Прозрачность собственности СМИ в Румынии
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ , что позволяет органам СМИ и широкой общественности выяснить, кто эффективно владеет и контролирует СМИ. В Румынии прозрачность собственности на средства массовой информации предусмотрена непосредственно в Конституции и регулируется специальным законом о СМИ, а именно Законом об аудиовизуальных средствах №. 504 и национальным законом о компаниях . Что касается конституционных положений, даже если Румыния входит в число немногих европейских стран , которые решают вопрос прозрачности СМИ непосредственно в Конституции , основное внимание уделяется прозрачности финансовых источников, а не собственности. [ 1 ] Тем не менее, несмотря на конституционные положения о праве возлагать на средства массовой информации обязанность обнародовать источники своего финансирования, Парламент так и не принял соответствующее законодательство. [ 1 ] Специальный закон Румынии о СМИ, требующий раскрытия информации о собственности СМИ, применяется только к сектору вещания и предусматривает раскрытие информации как государственному органу, а именно Национальному совету по аудиовизуальным средствам массовой информации (CNA), так и непосредственно общественности. Наконец, национальный закон о компаниях содержит положения, регулирующие прозрачность собственности СМИ. Он распространяется на все средства массовой информации, которые являются зарегистрированными компаниями, и предусматривает обязанность публиковать всю самую актуальную информацию о собственности компаний в Торговом реестре компании. В целом, хотя румынское законодательство в области прозрачности собственности СМИ полностью соответствует европейским стандартам, на практике не всегда доступна достаточная информация для оценки того, кто эффективно владеет и в конечном итоге контролирует СМИ. [ 2 ]
Правовая база
[ редактировать ]Закон о СМИ: раскрытие информации государственному органу
[ редактировать ]Румынский закон о прозрачности собственности СМИ распространяется только на сектор вещания и не содержит аналогичных положений для печатных СМИ, но на практике многие румынские газеты раскрывают информацию о своих издателях и владельцах. Ситуация сложнее для онлайн-СМИ и блогов, где анонимность очень распространена. [ 3 ]
Соответствующий закон под названием «Аудиовизуальный закон №. 504 требует раскрытия всей информации, необходимой для идентификации владельцев медиакомпаний, например, названия и контактных данных медиаорганизации; имя и контактные данные владельцев; страна местонахождения компании, представляющей интерес; гражданство /статус проживания лица, интересы которого выходят за рамки заданного порога. Однако требование о раскрытии информации не распространяется на бенефициарное владение , которое относится к акциям медиакомпании, которыми они владеют от имени другого лица. Согласно закону, информация должна быть передана в Национальный совет по телевидению и радио , государственному регулирующему органу, находящемуся под контролем парламента . CNA является гарантом общественного интереса в аудиовизуальной сфере.
Одна из главных проблем закона касается косвенного интереса: порог раскрытия косвенного интереса, составляющий 20%, выглядит слишком высоким, чтобы обеспечить надлежащую информацию для оценки собственности СМИ и гарантировать прозрачность. Более того, получение информации о лицах или компаниях, имеющих косвенный контроль или значительные интересы в той или иной медиакомпании, является весьма трудоемким и сложным, поскольку на практике требует поэтапного процесса проверки и перекрестных ссылок на большое количество различных записи. [ 2 ]
Что касается ограничений или затрат на доступ общественности к информации, хранящейся в Национальном аудиовизуальном совете, то здесь нет особенно высоких затрат или трудоемких процедур, даже если, в общих чертах, доступ к информации, хранящейся в государственных учреждениях, часто влечет за собой несколько препятствий, таких как нежелание государственных должностных лиц раскрывать конфиденциальную информацию и их широкое толкование исключений из публичного раскрытия информации. [ 2 ]
В целом, правовая база обеспечивает раскрытие почти всей информации, необходимой для установления принадлежности вещательных СМИ в Румынии. Однако порог для сообщения о косвенной заинтересованности (20%), трудности с получением информации об организациях или лицах с косвенным контролем и значительным интересом, злоупотребления и плохая реализация, отсутствие сотрудничества между CNA и другими органами власти оставляют место для злоупотреблений. и недостаточное раскрытие информации. [ 2 ]
Закон о СМИ: раскрытие информации непосредственно общественности
[ редактировать ]Согласно ст. 48 Закона 504 от 2002 года, медиа-компании аудиовизуальной сферы также должны раскрывать информацию о собственности СМИ непосредственно общественности через свои веб-сайты. Требование распространяется на все виды информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством. В частности, финансовая информация должна обновляться и раскрываться ежегодно, а другая информация должна быть всегда доступна общественности (требование «постоянного доступа» общественности согласно статье 48). [ 4 ]
Специальные требования к прозрачности для немедийных организаций: закон о компаниях
[ редактировать ]Помимо Закона об аудиовизуальных средствах , еще одним источником регулирования прозрачности собственности СМИ в Румынии является закон о компаниях , который содержит конкретные требования к прозрачности, не относящиеся к средствам массовой информации. Соответствующий закон, а именно Закон 31/1990 о торговых компаниях, применим ко всем зарегистрированным медиа-компаниям, имеющим лицензию, и запрещает анонимность владельцев: поэтому компании обязаны публиковать всю основную информацию о собственности в Управлении торгового реестра (TRO). и сообщать об изменениях. [ 4 ] Все учредительные акты и изменения регистрируются в Торговом реестре и публикуются в Официальном журнале. Конкретная информация, подлежащая раскрытию, зависит от юридического типа компании и может отличаться для каждого типа коммерческих организаций. Однако обязательной информацией для всех компаний являются: имена, дата и место рождения, адрес и гражданство партнеров/акционеров (в случае физических лиц); имя, адрес штаб-квартиры и гражданство партнеров (в случае юридических лиц); тип, название, адрес штаб-квартиры и логотип компании; сфера деятельности компании; уставный капитал, включая вклад каждого партнера в денежной или натуральной форме; количество и номинальная стоимость акций, а также количество акций, предоставленных каждому партнеру; руководители компании и их права; доля, предоставляемая каждому ассоциированному предприятию в случае прибылей и убытков; второй штаб. [ 4 ]
Общественность может получить прямой доступ к этим данным, запросив информацию в Торговом реестре. Кроме того, поскольку учредительные документы также публикуются в Официальном журнале, общественность может ознакомиться с этой информацией через институциональный веб-сайт журнала. [ 4 ]
Даже если закон требует раскрытия всей необходимой информации о собственности, фактически эти данные приходится сообщать в различные ведомства. Это может подразумевать, например, сложный поэтапный процесс проверки, включающий запрос информации от разных ведомств по каждой компании в случаях цепочки собственности, например, когда компании владеют другими компаниями и т.п. [ 4 ] Более того, поскольку за несвоевременную отчетность предусмотрены минимальные финансовые санкции, на практике лишь немногие компании соблюдают обязательство по обновлению информации о собственности.
По мнению некоторых критиков, Управление торгового реестра предоставляет недостаточно информации, поскольку реальный владелец СМИ и тот, кто фактически их контролирует, остаются скрытыми. [ 5 ] Кроме того, хотя доступ к информации, собранной в Реестре, является общедоступным, он не является бесплатным и может даже быть запретительным. [ 2 ] Несмотря на эти ограничения, TRO остается основным источником данных о собственности СМИ в Румынии. [ 5 ] и даже если процесс обучения может занять много времени, особенно в наиболее сложных случаях неясного владения, в целом он осуществим, если имеется достаточно времени и ресурсов для сбора всей необходимой информации, включая бенефициарное право . [ 2 ]
Прозрачность собственности СМИ на практике
[ редактировать ]Несмотря на то, что румынское законодательство в сфере прозрачности собственности СМИ формально приведено в соответствие с европейскими стандартами ( стандарты Европейской комиссии и Совета Европы включены в национальную правовую базу), на практике существуют серьезные проблемы. Среди основных недостатков – отсутствие требования о раскрытии всех необходимых данных для установления того, кто является собственником в случае косвенного контроля или наличия существенных долей в медиакомпании . Более того, на практическом уровне реализация закона оставляет место для злоупотреблений и ненадлежащего раскрытия информации. В целом, ряд факторов, в том числе сложность установления косвенного контроля и значительного интереса, проблемы реализации, а также проблемы с доступом к публичной информации, приводят к значительным трудностям для широкой общественности в доступе ко всей ключевой информации для установления того, кто фактически владеет и в конечном итоге контролирует СМИ .
См. также
[ редактировать ]- Прозрачность собственности СМИ в Европе
- СМИ Румынии
- Прозрачность собственности СМИ в Хорватии
- Прозрачность собственности СМИ в Болгарии
- Свобода СМИ в Европейском Союзе
- Концентрация собственности СМИ
- Прозрачность СМИ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Рэйчел Крауфурд и Иоланда Столте, Прозрачность собственности СМИ в Европейском Союзе и соседних государствах, Access-Info, Программа Открытого общества по независимой журналистике, сентябрь 2014 г.» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Access-Info, Румыния Консультация TMO. Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ IREX 2016, Индекс устойчивости СМИ Европы и Евразии 2016: Румыния. Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Access-Info Europe, Прозрачность собственности СМИ – Правовая база: Румыния. Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Мануэла Протяса, 2004, «Румыния» в собственности СМИ и ее влияние на независимость и плюрализм СМИ / [редактор Бранка Петкович]. Любляна: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. Проверено 6 октября 2016 г.