Jump to content

Прозрачность собственности СМИ в Турции

Прозрачность собственности СМИ – это публичная доступность точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы. Раскрытие информации о собственности СМИ может быть предписано общим регулированием (коммерческим законом) или положением, касающимся СМИ. Такие меры могут потребовать раскрытия информации о структурах собственности СМИ конкретным органам власти или широкой общественности.

В Турции действуют как общие законы о компаниях, так и специальные правила для СМИ, касающиеся прозрачности печатных, вещательных и онлайн-СМИ. Несмотря на существование таких законов, по мнению некоторых экспертов, существующая нормативно-правовая база не гарантирует раскрытие важной информации и возможность узнать, кто на самом деле владеет и влияет на средства массовой информации в Турции. [ 1 ]

Что касается раскрытия информации о собственности СМИ, в Турции действуют как общие законы о компаниях, так и специальные правила, касающиеся печатного, вещательного и онлайн-секторов. [ 2 ] Эти правила предусматривают как раскрытие информации государственным органам, таким как Генеральная прокуратура и «Верховный совет радио и телевидения» (ВРТУК) , так и раскрытие информации гражданам посредством публикации информации о собственности на веб-сайтах медиакомпаний. [ 1 ]

Однако исследование Access Info Europe показывает, что существующие законы не предписывают раскрытие важной информации, поэтому фактически не раскрывают, кто владеет и влияет на средства массовой информации в Турции. Фактически, ни печатные СМИ (в соответствии с Законом о прессе), ни вещательные (в соответствии с Законом о создании радио- и телевизионных учреждений и их вещания), ни онлайн-СМИ (в соответствии с Законом о создании радио- и телевизионных учреждений и их вещания и Закон о регулировании онлайн-трансляций и борьбе с преступлениями, совершаемыми в Интернете) обязаны сообщать важную информацию, необходимую для установления принадлежности. [ 1 ] Кроме того, как отмечает Access Info , закон, применимый к вещанию и услугам по запросу, не требует раскрывать информацию о том, владеют ли акции от имени другого лица или о существовании бенефициарных владельцев .

Неопределенность в сфере прозрачности собственности СМИ в Турции возросла после 2001 года, когда был снят запрет на участие медиаконгломератов в государственных тендерах. [ 3 ] За последние 15 лет крупнейшими владельцами турецких СМИ стали корпорации, также работающие в таких секторах, как строительство, энергетика, горнодобывающая промышленность и туризм. [ 4 ] [ 5 ] В связи с этим прочные связи с правительством вызывают сожаление со стороны турецкого гражданского общества и международного сообщества. [ 6 ] [ 7 ]

Ситуация с неопределенной прозрачностью собственности СМИ усилилась в течение 2015 и 2016 годов, когда правительственные попечители были назначены предположительно связанным с Гюленистом СМИ и компаниям. 26 октября 2016 года произошло поглощение медиа-группы Koza-Ipek , которая владела, в частности, Bugun и Millet ежедневными газетами , а также информационным агентством Cihan . Аналогичным образом 5 марта 2016 года были назначены попечители Feza Holding , медиахолдинга, издающего, среди прочего, самую читаемую газету в Турции Zaman и англоязычную ежедневную газету Today's Zaman . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Активы этих компаний в настоящее время находятся под юрисдикцией государственного Фонда страхования сберегательных вкладов (TMSF) , и неясно, будут ли компании распущены или проданы. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В соответствии с чрезвычайным указом № 687 от 9 февраля 2017 года Турецкий фонд страхования сберегательных вкладов (TMSF) получит право продавать компании, конфискованные государством, путем назначения попечителей. [ 15 ] [ 16 ]

[ редактировать ]

Раскрытие информации о собственности вещательных средств массовой информации (радио и телевидения) требуется Законом № 6112 «О создании радио- и телевизионных учреждений и их вещании» (2011 г.). [ 17 ] и Положением об административных и финансовых условиях, которым должны подчиняться учреждения, предоставляющие медиа-услуги, и операторы платформ и инфраструктурных услуг (2011 г.). Что касается печатных СМИ, раскрытие информации требуется Законом о печати № 5187 (2004 г.). Наконец, что касается онлайн-СМИ, раскрытие информации требуется Законом № 5651 «О регулировании онлайн-вещания и борьбе с преступлениями, совершаемыми в Интернете». [ 18 ] [ 19 ] и Положение о процедурах и принципах интернет-вещания (2007 г.).

Закон № 6112 о вещательных компаниях требует от «поставщиков медиа-услуг» сообщать информацию о владельцах. Они определяются как юридические лица, которые выбирают содержание услуг радио, телевидения и вещания по запросу. Вместо этого, согласно Закону о печати, информация о собственности должна быть раскрыта для средств массовой информации, публикующих «печатные материалы». Наконец, законодательство об онлайн-СМИ включает в себя провайдеров контента, провайдеров хостинговых услуг и провайдеров доступа (согласно статье № 3 Закона № 5651). Им следует публиковать актуальную информацию на главной странице своего веб-сайта.

Согласно соответствующим правилам, касающимся радио и телевидения, информация о владельце должна сообщаться при подаче заявления на получение лицензии, в случаях передачи акций, приобретения и слияния, изменения раскрываемой информации, а также ежегодно, после ежегодного общего собрания акционеров . Вместо этого, согласно Закону о печати, информация должна быть раскрыта до публикации газеты или других периодических изданий.

За исключением интернет-СМИ, если информация имеет характер коммерческой тайны , она может быть скрыта. [ 1 ] Например, так было, когда компания Media Ownership Monitor [ 20 ] – проект, проводимый командой членов Bianet , независимого турецкого агентства печати, и «Репортеров без границ» – запросил информацию о финансах турецкого общественного вещателя ( TRT ). [ 21 ]

Санкции за неразглашение информации предусмотрены Законом о прессе и Законом об Интернете, распространяющимися только на печатные и онлайн-издания. [ 1 ]

Вышеперечисленные требования распространяются и на зарубежные средства массовой информации. [ 1 ]

Информация, подлежащая раскрытию

[ редактировать ]

Согласно законодательству, информация, которая должна быть раскрыта поставщиками информации:

  • Название и контактные данные средства массовой информации;
  • Имя и контактные данные владельца;
  • Страна местонахождения компании, представляющей интерес;
  • Статус гражданства/резиденства заинтересованного лица;
  • За исключением интернет-СМИ, размер пакета акций, а именно текущая структура акционеров, голосующие акции, доли капитала, менеджеры
  • Сведения об управлении: имена членов совета директоров, имена и сведения о гражданстве генеральных менеджеров и ответственных менеджеров, а также обязанности менеджеров);
  • Только для средств массовой информации, если акционерами общества являются супруги, кровные родственники и родственники по закону до третьей степени, это будет указано в структуре акционеров, считая эти акции принадлежащими одному и тому же лицу;
  • Только для печатных СМИ раскрытие информации требуется также о политической, религиозной или иной принадлежности акционеров, интересах владельцев в других средствах массовой информации и в немедийном бизнесе.

Эксперты считают, что существующих обязательств недостаточно для установления того, кто является юридическими или физическими лицами, которые фактически владеют и в конечном итоге контролируют средства массовой информации. [ 1 ]

Раскрытие информации органам государственной власти

[ редактировать ]

Согласно Закону о печати, раскрытие информации о собственности должно осуществляться в канцелярию местного главного прокурора. [ 2 ]

Согласно Закону № 6112 о поставщиках медиа-услуг (вещательных компаниях), информация об их владельцах должна сообщаться в «Верховный совет радио и телевидения» (RTÜK) .

Однако эксперты считают, что у регуляторов нет прозрачных, заслуживающих доверия и доступных ежегодных отчетов о собственности СМИ. [ 22 ] [ 23 ]

Раскрытие информации для граждан

[ редактировать ]

Информация, сообщенная RTÜK, также должна быть опубликована соответствующими средствами массовой информации на своих веб-сайтах. Согласно Закону о печати, протоколы прокуратуры должны быть общедоступными, и каждый может просмотреть соответствующие файлы, содержащие опубликованную информацию и документы, подав заявку.

Информацию о собственности СМИ может получить общественность, подав запрос о свободе информации в соответствии с Законом № 4982 «О праве на получение информации» , который дает людям право запрашивать информацию и документы у государственных органов и органов, находящихся в государственной собственности. [ 24 ] Обычно запросы на информацию, связанную с собственностью СМИ, исходят от профессионалов и медиа-организаций, тогда как среди обычных граждан это не распространено. [ 2 ]

Поставщики медиа-услуг (радио- и телевещательные компании) могут создаваться только в форме акционерных обществ . Только акционерные компании должны раскрывать информацию в торговый реестр в соответствии с Коммерческим кодексом Турции № 6102. [ 25 ] Медийные компании, входящие в категорию публичных акционерных компаний, также должны соблюдать Закон о рынке капитала № 2499 (1981 г.) и Коммюнике о финансовой отчетности Совета по рынкам капитала. [ 26 ] [ 27 ] Эти государственные предприятия должны регулярно предоставлять финансовые отчеты Совету по рынкам капитала . [ 28 ] а годовые отчеты должны быть обнародованы.

Примером публичного акционерного общества в сфере СМИ является государственная Турецкая радиотелевизионная корпорация (TRT-Türkiye Radyo ve Televizyon Kurumu).

Результаты опроса ясно показали, что единоличное применение коммерческого права дает недостаточно информации о том, кто фактически владеет и в конечном итоге контролирует средства массовой информации. [ 1 ]

Бенефициарная собственность

[ редактировать ]

Ни один из законов, регулирующих печатные, вещательные и онлайн-СМИ, не требует раскрытия бенефициарных владельцев , то есть держателей, владеющих акциями от имени другого лица, или лиц, имеющих косвенный контроль или значительный интерес к органу СМИ или общественности.

Если медиакомпания учреждена как акционерное общество, информацию об акционерах можно легко получить через веб-сайт компании и через базу данных торгового реестра. Однако, если акции принадлежат одному лицу и фактически используются другим в соответствии с внутренним соглашением, эта информация не обязана раскрываться частными или публично зарегистрированными компаниями, что означает, что окончательное право собственности не может быть идентифицировано. [ 29 ]

По этой причине эксперты считают, что разумный, нетехнический человек не сможет определить, кто фактически владеет и в конечном итоге контролирует медиа-организацию, на основе доступной информации. [ 1 ]

Влияние финансирования рекламы

[ редактировать ]

Поскольку реклама является важным доходом для поставщиков средств массовой информации, а размещение рекламы может повлиять на редакционную политику или ослабить одни средства массовой информации, а не другие, поставщики медиа-услуг (вещательные компании) должны отчитываться о своих ежемесячных доходах от коммерческой рекламы в RTÜK не позднее 20-го числа следующего дня. месяц. [ 1 ]

Распределение государственных средств на рекламу является важным источником дохода для небольших газет, но соответствующие данные остаются скрытыми. Например, запрос информации по этой теме от Media Ownership Monitor был отклонен Турецким советом по оценке права на информацию , сославшись на «коммерческую тайну» в качестве причины. [ 30 ]

После попытки государственного переворота 5 октября 2016 года были изменены положения об Управлении рекламы в прессе ( Basın İlan Kurumu - BİK) - органе, занимающемся публичными объявлениями и рекламой. Согласно этому оспариваемому постановлению, [ 31 ] Любому новостному изданию, в котором работает журналист, которого судят по обвинению в терроризме, не будет предоставляться государственная реклама, если только сотрудник не будет уволен из средства массовой информации в течение пяти дней. [ 30 ] [ 8 ]

Инициативы гражданского общества

[ редактировать ]

Говоря о действиях, которые необходимо предпринять на национальном уровне, некоторые эксперты подчеркнули важность поощрения общественных дискуссий по вопросам собственности СМИ и повышения медиаграмотности по этой теме. [ 2 ]

В 2016 году организация «Репортеры без границ » совместно с турецким независимым агентством печати Bianet запустила проект Media Ownership Monitor Turkey, призванный способствовать прозрачности владения СМИ и определить, кто владеет и контролирует средства массовой информации в Турции, путем создания общедоступной и обновляемой базы данных. владельцы основных средств массовой информации (как индивидуальные владельцы, так и медиа-компании), а также подробное описание интересов и принадлежности владельцев к компаниям или политическим партиям. [ 32 ]

Еще одной инициативой гражданского общества является Network Data Compiling , коллективный проект по сбору и картированию данных, посвященный изучению отношений между капиталом и властью в Турции, выпущенный 14 июля 2014 года. [ 5 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Прозрачность собственности СМИ. Правовая база. Турция» . scribd.com . Доступ к информации Европы. 2013 . Проверено 22 марта 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Крауфурд-Смит, Р.; Столте, Ю. (2014). «Прозрачность собственности СМИ в Европейском Союзе и соседних государствах: отчет о проекте Access Info Europe и Программы открытого общества по независимой журналистике» (PDF) . исследование.ed.ac.uk . Фонд «Открытое общество» . Проверено 22 марта 2017 г.
  3. ^ Созери, Серен (2013). «СМИ в Турции и ее преимущества» . academia.edu . Проверено 27 марта 2017 г.
  4. ^ «Владельцы СМИ» . turkey.mom-rsf.org . Репортеры без границ, Биане . Проверено 27 марта 2017 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Сети раскулачивания» . www.mulksuzlestirme.org . Проверено 27 марта 2017 г.
  6. ^ Тунч, Асли (30 ноября 2015 г.). «Отчет о честности СМИ: владение и финансирование СМИ в Турции» . Mediaobservatory.net . Юго-Восточноевропейская обсерватория СМИ . Проверено 27 марта 2017 г.
  7. ^ Есил, Бильге (июль 2016 г.). «СМИ в новой Турции. Истоки авторитарного неолиберального государства» . rcmediafreedom.eu . Издательство Университета Иллинойса . Проверено 27 марта 2017 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Муйжниекс, Нильс (15 февраля 2017 г.). «Меморандум о свободе выражения мнений и свободе СМИ в Турции» . wcd.coe.int . Совет Европы, Комиссар по правам человека . Проверено 27 марта 2017 г.
  9. ^ «Назначен попечитель информационного агентства «Джихан»» . Бианет . 8 марта 2016 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  10. ^ «В Koza Holding назначен попечитель» . Бианет . 27 октября 2015 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  11. ^ Акгюль, Элиф (29 октября 2015 г.). «Карта собственности СМИ в Турции» . Бианет . Проверено 27 марта 2017 г.
  12. ^ Четингулец, Мехмет (ноябрь 2016 г.). «Что будет дальше с сотнями компаний, конфискованных турецким правительством?» . Эл Монитор . Проверено 27 марта 2017 г.
  13. ^ Доган, Зюльфикар (октябрь 2016 г.). «Как правительство Турции стало главным магнатом страны» . Эл Монитор . Проверено 27 марта 2017 г.
  14. ^ Эрсой, Эрджан (30 ноября 2016 г.). «Турция нанимает консультантов для продажи арестованных компаний на сумму 10 миллиардов долларов» . Новости Блумберга . Проверено 27 марта 2017 г.
  15. ^ «ПРАВОВОЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕКОТОРЫХ ПРАВИЛ В РАМКАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ» . Officialgazete.gov.tr ​​(на турецком языке). Официальный вестник. 9 февраля 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  16. ^ «Новый указ правительства открывает путь к продаже компаний, конфискованных государством у критиков» . Турецкая минута . 9 февраля 2017 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  17. ^ «Закон № 6112 о создании учреждений радио и телевидения и их вещании» . Lawturkey.com . 15 февраля 2011 года . Проверено 22 марта 2017 г.
  18. ^ «Закон № 5651 о регулировании вещания в сети Интернет и борьбе с преступлениями, совершаемыми посредством интернет-вещания» . wipo.int (на турецком языке). 4 мая 2007 года . Проверено 22 марта 2017 г.
  19. ^ «Заключение о Законе № 5651 о регулировании публикаций в сети Интернет и борьбе с преступлениями, совершаемыми посредством таких публикаций («Закон об Интернете»)» . venice.coe.int . Венецианская комиссия, Европейская комиссия за демократию через право. 10–11 июня 2016 г. Проверено 22 марта 2017 г.
  20. ^ «Мониторинг собственности СМИ в Турции» . turkey.mom-rsf.org . Репортеры без границ . Проверено 22 марта 2017 г.
  21. ^ « Кому принадлежат СМИ в Турции?» – Проект по мониторингу собственности СМИ» . виделpm.org . Юго-Восточноевропейская сеть профессионализации СМИ. 27 октября 2016 г. Проверено 22 марта 2017 г.
  22. ^ Тунч, Асли (21 июня 2015 г.). «Мониторинг руководящих принципов ЕС в Турции: инструменты политической пропаганды и цензуры» . Mediaobservatory.net . Проверено 22 марта 2017 г.
  23. ^ «P24 публикует отчет о турецком наблюдателе за СМИ – для законодателей» . Mediaobservatory.net . Платформа P24 для независимой журналистики. 12 мая 2016 г. Проверено 27 марта 2017 г.
  24. ^ «Законодательство о праве на информацию» (PDF) . Bedk.gov.tr. ​ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА, ПРЕМЬЕР-МИНИСТЕРСТВО, Совет по обзору доступа к информации. 1 декабря 2014 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  25. ^ «Торговый кодекс Турции (Закон № 6102)» . wipo.int (на турецком языке). 13 января 2011 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  26. ^ «Коммюнике о принципах финансовой отчетности на рынках капитала, № 26842» (PDF) . .access-info.org . 9 апреля 2008 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  27. ^ «Форум публичного раскрытия» (PDF) . borsaistanbul.com . Стамбульская фондовая биржа (ISE). Ноябрь 2011 года . Проверено 27 марта 2017 г.
  28. ^ «Совет по рынкам капитала Турции» . cmb.gov.tr. ​Проверено 27 марта 2017 г.
  29. ^ «Консультация по ТМО в Турции» . доступ-info.org . Проверено 27 марта 2017 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б «(Политический) контроль над финансированием СМИ» . turkey.mom-rsf.org . Монитор владения СМИ – Турция: Репортеры без границ, Bianet . Проверено 27 марта 2017 г.
  31. ^ Постановление № 29848 от 5 октября 2010 г., ст. № 110.
  32. ^ «Мониторинг собственности СМИ в Турции» . turkey.mom-rsf.org . Репортеры без границ, Биане . Проверено 27 марта 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee61c50e135de714ee963ef42971b878__1706190660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/78/ee61c50e135de714ee963ef42971b878.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transparency of media ownership in Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)