Jump to content

Доступ к публичной информации в Черногории

Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]

В Черногории доступ к информации является правом, гарантированным Конституцией и регулируемым законом. Черногория впервые приняла Закон о свободном доступе к информации в 2005 году; В 2013 году вступил в силу новый закон, обеспечивающий более высокий уровень защиты свободы информации, чем предыдущий правовой акт. [ 2 ] Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, достигнутые с принятием нового Закона, Черногория по-прежнему испытывает проблемы с его реализацией. [ 3 ]

Недавно Черногория начала процесс реформирования действующего законодательства: проект предложения был сформулирован Министерством культуры в 2016 году после некоторого давления со стороны Европейского Союза с целью привести черногорское законодательство в соответствие со стандартами ЕС. [ 3 ]

[ редактировать ]

Статья 51 Конституции Черногории гласит, что каждый имеет право доступа к публичной информации, которой располагают государственные органы и организации, выполняющие публичные функции. [ 2 ] Кроме того, Закон о свободном доступе к информации 2013 года устанавливает четкую процедуру получения публичной информации. Закон наделяет любое физическое или юридическое лицо правом доступа к информации, хранящейся в любой форме государственными и местными органами власти, публичными компаниями и другими организациями, выполняющими публичные функции. Органам государственной власти дается 15 рабочих дней для принятия решения о раскрытии необходимой информации. [ 2 ]

Новый закон ввел новый надзорный орган под названием «Агентство по защите персональных данных и свободному доступу к информации», который занимается обжалованием запросов о свободе информации. [ 2 ] Еще одним положительным событием в законе 2013 года является введение штрафов, которые будут налагаться на государственные органы, которые не выполняют свои обязанности в отношении доступа к информации. [ 2 ]

Доступ к публичной информации на практике

[ редактировать ]

Согласно отчету Европейской комиссии о ходе работы в Черногории за 2016 год, закону о доступе к публичной информации не хватает эффективного мониторинга и надзора. [ 4 ] По данным газеты Vijesti , опыт журналистов и НПО в стране показывает, что, несмотря на положения законодательства о свободе информации, на практике получить информацию общественного значения сложно. [ 5 ]

За последние годы доля запросов, отклоненных государственными органами Черногории, увеличилась с 24% в 2014 году до 18% в 2015 году. Кроме того, бюджет Агентства по защите персональных данных и доступа к информации на 2016 год был увеличен на 50%. [ 4 ] Ограниченные возможности и ресурсы Агентства вызывали беспокойство у некоторых НПО, выступающих за доступ к информации. [ 2 ]

В 2015 году из 4 434 запросов на доступ к информации запрошенная информация не была предоставлена ​​в 805 случаях. [ 4 ] Всего в 2015 году в Агентство по защите персональных данных и свободного доступа к информации поступило 1 431 жалоба. Большинство поступивших в агентство дел касалось административного молчания : в этих случаях запрос остался без ответа. [ 4 ]

Большинство запросов о свободе информации (около 70%) подаются НПО, среди которых выделяется НПО MANS. [ 5 ] Эти данные свидетельствуют о низкой осведомленности и знаниях широкой общественности о праве на доступ к информации и его правовых положениях. [ 5 ] В большинстве случаев заявители получают необходимую информацию с большими задержками, сверх сроков, установленных законом, и зачастую после подачи жалобы в Омбудсбам. [ 5 ]

Еще одна проблема, вызывающая беспокойство, заключается в том, что судебные решения по делам, касающимся доступа к информации, не исполняются эффективно. [ 5 ] В отчете ЕК также отмечается, что в некоторых случаях государственные органы Черногории, похоже, злоупотребляют возможностью объявить запрошенные документы конфиденциальными, чтобы избежать их раскрытия. [ 4 ] Действительно, по мнению НПО MANS, закон включает ряд ненужных оснований для исключений из ограничения раскрытия информации. Формулировка исключений, закрепленных в законе, кажется слишком расплывчатой ​​и слишком общей, что дает возможность государственным учреждениям интерпретировать ее таким образом, чтобы ограничить доступ к информации. [ 2 ]

Еще одной причиной беспокойства является высокий процент запросов, остающихся без ответа. [ 4 ]

По данным Балканской сети журналистских расследований (BIRN), проблемы с реализацией права на доступ к публичной информации возникают, в частности, когда журналисты и НПО ищут информацию о процессе приватизации или ищут информацию, которая потенциально может раскрыть случаи коррупции или незаконной деятельности. [ 3 ] [ 6 ] По данным НПО MANS, соблюдение закона о доступе к публичной информации становится особенно проблематичным, когда речь идет об обнародовании информации о предприятиях, где государству принадлежит большая часть акций. [ 5 ]

В отчете ЕС о ходе работы рекомендуется усилить реализацию закона, особенно в случаях, связанных с коррупцией. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Свобода информации в Черногории. Анализ правовой базы, практики и применения прецедентного права ЕСПЧ и других международных стандартов с рекомендациями по улучшению» (PDF) . МАНС. Сеть по утверждению сектора НПО . Проверено 9 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  3. ^ Jump up to: а б с «План Черногории по открытию публичных отчетов вызывает сомнения» . Balkaninsight.com . БалканИнсайт. 1 апреля 2016 года . Проверено 9 февраля 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Отчет Черногории за 2016 год» (PDF) . Европейская комиссия. 2016 . Проверено 9 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Чаденович, Иван (10 февраля 2017 г.). «Черногория: молчание государственной администрации» . balcanicaucaso.org (на итальянском языке). Балканско-Кавказская Трансевропейская обсерватория / Vijesti . Проверено 21 февраля 2017 г.
  6. ^ «Отчет о правах человека в Черногории за 2015 год. Краткое содержание» (PDF) . Государственный департамент США. 2015 . Проверено 9 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77599840ed380afd4d19ae6ad9c034af__1679249460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/af/77599840ed380afd4d19ae6ad9c034af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Access to public information in Montenegro - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)