Славянские водные духи

В славянском язычестве существуют разнообразные женские духи-покровители, связанные с водой. Их сравнивали с греческими нимфами . [ 1 ] и они могут быть белыми (благотворными) или черными (вредными). [ 2 ] They may be called ' Navki , Rusalki , and Vily .
Праславянский , образующий одно из корень * навь- названий этих существ, означает «мертвый», [ 3 ] поскольку эти второстепенные богини представляются как духи умерших детей или молодых женщин. Их изображают полуобнаженными красивыми девушками с длинными волосами, но в южнославянской традиции еще и птицами, парящими в глубине неба. Они живут в водах, лесах и степях, хихикают, поют, музицируют и хлопают в ладоши. Они настолько красивы, что очаровывают молодых людей и могут убить их, затянув в глубокую воду. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Навия , по-разному пишется в славянских языках , относится к душам умерших. [ 4 ] Navka and Mavka (pl. Navki and Mavki ) [ 1 ] являются вариациями с уменьшительным суффиксом -ка . Они также известны как Лалка (мн. л. Лалки ). [ 5 ] Праславянский корень * навь- означает «мертвый», «умерший» или «труп». [ 3 ] Слово Навь также является названием подземного мира Вырай , которым управляет хтонический бог Велес . [ 4 ]
Считается, что мир мертвых отделен от мира живых либо морем, либо рекой, расположенной глубоко под землей. [ 4 ] В народных верованиях Руси Велес живет на болоте, расположенном в центре Нави, восседая на золотом троне у подножия мирового древа и владея мечом. [ 4 ] Символически Навь описывается также как огромная зеленая равнина-пастбище, на которое Велес направляет души. [ 4 ] Вход в Навь охраняет змей , дракон. [ 4 ]
По словам Станислава Урбанчика , среди других ученых, Навия была общим названием демонов, возникающих из душ трагических и преждевременных смертей, убийц и убитых, колдунов и утонувших. [ 6 ] Говорили, что они враждебны и неблагосклонны к живым, завидуют жизни. [ 6 ] В булгарском фольклоре существует образ двенадцати Навий, высасывающих кровь из рожавших женщин, тогда как в Первой летописи Навии представлены как демоническое олицетворение чумы 1092 года в Полоцке . [ 3 ] По народным поверьям, Навиасы могут принимать облик птиц. [ 4 ]
Виды водных богинь
[ редактировать ]
Rusalka
[ редактировать ]По словам Владимира Проппа , Русалка (мн. Русалки ) была наименованием, которое ранние славяне использовали для божеств-покровителей воды, благоприятствующих плодородию, и до девятнадцатого века они не считались злыми существами. Весной они выходили из воды, чтобы передать полям живительную влагу, питая таким образом посевы. [ 7 ]
Однако в описаниях XIX века Русалка стала беспокойным, опасным, нечистым духом ( Навь ). По словам Дмитрия Зеленина , [ 8 ] молодые женщины, которые либо покончили жизнь самоубийством, утонув из-за несчастливого брака (их могли бросить любовники, либо они подверглись насилию и преследованиям со стороны гораздо более старших мужей), либо были насильственно утоплены против своей воли (особенно после того, как забеременели нежеланными детьми) , должны прожить отведенное им время на земле как Русалка. Оригинальные славянские предания предполагают, что не все русалки были связаны со смертью от воды. [ 9 ]
Они появляются в виде красивых девушек с длинными волосами, обычно обнаженных, но покрытых длинными локонами, с венками из осоки на головах. Они живут группами в хрустальных дворцах на дне рек, появляясь только весной; другие живут в полях и лесах. Весной они танцуют и поют вдоль берегов рек, способствуя росту ржи. После первого грома они возвращаются в свои реки или поднимаются в небо. [ 10 ]
Согласно польскому фольклору, они появлялись в новолуние и заманивали молодых людей играть с ними, убивая их щекоткой или бешеными танцами. [ 11 ] Иногда они загадывали загадку и, если давали правильный ответ, оставляли человека в покое. [ 12 ] Особенно грубо они относились к молодым девушкам. [ 12 ] В некоторых регионах их называли майкой (мн. майки ); в Татрах – Дзивозона . [ 11 ] Другими именами, используемыми для описания этого духа, были: водная дева, мориана и водиана (последнее позже стало топеликой ). Русалка не обязательно была водным духом – существовали и лесные духи, и они выглядели более зрелыми , чем их водные собратья (также у них были черные волосы вместо золотых). [ 11 ]
Им поклонялись вместе с предками во время весеннего праздника Розалия (или Русалие ), первоначально римского праздника подношения роз (и других цветов) богам и предкам; от фестиваля происходит сам термин «русалка» . [ 13 ] Другое время, связанное с русалками, - это зеленая неделя (или «Русальная неделя» , «неделя русалок») в начале июня; Общей чертой этого праздника было ритуальное изгнание или захоронение русалки в конце недели, которое оставалось популярным в России, Белоруссии и Украине до 1930-х годов. [ 14 ]
Деревня
[ редактировать ]
Вилла (пл. Villas ) [ 15 ] — это еще один тип второстепенных богинь, уже идентифицированных греческим историком Прокопием как нимфы ; имя их происходит от того же корня, что и имя Велеса. Их описывают как красивых, вечно молодых, одетых в белое, с глазами, сверкающими, как громы, и снабженными крыльями. Они живут в облаках, в горных лесах или в водах. Они хорошо относятся к человеку, способны превращаться в лошадей, волков, змей, соколов и лебедей. Культ Виласа все еще практиковался среди южных славян в начале двадцатого века: подношения фруктов и цветов в пещерах, лепешки возле колодцев и ленты, подвешиваемые к ветвям деревьев. [ 15 ]
Вариации
[ редактировать ]- Русалка (польский); [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- Корабли, Навьячи (Болгария); [ 19 ]
- Навье, Мавье (словенский); [ 19 ]
- Нейка, Майка, Мавка (Украинский); [ 19 ]
- Богомол (Чешский, Моравский); [ 16 ]
- Русалка (русская, украинская, белорусская); [ 16 ]
- Вилла, Вила; [ 20 ]
- Самовила, Самодива (болгарский); [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Галерея домашних божеств
[ редактировать ]-
Русалки , 1871, Иван Крамской.
-
Rusalky , 1879, Константин Маковски
-
Rusalka , 1928, by Sergey Solomko
-
Каменное изображение духов в Донецке
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Махал 1918 , стр. 253–255.
- ^ Махал 1918 , стр. 259.
- ^ Jump up to: а б с Кемпински 2001 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шиевский 2004 .
- ^ Шиевский 2004 , стр. 79, 199, 206.
- ^ Jump up to: а б Стжельчик 2007 .
- ^ Иваниц 1989 , стр. 78–81; Вэйланд Барбер 2013 , с. 18.
- ^ Иваниц 1989 , с. 76.
- ^ Вэйланд Барбер 2013 , с. 18.
- ^ «Русалка» . Интернет -энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований, Университет Торонто Press . 2001. Архивировано из оригинала 7 февраля 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с Универсальная энциклопедия . Варшава. 1866. стр. 531–532.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мошинский, Казимеж (1934). культура славян Духовная . стр. 608, 632, 684–685.
- ^ Махал 1916 , стр. 254, 311–312.
- ^ Иваниц 1989 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 256–259.
- ^ Jump up to: а б с Матье-Кола 2017 .
- ^ N. I. Tolstoy, ed. (1995). Славянские древности: Этнолингвистический словарь [ Slavic antiquity. Ethnolinguistic dictionary ] (in Russian). Vol. 1: А (Август) — Г (Гусь). Moscow: Mezhdunarodnye Otnosheniya. pp. 215–217. ISBN 5713307042 .
- ^ «Богунка» . Большой словарь В. Дорошевского . Архивировано из оригинала 17 апреля 2018 года.
- ^ Jump up to: а б с Махал 1918 , стр. 253.
- ^ Jump up to: а б Махал 1918 , стр. 256.
Источники
[ редактировать ]- Иваниц, Линда Дж. (1989). Русское народное поверье . Я Шарп . ISBN 9780765630889 .
- Кемпински, Анджей (2001). народов Энциклопедия мифологии индоевропейских (на польском языке). Варшава: Искры. ISBN 8320716292 .
- Махал, Ян (1918). «Славянская мифология» . В Л. Х. Грее (ред.). Мифология всех рас . Том. III, Кельтская и славянская мифология . Бостон. стр. 217–389.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Матье-Кола, Мишель (2017). «Славянские и балтийские боги» (PDF) . Словарь имен божеств (PDF) . Франция: Открытый архив гуманитарных наук и общества, Национальный центр научных исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2017 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- Стжельчик, Ежи (2007). ( на Мифы, легенды и верования ранних славян польском языке). Познань: Ребис. ISBN 9788373019737 .
- Шиевский, Анджей (2004). Религия ( славян на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. стр. 48, 53, 54, 77–79, 133, 176, 204–207. ISBN 8373182055 .
- Вэйланд Барбер, Элизабет (2013). Танцующие богини: фольклор, археология и истоки европейского танца . WW Нортон. ISBN 9780393089219 .