Польша бронзового и железного веков
История Польши |
---|
Культуры бронзового и железного веков в Польше известны главным образом благодаря археологическим исследованиям. Культуры раннего бронзового века в Польше возникли примерно в 2400–2300 годах до нашей эры . [1] а железный век начался примерно в 750–700 годах до нашей эры. [2] К началу нашей эры археологические культуры железного века больше не существовали . Вопрос об этнической и языковой принадлежности групп, проживавших в Центральной Европе в то время, ввиду отсутствия письменных источников является спекулятивным, и, соответственно, существуют значительные разногласия. В Польше лужицкая культура , охватывающая как бронзовый, так и железный века, стала особенно заметной. Самая известная археологическая находка этого периода — Бискупинское городище ( горд ) на озере, от которого оно и получило свое название, представляющее лужицкую культуру раннего железного века. [3]
Бронзовый век в Польше включал период I (ранний), с 2300 по 1600 год до нашей эры; Период II (более старый), 1600–1350 гг. до н. э.; Период III (средний), 1350–1100 гг. до н. э.; Период IV (младший), 1100–900 гг. до н. э.; Период V (поздний), 900–700 гг. до н.э. Ранний железный век включал Гальштатский период C, с 700 по 600 г. до н.э., и Гальштатский период D, с 600 по 450 г. до н.э. [4]
Бронзовые предметы, находившиеся в Польше около 2300 г. до н.э., были привезены через Карпатский бассейн . В последовавшем за этим местном раннем бронзовом веке доминировали новаторская унетицкая культура на западе Польши и консервативная межановицкая культура на востоке. На протяжении второго, периода старшей бронзы, на своих территориях они были заменены (долужицкой) культурой курганов и тшцинецкой культурой . Характерными для остальных бронзовых периодов были культуры Урнфилда ; в пределах их ареала захоронения скелетов были заменены кремацией тел на большей части территории Европы . В Польше поселения лужицкой культуры доминировали над ландшафтом на протяжении почти тысячи лет, вплоть до раннего железного века. Серия скифских нашествий, начавшаяся в VI веке до нашей эры, ускорила упадок лужицкой культуры. Гальштатский период D был временем распространения поморской культуры , в то время как западнобалтийская курганная культура занимала Мазуры. - Варминский регион современной Польши. [5] [6]
и другие культуры Унетице века бронзового
культура Унетицкая
Бронзовый век в Польше, как и в других частях Центральной Европы, начинается с новаторской унетицкой культуры , существовавшей в Силезии и части Великой Польши в первый период этой эпохи, то есть с 2200 по 1600 год до нашей эры. Истоки этого оседлого земледельческого общества заключались в консервативных традициях, унаследованных от населения шнуровой керамики , и динамичных элементов народа колокольчиков . Примечательно, что унетице культивировали контакты с высокоразвитыми культурами Карпатского бассейна , через которые они имели торговые связи с культурами ранней Греции . Их культура также отражала вдохновляющее влияние, исходившее от самых высокоразвитых в то время цивилизаций Ближнего Востока . [7]
Для унетицких обществ характерны больший общий достаток и развитая социальная стратификация по сравнению с культурами позднего неолита. Предметы из бронзы , часто роскошного или престижного характера, пользовались большим спросом как символы власти и важности и обычно встречаются в могилах «князей». Четырнадцать таких захоронений, круглых насыпей земли, наваленных поверх деревянных, глиняных и каменных построек, некоторые диаметром до 30 метров, были найдены в Ленках Малых недалеко от Гродзиска-Велькопольского , построенных в 2000–1800 годах до нашей эры, что позволяет предположить существование местная династия. Распространение бронзовых изделий местного производства (унетицкие кинжалы пользовались большим спросом по всей Европе и в Анатолии ) вдали от центров добычи руды или бронзового мастерства показывает, что элиты могли контролировать торговые пути, которые также включали транспортировку янтаря. от берегов Балтийского моря до Эгейского моря ремесленников . Было найдено множество спрятанных (по неизвестным причинам) бронзовых сокровищ , в том числе прекрасный из Пильща близ Глубчице . [8] Стилистически изысканная унетическая керамика вдохновлена ахейскими сосудами , полученными в результате торговли. Были построены укреплённые поселения; одно активно исследуемое место, которое использовалось и прошло ряд этапов в период 2000–1500 гг. До н.э., находится в Брущево в Косьцянском уезде. [9] Остатки поселений и кладбищ были обнаружены вокруг Вроцлава и в других местах Нижней Силезии , в том числе мастерская по обработке янтаря в Нова-Весь, Болеславецкий повят. [10] [11]
Характер оружия и других предметов, найденных на стоянках Унетице, предполагает хроническое состояние войны и появление класса воинов. Культура Унетице, находившаяся на переднем крае цивилизации своего времени и места, в конечном итоге поддалась социальному и экономическому упадку; его упадок, возможно, был ускорен разрушительными набегами воинов воинственной культуры курганов , которые в конце концов заменили его. [12]
Культура ивно [ править ]
Ивноская культура , названная в честь Ивно близ Шубина , была современницей унетицкой культуры. Расположенный в Куявах , восточной ( Гданьской ) Померании и северо-восточной Великой Польше, он находился под влиянием унетицкой культуры, откуда были импортированы их бронзовые изделия, и имел много общих черт с межановицкой культурой (см. ниже). Тонкостенные глиняные сосуды ивно тщательно обрабатывались, и разведение домашних животных имело важное значение для экономики. [13]
Группа Плония [ править ]
Группа Плони аналогичного периода, названная в честь района Щецина , простиралась на центральную и западную польскую Померанию ; известен каменными сундуками. [13]
Межановицкая культура [ править ]
К востоку от унетицкой культуры, в Малопольше и дальше на север до Мазовецкого края, примерно в тот же промежуток времени располагалась территория межановицкой культуры , названная в честь типовой деревни под Опатовом . Эти люди, в культурном отношении также потомки культуры шнуровой керамики, сначала жили как передвижные скотоводы, но около 2200 г. до н. э. начали строить постоянные поселения, а также заниматься сельским хозяйством. Межановицкая культура была консервативным обществом, часто все еще использующим каменные орудия и оставляющим медь для украшений. [14]
Плешувская группа межановицкой культуры положила начало самому значительному из польских укрепленных поселений бронзового века, расположенным в Тшчинице недалеко от Ясло . Он был построен на особенно подходящем возвышенном природном месте с первоначальной огороженной территорией 0,6 га . Он постоянно использовался примерно с 2100 по 1300 год до нашей эры, и его часто называют Карпатской Троей или Троей Севера. Этот район был местом археологических исследований на протяжении последних ста лет, но только недавние исследования раскрыли его истинное значение с точки зрения понимания событий раннего бронзового века в Центральной Европе. Было обнаружено 30 000 артефактов плешувской группы, в том числе исключительно хорошо изготовленная орнаментированная керамика и ткацкое оборудование. Некоторые из обнаруженных объектов, а также характер оборонительных сооружений свидетельствуют о контактах плешувской группы с народами Карпатского бассейна и, как следствие, о влиянии их культур. [15]
Стшижувская культура [ править ]
В той же культурной сфере, что и Межановице, еще восточнее находилась культура Стшижув , названная в честь деревни недалеко от Грубешува . [14]
- фюзесабонская Османско культура
Люди высокоразвитой культуры Отомани-Фюзесабони прибыли в район Тшчиницы около 1650 г. до н.э. из регионов к югу от Карпат и заняли поселение, созданное ранее плешовской группой, когда они заселяли водосборную зону реки Вислока . Они ассимилировали местное население и создали более мощную крепость, перестроив и расширив с поразительной инженерной изобретательностью существующую структуру. Народ Отомани оставил более 60 000 идентифицированных реликвий (в том числе, в отличие от межановиц, многочисленные роскошные бронзовые предметы), многие из которых являются проявлением их тесной связи с культурами Средиземноморья - отсюда и «связь Трои». Крепость Тшчиница была сожжена, перестроена и снова расширена (до 2 гектаров), а после 1350 г. до н.э. заброшена более чем на две тысячи лет. Поселение было заселено славянами, которые около 770–780 гг. н. э. построили здесь массивное ущелье . [15] [а]
Вышеуказанные культуры составляют первый (ранний) период бронзового века в Польше, ок. 2300–1600 гг. до н.э. [7]
Тшинецкая культура [ править ]
На протяжении всего своего ареала и за его пределами межановицкая и стшижувская культуры (и более южная часть ивненской культуры) были заменены тшцинецкой культурой . Он был назван в честь Тшцинца недалеко от Пулав и существовал с 1700 по 1100 год до нашей эры, то есть на протяжении второго и третьего периодов бронзового века. Вероятно, его составляли разнообразные постнеолитические популяции , общей характеристикой которых был тип керамики – крупные сосуды с утолщенным верхним краем и горизонтальным декоративным выступом вокруг горлышка, впервые обнаруженные на территории северной Германии в начале тысячелетия. Собственное производство бронзовых предметов появилось поздно и только в западной части ареала этой культуры. [16]
сохранилось курганное В Дахаржуве недалеко от захоронение тшинецкой культуры, использовавшееся с 15 по начало 12 века до нашей эры Сандомира . Центральная нижняя часть сооружения состоит из двух смежных каменных погребальных камер прямоугольной формы с деревянными полами. В большем из них находятся кости нескольких женщин и детей, в меньшем — кремированные останки одного пожилого мужчины. Также присутствовали глиняные горшки и медные украшения. Камеры были перекрыты деревянной конструкцией, поддерживающей каменные наклонные стены/крышу, при этом вся конструкция была покрыта большим (диаметром 12–13 метров) земляным холмом. Помимо этой древнейшей части – основного захоронения очевидного племенного вождя и его семьи, на краю кургана имеются более новые периферийные могилы и предметы, указывающие на длительное кладбищенское и местное культовое использование этого погребального комплекса. [17]
Считалось, что небольшие по размеру и редкие поселения с более примитивными ремеслами характерны для периода и распространения тшинецкой культуры. был обнаружен комплексный, давно функционирующий и хорошо развитый комплекс Однако недалеко от Полесья Ловичского уезда с объектами, датированными углеродом с 1530 по 1210 год до нашей эры. Используемое жилое пространство, полный «микрокосм», имело площадь 17 гектаров , окаймленное двумя ручьями, с полями, животноводческими помещениями и мастерскими. Крупный рогатый скот и свиньи содержались, а фермеры выращивали овес , пшеницу и ячмень , что вызывало опустошение окружающей природной среды. Исследование скелетов показывает, что многие жители страдали кариесом . Среди обнаруженных многих тысяч каменных остатков есть церемониальные посохи (булавы) с деревянной ручкой, свидетельствующие о влиянии далекой Месопотамии и Востока в целом. Производилась плавка и обработка бронзы, а соль импортировалась из регионов южнее. Основное выявленное место захоронения активно и неоднократно использовалось на протяжении поколений, тела переставлялись, могила, вырытая в земле, закрывалась курган пять метров в диаметре. [18]
Культура курганов [ править ]
Культура прото-лужицких курганов или курганов дунайского происхождения процветала на западных польских землях в период 1700–1400 гг. до н.э. и способствовала зарождению и подъему культур полей урн . [19] Около 1400 г. до н. э. на смену ей пришла важнейшая из них — лужицкая культура . Курганная культура снова представляла собой комплекс культур, пришедших на смену унетицкой культуре и имевших общей чертой земляную и каменную курганную могилу. Захоронения скелетные, в отличие от практики кремации, принятой в более поздних культурах полей урн. Не осталось никаких существенных поселений от жителей кургана, чья сельскохозяйственная практика, по-видимому, ограничивалась в основном животноводством . Они в значительной степени развили бронзовую металлургию, удовлетворяя собственные потребности в оружии и богато оформленных и исполненных украшениях. Их доминирующим социальным классом были воины, которые были равны и были единственными мужчинами, имеющими право на захоронение в кургане. [20]
Опилочная культура [ править ]
Пилинская культура (1500–1200 гг. до н. э., примерно третий или средний период бронзового века) Венгрии и Словакии , а также южной Малой Польши , где, как и другие, они оставили бронзовые сокровища, является ранним примером культур Урнфилдов. Погребальные обычаи этих культур включали кремацию тел и помещение праха в урны (часто с небольшими отверстиями, предположительно для выхода души). Урны хоронили без кургана, иногда образуя огромные кладбища с тысячами таких могил. [21]
культура позднего века Лужицкая бронзового
Общие характеристики [ править ]
Лужицкая культура просуществовала на польских землях с 1450 по 250 г. до н.э., до конца бронзового века (средний и поздний периоды), а затем до железного века , с 750 г. до н.э. Хотя археологически он представляет собой довольно однородный образ, считается, что он был этнически неоднородным и возник в результате взаимодействия между группами, прибывшими извне, и населением, существовавшим в Польше, в котором были приняты новые культурные модели. Культурное неравенство между востоком и западом сохранялось: например, использование металлических предметов было менее распространено в восточных регионах, тогда как в западной зоне помимо урн в захоронениях часто содержалось много других сосудов. Керамика западной зоны раннелужицкого периода имела очень заметные выступы вокруг нижней части сосуда. Эти региональные различия со временем стали еще более выраженными. [22]
Выделяется ряд более мелких лужицких субкультур, например, в Верхней Силезии , где после 250-летнего перерыва, начавшегося примерно с 900 г. до н. э., нетипичного для урнфилдской культурной сферы, снова обнаруживаются скелетные захоронения. [22]
Поселения, экономическая деятельность, ремесла и общественная организация [ править ]
Лужицкие сельские поселения бронзового века были ограничены низменными территориями и до конца этого периода не имели укреплений или других защитных мер; в эти более мирные времена защита не была столь важной, как в последующие столетия. Дома были построены из бревен, изолированных глиной или мхом, поддерживаемых шестами, с покатыми крышами, покрытыми соломой или тростником. Внутри находились очаги, табуретки, кровати, места для хозяйственной деятельности, такие как цеха металлургического производства, вертикальные ткацкие станки и ручные мельницы. Некоторое количество скота также содержалось внутри, а часть была забита перед зимой из-за недостаточной возможности запасать корм. [22]
В качестве материалов по-прежнему использовались дерево, рог и кость и, особенно в восточной зоне, камень. Женщины обычно занимались прядением и ткачеством, поскольку в раскопанных поселениях были обнаружены глиняные ткацкие принадлежности и мастерские. [23] Гончарные изделия все еще производились без гончарного круга , а печи, предназначенные для обжига горшков, только появлялись впервые. В эпоху поздней бронзы специализированные центры производили красиво расписанную керамику, большая часть которой продавалась. Металлургия и ремесла по бронзе также получили широкое развитие и приобрели различные местные стили - роскошные декоративные изделия, инструменты и оружие изготавливались в Легнице и в других местах западной и южной Польши. [22]
Лужицкая социальная организация была основана на семье и расширенной семье, хотя, возможно, развивались и ранние племенные общины. Постепенно формировались социальные, профессиональные и торговые группы, включая воинов, священников и металлургов, но нет никаких свидетельств наследственного правящего класса или других социальных элит. [22]
Лужицкие поселения в центральной Польше ( Лодзинский район) были небольшими (4–5 семей) и недолговечными, не более полувека на одном и том же месте, вероятно, потому, что почва после интенсивной эксплуатации через пару поколений стала непригодной для использования. Исключением является огромное поселение в Ковалевице, Згежский уезд, существовавшее с позднего бронзового века и продолжавшееся до гальштатского периода . [24]
Клад уникальных в Польше бронзовых и железных личных украшений, датированных 8 веком до н. э., стилистически связанных с находками из Северной и Южной Европы, был обнаружен на окраине поселения в Александровицах Краковского повята, области обширной поселенческой деятельности лужиц. [25]
искусство с ним
Считается, что многие предметы, обнаруженные археологами, связаны с культом Солнца и солнечного божества. К ним относятся керамика с расписными солярными изображениями и отлитыми в виде фигурок птиц, бронзовые колесные мини-тележки с звериным орнаментом и бронзовые застежки с изображениями птиц, вероятно, носившиеся как части церемониального облачения жрецов-колдунов. Антропоморфные фигурки, зооморфные контейнеры и тарелки, относящиеся к солярному или другим формам культа, встречаются в западной лужицкой зоне; они происходят из последних веков бронзового века и продолжаются до железного века. На вазе-урне, найденной в Лазах Миличского уезда и датированной 850–650 гг. до н.э., выгравированы изображения мифических фигурок людей-оленей. [26] Некоторые из таких сосудов, украшений и рисунков имеют современные аналоги в Ассирии , древнем Израиле , архаической Греции и Этрурии , что показывает широту лужицкой торговли и других контактов. Свирель . (сиринкс), музыкальный инструмент популярного в северной Италии и восточных кругах Гальштата , был найден в могиле в Пшечицах недалеко от Заверца эпохи поздней бронзы или раннего железа [27]
культура раннего Лужицкая века железного
условия и Меняющиеся региональные отношения
Несколько факторов дестабилизировали ситуацию в начале железного века. Похолодание климата вызвало деградацию азиатских степей , что вынудило живших там кочевых народов покинуть страну и запустило цепочку последствий – степные всадники, вооруженные железным оружием, смогли проникнуть на большие территории Европы. Европейцы ответили строительством крупных укреплённых поселений, переняв методы войны азиатских захватчиков, создав специализированную военную касту и сильную систему власти, основанную на князе-правителе. Гальштатская культура , развивавшаяся к западу и югу от Польши, сама подражая средиземноморским цивилизациям и культивируя с ними тесные контакты, оказала большое влияние на лужицких людей на польских землях, культура которых достигла своего расцвета в 750–550 гг. до н.э. период. [28]
Балтийский янтарь продавался в обмен на оружие и предметы роскоши из Южной Европы, в том числе модные предметы личного ухода, такие как устройства для стрижки ногтей, а торговые отношения с народами Северных стран были так же хорошо развиты, особенно в Западной Померании , которая все больше подпадала под действие закона. Северная культурная зона (юг Скандинавского полуострова , Дания и северная Германия ) оказывала влияние на протяжении всего позднего бронзового века, когда ее ремесленники имитировали нордический импорт. [28]
Лужицкая культура гальштатского периода [ править ]
Лужицкая культура гальштатских периодов включала большую часть земель современной Польши, в том числе родственную беловицкую культуру ( Зеленогурский повят) в некоторых из самых западных частей, современную Гальштату C и D, а затем и позже, и приписываемую исчезновению «цистской культуры». «(скальная оболочка) могильный тип поморской культуры . Западная Польша была более развитой, с местным производством; По образцу гальштатского ремесла создавались ювелирные и другие декоративные изделия из железа, бронзы, стекла, янтаря и других материалов, а также роскошная расписная керамика. На многих кладбищах умерших хоронили в деревянных камерах. Погребения, найденные в Горшевице ( Шамотулский повят) в Великой Польше (650–550 гг. до н. э.), снабжены причудливым оборудованием и напоминают могилы гальштатских вождей племен; Точно так же есть и другие сокровища роскошных и престижных предметов. [29]
Крупномасштабные раскопки лужицких поселений под влиянием альпийского региона гальштатской культуры прошли во Вроцлавском уезде . Там, в Старом Слешуве и Милеёвицах, части поселений отделены от остальных сплошным частоколом, возможно, огораживающим жилища формирующейся местной элиты. В поселении Новый Слешув четко различались жилая и промышленная зоны, в последнюю входили печи для обжига гончарных изделий и плавильные печи для металлургических заводов. [11] Некрополь в Домаславе функционировал с 1300 по 400 гг. до н.э., и там обнаружено более 3000 могил. Среди них более 80 богатых захоронений гальштатского типа. Найденные предметы указывают на обширные торговые контакты с регионами юга Альп и Средиземноморья . На основании полученных доказательств некоторые исследователи теперь полагают, что крупный центр во Вроцлавском уезде и другие поселения раннего железного века в Нижней Силезии представляют собой гальштатскую , а не лужицкую культуру. [30] Несмотря на это очевидное увлечение образом жизни западных элит (и в некоторой степени создание собственной), лужицкий народ так и не достиг сопоставимого уровня социального расслоения и не имел потомственных «князей». [28]
деятельность Хозяйственная
Сельскохозяйственная деятельность оставалась основой экономики, дополняясь, как и прежде, охотой и собирательством. Уже использовались простые деревянные плуги, запряженные волами. В полевых системах выращивали просо, пшеницу, рожь, овес и ячмень, а в садах - фасоль и чечевицу, а также масличный мак, репу и лен, из волокон которых изготавливали льняную нить. Методы животноводства улучшились, когда железная посуда стала более распространенной, то есть начиная с VI века до нашей эры. В дополнение к традиционно содержавшимся крупному рогатому скоту, свиньям, овцам и козам стали чаще разводить и использовать лошадей, а улучшенные хранилища кормов позволяли содержать стада в течение всего зимнего сезона. Соляные источники использовались для добычи соли. В частности, в районе Велички соль производилась уже в бронзовом веке, а крупномасштабная добыча осуществлялась в период Гальштата. [25] На юге Польши лужичане пытались разрабатывать местные металлические руды. [28]
Строительство укреплённых поселений и скифские нашествия [ править ]
Начиная примерно с 900 г. до н. э., лужицы постепенно укрепляли свои поселения, сначала в Силезском регионе. К 650–600 гг. до н.э. их здесь и по всей западной зоне было довольно много. Часто построенные в местах, которые естественным образом легко защитить, они были окружены стенами из земли, камня и дерева, а также рвами и могли занимать площадь от 0,5 до 20 гектаров . Меньшие крепости были построены в стратегических местах, таких как горные перевалы и торговые пути, где жители могли контролировать и охранять территорию. Крепости также функционировали как промышленные центры; Хорошим примером торгово-производственного укрепленного поселения является поселение в Коморуве, расположенное недалеко от кладбища Горшевице. Некоторые из крупных укреплённых районов не имели внутри большого количества построек и, вероятно, служили временным убежищем для местного населения в моменты опасности. [28]
Начиная с VI века несколько волн скифских по польским землям прошло нашествий. Маршруты, по которым они прошли, можно увидеть по следам оставленных ими сожженных лужицких поселений. Драматические материальные свидетельства насильственных смертей и разрушений были найдены среди пепла погибшего укрепленного поселения в Вицине недалеко от Новогруда-Бобжаньского . С другой стороны, возле лужицкого поселения в Виташково недалеко от Губина был обнаружен золотой скифский клад – элементы вооружения и украшений, созданные по мотивам зооморфного греческого искусства и датированные 550 г. до н. э., вероятно, добыча, захваченная у павшего скифского вождя. [31]
Бискупин [ править ]
К другому и гораздо менее распространенному типу относится знаменитая, очень хорошо сохранившаяся деревянная крепость Бискупин на озере, использовавшаяся примерно с 750 по 500 год до нашей эры, когда повышение уровня воды вынудило жителей покинуть поселение. [33] Дома (почти сотня, достаточно, чтобы вместить около тысячи поселенцев) внутри стен были плотно и правильно расположены длинными рядами. [34] Было одиннадцать параллельных улиц, покрытых деревом. Некоторые считают всю структуру протоурбанистической имитацией средиземноморских городов. Но все жилища были одинаковыми, что указывало на отсутствие значительных социальных различий внутри лужицкой общины. Этот объект, занимающий центральное место в польской археологии, находится под активными и интенсивными исследованиями с 1934 года. [28]
Потомки жителей Бискупина, как и большинство лужиц, весьма вероятно, были включены в поморскую культуру, а вместе с ней, в конечном итоге, в основной германский поток. [35]
Упадок лужицкой культуры [ править ]
В V веке лужицы перестали строить укрепленные поселения. Скифская экспансия разорвала их торговые связи с гальштатскими обществами, а климатические изменения нанесли ущерб их сельскому хозяйству. Все это заставило их рассредоточиться и вызвало распад их социальных структур. Менее развитое население из восточной зоны мигрировало на запад, высокоразвитая керамическая и металлургическая промышленность пришла в упадок, поморская культура распространилась на ранее лужицкие территории. К 4 веку до нашей эры лужицкая культура по большей части исчезла, и последние небольшие популяции сохранились в западной и южной Польше. [36]
западнобалтийских курганцев , культура Поморская культура
культура Поморская
Последняя крупная культура, описанная в этой статье, охватывающая большую часть польских земель, поморская культура, сложившаяся в 7 веке до нашей эры в восточной Померании . Этот регион сохранил особую культурную самобытность на протяжении среднего и позднего бронзового века; в отличие от остальных лужицких земель сохранился обычай воздвигать курганы или курганы над могилами. Их покрывали слоем камней, а урны помещали в сундук или урну , построенную из кусков камня. [37]
В начале железного века восточные померанцы стали участвовать в торговле янтарем на большие расстояния , которая простиралась от Самбийского полуострова через Померанию, Лужицкие и Гальштатские земли вплоть до Италии . Торговля янтарем дала им доступ к импортной продукции. Примерно в то же время климатические изменения способствовали развитию сельской экономики , отличной от типичной для лужицких обществ. Животноводство и менее требовательные зерновые (рожь и ячмень) стали более важными, поскольку деревни приходилось строить на больших высотах (из-за климатически повышенного уровня грунтовых вод и экологической эксплуатации низинных поселений). [38] Это, в свою очередь, благоприятствовало небольшим сообществам, основанным на семье и расширенной семье, гибким и способным к большей мобильности. Все эти факторы давали поморцам конкурентное преимущество перед традиционными лужицкими поселениями. [37]
Поморские захоронения и урны [ править ]
Соответственно, большие лужицкие поля урн были заменены небольшими захоронениями семейного размера с несколькими или более урнами. Могилы в ящиках теперь были в основном плоскими, без насыпей, образуя прямоугольник со сторонами длиной до двух метров, сложенный из вертикальных плит, внутри которых находились урны (иногда до тридцати и в отдельных отсеках), перекрытые другой плитой. Дальше на юг и восток, когда поморская культура распространилась на центральную и юго-восточную Польшу, были также захоронения, в которых урна помещалась под глобус или колпак, то есть внутри большого сферического керамического контейнера, который иногда помещался в ящик; территории с таким расположением иногда признаются как отдельная субкультура ( культура Cloche Grave ). [39] Поморцам свойственны два типа погребальных урн: домашние и лицевые. Домашние урны стоят на нескольких ножках, имеют большое отверстие спереди, относятся к более раннему периоду, VII–VI вв. до н. э. и в основном из района Лемборка . Лицевые урны того же периода представляют собой круглые выпуклые контейнеры с уникальным и часто реалистичным изображением лица в области шеи и крышкой, напоминающей шляпу, тогда как более поздние урны, как правило, менее сложны. Иногда снаружи они разнообразно украшались, внутри помещались инструменты и туалетные принадлежности. Лицевые урны периода 650–450 гг . К ним относятся колесницы, запряженные лошадьми, которые, очевидно, изображают ночные путешествия бога Солнца по подземным мирам, что символически представляет собой циклическое обновление жизни; также присутствуют повозки, запряженные волами и представляющие лунную символику. На крышках размещались солнечные изображения. [40] Считается, что домашние и лицевые урны олицетворяют этрусское влияние. [37]
экономика Поморская
Поморская сельская экономика основывалась на небольших открытых поселениях. Их домашний скот включал лошадей и множество собак. Вспашка производилась всеми деревянными (голыми) лопатками-плугами, что требовало нескольких проходов. Померанцы выращивали несколько различных зерновых культур и занимались рыболовством. Обработка бронзы и железа получила очень широкое развитие. Из оружия, инструментов, декоративных изделий и ювелирных изделий особенно впечатляют крупные бронзовые ожерелья из множества колец, идущих вокруг шеи и верхней части груди, соединенных сзади решетчатой пряжкой (600–450 до н.э.). Передовые предприятия по производству бронзы были обнаружены в Юшково недалеко от Пруща-Гданьского . В самом Пруще была обнаружена мастерская по обработке янтаря – материал для изготовления привозили из Самбии. материал, полученный из местных рудных месторождений ( Горы Свентокшиские На металлургическом заводе, скорее всего, использовался ). Другим высокоразвитым ремеслом было гончарное ремесло, находившее свое высшее выражение в описанных выше лицевых урнах. [37]
поморской Расширение и упадок культуры
Уже существовавшая поморская культура расширилась еще больше, когда лужицкая культура вступила в стадию кризиса. В V веке до нашей эры основные приобретения произошли в западном и южном направлениях, когда Северная Силезия и Малая Польша были захвачены . Старое лужицкое население было вытеснено или ассимилировано. Сами поморцы при этом менялись либо в результате знакомства с новыми условиями окружающей среды, либо под влиянием лужицкого народа (здесь, например, исчезли лицевые урны). В III веке поморская культура в ее первоначальном виде практически исчезла, а региональные анклавы сохранились только до середины II века до нашей эры. [37]
Western Baltic Kurgans culture [ edit ]
Западнобалтийская курганная культура существовала на Мазурах , Вармии , Самбии и северном Мазовии в период 650–50 гг. до н.э. Частично оно произошло от людей, мигрировавших сюда из Приднепровья и ассимилировавших элементы варминско-мазурских лужицких ветвей (которым предшествовала самбийская курганная культура среднего бронзового века ), а также культур старой лесной зоны. Они были во многом связаны, в том числе погребальные сосуды, со своей современницей, поморской культурой. На радиальных каменных сооружениях возводились курганы — курганы , или курганы, некоторые из них были довольно большими и содержали множество отдельных захоронений. Большой курган III века до нашей эры был обнаружен и исследован в Пёрково Браневского уезда. Умерших кремировали, а прах помещали в урны. Они строили небольшие укрепленные поселения в естественно подходящих местах, например, на вершинах холмов, и, что характерно, на мелководных водоемах, для чего требовалось заглубление бревен и строительство специальных свай. Подводные исследования позволили концептуально реконструировать такое поселение (3–2 века до н.э.) на озере Ожиш недалеко от Ожиша в Пишский уезд. Хозяйство западнобалтийских курганов было традиционным, основанным на животноводстве (стада содержались в полудиком состоянии). Обработка земли в истории этой культуры производилась в меньшей степени и лишь позже. Большое значение имели также охота, рыбная ловля и собирательство. Производство инструментов было старомодным, в основном неметаллическим. Керамические контейнеры часто имели круглое (полусферическое) дно и скромный проколотый или гравированный орнамент. Культура западнобалтийских курганов является культурой-предшественницей западнобалтской культуры (культурной сферы западнобалтийских племен ), которая развивалась в течение первых нескольких веков нашей эры. [41] [42] [43]
См. также [ править ]
- Предыстория Польши (до 966 г.)
- Польша каменного века
- Польша в древности
- Польша в раннем средневековье
- Северный бронзовый век
- Гальштатская культура
- Доримский железный век
Примечания [ править ]
а. ^ Территория Тшчиница реставрируется и развивается под Археологический музей под открытым небом «Карпатская Троя».
Ссылки [ править ]
- ^ Различные авторы, изд. Марек Дервич и Адам Журек , Основания Польши (до 1038 года), Wydawnictwo Dolnośląskie , Вроцлав, 2002 г., ISBN 83-7023-954-4 , стр. 55, Славомир Кадров.
- ^ В источниках Польши , стр. 68, Богуслав Гедига.
- ^ У источников Польши , стр. 54–85.
- ^ Kalendarium dziejów Polski (Хронология польской истории), изд. Анджей Хвальба , стр. 8, Яцек Полески . Copyright 1999 Wydawnictwo Literackie Kraków, ISBN 83-08-02855-1 .
- ^ Kalendarium dziejów Polski (Хронология польской истории), изд. Анджей Хвальба, стр. 10–11, Яцек Полески
- ^ У истоков Польши , стр. 54–83, Славомир Кадров, Богуслав Гедига.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б У истоков Польши , с. 55, Славомир Кадров.
- ^ В источниках Польши , с. 60–61, Богуслав Гедига.
- ^ Ежеквартальный журнал Archeologia Żywa (Живая археология), Варшава, выпуск 3-4 (29-30) 2004 г., Брущево ... Януш Чебрещук , Йоханнес Мюллер
- ^ У истоков Польши , стр. 55–56, Славомир Кадров.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Археология трассы автомагистрали А-4 в Силезии Богуслава Гедиги, Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ В источниках Польши , с. 56, Славомир Кадров.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б У истоков Польши , стр. 55, 214–215; Петр Качановский , Януш Кшиштоф Козловский - Древнейшая история польских земель ( до VII века)), Фогра , Краков 1998, ISBN 83-85719-34-2 , стр. 147; Ежи Вырозумский – История Польши до 1505 года , Национальное научное издательство ( Polish Scientific Publishers PWN ), Варшава, 1986, ISBN 83-01-03732-6 , с. 62
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б У истоков Польши , стр. 57–58, Славомир Кадров.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б музея Подкарпатского в Кросно Сайт , Ян Ганцарский
- ^ У истоков Польши , с. 58, Славомир Кадров.
- ^ Что скрывают курганы , Марек Флорек , Archeologia Żywa, 1 (10) 1999, выпуск.
- ↑ «Бронзовая эпоха под шоссе», Кшиштоф Ковальский, интернет-издание Rzeczpospolita , 1 октября 2009 г.
- ^ Ежи Вырозумский – История Польши до 1505 г. , стр. 62.
- ^ У истоков Польши , стр. 58–59, Славомир Кадров.
- ↑ В источниках Польши , с. 62–63, Богуслав Гедига.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и У источников Польши , стр. 62-65, Богуслав Гедига.
- ^ В источниках Польши , с. 64–65, Богуслав Гедига.
- ^ Археологические исследования Тадеуша Поклевского-Козелла , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Археологическая автомагистраль Рышарда Наглика , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ В источниках Польши , с. 84, Адам Журек.
- ↑ В источниках Польши , с. 66–67, Богуслав Гедига.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж У истоков Польши , стр. 68–73, Богуслав Гедига.
- ↑ В источниках Польши , стр. 68–73 и 81, Богуслав Гедига.
- ↑ Дорога в прошлое или секреты А4 , Беата Мациевская, Gazeta Wyborcza , веб-сайт Вроцлава, 29 октября 2009 г.
- ^ В источниках Польши , с. 74–75, 81–82, Богуслав Гедига.
- ↑ Начало Польши в новой перспективе , Томаш Ясинский , стр. 11. Польская академия наук , Портал Wiedzy www.portalwiedzy.pan.pl «Наука», апрель 2007 г.
- ^ Большие раскопки в Польше, проведенные Ежи Гонсовским , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ Ежи Вырозумский – История Польши до 1505 г. , стр. 66.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 348.
- ^ В источниках Польши , с. 81–82, Богуслав Гедига.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и У истоков Польши , стр. 78–83, Богуслав Гедига.
- ^ В источниках Польши , с. 82, Богуслав Гедига.
- ^ Яцек Анджейовский , «Пшеворская культура. Краткая история (для иностранцев)»; статья в Worlds Apart? Контакты через Балтийское море в железный век: Сеть Дания-Польша, 2005-2008 гг. , Копенгаген-Варшава, 2010 г., ISBN 8787483181
- ^ У источников Польши , стр. 84–85, Адам Журек.
- ^ У истоков Польши , с. 117, Данута Ясканис.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 187, 225.
- ^ В источниках Польши , Синхронизация археологических культур, стр. 214–217 Адама Журека и хронологические таблицы, стр. 222–225 Войцеха Мрозовича и Адама Журека, используемые на протяжении всей статьи.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Различные авторы, изд. Марек Дервич и Адам Журек , Основания Польши (до 1038 года), Wydawnictwo Dolnośląskie , Вроцлав, 2002 г., ISBN 83-7023-954-4
- Петр Качановский , Януш Кшиштоф Козловский – Древнейшая история польских земель ( до VII века)), Фогра , Краков 1998, ISBN 83-85719-34-2