Доступ к публичной информации в Молдове
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
Доступ к информации , а также независимость и плюрализм СМИ остаются критическими проблемами в Республике Молдова. [ 2 ] Несмотря на многочисленные призывы к реформе законодательства о СМИ, правительство Молдовы не предприняло существенных шагов для улучшения доступа к информации в соответствии с международными обязательствами страны, включая конвенцию с Советом Европы . [ 3 ] Государственные чиновники широко препятствуют доступу к публичной информации посредством отказов, задержек или неполных ответов без каких-либо санкций. [ 2 ] В 2014 году Центр независимой журналистики (ЦНЖ) представил парламенту поправки, направленные на усовершенствование закона о доступе к информации, предоставление дополнительных гарантий журналистам и ограничение необоснованных ограничений доступа к публичной информации государственных чиновников. Однако законопроект до сих пор не принят. [ 4 ] По словам исполнительного директора Ассоциации независимой прессы Петру Маковея, в целом закон о доступе к информации хорош, но ему мешает несотрудническое отношение органов публичной власти. [ 3 ]
Правовая база
[ редактировать ]Право на доступ к публичной информации гарантировано статьей 34 Конституции Молдовы и регулируется Законом о доступе к информации, принятым в 2000 году. [ 2 ] [ 5 ] Закон устанавливает, что информация, представляющая общественный интерес, может быть запрошена в письменной или устной форме. С информацией можно ознакомиться в помещении учреждения или получить ее в электронном виде или на бумажном носителе. Просмотр документов в помещении учреждения осуществляется бесплатно, однако за фотокопирование, расшифровку, перевод или доставку документов может взиматься разумная плата. [ 6 ] Согласно закону, документы, представляющие общественный интерес, должны быть предоставлены в течение 15 рабочих дней, который может быть продлен еще на пять дней в случае запроса большого количества документов. [ 6 ] В случае отклонения запроса заявитель может воспользоваться своим правом на апелляцию в соответствующие суды, а если суд вынесет решение от имени заявителя, закон налагает санкции в виде штрафа на государственный орган, нарушивший закон. [ 6 ] Исключения, оправдывающие ограничение режима раскрытия, указаны в законе и включают государственную тайну, информацию о военных, разведывательных, экономических, внешнеполитических или уголовных делах, информацию о продолжающемся судебном процессе, личные данные, конфиденциальные деловые данные, а также предварительные результаты научных и технические исследования. [ 6 ]
Доступ к информации на практике
[ редактировать ]На практике соблюдение Закона о доступе к информации остается слабым, как и его реализация, которая не подкреплена всеми полномочиями органов, ответственных за его исполнение. Омбудсмен . в Молдове имеет полномочия контролировать исполнение закона, но этому ведомству не хватает потенциала и ресурсов для выполнения своей роли [ 2 ] Журналисты-расследователи и организации гражданского общества сталкиваются с многочисленными трудностями при запросе доступа к публичной информации, включая препятствия со стороны государственных должностных лиц, отказы и задержки в ответах на запросы, а также неполные ответы на запросы о предоставлении информации. [ 2 ] В оправдание своих опровержений государственные чиновники часто ссылаются на законы, противоречащие Закону о доступе к информации, в частности, Закон о государственной тайне и Закон о коммерческой тайне. [ 2 ]
Одной из проблем в обеспечении права на доступ к публичной информации является безнаказанность. Это означает, что закон устанавливает лишь незначительные штрафы для государственных служащих, не обеспечивающих должный доступ к информации. Также во многих случаях информация, предоставляемая государственными органами, формируется в пользу чиновников, создавая впечатление, что власти действуют в соответствии с законом, но на самом деле лишают запрашивающего информацию, которую они запрашивают. Более того, во многих случаях чиновники не предоставляют информацию, представляющую общественный интерес, без одобрения руководителя и часто отказываются отвечать на телефонные звонки журналистов, тем самым увеличивая время получения необходимой информации. [ 2 ]
Другая проблема касается затрат на получение публичной информации и сборов, взимаемых с запрашивающей стороны, несмотря на некоторые улучшения, сделанные в последнее время, такие как введение публичного реестра через службу электронного правительства в 2014 году. Это затрагивает, в частности, редакции новостей и журналистов-расследователей, которые должны платить большие суммы денег за получение данных, полезных для их следственной работы. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Молдовы
- Прозрачность собственности СМИ в Молдове
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Молдова: Представление заинтересованных сторон на универсальный периодический обзор» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 28 марта 2016 г. Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Доступ к информации в Молдове становится все более затруднительным; «Вещи, которые на самом деле представляют общественный интерес, чрезмерно и злоупотребляют секретностью» » . Журнал.md . Журнал онлайн. 14 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
- ^ «Отчет о состоянии СМИ в странах Восточного партнерства» (PDF) . Восточное партнерство. Форум гражданского общества. Ноябрь 2015 года . Проверено 23 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Республика Молдова. Закон о доступе к информации. Дата обращения 23 января 2017 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Прозрачность на Балканах и в Молдове» (PDF) . Балканская сеть расследований (BIRN). 2016 . Проверено 23 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )