Jump to content

Ренессанс в Хорватии

Возрождение в Хорватии — период культурного обогащения Хорватии , начавшийся в середине 15 века и продолжавшийся до конца 16 века.

Шибеникский собор Святого Иакова, построенный в 1441–1535 годах, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Культура

[ редактировать ]

Введение

[ редактировать ]
Иван Дукнович , Путто со щитом Чиппико и факелом , около 1480 года. Городской музей Трогира.
Освещенная страница из Юрая Кловича » «Часов Колонны , Библиотека Джона Райландса , Манчестер.

В 15 веке Хорватия находилась в личной унии с Венгерским королевством с 1102 года, а далматинские города-государства находились под властью Венецианской республики (за исключением Дубровника ). Позже Габсбурги получили контроль над хорватской короной в начале 16 века, и новые территории оказались под оккупацией Османской империи.Далмация находилась на периферии нескольких влияний, так же далеко от Италии, как и от османов в Боснии и австрийцев на севере, поэтому она извлекла выгоду из всего этого. В таких обстоятельствах процветала далматинская религиозная и общественная архитектура с явным влиянием итальянского Возрождения .

Ренессанс появился на Адриатических берегах нынешней Хорватии раньше, чем в других частях Европы, по нескольким причинам. Одним из них была близость центров итальянского Возрождения, в основном Венеции , а также высокая мобильность художников выходцев из Далмации , которые учились, путешествовали и работали на значительной части Европы, граничащей с Османской империей. Например, один из самых выдающихся ранних скульпторов из Далмации, Иван Дукнович , прежде чем закончить работу в Риме, провел часть своей жизни, работая при дворе Матьяша Корвина в Буде , а также в Загребе и Далмации, где он оставил несколько замечательных произведений искусства. . Франьо Враньянин из Задара в Далмации провел свою зрелую карьеру на другом конце Италии, перемещаясь между Неаполем , Сицилией , Урбино и, наконец, на юге Франции, где и умер. Молодой художник Юрай Клович проехал через Венецию к политическому центру Хорватии – Буде, где работал при королевском дворе, как упоминал Джорджио Вазари , прежде чем вернуться в Италию. В политическом отношении Хорватия также была очень подходящей для появления и процветания Ренессанса. А именно, есть много славных Здесь сохранились римские и даже греческие памятники , а также обнаружены и собраны важные произведения искусства. Несколько городов и поселков отпраздновали свою ограниченную независимость, опубликовав конституции, в которых они организовали общинное республиканское правление, из которых Дубровник был самым сильным. Наконец, многие местные дворяне и влиятельные семьи не только коллекционировали древности, но и спонсировали высокое искусство. Наиболее известными из них были семья Чиппико из Трогира и Петар Гекторович из Хвара , а также многие другие, которые были, например, увековечены известными художниками эпохи Возрождения, такими как Вьекослав Гучетич Тицианом , , Тома Нигер Лоренцо Лотто , Петар Гекторович или Добрич Добричевич Тинторетто знаменитый типограф Франческо Биссоло .Многие интеллектуалы из Хорватии, такие как Феликс Петанчич из Дубровника, учились в европейских центрах, таких как Падуя , Болонья и Париж . Среди них появились поэты, писатели и философы, некоторые из которых стали одними из самых важных европейских авторов, например Марин Држич . [1]

Искусство

[ редактировать ]
Бичевание Христа (1428 г.) работы Юрая Далматинаца , Сплитский собор , является самым ранним примером Возрождения в Хорватии.
Интерьер часовни Святого Иоанна Урсини в соборе Трогира (в основном 1483 года) считается шедевром далматинского раннего ренессанса.

Можно сказать, что период Возрождения в искусстве и архитектуре Хорватии начался в 1441 году, когда Юрай Далматинац получил контракт на работу над Шибеникским собором. [2] Лишь вдали от крупных управляющих центров ремесленник смог построить церковь полностью по своему проекту. Помимо необычного смешения готики и ренессанса, он был весьма оригинален в сочетании каменного здания и монтажной конструкции (большие каменные блоки, пилястры и ребра были скреплены на них швами и прорезями – без бетона) в привычном для того времени стиле. деревянные конструкции. Это было уникальное здание с так называемыми трехстворчатыми лобовыми и полубочковыми сводами, первое в Европе. Собор и его оригинальный каменный купол были завершены Николой Фирентинацем по первоначальному плану Юрай.На соборе есть венец из 72 скульптурных портретов на внешней стене апсид. Сам Юрай сделал 40 из них, и все они уникальны и имеют оригинальные черты лица.

Работы над Шибеникским собором вдохновили Николу на работу по расширению часовни блаженного Иоанна Трогирского в 1468 году. Как и Шибеникский собор, он был сложен с предельной точностью из больших каменных блоков. В сотрудничестве с учеником Юрая Андрия Алеши Никола добился уникальной гармонии архитектуры и скульптуры в соответствии с античными идеалами. Внутри нет ровной стены. Посреди часовни, на алтаре, покоится саркофаг блаженного Иоанна Трогирского. Вокруг расположены рельефы путти с факелами, которые выглядят так, будто они выглядывают из дверей Подземного мира. Над ними расположены ниши со скульптурами Христа и апостолов, среди них путти, круглые окна, окруженные фруктовыми гирляндами, и рельеф Рождества Христова . Все это покрыто кессонным потолком с изображением Бога посередине и 96 портретными головами ангелов. С таким количеством лиц улыбающихся детей часовня выглядит очень жизнерадостной, ничего подобного в европейском искусстве того времени нет.

Модель Дубровника в руках Сен-Блеза . в этой детали из триптиха Николы Божидаревича

Внутри защитных стен Республики Дубровник и на нескольких близлежащих островах многие аристократы Рагузы строили свои загородные убежища, элегантные виллы, расположенные в садах эпохи Возрождения. Они не были такими богато украшенными, как их итальянские аналоги , но хорошо использовали местность с ее расположением на берегу моря и обильными запасами камня. [3] Хорошим примером является вилла Соркочевича на острове Лапад недалеко от Дубровника. Построенный в 1521 году, необычный асимметричный дизайн, дом и сад сохранены в первозданном виде.

Многие хорватские скульптуры эпохи Возрождения связаны с его архитектурой, и самой красивой из них, пожалуй, является рельеф «Бичевание Христа» работы Юрая Далматинаца на алтаре Святого Сташа в соборе Сплита . Три почти обнаженные фигуры находятся в энергичном движении.

Самые важные хорватские художники эпохи Возрождения были из Дубровника: Ловро Добричевич , Михайло Хамзич и Никола Божидаревич . Они нарисовали алтарные ширмы с первыми намеками на портреты персонажей, линейную перспективу и даже натюрморта мотивы . На северо-западе Хорватии начало войн с Османской империей вызвало множество проблем, но в долгосрочной перспективе оно одновременно усилило северное влияние (за счет того, что австрийцы правителями были ).

Архитектура

[ редактировать ]
Звездообразная крепость Карловац в стиле ренессанс (проект 1579 г.)

Из-за постоянной опасности со стороны османов на востоке влияние эпохи Возрождения было лишь скромным, а укрепления процветали. План города-крепости Карловац 1579 года был первым в Европе совершенно новым городским городом, построенным по планам эпохи Возрождения (так называемый план «идеального города»). Он был построен в радиальном плане, распространенном позднее в стиле барокко .

Ренессансный форт семьи Раткай в Великом Таборе 16 века сочетает в себе черты готической архитектуры (высокие крыши) и ренессанса ( монастырь и круглые башни), что делает его образцом маньеризма .

Литература

[ редактировать ]

Хорватская литература XVI века, вскоре после начала литературного творчества на народном языке, особенно в Далмации и Дубровнике, соответствовала стремлениям, преобладавшим в Европе эпохи Возрождения. У начала хорватской литературы Возрождения стоит творчество Марко Марулича . Хорватскими поэтами в тот период были петраристы ( Шишко Менчетич , Джоре Држич , Ханибал Лучич , Динко Раньина , Доминко Златарич новые виды, такие как комедия ), и сразу же возникли ( Никола Налешкович , Марин Држич ), пасторальная проза, в которой стихи были созданы по образцу Санназара. «Аркадия» («Горы Петра Зоранича »), рыболовная пастораль («Рыбалка и жалобы на рыбалку» Петра Гекторовича ) и диалогический трактат ( Никола Витов Гучетич , Фране Петрич Включены ). Для хорватского Возрождения характерно то, что, помимо латыни и народного языка, язык литературы и культуры в 16 веке стал частично итальянским . [4]

Известные работы:

Художники хорватского Возрождения.

[ редактировать ]
Марин Држич

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Юркович, Мильенко. ренессанс . Эрланд-Бранденбург, Ален (ред.) Галерея Кловичеви двори, Загреб. 2004. ISBN 953-6776-63-4.
  2. ^ Профессор Радован Иванчевич (ред.). «Расходящиеся пути Севера и Юга: Возрождение (15 и 16 века)» . Веб-портал Culturenet.hr, посвященный хорватской культуре . Министерство культуры Республики Хорватия . Проверено 25 марта 2021 г.
  3. ^ Младен Обад Шчитарочи (1996). «Сады Возрождения в районе Дубровника, Хорватия» (PDF) . Журнал Общества истории садов . 24 (2): 184. дои : 10.2307/1587136 . JSTOR   1587136 . Проверено 19 апреля 2021 г.
  4. Ренессанс в Хорватской энциклопедии (на хорватском языке), дата обращения 7 апреля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c880cf0b07f429d228f985094d1763b7__1720284480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/b7/c880cf0b07f429d228f985094d1763b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renaissance in Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)