Украшение яиц в славянской культуре
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2022 г. ) |
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2022 г. ) |
Традиция украшения яиц в славянских культурах зародилась еще в языческие времена. [1] [2] и было преобразовано в процессе религиозного синкретизма в христианское пасхальное яйцо . Со временем было добавлено много новых техник. Некоторые версии этих украшенных яиц сохранили свою языческую символику, а другие добавили христианские символы и мотивы.
Хотя декорирование яиц разных народов имеет много общего, национальные традиции, цветовые предпочтения, используемые мотивы и предпочтительные техники различаются.
Это центрально- и восточноевропейская , а не строго славянская традиция, поскольку ее также практикуют неславянские этнические группы в этом районе (например, венгры , литовцы , румыны ).
Этимология
[ редактировать ]Названия различных видов славянских украшенных яиц происходят от способа украшения, как отмечено в подробном описании ниже.
Многие названия яиц , защищенных воском, происходят от старославянского слова «писати», обозначающего письмо. В славянской традиции на яйце (по аналогии с иконами) пишут, а не рисуют и не красят.
По стране
[ редактировать ]Хорватия
[ редактировать ]Слово pisanica происходит от хорватского слова, которое означает «письмо». Самая распространенная фраза, которую пишут на писаницах, — это «Счастливой Пасхи» или «Сретанские ускры». Другими распространенными украшениями являются голуби , кресты, цветы, традиционные узоры и другие лозунги с пожеланиями здоровья и счастья.
В районе Меджимурья сажу часто смешивали с дубом, чтобы получить темно-коричневый цвет. Зеленые растения будут использоваться для получения зеленого красителя.
Польша
[ редактировать ]Слово «писанка» происходит от глагола pisać , который в современном польском языке означает исключительно «писать», но в старопольском языке означало также «рисовать».
Сегодня в Польше яйца и писанки освящают в пасхальную субботу вместе с традиционной пасхальной корзиной и богато украшают.
В пасхальное воскресенье , перед торжественным завтраком , этими яйцами обмениваются и делятся всей семьей за столом. Это символ дружбы, аналогичный раздаче Оплатека ( рождественских облаток) в канун Рождества .
Украина
[ редактировать ]Украшение яиц в Украине широко распространено и практикуется многими; в домодернистскую эпоху писанкарство практиковалось повсеместно за пределами больших городов (в которых часто проживало неукраинское население). Распространены несколько традиционных форм украшения ( крашанки , листовки , писанки ), другие ( дриапанки , малёванки , наклеянки ) практикуются реже. Новые формы украшения яиц, такие как бисерки (яйца, вышитые бисером), травленки (травленые яйца) и ризбленки (яйца, вышитые ришелье), появились совсем недавно, но набирают популярность, хотя обычно их практикуют профессиональные мастера, а не широкая публика. В последние годы наклейки из термоусадочной пленки с традиционным дизайном стали для многих любимым способом украшения.
Сама писанка писанка, писанки ( (укр.: мн.) ) — яйцо, устойчивое к воску, — является одним из национальных символов Украины и известна во всем мире. Образы писанок часто встречаются в украинской литературе: Тарас Шевченко сравнивает прекрасную украинскую деревню с писанкой . Украинские канадцы в Канаде установили гигантскую статую в Вегревиле , Альберта. [3] и участвовали в выпуске нескольких канадских памятных писанок . [4] [5]
История
[ редактировать ]Языческий
[ редактировать ]По мнению многих ученых, искусство украшения яиц воском (батик) в славянских культурах, вероятно, восходит к дохристианской эпохе. Они основывают это на широко распространенном характере практики и дохристианской природе используемых символов. [6] Древних образцов неповрежденных писанок не существует, так как яичная скорлупа домашних птиц хрупкая, но фрагменты цветных скорлупок с восковым декором были обнаружены во время археологических раскопок в Островке, Польша (недалеко от города Ополе ), где сохранились остатки писанок. славянское поселение, относящееся к ранней династии Пястов (X–XIV вв.). обнаружено [7]
Как и во многих древних культурах, многие славяне поклонялись богу Солнца Дажбоху . Солнце имело большое значение — оно согревало землю и, таким образом, было источником всей жизни. Яйца, украшенные символами природы, стали неотъемлемой частью весенних обрядов, служа благосклонными талисманами.
В дохристианские времена Дажбох был одним из главных божеств славянского пантеона ; птицы были избранными творениями бога Солнца, поскольку они были единственными, кто мог приблизиться к нему. Люди не смогли поймать птиц, но им удалось добыть отложенные птицами яйца. Таким образом, яйца были магическими предметами, источником жизни. Яйцо также почиталось во время весенних праздников — оно символизировало возрождение земли. Долгая и суровая зима закончилась; Земля взорвалась и возродилась, как раз в тот момент, когда яйцо чудесным образом взорвалось жизнью. Поэтому считалось, что яйцо обладает особыми способностями. [8]
христианин
[ редактировать ]Зародившись как языческая традиция, украшенные яйца были поглощены христианством и стали традиционным пасхальным яйцом . [9] С приходом христианства , в процессе религиозного синкретизма , символика яйца была изменена, чтобы символизировать не возрождение природы, а возрождение человека. Христиане приняли символ яйца и сравнили его с гробницей, из которой воскрес Христос. [10] С принятием христианства на славянских землях примерно в 9 веке украшенное яйцо со временем стало играть важную роль в местных ритуалах новой религии. [11] Многие символы древнего поклонения солнцу сохранились и были адаптированы для обозначения Пасхи и Воскресения Христова . [11]
На Страстной неделе яйца красят в яркие цвета и украшают в различных техниках. В Великую субботу славянские христиане, католики и православные , идут на ночную службу с корзиной с традиционными продуктами, включая пасхальный хлеб , сыр, масло, мясо и яйца (украшенные или простые). Во время службы священники благословляют пищу, которую будут есть пасхальным утром.
Некоторые из освященных яиц раздавали в дар детям, родственникам и романтическим партнерам. [12] Другие будут отведены для ритуальных и защитных целей. Пасхальные яйца теперь считаются символом возрождения природы и спасения, которое христиане получают от воскресения Иисуса Христа . [9]
Украинский
[ редактировать ]Украинское название яйца, устойчивого к воску, писанка , происходит от глагола писать (писать), что означает «писать», поскольку рисунки пишутся на яйце пчелиным воском , а не краской.
Настоящих писанок доисторического периода Украины не обнаружено, поскольку яичная скорлупа плохо сохраняется. Культовые керамические яйца обнаружены при раскопках близ села Лука Врубливецкая при раскопках трипольской стоянки (V-III тыс. до н.э.). Эти яйца были украшены орнаментом и имели форму торохкальці (торохкальци; погремушки с маленьким камнем, которым можно было отпугивать злых духов). [13]
Точно так же не существует настоящих писанок периода Киевской Руси , но существуют каменные, глиняные и костяные версии, которые были раскопаны во многих местах по всей Украине. Наиболее распространены керамические яйца, украшенные узором хвоща (сосонка сосонка ) желтого и ярко-зеленого цвета на темном фоне. По всей Украине раскопано более 70 таких яиц, многие из них - из могил детей и взрослых. Считается, что они представляют собой настоящие украшенные яйца.
Эти керамические яйца были распространены в Киевской Руси и имели характерный стиль. Они были немного меньше натуральной величины (2,5 на 4 см или 1 на 1,6 дюйма) и создавались из красновато-розовых глин спиральным методом. Яйца , глазированные майоликой, имели коричневый, зеленый или желтый фон и имели переплетающиеся желтые и зеленые полосы. Яйца изготавливались в крупных городах, таких как Киев и Чернигов , где были мастерские по производству глиняной черепицы и кирпича; эти плитки (и писанки) не только использовались на местном уровне, но и экспортировались в Польшу, а также в ряд стран Скандинавии и Балтии. [14]
Самая старая «настоящая» писанка была раскопана во Львове в 2013 году. [15] и был найден в системе сбора дождевой воды, датируемой 15 или 16 веком. Писанка написана на гусином яйце, обнаруженном практически неповрежденным, рисунок представляет собой волнистый узор. Вторая древнейшая известная писанка была раскопана в Батурине в 2008 году и датируется концом 17 века. Батурин был столицей гетмана Ивана Мазепы разрушен в 1708 году войсками Петра I. и был Была обнаружена целая (но раздавленная) писанка — скорлупа куриного яйца с геометрическим орнаментом на серо-голубом фоне. [16]
Практика писанкарства была широко распространена на украинских этнографических землях. Они были написаны во всех уголках Украины, а традиционные народные узоры документировались этнографами еще в конце XIX века во всех регионах Украины. Сюда входили украинцы, переселенные в пределах Российской империи и в близлежащие славянские страны.
В середине XIX века, в эпоху Нового времени, начался сдвиг функции писанки от ритуального предмета к декоративному. Писанкарки (женщины, писавшие писанки) в Карпатах (в основном гуцулы , но буковинские украинки и покутцы также ) начали массово производить писанки и развозить их в близлежащие города для продажи на Пасху. Эта практика оказалась прибыльной, и украинские писанки начали появляться на рынках по всей Западной Украине и остальной части Австро-Венгерской империи , включая такие крупные города, как Вена и Будапешт .
В новое время искусство писанкарства было вынесено украинскими эмигрантами за границу в Северную и Южную Америку, Западную Европу и Австралию, где этот обычай прижился; эта практика была одновременно пресечена [ не удалось пройти проверку ] в Украине советским режимом, где это считалось почти забытой религиозной практикой. [17] Коллекции музея были уничтожены как войной, так и советскими кадрами . [17] Небольшие ареалы народного писанкарства сохранились на Украине, в Черкасской области и на Северной Буковине , Гуцульщине и Покутье , а также у лемков в соседних Польше и Словакии.
После обретения Украиной независимости в 1991 году произошло возрождение этого народного искусства на его родине, включая возобновление интереса к сохранению традиционных образцов и исследованиям его символики и истории. Вторжение России в Украину в 2022 году вызвало повышенный интерес к писанкарству как в Украине, где патриотические мотивы стали более распространенными, так и за рубежом, где резко возрос интерес к украинской культуре.
Типы
[ редактировать ]В славянской культуре производится множество видов украшенных яиц, и их названия обычно основаны на методах их приготовления.
Самым универсальным видом украшения яиц в славянских странах является крашанка – простое вареное яйцо, окрашенное в один цвет. До того, как современные химические красители стали обычным явлением, женщины использовали для их изготовления натуральные растительные красители. Самый распространенный цвет крашанок был красный, его обычно получали из луковой шелухи. Крашанки предназначались для того, чтобы их освятили и съели, хотя на Пасху они участвовали в играх и иногда использовались в ритуальных целях.
Самая распространенная форма украшения яиц в славянской культуре, помимо простых одноцветных крашанок, использует процесс воскового окрашивания, аналогичный батику. Инструмент, похожий на кантинг, называемый «кистка», используется для нанесения горячего воска на скорлупу яйца, которое затем помещается в серию красящих ванн. Воск предотвращает попадание красителя на поверхность яйца; Для создания рисунка можно нанести несколько слоев воска и цвета, который затем раскрывается, когда воск удаляется (путем его плавления) в конце.
Яйца воскового типа (писанки) имели ритуальное назначение: вызов весны, обеспечение плодородия или защиты. Яйца остались нетронутыми, так как внутри самого яйца была магия, и им дали со временем высохнуть. В наше время эти яйца обычно считаются декоративными предметами искусства, а не магическими амулетами, а яичный желток и белок обычно удаляют, выдувая их через небольшое отверстие в яйце.
Другие методы были более региональными и включают технику «царапания», когда краситель наносится на яйцо, а затем на скорлупе выцарапываются узоры; крашеные яйца, где скорлупа расписана с помощью кисточки; и различные варианты аппликации , где детали (соломка, бумага, бусины, пайетки) приклеиваются к скорлупе яйца.
Крашанки
[ редактировать ]Крашанки (на Украине) — от красити (красити), «украшать», известные в Польше как «красанки» или бычки — это простые крашеные яйца, сваренные вкрутую, которые предназначены для употребления в пищу после освящения в церкви на Пасху. Традиционно их готовили путем варки яиц в отваре растений или других натуральных продуктов, обычно луковой шелухи, в результате чего их готовили и окрашивали в один цвет. Цвет крашанки зависит от используемого красителя:
- темно-красный/коричневый : — луковая шелуха;
- черный : — дуба или ольхи кора грецкого ореха ; или скорлупа
- золото : — кора яблони или бархатцев ; цветки
- фиолетовый : — мальвы ; лепестки цветов
- зеленые : — ржи побеги барвинка ; или листья
- розовый : — свекольный сок
В современную эпоху их изготавливают с использованием безопасных пищевых красителей, купленных в магазине, так же, как западные пасхальные яйца.
На Пасху дети играли с крашанками в различные игры, в том числе устраивали бои на крашанках , где один участник держал яйцо в руке, а другой бил по нему прямо своим — оба яйца концом к острому концу. Тот, чье яйцо треснуло, проигрывал битву, а победитель сохранял его в качестве приза.
На Украине крашанки, как и писанки, обладали талисманной силой. Сами крашанки, особенно освященные, были святы, и их нельзя было попирать — это приносило бы несчастье. Девушки мылись в воде, в которую помещали освященную крашенку, чтобы сделать себя красивее. Крашанки клали на могилы на Проводах , в воскресенье после Пасхи. В некоторых регионах Украины их использовали для повышения плодородия сельскохозяйственных культур — крашанки закапывали в зерновые поля, чтобы способствовать хорошему росту. Крашанки закапывали и в огородах в таких местах, где по ним нельзя было топтать, чтобы отогнать вредителей и чтобы овощи росли густо. Скорлупы крашанок нельзя было просто выбрасывать: чтобы ведьма не завладела ими и не использовала их в злых целях; вместо этого их скармливали цыплятам, чтобы они помогали им нестись, сохраняли, чтобы выкурить лихорадку, или бросали в реку, чтобы отправить их в Рахманы , чтобы они знали, что в землю пришла Пасха. [18]
Lystovky
[ редактировать ]В Украине листовки - от lystia (листя), «листья» - создаются путем окрашивания яйца, к которому прикреплены маленькие листья или цветы, и удерживаются на месте, заворачивая яйцо в муслин. Затем яйцо красят, ткань и растительный материал удаляют, а изображения листьев/цветов остаются белыми. Они похожи на яйца British Pace .
Судороги
[ редактировать ]Известные как крапанки — от крапка (крапка), «точка» — на Украине и крапианки в Польше, это сырые яйца, украшенные методом восковой резист, традиционно создаваемые путем капания расплавленного воска со свечи из пчелиного воска на яйцо или обмазывания. его поддевают палкой (часто ручкой писачка ) . В результате получается яйцо только с точками или пятнами в качестве орнамента (т.е. без символов или других рисунков). Их можно считать простейшим вариантом писанки, или «протописанки».
Pysanky
[ редактировать ]Известные как писанки — от писаны (писати), «писать» — на Украине и как писанки в Польше, это яйца, украшенные методом восковой резист (резистивная окраска). Слова писанки/писанки иногда используются для описания любого типа украшенного яйца, но традиционно они относятся к яйцу, созданному методом воскового батика с использованием традиционных народных мотивов и узоров. Узоры «написаны» горячим воском. Хотя яйца различных славянских национальностей могут выглядеть несколько похожими, их можно различать по цветовым схемам, используемым делениям и мотивам.
Писанка линейного типа батик изготавливается с помощью специального инструмента - стилуса , называемого в Украине писачок (писачок), писальце (писальце) или, реже, кыстка (кистка). Этот инструмент имеет небольшую металлическую воронку, прикрепленную к деревянной ручке; им можно писать расплавленным воском, как ручкой. Кончики различаются по размеру: тонкие кончики используются для написания мелких деталей, средние кончики используются для написания большинства линий, а широкие кончики используются для толстых линий или для закрашивания участков.
В некоторых регионах более распространены яйца «капля-вытягивания», разновидность устойчивых к воску. Для нанесения воска на яичную скорлупу вместо специального инструмента используется простая булавка или шляпка гвоздя, в результате чего получаются рисунки, состоящие из точек, разрывов и запятых.
В Сорбии , помимо традиционного линейного батика и каплевидного батика, создают jejka pisać , на который наносится воск с использованием перьев, вырезанных в форме: ромбы, треугольники, слезы и т. д.
Многие другие славянские этносы создают яйца, украшенные воскорезным методом, в том числе белорусы (писанка, писанка ), болгары (писано яйце, писано яйце ), карпаты-русины (писанки, писанкŷ ), хорваты ( писанка ), чехи ( краслице) . ), македонцы (вапцано јајце, vapcano jajce ), сербы ( писаница/pisanica ), словаки ( kraslica ), словенцы ( pisanica, pirhi или remenke ) и лужи ( jejka pisać ). Это центрально- и восточноевропейская, а не строго славянская традиция украшения яиц, поскольку ее практикуют и неславянские этнические группы в этом районе: венгры ( hímestojás ), литовцы ( margutis ) и румыны ( ouă vopsite , incondeiate или impistrite ). .
Деревянные яйца и яйца из бисера часто ошибочно называют «писанками», потому что они имитируют декоративный стиль писанок в другой среде.
Сухие брюки
[ редактировать ]Известные как дриапанки - от дряпати (дряпати), «царапать» - на Украине и как драпанки или скробанки в Польше, они изготавливаются путем царапания поверхности окрашенного яйца острым инструментом, чтобы обнажить белок яичной скорлупы. Дриапанки можно приготовить как из вареных (крашанок), так и из сырых яиц. Это традиционная народная техника украшения яиц в Украине; Кульжинский приводит множество примеров в своем каталоге 1899 года. [19]
Царапины — распространенная форма украшения яиц во многих западнославянских странах, ее можно найти у чехов , венгров, литовцев, поляков , словаков, сербов (немецких славян) и украинцев. Чешские яйца Scratchwork часто бывают многоцветными (небольшие участки цвета закрашиваются с помощью кисти для нанесения краски), тогда как сербские яйца часто включают в себя текст в дополнение к цветочным и геометрическим мотивам.
Паценки
[ редактировать ]В Польше паценки создают аналогично технике сграффито : натирают яйца воском, а затем вытравливают невощеные участки. Традиционная техника предполагает покрытие яичной скорлупы слоем расплавленного воска, на котором процарапывается узор. Затем яйцо погружают в краситель. Наконец, воск, мешающий красителю прилипнуть к яичной скорлупе, удаляется. Таким образом создается узор.
Travlenky
[ редактировать ]В Украине травленки - от травлення (травлення), «травление» - создаются с использованием кислоты, такой как уксус или сок квашеной капусты, для протравливания до первоначальной белой поверхности яйца. Традиционно его использовали для создания «белых писанок», яиц, написанных как писанки, но затем гравированных на последнем этапе для создания белого фона. В наше время этот метод часто используют как с коричневыми куриными, так и с гусиными яйцами; в последнем типе в результате получается либо однотонное белое яйцо с участками рельефа, либо фон может быть окрашен перед удалением воска, чтобы обеспечить цветовой контраст.
Раскраски
[ редактировать ]Известные как малёванки — от малюваты (малювати), «красить» — в Украине и малованки в Польше, они создаются путём нанесения рисунка на сырое яйцо кистью с помощью красок. Малёванки созданы с использованием всех видов красок – акварели, темперы , масла, акрила. Этот термин также используется для описания яиц, украшенных ручкой и чернилами, и сегодня включает яйца, украшенные различными маркерами.
Мальованки никогда не были широко распространены в Украине, но существовали во многих регионах. В своем каталоге 1899 г. [19] Кульжинский документирует примеры малёванок (или «малёванских писанок», как он их называл) в коллекции Скаржинского музея из Воронежской , Курской , Харьковской и Полтавской губерний . В послевоенное время малёванки производились на Буковине и продавались там на пасхальных рынках.
Наклеянки
[ редактировать ]Известные как наклеянки - от клеити (клеїти), "приклеивать" - в Украине и как наклеянки или налепианки в Польше, они создаются путем приклеивания предметов к поверхности яйца. Традиционно польские наклеяни украшались лепестками бузины , кусочками цветной бумаги (в том числе выцинанками ) или лоскутками ткани. Они популярны в Ловиче , Польша, и его окрестностях.
Разновидность этой техники включает в себя применение разрезанных, сплющенных и часто окрашенных кусочков соломы для создания узоров. Кульжинский в своем каталоге 1899 года приводит пример из украинского города Оржица Полтавской губернии ; [19] этот тип яиц называется соломянкой. Этот вид украшения яиц популярен и в Чехии.
В другом виде украинской наклеянки используется измельченное в мелкие частицы зерно. Он приклеивается к белому или крашеному яйцу и может быть натуральным или окрашенным. В современную эпоху блестки, рикрак также используются , маленькие значки и цветные нитки.
Наклейки
[ редактировать ]В Польше оклеянки или выклеянки — это яйца, украшенные камыша сердцевиной и цветной пряжей. Камыши собирают ранней весной, разрезают вдоль, удаляют сердцевину и сушат. Затем полоски сердцевины приклеивают различными узорами к пустым яйцам. Пряжа часто включается в дизайн по цвету. Этот вид украшения яиц распространен в Подляском воеводстве Польши.
Дротарне Краслице
[ редактировать ]Дротарне краслице — это яйца, обернутые проволокой, которые можно найти как в Чехии, так и в Словакии. Этот тип украшения яиц необычен тем, что им занимались исключительно мужчины, чтобы продемонстрировать свои мастерские навыки. Проволока наматывается петлей, образуя сетку вокруг яйца.
Бисерки
[ редактировать ]В Украине бисерки — от бисера (бісер), «бусы» — традиционно создавались путем покрытия яйца пчелиным воском, а затем заливки бусинок в воск для создания геометрических узоров. Эта практика зародилась в Румынии и была подхвачена украинскими монахинями на украинской Буковине. В наше время существует множество разновидностей яиц из бисера, бусины которых либо приклеиваются, либо формируются в сетку вокруг яйца на манер гердана (ґердан).
Рыжбленький
[ редактировать ]В Украине «ризбленки» — от «ризбыты» (різьбити), «резать, вырезать» — создаются путем сверления поверхности яйца для создания вырезанных участков. Это современная техника, импортированная с Запада. Многие такие яйца также содержат методы кислотного травления.
Линивки
[ редактировать ]В Украине «линивки» — от «линивий» (линивий), «ленивый» — это шуточный термин, обозначающий яйца, украшенные наклейками или термоусадочной пленкой. Последняя техника стала довольно популярной в последние годы: рукава доступны на любой вкус: некоторые имитируют традиционный дизайн, некоторые - с орнаментом в стиле Петриковки , а другие вполне современны и актуальны.
Russian pysanka legends
[ редактировать ]Гуцулы — этнические украинцы , живущие в Карпатских горах на западе Украины — верят, что судьба мира зависит от писанки. Пока сохраняется обычай писать яйца, мир будет существовать. Если по какой-либо причине этот обычай будет оставлен, зло — в образе ужасного змея, навеки прикованного к скале, — захлестнет мир. Каждый год змей посылает своих прислужников посмотреть, сколько писанок написано. Если число невелико, цепи змея ослабляются, и он может свободно бродить по земле, вызывая хаос и разрушения. Если же число писанков увеличилось, то цепи затягиваются и добро побеждает зло еще на год. [18]
Новые легенды смешали фольклор и христианские верования и прочно связали яйцо с празднованием Пасхи. Одна легенда касается Девы Марии . В нем рассказывается о том, как Мария дала яйца солдатам на кресте. Она умоляла их быть менее жестокими к ее сыну и плакала. Слезы Марии падали на яйца, окрашивая их яркими цветными точками.
Другая легенда повествует о том, как Мария Магдалина пошла к гробу, чтобы помазать тело Иисуса. У нее была с собой корзина с яйцами, которые можно было использовать в качестве обеда. Когда она подошла к гробнице и обнаружила яйца, чисто-белые скорлупы чудесным образом приобрели цвета радуги.
Распространенная легенда рассказывает о Симоне-разносчике, который помог Иисусу нести свой крест по пути на Голгофу . Он оставил свои вещи на обочине дороги, а когда вернулся, все яйца превратились в замысловато украшенные писанки.
Украинские суеверия и народные поверья
[ редактировать ]С украинскими писанками было связано множество суеверий. Считалось, что писанки защищают дом от злых духов, катастроф, молний и пожаров. Писанки со спиральными мотивами были самыми могущественными, поскольку демоны и другие нечестивые существа навсегда оказались в ловушке спиралей. По освященной писанке можно было найти бесов, спрятавшихся в темных углах вашего дома.
Писанки обладали мощной магией, и от нее нужно было правильно избавляться, чтобы ведьма не завладела ею. Она могла использовать скорлупу, чтобы собирать росу, а собранную росу использовать для высушивания коровьего молока. Ведьма также могла использовать кусочки яичной скорлупы, чтобы тыкать людей и вызывать у них тошноту. Яичную скорлупу приходилось очень мелко измельчать (и скармливать цыплятам, чтобы у них получились хорошие несушки) или разбивать на кусочки и бросать в проточный поток. [20]
Ткань, которой сушили писанки, тоже была мощной и могла использоваться для лечения кожных заболеваний. Топтать писанку считалось большой неудачей: того, кто это сделает, Бог накажет самыми разными болезнями. [21]
Существовали суеверия относительно цветов и рисунков украинских писанок. Один старый украинский миф основан на мудрости дарить пожилым людям писанки темных цветов и/или богатых рисунков, поскольку их жизнь уже наполнена. Точно так же уместно дарить молодым людям писанки с преобладающим белым цветом, потому что их жизнь по-прежнему остается чистой страницей. Девушки часто дарили понравившимся молодым людям писанки с сердечными мотивами. Однако говорили, что девушка никогда не должна дарить своему парню писанку, у которой нет рисунка на верхней и нижней части яйца, так как это могло означать, что парень скоро облысеет.
Пишем украинские писанки.
[ редактировать ]На Украине каждая область, каждое село и почти каждая семья имели свой особый ритуал; свои символы, значения и секретные формулы окрашивания яиц. Эти обычаи бережно хранились и передавались от матери к дочери из поколения в поколение. Обычай украшать писанки соблюдался с величайшей тщательностью, и писанка после получения пасхального благословения считалась обладающей огромной силой как оберег .
В Украине писанки традиционно писали в последнюю неделю Великого поста , Страстной недели по православному и греко-( униатскому ) католическому календарям (обе конфессии представлены в Украине, и обе до сих пор празднуют Пасху по юлианскому календарю ). Их изготавливали женщины семьи. В середине поста женщины стали откладывать яйца, те, которые были наиболее идеальной формы и гладкие; в идеале — первые яйца, снесенные молодыми курочками. Обязательно должен был быть петух, так как можно было использовать только оплодотворенные яйца (если бы использовались неоплодотворенные яйца, в доме не было бы плодовитости).
Красители готовили из высушенных растений, корней, коры, ягод и насекомых ( кошениль ). Желтый получали из цветков восковой вощины , а золотой — из луковой кожуры. Красный можно было получить из бревен или кошенили, а темно-зеленый и фиолетовый — из шелухи семян подсолнечника, ягод и коры куста бузины . Черную краску изготавливали из скорлупы грецкого ореха. Красители готовились тайно по рецептам, передаваемым от матери к дочери. Иногда у торговцев покупали химические красители (необычных или сложных цветов) вместе с квасцами — протравой , которая помогала натуральным красителям лучше прилипать к яичной скорлупе.
Изготавливалось перо , известное по-украински как писачок, писак , писальце или кыстка (кистка), в зависимости от региона. Кусок тонкой латуни был обернут вокруг иглы, образуя полый конус. Его прикрепляли к небольшой палке (предпочтительно ивовой) проволокой или конским волосом. В лемковских районах вместо этого использовалась простая булавка или гвоздь, вставленный в конец палки (техника «капля-тянь»).
Писанки делались ночью, когда дети спали. Женщины в семье собрались вместе, произнесли соответствующие молитвы и пошли на работу. Делалось это тайно — узоры и сочетания цветов передавались от матери к дочери и тщательно охранялись.
Писанки изготавливались воскорезистным методом (батик). Пчелиный воск нагревали в небольшой миске на большой семейной печи (піч) и окунали в него стилусы. Расплавленный воск наносился на белое яйцо пишущими движениями; любой кусочек раковины, покрытый воском, запечатывается и остается белым. Затем яйцо красили в желтый цвет и наносили еще воск, а затем в оранжевый, красный, фиолетовый, черный (последовательность окрашивания всегда была от светлого до темного). Кусочки раковины, покрытые воском, остались такого же цвета. После окончательного цвета, обычно красного, коричневого или черного, воск удаляли, нагревая яйцо на плите и осторожно вытирая расплавленный воск, или ненадолго погружая яйцо в кипящую воду. [22]
Вареные яйца не использовались, так как писанки обычно писали на сырых или, реже, печеных яйцах (печарках). Вареные яйца на Пасху красили в красный цвет луковой краской и называли «крашанки». Количество цветов на яйце обычно было ограничено, поскольку натуральные красители окрашивались очень долго, иногда несколько часов. Писанки писались и окрашивались партиями.
В качестве альтернативы в этнических лемковских и бойковских районах Украины, а также в Надсянии также использовался метод «капля-пул». Булавочную головку погружали в расплавленный воск, а затем прикладывали к скорлупе яйца. Были сделаны простые капли или было дополнительное тянущее движение, которое создавало формы капли или запятой. Эти капли использовались для создания узоров и рисунков. Крашение и удаление воска проходило как при традиционных писанках.
Писанки продолжают писать в Украине и в украинской диаспоре и в наше время; хотя многие традиционные аспекты были сохранены, налицо появление новых технологий. Анилиновые красители во многом заменили натуральные красители. Стилусы теперь изготавливаются из современных материалов. Традиционные стилусы по-прежнему изготавливаются из латуни и дерева, но все большую популярность приобретают стилусы с более современными пластиковыми ручками. Электрическая версия стилуса коммерчески доступна с 1970-х годов, при этом конус становится металлическим резервуаром, который поддерживает постоянную температуру расплавленного пчелиного воска и удерживает гораздо большее его количество, чем традиционный стилус. Эти новые стилусы (электрические или нет) также оснащены механически обработанными головками, размеры и отверстие которых варьируются от очень тонких до очень тяжелых.
Sharing Ukrainian pysanky
[ редактировать ]В Украине писанки обычно дарят членам семьи и уважаемым посторонним людям. Подарить писанку – значит подарить символический дар жизни, поэтому яйцо должно остаться целым. Кроме того, дизайн, сочетание мотивов и цветов традиционной народной писанки, имеет глубокое символическое значение. Традиционно писанку дарят с учетом ее символического значения, будь то пожелания защиты, плодородия или любви. Обычно писанки выставлялись на видном месте в общественной комнате дома.
В большой семье к Великому четвергу хозяйки дома собирали 60 и более яиц (чем больше дочерей было в семье, тем больше писанок получалось). Затем в пасхальное воскресенье яйца относили в церковь для освящения, после чего их раздавали. Вот неполный список того, как будут использоваться писанки:
- Один или два отдавались священнику.
- Троих или четверых отвезли на кладбище и положили на могилы семьи.
- Десять или двадцать отдавались детям или крестникам.
- Десять или двенадцать незамужних девушек обменивали на подходящих мужчин из общины.
- Некоторых из них удалось сохранить и положить в гробы близких, которые могли умереть в течение года.
- Некоторых удалось сохранить дома для защиты от огня, молний и штормов.
- Двое или трое были помещены в ясли для коров и лошадей, чтобы обеспечить безопасный отел и жеребенок, а также хорошее снабжение молодняка молоком.
- По крайней мере, одно яйцо помещалось под пчелиный улей, чтобы обеспечить хорошее производство меда.
- На каждое пасущееся животное сохранялось по одному, чтобы весной выводить его с пастухами в поля.
- В гнезда кур ставили несколько писанок, чтобы стимулировать яйценоскость.
- Некоторые из них будут размещены в саду и на полях, чтобы способствовать хорошему урожаю.
На Пасху все, от мала до велика, получали писанку. Молодым людям дарили писанки с ярким узором; темные писанки дарили пожилым людям.
В каждом украинском доме неизменно хранилась миска с писанками. Он хранился в покуте, углу напротив печи, с семейными иконами. Он служил не только красочным зрелищем, но и защитой от всех опасностей. На Гуцульщине часть яиц опорожняли и прикрепляли голову птицы из воска или теста, а также крылья и хвостовые перья из сложенной бумаги. Этих «голубей» подвешивали перед иконами в память о рождении Христа, когда голубь сошел с неба и парил над младенцем Иисусом.
Традиционная символика на украинских народных писанках.
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2022 г. ) |
Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( июнь 2022 г. ) |
На украинских писанках встречается большое разнообразие орнаментальных мотивов. Из-за хрупкости яйца сохранилось несколько древних образцов писанок. Однако схожие мотивы дизайна встречаются в украинской керамике, изделиях из дерева, металла, украинской вышивке и других народных промыслах. [23] многие из которых сохранились.
Символика, украшавшая украинские писанки, со временем претерпела процесс адаптации. В дохристианские времена эти символы наделяли яйцо магической силой, отгоняющей злых духов, прогоняющей зиму, гарантирующей хороший урожай и приносящей человеку удачу. После 988 года нашей эры, когда христианство стало государственной религией Украины, трактовка многих символов стала меняться, а языческие мотивы были переосмыслены в христианском свете.
С середины XIX века писанки на Украине писали больше в декоративных целях, чем в магических целях; особенно среди украинской диаспоры, поскольку в более современную научную эпоху вера в большинство таких ритуалов и практик упала. Кроме того, украинская диаспора переосмыслила смыслы и создала свои собственные новые символы и интерпретации старых. [24]
Названия и значение различных символов и элементов дизайна варьируются от региона к региону Украины и даже от села к селению. Похожие символы в разных местах могут иметь совершенно разную интерпретацию. В украинском народном орнаменте несколько тысяч различных мотивов. Их можно объединить в несколько семейств. Имейте в виду, что эти талисманные значения относились к традиционным украинским народным писанкам с традиционным орнаментом, а не к современным оригинальным творениям.
Геометрический
[ редактировать ]Самыми популярными мотивами украинских писанок являются геометрические фигуры. Яйцо чаще всего делят прямыми линиями на квадраты, треугольники и другие фигуры. Эти формы затем заполняются другими формами и рисунками. Это также одни из самых древних символов, мотив решето ( решето ; решето) восходит к временам палеолита. Другие древние геометрические символы носят земледельческий характер: треугольники, которые символизировали облака или дождь; четырехугольники, особенно с рисунком решето, символизировали вспаханное поле; точки обозначали семена.
Геометрические символы сегодня довольно часто используются на украинских писанках. Говорят, что треугольник символизирует Святую Троицу . В древности он символизировал другие триединства: стихии воздуха, огня и воды, семью (мужчина, женщина и ребенок) или жизненный цикл (рождение, жизнь и смерть). Иногда говорят, что ромбы, разновидность четырехугольника, символизируют знание.
Завитки/спирали являются символами древнего водного бога Змии/Змеи и, как говорят, имеют значение защиты или защиты. Говорят, что спираль защищает от нечистой силы , злого духа, который, если им случится войти в такой защищенный дом, будет втянут в спираль и окажется там в ловушке.
Точки, которые могут изображать семена, звезды или яйца кукушки (символ весны), в народе называют слезами Пресвятой Богородицы. Иногда также можно увидеть сердца, которые, как и в других культурах, олицетворяют любовь.
Адаптация геометрического дизайна сама по себе не является символом. Деление яйца под названием «сорок треугольников» (на самом деле 48) или «сорококлын» (сорок клиньев) не имеет какого-либо известного древнего значения. Часто говорят, что он символизирует сорок дней поста, сорок мучеников, сорок дней, которые Христос провел в пустыне, или сорок жизненных задач супружеских пар.
Вечность группы
[ редактировать ]Полосы или меандры вечности состоят из волн, линий или лент; такая линия по-украински называется «безконечник». Говорят, что линия без конца символизирует бессмертие. Волны, однако, являются символом воды и, следовательно, символом Змии/Змеи — древнего бога воды. Поэтому волны считаются сельскохозяйственным символом, ведь именно дождь обеспечивает хороший урожай.
Берегиня
[ редактировать ]Мотив богини является древним и чаще всего встречается в украинских писанках из Буковины, Полесья или Подолья . В украинской традиции Берегиня считалась источником жизни и смерти. С одной стороны, она — животворящая мать, создательница неба и всего живого, и повелительница небесной воды (дождя), от которой зависит плодородие и плодотворность мира. С другой стороны, она была беспощадной вершительницей судеб.
Богиня иногда изображается с воздетыми руками, причем руки различаются по количеству, но всегда парами: 2, 4 или 6. Это похоже на внешний вид христианской Оранты . Писанки с этим мотивом назывались «богиньки» (богиньки, маленькие богини) или «жучки» (жучки, жуки), последнее потому, что внешне они похожи на кириллическую букву Ж (ж). Иногда Берегиня становится абстрактной и изображается растением — вазоном — древом жизни. Ее руки становятся ветвями и цветами, и она прочно укоренилась в цветочном горшке.
Самым распространенным изображением великой богини является композиция, содержащая «кучери» (кудри). Берегиню можно увидеть сидящей на завитке, или завиток может иметь крылья; символ может быть удвоен, сквозной. На голове Берегини обычно имеется корона. Этим композициям даны народные названия «королева», «принцесса», «петух», «коса», «селезень» или просто «крылья».
Христианские символы
[ редактировать ]Единственный потенциальный христианский символ, найденный на украинских народных писанках, вероятно, не адаптированный из более раннего языческого символа. [ нужна ссылка ] первое — это церковь. Стилизованные церкви часто встречаются на писанках Гуцульщины (в том числе и части Буковины). Части церкви обычно состоят из трех частей: три этажа/крыши, три башни, три проема (окна, двери). Иногда изображают только колокольню (двиницу).
Кресты — распространенный украинский мотив, хотя большинство из найденных на народных писанках не являются украинскими ( византийскими ) крестами. Чаще всего изображаются кресты простого типа «греческого» креста с плечами одинаковой длины. Этот тип креста появился еще до христианства и является символом солнца (абстрактное изображение солнечной птицы); иногда сочетается с мотивом звезды (ружы). Крест типа «крест-крест», в котором концы каждого плеча скрещены, часто встречается, особенно на гуцульских и буковинских писанках.
Другие адаптированные религиозные символы включают треугольник с кругом в центре, обозначающий око Бога, и символ, известный как «рука Бога».
В 20-м и 21-м веках коммерческие народные писанки Украинских Карпат, особенно Космач , начали отображать больше христианских символов. Нижнее плечо креста в старых конструкциях часто удлиняется, чтобы выглядеть более христианским, даже если это нарушает симметрию рисунка. распятия Иногда можно увидеть . Писанки пишутся с изображением пасхальных корзинок, включая паску и свечу. белых голубей , символов Святого Духа Также чаще можно увидеть ; голубей обычно изображают в полете, а других диких птиц традиционно изображают сидящими.
Фитоморфные (растительные) мотивы
[ редактировать ]Наиболее распространенные мотивы украинских писанок связаны с растениями и их частями (цветами и фруктами). Украинские женщины, писавшие писанки, черпали вдохновение из мира природы, изображая цветы, деревья, плоды, листья и целые растения в сильно стилизованной (не реалистической) манере. Такие орнаменты символизировали возрождение природы после зимы, а писанки писались растительными мотивами, чтобы гарантировать хороший урожай. Самый популярный цветочный дизайн — это растение в отдельно стоящей вазе, которое символизировало древо жизни и было весьма абстрактной версией берегинии (великой богини).
В писанках, созданных горными народами Гуцульщины Украины, часто изображалась стилизованная еловая ветка – символ молодости и вечной жизни. Деревья вообще символизировали силу, обновление, созидание, рост; как и в животных мотивах, части (листья, ветки) имели то же символическое значение, что и целое. Дуб был священным деревом древнего бога Перуна , самого могущественного из языческого славянского пантеона , и поэтому дубовые листья символизировали силу.
На писанках иногда изображают ветки вербы; в Украине верба заменяет пальмовый лист в Вербное воскресенье . Однако это не распространенный мотив и может быть более недавним дополнением.
Два очень популярных растительных мотива на современных писанках украинской диаспоры — это маки и пшеница; эти мотивы никогда не встречаются на традиционных писанках и являются чисто современным изобретением.
Цветы
[ редактировать ]Цветы – распространенный мотив украинских писанок. Их можно разделить на два типа: специфические ботанические виды и неспецифические.
Конкретные ботанические типы включают подсолнухи, ромашки, фиалки, гвоздики, барвинок и ландыш. Эти цветы представлены с отличительными чертами, которые делают их узнаваемыми. У гвоздик будут зубчатые края лепестков, у ландыша цветки будут расположены вдоль стебля, у барвинка - три-четыре листа (на писанках барвинок изображен не цветками, а листьями).
Есть также цветочные мотивы, называемые орхидеями и тюльпанами, но это не ботанические названия. На самом деле это названия фантастических цветов, поскольку ни один из этих цветов до наших дней не встречался в Украине. Названия отражали экзотичность дизайна.
Гораздо чаще встречаются неспецифические цветы, состоящие из ружы и других. Ружа (или рожа) названа в честь цветка мальвы, хотя и не похожа на него, и это еще одно название мотива восьмиконечной звезды. Ружа может быть полной, пустой, сложной, разделенной и даже искривленной. Это солнечный знак. Другие неспецифические типы часто имеют названия, написанные через дефис: цветок картофеля, цветок клубники и т. д. Обычно они представляют собой простые комбинации из шести или более лепестков и мало похожи на растение, в честь которого названы.
Вазон/Древо Жизни
[ редактировать ]Мотив «дерева жизни» широко используется в украинских народных узорах писанок. Его можно представить разными способами. Иногда он выглядит как два оленя по обе стороны сосны. Чаще всего проявляется в виде цветочного горшка («вазона»), наполненного листьями и цветами. Сам горшок обычно представляет собой прямоугольник, треугольник или ромб (символ земли) и покрыт точками (семена) и черточками (вода). Из него симметрично вырастает множество ветвей с листьями и цветами. Это растение является символом берегинии (богини), ветви которого представляют множество рук богини-матери.
Фрукты
[ редактировать ]Фрукты не являются распространенным мотивом украинских писанок. На традиционных народных писанках изображены яблоки, сливы и вишня, хотя и без особых ботанических деталей. Иногда встречаются ягоды смородины и калины. Эти мотивы, вероятно, связаны с плодовитостью. Виноград можно увидеть чаще, поскольку он превратился из сельскохозяйственного мотива в религиозный, символизирующий Святое Причастие.
Сцевоморфные мотивы
[ редактировать ]Скевоморфные орнаменты представляют собой вторую по величине группу украинских народных мотивов и представляют собой изображения рукотворных сельскохозяйственных объектов. [23] Эти символы очень распространены, поскольку Украина была высокоаграрным обществом и многие свои положительные образы черпали из полей и ферм. Некоторые из этих символов связаны с сельским хозяйством; другие имеют более старое значение, но в последнее время были переименованы в зависимости от их внешнего вида.
Общие символы включают лестницу, символизирующую молитвы, восходящие к небу, и решето ( решето ), обозначающее вспаханное поле или, возможно, разделение добра и зла. Часто изображаются грабли и гребенки; оба призваны призывать хороший урожай, поскольку оба являются символами дождя. Тело граблей (иногда изображаемых в виде треугольника) — это облако, а зубы символизируют капли дождя. (Примечание: эти гребни являются не гребнями для волос, а сельскохозяйственными орудиями, см. Борона (инструмент) .)
Ветряные мельницы, вариация мотива сломанного креста ( свастики ), являются символами солнца. Движение креста повторяет движение солнца по небу.
Зооморфные (животные) мотивы
[ редактировать ]Хотя на украинских писанках животные мотивы не так популярны, как растительные, они тем не менее встречаются, особенно у украинцев Карпат. Среди животных, изображенных на писанках, встречаются как дикие животные (олени, птицы, рыбы), так и домашние (бараны, лошади, домашняя птица). Как и растения, животные изображались абстрактно, сильно стилизованно, без реалистичных деталей.
Лошади были популярным мотивом, поскольку они символизировали силу и выносливость, а также богатство и процветание. Они имели и второе значение как символ солнца: в некоторых вариантах украинской языческой мифологии солнце тянули по небу кони Дажбоха, бога Солнца. Точно так же мотивы оленей были довольно распространены, поскольку они были призваны принести процветание и долгую жизнь; в других вариантах мифа именно олень пронес солнце по небу на своих рогах. Бараны — символы лидерства, силы, достоинства и настойчивости.
Иногда украинки просто рисовали части животных; эти символы были своего рода стенографией, наделенной всеми признаками изображаемого животного. На украинских писанках можно встретить утиные шеи, гусиные лапки, заячьи уши, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи когти и бычьи глаза. Однако нельзя быть уверенным, действительно ли эти символы предназначались для обозначения животных или были переименованы столетия спустя из-за их внешнего вида.
Птицы
[ редактировать ]Птицы считались предвестниками весны, поэтому они были распространённым мотивом украинских писанок. Птицы всех видов — посланники солнца и неба. Они всегда изображаются сидящими, отдыхающими и никогда не летающими (за исключением ласточек и, в более поздние времена, белых голубей, несущих письма). Петухи — символы мужественности или прихода рассвета, а куры — плодородия.
Птицы почти всегда изображались в полный профиль, стилизованно, но с характерными для вида особенностями. На писанках часто встречаются частичные изображения некоторых птиц, преимущественно домашних. Говорят, что части птиц (глаза, ноги, клювы, гребни, перья) имеют то же значение, что и вся птица. Таким образом, куриные лапки олицетворяют плодородие, а петушиный гребешок означает мужественность.
Насекомые
[ редактировать ]На украинских писанках редко изображаются насекомые. Сильно стилизованные пауки (а иногда и их паутина) наиболее распространены на народных писанках и символизируют настойчивость. Иногда можно увидеть жуков, но они редко похожи на жуков. Что они действительно чем-то напоминают, так это букву Ж в их украинском названии «жучок». На современных украинских писанках из диаспоры иногда можно увидеть и других насекомых, чаще всего бабочек и пчел, но это, похоже, современное нововведение. В «Символике украинской писанки» Онищука она изображает писанки с мотивом бабочки, но оригинальный рисунок, записанный Кульжинским в 1899 году, был обозначен как ласточкины хвосты.
Рыба
[ редактировать ]Рыба, изначально являвшаяся украинским символом здоровья, со временем стала символизировать Иисуса Христа, «ловца человеков». В старинных украинских сказках рыба часто помогала герою победить в борьбе со злом. В греческом алфавите «рыба» ( ихтис ) — это акростих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», и она стала тайным символом, использовавшимся ранними христианами. Рыба символизирует изобилие, а также христианские интерпретации крещения, жертвоприношения, силы возрождения и самого Христа.
Змея
[ редактировать ]Еще один украинский символ — змія или змей, древний бог воды и земли. Змею можно было изобразить несколькими способами: в виде буквы «S» или сигмы, в виде завитка или спирали или в виде волны. Когда змия изображается в виде сигмы, он часто носит корону. Изображения змеи можно найти на неолитической трипольской керамике. Говорят , что символ змеи на украинской писанке защищает от катастрофы. Спирали были особенно сильными талисманами, так как злой дух, входя в дом, затягивался в спираль и оказывался там в ловушке.
Космоморфные мотивы
[ редактировать ]Среди древнейших и важнейших символов украинских писанок — солнце, а самое простое изображение солнца — замкнутый круг с лучами или без них. Писанки всех регионов Украины изображают восьмигранную звезду, самое распространенное изображение солнца; этот символ еще называют «ружа». Шести- или семигранные звезды также можно увидеть, но гораздо реже.
Солнце также может выглядеть как цветок или трилист (три листа). Свастику , называемую по-украински « сварха », иногда называют «сломанным крестом» или «утиной шеей». В языческие времена он олицетворял солнце: движение рук вокруг креста символизировало движение солнца по небу. Славянские язычники также верили, что солнце не восходит само по себе, а носится по небу оленем (или, в некоторых версиях, лошадью). Олени и лошади, часто встречающиеся на гуцульских писанках, являются солярными символами.
Писанки с солнечными мотивами считались особенно могущественными, поскольку могли защитить своего владельца от болезней, неудач и сглаза. Говорят, что в христианские времена символ солнца олицетворял жизнь, тепло, любовь и христианского Бога.
Другие космоморфные символы встречаются реже. Луну иногда изображают в виде круга с крестом внутри; его просят пролить свет ночью, чтобы помочь путнику и прогнать злые силы из дома. Звезды иногда изображаются в виде точек.
Патриотические мотивы
[ редактировать ]Во времена политических потрясений украинские писанки отразили такие изменения через изображенные мотивы. В периоды движения за национальную независимость в начале 20 века трезубцы часто изображались на писанках; это можно увидеть в работах Ирины Белянской, писанки которой хранятся в Украинском музее Нью-Йорка. То же самое произошло после обретения Украиной независимости в 1991 году; трезубцы и украинские флаги изображались на писанках, особенно тех, что продавались на украинских гуцульских пасхальных базарах.
С началом полномасштабного российского вторжения в 2022 году на писанках снова пишут патриотические мотивы. К ним относятся трезубцы, васильковский майоликовый петух , тракторы (таскающие бронетехнику), патриотические надписи типа « Ой на лугу », «За свободу Украины», «Я верю в Вооруженные Силы Украины » и т. д. [25] [26] [27]
Украинская цветовая символика.
[ редактировать ]Символический вес имели не только мотивы на украинских писанках: значение имели и цвета. Хотя самые ранние украинские писанки часто были просто двухцветными, как и многие народные узоры, некоторые считали, что чем больше цветов было на украшенном яйце, тем больше магической силы оно имело. Таким образом, разноцветное яйцо могло принести своему владельцу больше удачи и лучшей судьбы.
Цветовая палитра традиционных украинских народных писанок была достаточно ограничена, так как в ее основе лежали натуральные красители. Преобладающими цветами были желтый, красный/оранжевый, зеленый, коричневый и черный. С появлением анилиновых красителей в 1800-х годах иногда добавляли небольшое количество синего и фиолетового. Значения, приведенные ниже, являются обобщениями; разные регионы Украины трактовали цвета по-разному. [17]
- Красный – вероятно, самый древний символический цвет, имеющий множество значений. Он олицетворяет живительную кровь и часто появляется на писанках с ночными и небесными символами. Он символизирует любовь и радость, а также надежду на брак. Это также связано с солнцем.
- Черный — особо сакральный цвет и чаще всего ассоциируется с «потусторонним миром», но не в негативном смысле.
- Желтый – символизировал луну и звезды, а также, в сельском хозяйстве, урожай.
- Синий — символизирует голубое небо или воздух и хорошее здоровье.
- Белый - Означал чистоту, рождение, свет, радость, девственность.
- Зеленый – цвет новой жизни весной. Зеленый символизирует возрождение природы и богатство растительности.
- Коричневый – представляет землю.
Некоторые цветовые комбинации также имели особое значение:
- Черное и белое – траур, уважение к душам умерших.
- Черный и красный – это сочетание воспринималось как «жесткое и пугающее» и очень тревожное. Это распространено на Подолье, где с этим сочетанием писались как мотивы змеи, так и мотивы богини.
- Четыре и более цветов – семейное счастье, благополучие, любовь, здоровье и достижения.
Как и в случае с символами, эти талисманные значения цветов относились к традиционным украинским народным писанкам с традиционным орнаментом, а не к современным декоративным писанкам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казимеж Мошиньский - Народная культура славян, Краков, 1929 г.
- ^ Анна Задрожиньска - Повторите время начала, Варшава, 1985 г., ISBN 83-209-0428-5
- ^ «Вегревильская писанка» .
- ^ «Писанки-монеты» .
- ^ «Монета «Писанка» из чистого золота (2022 г.) | Королевский монетный двор Канады» .
- ^ Килимник, Степан. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении, том. ІІІ, Весенний цикль. Winnipeg, Toronto: Russian Research Institute of Volyn' pp. 189-191
- ^ «Ополе: самые старые польские «пасхальные яйца» были найдены в Островке в Ополе» . onet.pl. 31 марта 2013. Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 года . Проверено 16 июня 2022 г.
- ↑ Manko , Vira. The Ukrainian Folk Pysanka L'viv, Украина: Svichado, 2005
- ^ Jump up to: а б Ковальчик, Мария (2020). «Происхождение и празднование Пасхи в Польше. Очерк вопросов» (PDF) . Studia Elbląskie (на польском языке). XX : 273–294.
- ^ Энн Джордан (5 апреля 2000 г.). Христианство . Нельсон Торнс . ISBN 9780748753208 . Проверено 7 апреля 2012 г.
Пасхальные яйца используются как христианский символ, обозначающий пустую гробницу. Снаружи яйцо выглядит мертвым, но внутри есть новая жизнь, которая вот-вот вырвется наружу. Пасхальное яйцо — это напоминание о том, что Иисус воскреснет из Своей гробницы и принесет новую жизнь.
- ^ Jump up to: а б Биняшевский, Эраст. Украинские писанки (Ukrainian Pysanky) Киев: «Искусство», 1968
- ^ «УСКРС у ХРВАТА» . www.hic.hr. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 г. Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Кириченко, М.А. Украинская Народная Декоративная Роспись Киев: «Знание-Пресс», 2008
- ^ Ткачук, Мэри и др. Писанка: Икона Вселенной Саскатун: Украинский музей, 1977 г.
- ^ "Археологи во Львове обнаружили уникальную писанку, которой более 500 лет. Фото" . galinfo.com.ua .
- ^ Потапчук Наталья. УКРИНФОРМ 23-07-2008
- ^ Jump up to: а б с Манко, Вира (2008). The Ukrainian Folk Pysanka (2nd ed.). L'viv, Украина: Svichado. ISBN 978-9668744235 . Архивировано из оригинала 19 мая 2015 г. Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Воропай, Олекса. Нравы Нашего Народа (Folk Customs of Our People) Киев: «Оберег», 1993.
- ^ Jump up to: а б с Кульзгинский, С.К. Описание Коллекции Народьихъ Писанокъ. Москва: «Знание-Пресс», 1899
- ^ «Традиции: Олекса Воропай / Oleksa Voropay» .
- ^ Воропай, Олекса. Нравы Нашего Народа (Folk Customs of Our People) Киев: «Оберег», 1993
- ^ «Где пасхальные яйца соперничают с радугой». Популярная механика , апрель 1944 г., стр. 88-89.
- ^ Jump up to: а б Селивачев Михаил. Народные узоры Украины Донкастер, Австралия: Bayda Books, 1995.
- ^ Лесив, Мария. От ритуального предмета к художественной форме: украинское пасхальное яйцо-писанка в канадском контексте . Фольклорика, журнал Славянской и Восточноевропейской фольклорной ассоциации. Том 12 (2007)
- ^ " Верю в ВСУ. В Виннице приглашают создать писанки для наших военных - 20 минут" . vn.20minut.ua (in Russian) . Retrieved 2022-04-25 .
- ^ Шевчук, Екатерина (2022-04-25). "На аукционе в Хмельницком продали почтовую марку" . |Общественное | Новости (in Russian) . Retrieved 2022-04-25 .
- ^ "ПАСХЕМЫЕ ПОДАРКИ НАШИХ ИЗБРАТОВ — Телеканал I-UA.tv" . i-ua.tv (in Russian). 2022-04-23 . Retrieved 2022-04-25 .