Доступ к публичной информации на Кипре
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных должностных лиц , расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
Право на доступ к информации на Кипре гарантировано конституционными положениями о свободе выражения мнений , но правовая база имеет серьезные недостатки: в Республике Кипр нет закона, который не соответствует Совета Европы. стандартам нет закона о доступе к информации, а в Северной части Кипра часть Кипра . [ 2 ]
Что касается 2011 года, исследование проекта « Открытый Кипр» показало, что уровень административного молчания по всему острову в ответ на информационные запросы составил 75%. [ 3 ] Более половины респондентов этого опроса заявили, что на практике доступ к ключевым документам невозможен. [ 3 ]
С конца 2013 года в парламенте (Южной) Республики Кипр обсуждается законопроект о праве на доступ к публичной информации.
22 декабря 2017 года закон был окончательно принят (Закон № 184(I)/2017) . [ 4 ]
Северный Кипр
[ редактировать ]Право на доступ к публичной информации предоставлено статьей № 24 Конституции Северного Кипра. Даже если статья Конституции перекликается со статьей № 10 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), эксперты отмечают, что возможности ограничения фундаментального права на доступ к публичной информации предоставляются слишком широко. [ 3 ] В частности, статья № 10 (2) ЕКПЧ гласит, что условия и ограничения, налагаемые на право на свободу выражения мнения, должны быть « необходимыми в демократическом обществе ». Вместо этого, даже если Конституция Северного Кипра – согласно статье № 24 – предусматривает проверку необходимости ограничения такого права, она не определяет ключевой критерий необходимости в демократическом обществе, как того требует статья 10 ЕКПЧ. [ 3 ]
Соответствующими законами, регулирующими право на доступ к публичной информации в северной части Кипра, являются: Закон о праве на доступ к информации № 12 от 2006 года; Закон о государственных служащих № 7 1979 года; Положение о государственных закупках; Регламент и процедуры Парламента и Закон о защите персональных данных № 89 от 2007 года.
Закон о праве на доступ к информации обязывает «государственные органы» обрабатывать все информационные запросы, независимо от способа их подачи. [ 3 ]
Исследование 2011 года рекомендует, чтобы в отношении Закона о доступе к информации в северной части страны сфера действия закона была распространена на все классы информации, которой владеют государственные органы. Также, по мнению экспертов, необходимо утвердить исполнительный регламент, разъясняющий административную процедуру запроса и получения информации. [ 3 ] Наконец, предусмотренная законом Комиссия по оценке доступа к информации до сих пор не назначена. [ 5 ]
Республика Кипр
[ редактировать ]Правительство Кипра не смогло подписать или ратифицировать Конвенцию Совета Европы о доступе к официальным документам 2009 года , поскольку у него не было закона о прозрачности, соответствующего минимальным стандартам Конвенции. До 2017 года Кипр был единственной страной в Европе, кроме Люксембурга, где не было закона, гарантирующего право доступа к информации. [ 6 ] Но с 2018 года закон был опубликован (Закон 184(I)/2017).
Соответствующими законами, касающимися права на доступ к публичной информации, являются следующие:
- статьи № 19 и 29 Конституции;
- Закон о персональных данных № 138 от 2001 года, в котором четко указано, что доступ к этим данным может иметь только затронутое лицо (лица);
- Закон о повторном использовании существующей информации, хранящейся в органах государственного сектора, № 132 от 2006 года: он гарантирует, что, когда орган власти предоставляет одному пользователю разрешение на использование большого объема информации, он должен предоставить другим пользователям доступ к той же информации. условия;
- Закон о печати № 145 o 1985 г.: он предоставляет общее право доступа ко всей информации, которой располагают государственные органы;
- Закон об экологической информации № 119 от 2004 года, который четко предоставляет доступ к информации на недискриминационной основе;
- Закон о государственных архивах № 208 от 1991 года для информации, хранящейся в архивах. Он не предоставляет публичный доступ ранее тридцатилетнего периода;
- Закон о государственной тайне № 2016 от 2002 года;
- Закон о государственной службе № 1 1990 года;
- Закон о государственных закупках № 1 от 200 года;
- Закон о государственной помощи № 30 2001 года;
- Закон об административных принципах № 158 1999 года.
По мнению экспертов, эти неконкретные законы, которые могут предоставлять доступ к некоторым классам информации, например, к экологической информации или архивам, требуют внесения поправок для соответствия основным международным и европейским стандартам. [ 3 ]
С апреля 2014 года Республика Кипр проводит общественные консультации по разработке Закона о свободе информации, который с 2017 года должен быть принят. [ 7 ] В октябре 2015 года министр юстиции Кипра Ионас Николау выразил готовность принять строгий закон о доступе к информации (о свободе информации), который станет «одним из лучших в Европейском Союзе ». [ 8 ]
Опять же, в феврале 2017 года ассоциация Access Info Europe обратилась к парламенту Кипра с просьбой рассмотреть такой проект. В частности, Access Info Europe выступала за отмену платы за подачу информационных запросов и за сокращение возможного продления на 60 дней для сложных запросов, которое было включено в проект. [ 9 ] [ 10 ] Более того, по мнению Access Info, необходимо пересмотреть и режим возможных исключений. В настоящее время проект включает в себя абсолютные исключения без проверки общественных интересов . [ 9 ] [ 7 ] Кроме того, в соответствии с международными и европейскими стандартами прозрачности, когда в раскрытии информации отказано, запрашивающим лицам должны быть предоставлены четкие причины того, почему было применено исключение. [ 6 ]
В марте 2017 года рекомендации, разработанные Access Info Europe, были отправлены в Юридический комитет парламента Кипра. [ 11 ]
С марта 2015 года по всему острову были созданы Центры обслуживания граждан для предоставления различных услуг в качестве альтернативного канала взаимодействия с государственными учреждениями/организациями. Они работают через единый 4-значный номер (1434), по которому граждане могут позвонить, чтобы получить информацию примерно о 90 услугах, предлагаемых ЦОК, таких как критерии приемлемости для подачи заявления, документы, которые необходимо предоставить, взимаемые сборы. и т. д. Через этот колл-центр граждане также могут подать заявки на 18 услуг, связанных с выдачей конкретных документов/лицензий/сертификатов и т.д. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Свобода информации» . сайт ЮНЕСКО.org . ЮНЕСКО . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Закон о праве на доступ к информации № 12 от 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Право на доступ к информации на Кипре. Отчет и рекомендации» . rcmediafreedom.eu . Доступ к информации Европы. Ноябрь 2011 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Закон о праве на доступ к информации государственного сектора 2017 года – 184(I)/2017» .
- ^ «Проект «Открытый Кипр»: итоги» . доступ-info.org . Доступ к информации Европы. 24 февраля 2011 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Гражданское общество предупреждает, что проект закона о прозрачности Кипра окажется под угрозой, если будут сохраняться чрезмерные исключения» . доступ-info.org . Доступ к информации Европы. 31 марта 2017 г. Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Псиллид, Георгий (18 октября 2015 г.). «Министерство защищает запланированный закон о свободе информации» . Кипр-mail.com . Кипрская почта онлайн . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Павлу, Андреас (21 октября 2015 г.). «Access Info приветствует приверженность Кипра строгому закону о свободе информации» . доступ-info.org . Доступ к информации Европы . Проверено 12 апреля 2017 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Кипрские законодатели поставили перед собой задачу обеспечить свободу свободы информации и ограничение исключений» . доступ-info.org . Доступ к информации Европы. 1 марта 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Андреу, Иви (18 февраля 2017 г.). «НПО призывает отменить сборы за свободу информации» . Кипр-mail.com . Кипрская почта онлайн . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «Комментарии Access Info Europe к законопроекту, регулирующему право доступа к информации государственного сектора» (PDF) . access-info.org (на греческом языке). Доступ к информации Европы. 28 февраля 2016 г. Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ «ЕВРОПА 2020 – Национальная программа реформ Кипра 2016» (PDF) . ec.europa.eu . Европейская комиссия. Апрель 2016 года . Проверено 12 апреля 2017 г.