Доступ к публичной информации в Албании
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права на доступ к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
В Албании право на доступ к публичной информации гарантируется Конституцией и Законом о праве на информацию, одобренным в 2014 году и обеспечивающим прочную правовую основу, регулирующую доступ к публичной информации. [ 2 ] Однако, несмотря на некоторый значительный прогресс в обеспечении права на информацию за последние годы, в функционировании системы и исполнении закона сохраняются заметные недостатки. Доступ по-прежнему остается проблемой в стране с сильной культурой секретности и конфиденциальности. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Албания предоставляет как конституционные, так и юридические гарантии права на информацию. Усилия по созданию конституционной и правовой базы, обеспечивающей право граждан на доступ к общественной информации, начались в начале 1990-х годов, во время перехода Албании от коммунистической страны к многопартийной демократической системе. [ 3 ]
Конституция, действующая с 1998 года, закрепила это право в статье 23 и предусматривает право каждого человека на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, и на участие в общественных собраниях. [ 4 ] В 2004 году парламент принял Закон № 8503 «О праве на информацию об официальных документах» , став первой страной в регионе, принявшей закон о свободе информации. [ 3 ] В настоящее время доступ к информации регулируется Законом о праве на информацию, принятым в 2014 году, который представляет собой модернизацию предыдущих законов и нормативных актов. [ 5 ]
Албания также взяла на себя обязательство реализовать право на доступ к публичной информации посредством нескольких международных соглашений. В 2002 году Албания ратифицировала Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды ( Орхусская конвенция ), которая требует принятия законов о доступе к экологической информации. Более того, будучи членом Совета Европы , Албания обязалась соблюдать рекомендации 2002 года о доступе к официальным документам. [ 4 ]
Правовая база
[ редактировать ]Новый Закон Албании о праве на информацию был оценен многими экспертами как один из наиболее важных шагов на пути к прозрачности и подотчетности, приближающий албанское законодательство к лучшим международным стандартам. [ 6 ] [ 7 ]
Новый закон предоставил общественности более широкий доступ к официальным документам и установил систему наказаний для государственных служащих, отказавшихся раскрыть информацию. [ 5 ] Новое законодательство включает также ряд новых концепций, таких как возможность реклассификации секретных документов, раскрытие частичной информации и использование ИКТ для того, чтобы сделать информацию, хранящуюся в государственных органах, доступной и доступной для общественности. [ 5 ] Закон также устанавливает обязанность назначать координаторов по доступу к информации каждым государственным органом, на который возложена задача надзора за ответами органа на информационные запросы, и создает институт Уполномоченного по праву на информацию и защите персональных данных, которому поручен надзор и контроль соблюдения законодательства и апелляционных органов и процедур в случаях отказа или частичного раскрытия информации. [ 5 ] [ 6 ] Согласно новому закону, Уполномоченный имеет право применять дисциплинарные взыскания к лицам, нарушающим установленные законом требования. [ 6 ] Система санкций за несоблюдение права на информацию была усилена за счет введения жестких административных санкций для должностных лиц, нарушающих закон. [ 6 ]
Кроме того, новый закон расширил сферу определения термина «публичная информация», определяемого как любые данные, зарегистрированные в любой форме и формате, поддерживаемые государственным органом, а также определение термина «публичный орган», который теперь охватывает коммерческие данные. компании, в которых государству принадлежит большая часть акций, а также любое юридическое лицо, выполняющее государственные функции. [ 6 ] Введена инициативность публикации отдельных категорий информации. [ 6 ]
Закон устанавливает, что запросы на информацию, представляющую общественный интерес, могут быть сделаны устно или письменно. [ 5 ] Предоставление информации является бесплатным: закон позволяет только государственным органам взимать плату за фотокопирование; За электронную доставку взиматься плата не может. [ 5 ]
Государственные органы обязаны дать ответ в течение 10 дней с момента подачи запроса (в прежнем законодательстве их было 40). [ 2 ] В случае отклонения запроса заявитель имеет право обратиться к Уполномоченному, а затем в суд. [ 5 ]
Исключения из права на информацию устанавливаются законом, в том числе по соображениям национальной безопасности, международных и межгосударственных отношений. [ 5 ]
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]Несмотря на улучшения, внесенные новой законодательной базой, эффективность ее реализации еще предстоит увидеть. По мнению журналистки Рудины Ходжи, одна из проблем заключается в том, что два института, которые должны следить за применением закона, а именно Уполномоченный по защите информации и омбудсмен, на самом деле носят консультативный характер, хотя по закону они и являются имеют право применять санкции, такое случается очень редко. [ 2 ]
Согласно отчету НПО « Движение Мьяфт» за 2016 год , государственные учреждения Албании выполняют свои обязательства по предоставлению публичной информации по запросам о свободе информации только в 42% случаев. Для проверки и мониторинга применения нового закона организация направила 230 запросов на информацию в различные государственные органы, включая центральные учреждения, местные учреждения, органы юстиции и государственные университеты. Из 230 запросов было получено только 98 ответов. Только 80 из этих ответов раскрыли необходимую информацию. Остальные 18 были случаями предоставления неполной информации. [ 8 ]
В отчете выяснилось, что албанские муниципалитеты являются наиболее проблемными и непрозрачными институтами с точки зрения применения закона о свободе информации. Основная проблема заключалась в несоблюдении обязательства по назначению координатора по праву на информацию и в значительной степени непрозрачности в бюджетных и финансовых вопросах. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Албании
- Прозрачность собственности СМИ в Албании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с " "Проблема в его эффективной реализации" " . Ecpmf.eu . Европейский центр свободы прессы и СМИ. 12 января 2017 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Реализация права на информацию. Пример Албании» . Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2012. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года . Проверено 25 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Дэвид Банисар (апрель 2006 г.). «Комментарии и правовые положения о доступе к информации и государственной тайне в Албании» . ОБСЕ. Представитель по вопросам свободы СМИ . Проверено 25 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Прозрачность на Балканах и в Молдове» (PDF) . Балканская сеть расследований (BIRN). Апрель 2006 года . Проверено 25 января 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж «Новый закон о праве на информацию в Албании» . Idfi.ge. Институт развития свободы информации (IDFI). 7 ноября 2014 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ «Правозащитные группы Албании приветствуют новый закон о свободе информации» . BalkanInsight.com . БалканИнсайт. 1 октября 2014 года . Проверено 25 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Албанские институты не прошли проверку на прозрачность» . BalkanInsight.com . БалканИнсайт. 12 июля 2016 года . Проверено 25 января 2017 г.