Jump to content

Пшеворская культура

Пшеворская культура отмечена светло-оливковым цветом.
Примерное расположение пшеворской культуры (зеленый) и зарубинецкой культуры (красный) в непосредственной близости от Римской империи (фиолетовый)
Пшеворская культура периода римского влияния и артефакты, найденные близ Бельско-Бялы.
Пшеворские погребения, керамика.
Архитектура II века на территории нынешней Польши ( деревянный каркас )
Захоронения пшеворской культуры.
Керамика пшеворской культуры.
Воссоздания различных железных инструментов с лезвиями примерно 250 г. до н. э., включая серп.

Пшеворская культура ( Польское произношение: [ˈpʂɛvɔrsk] ) — железного века материальная культура на территории современной Польши , датируемая III веком до нашей эры — V веком нашей эры. [1] Свое название он получил от города Пшеворск , недалеко от деревни, где были обнаружены первые артефакты .

В своей ранней форме он располагался на территории нынешней центральной и южной Польши, в бассейнах верхнего Одера и Вислы. Позднее оно распространилось на юг, за Карпаты , к истокам реки Тисы , и на восток, мимо Вислы , и к верховьям Днестра .

Самая ранняя форма культуры была северным продолжением кельтской материальной культуры Ла Тен , которая оказала влияние на большую часть континентальной Европы в железном веке, но на нее также повлияли другие материальные культуры региона, включая культуру Ясторф на ее западе. На востоке пшеворская культура связана с зарубинецкой культурой .

Влияния [ править ]

Ученые рассматривают пшеворскую культуру как смесь ряда локализованных культур. Хотя свидетельств фактической миграции нет, пшеворская культура появляется относительно внезапно, проявляясь как адаптация кельтской культурной технологии Ла Тен с юго-запада, и весьма отличается от предшествующей померанской культуры и культуры Клош . [2]

К северо-западу от него пшеворская культура также демонстрирует значительный контакт с ясторфской культурой , связанной с распространением ранних германских племен и ранних свевских народов . На востоке пшеворская культура связана с зарубинецкой культурой на территории нынешней северной Украины и южной Беларуси , а также с ранними славянскими народами . Позже, в III и IV веках нашей эры, большая часть этой восточной территории была впоследствии поглощена вельбарской культурой и черняховской культурой . [3]

Характеристики [ править ]

Люди пшеворской культуры жили в небольших незащищенных деревнях, в каждой из которых проживало максимум несколько десятков жителей, состоящих из нескольких домов, обычно частично расположенных ниже уровня земли (полузатопленных), каждый площадью 8–22 квадратных метра. . Они умели копать и строить колодцы, поэтому поселениям не обязательно было располагаться вблизи водоемов. Тринадцать колодцев II века с деревянными стенами различной конструкции были обнаружены в поселении в Станиславице Бохнянского повята. [4] [5] Поля какое-то время использовались для выращивания сельскохозяйственных культур, а затем в качестве пастбищ, когда экскременты животных помогали почве восстановить плодородие. С появлением железных лемехов на полях стали чередовать обработку почвы и выпас скота.

Несколько и более населенных пунктов составляли микрорегион, в пределах которого жители сотрудничали экономически и хоронили умерших на общем кладбище, но который был отделен от других микрорайонов незастроенными территориями. Несколько таких микрорегионов, возможно, составляли племя, разделенное пустым пространством. Племена, в свою очередь, особенно если они были тесно связаны в культурном отношении, временами образовывали более крупные структуры, такие как временные союзы для ведения войн или даже ранние формы государственности. [6]

пшеворский культурный рубеж тысячелетнего промышленного обнаружен В Чабске близ Могильно комплекса по добыче соли из соляных источников . [7]

Исследования могильников, из которых даже самые крупные из них использовались непрерывно на протяжении нескольких столетий, содержат не более нескольких сотен могил, показывают, что общая плотность населения была низкой. [8] Умерших кремировали, а прах иногда помещали в урны, средняя часть которых имела форму выгравированной выпуклости. В I веке нашей эры он был заменен остропрофильной (с горизонтальным гребнем по окружности) формой.

В Семехове была найдена могила воина, который, возможно, принимал участие в экспедиции Ариовиста в период 70–50 гг. До н.э.; он содержит кельтское оружие и шлем, изготовленный в Альпах, который использовался в качестве урны, а также местную керамику. Погребальные дары часто по неизвестным причинам сгибались или ломались, а затем сжигались вместе с телом. Погребения варьируются от «бедных» до «богатых», причем последние снабжены причудливым кельтским, а затем и римским импортом, отражающим значительно развитую к этому времени социальную стратификацию. [6]

Главной особенностью пшеворской культуры являются погребения. В основном это были кремации, иногда с погребением. Примечательны воинские захоронения, в которых часто присутствуют конская упряжь и шпоры. Некоторые захоронения исключительно богаты и затмевают могилы германских групп дальше на запад, особенно после 400 г. н. э. [9] Керамика и изделия из металла часто богаты и отличаются большим разнообразием. [10]

Народы [ править ]

Пшеворская культура, вероятно, не была связана исключительно с одной древней этнической или языковой группой. В классической этнографии культура была связана с группой народов, известных как лугии . Среди конкретных германских народов пшеворская культура часто ассоциируется с вандалами , хотя они, вероятно, были лишь одним этническим элементом внутри культуры. Кроме того, пшеворская культура была связана с ранними славянами . [11] [12] [13] с недавними исследованиями, в которых изучались морфологические особенности останков скелетов, предполагающие, что популяции пшеворской, вельбарской и черняховской культур римского периода имели большее сходство с раннесредневековыми западными славянами, чем со средневековыми германоязычными популяциями. [14] [15]

Отклонить [ править ]

Упадок культуры в конце V века совпадает с вторжением гуннов . Другими факторами могли быть социальный кризис, произошедший в результате распада римского мира, и торговые контакты, которые он поддерживал с народами за пределами своих границ. [16] раннеславянская пражско-корчакская культура В конце V/VI веков в бассейне Вислы появляется .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Пшеворская культура известна в основном по кладбищам, в основном кремационным захоронениям». В: Кембриджская древняя история, т.13, с. 482, 1998 г.; «помощь критериев, организованных на основе анализа находок с территории пшеворской культуры в сравнении с материалами из Рейна . (...)» в: Kultura przeworska a reńsko-wezerska strefa kulturowa. с. 199, Артур Блажеевский, 2007 г.
  2. ^ Анджейовский 2010 .
  3. ^ Хизер (1998 , стр. 38)
  4. ^ Археологическая автомагистраль Рышарда Наглика , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
  5. ^ Веб-сайт Археологического музея в Кракове.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б У источников Польши , с. 100-105, Тадеуш Макевич.
  7. ^ Археология транзитного газопровода Казимежа Адамчика и Марека Герлаха , Archeologia Żywa (Живая археология), специальный выпуск на английском языке, 2005 г.
  8. ^ В источниках Польши , с. 101-103, Тадеуш Макевич.
  9. ^ Вандалы, римляне и берберы. Новые взгляды на позднеантичную Северную Африку. А. Х. Меррилс. 2004, Ашгейт. Страница 35
  10. ^ "В свете современных исследований меандровая линия на керамике Пшеворской культуры развилась на основе мотивов, взятых из античных орнаментов". в: Польские археологические рефераты. Оссолинеум, 1979 г.
  11. ^ Дж. П. Мэллори: Пшеворская культура. W: Дж. П. Мэллори, Д. Адамс: Энциклопедия индоевропейской культуры. Рутледж, 1997, с. 470. ISBN   1-884964-98-2 .
  12. ^ «Земля и люди, стр.25» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 сентября 2007 г. Проверено 30 июля 2005 г.
  13. ^ Пронк-Титхофф, Саския. Нью-Йорк 2013. Германские заимствования в праславянском языке . «Пшеворскую культуру чаще всего считали германской или смешанной славянско-германской по своей природе». Страница 64.
  14. ^ Мельник-Сикорска, Марта; Дака, Патриция; Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Сконечна, Катажина; Перкова, Мария; Добош, Тадеуш; Гжибовский, Томаш (14 января 2013 г.). «История славян, выведенная на основе полных последовательностей митохондриального генома» . ПЛОС ОДИН . 8 (1): e54360. Бибкод : 2013PLoSO...854360M . дои : 10.1371/journal.pone.0054360 . ПМЦ   3544712 ​​. ПМИД   23342138 . На основании новейших антропологических данных было высказано предположение, что на территории между реками Одер и Висла наблюдалась непрерывность человеческих поселений между римским периодом и ранним средневековьем. Действительно, на основе морфологических особенностей скелетных материалов установлено, что популяции пшеворской, вельбарской и черняховской культур римского периода имеют близкое сходство с раннесредневековыми западными славянами, а не со средневековыми германоязычными популяциями. Кроме того, палеодемографические исследования также указывают на биологическую преемственность популяций, населявших бассейн Одера и Вислы в римский период, и раннесредневековых славянских популяций этого региона.
  15. ^ Пионтек, Януш (2020), «Этногенез славян как проблема исследования физической антропологии», Journals.pan.pl : 173
  16. ^ Археология раннесредневековой Польши. Бузко. Брилл 2008. Страница 62.

Библиография [ править ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 366db0ffa9aa5d12b1d95439ea45c323__1715602380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/23/366db0ffa9aa5d12b1d95439ea45c323.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Przeworsk culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)