Jump to content

Искусство Боснии и Герцеговины

Старый мост (Старый мост) в Мостаре , 1557 год. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Искусство Боснии и Герцеговины относится к художественным объектам, созданным жителями Боснии и Герцеговины от доисторических времен до наших дней.

Древнее наследие

[ редактировать ]

Предыстория

[ редактировать ]
«Лошадь, атакованная стрелами», гравюра в пещере Бадандж возле Столаца , ок. 14000 г. до н.э.

В Боснии и Герцеговине находится самый древний памятник эпохи палеолита в юго-восточной Европе — гравюры в Бадань пещере недалеко от Столаца в Герцеговине . Самая известная гравюра — « Конь, атакованный стрелами» , сохранившаяся во фрагментах, датированных примерно 14000 — 12000 гг. до н.э. [1]

В то время, когда неолитическая и медная начали появляться средиземноморские панонские культуры, начали смешиваться культуры. Герцеговина находилась под сильным влиянием импрессо-керамики из Западного Средиземноморья, как это видно в Зеленой пещере недалеко от Мостара , Чайри возле Столаца , Лисичичи возле Коница и Печ Млини возле Груде .

В верховьях реки Босны и северо-восточных частях Боснии ( Обре I возле Какани ) местная культура находилась под влиянием адриатических культур на юге и культуры Старчевичей на северо-востоке. Оригинальным выражением этой культуры являются керамические горшки на четырех ножках, называемые ритонами . Они также встречаются в культуре Данило на хорватском побережье.

Из-за этих влияний культура Какань считается частью широкого круга неолитических племен, которые следовали культу жизненной силы (от северной Италии , Далмации и Эпира до Эгейского моря ). Бутмирская культура недалеко от Сараево отличается тонкой глазурованной керамикой и разнообразными геометрическими украшениями, часто спиралевидными. [2] [3]

Монументальные городские стены Даорсона возле Столаца, IV век до нашей эры.

Начиная с VII века до нашей эры бронза была заменена железом, и из бронзы по-прежнему изготавливались только украшения и предметы искусства. Бронзовая культура иллирийцев , этнической группы с особой формой искусства, начала формироваться на территории современной Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговины. Различные иллирийские племена под влиянием халстатских культур с Севера образовали своеобразные региональные центры. За примечательным исключением Пода возле Бугойно в верхней долине реки Врбас , об их поселениях ничего не известно. В восточной Боснии на кладбищах Белотич и Бела Црква обряды ингумации и кремации засвидетельствованы со скелетами в каменных ящиках и кремацией в урнах . Металлические орудия появляются здесь рядом с каменными орудиями. Большая часть останков относится к эпохе средней бронзы.

Очень важную роль играл их культ смерти, свидетельства которого видны в их тщательных погребениях и погребальных обрядах. Яподийские племена (обитаемые вокруг Бихача ) производили тяжелые, огромные ожерелья из желтой, синей или белой стеклянной пасты, большие бронзовые фибулы, а также спиральные браслеты, диадемы и шлемы из бронзовой фольги.

В IV веке до нашей эры в этот регион прибыли первые кельты , принесшие с собой технику гончарного круга, новые типы фибул и различные бронзовые и железные пояса. Однако их влияние на искусство Боснии и Герцеговины незначительно.

Античность

[ редактировать ]
Серебряный крест-фибула VII века, найденный на Бушко Блато в Герцеговине. озере
Каменный баптистерий из Дриновцев близ Груде , IV век.

Дельта Неретвы на юге находилась под сильным эллинистическим влиянием даоров , иллирийского племени, столица которого находилась в Даорсоне недалеко от Столаца . [4] Римляне подчинили иллирийцев в первом веке до нашей эры, при этом иллирийские провинции превратились в провинции Рима и Византии .

В Боснии и Герцеговине римляне построили несколько небольших храмов, украшенных рельефами . Они использовали месторождения полезных ископаемых Боснии и Герцеговины, особенно серебра, для строительства военных, гражданских и промышленных поселений. [4] В комплексе ступенчатого святилища в Градаце близ Посусье с 184 года нашей эры находился мраморный храм, посвященный недавно умершему императору Марку Аврелию . Позднеримское искусство в БиГ наиболее ярко выражено в строительстве вилл, христианских мавзолеев , базилик и ораторий, таких как мавзолей в Шипово возле Яйце и вилла Могорьело возле Чаплины , а также скульптур. [5]

Средневековое искусство Боснии и Герцеговины

[ редактировать ]
Стечак из Радимли, 13 век.
Иллюминация из Миссала Хрвого , Сплит, 1404 год.

В Боснии и Герцеговине романское влияние пришло из Хорватии, хотя оно никогда не было полностью принято и, таким образом, заимствовало от него лишь некоторые элементы.

Влияние готического искусства XIV века представлено проповедническими орденами и рыцарской культурой. В боснийской культуре религия и дворянство были основными факторами сохранения.

С самых ранних времен Боснийского королевства дворянство хоронили в больших некрополях возле дорог с могилами, отмеченными монументальными надгробиями (стечаками). иногда На Стечаке были выгравированы рельефы со всевозможными мотивами, от фигуративных до символов, а иногда и надписями на боснийской кириллице . Они тесно связаны с боснийской церковью , и большинство мотивов заимствовано из ее особой системы верований, хотя некоторые также заимствованы из романского (кресты, аркады с полукруглыми арками, сын, полумесяц и т. д.) и готического (аркады) с острыми арками, всадниками, щитами, мечами, лилиями и т. д.) искусство Запада.

Двумя наиболее выдающимися примерами иллюминированных рукописей из средневековой Боснии являются миссионер Хваля в Загребе, богато украшенная рукопись со множеством миниатюр. Мисал Хрвоя Вукчича Хрватинича богослужебная книга боснийского герцога и правителя Далмации — Хрвое Вукчича Хрватинича , сегодня находящаяся в Стамбуле , красочно расписана множеством деталей рыцарской культуры. Обе были написаны в Сплите , Хорватия.

Османское искусство в Боснии и Герцеговине

[ редактировать ]
Дом Сврзо в Сараево , типичный боснийский дом османского периода.

В 16 веке вся Босния находилась под властью Османской империи , что уничтожило западное влияние искусства эпохи Возрождения, а затем и барокко в этом регионе. Единственными местами, где сохранилось некоторое западное искусство, были францисканские монастыри в Високо , Крешево , францисканский монастырь в Фойнице , францисканский монастырь в Кралеве-Сутьеске и т. д.

Однако период Османской империи открыл новую эру в искусстве БиГ — эпоху исламского искусства , которая процветала до 19 века. В то время в БиГ сосуществовали три устойчивые художественные традиции: католически-западная, православно-византийская и доминирующая османско-исламская.

После завоевания БиГ османы быстро развивали городские города, обогащенные исламским и византийским влиянием. Например, в Фоче в 16 веке османы построили 17 мечетей , 29 общественных фонтанов , 6 общественных бань ( хамамов ) и 13 мотелей-караван-сараев (хан). Сараево является примером негородского открытого города, где наиболее важные здания расположены вокруг одной жилистой улицы, чаршия (персидское чахар-су означает все четыре стороны). В Сараево самым крупным является знаменитая Башчаршия с магазинами 50 различных ремесел 15 века.

Исламские рукописи , украшенные в персидском стиле исламской каллиграфией , многие остаются в боснийских библиотеках и по сей день. В 16 веке изгнанные из Испании евреи приехали в Сараево, где им разрешили поселиться. Помимо своего важного влияния на боснийскую культуру, они привезли с собой роскошно украшенную рукопись Сараевской Агады XIV века, которая сейчас хранится в Сараевском музее.

Мост является важной частью исламского искусства не только из-за огромного мастерства, требуемого от архитектора, но и из-за его символического значения посредника между Небом и Землей. Одним из самых известных примеров является Старый мост в Мостаре , построенный Хайредином , учеником знаменитого архитектора Мимара Синана из Стамбула .

В боснийской исламской архитектуре камень используется для религиозных, общественных зданий и укреплений, а частные дома строились из дерева и черпича (местного простого связующего материала из глины и соломы). Часто консольные конструкции верхних этажей позволяли в этих домах иметь больше открытого пространства и большие окна. Когда в середине 17 века власть османов начала снижаться, уменьшилось и влияние исламского искусства в Боснии и Герцеговине.

Искусство в австро-венгерский период

[ редактировать ]
Национальная библиотека в Сараево
Сараевская академия искусств на берегу Милячки .

После того, как Босния стала частью Австро-Венгрии , на арт-сцене региона наблюдалась активизация деятельности по мере модернизации и изменения структуры городов. В архитектуре преобладали эклектичные псевдостили , такие как классицизм , неоренессанс , необарокко и даже неороманский стиль, а также неоготика . Уникальным псевдостилем является «восточный эклектичный» стиль (также называемый « псевдомавританским стилем »), основанный на мавританской архитектуре , встречающейся в Южной Испании и Египте . Этот стиль заметно контрастировал с городской атмосферой боснийских городов того времени, что можно увидеть в Сараево (Национальная библиотека и мэрия), гимназии Мостара и Травнике (доме престарелых).

Первые боснийские художники получили образование в крупных европейских академиях в Вене , Мунике , Праге , Кракове , Будапеште и Париже благодаря стипендиям таких культурных обществ, как Просвета и Напредак . Такие художники, как Атанасий Попович, Лазар Дрляча , Габриэль Юркич , Бранко Радулович , Петар Шайн и др., находятся под влиянием академизма с легкими оттенками импрессионизма , модерна и пуантилизма . После Великой выставки боснийских художников в 1917 году преобладали местные художники. Современные стили, которые вошли в B&H, — это экспрессионизм и сезаннизм .

Искусство в Югославском королевстве

[ редактировать ]

После окончания Первой мировой войны было создано общество художников СХС (государство сербов, хорватов и словенцев), которое проводило многочисленные выставки и художественные собрания, подобно Блажуйской колонии Владимира Бечича . Участниками были Роман Петрович и Йован Биелич , оба с абстрактными наклонностями, а Карло Миич увлекался колористическими пейзажами.

Однако художественное производство в БиГ было жестко ограничено, в результате чего многие художники никогда не возвращались в БиГ после учебы в Загребе и Белграде , а многие покидали страну. Первое обновление произошло с «Группой четырех» и «Занятым искусством» Романа Петровича и его кружка «Дети улицы». Миич и Джоко Мазалич основали художественное объединение « Круг» («Круг»), уделяющее особое внимание городской эстетике природы. Войо Димитриевич нарисовал « Испанию в 37 году » — репрезентативное произведение колористического выражения со следами Пикассо и Шагала.

В 1930-е годы на архитекторов повлияли идеи функционализма , гуманной архитектуры и Баухауза . Эти здания сочетали в себе функцию, содержание и форму, без лишнего пластикового декора, с простым ритмом окон и современными конструкциями.

Искусство в Социалистической Федеративной Республике Югославии

[ редактировать ]

Сразу после Второй мировой войны была основана коммунистическая Югославия , что позволило художникам найти новое выражение через темы революции и войны. Яркими представителями этого направления являются Исмет Муезинович и Бранко Шотра. Архитектура также находилась под прямым влиянием социалистической архитектуры, но так и не достигла монументальности оригинальных произведений.

В 1950-х годах искусство постепенно трансформировалось в более абстрактное мировоззрение, основанное на промышленных и экономических мотивах. Первым это сделал скульптор Мирко Остоя, который заменил классическую лепку сваркой железа. Даже коммунистическое государство изменило свое отношение к современному искусству, заказав большие абстрактные памятники, посвященные знаменитым сражениям Великой войны ( Сутьеска , Козара , Маклен и т. д.). Молодые архитекторы собрались вокруг профессора Юрай Нейдхардта и попытались соединить современную архитектуру с традициями БиГ и ее окружением. Результатом стали такие здания, как торговый центр «Мостар», «Развитак» , построенный в 1970 году А. Пальягой или торговый центр «Яйце» в 1976 году, построенный Р. Ядричем, Дж. Карич и Н. Курто.

В 1960-х годах многие архитекторы вышли за традиционные границы и построили важные здания в духе функционализма: образцовыми являются здание телекоммуникации в Аддис-Абебе Ивана Штрауса и Здравко Ковацевича или зал Скендерия в Сараево Живорада Янковича и Халида Мухасиловича. [6]

В 1970-х годах художественное выражение, вдохновленное старой боснийской культурой и традициями, появилось в графических работах Джевада Хозо и в картинах Мехмеда Заимовича, Сеида Хасанефендича и Мерсада Бербера . Напротив, городское выражение работ Исмара Муезиновича больше связано с современным монтажом фильмов и тогда , фотооптикой как Брацо Димитриевич был художником-концептуалистом , работавшим в основном за пределами B&H.

Примером архитектуры 1980-х годов является отель Holiday Inn, построенный в 1983 году, и башни-близнецы Unis, построенные в Сараево в 1986 году по проекту Ивана Штрауса .

Искусство после Боснийской войны

[ редактировать ]
Аваз Твист Тауэр 2009

В Боснии и Герцеговине ведется работа по сохранению культурного наследия, о чем свидетельствует недавняя реконструкция Старого Моста в Мостаре и многих других сооружений, имеющих культурное и историческое значение, которые были повреждены или разрушены во время войны.

Коммерческое строительство в годы после боснийской войны в Сараево пережило бум. Сараево – один из самых строительных городов Юго-Восточной Европы. Башни-близнецы Unis были полностью отремонтированы. На месте бывших Ослободженье башен башни Аваз сейчас построены . В жилом районе Храсно боснийская компания Bosmal построила Bosmal City Center , который включает в себя самые высокие башни-близнецы на Балканах высотой 120 метров каждая.

Башня Аваз Твист, расположенная в Мариин Дворе в Сараево, является самой высокой башней в Боснии и Герцеговине. Это новая штаб-квартира Avaz, самой популярной газетной компании Боснии и Герцеговины.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Иван Ловренович 2001. Босния: история культуры. Нью-Йорк. Издательство Нью-Йоркского университета. п. 13
  2. ^ В. Радимский / М. Хорнес, Неолитическая станция Бутмир недалеко от Сараево в Боснии. Раскопки 1893 г. (Вена, 1895 г.).
  3. ^ З. Куюнджич-Вейзагич / Й. Мюллер / К. Рассманн / Т. Студент, Околиште - Раскопки и геомагнетизм центральнобоснийского рассказа первой половины 5-го тысячелетия до нашей эры. В: Б. Гензель (редактор), Parerga Praehistorica: Юбилейное издание по доисторической археологии. 15 лет УПА. Университетские исследования Прехист. Arch. 100 (Бонн, 2004 г.) 69–81.
  4. ^ Перейти обратно: а б Валасек, Хелен, изд. (2015). Босния и уничтожение культурного наследия . Издательство Эшгейт. п. 324. ИСБН  9781409437048 .
  5. ^ Древние памятники - Национальный археологический музей в Сараево. Архивировано 6 мая 2009 г., в Wayback Machine.
  6. ^ Иван Штраус. «Современная архитектура Сараево – 1918-1990» . Массачусетский технологический институт .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Малькольм, Ноэль (1994). Босния: Краткая история. Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN   0-8147-5520-8 .
  • Ридльмайер, Андрас (1993). Краткая история Боснии и Герцеговины . Проект сбора боснийских рукописей.
  • Художественное сокровище Боснии и Герцеговины , несколько авторов, Светлост, Сараево, 1987.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 130dd45076638b15762e3abd408deeba__1699680360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/ba/130dd45076638b15762e3abd408deeba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bosnia and Herzegovina art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)