Вильбаркская культура
Географический диапазон | Польша |
---|---|
Период | Железный век |
Даты | что. 100–400 гг. н. э. |
Предшественник | Оксивская культура , Пшеворская культура |
С последующим | Группа Суков-Дзедзице |
Культура Вильбарка ( нем . Wielbark-Willenberg-Kultur ; польск . Kultura wielbarska ) — археологический комплекс железного века , процветавший на территории сегодняшней Польши с I века нашей эры. [1] до V века нашей эры. [2]
Культура Вильбарка связана с готами и родственными им германскими народами и сыграла важную роль на Янтарном пути . Он демонстрирует культурные связи не только со своими соседями, но и с южной Скандинавией . Вельбаркская культура заменила предшествующую оксывскую культуру на нижней Висле в I веке нашей эры и впоследствии распространилась на юг за счет пшеворской культуры , связанной с вандалами . Это расширение было связано такими историками, как Питер Хизер, с современными Маркоманскими войнами . К концу III века нашей эры вельбаркская культура распространилась на территорию верхнего Днестра , где, возможно, оказала влияние на черняховскую культуру на юге, охватывающую большую территорию между Дунаем и рекой Дон .
В 5 веке нашей эры на смену вельбарской культуре пришла Суковско-Дзедзицкая группа , связанная с ранними славянами .
Открытие [ править ]
Культура Вильбарк была названа в честь некогда прусской деревни, известной по-немецки как Вилленберг, где в 1873 году было обнаружено и частично зарегистрировано место захоронения с более чем 3000 гробницами.
«Первое современное описание» культуры появилось только в работах Рышарда Волонгевича в 1970-х годах. Завершенность кладбища и длительный период его использования стали причиной того, что это место было выбрано для названия культуры, которая «охватывает все этапы культуры Вильбарка, а также этапы, предшествовавшие ее возникновению и, таким образом, относящиеся к более раннему, доримскому периоду». [3]
Многие камни кладбища были перенесены, а многие могилы были повреждены первооткрывателями, особенно во время Второй мировой войны .
Характеристики [ править ]
До 1 года нашей эры, когда Римская империя стала более влиятельной в Северной Европе, между Рейном и Вислой существовала относительная последовательность в погребальных практиках . Тела обычно кремировались, а погребального инвентаря было мало, если вообще было. Ситуация начала меняться, возможно, отражая усиление социального расслоения. Культура Вильбарка, например, отличается редким использованием монументальных курганных захоронений. [4]
Культура Вильбарка в первую очередь отличается от своей предшественницы, культуры Оксиве, введением погребения вместо кремации, которое началось примерно в 1 году нашей эры. Примечательно, что культура Вильбарка использовала оба ритуала. Несмотря на это, есть также свидетельства преемственности между двумя культурами. Это интерпретируется как вызванное эволюцией духовной культуры. [5]
С другой стороны, соседняя пшеворская культура долгое время продолжала практиковать кремацию, и если в вельбаркских захоронениях никогда не было оружия, то в пшеворских захоронениях оно часто присутствовало. Однако во втором веке нашей эры погребальные практики вельбарской культуры начали распространяться на территорию Пшеворска. [6]
Вместо этого найденные артефакты представляют собой в основном украшения и костюмы, хотя на некоторых могилах видны шпоры — единственные найденные атрибуты воина. Люди культуры Вильбарк использовали методы как ингумации , так и кремации для захоронения своих мертвецов. [7]
Культура Вильбарка сыграла важную роль на Янтарном пути . [7] [8] Сложная серия деревянных мостов и дамб, построенных вельбарской культурой, вероятно, была связана с этой торговлей. [9]
Культура Вильбарка, по-видимому, практиковала смешанное земледелие. Отсутствие у них сельскохозяйственных знаний сделало их поля менее плодородными, что привело к тому, что население стало весьма мобильным. [10] Однако некоторые поселения оставались стабильными на протяжении сотен лет. [10]
Характерной чертой культуры Вильбарк, которая была у нее общей с южной Скандинавией, было возведение покрытых камнем курганов, каменных кругов , одиночных стел и вариантов облицовки из булыжника. Эти каменные круги могли быть местом общественных собраний. [10]
Вельбаркская культура имеет ряд характеристик, сходных с черняховской культурой. [11] Это включает в себя создание керамики ручной работы в форме чаши, ношение женщинами брошей -фибул на каждом плече, наличие германских длинных домов , практику кремации и погребения, а также отсутствие оружия, хранящегося в захоронениях. [12]
Еще одной особенностью вильбаркской культуры было использование бронзы для изготовления украшений и аксессуаров. Серебро использовалось редко, а золото – редко. Железо, судя по всему, использовалось крайне редко. В 2000 году в Чарнувко недалеко от Лемборка , Померания, было обнаружено кладбище оксивской и вельбарской культур. Они достигли своего апогея еще до начала эмиграции населения на юг. На бронзовом чайнике изображены мужчины с прической в виде свебского узла . [13]
История [ править ]
Вельбаркская культура возникла в I веке нашей эры на той же территории, что и оксивская культура , вокруг нынешних городов Гданьск и Хелмно . [7] Спорным является вопрос о том, была ли культура Вильбарка результатом культуры Оксивье или представляла собой новую популяцию. Растущая плотность Вильбарка спустя столетия после его основания позволяет предположить, что за время своего существования здесь наблюдался значительный рост населения. [6]
В I и II веках нашей эры вельбаркская культура распространилась на озерные территории ( Кашубское и Краенское озера) и распространилась на юг, в регион вокруг Познани . Здесь возникла пшеворская культура , которую часто связывают с вандалами . [14] [6] Археологические данные свидетельствуют о том, что пшеворски не были полностью заменены, а были в определенной степени поглощены вильбарками. Распространение погребальных обычаев Вильбарка на юг было связано с началом Маркоманских войн . [6] К 200 году нашей эры люди культуры Вильбарк, по-видимому, были набраны в качестве солдат в римскую армию . [6]
В первой половине III века нашей эры вельбарская культура распространилась на юг по Висле и Бугу в сторону верхнего Днестра . Между тем, поморские поселения у Балтийского моря были в некоторой степени, но не полностью, [15] заброшенный. [12] Это расширение было более быстрым и масштабным, чем предыдущие, и представляло собой значительный сдвиг власти Вильбарка на юг. [12] [16] Археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в экспансии участвовали как мужчины, женщины и дети. [17] [16] нападение готов на Истрию в 238 году. С этим расширением, вероятно, связано [12] К северу от Черного моря вельбаркская культура сыграла решающую роль в формировании в конце III века нашей эры черняховской культуры , которая к IV веку нашей эры охватила огромную территорию между Дунаем и рекой Дон . [14] [18] Хотя это исторически противоречиво, в настоящее время общепризнано, что истоки черняховской культуры лежат прежде всего в культуре Вильбарка и что первая представляет собой культуру, в которой доминировали готы и другие германские народы. [12]
Изолированные очаги вельбаркской культуры продолжали существовать на территории нынешней северной Польши до V века нашей эры. [2] [15] С тех пор ее сменила Суковско-Дзедзицкая группа , связанная с ранними славянами . [19]
Этническая принадлежность [ править ]
Культура Вильбарка была описана археологами как культура, продолжавшая как германские, так и негерманские народы, развившаяся из предыдущей материальной культуры Оксиве, с некоторым влиянием Скандинавии. [20] Римские авторы описали Гутонов , Ругиев и Лемовий как живущих примерно на одной и той же территории.
Гутонов традиционно приравнивали к предкам готов от Скандзы ( Скандинавия ) до Готискандзы , как это описано в рассказе Иордана об их происхождении. Хотя такое скандинавское влияние вполне могло сыграть свою роль, идентичная географическая протяженность и постоянное использование кладбищ Оксиве позволяют предположить, что культура Вельбарка возникла из предыдущих населенных пунктов в этом районе, а новые группы скандинавских иммигрантов внесли в нее свой вклад по мере их прибытия. [21] [7]
Основываясь на отчетах Иордана и Тацита , многие историки и археологи полагают, что в этой культуре политически доминировали предки готов , ругиев и гепидов , которые позже описаны в римских и греческих источниках южнее, живя к северу от имперской границы на Дунай. [22] [6] Наряду с соседней пшеворской культурой историк Питер Хизер помещает ее в германский культурный горизонт. [23] [а] В прошлом культура Вильбарка часто была связана с ранними славянами , но современные ученые отвергли такие теории. [6] [25]
Кладбища могут дать некоторое представление о том, какие поселения могли быть основаны непосредственно готами. Курганные кладбища на берегу Балтийского моря в Польше, имеющие приподнятые каменные круги , и одиночные стелы рядом с ними отражают скандинавские погребальные обычаи с концентрацией в Готланде и Гёталанде . Появившись в конце I века, этот тип встречается между Вислой и Кашубскими и Краенскими озерными краями (стоянки Одры и Венсёры), достигая Кошалинского региона ( стоянка Гжибница ). [26]
Физические характеристики [ править ]
Одонтологический анализ показал, что центральноевропейские популяции римского периода и раннего средневековья были неотличимы по неметрическим зубным признакам, хотя это не исключает возможности генетически различного происхождения. [27]
Генетика [ править ]
Юрас и др. (2014) сравнили мтДНК вельбаркской и пшеворской культур , принадлежащих к римскому железному веку (RoIA), с таковой у популяций из Польши в средние века . Было исследовано 24 образца мтДНК из Вильбаркских участков Ковалевко (11) и Рогово (13). Было обнаружено, что образцы Вильбарка в основном содержат типы гаплогруппы H , хотя типы U и W также часто встречаются. Было обнаружено, что мтДНК популяций RoiA во многом аналогична мтДНК средневековых популяций, хотя они обнаруживали более близкое генетическое родство с популяциями Северной и Центральной Европы, тогда как средневековые популяции, с другой стороны, демонстрировали более близкое генетическое родство со славянами восточной и южной Европы. Европа. Было обнаружено, что мтДНК образцов RoIA более тесно связана с поляками, чем с любой другой современной популяцией, при этом также было обнаружено сходство с балтами и другими западными славянами . [1]
Столарек и др. (2018) исследовали мтДНК 60 человек, похороненных на Вильбаркском кладбище Ковалевко в I и II веках нашей эры. Большинство людей несли типы гаплогруппы H и U. Примечательно, что они демонстрировали более высокие частоты U5b (типично западная линия охотников-собирателей ), чем предыдущие и последующие популяции в этом районе. По сравнению с некоторыми древними образцами ДНК, смесь мужских митохондрий оказалась наиболее тесно связанной с образцами культур Ютландии железного века и центральноевропейских колокольных стаканов позднего неолита . Женщины были наиболее похожи на земледельцев раннего-среднего неолита. [28]
Столарек и др. (2019) исследовали мтДНК 27 человек с кладбища Вильбарк в Масломенче , Польша. Останки относились ко II-IV векам нашей эры. На основании археологических данных предполагалось, что эти люди были готами . Было обнаружено, что в основном они являются носителями гаплогрупп H и U. Эти люди демонстрировали даже более тесные генетические связи с популяциями железного века южной Скандинавии, чем популяции Ковалевко. Самцы и самки в Масломенче были более тесно связаны друг с другом, чем в Ковалевке. Они также содержали меньше образцов U5b и демонстрировали менее сильные генетические связи с культурой Яманья, культурой шнуровой керамики, культурой колокольных стаканов и культурой Унетице, чем более ранние образцы Вильбарка из Ковалевко. [14]
Зенчак и др. (2017) приписали гаплогруппы Y-ДНК 16 людям, похороненным на археологическом памятнике Ковалевко, связанном с культурой Вильбарк. Всего 8 из 16 образцов были отнесены к гаплогруппе I1 . Из образцов, датированных римским железным веком , 3 образца принадлежали к гаплогруппе I1 субклада I1-L1237 ветви I1-Z63, один — к R1b , один — к I2a2 . [29]
Анализ Y-хромосомы готов из кладбищ группы Масломенч на юго-востоке Польши. Всего 14 человек (78%) представляют гаплогруппы Y-хромосомы, наиболее тесно связанные со скандинавским населением. Тринадцать человек были отнесены к субкладам гаплогруппы I1, четыре — к гаплогруппе R1a и один — к гаплогруппе J2b. [30]
Столарек и др. (2023) протестировали нескольких человек, похороненных на кладбищах культуры Вильбарк. Y-хромосомы были 1 E (E1b1b1a1b1a), 1 F, 5 G2a (две G2a2b2a1a1b1a1a2 и еще три с производными субкладами), 19 I1-M253 с SNP ниже L1237, Z2039 и P109, 1 I2a1b1, 1 J2b2a1, 1 J2a1a, 2 N1a, 2 R1a1a, 1 с производным R1a-M458 и 6 R1b (три из них с SNP ниже U106). Такие результаты показывают, что в культуре Вильбарка доминировали Y-hgs, наиболее часто встречающиеся в древних популяциях Северной Европы. Это наблюдение согласуется с аутосомными результатами, поскольку проанализированные люди были сдвинуты в сторону народов, населяющих Северо-Западную Европу, так что большая часть их предков имела скандинавское происхождение. [31]
См. также [ править ]
- Миграции жителей вельбарской и пшеворской культур.
- Истоки и распространение культуры Вильбарк
- Вильбаркская культура и захоронения
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Юрский период 2014 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хизер 2012 , с. 125.
- ^ Цеслинский 2016 , стр. 219.
- ^ Хизер 2012 , с. 56.
- ^ Цеслинский 2016 , стр. 222.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Хизер 2012 , стр. 103–107.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д На 2018 год .
- ^ Хизер 2012 , с. 139.
- ^ Хизер 2012 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хизер 2012 , с. 146.
- ^ Хизер и Мэтьюз 1991 , стр. 63, 91.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хизер 2012 , стр. 117–120.
- ^ Мачинска и Рудницка 2004 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Столарек 2019 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хизер 2012 , с. 592.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хизер 2012 , с. 147.
- ^ Хизер 2012 , с. 130.
- ^ Хизер 2012 .
- ^ Хизер 2012 , с. 413.
- ^ Казанский, Майкл (2020), «Происхождение готов и цивилизации Вильбарка». , Археологические файлы (398)
- ^ Калифф 2001 .
- ^ Хизер 2012 , с. 222.
- ^ Хизер 2010 , с. 87.
- ^ Хизер 2012 , с. 679.
- ^ Хизер 2012 , с. 392.
- ^ Макевич .
- ^ Пионтек 2007 .
- ^ Столарек 2018 .
- ^ Зенчак и др. 2017 .
- ^ Анализ Y-хромосомы готов из кладбищ группы Масломеч на юго-востоке Польши . 28-е ежегодное собрание ЕАА. Европейская ассоциация археологов . 31 августа – 3 сентября 2022 г. Архивировано из оригинала 19 марта 2023 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Столарек, Иренеуш; Зенчак, Михал; Хандшу, Луиза; Юрас, Анна; Марцинковска-Свояк, Малгожата; Спинек, Анна; Дембски, Артур; Матла, Маржена; Кочка-Кренц, Ханна; Пионтек, Януш; Фиглерович, Марек (24 июля 2023 г.). «Генетическая история Центрально-Восточной Европы в первом тысячелетии нашей эры» . Геномная биология . 24 (1): 173. дои : 10.1186/s13059-023-03013-9 . ПМЦ 10364380 . ПМИД 37488661 .
Источники [ править ]
- Анджейовский, Яцек (2019), «Готская миграция через Восточную Польшу - археологические свидетельства» , в Цесьлинском; Контный (ред.), Взаимодействующие варвары. Контакты, обмен и миграции в первом тысячелетии нашей эры , Neue Studien zur Sachsenforschung, vol. 9, Варшава-Брауншвейг, стр. 227–239.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чеслинский, Адам (2016), «Общество вельбарской культуры, 1–300 гг. н. э.» , в Жесотарской-Новакевиче (ред.), Прошлые общества. Польские земли от первых свидетельств присутствия человека до раннего средневековья. 500 г. до н. э.–500 г. н. э. , т. 500–500 гг. 4, Варшава, стр. 217–255.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хизер, Питер ; Мэтьюз, Джон (1991). Готы в четвертом веке . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 9780853234265 .
- Хизер, Питер (2010). Падение Римской империи . Пан Макмиллан . ISBN 9780330529839 .
- Хизер, Питер (2012a). Империи и варвары: Падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199892266 .
- Хизер, Питер (2012b). «Готы» . В Хорнблауэре, Саймоне ; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191735257 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- Юрас, Анна (22 октября 2014 г.). «Древняя ДНК раскрывает матрилинейную преемственность в современной Польше на протяжении последних двух тысячелетий» . ПЛОС Один . 9 (10). PLOS : e110839. Бибкод : 2014PLoSO...9k0839J . дои : 10.1371/journal.pone.0110839 . ПМК 4206425 . ПМИД 25337992 .
- Калифф, Андерс (2001). Готические связи: контакты между восточной Скандинавией и южным побережьем Балтийского моря 1000 г. до н.э. – 500 г. н.э. Уппсальский университет . ISBN 9150614827 .
- Макевич, Тадеуш [на польском языке] . «Готы в Великой Польше» . pl:Archeologiczne Muzeum в Познани . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 20 февраля 2020 г.
- Мачинская, Магдалена; Рудницка, Дорота (2004). «Могила с римским импортом из Чарнувко, Леборкский район (Померания)» [Могила с римским импортом из Чарнувко, Лемборкский район, Померания, Польша] (PDF) . Германия . 88 (2). Издательство Henrich Editions. Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2007 года . Проверено 28 января 2020 г.
- Мердок, Брайан ; Прочтите, Малкольм Кевин (2004). Раннегерманская литература и культура . Бойделл и Брюэр . ISBN 157113199X .
- Пионтек, Януш (январь 2007 г.). «Одонтологический анализ населения Центральной Европы римского периода и раннего средневековья» . Биология человека Будапештская . 30 :77–86 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- Рау, Андреас (2018). «Вельбаркская культура» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744457 . Проверено 20 февраля 2020 г.
- Столарек, Иренеуз (6 февраля 2018 г.). «Мозаичная генетическая структура человеческого населения, проживавшего в Южно-Балтийском регионе в период железного века» . Природные коммуникации . 8 (2455). Исследования природы : 2455. Бибкод : 2018NatSR...8.2455S . дои : 10.1038/s41598-018-20705-6 . ПМК 5802798 . ПМИД 29410482 .
- Столарек, Иренеуз (1 мая 2019 г.). «Миграция готов вызвала изменения в матрилинейной генетической структуре населения Центрально-Восточной Европы» . Природные коммуникации . 9 (6737). Исследования природы : 6737. Бибкод : 2019NatSR...9.6737S . дои : 10.1038/s41598-019-43183-w . ПМК 6494872 . ПМИД 31043639 .
- Зенчак М, Хандшу Л, Юрас А, Марцинковска-Свояк М, Филипс А, Пионтек Дж, Столарек И, Фиглерович М (2017). «Назначение гаплогрупп Y-хромосомы посредством секвенирования следующего поколения обогащенных библиотек древних ДНК» . Антропологическая генетика .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Коковский, Анджей (2011). «Готы примерно в 311 году нашей эры» (PDF ) В Калифорнии Андерс [на шведском языке] ; Мункхаммар, Ларс (ред.). Шерстяной файл 311-2011 . Acta Universitatis Upsaliensis . стр. 100-1 71–96. ISBN 9789155486648 .
54 ° 02' с.ш., 19 ° 03' в.д. / 54,033 ° с.ш., 19,050 ° в.д.