Ири
Iriy , Vyrai ( белорусский : Вырай , польский : Wyraj ), Vyriy ( русский : Вырий, Ирий, Ирей , украинский : Вирій, Ірій, Ирій ) или Irij ( хорватский , чешский , словацкий : Ráj, Raj, Irij , сербский : Ириј ) — мифическое место в славянской мифологии , куда «птицы прилетают на зиму и души уходят после смерти», иногда отождествляемое с раем . [1] весна пришла на Землю из Вырайя. Считается, что [2]
По словам Анджея Шиевского , первоначально ранние славяне верили только в одну Вырай, связанную с божеством, известным как Род — оно, по-видимому, находилось далеко за морем, в конце Млечного Пути . [3] Согласно фольклорным сказаниям, врата Выраи охранял Велес , который иногда принимал звериный облик рарога , сжимая в когтях ключи от потусторонних миров . [3] Его часто представляли как сад за железными воротами, преграждающими вход живым, расположенными в кроне космического дерева . А на ветвях, как говорили, гнездились птицы, которых обычно принимали за человеческие души. [2]
Этимологическая реконструкция слова, подкрепленная сохранившимися верованиями, позволяет связать Ирия с древнейшими славянскими представлениями о потустороннем мире, который находится под землей или за морем, куда путь лежит через воду, в частности, через водоворот. . [4] Языческие славянские народы считали птиц, улетающих на зимовку в Вырай и возвращающихся весной на Землю, человеческими душами. [3] По некоторым народным сказаниям, человеческая душа покидает Землю в Вырай во время кремации своей умершей плоти на костре ; однако оно не остается в раю навсегда, возвращаясь через некоторое время в чрево беременной женщины ( следы перевоплощения в этом поверье можно увидеть ) — переносимое аистом или козодоем . [3]
Борис Успенский , проанализировав обширный этнографический материал об Ирии, пришел к выводу, что «Ирий» — это общее обозначение потустороннего мира (т. е. не реального географического места). [4]
Этимология
[ редактировать ]Иногда говорят, что этот термин произошел от слова «рай» , славянского слова «рай», но, вероятно, это народная этимология . [5] Оно могло произойти от праславянского *rajъ в связи с персидским rayí (богатство, счастье). [3] Были также обнаружены сходства с другими языками, например: греческим éar (весна), санскритским áranyas (чужой, далекий) или протоиндоевропейским *ur- (вода), но ни одна из этих трех теорий не нашла общего. признание или одобрение. [2]
Рай и ад
[ редактировать ]В конце концов идея Вирая разделилась на две отдельные области, скорее всего, под влиянием христианства . Один Вирай для птиц располагался на небесах (просто еще одна версия оригинального мифа), а другой под землей для змей/драконов, что воспринимается как аналог христианского ада. [6] [3] Во время христианизации Киевской Руси и крещения Польши люди смогли представить себе рай и ад , исходя из идеи Вырая. [7] [3]
Мужчины и аисты
[ редактировать ]Аисты несли нерожденные души из Вирая на Землю. [3] [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людмила Викторовна Евдокимова (1998). Мифопоэтическая традиция в творчестве (на русском языке). ISBN 9785882003561 . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Кемпински, Анджей (2001). народов Энциклопедия мифологии индоевропейских (на польском языке). Варшава: Искры. ISBN 83-207-1629-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шиевский, Анджей (2004). Религия ( славян на польском языке). Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5 .
- ^ Jump up to: а б Борис Успенский. Филологические исследования в области славянских древностей. - М.: Издательство Московского университета, 1982.
- ^ Макс Фасмер, Этимологический словарь русского языка (М., 1964-1973), свирей .
- ^ Елена Левкиевская (2010). Мифы и легенды восточных славян (на русском языке). ISBN 9785457607705 . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Левкиевская, Елена (6 April 2019). Мифы и легенды восточных славян . ISBN 9785457607705 .
- ^ Гейстор, Александр (1982). Мифология славян (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe. ISBN 83-221-0152-Х .