Jump to content

Доступ к публичной информации в Словении

Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]

В Словении доступ к публичной информации гарантируется статьей 39 Конституции, которая защищает свободу слова и право доступа к публичной информации. Конституционное право на доступ к публичной информации закреплено в Законе о доступе к публичной информации, принятом в 2004 году. В Словении каждый имеет право на получение информации публичного характера, в которой он/она имеет обоснованный законный интерес в соответствии с законом, при этом единственные исключения, предусмотренные законом. Закон о доступе к публичной информации также позволяет каждому гражданину пользоваться закрепленным в статье 44 Конституции правом активно участвовать в управлении государственными делами. [ 2 ]

[ редактировать ]

Словения имеет хорошую нормативно-правовую базу для доступа к публичной информации. [ 3 ] Закон Словении о доступе к информации считается одним из лучших в Европе. [ 4 ]

Конституция Словении, принятая в 1991 году, впервые юридически определила право на доступ к публичной информации. [ 5 ]

В Словении доступ к публичной информации регулируется Законом о доступе к публичной информации (2004 г.) , Указом о передаче и повторном использовании информации публичного характера (2005 г.) и указом о внесении в него поправок (2007 г.), а также Законом об уполномоченном по информации. (2005). [ 2 ]

Целью словенского Закона о доступе к публичной информации является обеспечение открытости и прозрачности работы государственных органов, а также предоставление физическим и юридическим лицам возможности осуществлять свои права на получение публичной информации от государственных органов, владеющих такой информацией. Для достижения этой цели закон предписывает, что органы государственной власти обязаны информировать общественность о своей работе в максимально возможной степени. [ 2 ]

Закон определяет информацию, которая считается «публичной», и предусматривает, что к публичной информации, подпадающей под действие закона о доступе к информации, относятся информация и данные, происходящие из сферы деятельности органов государственной власти, независимо от ее формы или происхождения. [ 2 ]

Исключения из правила раскрытия информации определены в статье 6 Закона. Причины отказа могут быть связаны с деликатным характером запрашиваемой информации, например, с информацией, определенной как секретная в соответствии с Законом о секретных данных, или информацией, касающейся персональных данных, или когда раскрытие такой информации может нанести ущерб осуществлению судебной или административной процедуры. . [ 2 ]

Государственные органы обязаны обеспечить доступ к информации как словенским, так и иностранным гражданам, в том числе зарубежным СМИ. [ 6 ] Соответствующие органы должны принять решение по запросу о свободе информации в течение 20 рабочих дней: этот срок может быть продлен максимум до 30 рабочих дней в случае запросов, требующих сложного составления запрашиваемых документов. В случае непредставления ответа в установленный срок заявка считается отклоненной и заявитель может подать жалобу Уполномоченному по информации . [ 6 ]

В 2005 году Законом об Уполномоченном по информации был учрежден институт Уполномоченного по информации – автономный и независимый орган, отвечающий за надзор за защитой персональных данных и доступом к публичной информации. Комиссар назначается Национальным собранием по предложению Президента Республики. [ 7 ]

Доступ к публичной информации на практике

[ редактировать ]

Когда право доступа к публичной информации было впервые включено в Конституцию, большинство словенцев не знали об этом праве. По мнению некоторых экспертов, потребовалось десятилетие, чтобы это право стало известно, принято и использовалось гражданами Словении. [ 5 ] Право на доступ к публичной информации наиболее широко используется журналистами и неправительственными организациями, в то время как граждане все чаще запрашивают публичную информацию в соответствии с законом о свободе информации. [ 5 ]

По случаю Международного дня права на информацию, отмечаемого 28 сентября 2015 года, комиссар по информации Мойце Прелесник подчеркнул, что ключевой проблемой, влияющей на право доступа к публичной информации в Словении, является неспособность государственных учреждений хранить определенные данные, что особенно проблематичны в таких областях, как охрана окружающей среды, здоровое питание и защита потребителей. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Общественная информация» . Dp-rs.si . Республика Словения. прокуратура штата . Проверено 16 февраля 2017 г.
  3. ^ «Построение надлежащего управления посредством доступа к информации по административным вопросам – тенденции в Словении, Хорватии и Сербии» (PDF) . Конференция ASPA, Новый Орлеан, март 2013 г. Панельная дискуссия NISPacee, Открытость и подотчетность в странах ЦВЕ: построение устойчивого управления? . 2013 . Проверено 16 февраля 2017 г.
  4. ^ «Карта РТИ» . Access-info.org . Доступ-Информация Европа . Проверено 17 февраля 2017 г. .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Райко Кнез (2015). «Свободный доступ к экологической информации. Отчет – Словения» (PDF) . Ежегодное собрание Avosetta 29–30 мая 2015 г. в Бремене . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2017 года . Проверено 10 января 2017 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Торговое законодательство Словении. Оценка ЕБРР» (PDF) . Европейский банк реконструкции и развития. 2014 . Проверено 16 февраля 2017 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ Перейти обратно: а б «Чиновники подчеркивают важность доступа к публичной информации» . Словенитаймс.com . Словения Таймс. 29 сентября 2015 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e23147eb04cce25f57113de09f89ced__1690786560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/ed/7e23147eb04cce25f57113de09f89ced.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Access to public information in Slovenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)