Доступ к публичной информации в Румынии
Доступ к публичной информации и свобода информации (FOI) относятся к праву доступа к информации, находящейся в распоряжении государственных органов, также известному как «право знать». Доступ к публичной информации считается фундаментально важным для эффективного функционирования демократических систем, поскольку он повышает подотчетность правительств и государственных чиновников, расширяя участие людей и позволяя им осознанно участвовать в общественной жизни. Фундаментальная предпосылка права доступа к публичной информации заключается в том, что информация, которой располагают правительственные учреждения, в принципе является публичной и может быть скрыта только на законных основаниях, которые должны быть подробно описаны в законе. [ 1 ]
В Румынии доступ к публичной информации регулируется Законом о свободе информации (FOIA), принятым в 2001 году. [ 2 ] Принцип доступа к информации закреплен в статье 31 Конституции Румынии, которая предусматривает, что право людей на доступ к любой информации, представляющей общественный интерес, не должно быть ограничено и что органы государственной власти обязаны предоставлять гражданам правильную информацию в государственных делах и вопросах личные интересы. [ 3 ] Однако, несмотря на существование правовой базы, регулирующей доступ к публичной информации и устанавливающей правила ее реализации, прозрачность еще не укоренилась в румынской институциональной культуре. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В Румынии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы , законы о свободе информации не входили в число первоочередных приоритетов новых посткоммунистических режимов после изменений 1989 года. В таких странах усилилось давление с целью открыть архивы и записи тайной полиции, но общественное давление с целью принятия законов о свободе информации, касающихся всех категорий информации, представляющей общественный интерес, было незначительным. [ 4 ] В Румынии процесс европейской интеграции стал одним из главных политических факторов принятия Закона о свободе информации, принятого в 2001 году, через два года после того, как Румыния была принята в качестве страны-кандидата в Европейский Союз . [ 2 ] Однако преобразующий потенциал ЕС был ослаблен из-за отсутствия должной реализации. Внутренние законы, транспонирующие директивы ЕС, требующие публичного доступа к информации, были пронизаны многочисленными исключениями, которыми румынские власти в значительной степени воспользовались. [ 5 ]
Закон стал результатом процесса консультаций, который считается передовой практикой с точки зрения сотрудничества гражданского общества с политическими субъектами. [ 2 ] Правила реализации этого закона, одобренные правительством в 2002 году, установили применимые принципы, процедуры и нормы применения закона и обеспечения права свободного доступа к публичной информации, а также санкций в случае нарушения. [ 2 ] Закон также регулирует упреждающее раскрытие информации , то есть активную публикацию соответствующей информации без предварительного специального запроса о свободе информации. [ 2 ]
Правовая база
[ редактировать ]Свобода информации в Румынии регулируется рамочным законом о свободном доступе к публичной информации (2001 г.) и рядом нормативных актов. Другие соответствующие законы касаются секретной информации (2002 г.), прозрачности принятия решений (2003 г.), прозрачности в государственных учреждениях, коммерческих сделках и государственных долгах (2003 г.). Также для доступа общественности к экологической информации в 2005 году было принято специальное Постановление Правительства, применяющее Орхусскую Конвенцию . [ 4 ]
Закон о свободном доступе к публичной информации
[ редактировать ]Согласно закону о свободном доступе к публичной информации, все лица – физические или юридические, румынские или иностранные – имеют право запрашивать и получать публичную информацию. [ 2 ]
Закон распространяется на все государственные учреждения (центральные и местные), а также на публичные компании, в которых государство является мажоритарным акционером. Вся информация, которой располагают эти организации, считается общедоступной, если она не засекречена должным образом или не связана с персональными данными. [ 2 ]
Румынский закон о свободе информации освобождает от доступа любую информацию, касающуюся персональных данных, а также секретную информацию о национальной обороне, общественном порядке, обсуждениях государственных органов, а также национальных экономических и политических интересах. [ 2 ] В дополнение к этим традиционным видам исключенной информации коммерческая информация также освобождается от доступа, если ее раскрытие нарушает права интеллектуальной собственности и принцип честной конкуренции. [ 2 ] Информация о судебном процессе является еще одной деликатной областью исключений из Закона о свободе информации: в принципе, информация, касающаяся уголовного или дисциплинарного расследования, как правило, не является публичной из-за ее конфиденциального характера, но, по мнению Европейского суда по правам человека , информация должна быть предоставлена общественности. о громких делах, т.е. о делах, связанных с коррупцией в высших кругах и организованной преступностью. [ 2 ]
Процедуры доступа
[ редактировать ]Информационные запросы могут быть поданы в письменной (как в электронной, так и в бумажной форме) и устной форме. Сотрудник по общественной информации проводит первую проверку запрошенной информации, чтобы решить, может ли она быть раскрыта или подпадает под одно из исключений. Офицеры также проверяют, хранит ли информация соответствующее учреждение; в противном случае сотрудник по общественной информации направляет запрос в орган, у которого он может быть. [ 2 ]
Закон устанавливает строгие сроки предоставления запрашиваемой информации: 5 дней с момента подачи запроса, если в доступе отказано; 10 дней с момента подачи запроса, если доступ предоставлен; 30 дней с момента подачи запроса, если доступ предоставлен и составление ответа сложное и требует много времени. [ 2 ]
Доступ к публичной информации является бесплатным. Плата может взиматься только для покрытия расходов на копирование и воспроизведение необходимых документов. [ 2 ]
Право на апелляцию
[ редактировать ]Процесс обжалования административного решения по запросам о свободе информации состоит из двух этапов: первый – это административная жалоба, подаваемая в соответствующий орган; второй – в суд. Первая процедура также охватывает административное молчание , то есть отсутствие ответа в течение установленного законом срока. Что касается апелляций в суды, обеспечение соблюдения Закона о свободе информации во многом опирается на судебную систему и прецеденты судебных санкций. [ 2 ]
Роль румынского гражданского общества в обеспечении соблюдения закона о свободе информации
[ редактировать ]В Румынии активность представителей гражданского общества в обеспечении соблюдения закона и использовании его возможностей была примечательной. [ 2 ] [ 4 ] Средства массовой информации и организации гражданского общества воспользовались законом о свободе информации, чтобы создать практику и инструменты мониторинга, иногда используя институциональную поддержку для консолидации передового опыта или более конфронтационные подходы, такие как подача в суд на государственные органы по закону о свободе информации, чтобы проверить сферу применимости закона и создание юридические прецеденты. [ 2 ] Некоторые НПО проявили особую активность: например, Центр независимой журналистики , который организовал серию семинаров и тренингов для журналистов по использованию закона о свободе информации, или Институт государственной политики, который организовал программы по мониторингу деятельности и расходов депутатов парламента. и советники. [ 2 ]
Доступ к публичной информации на практике
[ редактировать ]По мнению некоторых экспертов, румынский закон о свободе информации предоставляет дискреционные полномочия органам государственной власти, которые не используют их должным образом. [ 4 ] Еще один недостаток касается положений другого закона – закона о секретной информации, который дает руководителю государственного учреждения право решать, является ли та или иная информация конфиденциальной, без установления какого-либо механизма контроля за этим решением. [ 4 ]
В 2003 году Ассоциация сторонников демократии опубликовала отчет после года наблюдения за тем, как румынские власти применяют закон. Одним из основных выводов исследования было то, что количество запросов о свободе информации было довольно низким из-за недостаточной осведомленности граждан и компаний об этом праве и соответствующем законе. [ 4 ] Вывод отчета заключался в том, что скрытный менталитет государственных чиновников, отсутствие институционального управления и плохое знание правил применения свободы информации препятствовали надлежащему осуществлению закона 2001 года о доступе к публичной информации. [ 4 ]
По мнению некоторых журналистов, воспользовавшихся законом для запроса доступа к публичной информации, существует несколько способов обойти закон. [ 6 ] В некоторых случаях эти способы кажутся хорошо отработанными государственными органами, которые используют незнание гражданами своих прав в соответствии с законом о свободе информации. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]- Доступ к публичной информации в Европе
- Свобода информации
- Законы о свободе информации по странам
- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Румынии
- Прозрачность собственности СМИ в Румынии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свобода информации, ЮНЕСКО. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Реализация права на информацию. Пример Румынии» (PDF) . Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. 2012 . Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Отчет об опыте, полученном Румынией после применения Директивы 2003/4/EC о публичном доступе к экологической информации» (PDF) . Европейская комиссия . Проверено 14 февраля 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г Дакиан К. Драгос (2006). «Прозрачность в государственном управлении: свободный доступ к публичной информации. Актуальный сравнительный анализ нескольких юрисдикций Центральной и Восточной Европы» . Трансильванский обзор административных наук (17 E/2006) . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Стэн, Лавиния; Ванча, Дайан (24 июня 2015 г.). Посткоммунистическая Румыния в двадцать пять лет: связывая прошлое, настоящее и будущее . Лексингтонские книги. ISBN 9781498501101 .
- ^ Jump up to: а б Джуржану, Стела (22 февраля 2017 г.). «Румыния и доступ к информации: закон, который работает» . balcanicaucaso.org (на итальянском языке). Балканы, Кавказ, Заевропейская обсерватория / Дилема Веке . Проверено 23 февраля 2017 г.