Доступ к публичной информации в Греции
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
В Греции доступ к информации является конституционным правом. [ 2 ] Доступ к публичной информации регулируется несколькими законами с 1986 года, но, по данным Transparency International в Греции, практическая реализация этих положений довольно плохая. [ 3 ] Кроме того, Закон 3448/2006 о повторном использовании информации государственного сектора приводит национальные законы в соответствие с требованиями Директивы Европейского Союза 2003/98/EC . [ 4 ] В результате финансового кризиса в июле 2010 года был принят новый закон, предусматривающий публикацию в Интернете всех решений, связанных с выделением средств в государственном секторе. [ 3 ]
Положения о свободе информации в соответствии с законом
[ редактировать ]Согласно законодательству Греции, все люди имеют право на информацию в соответствии с законом. Ограничения могут вводиться только на основании причин, предусмотренных законом, и постольку, поскольку они абсолютно необходимы и оправданы соображениями национальной безопасности, в отличие от организованной преступности , а также защиты прав и интересов третьих лиц. [ 5 ]
Греческий закон о доступе к информации применяется к административным документам, в частности, только к определенным видам административных документов, таким как отчеты, исследования, протоколы, статистические данные, циркуляры, ответы администрации, заключения и резолюции. [ 5 ]
Определение «государственных услуг», на которые распространяется закон о доступе к информации, включает всю центральную, региональную и местную администрацию, но не исполнительную власть. [ 5 ] В законе не уточняется, применяется ли он также к государственным предприятиям (коммерческим организациям, которые принадлежат или контролируются государством), другим органам государственной власти (включая конституционные, уставные и надзорные органы, такие как избирательная комиссия или комиссар по информации, или частным организациям, выполняющим государственные функции или получающим значительное государственное финансирование. [ 5 ]
Компетентные органы обязаны рассмотреть запросы и принять по ним решение в течение срока, если таковой имеется, предусмотренного соответствующими специальными положениями, в противном случае - в течение шестидесяти дней. В случае, если запрос не может быть обработан в течение этого срока, компетентная служба обязана письменно уведомить заинтересованную сторону: причину задержки; государственный служащий, которому поручено дело, и номер его телефона; подтверждающие документы, которые могут отсутствовать. [ 5 ]
Затраты на доступ к информации в соответствии с законом о свободе информации ограничиваются фактическими затратами на воспроизведение документов. [ 5 ] Согласно греческому закону о доступе к информации, компетентный законодательный орган может отказать в удовлетворении права на доступ к информации, если запрошенные документы относятся к обсуждению Кабинета Министров или если удовлетворение этого права может существенно затруднить расследование судебных дел. , полиции или военных органов о совершении преступления или административного правонарушения. [ 5 ]
Отказ в предоставлении доступа к документам в соответствии с законом о свободе информации должен быть обоснован и сообщен заявителю в письменной форме в течение одного месяца после подачи запроса. [ 5 ] В случае отказа заявители могут обратиться в административный орган, выдавший акт (заявление о возмещении ущерба), или об его отмене в вышестоящий орган органа, выдавшего акт (иерархическое обращение). [ 5 ] Право на подачу внешней апелляции в независимый надзорный орган (например, информационную комиссию или омбудсмена ) не упоминается в законе. Омбудсмен в Греции занимает активную позицию в защите доступа к публичному документальному полю. [ 5 ]
Ожидается, что принцип прозрачности во всех сферах общественной жизни, включая средства массовой информации, будет усилен, учитывая, что с 2014 года действует План действий по содействию открытому правительству ( План действий Греции на 2014-16 годы ). Технические и институциональные изменения были приняты для усиления принципа прозрачности, и они должны привести к расширению функциональности проекта DIAVGEIA (Инициатива программы прозрачности). [ 6 ] к публикации государственных закупок и к открытому, прозрачному и безопасному обмену публичными документами. Проект DIAVGEIA начался 1 октября 2010 года. В рамках этой инициативы Программы прозрачности все правительственные учреждения обязаны размещать свои акты и решения в Интернете, уделяя особое внимание вопросам национальной безопасности и конфиденциальным личным данным. Каждый документ имеет цифровую подпись и ему присваивается уникальный номер для загрузки в Интернет (IUN), подтверждающий, что решение было загружено на «Портал прозрачности». В соответствии с последней законодательной инициативой (Закон 4210/2013) Министерства административной реформы и электронного управления административные акты и решения недействительны, если они не опубликованы в Интернете. [ 6 ]
В частности, что касается права на доступ к публичной информации, новшества, предусмотренные Планом действий по продвижению открытого правительства, заключаются в следующем: [ 6 ]
- Законы, не опубликованные в Официальном вестнике, действительны и вступают в силу только в случае их публикации на Портале прозрачности.
- Загруженный документ имеет преимущественную силу над всеми остальными вариантами акта (прототипы в бумажном виде)
- Загруженные акты могут использоваться гражданами и другими государственными органами без проверки, только ссылаясь на их уникальный номер.
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2017 г. ) |
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Греции
- Открытый доступ в Греции к научному общению
- Прозрачность собственности СМИ в Греции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Свобода прессы 2016: Греция» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 2016 . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Различия в доступе к информации, культурах и правилах в странах-членах ЕС: проблема прозрачности в ЕС?» (PDF) . Блог.transparency.org . Трансперенси Интернешнл. 2010 . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Статья 5 Кодекса административных процедур - Доступ к документам. Архивировано 30 июля 2007 г. в Wayback Machine (на греческом языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Глобальный рейтинг права на информацию: Греция» . Rti-rating.org . Глобальный рейтинг права на информацию. 1 мая 2016 года. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Проект DIAVGEIA, Инициатива программы прозрачности» . diavgeia.gov.gr . Проверено 12 апреля 2017 г.