Доступ к публичной информации в Черногории
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
В Черногории доступ к информации является правом, гарантированным Конституцией и регулируемым законом. Черногория впервые приняла Закон о свободном доступе к информации в 2005 году; В 2013 году вступил в силу новый закон, обеспечивающий более высокий уровень защиты свободы информации, чем предыдущий правовой акт. [ 2 ] Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, достигнутые с принятием нового Закона, Черногория по-прежнему испытывает проблемы с его реализацией. [ 3 ]
Недавно Черногория начала процесс реформирования действующего законодательства: проект предложения был сформулирован Министерством культуры в 2016 году после некоторого давления со стороны Европейского Союза с целью привести черногорское законодательство в соответствие со стандартами ЕС. [ 3 ]
Правовая база
[ редактировать ]Статья 51 Конституции Черногории гласит, что каждый имеет право доступа к публичной информации, которой располагают государственные органы и организации, выполняющие публичные функции. [ 2 ] Кроме того, Закон о свободном доступе к информации 2013 года устанавливает четкую процедуру получения публичной информации. Закон наделяет любое физическое или юридическое лицо правом доступа к информации, хранящейся в любой форме государственными и местными органами власти, публичными компаниями и другими организациями, выполняющими публичные функции. Органам государственной власти дается 15 рабочих дней для принятия решения о раскрытии необходимой информации. [ 2 ]
Новый закон ввел новый надзорный орган под названием «Агентство по защите персональных данных и свободному доступу к информации», который занимается обжалованием запросов о свободе информации. [ 2 ] Еще одним положительным событием в законе 2013 года является введение штрафов, которые будут налагаться на государственные органы, которые не выполняют свои обязанности в отношении доступа к информации. [ 2 ]
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]Согласно отчету Европейской комиссии о ходе работы в Черногории за 2016 год, закону о доступе к публичной информации не хватает эффективного мониторинга и надзора. [ 4 ] По данным газеты Vijesti , опыт журналистов и НПО в стране показывает, что, несмотря на положения законодательства о свободе информации, на практике получить информацию общественного значения сложно. [ 5 ]
За последние годы доля запросов, отклоненных государственными органами Черногории, увеличилась с 24% в 2014 году до 18% в 2015 году. Кроме того, бюджет Агентства по защите персональных данных и доступа к информации на 2016 год был увеличен на 50%. [ 4 ] Ограниченные возможности и ресурсы Агентства вызывали беспокойство у некоторых НПО, выступающих за доступ к информации. [ 2 ]
В 2015 году из 4 434 запросов на доступ к информации запрошенная информация не была предоставлена в 805 случаях. [ 4 ] Всего в 2015 году в Агентство по защите персональных данных и свободного доступа к информации поступило 1 431 жалоба. Большинство поступивших в агентство дел касалось административного молчания : в этих случаях запрос остался без ответа. [ 4 ]
Большинство запросов о свободе информации (около 70%) подаются НПО, среди которых выделяется НПО MANS. [ 5 ] Эти данные свидетельствуют о низкой осведомленности и знаниях широкой общественности о праве на доступ к информации и его правовых положениях. [ 5 ] В большинстве случаев заявители получают необходимую информацию с большими задержками, сверх сроков, установленных законом, и зачастую после подачи жалобы в Омбудсбам. [ 5 ]
Еще одна проблема, вызывающая беспокойство, заключается в том, что судебные решения по делам, касающимся доступа к информации, не исполняются эффективно. [ 5 ] В отчете ЕК также отмечается, что в некоторых случаях государственные органы Черногории, похоже, злоупотребляют возможностью объявить запрошенные документы конфиденциальными, чтобы избежать их раскрытия. [ 4 ] Действительно, по мнению НПО MANS, закон включает ряд ненужных оснований для исключений из ограничения раскрытия информации. Формулировка исключений, закрепленных в законе, кажется слишком расплывчатой и слишком общей, что дает возможность государственным учреждениям интерпретировать ее таким образом, чтобы ограничить доступ к информации. [ 2 ]
Еще одной причиной беспокойства является высокий процент запросов, остающихся без ответа. [ 4 ]
По данным Балканской сети журналистских расследований (BIRN), проблемы с реализацией права на доступ к публичной информации возникают, в частности, когда журналисты и НПО ищут информацию о процессе приватизации или ищут информацию, которая потенциально может раскрыть случаи коррупции или незаконной деятельности. [ 3 ] [ 6 ] По данным НПО MANS, соблюдение закона о доступе к публичной информации становится особенно проблематичным, когда речь идет об обнародовании информации о предприятиях, где государству принадлежит большая часть акций. [ 5 ]
В отчете ЕС о ходе работы рекомендуется усилить реализацию закона, особенно в случаях, связанных с коррупцией. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Черногории
- Прозрачность собственности СМИ в Черногории
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Свобода информации в Черногории. Анализ правовой базы, практики и применения прецедентного права ЕСПЧ и других международных стандартов с рекомендациями по улучшению» (PDF) . МАНС. Сеть по утверждению сектора НПО . Проверено 9 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с «План Черногории по открытию публичных отчетов вызывает сомнения» . Balkaninsight.com . БалканИнсайт. 1 апреля 2016 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Отчет Черногории за 2016 год» (PDF) . Европейская комиссия. 2016 . Проверено 9 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Чаденович, Иван (10 февраля 2017 г.). «Черногория: молчание государственной администрации» . balcanicaucaso.org (на итальянском языке). Балканско-Кавказская Трансевропейская обсерватория / Vijesti . Проверено 21 февраля 2017 г.
- ^ «Отчет о правах человека в Черногории за 2015 год. Краткое содержание» (PDF) . Государственный департамент США. 2015 . Проверено 9 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )