Христианизация Польши
История Польши |
---|
Христианизация Польши [1] ( Польский : Христианизация Польши ) [2] относится к внедрению и последующему распространению христианства в Польше . [3] Толчком к процессу стало Крещение Польши ( польский : chrzest Polski ), личное крещение Мешко I , первого правителя будущего польского государства, и большей части его двора. Церемония состоялась в Великую субботу , 14 апреля 966 года (по юлианскому догригорианскому календарю, что эквивалентно 19 апреля 966 года по григорианскому календарю), хотя точное место оспаривается историками, города Познань и Гнезно наиболее вероятными местами являются . Жена Мешко, Добрава из Богемии , часто рассматривается как большое влияние на решение Мешко принять христианство.
Хотя распространение христианства в Польше заняло столетия, в конечном итоге этот процесс увенчался успехом, поскольку в течение нескольких десятилетий Польша вошла в число авторитетных европейских государств, признанных папством и Священной Римской империей . По мнению историков, крещение Польши знаменует собой начало польской государственности. [4] Тем не менее, христианизация была долгим и трудным процессом, поскольку большая часть польского населения оставалась язычницей до языческой реакции 1030-х годов.
Предыстория [ править ]
До принятия христианства на территории современной Польши существовало множество различных языческих племен. Световид был одним из самых распространенных языческих богов, которым поклонялись в Польше. Христианство пришло примерно в конце IX века, скорее всего, примерно в то время, когда племя вислунцев столкнулось с христианским обрядом в отношениях со своими соседями, Великоморавским ( Чешским) государством.
Моравское культурное влияние сыграло значительную роль в распространении христианства на польских землях и последующем принятии этой религии. [1] [5] По мнению Дэвиса, христианизация Польши посредством чешско-польского союза представляла собой сознательный выбор со стороны польских правителей вступить в союз с чешским государством, а не с немецким. [1] [6] Подобным же образом в некоторых из более поздних политических столкновений Польская Церковь отказывалась подчиняться немецкой иерархии и вместо этого подчинялась непосредственно Ватикану . [7] [8] [9]
Крещение [ править ]
«Крещение Польши» относится к церемонии, когда первый правитель польского государства Мешко I и большая часть его двора обратились в христианскую религию. [5] [8] Жена Мешко Добрава из Богемии , ревностная христианка, сыграла значительную роль в распространении христианства в Польше и, возможно, оказала значительное влияние на обращение самого Мешко. [1] [7]
Точное место крещения Мешко оспаривается; Большинство историков утверждают, что Гнезно или Познань . наиболее вероятными местами являются [7] [10] Однако другие историки предлагали альтернативные места, такие как Остров Ледницкий или даже немецкий Регенсбург . [10] Датой крещения Мешко было 14 апреля 966 года, Великая суббота . [7]
Церемонии предшествовала неделя устного катехизиса и несколько дней поста. Фактическая церемония заключалась в обливании водой отдельных групп мужчин и женщин, хотя возможно, что вместо этого их головы были погружены в воду и помазаны миром . [7]
Христианизация Польши [ править ]
Крещальная миссия, начавшаяся в двух крупнейших городах Гнезно и Познани с крещением Мешко и его двора, распространилась по всей стране. [7] В X и XI веках в Польше были созданы различные церковные органы. [3] [5] Это включало строительство церквей и назначение духовенства. [3] [7] Первый епископ Польши , Иордан , был назначен Папой Иоанном XIII в 968 году. [7] Сын Мешко Болеслав I Храбрый поддерживал миссии христианизации в соседних землях, в частности миссию будущего святого Адальберта Пражского к старым пруссакам , и основал архиепископство Гнезно в 1000 году. [8]
Хотя поначалу христианская религия была «непопулярной и чуждой», крещение Мешко имело большое влияние. [3] но он должен был обеспечиваться государством и столкнулся с некоторой народной оппозицией, включая восстание в 1030-х годах (особенно интенсивное в 1035–1037 годах). [5] [9] Тем не менее, к тому времени Польша завоевала признание как полноценное европейское государство как со стороны папства, так и со стороны Священной Римской империи . [11]
Из различных провинций сегодняшней Польши распространение христианства было медленнее всего в Померании , где оно приобрело значительное число последователей только примерно в XII веке. [5] Первоначально духовенство выходило из западнохристианских европейских стран; Для появления коренного польского духовенства потребовалось три или четыре поколения, и его поддерживали монастыри и монахи, которые становились все более распространенными в XII веке. [3] К 13 веку католицизм стал доминирующей религией на всей территории Польши. [3]
Приняв христианство в качестве государственной религии, Мешко стремился достичь нескольких личных целей. [5] Он рассматривал крещение Польши как способ укрепить свою власть, а также использовать ее как объединяющую силу для польского народа. [5] [8] Он заменил несколько более мелких культов единым, центральным, явно связанным с королевским двором. [7] Это также улучшит положение и респектабельность польского государства на международной, европейской арене. [7] [8] Церковь также способствовала укреплению власти монарха и принесла в Польшу большой опыт государственного управления. Таким образом, церковная организация поддерживала государство, а взамен епископы получали важные государственные титулы (в более позднюю эпоху они были членами Сената Польши ). [5]
тысячелетия года Празднование 1966
Подготовка к празднованию тысячелетия началась с Великой Новены 1957 года, ознаменовавшей девятилетний период поста и молитвы. В 1966 году Польская Народная Республика стала свидетелем больших торжеств по случаю 1000-летия этих событий: Церковь праздновала 1000-летие христианства в Польше, а коммунистическое правительство праздновало светское 1000-летие Польского государства, кульминацией которого стало дважды отрицание Разрешение Папы Павла VI посетить Польшу в том же году. Желание Коммунистической партии отделить религию от государства превратило праздник в столкновение культур между государством и Церковью. В то время как Церковь сосредоточивалась на религиозных, церковных аспектах крещения, используя лозунги (на латыни), такие как Sacrum Poloniae Millenium (Священное тысячелетие Польши), Коммунистическая партия оформляла празднование как светскую политическую годовщину создания Польского государства. государство с лозунгами (на польском языке), такими как Tysiąclecie Państwa Polskiego (Тысяча лет польского государства). Как Норман Дэвис отметил, что и Церковь, и партия имели «конкурирующие и взаимоисключающие интерпретации значения [крещения Польши]». [12]
30 июля 1966 года Бюро гравировки и печати США выпустило 128 475 000 памятных марок в честь тысячелетия принятия христианства в Польше. [13]
22 июля перед Дворцом культуры и науки на Парадной площади прошел юбилейный парад , приуроченный к ежегодному празднованию Национального дня возрождения Польши (приуроченного к годовщине подписания Манифеста PKWN ). [14] На нем присутствовал Владислав Гомулка , тогдашний первый секретарь Польской объединенной рабочей партии , а также члены ПОРП и Польского государственного совета . [15] Инспектором парада был маршал Польши Мариан Спыхальский , а командовал им командующий Варшавским военным округом генерал-майор Чеслав Варышак (1919–1979). Войска Польской Народной Армии приняли участие в параде, в котором приняли участие такие подразделения, как Представительный Почетный караул ЛВП , Оркестр ЛВП (под руководством полковника Листка), а также курсанты военных академий и других церемониальных частей, одетых в польскую историческую военную форму. униформы, относящиеся к династии Пястов . [16] [17] Сегодня парад считается крупнейшим военным парадом в истории Польши. [18]
См. также [ править ]
- Католическая церковь в Польше
- Лех, Чехия и Русь
- Христианизация Богемии
- Христианизация Киевской Руси.
- Дагоме судья
- История Польши (966–1385 гг.)
- Список архиепископов Гнезно и предстоятелей Польши
- Северные крестовые походы
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Галина Лерски (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . АВС-КЛИО. стр. 104–105. ISBN 978-0-313-03456-5 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Христианизация южной Польши. Материалы научной сессии, состоявшейся 29 июня 1993 г., Краков, 1994 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Ежи Луковский; WH Завадски (6 июля 2006 г.). Краткая история Польши . Издательство Кембриджского университета. стр. 9–10. ISBN 978-0-521-85332-3 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Женевьева Зубжицки (15 сентября 2006 г.). Кресты Освенцима: национализм и религия в посткоммунистической Польше . Издательство Чикагского университета. п. 64. ИСБН 978-0-226-99304-1 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Юлиуш Бардах, Богуслав Леснодорский и Михал Петржак, История государства и польского права, Варшава: Приходское издательство, 1987, стр. 53–54
- ^ Норман Дэвис (30 марта 2005 г.). Божья площадка: истоки 1795 года . Издательство Колумбийского университета. п. 53 . ISBN 978-0-231-12817-9 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ежи Клочовский (14 сентября 2000 г.). История польского христианства . Издательство Кембриджского университета. стр. 10–13. ISBN 978-0-521-36429-4 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Галина Лерски (30 января 1996 г.). Исторический словарь Польши, 966–1945 гг . АВС-КЛИО. п. 27. ISBN 978-0-313-03456-5 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман Дэвис (30 марта 2005 г.). Божья площадка: истоки 1795 года . Издательство Колумбийского университета. п. 57 . ISBN 978-0-231-12817-9 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лешек Мочульский (2007). Рождение Междуморья: образование хоумлендов, создание государств и геополитическое устройство восточной части Европы в поздней античности и раннем средневековье . Беллона. стр. 638. GGKEY:KQL3CPL831C . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Профессор Анита Дж. Празмовска (13 июля 2011 г.). История Польши . Пэлгрейв Макмиллан. п. 24. ISBN 978-0-230-34537-9 . Проверено 5 апреля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Норман Дэвис (30 марта 2005 г.). Божья площадка: истоки 1795 года . Издательство Колумбийского университета. стр. 15–17 . ISBN 978-0-231-12817-9 . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ↑ США № 1313 Polish Millennium MNH. Архивировано 14 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Парад тысячелетия – празднование тысячелетия – фото №7» . wyborcza.pl . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ «Невероятный парад тысячелетия. Так он выглядел в 1966 году [ВИДЕО] | Коротко о Варшаве» . 16 августа 2015 года . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ «Кроника РП» . kronikarp.pl . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ "Рыцари (в кинореквизите) участвуют в параде в честь 1000-летия Польского государства" . Archived from the original on 14 July 2019 . Retrieved 14 July 2019 .
- ^ «Как выглядел самый крупный военный парад в истории Польши ? » 19 июля 2016 г.