Jump to content

Доступ к публичной информации в Турции

Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных должностных лиц , расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]

Никакое конкретное право доступа к информации не было закреплено в Конституции Турции 1982 года , а в статье 26 вместо этого говорится о праве на свободное выражение мнения , включая «право на получение информации». В Конституции с поправками 2001 года статья 74 конкретно касается права на информацию, устанавливая, что каждый имеет право на получение информации. право на обращение к Омбудсмену . После внесения поправок в Конституцию 2010 года также предусмотрено [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Доступ к публичной информации регулируется Законом о праве на информацию, Закон № 4982 от 2004 года. Закон был принят в рамках переговоров о вступлении в Европейский Союз . [ 5 ]

21 сентября 2016 года Руководящий комитет Партнерства открытого правительства (OGP) обозначил неактивный статус Турции в отношении плана действий OGP, который, среди прочего, включал улучшение возможности доступа к публичной информации для турецких граждан. [ 6 ] Руководящий комитет установил, что турецкое правительство действовало вопреки процессу OGP в течение двух последовательных циклов плана действий. [ 7 ]

[ редактировать ]

Помимо Закона № 4982, в 2004 году был также принят циркуляр премьер-министра «Осуществление права на подачу петиций и доступ к информации» (Циркуляр № 25356). В основе этой политики лежит принцип, называемый «ориентированный на граждан подход в сфере государственных услуг». [ 8 ]

Согласно Закону № 4982, закон распространяется на любое физическое и юридическое лицо, которое имеет право обращаться в учреждения посредством осуществления права на информацию. Иностранные резиденты могут воспользоваться этим правом «при условии, что запрашиваемая им информация относится к ним или сфере их деятельности и на основе принципа взаимности ». [ 9 ]

Закон распространяется на «любой письменный, распечатанный или скопированный файл, документ, книгу, журнал, брошюру, этюд, письмо, программное обеспечение, инструкцию, эскиз, план, фильм, фотографию, кассету и видеокассету, карту учреждений и информацию, новости и другие данные, которые записываются и сохраняются в электронном формате и находятся в рамках закона». [ 9 ]

Государственные органы обязаны ответить в течение 15 рабочих дней. Они должны предоставить либо заверенную копию документа, либо, если сделать копию невозможно, заявители могут изучить их в учреждении.

Первоначально Совет по оценке (обзору) права на информацию ( Bilgi Edinme Değerlendirme Kurulu – BEDK) предоставил очень скудную информацию о своей деятельности и решениях. Всю информацию о своем решении оно начало публиковать только в 2008 году, с запуском своего сайта. [ 3 ] [ 10 ] Юрисдикция БЭДК по апелляциям об отказе в предоставлении информации изначально ограничивалась делами, касающимися национальной безопасности и государственных экономических интересов. В ноябре 2005 года в Закон были внесены поправки, разрешающие любые виды апелляций. [ 11 ] Согласно отчету ЕС о ходе работы за 2016 год, Совет по контролю доступа к информации эффективно выполнял свою роль в рассмотрении апелляций заявителей и публикации соответствующих решений в Интернете. В отчете также отмечается, что, однако, не существует никаких гарантий качества ответов, предоставляемых заявителям. [ 12 ]

В соответствии с Решением № 2016/1 от 4 августа 2016 г. «Об обращениях за информацией о мерах и сделках в контексте законодательства о чрезвычайной государственной децентрализации» заявители, запрашивающие информацию и документы, касающиеся (i) лиц, отстраненных от государственная служба и (ii) учреждения и организации, которые закрыты в соответствии с законами-декретами в Законе о чрезвычайном положении, исключены из сферы права на получение информации. [ 13 ]

Согласно отчету Европейской комиссии (ЕК) о ходе работы в Турции за 2016 год, Закон о доступе к публичной информации не полностью соответствует международным стандартам. Еще одной проблемой, на которую указала ЕК, является неспособность принять ожидаемое законодательство о государственной и коммерческой тайне, которое не позволяет найти баланс между конфиденциальностью и прозрачностью при оценке запросов на свободу информации. [ 12 ]

Исключения

[ редактировать ]

Согласно статьям № 20–28 Закона № 4982 право на информацию может быть ограничено, если такая информация относится к:

  • Информация и документы, относящиеся к государственной тайне, которые явно причинят вред безопасности государства или иностранным делам или национальной обороне и национальной безопасности;
  • Информация и документы, касающиеся экономических интересов государства, которые наносят ущерб экономическим интересам государства или вызывают недобросовестную конкуренцию или обогащение;
  • Информация и документы, относящиеся к государственной разведке, относительно обязанностей и деятельности подразделений гражданской и военной разведки;
  • Информация и документы, относящиеся к административному расследованию, нарушающие право на неприкосновенность частной жизни, ставящие под угрозу безопасность или жизнь человека, ставящие под угрозу безопасность расследования, раскрывающие источник информации, которую необходимо сохранить в тайне;
  • Информация или документы, касающиеся судебного расследования и преследования;
  • Неприкосновенность частной жизни физических лиц, которая может помешать медицинской документации, частной и семейной жизни, чести и достоинству, а также экономическим и профессиональным интересам человека;
  • Конфиденциальность общения;
  • Коммерческая тайна и интеллектуальная собственность;
  • Внутренние правила учреждений, заключения, информационные примечания и рекомендации.

На практике защита государственной тайны, коммерческой тайны и частной жизни была одним из наиболее распространенных оснований для отклонения запроса. [ 14 ] По мнению эксперта, все эти условия во многом сводят на нет те правовые положения, которые призваны защитить право на публичную информацию в Турции. [ 5 ]

Доступ к публичной информации на практике

[ редактировать ]

Осуществление права на доступ к публичной информации особенно проблематично в контексте Турции, где управление общественными делами характеризуется секретным подходом к власти и политике, а несколько проблем влияют на реализацию права на свободное выражение мнений и свободу СМИ. . [ 5 ] Ситуация ухудшилась с введением чрезвычайного положения после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года , повлекшего за собой серьезные ограничения свободы СМИ и распространения информации, ограничения свободы прессы, санкции против газет и журналистов, цензуру и самоцензуру. . [ 5 ]

Право на запрос информации можно сделать, используя веб-сайт tr:CİMER . [ 15 ]

В 2014 году было отклонено лишь 2,7% запросов на доступ к информации против 3,4% в 2013 году. [ 14 ] Доля апелляций, отклоненных Советом по надзору за доступом к информации, снизилась с 50,6% в 2013 году до 36,3% в 2014 году. [ 14 ] По данным Еврокомиссии, как в 2015, так и в 2016 году было подано более 2 миллионов заявок в год на доступ к информации. Процент отклоненных запросов оставался небольшим, примерно 3,7% до июня 2016 года по сравнению с 3% в 2015 году. [ 12 ]

Что касается права на доступ к информации для адвокатов, особенно когда они помогают обвиняемым по обвинениям в терроризме, они сталкиваются с серьезными проблемами. Их доступ к документам, имеющим отношение к делу, может быть ограничен до суда. [ 16 ]

21 сентября 2016 года Руководящий комитет Партнерства открытого правительства (OGP) присвоил Турции неактивный статус за действия, противоречащие процессу OGP в течение двух последовательных циклов плана действий. План действий OGP включал, среди прочего, улучшение возможности доступа к публичной информации для граждан Турции. [ 6 ] Это решение последовало за резолюцией, единогласно одобренной Руководящим комитетом OGP во время встречи на уровне министров 4 мая 2016 года в Кейптауне, Южная Африка. Эта резолюция призвала правительство Турции предпринять шаги по возобновлению участия в OGP, включая разработку Национального действия с широким участием гражданского общества к 1 сентября 2016 года. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
  2. ^ «Конституция Турецкой Республики» (PDF) . global.tbmm.gov.tr . Проверено 6 марта 2017 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Торговое законодательство Турции. Оценка ЕБРР» . Европейский банк реконструкции и развития. Май 2012 года . Проверено 14 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ «Законодательство о праве на информацию» (PDF) . Премьер-министр. Наблюдательный совет по доступу к информации. 1 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2017 г. Проверено 14 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Гюльсерен, Адаклы (21 февраля 2017 г.). «Турция: доступ к информации во времена Эрдогана» . balcanicaucaso.org (на итальянском языке). Обсерватория Балканский Кавказ, ТрансЕвропа/Биане . Проверено 21 февраля 2017 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «План действий Турции» . opengovpartnership.org . Инициатива партнерства «Открытое правительство». 8 февраля 2012 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Турция вышла из партнерства открытого правительства» . opengovpartnership.org . Инициатива партнерства «Открытое правительство». Архивировано из оригинала 8 апреля 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  8. ^ «Осуществление права на подачу петиций и доступ к информации, Циркуляр 2004/12» (PDF) . bilgiedinmehakki.org . Официальный вестник. 24 января 2004 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Акдениз, Яман. «Свобода информации в Турции: критическая оценка реализации и применения Закона Турции о праве на информацию 2003 года» (PDF) . bilgiedinmehakki.org . Проверено 6 марта 2017 г.
  10. ^ «Комиссия по оценке доступа к информации (БЭДК)» . Bedk.gov.tr ​​(на турецком языке). Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  11. ^ «Закон о внесении изменений в Закон № 5432 о праве на информацию» . beb.aku.edu.tr (на турецком языке). 21 ноября 2005 г. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 г. Проверено 6 марта 2017 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с «Отчет по Турции за 2016 год» (PDF) . Европейская комиссия. 9 ноября 2016 года . Проверено 14 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ «Принципиальное решение от 09.01.2016 за номером 2016/2 о сроке подачи апелляции в Комиссию по оценке доступа к информации» . Bedk.gov.tr ​​(на турецком языке). Доступ к информации оценочной комиссии. Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Отчет по Турции за 2015 год» (PDF) . Европейская комиссия. 10 ноября 2015 года . Проверено 14 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ «Коммуникационный центр премьер-министра (БИМЕР)» . bimer.gov.tr . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
  16. ^ Кнаул, Габриэла (4 мая 2012 г.). «Отчет специального докладчика по вопросу независимости судей и адвокатов миссии в Турции» . undocs.org . Организация Объединенных Наций, Совет по правам человека. A/HRC/20/19/Add.3 . Проверено 24 марта 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5340eeb784a663af1f76d98c7db3723__1722751140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/23/c5340eeb784a663af1f76d98c7db3723.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Access to public information in Turkey - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)