Jump to content

СМИ в Боснии и Герцеговине

(Перенаправлено из СМИ Боснии и Герцеговины )

Avaz Twist Tower , штаб-квартира Дневни Аваз.

Под средствами массовой информации Боснии и Герцеговины понимаются средства массовой информации, базирующиеся в Боснии и Герцеговине (БиГ). Телевидение, радио, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Боснии и Герцеговины гарантирует свободу слова , хотя политическое и деловое давление – в сочетании с административной раздробленностью – по-прежнему препятствует независимости журналистов и средств массовой информации. [1]

Будучи страной переходного периода с послевоенным наследием и сложной внутриполитической структурой , система СМИ Боснии и Герцеговины находится в процессе трансформации. В ранний послевоенный период (1995–2005 гг.) развитие СМИ направлялось в основном международными донорами и агентствами по сотрудничеству, которые инвестировали средства в реконструкцию, диверсификацию, демократизацию и профессионализацию средств массовой информации. [2] [3]

Послевоенные события включали создание независимого Агентства по регулированию коммуникаций, принятие Кодекса прессы, создание Совета прессы, декриминализацию клеветы и диффамации, введение довольно продвинутого Закона о свободе доступа к информации, а также принятие Закона о свободе доступа к информации. создание системы общественного вещания на базе бывшей государственной вещательной компании.Тем не менее, позитивные события, поддерживаемые международным сообществом, часто препятствовали отечественной элите, а профессионализация средств массовой информации и журналистов происходила очень медленно. Высокий уровень партийной принадлежности и связей между средствами массовой информации и политическими системами препятствует соблюдению профессионального кодекса поведения. [3]

Во время войны в Боснии и Герцеговине большинство средств массовой информации стали инструментами пропаганды властей, армий и группировок – за исключением сараевского « Ослободженье» . С тех пор были предприняты усилия – с ограниченным успехом – по развитию средств массовой информации, которые преодолевают этнические границы. [4]

Законодательная база

[ редактировать ]

Свобода выражения мнений и свобода средств массовой информации в Боснии и Герцеговине гарантируются Конституцией , Европейской конвенцией по правам человека и другими международными конвенциями по правам человека, которые непосредственно интегрированы в конституционный порядок Боснии и Герцеговины. [5] : 27  Свобода выражения мнений и свобода СМИ также гарантируются конституциями образований. [6]

Другими соответствующими законами являются Закон о защите от диффамации , [7] который регулирует клевету и диффамацию , а также Закон о коммуникациях. [8] Из-за неспособности властей как Республики Сербской, так и Федерации Боснии и Герцеговины обеспечить создание необходимой правовой базы, которая позволила бы журналистам работать профессионально и независимо в своей среде, в 1999 году Высокий представитель принял Решение о свободе Информация и об отмене уголовного наказания за оскорбление и клевету. Диффамация была декриминализирована в Боснии и Герцеговине в 2002 году. [5] : 27 

Закон о связи представляет собой общую правовую основу для отрасли телерадиовещания и телекоммуникаций, которая устанавливает Агентство по регулированию связи (CRA) в качестве независимого государственного агентства, регулирующего секторы радиовещания и телекоммуникаций. [3]

Закон предусматривает свободу слова и печати ; однако на практике правительство не всегда соблюдает свободу прессы. Законодательство Федерации Боснии и Герцеговины запрещает разжигание ненависти . Закон Республики Сербской конкретно не запрещает разжигание ненависти, хотя закон запрещает разжигание этнической, расовой или религиозной ненависти . Независимые аналитики отмечают продолжающуюся тенденцию политиков и других лидеров называть нежелательную критику языком ненависти. [9] Закон запрещает произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище или переписку, и правительство обычно соблюдает эти запреты на практике. [9]

Закон о связи также регулирует вопросы концентрации и собственности СМИ. CRA приняло Правило о концентрации СМИ и совместном владении. [10] как предусмотрено Законом о связи, для предотвращения концентрации перекрестного владения. Закон о конкуренции предусматривает дополнительные правила концентрации рынка. [11] : 281 

Закон БиГ о свободе доступа к информации является довольно продвинутым и предоставляет публичный доступ ко всей информации, хранящейся в государственных учреждениях, за исключениями только для защиты информации, оказывающей особенно негативное влияние на оборону, общественную безопасность, денежно-кредитную политику или конфиденциальность третьих лиц. . [3] [12] Однако на практике этот процесс может быть обременительным и отпугивать журналистов от запроса официальной информации. [1]

Закон о системе общественного вещания Боснии и Герцеговины [13] регулирует общее функционирование системы и отношения между ее компонентами и дополняется другими законами на уровне государства и образования: Законом о службе общественного вещания Боснии и Герцеговины (BHRT), [14] Закон о радио и телевидении Федерации БиГ – RTVFBiH [15] и Закон о радио и телевидении Республики Сербской – РТРС [3] [16] [17] : 80 

Кодекс поведения Агентства по регулированию связи в сфере вещания [18] устанавливает стандарты программирования, требуя от радио- и телестанций «демонстрировать беспристрастность в своих репортажах, профессионализм и равное представительство всех социальных групп, различных позиций и мнений, без дискриминации по каким-либо признакам». Законы, регулирующие деятельность общественных вещателей, предусматривают аналогичные стандарты. [3]

CRA также принял Кодекс аудиовизуальных и радиомедийных услуг, с помощью которого можно контролировать применение условий лицензии, и Кодекс рекламы и спонсорства, который регулирует защиту несовершеннолетних в контексте рекламы и спонсорства. Несмотря на эти кодексы, по-прежнему существуют опасения по поводу надлежащего соблюдения профессиональных стандартов. [5] : 28 

В 2005 году Избирательная комиссия БиГ приняла Правила освещения политических вопросов в средствах массовой информации в период выборов, как того требует Закон о выборах БиГ. [19] Эти правила устанавливают стандарты освещения избирательных кампаний и требуют от вещателей предоставлять фактическую, полную, честную, справедливую и беспристрастную информацию, а также относиться к политическим конкурентам одинаково и беспристрастно. [3]

В Боснии и Герцеговине нет регистратора онлайн-СМИ, и им не требуется лицензия на функционирование. В последние годы Совет прессы БиГ взял на себя обязательство разработать постановление в этой области, основанное на принципе саморегулирования. В 2013 году Министерство связи приступило к разработке нового закона о СМИ, включая регулирование Интернета и онлайн-СМИ. Эта инициатива вызвала некоторую обеспокоенность, поскольку ожидалось, что она будет включать такие ограничения, как разрешения и лицензии. [5] : 28 

Статус журналистов

[ редактировать ]

Профессионализм и качественная журналистика редки в Боснии и Герцеговине. Журналисты получают относительно более низкие зарплаты, несмотря на более высокие ученые степени, и зачастую их выплачивают нерегулярно из-за финансовых трудностей средств массовой информации. Перегрузка работой и нехватка времени вынуждают журналистов предоставлять неподтвержденные доказательства или использовать ненадежные источники. Интернет-СМИ также часто не соблюдают стандарты авторского права. [1] Многие журналисты работают без надлежащих трудовых договоров, их часто нанимают на работу в обычный рабочий день или даже дольше, без страховки на медицинское обслуживание и пенсионные фонды.

Регулирующие органы

[ редактировать ]

Агентство по регулированию связи (CRA) отвечает за регулирование радио- и телевещания страны, как это установлено Законом о связи. [9] CRA — независимое агентство, которому поручено регулирование радио- и телевещания, а также телекоммуникационных сетей; лицензирование; распределение радиочастотного спектра, а также разработка и обеспечение соблюдения правил и положений на рынке связи. Закон о связи гарантирует его независимость и не позволяет Совету министров, отдельным министрам или любому другому лицу влиять на его решения. [20] Более того, государственным чиновникам всех уровней власти, членам органов политических партий и лицам, связанным с операторами телекоммуникаций или электронными СМИ, запрещено назначаться генеральным директором CRA. [21] CRA обладает исполнительными полномочиями по обеспечению соблюдения правил, [1] и является финансово независимым. [3] [22] Его решения в целом считаются справедливыми. [1]

Генеральный директор CRA назначается Советом CRA и утверждается Советом министров БиГ. Из-за политического спора последние семь лет агентство оставалось без директора. Законопроект, выдвинутый правительством БиГ в 2014 году и ограничивающий полномочия CRA, вызвал обеспокоенность. [1]

Органы саморегулирования

[ редактировать ]

Редакционная политика и содержание средств массовой информации БиГ не регулируются. Саморегулирование на этических и профессиональных принципах предусмотрено Кодексом о печати. [3]

Совет прессы БиГ был создан как независимый, неправительственный, неполитический орган саморегулирования, включающий все ассоциации журналистов и отвечающий за саморегулирование контента онлайн- и печатных СМИ. Он направлен на разрешение споров между СМИ и читателями с помощью профессиональных инструментов, таких как право на ответ, исправление, извинение и опровержение, но он не может налагать санкции в виде штрафов, приостановок или закрытия. [3] Его посредничество часто приводит к опровержению или ответу. [1] В 2012 году Совет прессы рассмотрел 176 жалоб на неточные или клеветнические сообщения печатных и интернет-СМИ (103 для печатных и 73 для интернет-СМИ), признав 35 жалоб обоснованными и отклонив 19 как необоснованные. [9]

В 2014 году в Боснии и Герцеговине было восемь ежедневных газет (в основном частных), 189 еженедельных или ежемесячных газет и журналов, 142 радиостанции, 43 телевизионные станции и восемь информационных агентств. Тем не менее, многие граждане не могут позволить себе доступ к нескольким источникам. [1]

Боснийско-герцеговинские СМИ часто являются партийными и связаны с различными этническими и политическими группами. Экономический спад усилил их зависимость от политических и коммерческих интересов, способствуя самоцензуре . Правительство Республики Сербской продолжает напрямую субсидировать проправительственные СМИ, в то время как многие местные СМИ получают средства от местных властей. Общественным СМИ по закону запрещено получать доходы от рекламы, что сдерживает их развитие. Структура собственности средств массовой информации часто неясна. [1]

[ редактировать ]

Совет прессы БиГ зафиксировал, что существует восемь ежедневных газет (все они находятся в частной собственности), 100 различных типов журналов, 71 специализированный журнал и восемь религиозных журналов. [3] Несколько сербских и хорватских СМИ также проданы в Боснию и Герцеговину. Данные о тиражах газет не публикуются средствами массовой информации и являются коммерческой тайной. Агентства по исследованию рынка в 2006 году сообщили, что наиболее читаемыми ежедневными газетами «Дневни аваз» (36%), «Блиц» (10%), затем «Глас Сербске» , «Вечерние новости» и «Вечерний список» (по 4%). Треть населения не читает газет. [23] Доли доходов от рекламы в 2007 году распределились следующим образом: Dnevni avaz (34%), Dnevni list (24%), Oslobođenje (16,75%), Nezavisne novine (12,72%), Glas Srpske (8,92%), Večernji list (3,48%). [24] [25] : 157 

Схемы чтения в основном следуют территориальному и этнонациональному признаку. «Дневни аваз» , издаваемый в Сараево , ориентирован главным образом на боснийскую аудиторию; «Независне новине » из Баня-Луки читают боснийские сербы ; Список «Вечерни» и список «Ютарни» направлены против боснийских хорватов . [23]

Журналы следовали тенденции коммерциализации, причем лидерство взяли на себя такие женские журналы, как «Азра» (14,7% читательской аудитории в 2005 г.) и «Глория» (12,5%), опередив такие политические журналы, как «Дани» (9,4%), «Слободна Босна» (7,2%). ) и Экспресс (5,3%). [25] : 158  [26]

Издательский

[ редактировать ]

Радиовещание

[ редактировать ]
  • Радиостанции : 3 крупных государственных радиовещательных компании и множество частных радиостанций (2010 г.). [27]

Система общественного вещания Боснии и Герцеговины (BHRT) включает четыре радиоканала: BH Radio 1 на государственном уровне, а также на уровне субъектов Federalni Radio в Федерации БиГ (часть RTVFBiH ) и Radio Republike Srpske в Республике Сербской (часть RTRS). ).

На радиорынке действуют 144 радиостанции, из них 65 государственных и 79 частных (данные за 2009 год). Их доходы поступают в основном от рекламы (60%), а также от государственных субсидий и продаж программ. Рынок сильно фрагментирован: 60% доходов распределяется между 130 станциями, а оставшиеся 40% - между 10 основными станциями. Ни одна радиостанция не приносит более 15% доходов рынка. [3] [17] Две трети доходов поступают общественным вещателям, либо национальной государственной службе (30%), либо другим местным государственным СМИ (34%); частные вещатели охватывают только 36%. [28] Радио часто вертикально интегрировано в медиа-группы, которые также контролируют телеканалы, операторов кабельного телевидения, интернет-провайдеров и даже маркетинговые агентства. Другие радиоприемники принадлежат муниципальным или кантональным правительствам и финансируются государством. [17] : 145 

Большинство слушателей (48% в 2006 г.) синхронизируют себя в основном на местных радиостанциях, из которых BN Radio лучший рейтинг имеет (15%), за ним следуют BH Radio 1 (13%) и Radio Big 1 (10%). Около 22% респондентов сообщают, что никогда не слушают радио. [3] [29]

Телевещание

[ редактировать ]
Здание Радио и телевидения Боснии и Герцеговины (BHRT) в Сараево .

Телевидение – главный источник новостей. Наиболее влиятельными вещателями являются общественные радио- и телестанции, принадлежащие боснийско-хорватским и сербским образованиям, RTVFBiH и RTRS , которые в каждой из них находятся под эффективным контролем правящих национальных партий. Телекомпания государственного уровня BHRT завершает поле деятельности. [1]

Управление Верховного представителя (OHR), ведущее международное гражданское агентство в Боснии, курировало развитие национального общественного вещания и работало над созданием ненационалистических, гражданских СМИ. [4]

Радио и телевидение Боснии и Герцеговины (BHRT), ранее известное как RTVBiH (1992–1998), а затем PBSBiH, является зонтичной вещательной организацией и единственным членом Европейского вещательного союза из Боснии и Герцеговины . В 1992 году РТВБиГ выросла из РТВ Сараево , одного из восьми основных радиовещательных центров бывшей Югославии , а 1 января 1993 года РТВБиГ была принята в качестве активного члена Европейского вещательного союза . В его состав входят Национальный общественный телеканал BHT 1 , Национальная служба общественного радио BH Radio 1 и подразделение музыкального производства MP BHRT . совместная государственная корпорация BHRT с общественными вещателями на уровне образований RTVFBiH и RTRS В настоящее время создается .

Сараево является домом для некоторых телеканалов, таких как Al Jazeera Balkans , ответвление катарской панарабской новостной сети, вещающей на боснийском , хорватском и сербском языках . [4] или его конкурент N1 , круглосуточный кабельный новостной канал .

Красная дорожка SFF

История кино в Боснии и Герцеговине началась с первого показа фильма 27 июля 1897 года. Однако развитие киноиндустрии произошло только после Второй мировой войны. На сегодняшний день в стране снято 120 художественных и сотни документальных и короткометражных фильмов, из них около 20 за последнее десятилетие (в основном совместного производства). [3] [30]

В 2008 году в Боснии и Герцеговине в 50 кинотеатрах было показано 7 409 фильмов, из которых 503 фильма были местного или совместного производства. Число кинозрителей имело отрицательную тенденцию: с 643 009 в 2003 году до 236 517 в 2008 году. [3] [31]

Киноиндустрия сильно пострадала от войны и послевоенного разрушения страны. Фонд кинематографии БиГ был учрежден только в 2002 году Министерством культуры ФБиГ на уровне образований и сегодня является единственным фондом, который финансирует кинопроизводство в БиГ и поддерживает Ассоциацию работников кино Боснии и Герцеговины. Ежегодный кинофестиваль в Сараево (SFF), основанный в 1995 году, является главным событием в регионе и важным способом продвижения киноиндустрии БиГ, в том числе посредством совместного производства, продвигаемого проектом CineLink. [3]

Телекоммуникации

[ редактировать ]

Сектор телекоммуникаций в Боснии и Герцеговине подвергается либерализации. До 2006 года существовало три лицензированных оператора фиксированной связи: BH Telecom , базирующаяся в Сараево и охватывающая 51% населения БиГ и большую часть территории Федерации БиГ ; Telekom Srpske , базирующаяся в Баня-Луке , охватывающая 34% населения БиГ, преимущественно на территории Республики Сербской ; и HT Eronet , базирующаяся в Мостаре и охватывающая 16% населения БиГ, главным образом в Федерации БиГ . Эти три компании пользовались фактической монополией на своих территориях, хотя у них есть общенациональные лицензии на внутренние и международные звонки. [17] : 180  Новые игроки пришли в рынок с момента начала его либерализации в 2007 году. [3] [32] Число абонентов фиксированной телефонной связи составило 849 027 в 2001 году и 1 022 475 в 2007 году. Уровень проникновения фиксированной телефонной связи увеличился с 22,35% (2001 г.) до 26,41% (2007 г.). [17] : 189–190 

Сектор мобильной телефонии является высококонкурентным, поскольку три основных телефонных оператора конкурируют по всей стране с брендами BH Mobile, M-Tel и HT Eronet. [17] : 182  Мобильные сети охватывают 99% населения и имеют уровень проникновения 63,29%, при этом в 2007 году было 2 450 425 абонентов, что вдвое больше, чем в 2004 году. [17] : 192 

Операторы TLC по-прежнему в основном принадлежат государству, и существует сильное сопротивление приватизации: 90% BH Telecom и 50,1% HT Eronet принадлежат Федерации БиГ. В Республике Сербской компания Telekom Srpske была приватизирована и в настоящее время в основном (65%) принадлежит Telekom Srbija . [17] : 186 

Рынок телекоммуникаций регулируется Агентством по регулированию связи , которое также регулирует секторы вещания и Интернета. [3]

Интернет

[ редактировать ]

Число пользователей Интернета в Боснии и Герцеговине быстро возросло: с 585 000 в 2004 году до 1 055 000 в 2007 году. Проникновение Интернета выросло с 2% в 2002 году до 35% в 2009 году. [17] : 193–194  и 61% в 2014 году. [1] Молодежь (15–24 года) составляет наибольшую часть населения, подключенную к Интернету.

Средства массовой информации открыли веб-сайты в 2000-х годах, но их деятельность в Интернете оставалась отражением печатных версий. Первыми, кто инвестировал в онлайн-новости, были Dnevni avaz , за ними следовали Radio Sarajevo и Oslobođenje . Тем не менее, наиболее посещаемым порталом в стране был Sarajevo-x.com , независимый веб-сайт, который позже превратился в Klix.ba. портал [3]

Нет никаких правительственных ограничений на доступ к Интернету или сообщений о том, что правительство контролирует электронную почту или интернет -чаты . [9]

Медиа-организации

[ редактировать ]

Информационные агентства

[ редактировать ]

В 2014 году в Боснии и Герцеговине действовало 9 информационных агентств, два из которых находились в государственной собственности: Федеральное агентство новостей (SRNA) РС ФБиГ (FENA) и Информационное агентство Республики Сербской . Основное частное агентство — ONASA . [3] Два других агентства принадлежат религиозным группам: Римско-католической конференции епископов БиГ и Исламскому сообществу Боснии и Герцеговины . Агентство Анадолу является собственностью правительства Турции. [1] Последнее, Служба новостей Восточной Адриатики, является единственным региональным информационным агентством, находящимся в частной собственности.

Профсоюзы

[ редактировать ]

В Боснии и Герцеговине действуют шесть журналистских ассоциаций, часто по этнонациональному принципу. Одной из немногих активных является BH novinari (Журналисты БиГ). Вещательные компании представлены Ассоциацией независимых электронных СМИ и Ассоциацией частных радио- и телевизионных станций БиГ, объединенными в Ассоциацию медиаиндустрии (UMI), в которую входят также рекламные агентства и которым поручено собирать данные о телевизионных рейтингах. Ассоциация работников графики, издательского дела и средств массовой информации БиГ представляет печатные СМИ и типографии. [3]

Производственные компании

[ редактировать ]

Независимые продюсерские компании получили широкое распространение после 1995 года. Сегодня действуют по меньшей мере 30 из них, производящие телепрограммы, документальные фильмы, короткометражные и художественные фильмы. К основным из них относятся Refresh, Pro.ba, Flash Production, FIST Production и Deblokada. [3]

Цензура, самоцензура и свобода СМИ

[ редактировать ]

В Боснии и Герцеговине профессиональная журналистика недооценена общественностью и ей мало платят. Низкие зарплаты, нерегулярная оплата труда журналистов и растущее число угроз журналистам, зафиксированные Индексом устойчивости СМИ за IREX 2017 год , позволяют оказывать политическое давление и самоцензуру . [33] Самоцензура возникает еще и потому, что журналисты неохотно освещают истории, которые могут вызвать у них проблемы. [33]

По данным Transparency International в Боснии и Герцеговине, журналисты, занимающиеся вопросами коррупции, «подвергаются нападкам и давлению даже со стороны представителей властей Боснии и Герцеговины, что приводит к возникновению самоцензуры внутри самих СМИ». [34] Самоцензура усиливается редкими, но продолжающимися физическими нападениями и угрозами в адрес журналистов. Поскольку за этими делами часто не проводится должное расследование, журналисты чувствуют себя незащищенными и поэтому могут не захотеть освещать определенные темы, что препятствует освещению вопросов, имеющих общественное значение. [35]

Опыт журналистов, работающих в редакциях в Боснии и Герцеговине, собранный Медиа-центром Сараево , показывает, что редакционная политика часто находится под влиянием политической и экономической элиты. Это создает атмосферу, в которой становится ясно, какие темы и цифры являются предпочтительными, а о чем журналистам писать не следует. [36]

С 1992 года в Боснии и Герцеговине были убиты девятнадцать журналистов, что увеличивает вероятность самоцензуры в СМИ. Только в 2015 году было зафиксировано не менее 20 случаев угроз и запугивания работников СМИ, а в 2014 году власти провели обыски в офисах самого популярного новостного интернет-сайта. Расплывчатые формулировки в законодательстве о социальных сетях в Сербском регионе криминализируют «попытки нарушить общественный порядок». [37]

В Боснии и Герцеговине нет официальной системы регистрации преступлений против журналистов, которые в основном классифицируются как мелкие правонарушения. Профессиональный статус жертвы властями не принимается во внимание. По словам генерального прокурора РС Махмута Швраки, журналисты «чрезмерно реагируют на угрозы и выдвигают необоснованные заявления», а затем теряют интерес к делам, поскольку процедура очень длительная. [38] : 20 

Нападения и угрозы в адрес журналистов

[ редактировать ]

Ассоциация журналистов БиГ зафиксировала 20 случаев нападений или угроз в адрес журналистов за первые 7 месяцев 2014 года, включая пять физических нападений и одну угрозу смертью. Двадцать случаев было также зарегистрировано в 2013 году и 22 в 2012 году. [38] : 14  Хьюман Райтс Вотч зафиксировала «явно неоднозначную информацию» относительно реакции государства на нападения, а также «атмосферу страха среди журналистов», поскольку, как резюмировал репортер Амер Бахтижар, «это будет означать лишь то, что полиции придется провести расследование самостоятельно». [38] : 14 

  • Частный охранник больницы Восточного Сараево угрожал застрелить Слободана Васьковича, репортера о коррупции и военных преступлениях, в тот же день, когда он предстал перед судом, чтобы защитить себя по делу о клевете, возбужденному против него Республики Сербской президентом Милорадом Додиком в сентябре. 2013 год. Полиция не расследовала дело. [38] : 15 
  • В июле 2012 года журналистка из Мостара подверглась физическому нападению со стороны женщины в ее родном городе Любушки после показа документального фильма о ее покойном муже Неделько Галиче , вместе с которым она спасала боснийцев от депортации в концентрационные лагеря во время конфликта. Ранее она сообщала об онлайн-угрозах в полицию, которая не восприняла ее всерьез. После нападения ей пришлось переехать из Любушки вместе с семьей. Полиция квалифицировала произошедшее только как «нарушение общественного порядка». После международного давления нападавший предстал перед судом и получил в первой инстанции довольно мягкий трехмесячный условный срок за нападение. [38] : 15–16 
  • В октябре 2011 года члены съемочной группы BHRT TV подверглись словесному и физическому нападению со стороны двух охранников возле шахты Миличи , предположительно массового захоронения боснийцев, которое должно было быть приватизировано. Полиция Миличи дождалась звонков от своего командования в Биелине, прежде чем разрешить им составить отчет о происшествии. Двум мужчинам были предъявлены обвинения прокурором Власеницы , но дело не было доведено до конца. [38] : 16–17 
  • В 2014 году было зафиксировано несколько случаев физических нападений или угроз в адрес журналистов. Бывший репортер, занимавшийся вопросами военных преступлений, получил травмы головы после нападения в январе. В июне оператору телеканала «Федерална» угрожали ножом во время освещения возвращения в Мостар осужденного военного преступника Дарио Кордича . На обозревателя Славо Кукича также напали с бейсбольной битой после того, как он раскритиковал прием Кордича. В январе/ноябре 2014 года две угрозы смертью и пять физических нападений были зафиксированы программой «Горячая линия свободных СМИ» Ассоциации журналистов БиГ. [1]
  • Случаи чрезмерного применения силы полицией против журналистов были зарегистрированы во время протестов 2014 года в Тузле , где сотрудники полиции избили, надели наручники и оскорбили двух журналистов после того, как им сломали камеры и им угрожали смертью. [38] : 21  Журналиста РТВ «Слон» ударили дубинкой по голове, когда он носил бейдж. [1] Сообщается, что полиция Федерации начала расследование по этому делу, но пока безрезультатно. [38] : 21 

Политическое вмешательство

[ редактировать ]

Двадцать восемь боснийских журналистов, опрошенных HRW, назвали политическое вмешательство обычным явлением в своей работе. [38] : 35  В августе 2013 года базирующийся в Баня-Луке новостной сайт Istinito сообщил о студенческих плакатах против президента РС Милорада Додика . Полиция пригрозила владельцу сайта арестом и потребовала выдать IP-адреса источников статьи. [38] : 36  Журналистка BH Dani осудила несколько попыток Садика Ахметовича, вице-президента партии ПДД в Сребренице, помешать публикации ее статей перед административными выборами 2014 года, вплоть до угроз депортации на ее родину, Польшу. Дани выдерживал давление вплоть до смены редактора в августе 2014 года, после чего журналист покинул газету. [38] : 35 

Внезапные финансовые и административные проверки используются как метод наказания средств массовой информации после критических публикаций. Так было в случае совместного рейда полиции РС и ФБиГ 29 декабря 2014 года в помещение веб-сайта Klix.ba в Сараево с изъятием документов и данных после того, как Klix опубликовал статью о предполагаемой коррупции в Национальной ассамблее РС. Полиция изъяла оборудование сайта и задержала для допроса четырех журналистов, которых отпустила через восемь часов. Они попросили их выдать источник прослушивания телефонных разговоров, на которых премьер-министр РС Желька Цвиянович утверждает, что купила двух депутатов, чтобы обеспечить большинство своей партии, СНСД , в Скупщине. [38] : 36  Рейду предшествовало полицейское слушание в Баня-Луке, на котором журналистов Klix.ba уже заставили сдать свои источники. По мнению журналистов, рейд был запугиванием всех журналистов страны. [38] : 37  [39] Правозащитные группы и ФБиГ премьер-министр Нермин Никшич осудили рейд. [1]

Редакционная независимость общественных вещателей БиГ неоднократно подвергалась сомнению со стороны авторитетных наблюдателей, таких как Европейский парламент и Freedom House , из-за их тесной связи с политическими партиями. Сообщается, что проправительственные СМИ получают непропорционально большую долю рекламного пространства, распределение которого непрозрачно, и даже получают прямые субсидии через специальные проекты. [38] : 37 

Журналисты сообщают о трудностях с доступом к правительственным заседаниям, а политики иногда ограничивают доступ к публичным мероприятиям лишь немногим «дружественным» репортерам. Сообщается, что журналистам телеканала BN и сербского запрещено информационного агентства "Бета" находиться в помещении президента Республики Сербской . [1]

Гражданские иски о клевете

[ редактировать ]

Законы БиГ предусматривают ответственность за клевету в случае умышленного или небрежного распространения ложной информации, причиняющей вред физическим или юридическим лицам. Ассоциация журналистов Британской Колумбии сообщила в среднем о 100 гражданских исках о клевете каждый год. Журналисты и редакторы определяли гражданские иски как стратегию политиков и бизнесменов, направленную на то, чтобы занять их и помешать им тратить время на собственную работу по журналистским расследованиям, поскольку у них часто нет денег на наем адвокатов и им приходится защищать себя лично - или подтолкнуть их к самоцензуре . [38] : 46 

  • Слободан Васькович, независимый журналист-расследователь в Республике Сербской, насчитал против него до 40 исков о клевете, дюжина из которых от президента РС Милорада Додика . Он выиграл все иски, поданные в Сараево, и проиграл все иски, поданные в Баня-Луке. [38] : 46 
  • журналистку информационного агентства «Бета» подал в суд на Президент РС Милорад Додик в 2011 году после пресс-конференции, на которой он заявил, что она опубликовала фейковые новости и велел ей покинуть здание. В октябре 2013 года она была осуждена за клевету судом низшей инстанции в Баня-Луке за нарушение презумпции невиновности, хотя суд признал, что опубликованная информация (относительно отчета SIPA против Додика о предполагаемой преступной деятельности, связанной со строительными тендерами) была правдивой и правильный. Приговор и штраф в размере 5000 БАМов были отменены апелляцией в августе 2014 года. [38] : 47 
  • Еженедельник «Слободна Босна» неоднократно подвергался штрафам со стороны государственных чиновников. Ее редактор насчитывает до 50 гражданских исков против СМИ, которым в период с марта 2014 года по январь 2015 года было предъявлено обвинение в выплате штрафа в размере около 15 000 евро. [38] : 47 
  • В декабре 2014 года Травника суд запретил телеканалу «Федерална» публиковать информацию о трех полицейских, предположительно причастных к торговле наркотиками, после того как они подали иск о клевете. [1]

Кибератаки

[ редактировать ]

Кибератаки на сайты журналистских расследований участились в Боснии и Герцеговине после наводнения в мае 2014 года, когда журналисты начали подвергать сомнению официальную реакцию на кризис.

  • Веб -сайт Istinito в Баня-Луке подвергся нескольким DDoS- атакам в октябре 2014 года, каждый раз приводивших к отключению на целый день, а для восстановления полной мощности требовалось несколько дней. Владелец сайта заявил, что нападения происходили каждый раз, когда он публиковал критические новости в адрес президента РС Милорада Додика . Генеральный прокурор РС Махмут Шврака сообщил HRW, что они не получали сообщений о кибератаках на новостные сайты в 2014 году. [38] : 51–52 
  • В 2014 году хакеры атаковали сайты информационного агентства FENA и журнала «Бука», а также Ассоциации журналистов БиГ. [1]

Клеветнические кампании

[ редактировать ]

Несколько журналистов БиГ столкнулись с клеветническими кампаниями, которые имели последствия для их работы и профессиональной карьеры.

  • Слободан Васькович, независимый журналист-расследователь в Республике Сербской, в 2011 году пострадал от 58-дневной клеветнической кампании, проводимой проправительственными СМИ, в том числе общественным вещателем РТРС и принадлежащим этой организации информационным агентством SRNA , а также газетой «Независне новине» ежедневной . быть обвиненным в ответственности за убийство Зорана Джинджича . Васькович расценил кампанию как приглашение «кто-то меня убить» и сообщил, что с тех пор не может найти работу в средствах массовой информации РС. [38] : 56–57  В конце 2015 года он подвергся публичному нападению со стороны министра внутренних дел РС Драгана Лукача , по словам которого «в течение многих лет Слободан Васькович в своем блоге призывал к разрушению и подрыву институтов Республики Сербской, особенно Министерства внутренних дел». [40]
  • В 2011 году журналистке БЕТА запретили посещать президентское здание в Баня-Луке, где проводятся пресс-конференции, и поэтому с тех пор она не может выполнять свою работу. В 2013 году президент Додик еще раз публично напал на новостное агентство «Бета», чтобы дискредитировать агентство и журналиста. [38] : 57 
  • Журналистка BH Dani пострадала от клеветнической кампании Face TV в мае 2014 года после того, как раскритиковала освещение в СМИ наводнения весной 2014 года. Она определила кампанию как полную «лжи, сексизма и национализма» и сообщила о нападениях со стороны исламистов из Сараево и постоянных угроз смерти в Интернете. Ей пришлось покинуть Сараево, и с тех пор она оставила журналистику.

Прозрачность собственности СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы.

В Боснии и Герцеговине собственность СМИ регулируется плохо. [41] По мнению некоторых экспертов, официальные институты Боснии и Герцеговины никогда не проявляли никакого интереса и приверженности к регулированию вопроса прозрачности и концентрации собственности СМИ. [42] Закон, регулирующий важнейшие аспекты прозрачности собственности СМИ, фактически так и не был принят. На практике не существует публичного реестра, содержащего информацию о прозрачности всех средств массовой информации, действующих в стране, включая частные и государственные СМИ, радиостанции, телевизоры, печатные и электронные СМИ. [42] Прозрачность собственности регулируется только общими требованиями прозрачности для предприятий, в то время как комплексное регулирование прозрачности и концентрации собственности полностью отсутствует с 2006 года, когда истек срок действия Правила о концентрации СМИ и собственности на электронные и печатные СМИ. [41] [42] В целом, информацию о реальных владельцах СМИ можно легко скрыть, что затрудняет четкое и полное представление о структурах собственности. [41]

Минимальные требования прозрачности обеспечиваются за счет возможности доступа к документам в судебных реестрах. Эти документы касаются всех видов бизнеса, в том числе СМИ. Однако эта информация разбросана по 15 различным реестрам, расположенным в разных городах страны, и доступна при условии уплаты судебного сбора. Не вся информация доступна в Интернете, но полный онлайн-реестр предприятий доступен на территории Федерации Боснии и Герцеговины , но не в Республике Сербской . Агентство по регулированию связи (CRA) ведет реестр вещателей, который доступен в Интернете, даже если разделы с данными о собственности недоступны в Интернете. [41]

В этой плохо регулируемой ситуации одной из главных проблем является отсутствие политики и правил прозрачности собственности, которые могли бы позволить отслеживать как происхождение капитала, потоки финансирования, так и скрытых владельцев. Широко распространено подозрение, что настоящие владельцы некоторых СМИ в стране скрываются. В некоторых случаях непрозрачная собственность является результатом попытки обойти юридические ограничения на иностранную собственность или скрыть конфликт интересов, как в случае с « Дневни аваз» . Дело в том, что существующие правила об иностранной собственности и конфликте интересов можно легко обойти, фактически не нарушая законодательства. [41]

Прозрачность собственности особенно проблематична, когда речь идет об электронных средствах массовой информации. На практике на сайтах этих СМИ не существует правил и стандартов, требующих раскрытия данных о собственности, и эти данные достаточно сложно получить, особенно в случае действующих, но официально не зарегистрированных в качестве СМИ СМИ, которые ставит под угрозу выполнение профессиональных правил саморегулирования, среди прочего. [41] По оценкам экспертов, из более чем 20 веб-сайтов, предоставляющих онлайн-информацию и имеющих определенное влияние, выбранных случайным образом, более половины исследованных порталов не имеют понятия об основной информации об управлении, в том числе о собственности, а также именах редакторов и журналистов. [42] [43] Эта ситуация может иметь негативные последствия и с юридической точки зрения, поскольку, если веб-сайт, не имеющий четкой информации о собственности, нарушает закон, властям будет сложно найти виновных. [42]

Эксперт Лейла Турчило подчеркивает тот факт, что в Боснии и Герцеговине непрозрачная собственность СМИ способствует усилению негативной характеристики этого общества, а именно клиентелизма . Турчило объясняет, что, поскольку прозрачность собственности не гарантирована, бывают случаи, когда средства массовой информации принадлежат людям, связанным с другими предприятиями, которые используют свои СМИ для поддержки такой предпринимательской деятельности. Также немало случаев использования средств массовой информации в качестве политических инструментов. [42] Это подтверждает Индекс медиаклиентелизма , [44] региональный индекс, оценивающий клиентелизм и политизацию средств массовой информации в пяти странах Западных Балкан , который показал, что Босния и Герцеговина страдает от сильного влияния политических элит на средства массовой информации. [43] В целом, по мнению Турчило, такая медиа-среда не может предоставить общественности достаточную и качественную информацию для объективной оценки содержания СМИ. [42]

Структура собственности и концентрация СМИ

[ редактировать ]

В Боснии и Герцеговине собственность СМИ практически не регулируется. [33] Учитывая небольшой размер медиарынка, значимой концентрации собственности на средства массовой информации не происходит, но существует серьезный риск монополизации медиапространства, что является следствием отсутствия регулирования собственности. [33] [45] Концентрация собственности СМИ полностью нерегулировалась с 2006 года, когда истек срок действия соответствующего закона – «Правил о концентрации СМИ и собственности электронных и печатных СМИ» (принятых в 2004 году). [33] Компетентные учреждения не взяли на себя обязательства по введению новых правил и разработке надлежащей политики в этой области. [33] Применимое законодательство, т.е. Закон о конкуренции, который применим ко всем видам предпринимательской деятельности, плохо подходит для решения проблемы концентрации в секторе средств массовой информации, поскольку Совет по конкуренции реагирует на конкретные жалобы, но не принимает стратегических мер по ограничению концентрации до того, как такое случается. [33]

Агентство по регулированию коммуникаций (CRA) попыталось инициировать политику, направленную на решение проблемы концентрации собственности в различных секторах СМИ, в соответствии с общим законом, поскольку никаких конкретных правил, регулирующих концентрацию средств массовой информации, не существует. До сих пор государственные институты, такие как Совет по конкуренции, не проявили интереса и готовности активно участвовать в разработке такой политики. [33]

В Боснии и Герцеговине процесс приватизации был неравномерным: если в случае с печатными СМИ и газетами он характеризовался незаконностью и злоупотреблением властью, то приватизация теле- и радиовещательных компаний так и не началась. [33]

По данным Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы , «структуры собственности включают некоторых иностранных владельцев, крупных бизнесменов и связи с политическими партиями». [33] В Республике Сербской легко проследить политическую принадлежность; они в основном связывают владельцев СМИ с SNSD, тогда как в Федерации членство более разнообразно: это делает возможным большее разнообразие и плюрализм в медиаконтенте. [33]

Влияние интернет-СМИ растет. Обычно такие источники рассматриваются как обещание большего плюрализма и качественной медиа-среды. Однако в Боснии и Герцеговине лишь немногие цифровые СМИ производят актуальный и качественный журналистский контент. Большинство из них финансируются организациями, возглавляемыми профессионалами СМИ, и зависят от финансирования международных доноров. [33] Однако цифровые СМИ вызывают некоторые проблемы с прозрачностью, поскольку некоторые из них даже не зарегистрированы в качестве медиа-бизнеса и, таким образом, остаются вне досягаемости регулирующих органов. [33]

Что касается распространения вещательного контента, то лицензионные процедуры по распределению аудиовизуальных и радиолицензий требуют юридически обязательного заявления лицензиатов, которые должны заявить, что они приобрели права на распространение своих программ. Ответственным органом, контролирующим выдачу лицензий, является CRA. [33]

Модели владения СМИ

[ редактировать ]

Медиарынок в Боснии и Герцеговине сильно фрагментирован. [33] Эта фрагментация происходит главным образом по образовательным и этническим признакам. [33] В таком контексте источники доходов скудны, а средства массовой информации имеют ограниченные шансы следовать независимой редакционной линии и оставаться независимыми от политических и экономических сил. [33] Кроме того, рынок СМИ перенасыщен: эта особенность усилилась в последнее десятилетие из-за экономического кризиса и усиления влияния государственных институтов на финансирование СМИ. [33] В целом медиарынок характеризуется большим количеством СМИ, работающих во всех секторах. Это рассматривается не как признак плюрализма , а как индикатор «политических и других конфликтующих взглядов». [33]

Бизнес-актеры и политические пристрастия в СМИ

[ редактировать ]

Прямое владение бизнесом не является обычным явлением среди крупнейших вещательных компаний Боснии и Герцеговины. Однако есть случаи, когда СМИ имеют как деловую, так и политическую принадлежность. Наиболее значимым случаем в радиосекторе является радио Bobar , принадлежащее Bobar , компании с акционерным капиталом из Биелины, Республика Сербская. Владелец группы, в которую входят также банк «Бобар» , страховая компания и другие компании, связан с партией SNSD. [33]

Политические пристрастия присутствуют и в печатном секторе, где они еще более заметны. Крупнейшие газеты Республики Сербской, «Независне новине» и «Глас Сербская е», а также радиостанция «Радио Нес» (Баня-Лука) находятся в общей собственности – компании NIGD DNN Ltd. [33] Согласно отчету Обсерватории СМИ Юго-Восточной Европы, между одним из владельцев, то есть Желько Копаньей, и лидером SNDS существуют тесные отношения, и это якобы гарантирует СМИ дополнительную прибыль за счет государственного финансирования. [33] Кроме того, эта связь сделала бы возможным назначение некоторых личностей в этих СМИ. [33]

Считается, что правительство Республики Сербской и ведущая партия НСДД оказывают влияние на большинство средств массовой информации Республики Сербской. [33] В Федерации Боснии и Герцеговины политическая принадлежность между политическими деятелями и владельцами СМИ более разнообразна. [33] Две крупнейшие газеты Федерации БиГ, а именно «Дневни аваз» и «Ослобоженье», представляют собой два ярких примера средств массовой информации, владельцами которых являются бизнес-магнаты, имеющие политические связи. [33] Дело «Дневни Аваз» считается делом скрытого собственника. Номинальным владельцем «Дневни Аваз» был бизнесмен Фахрудин Радончич, который в 2009 году основал политическую партию (Партия за лучшее будущее, SBB), а в 2012 году стал министром безопасности БиГ. По этой причине право собственности на газету перешло к его бывшей жене Азре Радончич. Благодаря этому шагу удалось избежать официальных обвинений в конфликте интересов, но подозрения во влиянии Радончича на редакционную линию сохраняются. [33]

Что касается Oslobođenje , то основными владельцами являются две компании с акционерным капиталом, Sarajevska pivara и Klas , обе связанные с семьей Селимович. [33] Семья связана с партией ПДД. [33]

Еженедельник BH Dani , один из журналов с самой большой долей аудитории среди политических журналов, был признан положительным примером плюрализма СМИ в Боснии и Герцеговине. [33] но он потерял этот статус в 2010 году, когда был продан Ослобоженье и уехали несколько известных авторов. [33]

Также некоторые цифровые СМИ подозреваются в том, что у них есть скрытые владельцы среди политических деятелей. По словам Лиляны Журовац, директора Совета прессы, такие связи сложно выявить. [33]

Крупнейшие владельцы СМИ

[ редактировать ]

Крупнейшими частными владельцами по охвату аудитории своих СМИ являются владельцы телеканалов Pink BH и OBN . Эти два телевизора — две вещательные компании, охватывающие наибольшую долю аудитории на рынке. Вместе они охватывают более двух миллионов зрителей. [33]

Владельцем Pink Media Group является Желько Митрович. Группа является «крупнейшим частным коммерческим вещателем развлекательных программ и крупнейшей медиа-группой в Юго-Восточной Европе». [46] Помимо Pink BH , компания управляет около 100 каналами, доступными онлайн и через кабельное телевидение в Боснии и Герцеговине. Считалось, что Митрович был связан с бывшим президентом Сербии Милошевичем . [47]

Желько Копаня, владельцы Glas Srpske , Nezavisine novine и Ness Radio , и Фахрудин Радончич, который является возможным скрытым владельцем Dnevni Avaz и TV Alfa, контролируют значительные доли своих медиа-компаний, а также тираж и долю аудитории своих СМИ. низкие, эти случаи не вызывают беспокойства по поводу концентрации собственности СМИ. [33]

В последние годы две ежедневные газеты «Ослобоженье» и «Дневни аваз» выступали в качестве инструментов в столкновениях между двумя соответствующими магнатами, а именно семьями Радончича и Селимовича, и их политическими сторонниками. Эта динамика оказала пагубное влияние на целостность СМИ. [33]

Иностранная собственность

[ редактировать ]

Три крупных вещательных компании и одно информационное агентство принадлежат иностранным компаниям. [33] Закон о прямых иностранных инвестициях устанавливает, что иностранная собственность в бизнесе, связанном с общественными коммуникациями, не может превышать 49 процентов капитала. Тем не менее, применение этого закона является неадекватным, и четко не определено ни одно учреждение, уполномоченное осуществлять надзор за его выполнением. [33]

Другая форма собственности – это СМИ, принадлежащие отечественной компании, принадлежащей иностранным компаниям. Так обстоит дело, например, с Al Jazeera Balkans, зарегистрированной в Сараево и принадлежащей Al Jazeera Network, принадлежащей Al Jazeera Media Network из Катара. [33]

См. также

[ редактировать ]
  • Общественное достояние В этой статье использованы общедоступные материалы из Всемирная книга фактов (изд. 2024 г.). ЦРУ .   (Архивное издание 2014 г.)
  • Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Государственного департамента США .
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Freedom House , Отчет о свободе прессы, 2015 г., Босния и Герцеговина
  2. ^ Хозич, 2008; Томпсон и Де Люс, 2002; Курспахич, 2003 г.; Джусич, 2006 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Тарик Юсич, « Босния и Герцеговина. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine », EJC Media Landscapes.
  4. ^ Jump up to: а б с «Профиль Боснии и Герцеговины — СМИ» , BBC News , 18 декабря 2012 г. Проверено 30 января 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Эльда Броги, Алина Добрева и Пьер Луиджи Парку, « Свобода СМИ на Западных Балканах », исследование для Подкомитета Европейского парламента по правам человека, октябрь 2014 г., EXPO/B/DROI/2013/16
  6. ^ Статья 1 (l) Конституции Федерации БиГ, а также статьи 25 и 26 Конституции РС.
  7. ^ Официальный вестник RS № 37/01, Официальный вестник FBiH № 31/01.
  8. Официальный вестник БиГ № 33/02, 12 ноября 2002 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и «Босния и Герцеговина» , «Отчеты о соблюдении прав человека в странах за 2012 год» , Бюро демократии, прав человека и труда, Государственный департамент США, 22 марта 2013 г. Проверено 30 января 2014 г.
  10. ^ Правило CRA № 21/2003.
  11. ^ Юсич, Тарик, 2006, СМИ в демократическом обществе, в Срджане Диздаревиче и др., (ред.); Оценка демократии в Боснии и Герцеговине, Фонд «Открытое общество» Боснии и Герцеговины.
  12. ^ Статьи 6, 7 и 8 Закона о свободе доступа к информации в БиГ.
  13. ^ Официальный вестник Боснии и Герцеговины, вып. 78/05
  14. ^ Официальный вестник Боснии и Герцеговины, вып. 92/05
  15. ^ Официальный вестник Федерации Боснии и Герцеговины, вып. 01-02-401/08
  16. ^ Официальный вестник Республики Сербской, вып. 49/06
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я AGCOM и CRA, 2008 г., Обзор сектора связи в Боснии и Герцеговине.
  18. ^ «Агентство по регулированию связи БиГ» (PDF) .
  19. ^ Официальный вестник БиГ № 23/2001.
  20. ^ Закон БиГ о связи, статья 36.
  21. ^ Закон БиГ о связи, статья 40.
  22. Закон о финансировании учреждений Боснии и Герцеговины, Официальный вестник БиГ, 29 декабря 2004 г.
  23. ^ Jump up to: а б GfK BiH, 2006, Аудитория ежедневных газет в БиГ , Klix.ba
  24. ^ Mareco Index Босния, 2006 г.
  25. ^ Jump up to: а б Хозич, Аида А., 2008, Демократизация СМИ, Приветствуя Большого Брата: СМИ в Боснии и Герцеговине, в Кароле Якубовиче и Миклоше Сукошде (ред.): Поиск правильного места на карте: Изменение СМИ в Центральной и Восточной Европе в глобальной перспективе , Интеллект Бристоль, Великобритания / Чикаго, США.
  26. ^ IREX, Индекс устойчивости СМИ 2005 г.
  27. ^ Jump up to: а б «Связь: Босния и Герцеговина» , World Factbook , Центральное разведывательное управление США, 28 января 2014 г. Проверено 30 января 2014 г.
  28. ^ Обзор CRA, 2007 г., цитируется по AGCOM & CRA, 2008: 141.
  29. ^ GfK BiH, 2006b, Электронные СМИ в БиГ – что чаще всего смотрят и слушают?
  30. ^ Ассоциация кинодеятелей Боснии и Герцеговины
  31. ^ Агентство статистики Боснии и Герцеговины, 2009: 18.
  32. ^ Агентство по регулированию коммуникаций, 2009a, Публичный реестр общественных вещателей.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль «Босния и Герцеговина» (PDF) . Индекс устойчивости СМИ IREX 2017 . Совет по международным исследованиям и обменам (IREX). 2017.
  34. ^ «Цензура и самоцензура» . ti-bih.org . Трансперенси Интернэшнл Босния и Герцеговина. 21 сентября 2009 года . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  35. ^ «Свобода СМИ в Боснии и Герцеговине» . kas.de. ​Медиа-программа KAS в Юго-Восточной Европе. 2016 . Проверено 30 апреля 2017 г. .
  36. ^ «Самоцензура журналистов в Боснии и Герцеговине: Выбор темы в соответствии с редакционной политикой» . media.ba (на боснийском языке). Медиацентр Сараево. 13 октября 2016 г. Проверено 30 апреля 2017 г. .
  37. ^ «Выражение в Боснии и Герцеговине» . www.monitor.civicus.org . Цивикус. Монитор, отслеживающий гражданское пространство. 1 июня 2016 года . Проверено 30 апреля 2016 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Хьюман Райтс Вотч , « Трудная профессия. Свобода СМИ под угрозой на Западных Балканах ». июль 2015 г., 978-1-6231-32576.
  39. Мирза Хота, Полицейский рейд на Klix.ba. Архивировано 18 июля 2017 г. в Wayback Machine , Bosnien Bloggen , 30 декабря 2014 г.
  40. Родольфо Тоэ, Balkan Insight , 4 января 2016 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж Петкович, Бранка (2014). «Босния и Герцеговина». Честность СМИ имеет значение. Восстановление ценностей государственной службы в средствах массовой информации и журналистике (PDF) . Любляна, Словения: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. ISBN  978-961-6455-77-0 . Проверено 10 января 2017 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Прозрачность владения СМИ» (PDF) . Электронный журналист (40). Ассоциация журналистов БиГ. Май 2016 года . Проверено 10 января 2017 г.
  43. ^ Jump up to: а б «Босния и Герцеговина» (PDF) . IREX (Индекс устойчивости СМИ Европы и Евразии, 2016 г.). 2016 . Проверено 10 января 2017 г.
  44. ^ FairPress.EU (2015). Индекс медиа-клиентелизма 2015. Измерение медиа-реалий (PDF) (Отчет). Партнерство ради социального развития . Проверено 10 января 2017 г.
  45. ^ Бабич, Душан (2004). «Босния-Герцеговина. Правило концентрации СМИ и совместного владения» . merlin.obs.coe . ИРИС Мерлин. Мастер информации по аудиовизуальному законодательству . Проверено 31 марта 2017 г.
  46. ^ «Пинк ТВ БХ Компания» . розовый.co.ba . Проверено 31 марта 2017 г.
  47. ^ «Я хотел бы отмыть грязные деньги». Дэни (на боснийском языке). 30 декабря 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c022e62e379d14d3fc69d52d290daec3__1718105880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/c3/c022e62e379d14d3fc69d52d290daec3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass media in Bosnia and Herzegovina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)