Искусство Боснии и Герцеговины

Часть серии о |
Культура Боснии и Герцеговины |
---|
![]() |
Люди |
Языки |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Искусство Боснии и Герцеговины относится к художественным объектам, созданным жителями Боснии и Герцеговины от доисторических времен до наших дней.
Древнее наследие
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]
В Боснии и Герцеговине находится самый древний памятник эпохи палеолита в юго-восточной Европе — гравюры в Бадань пещере недалеко от Столаца в Герцеговине . Самая известная гравюра — « Конь, атакованный стрелами» , сохранившаяся во фрагментах, датированных примерно 14000 — 12000 гг. до н.э. [1]
В то время, когда неолитическая и медная начали появляться средиземноморские панонские культуры, начали смешиваться культуры. Герцеговина находилась под сильным влиянием импрессо-керамики из Западного Средиземноморья, как это видно в Зеленой пещере недалеко от Мостара , Чайри возле Столаца , Лисичичи возле Коница и Печ Млини возле Груде .
В верховьях реки Босны и северо-восточных частях Боснии ( Обре I возле Какани ) местная культура находилась под влиянием адриатических культур на юге и культуры Старчевичей на северо-востоке. Оригинальным выражением этой культуры являются керамические горшки на четырех ножках, называемые ритонами . Они также встречаются в культуре Данило на хорватском побережье.
Из-за этих влияний культура Какань считается частью широкого круга неолитических племен, которые следовали культу жизненной силы (от северной Италии , Далмации и Эпира до Эгейского моря ). Бутмирская культура недалеко от Сараево отличается тонкой глазурованной керамикой и разнообразными геометрическими украшениями, часто спиралевидными. [2] [3]

Начиная с VII века до нашей эры бронза была заменена железом, и из бронзы по-прежнему изготавливались только украшения и предметы искусства. Бронзовая культура иллирийцев , этнической группы с особой формой искусства, начала формироваться на территории современной Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговины. Различные иллирийские племена под влиянием халстатских культур с Севера образовали своеобразные региональные центры. За примечательным исключением Пода возле Бугойно в верхней долине реки Врбас , об их поселениях ничего не известно. В восточной Боснии на кладбищах Белотич и Бела Црква обряды ингумации и кремации засвидетельствованы со скелетами в каменных ящиках и кремацией в урнах . Металлические орудия появляются здесь рядом с каменными орудиями. Большая часть останков относится к эпохе средней бронзы.
Очень важную роль играл их культ смерти, свидетельства которого видны в их тщательных погребениях и погребальных обрядах. Яподийские племена (обитаемые вокруг Бихача ) производили тяжелые, огромные ожерелья из желтой, синей или белой стеклянной пасты, большие бронзовые фибулы, а также спиральные браслеты, диадемы и шлемы из бронзовой фольги.
В IV веке до нашей эры в этот регион прибыли первые кельты , принесшие с собой технику гончарного круга, новые типы фибул и различные бронзовые и железные пояса. Однако их влияние на искусство Боснии и Герцеговины незначительно.
Античность
[ редактировать ]

Дельта Неретвы на юге находилась под сильным эллинистическим влиянием даоров , иллирийского племени, столица которого находилась в Даорсоне недалеко от Столаца . [4] Римляне подчинили иллирийцев в первом веке до нашей эры, при этом иллирийские провинции превратились в провинции Рима и Византии .
В Боснии и Герцеговине римляне построили несколько небольших храмов, украшенных рельефами . Они использовали месторождения полезных ископаемых Боснии и Герцеговины, особенно серебра, для строительства военных, гражданских и промышленных поселений. [4] В комплексе ступенчатого святилища в Градаце близ Посусье с 184 года нашей эры находился мраморный храм, посвященный недавно умершему императору Марку Аврелию . Позднеримское искусство в БиГ наиболее ярко выражено в строительстве вилл, христианских мавзолеев , базилик и ораторий, таких как мавзолей в Шипово возле Яйце и вилла Могорьело возле Чаплины , а также скульптур. [5]
Средневековое искусство Боснии и Герцеговины
[ редактировать ]

В Боснии и Герцеговине романское влияние пришло из Хорватии, хотя оно никогда не было полностью принято и, таким образом, заимствовало от него лишь некоторые элементы.
Влияние готического искусства XIV века представлено проповедническими орденами и рыцарской культурой. В боснийской культуре религия и дворянство были основными факторами сохранения.
С самых ранних времен Боснийского королевства дворянство хоронили в больших некрополях возле дорог с могилами, отмеченными монументальными надгробиями (стечаками). иногда На Стечаке были выгравированы рельефы со всевозможными мотивами, от фигуративных до символов, а иногда и надписями на боснийской кириллице . Они тесно связаны с боснийской церковью , и большинство мотивов заимствовано из ее особой системы верований, хотя некоторые также заимствованы из романского (кресты, аркады с полукруглыми арками, сын, полумесяц и т. д.) и готического (аркады) с острыми арками, всадниками, щитами, мечами, лилиями и т. д.) искусство Запада.
Двумя наиболее выдающимися примерами иллюминированных рукописей из средневековой Боснии являются миссионер Хваля в Загребе, богато украшенная рукопись со множеством миниатюр. Мисал Хрвоя Вукчича Хрватинича — богослужебная книга боснийского герцога и правителя Далмации — Хрвое Вукчича Хрватинича , сегодня находящаяся в Стамбуле , красочно расписана множеством деталей рыцарской культуры. Обе были написаны в Сплите , Хорватия.
Османское искусство в Боснии и Герцеговине
[ редактировать ]
В 16 веке вся Босния находилась под властью Османской империи , что уничтожило западное влияние искусства эпохи Возрождения, а затем и барокко в этом регионе. Единственными местами, где сохранилось некоторое западное искусство, были францисканские монастыри в Високо , Крешево , францисканский монастырь в Фойнице , францисканский монастырь в Кралеве-Сутьеске и т. д.
Однако период Османской империи открыл новую эру в искусстве БиГ — эпоху исламского искусства , которая процветала до 19 века. В то время в БиГ сосуществовали три устойчивые художественные традиции: католически-западная, православно-византийская и доминирующая османско-исламская.
После завоевания БиГ османы быстро развивали городские города, обогащенные исламским и византийским влиянием. Например, в Фоче в 16 веке османы построили 17 мечетей , 29 общественных фонтанов , 6 общественных бань ( хамамов ) и 13 мотелей-караван-сараев (хан). Сараево является примером негородского открытого города, где наиболее важные здания расположены вокруг одной жилистой улицы, чаршия (персидское чахар-су означает все четыре стороны). В Сараево самым крупным является знаменитая Башчаршия с магазинами 50 различных ремесел 15 века.
Исламские рукописи , украшенные в персидском стиле исламской каллиграфией , многие остаются в боснийских библиотеках и по сей день. В 16 веке изгнанные из Испании евреи приехали в Сараево, где им разрешили поселиться. Помимо своего важного влияния на боснийскую культуру, они привезли с собой роскошно украшенную рукопись Сараевской Агады XIV века, которая сейчас хранится в Сараевском музее.
Мост является важной частью исламского искусства не только из-за огромного мастерства, требуемого от архитектора, но и из-за его символического значения посредника между Небом и Землей. Одним из самых известных примеров является Старый мост в Мостаре , построенный Хайредином , учеником знаменитого архитектора Мимара Синана из Стамбула .
В боснийской исламской архитектуре камень используется для религиозных, общественных зданий и укреплений, а частные дома строились из дерева и черпича (местного простого связующего материала из глины и соломы). Часто консольные конструкции верхних этажей позволяли в этих домах иметь больше открытого пространства и большие окна. Когда в середине 17 века власть османов начала снижаться, уменьшилось и влияние исламского искусства в Боснии и Герцеговине.
Искусство в австро-венгерский период
[ редактировать ]

После того, как Босния стала частью Австро-Венгрии , на арт-сцене региона наблюдалась активизация деятельности по мере модернизации и изменения структуры городов. В архитектуре преобладали эклектичные псевдостили , такие как классицизм , неоренессанс , необарокко и даже неороманский стиль, а также неоготика . Уникальным псевдостилем является «восточный эклектичный» стиль (также называемый « псевдомавританским стилем »), основанный на мавританской архитектуре , встречающейся в Южной Испании и Египте . Этот стиль заметно контрастировал с городской атмосферой боснийских городов того времени, что можно увидеть в Сараево (Национальная библиотека и мэрия), гимназии Мостара и Травнике (доме престарелых).
Первые боснийские художники получили образование в крупных европейских академиях в Вене , Мунике , Праге , Кракове , Будапеште и Париже благодаря стипендиям таких культурных обществ, как Просвета и Напредак . Такие художники, как Атанасий Попович, Лазар Дрляча , Габриэль Юркич , Бранко Радулович , Петар Шайн и др., находятся под влиянием академизма с легкими оттенками импрессионизма , модерна и пуантилизма . После Великой выставки боснийских художников в 1917 году преобладали местные художники. Современные стили, которые вошли в B&H, — это экспрессионизм и сезаннизм .
Искусство в Югославском королевстве
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны было создано общество художников СХС (государство сербов, хорватов и словенцев), которое проводило многочисленные выставки и художественные собрания, подобно Блажуйской колонии Владимира Бечича . Участниками были Роман Петрович и Йован Биелич , оба с абстрактными наклонностями, а Карло Миич увлекался колористическими пейзажами.
Однако художественное производство в БиГ было жестко ограничено, в результате чего многие художники никогда не возвращались в БиГ после учебы в Загребе и Белграде , а многие покидали страну. Первое обновление произошло с «Группой четырех» и «Занятым искусством» Романа Петровича и его кружка «Дети улицы». Миич и Джоко Мазалич основали художественное объединение « Круг» («Круг»), уделяющее особое внимание городской эстетике природы. Войо Димитриевич нарисовал « Испанию в 37 году » — репрезентативное произведение колористического выражения со следами Пикассо и Шагала.
В 1930-е годы на архитекторов повлияли идеи функционализма , гуманной архитектуры и Баухауза . Эти здания сочетали в себе функцию, содержание и форму, без лишнего пластикового декора, с простым ритмом окон и современными конструкциями.
Искусство в Социалистической Федеративной Республике Югославии
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны была основана коммунистическая Югославия , что позволило художникам найти новое выражение через темы революции и войны. Яркими представителями этого направления являются Исмет Муезинович и Бранко Шотра. Архитектура также находилась под прямым влиянием социалистической архитектуры, но так и не достигла монументальности оригинальных произведений.
В 1950-х годах искусство постепенно трансформировалось в более абстрактное мировоззрение, основанное на промышленных и экономических мотивах. Первым это сделал скульптор Мирко Остоя, который заменил классическую лепку сваркой железа. Даже коммунистическое государство изменило свое отношение к современному искусству, заказав большие абстрактные памятники, посвященные знаменитым сражениям Великой войны ( Сутьеска , Козара , Маклен и т. д.). Молодые архитекторы собрались вокруг профессора Юрай Нейдхардта и попытались соединить современную архитектуру с традициями БиГ и ее окружением. Результатом стали такие здания, как торговый центр «Мостар», «Развитак» , построенный в 1970 году А. Пальягой или торговый центр «Яйце» в 1976 году, построенный Р. Ядричем, Дж. Карич и Н. Курто.
В 1960-х годах многие архитекторы вышли за традиционные границы и построили важные здания в духе функционализма: образцовыми являются здание телекоммуникации в Аддис-Абебе Ивана Штрауса и Здравко Ковацевича или зал Скендерия в Сараево Живорада Янковича и Халида Мухасиловича. [6]
В 1970-х годах художественное выражение, вдохновленное старой боснийской культурой и традициями, появилось в графических работах Джевада Хозо и в картинах Мехмеда Заимовича, Сеида Хасанефендича и Мерсада Бербера . Напротив, городское выражение работ Исмара Муезиновича больше связано с современным монтажом фильмов и тогда , фотооптикой как Брацо Димитриевич был художником-концептуалистом , работавшим в основном за пределами B&H.
Примером архитектуры 1980-х годов является отель Holiday Inn, построенный в 1983 году, и башни-близнецы Unis, построенные в Сараево в 1986 году по проекту Ивана Штрауса .
Искусство после Боснийской войны
[ редактировать ]
В Боснии и Герцеговине ведется работа по сохранению культурного наследия, о чем свидетельствует недавняя реконструкция Старого Моста в Мостаре и многих других сооружений, имеющих культурное и историческое значение, которые были повреждены или разрушены во время войны.
Коммерческое строительство в годы после боснийской войны в Сараево пережило бум. Сараево – один из самых строительных городов Юго-Восточной Европы. Башни-близнецы Unis были полностью отремонтированы. На месте бывших Ослободженье башен башни Аваз сейчас построены . В жилом районе Храсно боснийская компания Bosmal построила Bosmal City Center , который включает в себя самые высокие башни-близнецы на Балканах высотой 120 метров каждая.
Башня Аваз Твист, расположенная в Мариин Дворе в Сараево, является самой высокой башней в Боснии и Герцеговине. Это новая штаб-квартира Avaz, самой популярной газетной компании Боснии и Герцеговины.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иван Ловренович 2001. Босния: история культуры. Нью-Йорк. Издательство Нью-Йоркского университета. п. 13
- ^ В. Радимский / М. Хорнес, Неолитическая станция Бутмир недалеко от Сараево в Боснии. Раскопки 1893 г. (Вена, 1895 г.).
- ^ З. Куюнджич-Вейзагич / Й. Мюллер / К. Рассманн / Т. Студент, Околиште - Раскопки и геомагнетизм центральнобоснийского рассказа первой половины 5-го тысячелетия до нашей эры. В: Б. Гензель (редактор), Parerga Praehistorica: Юбилейное издание по доисторической археологии. 15 лет УПА. Университетские исследования Прехист. Arch. 100 (Бонн, 2004 г.) 69–81.
- ^ Перейти обратно: а б Валасек, Хелен, изд. (2015). Босния и уничтожение культурного наследия . Издательство Эшгейт. п. 324. ИСБН 9781409437048 .
- ^ Древние памятники - Национальный археологический музей в Сараево. Архивировано 6 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Иван Штраус. «Современная архитектура Сараево – 1918-1990» . Массачусетский технологический институт .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малькольм, Ноэль (1994). Босния: Краткая история. Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-5520-8 .
- Ридльмайер, Андрас (1993). Краткая история Боснии и Герцеговины . Проект сбора боснийских рукописей.
- Художественное сокровище Боснии и Герцеговины , несколько авторов, Светлост, Сараево, 1987.