Пшеворская культура


Пшеворская культура ( Польское произношение: [ˈpʂɛvɔrsk] ) — железного века материальная культура на территории современной Польши , датируемая III веком до нашей эры — V веком нашей эры. [1] Свое название он получил от города Пшеворск , недалеко от деревни, где были обнаружены первые артефакты .
В своей ранней форме он располагался на территории нынешней центральной и южной Польши, в бассейнах верхнего Одера и Вислы. Позднее оно распространилось на юг, за Карпаты , к истокам реки Тисы , и на восток, мимо Вислы , и к верховьям Днестра .
Самая ранняя форма культуры была северным продолжением кельтской материальной культуры Ла Тен , которая оказала влияние на большую часть континентальной Европы в железном веке, но на нее также повлияли другие материальные культуры региона, включая культуру Ясторф на ее западе. На востоке пшеворская культура связана с зарубинецкой культурой .
Влияния [ править ]
Ученые рассматривают пшеворскую культуру как смесь ряда локализованных культур. Хотя свидетельств фактической миграции нет, пшеворская культура появляется относительно внезапно, проявляясь как адаптация кельтской культурной технологии Ла Тен с юго-запада, и весьма отличается от предшествующей померанской культуры и культуры Клош . [2]
К северо-западу от него пшеворская культура также демонстрирует значительный контакт с ясторфской культурой , связанной с распространением ранних германских племен и ранних свевских народов . На востоке пшеворская культура связана с зарубинецкой культурой на территории нынешней северной Украины и южной Беларуси , а также с ранними славянскими народами . Позже, в III и IV веках нашей эры, большая часть этой восточной территории была впоследствии поглощена вельбарской культурой и черняховской культурой . [3]
Характеристики [ править ]
Люди пшеворской культуры жили в небольших незащищенных деревнях, в каждой из которых проживало максимум несколько десятков жителей, состоящих из нескольких домов, обычно частично расположенных ниже уровня земли (полузатопленных), каждый площадью 8–22 квадратных метра. . Они умели копать и строить колодцы, поэтому поселениям не обязательно было располагаться вблизи водоемов. Тринадцать колодцев II века с деревянными стенами различной конструкции были обнаружены в поселении в Станиславице Бохнянского повята. [4] [5] Поля какое-то время использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а затем в качестве пастбищ, когда экскременты животных помогали почве восстановить плодородие. С появлением железных лемехов на полях стали чередовать обработку почвы и выпас скота.
Несколько и более населенных пунктов составляли микрорегион, в пределах которого жители сотрудничали экономически и хоронили умерших на общем кладбище, но который был отделен от других микрорайонов незастроенными территориями. Несколько таких микрорегионов, возможно, составляли племя, разделенное пустым пространством. Племена, в свою очередь, особенно если они были тесно связаны в культурном отношении, временами образовывали более крупные структуры, такие как временные союзы для ведения войн или даже ранние формы государственности. [6]
пшеворский культурный рубеж тысячелетнего промышленного обнаружен В Чабске близ Могильно комплекса по добыче соли из соляных источников . [7]
Исследования могильников, из которых даже самые крупные из них использовались непрерывно на протяжении нескольких столетий, содержат не более нескольких сотен могил, показывают, что общая плотность населения была низкой. [8] Умерших кремировали, а прах иногда помещали в урны, средняя часть которых имела форму выгравированной выпуклости. В I веке нашей эры он был заменен остропрофильной (с горизонтальным гребнем по окружности) формой.
В Семехове была найдена могила воина, который, возможно, принимал участие в экспедиции Ариовиста в период 70–50 гг. До н.э.; он содержит кельтское оружие и шлем, изготовленный в Альпах, который использовался в качестве урны, а также местную керамику. Погребальные дары часто по неизвестным причинам сгибались или ломались, а затем сжигались вместе с телом. Погребения варьируются от «бедных» до «богатых», причем последние снабжены причудливым кельтским, а затем и римским импортом, отражающим значительно развитую к этому времени социальную стратификацию. [6]
Главной особенностью пшеворской культуры являются погребения. В основном это были кремации, иногда с погребением. Примечательны воинские захоронения, в которых часто присутствуют конская упряжь и шпоры. Некоторые захоронения исключительно богаты и затмевают могилы германских групп дальше на запад, особенно после 400 г. н. э. [9] Керамика и изделия из металла часто богаты и отличаются большим разнообразием. [10]
Народы [ править ]
Пшеворская культура, вероятно, не была связана исключительно с одной древней этнической или языковой группой. В классической этнографии культура была связана с группой народов, известных как лугии . Среди конкретных германских народов пшеворская культура часто ассоциируется с вандалами , хотя они, вероятно, были лишь одним этническим элементом внутри культуры. Кроме того, пшеворская культура была связана с ранними славянами . [11] [12] [13] с недавними исследованиями, в которых изучались морфологические особенности останков скелетов, предполагающие, что популяции пшеворской, вельбарской и черняховской культур римского периода имели большее сходство с раннесредневековыми западными славянами, чем со средневековыми германоязычными популяциями. [14] [15]
Отклонить [ править ]
Упадок культуры в конце V века совпадает с вторжением гуннов . Другими факторами могли быть социальный кризис, произошедший в результате распада римского мира, и торговые контакты, которые он поддерживал с народами за пределами своих границ. [16] раннеславянская пражско-корчакская культура В конце V/VI веков в бассейне Вислы появляется .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Пшеворская культура известна в основном по кладбищам, в основном кремационным захоронениям». В: Кембриджская древняя история, т.13, с. 482, 1998 г.; «помощь критериев, организованных на основе анализа находок с территории пшеворской культуры в сравнении с материалами из Рейна . (...)» в: Kultura przeworska a reńsko-wezerska strefa kulturowa. с. 199, Артур Блажеевский, 2007 г.
- ^ Анджейовский 2010 .
- ^ Хизер (1998 , стр. 38)
- ^ Археологическая автомагистраль Рышарда Наглика , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ Веб-сайт Археологического музея в Кракове.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б У источников Польши , с. 100-105, Тадеуш Макевич.
- ^ Археология транзитного газопровода Казимежа Адамчика и Марека Герлаха , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
- ^ В источниках Польши , с. 101-103, Тадеуш Макевич.
- ^ Вандалы, римляне и берберы. Новые взгляды на позднеантичную Северную Африку. А. Х. Меррилс. 2004, Ашгейт. Страница 35
- ^ "В свете современных исследований меандровая линия на керамике Пшеворской культуры развилась на основе мотивов, взятых из античных орнаментов". в: Польские археологические рефераты. Оссолинеум, 1979 г.
- ^ Дж. П. Мэллори: Пшеворская культура. W: Дж. П. Мэллори, Д. Адамс: Энциклопедия индоевропейской культуры. Рутледж, 1997, с. 470. ISBN 1-884964-98-2 .
- ^ «Земля и люди, стр.25» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г. Проверено 30 июля 2005 г.
- ^ Пронк-Титхофф, Саския. Нью-Йорк 2013. Германские заимствования в праславянском языке . «Пшеворскую культуру чаще всего считали германской или смешанной славянско-германской по своей природе». Страница 64.
- ^ Мельник-Сикорска, Марта; Дака, Патриция; Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Сконечна, Катажина; Перкова, Мария; Добош, Тадеуш; Гжибовский, Томаш (14 января 2013 г.). «История славян, выведенная на основе полных последовательностей митохондриального генома» . ПЛОС ОДИН . 8 (1): e54360. Бибкод : 2013PLoSO...854360M . дои : 10.1371/journal.pone.0054360 . ПМЦ 3544712 . ПМИД 23342138 .
На основании новейших антропологических данных было высказано предположение, что на территории между реками Одер и Висла наблюдалась непрерывность человеческих поселений между римским периодом и ранним средневековьем. Действительно, на основе морфологических особенностей скелетных материалов установлено, что популяции пшеворской, вельбарской и черняховской культур римского периода имеют близкое сходство с раннесредневековыми западными славянами, а не со средневековыми германоязычными популяциями. Кроме того, палеодемографические исследования также указывают на биологическую преемственность популяций, населявших бассейн Одера и Вислы в римский период, и раннесредневековых славянских популяций этого региона.
- ^ Пионтек, Януш (2020), «Этногенез славян как проблема исследования физической антропологии», Journals.pan.pl : 173
- ^ Археология раннесредневековой Польши. Бузко. Брилл 2008. Страница 62.
Библиография [ править ]

- Анджейовский, Яцек (2010), «Пшеворская культура. Краткая история (для иностранцев)» , в Лунд Хансене; Битнер-Врублевска (ред.), Worlds Apart? Контакты через Балтийское море в железном веке
- Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 1-884964-98-2
- Тодд, Малькольм (12 февраля 1996 г.), Ранние немцы , Blackwell Publishing, ISBN 0-631-19904-7
- Хизер, Питер (2006), Падение Римской империи: новая история Рима и варваров , Oxford University Press, ISBN 0-19-515954-3
- Канлифф, Барри; Тодд, Малкольм (2001), Оксфордская иллюстрированная история доисторической Европы , Оксфорд, ISBN 0-19-285441-0