Польша в древности
История Польши |
---|
Для Польши в древности характерны народы различных археологических культур, жившие и мигрировавшие через различные части территории нынешней Польши, примерно с 400 г. до н.э. до 450–500 гг. н.э. Эти люди идентифицируются как славяне , кельты , германские народы , балты , фракийцы , авары и скифы . Скорее всего, присутствовали и другие группы, которые трудно идентифицировать, поскольку этнический состав археологических культур часто плохо распознается. Не имея письменности, многие из них развили относительно развитую материальную культуру и социальную организацию , о чем свидетельствуют археологические данные; например, богато обставленные, «княжеские» династические могилы .
Характерной чертой этого периода был высокий уровень миграции больших групп людей, даже эквивалентных современным нациям. [ 1 ] В этой статье рассматривается продолжение железного века (см. Польша бронзового и железного века ), Ла Тена и Рима влияние миграции , а также периоды . Эпоха Ла Тена делится на:
- Тогда А, 450–400 гг. до н.э.
- Тена Б, 400–250 гг. до н.э.
- Ла Тен C, 250–150 до н.э.
- Ла Тен Д, 150–0 до н.э.
400–200 гг. до н. э. также считается ранним доримским периодом. [ 2 ] и 200–0 до н.э. — младший доримский период (А). За этими эпохами последовал период римского влияния:
- Ранняя стадия: 0–150 г. н.э.
- 0–80 Б 1
- 80–150 Б 2
- Поздний этап: 150–375 гг. Н.э.
- 150–250 С 1
- 250–300 С 2
- 300–375 С 3
375–500 годы нашей эры составили (дославянский ) период миграции (D и E). [ 3 ]
Начиная с начала IV века до нашей эры, кельты основали ряд поселений. Большинство из них находились на территории нынешней южной Польши, которая находилась на окраине их экспансии. Благодаря своей высокоразвитой экономике и ремеслам они оказали длительное культурное влияние, непропорциональное их небольшой численности в регионе. [ 4 ]
Расширяясь и покидая свою родину в Скандинавии и Северной Германии , германские народы жили в Польше в течение нескольких столетий, в этот период многие их племена также мигрировали наружу на юг и восток (см. Вильбаркская культура ). С расширением Римской империи германские племена попали под римское культурное влияние. Сохранились некоторые письменные заметки римских авторов, имеющие отношение к событиям на польских землях; они дают дополнительную информацию по сравнению с археологическими данными. В конце концов, когда Римская империя была близка к своему краху, а кочевые народы, вторгшиеся с востока, уничтожили, повредили или дестабилизировали различные сохранившиеся германские культуры и общества, германские племена покинули Центральную и Восточную Европу и перебрались в более безопасные и богатые западные и южные страны. части европейского континента. [ 5 ]
Северо-восточный угол сегодняшней Польши был и оставался населенным балтийскими племенами. Они находились на внешних границах значительного культурного влияния Римской империи. [ 6 ]
Кельтские народы
[ редактировать ]Археологические культуры и группы
[ редактировать ]Кельты впервые прибыли в Польшу из Богемии и Моравии примерно в 400 г. до н. э. или позже, всего через несколько десятилетий после возникновения их культуры Ла Тена. Они образовали несколько анклавов, в основном на юге страны, среди поморского или лужицкого населения или на территориях, покинутых этими народами. Культуры или группы, которые были кельтскими или имели кельтский элемент (смешанный кельтский и автохтонный ), просуществовали в наибольшей степени до 170 г. н. э. ( Пуховская культура ). После появления кельтов и во время их правления (их всегда было незначительное меньшинство) основная масса населения начала приобретать черты археологических культур с преобладающим германским компонентом. В Европе экспансия Рима и давление германских народов остановили и обратили вспять кельтскую экспансию. [ 7 ]
Первоначально две группы обосновались на плодородной почве в Силезии : одна — на левом берегу реки Одер к югу от Вроцлава , в районе, включавшем гору Сленжа ; другой - вокруг Глубчицкой возвышенности. Обе эти группы остались в своих регионах в 400–120 гг. до н.э. Захоронения и другие важные кельтские памятники в Глубчицком уезде были исследованы в Кетже и близлежащей Новой Цереквиа. Группа Сленжа в конечном итоге ассимилировалась с местным населением, а группа, жившая на Глубчицкой возвышенности, очевидно, мигрировала на юг. Более поздние открытия включают кельтские поселения во Вроцлавском уезде, например, в Войковице хорошо сохранившуюся могилу женщины III века до нашей эры с бронзовыми и железными браслетами , брошями , кольцами и цепями . [ 7 ] [ 8 ]
Позже прибыли еще две группы и заселили верхний бассейн реки Сан (270–170 гг. До н.э.) и территорию Кракова . Последняя группа вместе с местным населением, примерно в это время развивавшим черты пшеворской культуры (см. следующий раздел), образовала смешанную тынецкую группу, существовавшую 270–30 до н.э. Эпоха доминирования группы Тынец была ок. которое было вытеснено из Словакии даками 80–70 гг. до н.э., когда существующие поселения получили кельтское подкрепление из более южного населения , . [ 9 ] В I веке до нашей эры еще одна небольшая группа поселилась в будущей Польше, вероятно, намного севернее, в Куявах . Наконец, существовала длительная (270 г. до н.э. – 170 г. н.э.) смешанная Пуховская культура, которую римские источники связывали с кельтской котини , северные пределы которой включали части горного хребта Бескиды и даже территорию Кракова . [ 7 ] [ 10 ] [ 11 ]
Сельское хозяйство, технологии, искусство и торговля
[ редактировать ]Древнее кельтское земледелие было развито. Кельтские земледельцы использовали плуги с железными лемехами и удобряли поля навозом . Их поголовье состояло из отборных пород , особенно овец и крупного рогатого скота .
Кельты, поселившиеся в Польше, привезли с собой и распространили различные достижения латенской культуры, в том числе разнообразные инструменты и другие изобретения. Одним из них был керн-камень , имевший неподвижный нижний камень и верхний, вращаемый рычагом. Они также привезли железные печи . в Польшу [ 12 ] Железо в больших количествах получали из местных торфяных руд; его металлургия и обработка были улучшены, что привело к производству более прочных и устойчивых инструментов и оружия . Керамищики использовали гончарный круг и (особенно группа Тынец) изготавливали с большой точностью тонкостенные расписные сосуды, одни из лучших в Европе. Использовались купольные двухъярусные печи; горшки ставились на перфорированную глиняную полку под очагом . Кельты также производили стекло и эмаль , обрабатывали золото и полудрагоценные камни для ювелирных изделий . [ 7 ]
Кельтские общины поддерживали обширные торговые контакты с греческими городами , Этрурией , а затем с Римом . Они занимались торговлей янтарем между Балтийским и Адриатическим морями, но обработка янтаря осуществлялась и в местных мастерских. В I веке до нашей эры монеты из золота и серебра, а также из более распространенных металлов в Кракове и других местах чеканились . В Гожуве недалеко от Освенцима был обнаружен клад кельтских монет. Оригинальное кельтское искусство нашло свое выражение в многочисленных рисунках, включающих растительные, животные и антропоморфные мотивы . Эти различные кельтские достижения были приняты коренным населением, но обычно со значительной задержкой. [ 7 ]
Известные поселения и места захоронений
[ редактировать ]Поселение в Новой Цереквиа действовало с начала IV до конца II века до нашей эры. Сто человек жили в более чем 20 домах, поддерживаемых колоннами , со стенами из балок , отделанными глиной и расписанными. Хотя кельтские поселения в Польше были основаны на разных высотах , они не имели оборонительных подкреплений. После того, как кельты покинули этот район, поселение Нова Церекев оставалось необитаемым в течение 150 лет, прежде чем было вновь заселено пшеворцами , а затем и славянами . Недавно найденные в Новой Церекеве предметы включают коллекцию золотых и серебряных монет, отчеканенных племенем Бойи (3–2 века до н.э.), греческие монеты из Сицилии и других колоний, а также различные металлические декоративные предметы. В прошлом были обнаружены глиняные контейнеры, украшения и инструменты. Нова-Церекев был крупным кельтским торговым и политическим центром, одним из очень немногих в Центральной Европе, источником больших прибылей и самой северной из их Янтарной дороги . станций [ 7 ] [ 13 ] [ 14 ]
Среди наиболее значительных кельтских находок в Малой Польше — обширное и богатое поселение в Подленже и связанное с ним кладбище в Закшовце , оба в Величке ; многопериодный поселенческий комплекс в Александровицах Краковского и уезда. Место подленже было заселено с середины III века до н. э., и на нем было обнаружено множество металлических предметов, монет и форм для пустых монет , а также большая коллекция стеклянных браслетов. Кельтские могилы в Закшовце представляют собой прямоугольные землянки длиной несколько метров, в которых хранится прах и погребальные приношения, такие как керамика и личные украшения. Могилы того же типа, но более позднего времени, I–II веков нашей эры, также обнаружены вокруг Кракова, что свидетельствует о продолжении кельтских традиций даже после прибытия в этот район германских племен. Кельтское захоронение, исследованное в Александровицах, содержит богатую коллекцию погребальных даров II века до нашей эры, в том числе железное оружие. Уникальный тщательно продуманный дизайн этих предметов, в том числе ножны с повторяющимся изображением мотив дракона обнаружен только в районах кельтских поселений в Словении и западной Хорватии . [ 15 ]
Духовная жизнь и культовые места
[ редактировать ]В сфере кельтской духовной жизни существовали значительные различия. Захоронения IV и начала III веков до нашей эры во Вроцлаве и Сленжском районе имеют скелетный характер. Иногда мужчину и женщину хоронили вместе, что наводит на мысль об известной кельтской практике принесения в жертву жены во время похорон мужа, но женщин обычно хоронили отдельно, со своими драгоценностями. Некоторым погибшим выдали мясо и нож для его разделки. Начиная с III века до нашей эры, тела кремировались , что также имело место во всех малопольских захоронениях. Могилы кельтских воинов (III век до н. э.) в Ивановицах Краковского уезда содержат очень богатый ассортимент оружия и украшений. [ 7 ]
Многие полагают, что гора Сленжа была местом исключительного культового значения на протяжении многих веков, возможно, начиная с лужицких времен, но особенно для кельтов. В начале 11 века летописец Титмар из Мерзебурга описывает гору как место поклонения из-за ее размеров и «проклятых» языческих проводимых там церемоний. Вершины этой и соседних гор окружены стоячими камнями и монументальными скульптурами . Диагональные крестовые знаки, обнаруженные на многих каменных предметах, могут иметь свое происхождение от гальштатско -лужицкого солнечного культа. Такие знаки можно также увидеть на массивной скульптуре « монаха самом деле больше похожей на простую шахматную фигуру или кегли » ( на ), которая располагалась внутри самого большого каменного кольца на самой горе Сленжа и, как полагают, возникла из культурных кругов Гальштата. В каменных кольцах также присутствуют фрагменты лужицкой керамики. Более молодые скульптуры (« Дева с рыбой», «Гриб» и фигурки медведей) имеют отдаленные аналоги в кельтском искусстве Пиренейский полуостров и, как полагают, принадлежал кельтам, которые в дальнейшем превратили Сленжу в культовый центр. Культ горы Сленжи, вероятно, был возрожден славянами , пришедшими в раннее средневековье . [ 16 ]
Ранний германский [с] народы
[ редактировать ]
Культуры Ла Тена и Ясторфа и их роль
[ редактировать ]Германские культуры в Польше развивались постепенно и разнообразно, начиная с современных лужицких и померанских народов, находящихся под влиянием и дополненных сначала кельтами Ла Тена , а затем племенами Ясторфа , которые заселили северо-западную Польшу, начиная с 4 века до нашей эры, а затем мигрировали на юго-восток через и мимо. основной участок польских земель (середина III в. до н.э. и после). [а] Исчезнувшие кельты сильно изменили Центральную Европу и оставили после себя неизгладимое наследие. Их развитая культура катализировала экономический и другой прогресс среди современного, а также будущего населения, которое часто имело незначительный кельтский компонент или вообще не имело его. Археологический период Ла Тена закончился с началом нашей эры . Истоки мощного подъема германского народа, приведшего его к вытеснению кельтов, нелегко понять. Например, мы не знаем, в какой степени поморская культура уступила место пшеворской культуре путем внутренней эволюции, внешнего притока населения или просто проникновения новых региональных культурных тенденций. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Раннегерманская культурная сфера Ясторфа вначале была обедненным продолжением северогерманской культуры Урнфилда и культур нордического круга . Это сформировало c. 700–550 гг. До н.э. в Северной Германии и Ютландии под Гальштата влиянием ; на ранних этапах его похоронные обычаи сильно напоминали обычаи современной поморской культуры . Из культуры Ясторф, которая быстро распространилась с ок. Начиная с 500 г. до н.э., две группы возникли и заселили западные окраины Польши в течение 300–100 гг. До н.э.: группа Одера в западной Померании и группа Губина дальше на юг. Эти группы, которые были периферийными по отношению к культуре Ясторфа, скорее всего, возникли как популяция померанской культуры, находящаяся под влиянием культурной модели Ясторфа. [ 20 ] Общины Ясторфа создали большие могильники, отдельные для мужчин и женщин. Умерших кремировали, а прах помещали в урны , накрытые чашами перевернутыми . Похоронные подарки были скромными и довольно однородными, что указывало на то, что общество не было ни богатым, ни социально диверсифицированным. [ 21 ] Группы Одера и Губина, вероятно, включали племена, позже названные Бастарнами и Скири в греческих письменных источниках, отмеченные их военными подвигами вокруг Греции и ее колоний во второй половине III века до нашей эры. Их маршрут пролегал по рекам Варта и Нотеч , пересек Куявии и Мазовецкое воеводство , повернул на юг вдоль реки Буг и продолжил путь до территории современной Молдавии , где они поселились и развили поенешть-лукашевскую культуру . [ 2 ] Этот маршрут отмечен археологическими находками, особенно характерными бронзовыми короны в форме ожерельями . [ 21 ]
Оксивская культура и Пшеворская культура
[ редактировать ]Неясно, поселились ли некоторые из этих путешествующих ясторфов в Польше, в какой степени и на какое время. [ 22 ] Однако их миграция вместе с ускоренным влиянием Ла Тена катализировала возникновение оксивской и пшеворской культур . Обе новые культуры находились под сильным влиянием Ясторфа. Все более частое присутствие на территории пшеворской культуры предметов, изготовленных ясторфцами, отражает проникновение ясторфской культуры в их население. И оксивская, и пшеворская культуры в полной мере использовали технологии обработки железа; в отличие от культур-предшественников, они не демонстрируют региональной дифференциации. [ 21 ]
Оксивская культура (250 г. до н. э. – 30 г. н. э.) была названа в честь деревни (ныне в пределах города Гдыня ), где было обнаружено захоронение. Первоначально он занимал Вислы регион дельты , а затем остальную часть восточной Померании, расширялся на запад до территории группы Ясторф-Одер, а в I веке до нашей эры также включал часть того, что было территорией этой группы. Как и другие культуры того периода, она имела основные культурные особенности Ла Тена, а также типичные для балтийских культур. Керамика и погребальные обычаи оксивской культуры указывают на тесную связь с пшеворской культурой. Прах мужчин был помещен в добротные черные урны с прекрасной отделкой и декоративным ободком. В отличие от мужских могил в ясторфской культуре, их могилы были снабжены утварью и оружием, включая типичный однолезвийный меч , и часто были покрыты камнями или отмечены камнями. Прах женщин хоронили в ямах вместе с женскими личными вещами. Глиняный сосуд с рельефными изображениями животных, найденный в Голембёво-Вельке в Гданьском уезде (2-я половина I в. до н.э.), является одним из лучших во всей германской культурной зоне. [ 21 ]
Пшеворская культура получила название по имени городка в Малопольше , возле которого было найдено еще одно захоронение. Как и Оксиви, он возник ок. 250 г. до н. э., но длилось это гораздо дольше. Она претерпела множество изменений, сформировала племенные и политические структуры, вела войны (в том числе с римлянами ), пока в V веке нашей эры ее высокоразвитое общество земледельцев, ремесленников , воинов и вождей не поддалось искушениям земель ныне - падшая империя. (Для многих из них это, возможно, произошло довольно быстро, в первой половине того столетия.). [ 21 ] [ 23 ]
Пшеворская культура первоначально утвердилась в Нижней Силезии , Великой Польше , центральной Польше, западном Мазовии и Малой Польше, постепенно вытесняя (с запада на восток) поморскую культуру и культуру Клош-Могилы . Некоторое время он сосуществовал с этими более старыми культурами (в некоторых случаях даже в более молодой доримский период, 200–00 до н.э.) и ассимилировал некоторые их характеристики, такие как погребальная практика Cloche Grave и керамика. Жители Пшеворска, должно быть, произошли от двух вышеупомянутых местных культур из-за отсутствия какой-либо другой археологически жизнеспособной возможности, но их различные обряды кремации и стиль гончарного дела представляют собой поразительное культурное отличие от их предшественников. [ 2 ] [ 21 ]
Во II и I веках до нашей эры (поздний Ла Тен) пшеворцы последовали примеру более развитых кельтов, которые основали анклавы населения на юге и в средней Польше. Пшеворская культура развилась в результате принятия местным населением моделей культуры Ла Тена. Проход бастарнов и скиров и связанные с ним волнения, вероятно, послужили внешним катализатором; Археологический материал ясторфской культуры был обнаружен в допшеворских комплексах артефактов и в некоторых частях раннего пшеворского хребта. Пшеворцы освоили и внедрили различные достижения кельтов, главное — развили крупномасштабное производство железа, для чего использовали местные болотные руды . [ 2 ] Иногда они образовывали смешанные группы и сотрудничали в рамках общих поселений с кельтами, группа Тынец в Краковском крае и еще одна группа в Куявии наиболее известными примерами которых являются . Оружие , одежда и украшения были созданы по образцу кельтских изделий. На ранних этапах своей культуры пшеворцы не проявляли социальных различий; могилы их были одинаковыми и плоскими, а прах обычно хоронили вместе с погребальными дарами и без урн. Религиозные практики языческих германских народов включали в себя церемонии подношения, проводимые на болотах , с использованием искусственных предметов, продуктов , сельскохозяйственных животных или даже человеческих жертвоприношений , как это было в одном месте возле Словиково в Слупском повяте и другом в Оталонжке, Груецком повяте. захоронения собак внутри или вокруг усадьбы . Еще одной формой защитного подношения были [ 21 ]
По мере того как кельтское господство в этой части Европы подходило к концу и границы Римской империи стали гораздо ближе, пшеворцы подвергались влиянию греко-римского мира с быстро растущей интенсивностью. [ 21 ]
Культуры и племена во времена Римской империи
[ редактировать ]Ранние римские войны и движение племен
[ редактировать ]Множество косвенных свидетельств указывает на участие германцев из польских земель в событиях первой половины I в. до н.э., кульминацией которых стала Галлия в 58 г. до н. э., о чем говорится в Цезаря « Комментариях Белло Галлико» . Ко времени свевов прихода в Галлию племенной конфедерации во главе с Ариовистом в районах верхнего и среднего бассейна реки Одер можно наблюдать быстрое снижение плотности расселения . Фактически губинская группа ясторфской культуры тогда исчезла совсем, что может свидетельствовать об идентификации группы с одним из свевских племен. Освободились также западные ареалы пшеворской культуры (Нижняя Силезия, Любушская земля и запад Великой Польши), вероятная исконная территория племен, сопровождавших свевов. Захоронения и предметы, характерные для пшеворской культуры, обнаружены в Саксонии , Тюрингии , Гессене , по маршруту наступления свевов . Вышеупомянутые регионы западной Польши не были заселены и экономически перестроены до II века нашей эры. [ 24 ]
В результате усилий римлян по подчинению всей Германии племена-члены союза свевов были перемещены, двинулись на восток, покорили стоявшие на их пути кельтские племена и расселились: квады в Моравии , маркоманы в Богемии . Последнее племя под руководством Марбода образовало квазигосударство с огромной армией и смогло покорить, в том числе, и племенное объединение Лугии . Считается, что то, что археологи считают пшеворской культурой этого периода (начало I века н.э.), состоит в основном из лугий, описанных Тацитом как очень крупный союз племен. Поражение римлян в битве в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.) в некоторой степени стабилизировало ситуацию на периферии Империи. Через посредников маркоманов и квадов лугии и другие племена на польских землях все активнее вовлекались в торговлю и другие контакты с дунайскими провинциями Рима. В 50 году н.э. они вторглись и разграбили государство Квади, созданное Ваннием , способствуя его падению. Катализатором экспедиции стали слухи об огромных богатствах, которые накопил Ванний. грабежом и взиманием пошлин . В 93 году Лугии обратились к императору Домициану за помощью в войне против свевов и получили 100 конных солдат. [ 24 ]
Янтарная дорога
[ редактировать ]Деятельность древней Янтарной дороги , трансъевропейского торгового маршрута янтаря с севера на юг , продолжалась и активизировалась во времена Римской империи. С I века до нашей эры Янтарная дорога соединяла берега Балтийского моря и Аквилею , важный центр обработки янтаря. Этот маршрут контролировали сначала кельты, позднее римляне к югу от Дуная , а затем германские племена к северу от этой реки. Помимо янтаря, он использовался для перевозки различных товаров (и рабов). Как рассказывает в Естественной истории» Плиний Старший , во времена правления Нерона всадник « неизвестного имени возглавил экспедицию к берегам Балтийского моря и вернулся в Рим с огромным количеством янтаря, который впоследствии использовался в пропагандистских целях во время гладиаторских боев и других публичных мероприятий. игры. Инфраструктура Янтарного пути была разрушена германскими и сарматскими нападениями во второй половине III века нашей эры, хотя до середины VI века она все еще периодически использовалась. Пшеворские памятники культуры представляют богатый ассортимент предметов торговли на Янтарном пути. [ 25 ]
Группы Густова и Любуша
[ редактировать ]С начала нашей эры до 140 г. н.э. на северо-западе Польши существовали две местные группы. Группа Густоу (названная в честь Густова на Рюгене ) жила на территории, заселенной в прошлом группой Одера. Южнее, у среднего течения реки Одер (район, ранее заселенный губинской группой), жила любушская группа . Эти две группы были промежуточными между культурным кругом Эльбы на западе и культурами Пшеворска и Вельбарка на востоке (Вильбарк заменил культуру Оксиве после 30 г. н. э.). [ 24 ]
Поселения и захоронения пшеворской культуры.
[ редактировать ]Пшеворцы раннеримского периода жили в небольших незащищенных деревнях. В каждой деревне проживало не более нескольких десятков жителей, проживавших в нескольких домах, каждый из которых занимал площадь 8–22 м². 2 и обычно располагался частично ниже уровня земли (полузатопленный ) . Поскольку у пшеворцев были колодцы , поселениям не обязательно было располагаться вблизи водоемов. Тринадцать колодцев II века различной конструкции с деревянными стенами были найдены в поселении в Станиславице , Бохнянский повят. [ 15 ] [ 26 ] Поля какое-то время использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а затем в качестве пастбищ, поскольку навоз помогал удобрять истощенную почву. С появлением железных плугов на Пшеворских полях чередовалась обработка почвы и выпас скота .
Несколько или более населенных пунктов составляли микрорегион, жители которого экономически сотрудничали и хоронили своих умерших на общем кладбище. Каждый микрорегион был отделен от других микрорайонов лесами и бесплодной землей. Ряд таких микрорегионов, возможно, составлял племя, разделенное пустым пространством, которое Тацит называл зонами «взаимного страха». Однако иногда племена образовывали более крупные конфедерации, например, временные союзы для ведения войн или даже ранние формы государств, особенно если они были тесно связаны в культурном отношении. [ 24 ]
промышленный комплекс пшеворской культуры начала тысячелетия по добыче соли из соляных источников обнаружен В Чабско близ Могильно . [ 27 ]
Исследования Пшеворских могильников, даже самый крупный из которых использовался непрерывно на протяжении нескольких столетий, выявили не более нескольких сотен могил, что свидетельствует о низкой общей плотности населения. [ 28 ] [б] Мертвых кремировали, а прах иногда помещали в урны с выгравированными выпуклостями в центре. В I веке н. э. эта конструкция была заменена горизонтальным выступом по окружности урны, что создавало острый профиль.
могила воина, который, должно быть, принимал участие в экспедиции Ариовиста В Семехове была найдена (70–50 до н. э.); он содержит кельтское оружие, шлем, изготовленный в Альпийском регионе и использовавшийся в качестве погребальной урны воина, и местную керамику. Погребальные подарки часто по неизвестным причинам сгибались или ломались, а затем сжигались вместе с телом. Погребения варьируются от «бедных» до «богатых», последние снабжены дорогостоящим кельтским, а затем и римским импортом , что отражает значительное социальное расслоение, сложившееся к тому времени. [ 24 ]
Вильбаркская культура и захоронения
[ редактировать ]Вильбаркская культура , названная в честь Вильбарка в уезде Мальборк , где было обнаружено большое кладбище, довольно внезапно заменила оксивскую культуру в Померании на всей ее территории. [ 29 ] Хотя оксивская культура была тесно связана с пшеворской культурой, ее преемница вельбаркская культура демонстрирует лишь минимальные контакты с пшеворскими областями, что указывает на четкое племенное и географическое разделение. Вильбаркская культура просуществовала на польских землях с 30 по 400 г. н. э., хотя большая часть ее жителей покинула Польшу задолго до последней даты. Некоторые из захоронений этой культуры представляют собой скелеты; мертвых хоронили в цельных бревенчатых гробах , а других кремировали; обе такие могилы были оборудованы одинаково. [ 29 ] Кремированные останки либо помещали в урны, либо просто хоронили в ямах. Погребальные дары не включали оружие или инструменты. Среди них действительно были глиняные сосуды, украшения, личные украшения и — если покойный был достаточно богат, чтобы иметь лошадь — шпоры. Эти различные предметы, и особенно украшения I и II веков н.э. из бронзы, серебра и золота, представляют собой произведения высочайшего качества, превосходящие сопоставимые изделия пшеворской культуры. » II века Это мастерство достигло своего апогея в ювелирных изделиях « барокко , красивых по любым стандартам, которые были помещены в могилы женщин (по мере распространения вельбаркской культуры на юг) в Познани -Сзелонге и Ковалевко, округ Оборники , среди других мест. [ 24 ]
Кладбище Ковалевко в Великой Польше является одним из крупнейших вельбарских захоронений в Польше и отличается большим количеством красивых реликвий, изготовленных на месте или привезенных из Империи. Общее количество захоронений оценивается более 500, большая часть из которых раскопана. Шестьдесят процентов тел не кремировались, а обычно помещались в деревянные гробы, сделанные из досок. Могильник использовался с середины I века н. э. примерно до 220 г., а это означает, что здесь было похоронено около 80 местных жителей каждого поколения. Остатки поселений в регионе также были исследованы. [ 29 ] В Рогово недалеко от Хелмно были обнаружены поселение Вельбарк, промышленный объект и биритуальное кладбище II-III веков с очень богато обставленными могилами. [ 30 ] В районе Улковы Гданьского уезда обнаружено поселение, состоящее из затонувших полов и построенных после постройки жилищ, а также могильника, использовавшегося с середины I до второй половины III века. По случаю строительства автомагистрали была раскопана только часть кладбища, но обнаружено 110 погребений (11 в выдолбленных бревенчатых гробах) и 15 кремаций (восемь из них в урнах) с богатой коллекцией декоративных предметов, в основном из могилы женщин. К ним относятся изысканные украшения и аксессуары из золота, серебра, бронзы, янтаря, стекла и эмали. На месте поселения были обнаружены керамика, предметы быта и инструменты, в том числе ткацкое оборудование. Другие важные поселения Вельбарка в этом районе были обнаружены в Сварожине и Станиславе, оба в Тчевском повяте. [ 24 ] [ 31 ] [ 32 ]
Многие могилы Вильбарка были плоскими, но курганы также характерны и распространены. В случае курганов могила была засыпана камнями, окруженными кругом из более крупных камней. Их засыпали землей, а одинокий камень или стелу сверху часто ставили . Такой курган мог включать в себя одно или несколько индивидуальных захоронений, иметь диаметр до десятка метров и высоту до 1 метра. Некоторые могильники представляют собой большие каменные круги из массивных валунов высотой до 1,7 метра, разделенные промежутками в несколько метров, иногда соединенными камнями меньшего размера; вся конструкция имеет диаметр 10–40 метров. В середине кругов помещали от одной до четырех стел, а иногда и одну могилу. Считается, что каменные круги являются местом собраний скандинавских (см. ниже) тингов (собраний или судов). Одиночные могилы внутри кругов, вероятно, представляют собой могилы человеческих жертвоприношений, призванных умилостивить богов и обеспечить их поддержку в обсуждениях. В Венсёрах обнаружено каменное курганное кладбище. Картузский уезд; еще одно захоронение с 10 большими каменными кругами было обнаружено в Одрах Хойницкого уезда, оба датированы II веком нашей эры. [ 24 ]
Истоки и распространение культуры Вильбарк
[ редактировать ]Как возникла вельбаркская культура и почему она так сразу вытеснила оксивскую культуру? Согласно легенде, приведенной в «Происхождении и деяниях готов» готского века историка VI Иордана , предки этого германского племени прибыли из Скандинавии (при короле Бериге ) на двух лодках и высадились на берегах Южной Балтики, а затем третья лодка, перевозившая предков гепидов . Предположительно, они покорили коренное население этого региона, а затем, несколько лет спустя (при царе Филимере , пятом от Берига), продолжили миграцию в сторону Черного моря . Эта история, отвергнутая историками прошлого, теперь рассматривается как содержащая основные элементы истинной последовательности событий, и культура Вильбарка действительно частично отождествляется с германскими предками готов. Идея о том, что в устье Вислы прибыли разные в культурном отношении (хотя и родственные) народы , смешались с населением оксивов и стали доминировать над ним благодаря своему (по крайней мере, культурному) развитию, не противоречит состоянию археологических находок. и мог бы объяснить изменение культур в Померании около 30 г. н.э. [ 24 ]
Тем не менее археология показывает, что эволюция оксивской культуры была фундаментальным источником вельбарской культуры, поскольку обе культуры распространялись на одну и ту же территорию и постоянно использовали одни и те же кладбища. Присутствующие здесь венеты и руги попали под влияние готов или их скандинавских предшественников. В настоящее время считается, что скандинавские пришельцы непосредственно заселили территории, где находятся великие культовые курганы и каменные могильники. Они называются типом Одри-Венсиоры-Гжибница , установлены во второй половине I века н. э. и встречаются в некоторых частях Померании к западу от Вислы, вплоть до района Кошалина . Современная и довольно близкородственная вельбаркская культура в Великой Польше (ранее заселенная пшеворской культурой), представленная кладбищем Ковалевко, по большей части лишена курганов и каменных построек. Вильбаркцы пришли сюда из Померании. [ 29 ]
В течение I и II веков н.э. вельбаркская культура распространилась на юг, в сторону Великой Польши и Мазовии , частично за счет пшеворской культуры. Примерно в середине I века люди вельбарской культуры вытеснили пшеворское население из северной Великой Польши и заселили эту территорию примерно на 150 лет. [ 29 ] Сама пшеворская культура также распространялась в южном, восточном и юго-западном направлениях. [ 24 ]
«Варвары», Поздняя Римская империя и Великое переселение народов
[ редактировать ]Маркоманские войны и движение племен
[ редактировать ]Маркоманские войны (166–180 гг. н. э.) были вызваны давлением, оказанное северными германскими народами (расселенными на территории современной Польши) на племена, проживающие в окрестностях Римских лип , защищаемой границы Империи. Экспансия протоготической вельбарской культуры, вытеснившей из северной Великой Польши и Мазовии людей пшеворской культуры; они в свою очередь, двигаясь на юг и восток, пересекли Карпаты в третьей четверти II в. . Этнический состав пшеворского населения на данном этапе неизвестен, так как племена лугий, похоже, уже не упоминаются. С Пшеворской культурой был связан Ветжно-Солинский тип , культурная единица с кельтскими, а затем дакийскими элементами, в более восточной части Бескидского хребта ( бассейн реки Сан ) в период 100–250 гг. [ 33 ] [ 34 ] Выжившие кельтские племена котинов с их пуховской культурой теперь навсегда исчезли в результате их миграции и участия в Маркоманских войнах. Изменения произошли и на северо-западе Польши, на границе региона культурной сферы Эльбы. Любушская группа была поглощена новой любошицкой культурой (Любошице, Кросно-Оджаньский повят), занимавшей бассейн среднего Одера в 140–430 гг. н.э. Его зарождение было связано с приходом с востока групп населения, находящихся под сильным влиянием пшеворской и вельбарской культур. Постепенно в новых благоприятных условиях здесь развивалась и развивалась новая ветвь германского народа — бургунды , происхождение которых восходит к Скандинавии и острову Борнхольм в частности и чьи предки затем мигрировали в северо-западный ареал культуры Пшеворка. [ 35 ] С другой стороны, группа Густова покинула западную Померанию, и через 70 лет ее заменила группа Дембчин (Дембчин, Вшовский уезд), основанная пришельцами из культур Эльбы и существовавшая между 210 и 450 годами нашей эры. [ 36 ]
Экономическое развитие и валюта
[ редактировать ]Экономическое развитие того, что для римлян считалось варварскими землями (также называемыми «Барбарикум», регионами, населенными в основном германскими народами, к северу и северо-востоку от Империи), во многом выиграло от навыков пленников, взятых во время затяжных Маркоманских войн, римских легионеров и мастера, некоторые из которых, несомненно, остались за пределами лип и внесли там свой вклад. Контакты с богатыми дунайскими римскими провинциями во время войн также были весьма активными и интенсивными. Из-за всего этого, с конца II века нашей эры, технические знания и изобретения, зародившиеся и основанные римлянами, становились все более распространенными в германских обществах. Например, помимо традиционных домов, опирающихся на столбы, строились каркасные дома, использовались токарные станки для обработки янтаря и других ювелирных работ. Варварские общества становились все более богатыми и, особенно в последние столетия имперского Рима, более социально поляризованными. [ 36 ]
В Польше было найдено около 70 000 римских монет всех периодов, начиная с серебряных динариев II века до нашей эры . Клад этих и других монет, некоторые из которых датируются I веком нашей эры, был найден в Поланеце , Сташувский уезд, вероятно, это была добыча, захваченная ок. э. от короля Марбода маркоманов 19 г. н . . Большие волны римских денег попадали в Польшу в I и II веках, а затем снова в IV и V веках, на этот раз в виде бронзовых и золотых солидов . Варвары не использовали их для торговли; они накапливались в династических сокровищницах правителей и время от времени использовались для церемониального обмена подарками. Вожди также хранили большие золотые римские медальоны или их местные имитации. Самый большой варварский медальон, эквивалентный 48 солидам, является частью золотого и серебряного клада, найденного в Загужине недалеко от Калиша . [ 37 ]
Княжеские захоронения
[ редактировать ]Эволюцию структуры власти внутри германских обществ в Польше и других странах можно в некоторой степени проследить, исследуя «княжеские» могилы — захоронения вождей и даже потомственных князей по мере прогресса консолидации власти. Те появляются с начала нашей эры и располагаются вдали от обычных кладбищ, поодиночке или небольшими группами. Тела хоронили в деревянных гробах и накрывали курганами или хоронили в деревянных или каменных камерах. роскошные римские подарки и причудливые варварские имитации (такие как серебряные и золотые застежки с пружинами, созданные с непревзойденным вниманием к деталям, датированные III веком нашей эры из Вроцлава- В могилы помещали Закжува), но не оружие. Захоронения этого типа I и II веков, встречающиеся на всем пути от Ютландии до Малой Польши , называются княжескими могилами Любешевского типа, по имени Любешево, Грифице в западной Померании, где было обнаружено шесть таких захоронений. Выделяют два типа княжеских могил III и IV веков: Закжувский тип, названный в честь местоположения трех очень богатых каменных камерных захоронений, найденных во Вроцлаве Закжув, встречается на юге Польши, а в северной и центральной частях страны Ростолты. ( Белостокского Курганы уезда) довольно распространены. На некоторых участках, которые считались династическими некрополями, князья были похоронены в несколько поколений. В позднеримский период княжеских захоронений становится меньше, но они становятся все более тщательно продуманными. [ 36 ]
Керамика и металлургия
[ редактировать ]Гончарное производство, а также промышленность по добыче и переработке железа продолжали развиваться в Польше на протяжении всего римского периода, пока не прекратились примерно в V веке в результате Великого переселения народов . Глиняные горшки по-прежнему часто формовали вручную, и они были более грубыми, тогда как лучшие из них изготавливались с помощью гончарного круга , который использовался с начала III века. [ 38 ] На некоторых были выгравированы надписи, но их значение, если таковое имелось, неизвестно (германцы иногда использовали рунические алфавиты ). Широко открытая урна типа вазы пшеворской культуры II века н.э., найденная в Бяле, Згежский уезд, покрыта изображениями кельтской и германской мифологии, такими как олени, всадники, кресты и свастики. Ведра III и IV веков были сделаны из дерева и укреплены бронзовыми распорками и листами. Большие шаровидные глиняные контейнеры для хранения пшеворской культуры III и IV веков имели высоту от 60 см до более одного метра. Керамические образцы IV и V веков поздней фазы этой культуры включают кувшины, глиняные ведра, мензурки и миски. [ 36 ]
Для черной металлургии римских времен характерны огромные центры металлургии. Одна из таких концентраций металлургических заводов в Свентокшиских горах , которая уже производила железо в промышленных масштабах в I веке нашей эры, во II и III веках стала крупнейшей в Барбарикуме. Возможно, именно из него производилась большая часть железа, поставляемого для производства варварского оружия во время Маркоманских войн. Железный продукт получали в довольно небольших одноразовых плавильных печах. Выход железа из одной печи составлял от нескольких до 20 кг, для чего требовалось от 10 до 200 кг руды и столько же древесного угля . Удовлетворение столь большой потребности в древесном угле привело к значительной вырубке лесов на территориях, окружающих центры добычи железа. не только торф, но и гематитовые Использовались руды, для чего были построены шахты и шахты для обеспечения доступа. Печи в Свентокшиских горах были сгруппированы в большие комплексы, расположенные в лесных массивах, вдали от населенных пунктов. В этом районе могло быть построено до 700 000 плавильных печей; одно большое скопление отработанных печей пшеворской культуры (II–III вв.) располагалось в Новой Слупе, Кельцкий уезд. Второй по величине центр производства железа действовал в то время в Мазовии , к западу от Варшавы , общее количество тамошних печей, в которых использовались только торфяные руды, оценивалось до 200 000. Они эксплуатировались как очень крупные комплексы, располагавшие одновременно несколькими тысячами печей, расположенных вблизи населенных пунктов, где осуществлялась дальнейшая обработка промежуточных продуктов. Эти два крупных центра металлургической промышленности производили железо в основном для торговли на дальние расстояния; для удовлетворения местных потребностей, а в меньших масштабах железо было получено в ряде других мест. [ 36 ]
Обнаружены могилы воинов-кузнецов, захороненных с оружием и наборами инструментов, что позволяет предположить, что они принадлежали к высшим слоям общества и пользовались большим уважением. [ 2 ]
Оружие и инструменты
[ редактировать ]Набор железных столярных инструментов III-IV веков, в том числе циркуль для разметки кругов, был найден в Пшибузе Велюньского повята, где находилось поселение пшеворской культуры и династический погребальный комплекс II-III веков. [ 39 ] Могилы пшеворцев обычно содержат значительные коллекции оружия, поэтому боевое снаряжение их воинов и его эволюция хорошо известны. Менее богатые воины обычно сражались пешими, используя копья (для боя на ближней дистанции) и копья (для метания), оба с железными наконечниками. Более обеспеченные бойцы использовали мечи, сначала длинные кельтские, а затем в I и II веках н.э. короткие и широкие гладиусы римского пехотного типа. Мечи хранились в ножнах, некоторые из которых, в зависимости от статуса, были весьма богато украшены. Длинные и узкие мечи, лучше подходящие для конного боя, снова стали популярны в III веке, но лошади были только у более богатых воинов, не говоря уже о железных шлемах или кольцевых доспехах. Круглые деревянные щиты имели посередине железные умбоны, обычно с шипом для прокалывания противника. Седел не было, но самые богатые из всадников пользовались серебряными шпорами и бронзовыми уздечками с цепными поводьями. Многочисленные предметы пшеворской культуры, в том числе шпоры и уникальное серебро. пряжка ремня была обнаружена в Александровице Краковского поселке уезда; некоторые реликвии датируются, возможно, первой половиной VI века. [ 15 ] [ 26 ] [ 36 ]
Миграции жителей вельбарской и пшеворской культур.
[ редактировать ]Во II веке нашей эры протоготы культуры Вильбарк начали свою великую миграцию, двигаясь на восток, юг и юго-восток. В первой половине III века они покинули большую часть Померании, за исключением Нижней Вислы. [ 29 ] где осталось небольшое население Вильбарка; Померания к западу от него была в основном заселена группой Дембчин. Эвакуированная в то время северная Великая Польша также была отвоевана людьми пшеворской культуры. Вельбарки последовательно захватили восточное Мазовецкое воеводство, Малую Польшу , Подляшье , Полесье и Волынь . Они поселились на Украине , где столкнулись с другими народами, что привело в начале III века н.э. к возникновению черняховской культуры . Эта последняя культура, которая в IV веке охватывала большие территории Юго-Восточной Европы, [ 40 ] имел смешанный этнический состав; в более западной части он состоял из людей культуры Вильбарк, а также других германских народов и даков . Именно в рамках черняховской культуры готские племена приняли свою зрелую форму. [ 36 ]
Пшеворцы по большей части также перемещались (в меньшей степени) на юг и восток, что к IV веку вызвало уменьшение плотности населения в северной и центральной Польше с одновременным увеличением концентрации поселений в Малой Польше и Силезии . Проживавших в то время пшеворцев часто отождествляют с германским племенем вандалов . Пшеворским обществам IV и V веков пришлось справляться с ухудшением своей традиционной племенной социальной структуры, вызванным накоплением богатства и влияния в руках богатых, воинов, племенных старейшин и правителей, контролировавших торговлю, навязанных вклады и разграблены. За эти два столетия количество поселений и кладбищ пшеворской культуры в целом уменьшается. [ 41 ] Есть также явные признаки чрезмерной эксплуатации окружающей среды, что послужило еще одной мотивацией для постепенного отъезда населения. Большинство захоронений по сравнению с предыдущими периодами становилось все более плохо оборудованным. Керамические материалы позднепшеворской культуры Великопольши характеризуются обеднением и отсутствием дифференциации формы. [ 42 ] но, с другой стороны, металлические застежки V века, найденные в самых разных местах от восточной Малой Польши, через восточную Великую Польшу до Куявии , демонстрируют обычное для зрелых германских обществ высочайшее качество изготовления. [ 36 ]
Наступление гуннов, миграции варваров в Европу
[ редактировать ]К внутреннему кризису пшеворской культуры добавилось внешнее давление, а именно массовая миграция народов. Около 370 г. н.э. гунны переправились через Волгу , разгромив аланов , а затем остготов , вызвав в 375 г. падение их государства, расположенного в районе побережья Черного моря . Это вызвало эффект домино, поскольку различные германские народы двинулись на запад и юг, чтобы избежать опасности. Вестготы . и другие отступили, вынудив дальнейшую миграцию, в то время как слабость Римской империи способствовала посягательствам на ее территорию, и весь сценарий привел к падению ее западной части Пути этого Великого переселения народов пролегали частично через польские земли, причем жившие здесь германские племена сами присоединились к движению, что привело к почти полному, в течение V века, обезлюдению Польши. [ 36 ]
В бассейне верхней Вислы, где в первой половине V в. поселения пшеворской культуры были еще сравнительно плотными, во второй половине они заметно отсутствуют. То же самое происходит и в Силезии; депопуляция началась здесь раньше, а последние находки датированы примерно 400 годом нашей эры. Все это хорошо согласуется со сведениями, данными Прокопием Кесарийским , согласно которому герулы , возвращавшиеся в Скандинавию из Карпатского бассейна в 512 году, направляясь в сторону ареала племени варни в Германии, пересекли большой регион, лишенный человеческих поселений, — предположительно Силезию и Лужица . не обнаружено поселений Точно так же в Мазовии и Подляском воеводстве после начала V века. С другой стороны, в центральной Польше и Великой Польше изолированные остатки культур римской эпохи продолжают находиться до конца V и даже в начале VI века. Еще дальше на север, в Померании , таких находок на самом деле довольно много, включая множество мест хранения культовых монет (римских, а затем Византийские золотые солиды ). Там германские группы просуществовали дольше всех (и поддерживали торговлю и другие контакты со своими собратьями в других местах). [ 43 ]
Территория мощной конфедерации гуннских племен около 400 г. н. э. включала земли южной Польши, где были исследованы захоронения и кладовые. Женская могила в Енджиховицах, Стжелинский уезд, содержала причудливые женские украшения и хорошо сохранившийся бронзовый котел, который дал название («Енджиховице») одному из двух основных типов гуннских котлов, а захоронение молодого воина-аристократа, включая его лошадь а драгоценные элементы сбруи, одежды и вооружения (покрытый золотым листом ритуальный лук и ножны для меча) были найдены в Якушовице, Казимеж-Велькский повят. Еще восточнее, в Свильче недалеко от Жешува, было обнаружено спрятанное гуннское сокровище; эта последняя находка датируется серединой V века, когда империя гуннов была на грани распада. [ 44 ]
Балтийские народы
[ редактировать ]Ранние балты в свете древних источников и лингвистических исследований
[ редактировать ]Балты . , или балтийские народы, или их индоевропейские предшественники заселили (в разное время разные части) территорию нынешней северо-восточной Польши, а также земли, расположенные дальше на север и восток, обычно к востоку от нижнего течения реки Вислы, Балтийского моря морское побережье к северу отсюда, включая Самбийский полуостров и за его пределами , а также внутреннюю территорию к востоку от вышеупомянутых регионов (некоторые из их предков пришли с востока, вплоть до верховьев реки Оки ), с раннего железного века . Анализу исторического ареала Балтийского региона способствовало изучение его характерных топонимов и гидронимов , а также изучение археологических данных и немногочисленных древних письменных источников. [ 45 ]
Геродот писал о племени неври , жившем за пределами скифов и к северу от которого, насколько ему было известно, земля была необитаема. [ 46 ]
О балтийских племенах, возможно, писали Плиний Старший и Птолемей, когда говорили о венетах , венедах или венедаях. [ 47 ] Плиний в «Естественной истории» помещает их в устье Вислинского региона, а Птолемей в «Географии» — к востоку от нижнего течения Вислы, вдоль Гданьского залива . Территория западно-балтийских венетов, возможно, простиралась на восток вплоть до Самбии . [ 48 ] Тацит в Германии , описывая (возможно, тех же) жителей юго-восточного побережья Балтики, упоминает народ Эсти , занимавшийся сбором янтаря не для собственных нужд, а для дальней торговли в сыром виде. Иордан в Гетике говорит об «эстах, обитающих на самом дальнем берегу Германского океана» (помимо народа видивариев с германскими названиями, занимавшего устье Вислы). Этот «океан» он определяет как место, где пустеют разливы Вислы, Балтийское море. [ 49 ] Различные версии имени Эсти использовались позже для разных целей; в частности так в 9 веке называли балтийских старопрусских людей и их страна тогда называлась Эстландией.
Птолемей в «Географии» приводит названия двух балтийских племен: «галиндай» и «судинои», которые он локализовал восточнее нижней Вислы, на некотором расстоянии от моря, примерно там же, где балтийские галинды (на Мазурах ), и судовцы или ятвяги. восточнее галиндийцев жили тысячу лет спустя. [ 45 ]
Согласно лингвистическим источникам, предшественники балтийских племен появились сначала в глубине суши, в районах лесной зоны вдали от моря, и лишь позднее заселили прибалтийские районы, простирающиеся от северо-восточной части бассейна Вислы до бассейна реки Даугавы . Эта экспансия на запад привела к созданию двух основных балтийских ветвей: западных балтов, представленных вымершими старыми пруссаками и ятвягами, и восточных балтов, включая современные нации литовцев и латышей . [ 45 ]
Западнобалтийская культура
[ редактировать ]Культура западнобалтийских курганов , возникшая в результате взаимодействия групп, прибывших с востока, и народов, населявших Мазурско-Самбийский регион (середина I тысячелетия до н.э.), обсуждается в статье «Польша бронзового и железного веков» в ее временных рамках. Процесс разделения и дифференциации восточно- и западно-балтийских племен углубился в период римского влияния, когда на экономику, культуру и обычаи западных балтов все большее влияние оказали более развитые пшеворская и вельбаркская культуры. С начала нашей эры мы можем говорить о западнобалтской культуре , которая включала в себя несколько самостоятельных групп западнобалтийского культурного круга и определенно могла быть связана с балтийскими народами. [ 29 ] [ 50 ]
Начиная с I века нашей эры, западные балты переживали свой «золотой» период — времена экономической экспансии и увеличения благосостояния их обществ, все это было основано на торговле янтарем, что привело к активным и долгосрочным контактам с землями Римская империя. Еще в начале VI века нашей эры миссия Эсти прибыла в Италию ко двору остготского короля с Теодориха Великого дарами янтаря. Как и везде, вместе с богатством пришли импортные и местные предметы роскоши, социальное расслоение и появление «княжеского» класса, статус которого отражался в их захоронениях. [ 45 ]
Балтийские поселения, хозяйство, ремесла и погребения
[ редактировать ]Прибалты выращивали различные зерновые , фасоль и горох , но, несмотря на появление железных плугов и других новых сельскохозяйственных технологий, региональные экологические условия налагали ограничения на практичность и масштабы обработки земель. Напротив, густой лесной покров облегчил собирательство и был более удобен для разведения скота. К последним относились все основные виды сельскохозяйственных животных, в том числе, в частности, небольшая лесная лошадь (Equus caballus germanicus). Лошади составляли важный элемент культуры балтийских племен: мужчин с высоким социально-экономическим статусом часто хоронили вместе с лошадьми и даже с дорогостоящим конным снаряжением . [ 45 ]
Балтийские поселения представляли собой в основном небольшие семейные общины, часто образующие небольшие скопления, разделенные необитаемыми территориями. Однако некоторые поселения были крупнее и использовались на протяжении многих поколений. Хотя у них не было искусственных укреплений, их часто выращивали в естественных условиях, которые легко было защитить. Одно довольно большое жилище, использовавшееся со II по IV век, было обнаружено и исследовано в Осово Голдапского повята (недалеко от Сувалок ). Жилые помещения представляли собой дома на колоннах, а сельскохозяйственная инфраструктура включала 80 пещер для хранения зерна.
Небольшие укрепленные убежища строились в ограниченном объеме, начиная с конца IV века, но более масштабные укрепленные поселения западные балты строили только в средние века . [ 45 ]
Преобладающим погребальным обычаем была кремация, при которой прах помещался в урны, которые были либо керамическими, либо изготовленными из органических материалов, таких как текстиль или кожа . На больших кладбищах, построенных вдоль берега моря и покрытых каменной мостовой, могилы были плоскими. Однако были и одиночные могилы, сопровождаемые каменными конструкциями/курганами, как в скелетных погребениях I и II вв. н. э., обнаруженных в Самбии, и более поздних (III–IV вв.) в Судовии . Примерно с 400 г. н. э. кремация стала единственным способом утилизации трупов, и появился более знакомый тип курганов, в каждой могиле находились останки нескольких человек. [ 45 ]
Образцы зрелого древнебалтийского мастерства (II–IV века) были найдены в таких местах, как Жива Вода и Швайкария , оба в Сувалкском уезде; и в Августовском уезде. Княжеские могилы, как это обычно бывает, также содержат много предметов импорта из Южной и Западной Европы. Изделия из тонкой балтийской бронзы, например тонкие ажурные пластины для застежек ожерелья, обычно покрывались цветной, часто красной эмалью. Иностранное влияние также можно увидеть в дизайне глиняных урн, таких как греческий сосуд типа кернос III или IV века с прикрепленными дополнительными миниатюрными урнами или «оконный» контейнер V века с квадратным отверстием из Ольштынского уезда. похожи на урны, найденные в Дании и северо-западной Германии. [ 45 ]
Ольштынская группа
[ редактировать ]Последний из упомянутых экземпляров происходит из Ольштынского группового могильника в Тумянах. Ольштынская группа представляет собой позднюю фазу западнобалтийского культурного круга, зародившуюся во второй половине V века и достигшую своего расцвета в VI и VII веках. Он располагался на Мазурах, частично на территориях, освобожденных представителями вельбарской культуры. Считается, что эта группа была создана ветвями галиндийского племени, включая часть, которая мигрировала в южную Европу, а затем вернулась в Прибалтику. На его кладбищах имеются конские захоронения и множество пластинчатых застежек, пряжек, соединителей и других предметов из бронзы, серебра и золота, усыпанных полудрагоценными камнями и украшенных гравировкой. Эти сложные артефакты демонстрируют обширную межрегиональную и далеко идущую торговлю, а также другие отношения и контакты людей ольштынской группы с народами Скандинавии, а также Западной, Южной и Юго-Восточной Европы. [ 51 ]
Миграции и их влияние на жителей Балтии
[ редактировать ]В V веке из-за миграции населения в период миграции и давления со стороны движения славянских народов на запад , модели балтийского расселения начали меняться. Западные балты овладели землями, оставленными народами вельбарской культуры, и достигли восточной части устья Вислы. Крупнейший торговый путь, соединявший юго-восточную Прибалтику с побережьем Черного моря, проходил теперь через районы, контролируемые прибалтами. Экспансия старопрусских племен, таких как ранее упомянутые галинды и ятвяги , охватила сегодняшнюю северо-восточную Польшу и прилегающие территории дальше на север. Галиндия (нынешние западные Мазуры), среди новых жителей которой была ольштынская группа, стала в VI-VII веках самой богатой из земель, заселенных балтами, с высокоразвитым местным ремеслом, дополнявшим богатство предметов, привезенных из дальних стран. [ 45 ]
Эта экспансия на запад сопровождалась отступлением на юго-восточных границах Балтийского хребта, вызванным наступлением славян. [ 52 ] балтов ближайшие этнолингвистические родственники . [ 53 ] Большинство балтийских народов, население которых в конце первого тысячелетия нашей эры оценивается в 480 000 человек, вымерло в позднем Средневековье из-за попыток насильственной христианизации , завоевания и истребления или ассимиляции ( славянизации ), причем старые пруссы были первичный пример. Литовцы и латыши — единственные сохранившиеся балтийские народы. [ 45 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Предыстория Польши (до 966 г.)
- Польша каменного века
- Польша бронзового и железного века
- Польша в раннем средневековье
Примечания
[ редактировать ]а. ^ Лужицкие и поморские народы или их языковые предшественники, возможно, принадлежали к гипотетической группе древнеевропейских языков (доиндоевропейской ) , вероятному источнику названий многих европейских рек. Их потомки, возможно, составляли основную часть населения пшеворской культуры на ранних этапах ее развития. Качановский, Козловский, с. 348
б. ^ Казалось бы, это противоречит «бесчисленному множеству» воинов Лугиев, как это видел Тацит .
в. ^ «Германская» идентификация используется здесь в широком приближении. В статье рассматриваются археологические культуры, этническая и языковая идентификация которых зачастую неизвестна или неопределенна.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Различные авторы, изд. Марек Дервич и Адам Журек , Основания Польши (до 1038 года), Wydawnictwo Dolnośląskie , Вроцлав, 2002 г., ISBN 83-7023-954-4 , с. 86–121
- ^ Перейти обратно: а б с д и Яцек Анджейовский , «Пшеворская культура. Краткая история (для иностранцев)»; статья в Worlds Apart? Контакты через Балтийское море в железный век: Сеть Дания-Польша, 2005–2008 гг. , Копенгаген – Варшава, 2010 г., ISBN 87-87483-18-1
- ^ Kalendarium dziejów Polski (Хронология польской истории), изд. Анджей Хвальба , стр. 8, Яцек Полески . Copyright 1999 Wydawnictwo Literackie Kraków, ISBN 83-08-02855-1 .
- ^ У источников Польши , стр. 86–93.
- ^ У источников Польши , стр. 94–115.
- ^ У источников Польши , стр. 116–119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г У истоков Польши , стр. 86–91, Богуслав Гедига.
- ^ Археология маршрута автомагистрали А-4 в Силезии Богуслава Гедиги, Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ Kalendarium dziejów Polski (Хронология польской истории), изд. Анджей Хвальба, стр. 13, Яцек Полески
- ^ У истоков Польши , с. 101, Тадеуш Макевич.
- ^ Петр Качановский , Януш Кшиштоф Козловский - Старейшая история польских земель (до 7 века)), Фогра , Краков 1998, ISBN 83-85719-34-2 , с. 280, 282–283
- ^ Дулемба, Пшемыслав (17 октября 2019 г.). «Были ли в Варкоче обнаружены самые старые кельтские доменные печи?» . Живая археология (на польском языке) . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Кельты из Ополе , Gazeta Wyborcza, ноябрь. 16 октября 2007 г., Изабела Жбиковска
- ^ Кельтское сокровище в Китже! , Новая Трибуна Опольска, ноябрь. 16 октября 2007 г., Славомир Драгула
- ^ Перейти обратно: а б с Археологическая автомагистраль Рышарда Наглика , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ У истоков Польши , стр. 92–93, Марек Дервич.
- ↑ В источниках Польши , карта на стр.88.
- ^ У истоков Польши , стр. 94–96, Тадеуш Макевич.
- ^ Качановский, Козловский, карта на стр. 210 и стр. 215–216.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 224.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час У истоков Польши , стр. 94–97, Тадеуш Макевич.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 216.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 327–330.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж У истоков Польши , с. 100–105, Тадеуш Макевич.
- ↑ В источниках Польши , с. 98–99 и 101, Тадеуш Макевич.
- ^ Перейти обратно: а б Веб-сайт Археологического музея в Кракове
- ^ Археология транзитного газопровода Казимежа Адамчика и Марека Герлаха , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ У истоков Польши , стр. 101–103, Тадеуш Макевич.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Готы в Великой Польше и польская версия Готы в Великой Польше Тадеуша Макевича, Познанского археологического музея веб-сайт
- ^ Археологические спасательные раскопки Войцеха Чудзяка , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ Археологические спасательные раскопки Мирослава Фудзиньского и Генрика Панера , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ Веб-сайт Археологического музея в Гданьске.
- ^ В источниках Польши , карты на стр. 100 и 108.
- ^ Статья в польской Википедии об этой культуре.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 256.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я В источниках Польши , стр. 106–113 и 120, Тадеуш Макевич.
- ^ У истоков Польши , стр. 114–115, Борис Пашкевич.
- ^ Kalendarium dziejów Polski (Хронология польской истории), изд. Анджей Хвальба, стр. 16, Яцек Полески
- ^ Статья в польской Википедии об импорте
- ^ Качановский, Козловский, карта на стр. 302.
- ^ В источниках Польши , стр. 222, Войцех Мрозович , Адам Журек.
- ^ Проблема культурной преемственности ... Тадеуш Макевич, из Praojczyzna Słowian , Институт антропологии в Познани.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 327–331.
- ^ В источниках Польши , с. 120–121, Тадеуш Макевич.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж У истоков Польши , с. 116–119, Данута Ясканис.
- ^ Мария Гимбутас. «Бронзовый и ранний железный век Восточных Балтов» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2008 г.
- ^ У истоков Польши , с. 102, Тадеуш Макевич.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 259, 350.
- ^ Перевод. Чарльз Кристофер Мироу , Princeton University Press, 1908 г., с Университета Калгари. веб-сайта
- ^ Качановский, Козловский, стр. 299–300.
- ^ Качановский, Козловский, стр. 331–333.
- ^ У истоков Польши , с. 119, Данута Ясканис.
- ^ У истоков Польши , с. 116, Данута Ясканис.
- ^ В источниках Польши , Синхронизация археологических культур, стр. 216–217 Адама Журека и хронологические таблицы, стр. 222–225 Войцеха Мрозовича и Адама Журека, используемые на протяжении всей статьи.
Библиография
[ редактировать ]- Петр Качановский , Януш Кшиштоф Козловский - Древнейшая история польских земель ( до VII века)), Фогра , Краков 1998, ISBN 83-85719-34-2 .
- Кляйнеберг, А.; Маркс Ч.; Кноблох, Э.; Лелгеманн Д.: Германия и остров Туле. Расшифровка «Атласа Ойкумены» Птолемея. ГВБ 2010. ISBN 978-3-534-23757-9 .
- Различные авторы, изд. Марек Дервич и Адам Журек , Основания Польши (до 1038 года), Wydawnictwo Dolnośląskie , Вроцлав, 2002 г., ISBN 83-7023-954-4 .