хорсли, специальным представителем по свободе СМИ Ассоциации европейских журналистов.
- ^ Перейти обратно: а б с д Димитрова, Светла (17 октября 2014 г.). «Концентрация СМИ и владение СМИ в Болгарии» . Balcanicaucaso.org . Osservatorio Balcani Caucaso Transeuropa . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Владение СМИ в Болгарии: состояние дел и проблемы» . Центр изучения демократии . Аналитическая записка № 49. 2015 г. Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Сравнительный анализ свободы СМИ и плюрализма в государствах-членах ЕС» (PDF) . Главное управление внутренней политики. Департамент политики по правам граждан и конституционным вопросам . Европейский парламент (ЕП). 2016 . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Петкович, Бранка (2004). "Болгария". Владение СМИ и его влияние на независимость и плюрализм СМИ . Любляна: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. ISBN 961-6455-26-5 .
- ^ «Обуздание СМИ, разрушительные дебаты» (PDF) . WAN-IFRA Всемирная ассоциация газет и издателей новостей . Проверено 27 ноября 2017 г.