Свобода СМИ в Европейском Союзе

Свобода СМИ в Европейском Союзе является фундаментальным правом , которое распространяется на все государства-члены Европейского Союза и его граждан , как это определено в Хартии ЕС об основных правах , а также Европейской конвенции по правам человека . [2] : 1 В рамках процесса расширения ЕС гарантия свободы СМИ названа «ключевым индикатором готовности страны стать частью ЕС». [3]
Свобода СМИ, включая свободу прессы , является основной платформой для обеспечения свободы выражения мнений и свободы информации , имея в виду право выражать оценочные суждения и право констатировать факты соответственно. В то время как термин «свобода СМИ» относится к отсутствию государственной монополии или чрезмерного государственного вмешательства, плюрализм СМИ понимается как отсутствие частного контроля над СМИ, что означает избегание концентрированной частной собственности на СМИ. [2]
Ежегодный Всемирный день свободы печати отмечается 3 мая. [4]
Свобода прессы и демократия
[ редактировать ]Свобода СМИ неотъемлема от процесса принятия решений в хорошо функционирующей демократии, позволяя гражданам делать свой политический выбор на основе независимой и плюралистической информации и, таким образом, является важным инструментом формирования общественного мнения . Выражение множества мнений необходимо в общественных дебатах, чтобы дать гражданам возможность оценивать и выбирать среди широкого спектра мнений. Чем более плюралистичны и четко сформулированы мнения, тем больший легитимизирующий эффект оказывают средства массовой информации на более широкий демократический политический процесс. Свободу прессы часто называют сторожевой собакой, контролирующей государственную власть, подчеркивая ее важную роль как наблюдателя и источника информации о общественном мнении о действиях правительства. [2]
Свобода выражения мнений относится к правам отдельных журналистов, а также к правам органов печати. Иными словами, его значение охватывает как индивидуальное право каждого журналиста выражать свое мнение, так и право прессы как института информирования людей. Чтобы гарантировать защиту свободы СМИ, государственные органы не только опираются на негативное обязательство воздерживаться от вмешательства, но также и на позитивное обязательство продвигать свободу СМИ и выступать в качестве гаранта против вмешательства как государственных, так и частных субъектов. [2] : 2
Законодательная база и правоприменение
[ редактировать ]Положения международного права и правоприменение
[ редактировать ]Статья 19 Всеобщей декларации прав человека , а также статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах признают свободу выражения мнений и свободу информации в качестве основных прав человека . [5] [6] Несмотря на то, что эти документы признаны повсеместно, их исполнение во многом зависит от желания государства адаптировать меры по их реализации.
На европейском уровне Совет Европы обеспечивает правовую основу через Европейскую конвенцию по правам человека (ЕКПЧ), исполнение которой обеспечивается юрисдикцией Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). [2] Статья 10 ЕКПЧ о свободе выражения мнения гласит:
" 1. Каждый имеет право на свободу выражения мнения. Это право включает свободу придерживаться своих убеждений, а также свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам требовать лицензирования вещания. , теле- или кинопредприятия.
2. Осуществление этих свобод, поскольку оно влечет за собой обязанности и ответственность, может быть сопряжено с такими формальностями, условиями, ограничениями или штрафами, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе , в интересах национальной безопасности, территориальной безопасности. целостности или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков или преступлений, для защиты здоровья или нравственности, для защиты репутации или прав других, для предотвращения раскрытия информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебная власть». [7]
Как видно из цитаты, в ЕКПЧ свобода выражения мнений не признается в качестве абсолютного права, а это означает, что она может быть ограничена, если существуют другие конкурирующие фундаментальные права или законные цели, необходимые для демократического общества. Это может быть защита данных , право на неприкосновенность частной жизни , репутация или уголовное правосудие . Однако ограничение должно быть пропорциональным достижению конкурирующей цели и свободы прессы и требует «очень высоких требований, прежде чем какие-либо ограничения могут быть наложены на свободу прессы со стороны органов государственной власти». [2] Даже если свобода прессы берет на себя функцию гаранта демократии, она не только защищает материалы, посвященные политическим вопросам, но также применяется к бульварной журналистике . Однако чем более важным является конкретный журналистский материал для формирования общественного мнения, тем больший приоритет необходимо отдавать свободе прессы, когда она сопоставляется с другими законными интересами. [2]
Решение ЕСПЧ основано на долгой истории судебной практики в отношении нарушений статьи 10, начиная с конца 1970-х годов. В частности, ЕСПЧ защищает журналистские расследования , журналистские источники информации и информаторов и подчеркивает негативное влияние санкций против журналистской деятельности, поскольку они приводят к автоцензуре и таким образом препятствуют достижению цели журналистики по информированию людей. С другой стороны, суд усилил защиту права на неприкосновенность частной жизни от сообщений, единственная цель которых — возбудить любопытство людей. [2]
Законодательство Европейского Союза и правоохранительная деятельность
[ редактировать ]Хартия основных прав Европейского Союза
[ редактировать ]В Европейском Союзе государства-члены обязались соблюдать Хартию основных прав ЕС (права, предусмотренные статьей 11 Хартии ЕС, соответствуют правам, предоставленным ЕКПЧ согласно статье 10), которая вступила в силу вместе с Лиссабонским договором в 2009 году как Статья 6(1) ДЕС . Однако задолго до вступления договора в силу Суд Европейского Союза (СЕС) признал основные права ЕС в качестве общих принципов права ЕС и счел их частью правовой базы, на которой он основывает свою судебную практику. [2]
На практике влияние фундаментальных законов и ценностей ЕС на поведение стран-членов ЕС зачастую ограничено. [2] Указывая свободу выражения мнений как «ключевой показатель готовности страны стать частью ЕС», [3] После того, как страна вступила в Союз, институты ЕС имеют ограниченную возможность обеспечить уважение основных прав и ценностей, включая свободу выражения мнений и информацию. Это явление также известно как « Копенгагенская дилемма» — проблема, рассмотренная, среди прочего, в Европейского парламента резолюции под названием «Хартия ЕС: стандартные условия для свободы СМИ во всем ЕС». [8] , адаптировано в мае 2013 года. В документе подчеркивается важность мониторинга и надзора за развитием национального законодательства, касающегося свободы СМИ в государствах-членах ЕС, и предлагается возложить эту задачу на Агентство ЕС по фундаментальным правам (FRA). [2]
Директива об аудиовизуальных медиа-услугах
[ редактировать ]Что касается конкретно телевизионных услуг, Директива об аудиовизуальных медиа-услугах 2010 года устанавливает, что разжигание ненависти и высказывания, причиняющие вред несовершеннолетним, должны быть запрещены во всех государствах-членах ЕС. [9] Более того, Директива об аудиовизуальных медиауслугах 2018 года должна установить следующую позицию в отношении свободы СМИ:
«Чтобы укрепить свободу выражения мнений и, как следствие, способствовать плюрализму СМИ и избежать конфликтов интересов, государствам-членам важно обеспечить, чтобы пользователи имели легкий и прямой доступ в любое время к информации о поставщиках медиа-услуг. Решение остается за каждым государством-членом ЕС, в частности в отношении информации, которая может быть предоставлена о структуре собственности и бенефициарных владельцах». [10]
Этот текст был принят Европейским парламентом 2 октября 2018 года.
Европейский закон о свободе СМИ
[ редактировать ]16 сентября 2022 года Европейская комиссия приняла предложение о постановлении , известном как Европейский закон о свободе СМИ (EMFA). [11]
- [Закон был принят Европейским парламентом 13 марта 2024 года]( https://rsf.org/en/european-media-freedom-act-big-advance-right-information-europe )
- Совет Европейского Союза принял закон 26 марта https://sofiaglobe.com/2024/03/26/eu-ministers-adopt-european-media-freedom-act/
Его цель – защититься от политического вмешательства и слежки, обеспечить стабильное финансирование общественных СМИ, прозрачность собственности СМИ и распределение государственной рекламы. ЕС стремится ввести более жесткие правила для медиа-групп, стремящихся приобрести более мелких конкурентов, особенно в свете опасений по поводу свободы СМИ в Польше, Венгрии и Словении. ЕС также обеспокоен передачей государственной рекламы некоторых стран проправительственным СМИ для оказания влияния на СМИ.
На стадии предложения в Еврокомиссии (до принятия в качестве правового акта ЕС ) проект вызвал самые разные реакции. Европейский центр свободы прессы и СМИ рассматривает это предложение как шаг в правильном направлении и заявил, что намерен работать с Европейским парламентом и Советом ЕС над внесением дальнейших поправок для решения нерешенных проблем. [12] Очень критическая реакция на предложенное постановление была замечена в Венгрии, где EMFA было названо угрозой свободе слова. [13]
Мониторинг свободы СМИ в ЕС
[ редактировать ]Существует широкий спектр международных правительственных и неправительственных организаций (НПО), которые выступают за свободу СМИ в ЕС, а также в странах -кандидатах и потенциальных кандидатах в ЕС , а также в странах Восточного партнерства . [14] Работа организаций включает теоретическую деятельность, такую как подготовка отчетов о состоянии свободы СМИ в разных странах, а также оказание практической помощи, такой как финансовая или юридическая поддержка, людям, активным в журналистике.
Правительственные организации
[ редактировать ]- Совет Европы . Отрасли, имеющие отношение к свободе СМИ: Комитет экспертов по защите журналистики и безопасности журналистов (MSI-JO), Комитет по культуре, науке, образованию и СМИ, Уполномоченный по правам человека . [15]
- Европейской комиссии Генеральные директораты , имеющие отношение к свободе СМИ: ГД по коммуникационным сетям, контенту и технологиям /ГД по вопросам связи, ГД по расширению /ГД NEAR) [16]
- Парламентские комитеты Европейского парламента, занимающиеся вопросами свободы СМИ: Комитет по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам /LIBE, Подкомитет по правам человека /DROI [17]
- ОБСЕ : Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ
- Отдел ЮНЕСКО по свободе выражения мнений и развитию СМИ [18]
Неправительственные организации
[ редактировать ]Международный
[ редактировать ]- СТАТЬЯ 19
- Комитет по защите журналистов
- Freedom House (ежегодные отчеты о свободе прессы и свободе в сети) [19]
- Индекс цензуры (проект Mapping Media Freedom, [20] Награды за свободу слова [21] )
- Глобальный форум по развитию СМИ [22]
- Хьюман Райтс Вотч (Секция, посвященная свободе прессы) [23] )
- Сеть этической журналистики [24]
- Международный институт прессы (база данных по праву СМИ, [25] Проект «На линии» [26] )
- Инициатива по правовой защите СМИ
- Репортеры без границ
Европейский/Региональный
[ редактировать ]- Институт европейского медиаправа (EMR) [27]
- Доступ к информации в Европе [28]
- Института Европейского университета (CPMF) Центр плюрализма СМИ и свободы СМИ [29]
- Европейский центр свободы прессы и СМИ (ECPMF)
- Европейская федерация журналистов (EFJ)
- Европейский центр журналистики (ЕЦ)
- Journalismfund.eu [30]
- Медиа-организация Юго-Восточной Европы (SEEMO)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мировой индекс свободы прессы 2021 года» . Репортеры без границ . 2021.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мария Попчева, Свобода прессы в ЕС. Правовая база и проблемы , EPRS | Европейская парламентская исследовательская служба, брифинг, апрель 2015 г. Архивировано 14 сентября 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «Европейская политика соседства и переговоры о расширении» . Европейская комиссия. Архивировано из оригинала 24 января 2016 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Всемирный день свободы прессы 2016» . ЮНЕСКО. 2 февраля 2016 г. Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Международный пакт ООН о гражданских и политических правах» . Организация Объединенных Наций, Управление Верховного комиссара по правам человека . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «Всеобщая декларация прав человека» (PDF) . Организация Объединенных Наций, Управление Верховного комиссара по правам человека . Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2009 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» . Совет Европы . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «Резолюция Европейского парламента от 21 мая 2013 года по Хартии ЕС» . Европейский парламент . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ «ДИРЕКТИВА 2010/13/ЕС» . ЭУР-лекс . Официальный журнал Европейского Союза . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Пересмотр Директивы об аудиовизуальных медиа-услугах – пленарный документ» . europarl.europa(.eu) . CC-BY Европейский Союз . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ «Европейский закон о свободе СМИ – предложение по регулированию и рекомендации» . цифровая стратегия(.ec.europa.eu.eu) . CC-BY Европейский Союз. 16 сентября 2022 г. Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Совместное заявление по предложению Европейского закона о свободе СМИ» . ecpmf(.eu) . © 2022 ЕЦПМФ. 16 сентября 2022 г. Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Мнение: Закон ЕС о свободе СМИ представляет собой скрытую угрозу свободе слова» . Венгриясегодня(.hu) . © 2021 ВенгрияСегодня. 13 сентября 2022 г. Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «Заинтересованные стороны» . Ресурсный центр . Европейский центр свободы прессы и СМИ . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ «Заинтересованные стороны/Совет Европы» . Ресурсный центр . Европейский центр свободы прессы и СМИ . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ «Заинтересованные стороны/Европейская комиссия» . Ресурсный центр . Европейский центр свободы прессы и СМИ . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ «Заинтересованные стороны/Европейский парламент» . Ресурсный центр . Европейский центр свободы прессы и СМИ . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Отдел ЮНЕСКО по свободе выражения мнений и развитию СМИ.
- ^ Свобода прессы и свобода в сети.
- ^ Картирование свободы СМИ
- ↑ Награды за свободу выражения мнений. Архивировано 27 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Глобальный форум по развитию СМИ
- ^ Раздел о свободе прессы
- ^ Сеть этической журналистики
- ^ База данных по законодательству о СМИ
- ^ на линии. Архивировано 2 февраля 2016 г. в Wayback Machine : отслеживание цифровых атак на журналистов.
- ^ Институт европейского медиа-права
- ^ Доступ к информации в Европе
- ↑ Центр плюрализма СМИ и свободы СМИ. Архивировано 20 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Journalismfund.eu