Jump to content

Доступ к публичной информации в Молдове

Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]

Доступ к информации , а также независимость и плюрализм СМИ остаются критическими проблемами в Республике Молдова. [ 2 ] Несмотря на многочисленные призывы к реформе законодательства о СМИ, правительство Молдовы не предприняло существенных шагов для улучшения доступа к информации в соответствии с международными обязательствами страны, включая конвенцию с Советом Европы . [ 3 ] Государственные чиновники широко препятствуют доступу к публичной информации посредством отказов, задержек или неполных ответов без каких-либо санкций. [ 2 ] В 2014 году Центр независимой журналистики (ЦНЖ) представил парламенту поправки, направленные на усовершенствование закона о доступе к информации, предоставление дополнительных гарантий журналистам и ограничение необоснованных ограничений доступа к публичной информации государственных чиновников. Однако законопроект до сих пор не принят. [ 4 ] По словам исполнительного директора Ассоциации независимой прессы Петру Маковея, в целом закон о доступе к информации хорош, но ему мешает несотрудническое отношение органов публичной власти. [ 3 ]

[ редактировать ]

Право на доступ к публичной информации гарантировано статьей 34 Конституции Молдовы и регулируется Законом о доступе к информации, принятым в 2000 году. [ 2 ] [ 5 ] Закон устанавливает, что информация, представляющая общественный интерес, может быть запрошена в письменной или устной форме. С информацией можно ознакомиться в помещении учреждения или получить ее в электронном виде или на бумажном носителе. Просмотр документов в помещении учреждения осуществляется бесплатно, однако за фотокопирование, расшифровку, перевод или доставку документов может взиматься разумная плата. [ 6 ] Согласно закону, документы, представляющие общественный интерес, должны быть предоставлены в течение 15 рабочих дней, который может быть продлен еще на пять дней в случае запроса большого количества документов. [ 6 ] В случае отклонения запроса заявитель может воспользоваться своим правом на апелляцию в соответствующие суды, а если суд вынесет решение от имени заявителя, закон налагает санкции в виде штрафа на государственный орган, нарушивший закон. [ 6 ] Исключения, оправдывающие ограничение режима раскрытия, указаны в законе и включают государственную тайну, информацию о военных, разведывательных, экономических, внешнеполитических или уголовных делах, информацию о продолжающемся судебном процессе, личные данные, конфиденциальные деловые данные, а также предварительные результаты научных и технические исследования. [ 6 ]

Доступ к информации на практике

[ редактировать ]

На практике соблюдение Закона о доступе к информации остается слабым, как и его реализация, которая не подкреплена всеми полномочиями органов, ответственных за его исполнение. Омбудсмен . в Молдове имеет полномочия контролировать исполнение закона, но этому ведомству не хватает потенциала и ресурсов для выполнения своей роли [ 2 ] Журналисты-расследователи и организации гражданского общества сталкиваются с многочисленными трудностями при запросе доступа к публичной информации, включая препятствия со стороны государственных должностных лиц, отказы и задержки в ответах на запросы, а также неполные ответы на запросы о предоставлении информации. [ 2 ] В оправдание своих опровержений государственные чиновники часто ссылаются на законы, противоречащие Закону о доступе к информации, в частности, Закон о государственной тайне и Закон о коммерческой тайне. [ 2 ]

Одной из проблем в обеспечении права на доступ к публичной информации является безнаказанность. Это означает, что закон устанавливает лишь незначительные штрафы для государственных служащих, не обеспечивающих должный доступ к информации. Также во многих случаях информация, предоставляемая государственными органами, формируется в пользу чиновников, создавая впечатление, что власти действуют в соответствии с законом, но на самом деле лишают запрашивающего информацию, которую они запрашивают. Более того, во многих случаях чиновники не предоставляют информацию, представляющую общественный интерес, без одобрения руководителя и часто отказываются отвечать на телефонные звонки журналистов, тем самым увеличивая время получения необходимой информации. [ 2 ]

Другая проблема касается затрат на получение публичной информации и сборов, взимаемых с запрашивающей стороны, несмотря на некоторые улучшения, сделанные в последнее время, такие как введение публичного реестра через службу электронного правительства в 2014 году. Это затрагивает, в частности, редакции новостей и журналистов-расследователей, которые должны платить большие суммы денег за получение данных, полезных для их следственной работы. [ 2 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Молдова: Представление заинтересованных сторон на универсальный периодический обзор» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 28 марта 2016 г. Проверено 23 января 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Доступ к информации в Молдове становится все более затруднительным; «Вещи, которые на самом деле представляют общественный интерес, чрезмерно и злоупотребляют секретностью» » . Журнал.md . Журнал онлайн. 14 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 23 января 2017 г.
  4. ^ «Отчет о состоянии СМИ в странах Восточного партнерства» (PDF) . Восточное партнерство. Форум гражданского общества. Ноябрь 2015 года . Проверено 23 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  5. ^ «Республика Молдова. Закон о доступе к информации. Дата обращения 23 января 2017 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 года . Проверено 23 января 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Прозрачность на Балканах и в Молдове» (PDF) . Балканская сеть расследований (BIRN). 2016 . Проверено 23 января 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 170ae40e9f68dbfe1cd765c7867a0f12__1679249460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/12/170ae40e9f68dbfe1cd765c7867a0f12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Access to public information in Moldova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)