Jump to content

Прозрачность собственности СМИ в Румынии

Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ , что позволяет органам СМИ и широкой общественности выяснить, кто эффективно владеет и контролирует СМИ. В Румынии прозрачность собственности на средства массовой информации предусмотрена непосредственно в Конституции и регулируется специальным законом о СМИ, а именно Законом об аудиовизуальных средствах №. 504 и национальным законом о компаниях . Что касается конституционных положений, даже если Румыния входит в число немногих европейских стран , которые решают вопрос прозрачности СМИ непосредственно в Конституции , основное внимание уделяется прозрачности финансовых источников, а не собственности. [ 1 ] Тем не менее, несмотря на конституционные положения о праве возлагать на средства массовой информации обязанность обнародовать источники своего финансирования, Парламент так и не принял соответствующее законодательство. [ 1 ] Специальный закон Румынии о СМИ, требующий раскрытия информации о собственности СМИ, применяется только к сектору вещания и предусматривает раскрытие информации как государственному органу, а именно Национальному совету по аудиовизуальным средствам массовой информации (CNA), так и непосредственно общественности. Наконец, национальный закон о компаниях содержит положения, регулирующие прозрачность собственности СМИ. Он распространяется на все средства массовой информации, которые являются зарегистрированными компаниями, и предусматривает обязанность публиковать всю самую актуальную информацию о собственности компаний в Торговом реестре компании. В целом, хотя румынское законодательство в области прозрачности собственности СМИ полностью соответствует европейским стандартам, на практике не всегда доступна достаточная информация для оценки того, кто эффективно владеет и в конечном итоге контролирует СМИ. [ 2 ]

[ редактировать ]

Закон о СМИ: раскрытие информации государственному органу

[ редактировать ]

Румынский закон о прозрачности собственности СМИ распространяется только на сектор вещания и не содержит аналогичных положений для печатных СМИ, но на практике многие румынские газеты раскрывают информацию о своих издателях и владельцах. Ситуация сложнее для онлайн-СМИ и блогов, где анонимность очень распространена. [ 3 ]

Соответствующий закон под названием «Аудиовизуальный закон №. 504 требует раскрытия всей информации, необходимой для идентификации владельцев медиакомпаний, например, названия и контактных данных медиаорганизации; имя и контактные данные владельцев; страна местонахождения компании, представляющей интерес; гражданство /статус проживания лица, интересы которого выходят за рамки заданного порога. Однако требование о раскрытии информации не распространяется на бенефициарное владение , которое относится к акциям медиакомпании, которыми они владеют от имени другого лица. Согласно закону, информация должна быть передана в Национальный совет по телевидению и радио , государственному регулирующему органу, находящемуся под контролем парламента . CNA является гарантом общественного интереса в аудиовизуальной сфере.

Одна из главных проблем закона касается косвенного интереса: порог раскрытия косвенного интереса, составляющий 20%, выглядит слишком высоким, чтобы обеспечить надлежащую информацию для оценки собственности СМИ и гарантировать прозрачность. Более того, получение информации о лицах или компаниях, имеющих косвенный контроль или значительные интересы в той или иной медиакомпании, является весьма трудоемким и сложным, поскольку на практике требует поэтапного процесса проверки и перекрестных ссылок на большое количество различных записи. [ 2 ]

Что касается ограничений или затрат на доступ общественности к информации, хранящейся в Национальном аудиовизуальном совете, то здесь нет особенно высоких затрат или трудоемких процедур, даже если, в общих чертах, доступ к информации, хранящейся в государственных учреждениях, часто влечет за собой несколько препятствий, таких как нежелание государственных должностных лиц раскрывать конфиденциальную информацию и их широкое толкование исключений из публичного раскрытия информации. [ 2 ]

В целом, правовая база обеспечивает раскрытие почти всей информации, необходимой для установления принадлежности вещательных СМИ в Румынии. Однако порог для сообщения о косвенной заинтересованности (20%), трудности с получением информации об организациях или лицах с косвенным контролем и значительным интересом, злоупотребления и плохая реализация, отсутствие сотрудничества между CNA и другими органами власти оставляют место для злоупотреблений. и недостаточное раскрытие информации. [ 2 ]

Закон о СМИ: раскрытие информации непосредственно общественности

[ редактировать ]

Согласно ст. 48 Закона 504 от 2002 года, медиа-компании аудиовизуальной сферы также должны раскрывать информацию о собственности СМИ непосредственно общественности через свои веб-сайты. Требование распространяется на все виды информации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством. В частности, финансовая информация должна обновляться и раскрываться ежегодно, а другая информация должна быть всегда доступна общественности (требование «постоянного доступа» общественности согласно статье 48). [ 4 ]

Специальные требования к прозрачности для немедийных организаций: закон о компаниях

[ редактировать ]

Помимо Закона об аудиовизуальных средствах , еще одним источником регулирования прозрачности собственности СМИ в Румынии является закон о компаниях , который содержит конкретные требования к прозрачности, не относящиеся к средствам массовой информации. Соответствующий закон, а именно Закон 31/1990 о торговых компаниях, применим ко всем зарегистрированным медиа-компаниям, имеющим лицензию, и запрещает анонимность владельцев: поэтому компании обязаны публиковать всю основную информацию о собственности в Управлении торгового реестра (TRO). и сообщать об изменениях. [ 4 ] Все учредительные акты и изменения регистрируются в Торговом реестре и публикуются в Официальном журнале. Конкретная информация, подлежащая раскрытию, зависит от юридического типа компании и может отличаться для каждого типа коммерческих организаций. Однако обязательной информацией для всех компаний являются: имена, дата и место рождения, адрес и гражданство партнеров/акционеров (в случае физических лиц); имя, адрес штаб-квартиры и гражданство партнеров (в случае юридических лиц); тип, название, адрес штаб-квартиры и логотип компании; сфера деятельности компании; уставный капитал, включая вклад каждого партнера в денежной или натуральной форме; количество и номинальная стоимость акций, а также количество акций, предоставленных каждому партнеру; руководители компании и их права; доля, предоставляемая каждому ассоциированному предприятию в случае прибылей и убытков; второй штаб. [ 4 ]

Общественность может получить прямой доступ к этим данным, запросив информацию в Торговом реестре. Кроме того, поскольку учредительные документы также публикуются в Официальном журнале, общественность может ознакомиться с этой информацией через институциональный веб-сайт журнала. [ 4 ]

Даже если закон требует раскрытия всей необходимой информации о собственности, фактически эти данные приходится сообщать в различные ведомства. Это может подразумевать, например, сложный поэтапный процесс проверки, включающий запрос информации от разных ведомств по каждой компании в случаях цепочки собственности, например, когда компании владеют другими компаниями и т.п. [ 4 ] Более того, поскольку за несвоевременную отчетность предусмотрены минимальные финансовые санкции, на практике лишь немногие компании соблюдают обязательство по обновлению информации о собственности.

По мнению некоторых критиков, Управление торгового реестра предоставляет недостаточно информации, поскольку реальный владелец СМИ и тот, кто фактически их контролирует, остаются скрытыми. [ 5 ] Кроме того, хотя доступ к информации, собранной в Реестре, является общедоступным, он не является бесплатным и может даже быть запретительным. [ 2 ] Несмотря на эти ограничения, TRO остается основным источником данных о собственности СМИ в Румынии. [ 5 ] и даже если процесс обучения может занять много времени, особенно в наиболее сложных случаях неясного владения, в целом он осуществим, если имеется достаточно времени и ресурсов для сбора всей необходимой информации, включая бенефициарное право . [ 2 ]

Прозрачность собственности СМИ на практике

[ редактировать ]

Несмотря на то, что румынское законодательство в сфере прозрачности собственности СМИ формально приведено в соответствие с европейскими стандартами ( стандарты Европейской комиссии и Совета Европы включены в национальную правовую базу), на практике существуют серьезные проблемы. Среди основных недостатков – отсутствие требования о раскрытии всех необходимых данных для установления того, кто является собственником в случае косвенного контроля или наличия существенных долей в медиакомпании . Более того, на практическом уровне реализация закона оставляет место для злоупотреблений и ненадлежащего раскрытия информации. В целом, ряд факторов, в том числе сложность установления косвенного контроля и значительного интереса, проблемы реализации, а также проблемы с доступом к публичной информации, приводят к значительным трудностям для широкой общественности в доступе ко всей ключевой информации для установления того, кто фактически владеет и в конечном итоге контролирует СМИ .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Рэйчел Крауфурд и Иоланда Столте, Прозрачность собственности СМИ в Европейском Союзе и соседних государствах, Access-Info, Программа Открытого общества по независимой журналистике, сентябрь 2014 г.» (PDF) .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Access-Info, Румыния Консультация TMO. Проверено 6 октября 2016 г.
  3. ^ IREX 2016, Индекс устойчивости СМИ Европы и Евразии 2016: Румыния. Проверено 6 октября 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Access-Info Europe, Прозрачность собственности СМИ – Правовая база: Румыния. Проверено 6 октября 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б Мануэла Протяса, 2004, «Румыния» в собственности СМИ и ее влияние на независимость и плюрализм СМИ / [редактор Бранка Петкович]. Любляна: Институт мира, Институт современных социальных и политических исследований. Проверено 6 октября 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef99d23d87606cce32d8551d903bfd3d__1682152500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/3d/ef99d23d87606cce32d8551d903bfd3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transparency of media ownership in Romania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)