Ренессанс в Хорватии
Часть серии о |
Культура Хорватии |
---|
![]() |
Люди |
Мифология |
Спорт |
Возрождение в Хорватии — период культурного обогащения Хорватии , начавшийся в середине 15 века и продолжавшийся до конца 16 века.

Культура
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]

В 15 веке Хорватия находилась в личной унии с Венгерским королевством с 1102 года, а далматинские города-государства находились под властью Венецианской республики (за исключением Дубровника ). Позже Габсбурги получили контроль над хорватской короной в начале 16 века, и новые территории оказались под оккупацией Османской империи.Далмация находилась на периферии нескольких влияний, так же далеко от Италии, как и от османов в Боснии и австрийцев на севере, поэтому она извлекла выгоду из всего этого. В таких обстоятельствах процветала далматинская религиозная и общественная архитектура с явным влиянием итальянского Возрождения .
Ренессанс появился на Адриатических берегах нынешней Хорватии раньше, чем в других частях Европы, по нескольким причинам. Одним из них была близость центров итальянского Возрождения, в основном Венеции , а также высокая мобильность художников выходцев из Далмации , которые учились, путешествовали и работали на значительной части Европы, граничащей с Османской империей. Например, один из самых выдающихся ранних скульпторов из Далмации, Иван Дукнович , прежде чем закончить работу в Риме, провел часть своей жизни, работая при дворе Матьяша Корвина в Буде , а также в Загребе и Далмации, где он оставил несколько замечательных произведений искусства. . Франьо Враньянин из Задара в Далмации провел свою зрелую карьеру на другом конце Италии, перемещаясь между Неаполем , Сицилией , Урбино и, наконец, на юге Франции, где и умер. Молодой художник Юрай Клович проехал через Венецию к политическому центру Хорватии – Буде, где работал при королевском дворе, как упоминал Джорджио Вазари , прежде чем вернуться в Италию. В политическом отношении Хорватия также была очень подходящей для появления и процветания Ренессанса. А именно, есть много славных Здесь сохранились римские и даже греческие памятники , а также обнаружены и собраны важные произведения искусства. Несколько городов и поселков отпраздновали свою ограниченную независимость, опубликовав конституции, в которых они организовали общинное республиканское правление, из которых Дубровник был самым сильным. Наконец, многие местные дворяне и влиятельные семьи не только коллекционировали древности, но и спонсировали высокое искусство. Наиболее известными из них были семья Чиппико из Трогира и Петар Гекторович из Хвара , а также многие другие, которые были, например, увековечены известными художниками эпохи Возрождения, такими как Вьекослав Гучетич Тицианом , , Тома Нигер Лоренцо Лотто , Петар Гекторович или Добрич Добричевич Тинторетто знаменитый типограф Франческо Биссоло .Многие интеллектуалы из Хорватии, такие как Феликс Петанчич из Дубровника, учились в европейских центрах, таких как Падуя , Болонья и Париж . Среди них появились поэты, писатели и философы, некоторые из которых стали одними из самых важных европейских авторов, например Марин Држич . [1]
Искусство
[ редактировать ]
Можно сказать, что период Возрождения в искусстве и архитектуре Хорватии начался в 1441 году, когда Юрай Далматинац получил контракт на работу над Шибеникским собором. [2] Лишь вдали от крупных управляющих центров ремесленник смог построить церковь полностью по своему проекту. Помимо необычного смешения готики и ренессанса, он был весьма оригинален в сочетании каменного здания и монтажной конструкции (большие каменные блоки, пилястры и ребра были скреплены на них швами и прорезями – без бетона) в привычном для того времени стиле. деревянные конструкции. Это было уникальное здание с так называемыми трехстворчатыми лобовыми и полубочковыми сводами, первое в Европе. Собор и его оригинальный каменный купол были завершены Николой Фирентинацем по первоначальному плану Юрай.На соборе есть венец из 72 скульптурных портретов на внешней стене апсид. Сам Юрай сделал 40 из них, и все они уникальны и имеют оригинальные черты лица.
Работы над Шибеникским собором вдохновили Николу на работу по расширению часовни блаженного Иоанна Трогирского в 1468 году. Как и Шибеникский собор, он был сложен с предельной точностью из больших каменных блоков. В сотрудничестве с учеником Юрая Андрия Алеши Никола добился уникальной гармонии архитектуры и скульптуры в соответствии с античными идеалами. Внутри нет ровной стены. Посреди часовни, на алтаре, покоится саркофаг блаженного Иоанна Трогирского. Вокруг расположены рельефы путти с факелами, которые выглядят так, будто они выглядывают из дверей Подземного мира. Над ними расположены ниши со скульптурами Христа и апостолов, среди них путти, круглые окна, окруженные фруктовыми гирляндами, и рельеф Рождества Христова . Все это покрыто кессонным потолком с изображением Бога посередине и 96 портретными головами ангелов. С таким количеством лиц улыбающихся детей часовня выглядит очень жизнерадостной, ничего подобного в европейском искусстве того времени нет.

Внутри защитных стен Республики Дубровник и на нескольких близлежащих островах многие аристократы Рагузы строили свои загородные убежища, элегантные виллы, расположенные в садах эпохи Возрождения. Они не были такими богато украшенными, как их итальянские аналоги , но хорошо использовали местность с ее расположением на берегу моря и обильными запасами камня. [3] Хорошим примером является вилла Соркочевича на острове Лапад недалеко от Дубровника. Построенный в 1521 году, необычный асимметричный дизайн, дом и сад сохранены в первозданном виде.
Многие хорватские скульптуры эпохи Возрождения связаны с его архитектурой, и самой красивой из них, пожалуй, является рельеф «Бичевание Христа» работы Юрая Далматинаца на алтаре Святого Сташа в соборе Сплита . Три почти обнаженные фигуры находятся в энергичном движении.
Самые важные хорватские художники эпохи Возрождения были из Дубровника: Ловро Добричевич , Михайло Хамзич и Никола Божидаревич . Они нарисовали алтарные ширмы с первыми намеками на портреты персонажей, линейную перспективу и даже натюрморта мотивы . На северо-западе Хорватии начало войн с Османской империей вызвало множество проблем, но в долгосрочной перспективе оно одновременно усилило северное влияние (за счет того, что австрийцы правителями были ).
- Юрай Чулинович , Святой Франциск и Иероним
- Франьо Вранянин , Женский бюст
- Андрия Медулич , Диана и Актеон
Архитектура
[ редактировать ]
Из-за постоянной опасности со стороны османов на востоке влияние эпохи Возрождения было лишь скромным, а укрепления процветали. План города-крепости Карловац 1579 года был первым в Европе совершенно новым городским городом, построенным по планам эпохи Возрождения (так называемый план «идеального города»). Он был построен в радиальном плане, распространенном позднее в стиле барокко .
Ренессансный форт семьи Раткай в Великом Таборе 16 века сочетает в себе черты готической архитектуры (высокие крыши) и ренессанса ( монастырь и круглые башни), что делает его образцом маньеризма .
- Шибеникский собор Святого Иакова
Литература
[ редактировать ]Хорватская литература XVI века, вскоре после начала литературного творчества на народном языке, особенно в Далмации и Дубровнике, соответствовала стремлениям, преобладавшим в Европе эпохи Возрождения. У начала хорватской литературы Возрождения стоит творчество Марко Марулича . Хорватскими поэтами в тот период были петраристы ( Шишко Менчетич , Джоре Држич , Ханибал Лучич , Динко Раньина , Доминко Златарич новые виды, такие как комедия ), и сразу же возникли ( Никола Налешкович , Марин Држич ), пасторальная проза, в которой стихи были созданы по образцу Санназара. «Аркадия» («Горы Петра Зоранича »), рыболовная пастораль («Рыбалка и жалобы на рыбалку» Петра Гекторовича ) и диалогический трактат ( Никола Витов Гучетич , Фране Петрич Включены ). Для хорватского Возрождения характерно то, что, помимо латыни и народного языка, язык литературы и культуры в 16 веке стал частично итальянским . [4]
Известные работы:
- Юдит , 1501 г.
- Давидиада , 1517 г.
- Рыбалка и разговоры рыбаков , 1566 г.
- Планин («Горы»), 1536 г.
- Робинья («Рабыня»), 1530 г.
- Васетье из города Сигет , 1584 год.
- Роман из Станаца , 1550 г.
- Дундо Марое , 1551 или 1556 гг.
Художники хорватского Возрождения.
[ редактировать ]
- Иероним Видулич - поэт
- Микша Пелегринович - поэт
- Юрай Шижгорич - поэт
- Иван Чесмички - поэт
- Марко Марулич - поэт
- Шишко Менчетич - поэт
- Людовик Криевич Туберон – латинист и историк
- Джоре Држич - поэт
- Ганибал Лучич – поэт и драматург
- Иван Лукачич – композитор и музыкант
- Петар Гекторович - поэт и писатель
- Марин Држич – драматург и прозаик
- Никола Налешкович - поэт
- Петар Зоранич - писатель
- Брне Карнарутич - поэт
- Мавро Ветранович - писатель
- Павао Скалич - энциклопедист
- Динко Златарич - поэт
- Юрай Баракович - поэт
- Иоанн Кастав - художник-фрескист
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юркович, Мильенко. ренессанс . Эрланд-Бранденбург, Ален (ред.) Галерея Кловичеви двори, Загреб. 2004. ISBN 953-6776-63-4.
- ^ Профессор Радован Иванчевич (ред.). «Расходящиеся пути Севера и Юга: Возрождение (15 и 16 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Младен Обад Шчитарочи (1996). «Сады Возрождения в районе Дубровника, Хорватия» (PDF) . Журнал Общества истории садов . 24 (2): 184. дои : 10.2307/1587136 . JSTOR 1587136 . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ↑ Ренессанс в Хорватской энциклопедии (на хорватском языке), дата обращения 7 апреля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]