Хорватское искусство
Часть серии о |
Культура Хорватии |
---|
![]() |
Люди |
Мифология |
Спорт |
Хорватское искусство описывает изобразительное искусство Хорватии и искусство хорватских художников с доисторических времен до наших дней. В раннем средневековье Хорватия была важным центром искусства и архитектуры в Юго-Восточной Европе. было много хорватских художников В период Средневековья искусство процветало , а в эпоху Возрождения . Более поздние стили в Хорватии включали барокко и рококо .
Древнее наследие
[ редактировать ]Доисторическое искусство
[ редактировать ]Неолитические равнины жители Адриатического побережья и Паннонской развили свою культуру в пределах современной Хорватии . Эпоха неолита отмечена производством керамики и скульптур на темы людей и животных, представленных как символическое искусство. В отличие от наскальных рисунков эпохи палеолита , в более оседлую земледельческую эпоху керамика стала основным видом искусства со стилизованными формами и носила преимущественно декоративный характер. Художники неолита не просто имитировали или воспроизводили, но создавали новые формы, написывая геометрические узоры и украшения. [1]

- Старчевская культура ( паннонская равнинная культура) имела характерную прекрасную керамику красного и охристого цвета. [ нужна проверка ]
- Истрийская культура (названная в честь полуострова Истрия ), характерные каменные дома которой ( бунья ) построены с использованием только сухого каменного строительства ( сухозид ).
- Сопотская культура и Кореновская культура (названа в честь городов Сопот и Кореново в Славонии ) с оригинальными керамическими горшками, украшенными плоскими параллельными линиями, кривыми или V-образными вырезами.
- Культура Данило (найденная на Адриатическом побережье и островах) была богата тонкой темной керамикой, украшенной гравированными геометрическими мотивами, спиралями и меандрами .
- Из этой культуры развилась культура Хвара (после острова Хвар ), которая связана с неолитическими греческими культурами. [1]
Есть также неолитические раскопки в Щитарьево недалеко от Загреба , Наковане на полуострове Пелешац и в других местах.
Медный век
[ редактировать ]
Керамика культуры Вучедол (названной в честь Вучедола в Восточной Славонии) переходного периода энеолита (3500-2300 гг. до н. э.) отличается исключительным качеством: черным цветом, ярким свечением и специфическими декоративными геометрическими огранками, инкрустированными белым, красным или желтым цветом. Влияние методов обработки металла можно увидеть, когда гончары конструируют изделия из листов глины, придавая четкие края в местах соприкосновения поверхностей, а конечный горшок полируется для придания блестящего вида. [1]
Неолитические фигурки из формованной глины представляли собой стилизованные версии человеческих (особенно женских) фигурок и животных. Отличительный вучедольский голубь представляет собой горшок в форме птицы, несколько стилизованный, с рельефным узором вокруг туловища, двуглавым топором ( лабрисом ) на шее и тремя ножками для устойчивости. [1]
Бронзовый век
[ редактировать ]Культура бронзового века Винковцы (названная в честь города Винковцы ) узнаваема по бронзовым фибулам , которые заменили предыдущие предметы, такие как костяные иглы и пуговицы.

Бронзовая культура иллирийцев . , этноплеменных групп с различными культурами и формами искусства начала возникать из культур медного века Эти иллирийские этноплеменные территории были обнаружены на территории современной Хорватии, а также Боснии и Герцеговины. С VII века до нашей эры железо заменило бронзу в инструментах и инвентаре, из бронзы по-прежнему изготавливались только украшения и предметы искусства. На них оказала влияние кельтская гальштатская культура, граничащая с Балканским регионом, где проживали иллирийские этноплеменные группы, но иллирийские этноплеменные группы несколько иначе формировали свои региональные центры.На севере Балканского полуострова у иллирийских этноплеменных групп существовал культ мертвых , о чем свидетельствует богатство и забота о захоронениях, из которых выводятся погребальные обряды. Эти захоронения демонстрируют давнюю традицию кремации и захоронения в неглубоких могилах. На юге Балканского полуострова иллирийские племена хоронили своих мертвецов под большими каменными кучами или земляными курганами (известными здесь как Громиль ).Иллирийские племена яподов имели склонность к украшению тяжелыми, огромными ожерельями, сделанными из желтой, синей или белой стеклянной пасты, и они известны своими большими орнаментированными бронзовыми фибулами . [1] спиральные браслеты, диадемы и шлемы из бронзы. Небольшие скульптуры из нефрита, изготовленные из архаичной ионической пластики, также встречаются в племенных ареалах Япода. Сохранились многочисленные монументальные скульптуры, а также стены цитадели Незакций недалеко века от современной Пулы , одного из многочисленных истрийских городов железного .
Прибытие кельтов
[ редактировать ]В 4 веке до нашей эры первые кельты прибыли в иллирийские районы Балкан; с собой они принесли технику гончарного круга , новые стили фибул и различные бронзовые и железные пояса, которые местные иллирийские племена ранее не разрабатывали. Кельты также смешались с иллирийскими племенными группами в Славонии, Истрии и Далмации.
Античность
[ редактировать ]Греческие колонии
[ редактировать ]Греческие моряки и купцы из греческих городов-государств на юге Балканского полуострова достигли почти всех частей Средиземного моря, включая побережье Адриатического моря на территории современной Хорватии. Другие греки пришли из Сиракуз на Сицилии в 390 г. до н.э. на острова Вис ( Исса ), Хвар ( Фарос ) и Корчула ( Коркира Нигра ), основав города-государства среди иллирийских этноплеменных групп. побережье были основаны торговые города, На Адриатическом такие как Трагурион (сегодня называемый Трогир ), Салона (сегодня называемый Солин недалеко от современного Сплита ), Эпетион (сегодня называемый Стобреч ). [2]
Эти греческие города имели геометрическую планировку и имели виллы , гавани, общественные здания, храмы и театры. Фарос и Исса были сильными греческими городами-государствами, которые продемонстрировали свою независимость собственной чеканкой монет и морским флотом. К сожалению, помимо расписных горшков и керамических скульптур танагра , от этой культуры осталось мало повседневных живых материалов. Два из них: хорватский Апоксиомен и бронзовая голова богини Артемиды из греческого города-государства Исса, датируемая 4 веком до нашей эры. Другой пример — каменный рельеф Кайроса (бога радости) из греческого города-государства Трагуриона, датируемый III веком до нашей эры и связанный с именем известного греческого скульптора Лисиппа . [2]
Но если не считать поверхностных торговых и военных контактов, жизнь греческих колонистов была изолирована от окружающих иллирийских народов. Эллинистическая культура греческих анклавов существовала параллельно с культурой позднего железного века более широкого иллирийско-кельтского населения. На материке иллирийские этноплеменные группы организовывали свои центры. Иллирийское искусство попало под влияние греческого искусства, а иллирийские этноплеменные группы копировали стили и методы греков. [2] Это можно увидеть, например, в даорс племени дельты Неретвы .
Римская урбанизация
[ редактировать ]В III веке до нашей эры римляне захватили греческие колониальные города, а к I веку до нашей эры также подчинили иллирийцев и организовали всю прибрежную территорию, основав городские города. После завоевания этот район стал провинцией Римской империи. Многочисленные деревенские виллы и новые городские поселения (наиболее впечатляющие — Вериге в Бриюни , Пуле и Трогире — бывший Трагурион) демонстрируют высокий уровень римской урбанизации . было не менее 30 городских городов В Истрии , Либурнии и Далмации с римским гражданством ( civitas ). Лучше всего сохранились римские планировки улиц в виде сетки (декуманус/кардо) в Эпетионе (Пореч) и Ядере ( Задар ). Лучше всего сохранившиеся римские памятники находятся в Поле ( Pula ); Основанный в I веке в честь Юлия Цезаря , он полон произведений классического римского искусства , таких как: каменные стены, двое городских ворот, два храма на Форуме и остатки двух театров, а также Арка 30 года нашей эры и храм Августа, построенный во 2-14 гг. н.э., и, наконец, Флувийский Амфитеатр (т.н. Арена) II века. [2]

К III веку нашей эры Салона была крупнейшим и самым важным городом Далмации с населением 40 000 человек. Неподалеку император Диоклетиан , родившийся в Салоне, построил свой дворец престарелых (около 300 г. н.э.), один из крупнейших и важнейших памятников позднеантичной архитектуры. На его дорожках, в подвалах , куполах , мавзолеях , аркадах и дворах можно увидеть множество различных художественных влияний со всей Империи.Некоторые из скульптур: голова мальчика, девушки и женщины из Салоны, монументальная фигура Минервы из Вараждина , голова Геркулеса из Синя , скульптуры римских императоров из Нина и Вида возле Метковича , поврежденная скульптура императора в Загребе. Музей и т. д.
В IV веке Салона стала центром христианства на всей западной части Балкан . Здесь было множество базилик и некрополей и даже два святых: Домний ( Дуйе ) и Анастасий ( Сташ ). Одной из немногих сохранившихся базилик в Западной Европе времен ранней Византии является Евфразиева базилика в Порече VI века.
Раннее Средневековье принесло великое переселение славян , и этот период, возможно, был Темным веком в культурном смысле до успешного формирования славянских государств, которые сосуществовали с италийскими городами, оставшимися на побережье, каждый из которых был построен по образцу Венеции .
- Кроме того, арена
- Задар, римская колонна
- Сплит, дворец Диоклетиана.
Средневековое хорватское искусство
[ редактировать ]Раннее Средневековье
[ редактировать ]
В VII веке хорваты вместе с другими славянами и аварами пришли из Восточной Европы на территорию бывших римских провинций Паннония, Далмация и Истрия, где они живут и по сей день. [3] Хорваты были кочевой культурой железного века, поэтому, избегая городских центров, они вместо этого селились в сельской местности вокруг римских городов, например, на острове на реке Ядро недалеко от римской Салоны . [4]

В VII и VIII веках существовала тенденция строительства небольших зданий из материалов и декоративных элементов разрушенных старых римских зданий. В 9 веке, параллельно с основанием хорватских княжеств, возникла новая архитектура дороманских черт. Оно основывалось на многочисленных влияниях, наиболее сильными из которых были франкское и византийское. Постепенно эти унаследованные влияния превратились в более оригинальную форму архитектуры. [5] Алтарные перегородки и резные каменные окна в этих церквях были украшены неглубоким переплетающимся орнаментом , который мы называем хорватским переплетением . В целом появление переплетенных рельефов на здании указывает на дату до 1100 года. [5]
Мотивы этого переплетения часто имеют классическое происхождение (волны, трехструнное переплетение, пентаграммы, сетка из ромбов и т. д.), но если в римском искусстве оно использовалось лишь как обрамление, то здесь оно покрывает всю поверхность. Огромное количество и качество этих каменных памятников указывает на богатую традицию каменной кладки с многочисленными мастерами и мастерскими на восточном побережье Адриатики. Хорватский интерлейс изначально был окрашен в яркие цвета: красный, синий и желтый. Поскольку настенные росписи, упомянутые в нескольких буквальных источниках (например, портреты династии Трпимировичей в церкви Св. Георгия в Путале над Каштел-Сучурацем ), не сохранились, они представляют собой лишь тип дороманской хорватской живописи.
Иногда переплетение заменялось библейскими фигурами (как в алтарной перегородке церкви Света Неделя в Задаре), но фигуры уплощены и изображены стилизованными графическими линиями. Из Коронной церкви короля Звонимира (так называемая Полая церковь в Солине ) находится алтарная перегородка с фигурой хорватского короля на троне с каролингской короной, слугой рядом с ним и кланяющимся подданным. Линейные разрезы, изображающие складки одежд, аналогичны линиям на их лицах, а также на раме. Сегодня доска является частью Сплитского собора баптистерия . [5]
Из ремесленных предметов того времени множество реликвариев . до сих пор сохранилось [6] Считалось, что они обладают магической силой исцеления, но обычно они имели форму, соответствующую той части тела, которую они содержали. [7] Вот почему реликвия головы святого Иакова в Задаре имеет форму головы; трубчатая часть имеет секцию с потоком аркад, в каждой из которых по одному святому, а куполообразная крышка украшена медальонами с символами евангелиста и Христа наверху.
значительное количество церковных кодексов С этого времени сохранилось . В Загребе есть Liber psalmorum, который был иллюминирован в бенедиктинском стиле настоятелем Махоном для архиепископа Павла Сплитского (ок. 1015–1030). В Ватикане есть Бревиарий, также выполненный в бенедиктинском стиле Монте-Кассино (инициалы из переплетенных листьев, переплетения и голов животных), происходящий из монастыря Св. Николы в Осоре. Тот же стиль освещения мы можем найти в Бревиарах в Трогире , Шибенике и Дубровнике, но есть много книг, которые были записаны (например, 47 книг только в одной церкви в монастыре Святого Петра в Секе), но не сохранились.
Романское искусство
[ редактировать ]Раннее романское искусство появилось в Хорватии в начале 11 века с появлением монастырей и церквей бенедиктианским орденом Монте -Кассино . [8] Двумя важными церквями того времени являются церкви Святого Бенедикта (позже Святой Евфимии) в Сплите и Святой Марии в Задаре, а церковь Святого Петра в Супетарской Драге на острове Раб (11 век) является наиболее хорошо сохранившейся церковью такого типа в Хорватии. [8]
Множество соборов можно найти вдоль хорватского побережья и близлежащих земель: в Истрии, Далмации и Приморье. Такие города, как Пореч , Раб , Задар , Трогир и Сплит, были построены вдоль побережья Далмации с каменными домами и большими внушительными церквями с тремя нефами, тремя апсидами, колоннами, арками, аркадами и деревянной крышей. Соборы были построены в Сене , Крке , Рабе, Задаре, Трогире, Дубровнике и Загребе.
В хорватской романской скульптуре произошел переход от чересстрочной развертки к фигуративным рельефам (например, рельефы в церкви Святой Доменики в Задаре). [8]
Два выдающихся произведения романской скульптуры датируются первой половиной XIII века: деревянные входные двери Сплитского собора работы Андрия Бувина (1214 г.) и главный портал Трогирского собора работы мастера Радована (ок. 1240 г.).

Резные деревянные двери романского периода относительно редки, так как немногие из них сохранились. Огромные двойные двери Бувины изображают жизнь Христа на 28 рельефных панелях, каждая из которых заключена в двойную раму с переплетенными виноградными лозами и орнаментом в виде завитков. Сцены имеют оригинальный дизайн, черпающий вдохновение в равной степени из искусства западных миниатюр и восточно-византийских икон. Резьба точная и чистая, благодаря чему каждая сцена легко понятна. Также в соборе Сплита резьба на деревянных хорах датируется серединой 13 века и украшена красивыми романскими мотивами из переплетенных виноградных лоз, фигур святых и небольшого звериария . Характерной чертой ранней готики здесь является изображение резчика по дереву за работой, возможно, автопортрет. [8]

Хотя главный портал собора Трогира был завершен только в 14 веке, он явно романского типа по форме, но с новой готической гуманистической тенденцией в резьбе. [8] Датой создания портала обычно считается 1240 год, когда мастер Радован вырезал свое имя в латинской надписи. Портал представляет собой полукруглый тимпан, заключенный в углубленную раму с закругленными арками в романском стиле. Крупные главные фигуры — скульптуры Адама и Евы , несущихся на львах, поддерживаемых постаментами. Сцены из жизни Христа от Благовещения до Воскресения появляются в арках над дверью, причем Рождество занимает центральное положение тимпана, что было необычно для того времени. Замена грозного предупреждения о Страшном суде над дверным проемом посланием любви и надежды является отражением духа новой готической эпохи. [8]
По обеим сторонам портала находится последовательность рельефов, изображающих месяцы года. Фигуры здесь особенно оживлены, а сцены взяты из современной жизни. Например, декабрь показан как месяц, когда забивают свинью и делают колбасы, за ним следует январь, когда старик сидит у камина и готовит, а молодой человек наливает вино из амфоры, что является отсылкой к Водолею-водоносу. Реализм подобных сцен и изображение повседневной жизни людей — это переход к готическим идеям с акцентом на современные гуманистические проблемы и реальных персонажей. [8]
Картины в Хорватии этого времени включают фрески , картины на деревянных панелях и иллюминированные рукописи . Ранние романские фрески в церкви Святого Михаила в Стоне датируются 11-12 веками и связаны с бенедиктинским аббатством Святого Михаила на Монте-Гаргано . К сожалению, до наших дней дошли лишь фрагменты Стонских фресок, представляющие собой серию библейских фигур, изображенных анфас и одетых в богато украшенные одежды. В типичном раннероманском стиле фигуры статичны, описаны линиями, без особой глубины и формы на заднем плане. [9] Бенедиктинская церковь Задара украшена фресками XII века в похожем стиле, но не такими яркими и менее линейными. Между тем, в Истрии можно увидеть различные стили фресок и влияния XII века. Западный оттоновский стиль искусства (Св. Михаил и Клоштар в заливе Лим ), византийский комнинский стиль из мастерской Аквилеи (церковь Св. Иеронима в Хуме) и сочетание западного и византийского стилей (Св. Фошка в Батвачи недалеко от Пероя ). [10]
Картины того времени на дереве обычно представляли собой иконы Богородицы с Младенцем или Распятия. В Хорватии сохранилось шесть романских икон Богородицы с Младенцем , самая старая из которых - Мадонна из церкви Святого Сильвестра на острове Бишево (1220 г.), сейчас находится в Хварском соборе. [11] Фигуры матери и ребенка выполнены в византийском стиле в сочетании с типичным романским использованием линий и цвета. Два расписных распятия из францисканского аббатства в Задаре еще старше, как и некоторые ранние романские распятия из истрийских церквей. [8]
Хотя самая старая иллюминированная миниатюра в Хорватии датируется VIII веком. [12] они чрезвычайно редки до 11 века. Примеры примерно того времени включают Шибеникский сакраментарий и евангелистарий, написанный в Каролингском минускуле , и фрагменты евангелиста из Раба, написанные в Беневентане . Иллюминация в этих рукописях представляет собой всего лишь простые инициалы со свитками и головами животных, но к XIII веку рукописи из Трогира, Сплита и Загреба содержат гораздо более сложные иллюстрации, включая целые библейские сцены, занимающие большую часть страницы. [8]
Готическое искусство
[ редактировать ]Готическое искусство в 14 веке поддерживалось культурой городских советов, религиозными орденами (такими как францисканцы ) и дворянством. Это был золотой век свободных далматинских городов, которые торговали с хорватской феодальной знатью на континенте. Городскую организацию и эволюцию далматинских городов можно проследить через дальнейшее развитие и расширение Раба и Трогира , регулирование улиц в Дубровнике и интеграцию Сплита .
В конце 15 века большая часть прибрежного региона находилась под управлением Венеции, и начали появляться церкви, дворцы , монастыри , лоджии , башни с часами и фонтаны, находившиеся под влиянием венецианской готики: не только в структуре и конструкции, а на акценте декоративных элементов. Мастером готического стиля был Юрай Далматинац (Георгий Далматинский), строитель Шибеникского собора . [13] Форма и декоративные элементы собора, такие как замечательный фриз, украшенный 71 скульптурным лицом мужчин, женщин и детей, иллюстрируют удачное слияние готики и искусства эпохи Возрождения. [14] Собор также демонстрирует значительный обмен знаниями в области искусства и архитектуры между Северной Италией, Далмацией и Тосканой в 15 и 16 веках. [14] Юрай Далматинац работал также в Сплите (Часовня Святого Анастасия в соборе ), Дубровнике, Задаре и Анконе , а его последователи распространили стиль венецианской готики по всей Далмации.

Францисканский монастырь в Дубровнике был построен Михоже Брайковым из Бара в 1360 году. Большая часть первоначального здания была разрушена во время землетрясения 1667 года , но монастыри и резной церковный портал остались. Нижний монастырь был построен в романском/готическом стиле, капители выполнены в романской форме, но резные фигурки на них представляют собой живые существа, смоделированные в готическом реализме. [15] Портал был создан в 1498 году в готическом стиле мастерской братьев Леонарда и Петра Петровичей. Пьета почти в натуральную величину в центральном люнете окружена фигурами Св. Иеронима (с моделью церкви до землетрясения) и Св. Иоанна Крестителя. На вершине люнета возвышается фигура Отца-Творца. Также в Дубровнике старый Ректорский дворец (1435 г.) был построен в готическом стиле Онофрио делла Кава, который также отвечал за два фонтана, которые используются до сих пор. [13]
Церковь Святого Марка в Загребе была радикально перестроена во второй половине XIV века в стиле поздней готики. Главный портал содержит серию резных фигур святого Марка, Христа, Мадонны и двенадцати апостолов. Наверху расположены статуи Иосифа и Марии с младенцем Иисусом, а под ними стоят Св. Марк и Лев. Двенадцать апостолов расположены по обе стороны портала (четыре деревянные статуи заменили разрушенные оригинальные). Первоначально весь портал был окрашен в яркие цвета. Портал считается работой скульпторов семьи Парлер из Праги (конец 14 века). [15]

Одним из самых выдающихся произведений искусства XIV века в Далмации является большой серебряный ларец, изготовленный для мощей святого Симеона Задарского (1377-1380 гг.), с портретом самого святого на крышке. Сундук покрыт рельефными сценами, из которых только одна (Введение во храм) является библейской. Реликварий Святого Симеона пересекает границу между западной готикой и византийским стилем. [15]
Некоторые выдающиеся готические фрески до сих пор сохранились в церквях по всей Истрии. Небольшая кладбищенская церковь Святого Николая в Ракотуле содержит несколько ранних образцов венецианского происхождения. [15] Сцены из жизни святителя Николая изображены в различных цветах и оттенках, четкими штрихами обозначены характер и объем. Фигуры активны, лица их имеют отличительные черты, а детали фона явно взяты из современной жизни. [16]

Вероятно, самая известная серия позднеготических фресок в Истрии находится в церкви Святой Марии на скалах ( Sv Marija na Škriljinah ) недалеко от Берама, датируемая 1474 годом. Фрески, написанные Винсентом Каставским, покрывают всю внутреннюю часть церкви. в серии 46 панелей. Самая большая композиция (длиной 8 м) — « Поклонение волхвов» , высоко на северной стене. Фигуры кажутся трехмерными, создавая иллюзию пространства. На задней стене панели жизненного цикла завершаются Пляской смерти (Танцем смерти), в которой каждый встречает свою судьбу - богатый или бедный, в конце концов все должны умереть. Сцены на эту типично готическую гуманистическую тему были написаны в то время во многих местах Европы, хотя не все из них сохранились в такой степени. Фрески церкви Святой Марии в Бераме в основном сохранились в первоначальном виде и являются одними из лучших произведений средневекового искусства в Истрии. [17]
Серию исключительных по качеству картин на дереве достоверно приписывают Паоло Венециано, одному из самых известных художников Венецианской республики. Его работы привносят готический элемент в византийскую иконографию , используя длинные элегантные фигуры и нежные цвета в своем фирменном стиле. Его работы в Хорватии включают полиптихи (составные алтари), картины в Задаре и Трогире, а также большое Распятие в доминиканской церкви в Дубровнике, которое включает отдельные панели для Девы Марии и Святого Иоанна. [15]
Отличительной особенностью картин местных художников из прибрежной Хорватии является красный фон вместо более дорогого золота. Красный цвет привносит соответствующую теплоту в картины в готическом стиле, поскольку золото также имело бы красный подкрас. Одним из таких примеров является Распятие в монастырской церкви в Тконе (остров Пашман). [15] В XIV веке в Хорватии существовало две тенденции в росписи по дереву: одна продолжала со строгой линейностью изображать объем, а другая использовала цвет для создания более утонченной формы. На картине «Богоматерь с Младенцем и донором» в Задаре изображен сам донор. Как и в других европейских иконах того времени, донор невелик. Это раннее изображение светских человеческих фигур в религиозной живописи. Такие фигуры должны были увеличиваться в размерах, пока человеческие фигуры не приобрели свою значимость в портрете эпохи Возрождения 15 века. [15] Задар был важным центром готической культуры (и живописи в частности), которая распространилась на другие далматинские общины. [18]

С этого времени происходят две из лучших и наиболее изысканно украшенных иллюминированных литургий, совершенных монахами из Сплита, – Зборник Хвалса (сегодня в Загребе) и Миссал Хрвого (ныне в Стамбуле ). Миссал был написан в Сплите местным каллиграфом и глаголицей-писцом Бутко в 1404 году для Хрвого Вукчича Хрватинича , бана (наместника) Боснии и герцога Сплитского. Считается, что миниатюры были написаны местным художником около 1407 года в Сплите, поскольку в иллюстрации включены современные события и пейзажи. Среди библейских сцен и аллегорий расположены две полнолистные картины на нерелигиозную тематику – сам герцог в образе рыцарского рыцаря верхом на коне и его герб. Миссал Хрвого — важный документ как для глаголического письма, так и для введения портретной живописи в книгу, которая по сути является религиозной. [15]
Ренессанс
[ редактировать ]Можно сказать, что период Возрождения в искусстве и архитектуре в Хорватии начался в 1441 году, когда Юрай Далматинац получил контракт на работу над Шибеникским собором , и продолжался до конца 16 века. [19] В то время большая часть хорватского побережья находилась под управлением Венецианской республики , и между Италией и восточной Адриатикой, особенно Далмацией, шел процветающий обмен идеями и навыками. Поскольку внутренняя часть Хорватии находилась под властью австрийских Габсбургов и все чаще подвергалась вторжениям со стороны османов , основное внимание уделялось укреплениям, а не произведениям искусства. В этих обстоятельствах итальянский ренессанс процветал только в прибрежной Хорватии, а в Далмации возникла значительная новая религиозная и общественная архитектура, явно испытывающая влияние нового стиля, но оригинальным образом. Три важные работы того периода способствовали дальнейшему развитию эпохи Возрождения : Шибеникский собор , часовня блаженного Иоанна в Трогирском соборе и вилла Соркочевича в Дубровнике.

Когда Юрай Далматинац взял на себя ответственность за строительство Шибеникского собора, среди его первых работ был баптистерий , где он представил элементы, вдохновленные Брунеллески и Донателло . Мягкая лепка резных фигур и плавное движение явно относятся к эпохе Возрождения, как и пропорции самого баптистерия. Рельефы на потолке изображают Бога-Отца с лавровым венком в духе эпохи Возрождения, окруженного ангелами и серафимами, а также младенца, которого крестит священник. Эта замена человеческих фигур вместо Христа и Иоанна Крестителя на Иордане является отражением нового гуманистического направления. [19] Эти элементы творчески сочетаются с элементами готики, создавая общий гармоничный эффект. Как упоминалось в предыдущем разделе, Юрай Далматинац считается мастером сочетания готики и ренессанса. [14] Его преемниками в проекте Шибеника были Андрия Алеши , один из его учеников, и Никола Фирентинац , который отвечал за завершение собора в соответствии с первоначальными планами Юрая.

В 1468 году началось строительство по расширению часовни блаженного Иоанна Трогирского в Трогирском соборе . Тремя главными скульпторами были Никола Фирентинац, Андрия Алеши и Иван Дукнович . Часовня имеет цилиндрический свод с ликами Бога и ангелов, под которым находится ряд круглых окон и три яруса резных фигур, окружающих святыню. Качество скульптур Христа, Марии и апостолов в отдельных нишах с рельефами игривых путти сверху и снизу делают часовню незабываемым образцом искусства эпохи Возрождения. [20] Среди лучших статуй - Иоанн Богослов Фирентинаца Дукновича и Святой Павел . Готический саркофаг и ангелы в стиле барокко — более позднее дополнение.
Внутри защитных стен Республики Дубровник и на нескольких близлежащих островах многие аристократы Рагузы построили свои загородные убежища, элегантные виллы, расположенные в садах эпохи Возрождения. Они не были такими богато украшенными, как их итальянские аналоги , но хорошо использовали местность с ее приморским расположением и обильными запасами камня. [21] Прекрасным примером является вилла Соркочевича на острове Лапад недалеко от Дубровника. Построенный в 1521 году, необычный асимметричный дизайн, дом и сад сохранены в первозданном виде.
Одной из самых красивых скульптур эпохи Возрождения в Хорватии является, пожалуй, рельеф « Бичевание Христа» работы Юрая Далматинаца на алтаре Святого Анастасия в соборе Сплита . В отличие от статичной резьбы на алтаре напротив, три почти обнаженные фигуры охвачены динамичным движением. [20] [22]

В течение 15 и 16 веков искусство процветало в религиозных учреждениях, общественных зданиях и многочисленных аристократических резиденциях Дубровника. Хотя большая часть работ была заказана известным художникам из Италии, большая часть их была выполнена местными художниками. Предпочтительный стиль церковных росписей в Дубровнике, даже в период Возрождения, все еще был оформлен в форме триптиха или полиптиха . [23] Но внутри этой структуры были представлены новые идеи и дизайны, такие как портреты, изображающие реальных персонажей, линейная перспектива и даже некоторые натюрморты. [19] Художники Дубровницкой школы живописи, такие как Никола Божидаревич , [24] [25] Ловро Добричевич и его сын Вико Ловрин , Михайло Хамзич , Блаж Юриев из Трогира и Иван Угринович положили начало традиции искусства в городе, которая продолжается и по сей день. [13] К сожалению, большая часть прекрасных произведений романского и ренессансного искусства Дубровника была уничтожена во время землетрясения 1667 года и возникших в результате пожаров, и о большинстве из них мы знаем только из документов в Государственном архиве Дубровника.
Одним из хорватских художников, работавших в основном в северной Италии, был Джорджио Скьявоне (или Юрай Чулинович ), который родился в Скрадине в Далмации и продолжал работать с Франческо Скарчоне в Падуе . Сегодня его картины хранятся в нескольких престижных галереях по всему миру, и он считается самым важным хорватским художником 15 века. [26] [22] Другими известными художниками эпохи Возрождения хорватского происхождения, которые жили и работали за границей, были братья Лаурана, Франческо ( Франьо Вранянин ) и Лучано ( Лука Вранянин ), миниатюрист Джулио Кловио ( Юрай Клович ), гравер и художник-портретист Мартин Рота ( Мартин Калунич-Рота). ) и художник-маньерист Андреа Скьявоне ( Андрия Медулич ).
- Джорджио Скьявоне: Святой Иероним
- Франческо Лаурана - Женский бюст
- Джулио Кловио - Часы Фарнезе
- Мартин Рота - Битва при Лепанто
- Андреа Скьявоне - Диана и Актеон
Барокко и Рококо
[ редактировать ]
В 17 веке художественная деятельность сместилась из прибрежного региона в сторону внутренней, континентальной Хорватии. Будучи частью Венецианской республики , Далмация начала все больше полагаться на импорт произведений искусства и художников из Италии, особенно из Рима и Венеции. Тем временем, по мере того как вторгшиеся османы были отброшены, север постепенно оправился от столетней войны, чтобы улучшить укрепления, восстановить опустошенные города и насладиться возрождением искусства. [27]
В тот период было мало хорватских художников и архитекторов, создававших высококачественные работы. Из-за медленного восстановления населения внутренних районов после войны и предпочтения прибрежных регионов нанимать иностранных художников и скульпторов, именно итальянцы, австрийцы и словенцы создали и украсили многие здания в стиле барокко в Хорватии. [27] Значительно увеличился ввод в эксплуатацию больших алтарей в стиле барокко из разноцветного мрамора с богато украшенной резьбой. В основном они были импортированы из Италии и заменили существующие каменные или деревянные алтари.
Богато украшенный стиль барокко зародился в Риме как реакция на контрреформацию в Северной Европе, и иезуиты сыграли важную роль в его распространении в Хорватии. [27] Большие внушительные церкви были построены во многих местах по всей стране вместе с примыкающими к ним колледжами. Наиболее важные объекты находились в Загребе, Риеке и Дубровнике.

Церковь Святой Екатерины в Загребе — один из самых выдающихся образцов иезуитской архитектуры в стиле барокко на севере Хорватии с ее тщательно продуманным внутренним убранством. [28] Построенный в 1632 году, он был отремонтирован в 18 веке после крупного пожара. Богато украшенный лепной потолок выполнен Антоном Жозефом Квадрио (1721 г.) с фресками небес работы Джулио Квальо Младшего . За алтарем находится большая фреска-обманка работы Криштофа Андрея Еловшека (1762 г.). В шести боковых капеллах есть по два алтаря, лучший из которых создан скульптором Франческо Робба . [27]
Крупнейшим проектом в стиле барокко было восстановление ренессансного Дубровника после катастрофического землетрясения 1667 года, когда почти весь город был разрушен. Многие из его церквей и общественных зданий были построены с нуля в стиле нового барокко, например, новый собор, иезуитский колледж с церковью Св. Игнатия и церковь Св. Влахо на главной площади (1715 г.), которая сформировала юго-восточная часть города. Пьетро Пассалаква [23] объединил новые районы в стиле барокко своей иезуитской лестницей (напоминающей знаменитую Испанскую лестницу в Риме), которая вела на Ивана Гундулича площадь внизу.

Во времена барокко по всей Хорватии было построено множество церквей. Одной из самых красивых является церковь Марии Снежной в Белце 1740 года, весь интерьер которой заполнен живыми позолоченными деревянными скульптурами и фресками художника Ивана Рейнджера из Австрии. Он был классическим художником в стиле рококо , чьи фигуры были написаны в изящных позах в мягких ярких тонах.
Самым выдающимся художником эпохи барокко далматинского происхождения был Федерико Бенкович . [27] который учился у Карло Чиньяни в Болонье . Среди других художников хорватского происхождения того времени — художник Бернардо Бобич , работавший в основном в Загребе и северной Хорватии, Маттео Понцоне , который, вероятно, родился на острове Раб, [22] и работал в основном в Италии, а также Трипо Коколя из Котора, который работал в Далмации. [27]
19 век
[ редактировать ]
Два решающих европейских события сформировали влияние на Хорватию в конце 18 века. За падением Венецианской республики в 1797 году последовало наполеоновское завоевание и образование недолговечных иллирийских провинций с 1809 по 1814 год. После этого вся Хорватия находилась под властью Австрийской империи и оставалась таковой до Первой мировой войны . В то время неоклассический стиль был стилем величественных зданий, а романтизм с его акцентом на великолепии природы и аутентичности народного искусства. в искусстве процветал [29] В домах простых людей преобладала простая отделка и веселые цвета, в стиле бидермейер стала популярна мебель . Художественная жизнь Хорватии теперь была сосредоточена в Загребе, который имел прочные связи с венской культурой и Центральной Европой . Лишь намного позже в этом столетии хорватские художники начали ездить учиться за границу — в Мюнхен, Прагу и Париж.

В то же время города Хорватии претерпели важные изменения. По размеру и важности городская реконструкция центра Загреба (в основном работа Милана Ленуццио , 1860–1880) была революционной. Между самой длинной улицей Илица и новой железной дорогой улицы располагались в виде сетки с крупными общественными и социальными зданиями, такими как неоренессансная Хорватская академия наук и искусств (Ф. Шмидт, 1884 г.), нео-ренессансная Хорватская академия наук и искусств (Ф. Шмидт, 1884 г.), в стиле барокко Хорватский национальный театр (Х. Хельмер и Ф. Феллнер, 1895 г.), и очень современный Художественный павильон (1898 г.) с монтажной конструкцией из стали и стекла – хорватский « Хрустальный дворец », и, наконец, шедевр модерна – Национальная библиотека. (Любинский, закончен в 1912 г.). Этот городской план ограничен серией парков и бульваров, украшенных многочисленными фонтанами, скульптурами, аллеями и садами (известными как « Зеленая подкова »).

Здание, в котором представлены все три изобразительных искусства, — это бывшее Министерство культа и образования , ныне Хорватский институт истории в Загребе ( Герман Болле , 1895). в стиле необарокко Наряду с комнатами в стиле Помпеи и кабинетом эпохи Возрождения, большой «Золотой зал» содержит исторические картины Белы Чикоша-Сесии (« Крещение хорватов и Сплитского собора» ), Отона Ивековича (« Встреча Коломана и хорватской знати» ), Мато Челестина. Медовича ( «Прибытие хорватов »), Влахо Буковаца ( «Франц Иосиф в Загребе ») и украшенный рельефами Роберта Франгеша-Михановича . «Золотой зал» стал единым памятником своего времени, одним из немногих в Европе.

Реализм проявился в буржуазных портретах Вьекослава Карася . [29] Персонажи его портретов являются истинными представителями своего времени. Реалистичные пейзажи связаны с определенными частями страны – славонскими лесами художников осиекской школы, Дубровником в работах Селестина Медовича и далматинским побережьем в работах Менци Клемента Црнчича .
В скульптуре жесткий реализм ( натурализм ) Ивана Рендича был заменен модерном, составленным и движущимися рельефами Роберта Франгеша-Михановича . Слава Рашкай особенно известна своими акварелью.
Влахо Буковац привез из Парижа дух импрессионизма и оказал сильное влияние на молодых художников (в том числе на авторов «Золотого зала»). Сразу после того, как он нарисовал экран в HNK в Загребе на тему хорватского иллирийского движения и символические портреты хорватских писателей в Национальной библиотеке, он основал Общество хорватских художников (1897), так называемую «красочную школу Загреба». С этого общества началось хорватское современное искусство . На выставке «Миллениум» в Будапеште они смогли отказаться от всех других художественных возможностей Австро-Венгрии .
20 век
[ редактировать ]
Современное искусство в Хорватии началось с сепаратистских идей, распространившихся из Вены и Мюнхена , и постимпрессионизма из Парижа. [30] Мюнхенский кружок использовал значения для создания объема в своих картинах в стиле, значительно упрощенном по сравнению с более детализированным ранее академическим стилем. [31] Медулическое общество скульпторов . и художников из Сплита привнесло в свое искусство темы национальной истории и легенд [32] а некоторые произведения искусства после Первой мировой войны содержали сильный политический посыл против правящего Австро-Венгерского государства. Весенний салон Загреба ежегодно представлял собой демонстрацию местной художественной сцены, и в 1919 году были заметны большие изменения с переходом к более плоским формам, а также были очевидны признаки кубизма и экспрессионизма . [33] Авангардная 1920 группа «Зенит» -х годов выступала за интеграцию новых форм искусства с местной культурной самобытностью. [34] В то же время группа «Земля» стремилась отразить реальность и социальные проблемы в своем искусстве. [33] движение, в котором также развивалось наивное искусство . [35] В 1930-е годы произошло возвращение к более простым классическим стилям. [33]
После Второй мировой войны художники повсюду искали смысл и идентичность, что привело к абстрактному экспрессионизму в США и арт- информалу в Европе. [36] В новой Югославии стиль коммунистического соцреализма так и не прижился, но Exat 51 показал путь с геометрической абстракцией в картинах и упрощенными пространствами в архитектуре. [33]
В 1950-х годах Антун Мотика , один из самых знаменитых современных хорватских художников вместе с Иваном Мештровичем , вызвал бурную реакцию критиков своей выставкой рисунков «Архаический сюрреализм» ( Arhajski nadrealizam ). [37] Выставка оказала неизгладимое влияние на хорватские художественные круги. [38] и обычно считается самым смелым отказом от догматических рамок социалистического реализма в Хорватии. [37]
Группа Горгона 1960-х годов выступала за нетрадиционные формы визуального выражения, издавала собственный антижурнал и была озабочена абсурдом. [39] В то же время серия выставок «Новые тенденции», проводимая в рамках встреч, продемонстрировала более аналитический подход к искусству. [40] и переход к новым медиа , таким как фотография, видео, компьютерное искусство, перформанс и инсталляции, больше фокусировался на творческом процессе художников. [41] Группа Биафра 1970-х годов была фигуративной и экспрессионистской , напрямую привлекая свою аудиторию. [36] К 1980-м годам движение «Новый образ» привело к возвращению к более традиционной живописи и изображениям. [36]
См. также
[ редактировать ]- Хорватская архитектура
- Список хорватских скульпторов
- История Хорватии
- Хорватская литература
- Театр в Хорватии
- Музыка Хорватии
- Категория:Объекты всемирного наследия в Хорватии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Радован Иванчевич (ред.). «Следы доисторических сообществ» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Радован Иванчевич (ред.). «Античность: греческая колонизация Восточной Адриатики (4-2 века до н.э.); римская урбанизация (2-й век до н.э.-5 век)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Седов, Валентин Владимирович (1995). «Славяне в раннем средневековье» . Растко.org.rs . Проект Растко. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Холкомб, Мелани. «Варвары и римляне» . Metmuseum.org . Метрополитен-музей . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Радован Иванчевич (ред.). «Первое хорватское государство (дороманский период (9-11 вв.)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Дрейк Бём, Барбара. «Реликвии и реликварии в средневековом христианстве» . Metmuseum.org . Метрополитен-музей . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Реликварии» . Ньюадвент.орг. 1911 год . Проверено 25 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Радован Иванчевич (ред.). «Обновление городов и строительство монастырей: романский стиль (11 и 12 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Госс, Владимир П. (1987). Ранняя хорватская архитектура: исследование дороманского стиля (PDF) . Джеральд Дакворт и Ко. Лтд., Лондон. ISBN 0-7156-21491 . Проверено 2 апреля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Желько Бистрович (2009). «Дороманская и романская настенная живопись в Истрии» . Исследовательские ворота . Департамент охраны природы Истрии в Пуле . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Geotrail Бишево: Церковь Святого Сильвестра» . Геопарк Висского архипелага . Проверено 3 апреля 2021 г.
В этой церкви на Бишево сохранилась одна из старейших картин Мадонны в Хорватии, произведение прото-венецианского стиля живописи XIII века (датированное 1220 годом).
- ^ Галович, Томислав (2017). «Evangelium Spalatense/Сплитское Евангелие — древнейшая и священнейшая книга на хорватском языке (тематическая редакция)» . Хорватский журнал (на хорватском языке). Но. 4. Матица хорватская . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Культурное наследие: история хорватского искусства» . Министерство иностранных и европейских дел Республики Хорватия . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Список всемирного наследия ЮНЕСКО: Собор Святого Иакова в Шибенике» . ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры . 2000 . Проверено 6 апреля 2021 г.
Структурные характеристики собора Святого Иакова в Шибенике делают его уникальным и выдающимся зданием, в котором удачно сочетаются формы готики и ренессанса.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Радован Иванчевич (ред.). «Эпоха вольных городов, дворянства и проповеднических орденов: готика (13 и 14 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Церковь Святого Николая, Ракотуле» . Истра Культура . Совет по туризму Истрии . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Радован Иванчевич (ред.). «Искусство: Истрия: Берам» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Эмиль Хилье. «Готическая живопись в Задаре» . Университет Задара . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Радован Иванчевич (ред.). «Расходящиеся пути Севера и Юга: Возрождение (15 и 16 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эксерджян, Дэвид (2009). «Возрождение в Хорватии и Италии: Часовня блаженного Джованни Орсини». Хорватия: аспекты искусства, архитектуры и культурного наследия . Фрэнсис Линкольн Лтд., Лондон. п. 98. ИСБН 978-0-7112-2921-1 .
- ^ Младен Обад Шчитароци (1996). «Сады Возрождения в районе Дубровника, Хорватия» (PDF) . Журнал Общества истории садов . 24 (2): 184–200. дои : 10.2307/1587136 . JSTOR 1587136 . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Клиффорд, Тимоти (2009). «Италия и Далмация: архитектура, скульптура, живопись и декоративное искусство, ок. 1400–1800». Хорватия: аспекты искусства, архитектуры и культурного наследия . Лондон: Frances Lincoln Ltd., с. 120. ИСБН 978-0-7112-2921-1 .
- ^ Jump up to: а б Клиффорд, Тимоти (2009). «Дубровник: итальянское искусство, ок. 1400-1800». Хорватия: аспекты искусства, архитектуры и культурного наследия . Фрэнсис Линкольн Лтд., Лондон. п. 120. ИСБН 978-0-7112-2921-1 .
- ^ Беламарич, Йошко (2009). «Никола Божидаревич». Хорватия: аспекты искусства, архитектуры и культурного наследия . Фрэнсис Линкольн Лтд., Лондон. п. 108. ИСБН 978-0-7112-2921-1 .
- ^ «Никола Божидаревич — великий художник эпохи Возрождения в Дубровнике» . Музеи Дубровника . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Кейт Шоу; Тереза Шоу (2003). Скьявоне, Джорджо (ди Томмазо) [Чулинович, Юрай] . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T076523 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 21 апреля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Радован Иванчевич (ред.). «Северное возрождение: барокко и рококо (17 и 18 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Катарина Хорват-Левай; Дорис Баричевич; Мирьяна Репанич-Браун (2011). Академическая церковь Св. Катарины в Загребе [ Академическая церковь Св. Екатерины в Загребе ] (на хорватском языке). Институт истории искусств, Загреб. стр. 403. ISBN. 978-953-6106-86-8 .
- ^ Jump up to: а б Радован Иванчевич (ред.). «От классицизма к символизму (19 век)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «История хорватского искусства: обзор» . Министерство иностранных дел и европейской интеграции Хорватии. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 20 июня 2010 г.
- ^ «Мюнхенский круг» . Загреб: Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 17 июня 2010 г.
- ^ «Начало двадцатого века» . Культурнет . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Давор Матичевич (октябрь 1991 г.). «Идентичность, несмотря на разрыв» . Международная сеть современного искусства (I-CAN) . Проверено 22 июня 2010 г.
- ^ Суботич, Ирина (1990), «Тенденции авангарда в Югославии», Art Journal , 49 (1): 21–27, doi : 10.1080/00043249.1990.10792663 , JSTOR 777176
- ^ Ян Чилверс. «Хлебинское училище» . Словарь искусства двадцатого века . Проверено 22 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с «Умжетность 20. ст. у хрватской» [Хорватское искусство ХХ века] (на хорватском языке). Скрибд . Проверено 12 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Мотика, Антун» . Хорватская энциклопедия . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Мотика, Антон» . Истрапедия . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Горгона Групп» . Загреб: Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ «Новые тенденции» . Загреб: Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 13 марта 2011 г.
- ^ «Новая художественная практика» . Загреб: Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 13 марта 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пелц, Милан, изд. (2010). Хорватское искусство - история и памятники (PDF) (на хорватском языке). Загреб: Институт истории искусств. ISBN 978-953-6106-79-0 . Проверено 20 февраля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]