Доступ к публичной информации в Словении
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
В Словении доступ к публичной информации гарантируется статьей 39 Конституции, которая защищает свободу слова и право доступа к публичной информации. Конституционное право на доступ к публичной информации закреплено в Законе о доступе к публичной информации, принятом в 2004 году. В Словении каждый имеет право на получение информации публичного характера, в которой он/она имеет обоснованный законный интерес в соответствии с законом, при этом единственные исключения, предусмотренные законом. Закон о доступе к публичной информации также позволяет каждому гражданину пользоваться закрепленным в статье 44 Конституции правом активно участвовать в управлении государственными делами. [ 2 ]
Правовая база
[ редактировать ]Словения имеет хорошую нормативно-правовую базу для доступа к публичной информации. [ 3 ] Закон Словении о доступе к информации считается одним из лучших в Европе. [ 4 ]
Конституция Словении, принятая в 1991 году, впервые юридически определила право на доступ к публичной информации. [ 5 ]
В Словении доступ к публичной информации регулируется Законом о доступе к публичной информации (2004 г.) , Указом о передаче и повторном использовании информации публичного характера (2005 г.) и указом о внесении в него поправок (2007 г.), а также Законом об уполномоченном по информации. (2005). [ 2 ]
Целью словенского Закона о доступе к публичной информации является обеспечение открытости и прозрачности работы государственных органов, а также предоставление физическим и юридическим лицам возможности осуществлять свои права на получение публичной информации от государственных органов, владеющих такой информацией. Для достижения этой цели закон предписывает, что органы государственной власти обязаны информировать общественность о своей работе в максимально возможной степени. [ 2 ]
Закон определяет информацию, которая считается «публичной», и предусматривает, что к публичной информации, подпадающей под действие закона о доступе к информации, относятся информация и данные, происходящие из сферы деятельности органов государственной власти, независимо от ее формы или происхождения. [ 2 ]
Исключения из правила раскрытия информации определены в статье 6 Закона. Причины отказа могут быть связаны с деликатным характером запрашиваемой информации, например, с информацией, определенной как секретная в соответствии с Законом о секретных данных, или информацией, касающейся персональных данных, или когда раскрытие такой информации может нанести ущерб осуществлению судебной или административной процедуры. . [ 2 ]
Государственные органы обязаны обеспечить доступ к информации как словенским, так и иностранным гражданам, в том числе зарубежным СМИ. [ 6 ] Соответствующие органы должны принять решение по запросу о свободе информации в течение 20 рабочих дней: этот срок может быть продлен максимум до 30 рабочих дней в случае запросов, требующих сложного составления запрашиваемых документов. В случае непредставления ответа в установленный срок заявка считается отклоненной и заявитель может подать жалобу Уполномоченному по информации . [ 6 ]
В 2005 году Законом об Уполномоченном по информации был учрежден институт Уполномоченного по информации – автономный и независимый орган, отвечающий за надзор за защитой персональных данных и доступом к публичной информации. Комиссар назначается Национальным собранием по предложению Президента Республики. [ 7 ]
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2017 г. ) |
Когда право доступа к публичной информации было впервые включено в Конституцию, большинство словенцев не знали об этом праве. По мнению некоторых экспертов, потребовалось десятилетие, чтобы это право стало известно, принято и использовалось гражданами Словении. [ 5 ] Право на доступ к публичной информации наиболее широко используется журналистами и неправительственными организациями, в то время как граждане все чаще запрашивают публичную информацию в соответствии с законом о свободе информации. [ 5 ]
По случаю Международного дня права на информацию, отмечаемого 28 сентября 2015 года, комиссар по информации Мойце Прелесник подчеркнул, что ключевой проблемой, влияющей на право доступа к публичной информации в Словении, является неспособность государственных учреждений хранить определенные данные, что особенно проблематичны в таких областях, как охрана окружающей среды, здоровое питание и защита потребителей. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Словении
- Прозрачность собственности СМИ в Словении
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Общественная информация» . Dp-rs.si . Республика Словения. прокуратура штата . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ «Построение надлежащего управления посредством доступа к информации по административным вопросам – тенденции в Словении, Хорватии и Сербии» (PDF) . Конференция ASPA, Новый Орлеан, март 2013 г. Панельная дискуссия NISPacee, Открытость и подотчетность в странах ЦВЕ: построение устойчивого управления? . 2013 . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ «Карта РТИ» . Access-info.org . Доступ-Информация Европа . Проверено 17 февраля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Райко Кнез (2015). «Свободный доступ к экологической информации. Отчет – Словения» (PDF) . Ежегодное собрание Avosetta 29–30 мая 2015 г. в Бремене . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2017 года . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Торговое законодательство Словении. Оценка ЕБРР» (PDF) . Европейский банк реконструкции и развития. 2014 . Проверено 16 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б «Чиновники подчеркивают важность доступа к публичной информации» . Словенитаймс.com . Словения Таймс. 29 сентября 2015 года . Проверено 16 февраля 2017 г.