Доступ к публичной информации в Турции
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных должностных лиц , расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
Никакое конкретное право доступа к информации не было закреплено в Конституции Турции 1982 года , а в статье 26 вместо этого говорится о праве на свободное выражение мнения , включая «право на получение информации». В Конституции с поправками 2001 года статья 74 конкретно касается права на информацию, устанавливая, что каждый имеет право на получение информации. право на обращение к Омбудсмену . После внесения поправок в Конституцию 2010 года также предусмотрено [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Доступ к публичной информации регулируется Законом о праве на информацию, Закон № 4982 от 2004 года. Закон был принят в рамках переговоров о вступлении в Европейский Союз . [ 5 ]
21 сентября 2016 года Руководящий комитет Партнерства открытого правительства (OGP) обозначил неактивный статус Турции в отношении плана действий OGP, который, среди прочего, включал улучшение возможности доступа к публичной информации для турецких граждан. [ 6 ] Руководящий комитет установил, что турецкое правительство действовало вопреки процессу OGP в течение двух последовательных циклов плана действий. [ 7 ]
Правовая база
[ редактировать ]Помимо Закона № 4982, в 2004 году был также принят циркуляр премьер-министра «Осуществление права на подачу петиций и доступ к информации» (Циркуляр № 25356). В основе этой политики лежит принцип, называемый «ориентированный на граждан подход в сфере государственных услуг». [ 8 ]
Согласно Закону № 4982, закон распространяется на любое физическое и юридическое лицо, которое имеет право обращаться в учреждения посредством осуществления права на информацию. Иностранные резиденты могут воспользоваться этим правом «при условии, что запрашиваемая им информация относится к ним или сфере их деятельности и на основе принципа взаимности ». [ 9 ]
Закон распространяется на «любой письменный, распечатанный или скопированный файл, документ, книгу, журнал, брошюру, этюд, письмо, программное обеспечение, инструкцию, эскиз, план, фильм, фотографию, кассету и видеокассету, карту учреждений и информацию, новости и другие данные, которые записываются и сохраняются в электронном формате и находятся в рамках закона». [ 9 ]
Государственные органы обязаны ответить в течение 15 рабочих дней. Они должны предоставить либо заверенную копию документа, либо, если сделать копию невозможно, заявители могут изучить их в учреждении.
Первоначально Совет по оценке (обзору) права на информацию ( Bilgi Edinme Değerlendirme Kurulu – BEDK) предоставил очень скудную информацию о своей деятельности и решениях. Всю информацию о своем решении оно начало публиковать только в 2008 году, с запуском своего сайта. [ 3 ] [ 10 ] Юрисдикция БЭДК по апелляциям об отказе в предоставлении информации изначально ограничивалась делами, касающимися национальной безопасности и государственных экономических интересов. В ноябре 2005 года в Закон были внесены поправки, разрешающие любые виды апелляций. [ 11 ] Согласно отчету ЕС о ходе работы за 2016 год, Совет по контролю доступа к информации эффективно выполнял свою роль в рассмотрении апелляций заявителей и публикации соответствующих решений в Интернете. В отчете также отмечается, что, однако, не существует никаких гарантий качества ответов, предоставляемых заявителям. [ 12 ]
В соответствии с Решением № 2016/1 от 4 августа 2016 г. «Об обращениях за информацией о мерах и сделках в контексте законодательства о чрезвычайной государственной децентрализации» заявители, запрашивающие информацию и документы, касающиеся (i) лиц, отстраненных от государственная служба и (ii) учреждения и организации, которые закрыты в соответствии с законами-декретами в Законе о чрезвычайном положении, исключены из сферы права на получение информации. [ 13 ]
Согласно отчету Европейской комиссии (ЕК) о ходе работы в Турции за 2016 год, Закон о доступе к публичной информации не полностью соответствует международным стандартам. Еще одной проблемой, на которую указала ЕК, является неспособность принять ожидаемое законодательство о государственной и коммерческой тайне, которое не позволяет найти баланс между конфиденциальностью и прозрачностью при оценке запросов на свободу информации. [ 12 ]
Исключения
[ редактировать ]Согласно статьям № 20–28 Закона № 4982 право на информацию может быть ограничено, если такая информация относится к:
- Информация и документы, относящиеся к государственной тайне, которые явно причинят вред безопасности государства или иностранным делам или национальной обороне и национальной безопасности;
- Информация и документы, касающиеся экономических интересов государства, которые наносят ущерб экономическим интересам государства или вызывают недобросовестную конкуренцию или обогащение;
- Информация и документы, относящиеся к государственной разведке, относительно обязанностей и деятельности подразделений гражданской и военной разведки;
- Информация и документы, относящиеся к административному расследованию, нарушающие право на неприкосновенность частной жизни, ставящие под угрозу безопасность или жизнь человека, ставящие под угрозу безопасность расследования, раскрывающие источник информации, которую необходимо сохранить в тайне;
- Информация или документы, касающиеся судебного расследования и преследования;
- Неприкосновенность частной жизни физических лиц, которая может помешать медицинской документации, частной и семейной жизни, чести и достоинству, а также экономическим и профессиональным интересам человека;
- Конфиденциальность общения;
- Коммерческая тайна и интеллектуальная собственность;
- Внутренние правила учреждений, заключения, информационные примечания и рекомендации.
На практике защита государственной тайны, коммерческой тайны и частной жизни была одним из наиболее распространенных оснований для отклонения запроса. [ 14 ] По мнению эксперта, все эти условия во многом сводят на нет те правовые положения, которые призваны защитить право на публичную информацию в Турции. [ 5 ]
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]Осуществление права на доступ к публичной информации особенно проблематично в контексте Турции, где управление общественными делами характеризуется секретным подходом к власти и политике, а несколько проблем влияют на реализацию права на свободное выражение мнений и свободу СМИ. . [ 5 ] Ситуация ухудшилась с введением чрезвычайного положения после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года , повлекшего за собой серьезные ограничения свободы СМИ и распространения информации, ограничения свободы прессы, санкции против газет и журналистов, цензуру и самоцензуру. . [ 5 ]
Право на запрос информации можно сделать, используя веб-сайт tr:CİMER . [ 15 ]
В 2014 году было отклонено лишь 2,7% запросов на доступ к информации против 3,4% в 2013 году. [ 14 ] Доля апелляций, отклоненных Советом по надзору за доступом к информации, снизилась с 50,6% в 2013 году до 36,3% в 2014 году. [ 14 ] По данным Еврокомиссии, как в 2015, так и в 2016 году было подано более 2 миллионов заявок в год на доступ к информации. Процент отклоненных запросов оставался небольшим, примерно 3,7% до июня 2016 года по сравнению с 3% в 2015 году. [ 12 ]
Что касается права на доступ к информации для адвокатов, особенно когда они помогают обвиняемым по обвинениям в терроризме, они сталкиваются с серьезными проблемами. Их доступ к документам, имеющим отношение к делу, может быть ограничен до суда. [ 16 ]
21 сентября 2016 года Руководящий комитет Партнерства открытого правительства (OGP) присвоил Турции неактивный статус за действия, противоречащие процессу OGP в течение двух последовательных циклов плана действий. План действий OGP включал, среди прочего, улучшение возможности доступа к публичной информации для граждан Турции. [ 6 ] Это решение последовало за резолюцией, единогласно одобренной Руководящим комитетом OGP во время встречи на уровне министров 4 мая 2016 года в Кейптауне, Южная Африка. Эта резолюция призвала правительство Турции предпринять шаги по возобновлению участия в OGP, включая разработку Национального действия с широким участием гражданского общества к 1 сентября 2016 года. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- СМИ Турции
- Свобода СМИ в Турции
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Конституция Турецкой Республики» (PDF) . global.tbmm.gov.tr . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Торговое законодательство Турции. Оценка ЕБРР» . Европейский банк реконструкции и развития. Май 2012 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Законодательство о праве на информацию» (PDF) . Премьер-министр. Наблюдательный совет по доступу к информации. 1 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2017 г. Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д Гюльсерен, Адаклы (21 февраля 2017 г.). «Турция: доступ к информации во времена Эрдогана» . balcanicaucaso.org (на итальянском языке). Обсерватория Балканский Кавказ, ТрансЕвропа/Биане . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «План действий Турции» . opengovpartnership.org . Инициатива партнерства «Открытое правительство». 8 февраля 2012 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Турция вышла из партнерства открытого правительства» . opengovpartnership.org . Инициатива партнерства «Открытое правительство». Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Осуществление права на подачу петиций и доступ к информации, Циркуляр 2004/12» (PDF) . bilgiedinmehakki.org . Официальный вестник. 24 января 2004 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Акдениз, Яман. «Свобода информации в Турции: критическая оценка реализации и применения Закона Турции о праве на информацию 2003 года» (PDF) . bilgiedinmehakki.org . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Комиссия по оценке доступа к информации (БЭДК)» . Bedk.gov.tr (на турецком языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ «Закон о внесении изменений в Закон № 5432 о праве на информацию» . beb.aku.edu.tr (на турецком языке). 21 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 г. Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет по Турции за 2016 год» (PDF) . Европейская комиссия. 9 ноября 2016 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Принципиальное решение от 09.01.2016 за номером 2016/2 о сроке подачи апелляции в Комиссию по оценке доступа к информации» . Bedk.gov.tr (на турецком языке). Доступ к информации оценочной комиссии. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет по Турции за 2015 год» (PDF) . Европейская комиссия. 10 ноября 2015 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Коммуникационный центр премьер-министра (БИМЕР)» . bimer.gov.tr . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ^ Кнаул, Габриэла (4 мая 2012 г.). «Отчет специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов миссии в Турции» . undocs.org . Организация Объединенных Наций, Совет по правам человека. A/HRC/20/19/Add.3 . Проверено 24 марта 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Глобальный рейтинг права на информацию, Турция» . rti-rating.org . Access Info Europe, Центр права и демократии. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- Акдениз, Яман (май 2008 г.). «Свобода информации в Турции: критическая оценка реализации и применения Закона Турции о праве на информацию 2003 года» (PDF) . bilgiedinmehakki.org . Проверено 15 марта 2017 г.
- «Турция: пересмотр назначения в орган по ключевым правам. Выбор спорного судьи подрывает институт омбудсмена» . hrw.org . Хьюман Райтс Вотч. 9 декабря 2012 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- «Информация о стране, Турция» . Freedominfo.org . Проверено 6 марта 2017 г.
- Банисар, Дэвид (2006). «Свобода информации во всем мире, 2006 г.: глобальный обзор законов о доступе к государственной информации» (PDF) . Freedominfo.org . Конфиденциальность Интернешнл . Проверено 6 марта 2017 г.