Бастарны
Бастарны Βαστάρναι или ( латинские варианты: Bastarni или Basternae ; древнегреческий : Βαστέρναι ), иногда называемые Peuci или Peucini ( древнегреческий : Πευκῖνοι ), [1] были древним народом, который между 200 г. до н. э. и 300 г. н. э. населял территории к северу от римской границы на Нижнем Дунае. Бастарны жили в районе между Карпатами и рекой Днепр , к северу и востоку от древней Дакии . Пеуцини были подплеменем, населявшим регион к северу от дельты Дуная . Их имя иногда использовалось для бастарнов в целом. [2]
Самые ранние греко-римские историки, упоминавшие бастарнов, подразумевали, что они говорили на кельтских языках . Напротив, более поздние исторические источники предполагают, что они говорили на германских языках и могли считаться германскими народами . Как и другие народы, жившие в том же географическом регионе, греко-римские писатели также называли бастарнов «скифским» народом, но это, вероятно, было отсылкой к их общему образу жизни, а не к лингвистической категории.
Хотя в основном они вели оседлый образ жизни, некоторые элементы, возможно, переняли полукочевой образ жизни. До сих пор ни один археологический объект не был окончательно отнесен к Бастарнам. Археологическими горизонтами, чаще всего связываемыми учеными с бастарнами, являются зарубинецкая и поенешть-лукашевская культуры.
Бастарны впервые вступили в конфликт с римлянами в первом веке до нашей эры, когда в союзе с даками и сарматами они безуспешно сопротивлялись римской экспансии в Мезию и Паннонию . Позже они, по-видимому, поддерживали дружеские отношения с Римской империей в течение первых двух веков нашей эры. Это изменило c. 180 г., когда бастарны упоминаются как участники вторжения на римскую территорию, снова в союзе с сарматскими и дакийскими элементами. В середине III века бастарны были частью возглавляемой готами большой коалиции племен нижнего Дуная, которая неоднократно вторгалась в балканские провинции Римской империи.
Многие бастарны были переселены в пределы Римской империи в конце третьего века.
Этимология
[ редактировать ]Происхождение названия племени неясно. Неясно даже, был ли это экзоним (имя, присвоенное им посторонними) или эндоним (имя, которым бастарны называли себя). Связанный с этим вопрос заключается в том, считали ли группы, обозначаемые римлянами «бастарнами», вообще отдельной этнической группой (эндоним), или это был общий экзоним, используемый греко-римлянами для обозначения разрозненной группы племен Карпатского региона, которая не могли быть отнесены к дакам или сарматам.
Одно из возможных производных происходит от протогерманского слова *bastjan (от протоиндоевропейского корня * bʰas- ), означающего «связывание» или «связывание». [3] В этом случае Бастарны могли иметь первоначальное значение коалиции или объединения племен.
Возможно, что римский термин basterna , обозначающий тип повозки или носилок, произошел от названия этого народа (или, если это экзоним, то от него происходит название народа), которые были известны, как многие германские племена, чтобы путешествовать с обозом для своих семей. [4] [ неправильный синтез? ]
Также было высказано предположение, что это имя связано с германским словом «бастард» , означающим незаконнорожденный или дворняга, и это имя иногда противопоставляется предложенной германской этимологии имени скиров, живших в том же регионе. Однако Роджер Бэтти считает это германское происхождение маловероятным. [5] Если имя является эндонимом, то такое происхождение маловероятно, поскольку большинство эндонимов имеют лестное значение (например, «храбрый», «сильный», «благородный»).
Трубач [6] предлагает происхождение от древнеперсидского , авестийского bast- «связанный, связанный; раб» (ср. осетинское bættən «связывать», лыко «связанный») и иранского *arna- «потомок», приравнивая его к упомянутому δουλόσποροι «рабу Спорои». Нонном Прокопий и Космой , где споры — народ, который упоминает как предков славян . [7]
Территория
[ редактировать ]Первоначальная родина бастарнов остается неопределенной. Бабеш и Щукин приводят доводы в пользу происхождения из восточной Померании на балтийском побережье сегодняшней северо-западной Польши на основании соответствий в археологических материалах, например, фибулы померанского типа , найденной на стоянке Поенешти в Молдавии . [8] хотя Бэтти считает доказательства недостаточными. [9] Бабеш идентифицирует Сидони, ветвь Бастарн, которую Страбон помещает к северу от дельты Дуная. [10] с Сидини, расположенной Птолемеем в Померании. [11]
Бэтти утверждает, что греко-римские источники первого века нашей эры определяют родину Бастарн на северной стороне горного хребта Северных Карпат , охватывая юго-восток Польши и юго-запад Украины (то есть регион, традиционно известный как Галиция ). [12] В одном искаженном отрывке Плиний обнаружил бастарнов «и других германцев» где-то недалеко от того, что сейчас является северной Венгрией и Словакией. [13] В другом он расположил их и певкинов выше даков . [14] На карте Пейтингера (составленной около 400 г. н. э., но включающей материалы еще первого века) Бастарны (неправильно написанные Бластарни ) показаны к северу от Карпатских гор, а Галицкие Карпаты, судя по всему, названы Альпами Бастарницкими . [12]
Из Галиции бастарны распространились в Молдавию и Бессарабию , достигнув дельты Дуная . Страбон описывает бастарнов как населяющих территорию «между Истром ( Дунаем ) и Борисфеном ( Днепром )». Он выделяет три подплемени бастарнов: атмони , сидоны и пеуцины . Последние получили свое название от Пеуче , большого острова в дельте Дуная, который они колонизировали. [10] Географ второго века Птолемей утверждает, что карпианы или карпи (предположительно оккупировавшие Молдавию) отделили певкинов от других бастарнов «над Дакией » (т.е. к северу от Дакии). [15]
Таким образом, оказывается, что бастарны были расселены по обширной дуге, простирающейся вокруг северных и восточных склонов Карпат от юго-востока Польши до дельты Дуная. Большая группа населяла северные и восточные склоны Карпат и регион между реками Прут и Днепр (современная Молдова/западная Украина), тогда как отдельная группа (певчины, сидони и атмони) обитала в районе Дуная и к северу от него. Район Дельта. [16]
Этнолингвистическая принадлежность
[ редактировать ]Ученые придерживаются разных теорий об этнической принадлежности бастарнов. Одна точка зрения, следующая за наиболее авторитетной точкой зрения среди ранних ученых, заключается в том, что они говорили на кельтском языке . [17] Однако другие считают, что они были скифами/германцами, [18] или смешанный германско-сарматский. [19] Согласно маргинальной теории, они были протославянами . [6] Щукин утверждает, что этническая принадлежность бастарнов была уникальной, и вместо того, чтобы пытаться называть их кельтскими, германскими или сарматскими, следует признать, что «бастерны были бастернами». [20] Бэтти утверждает, что присвоение бастарнам «этнической принадлежности» бессмысленно; как и в контексте Понтийско-Дунайского региона железного века с его многочисленными пересекающимися народами и языками, этническая принадлежность была очень изменчивым понятием, которое быстро и часто менялось в зависимости от социально-политических перипетий. Это особенно верно в отношении бастарнов, существование которых засвидетельствовано на относительно обширной территории. [21]
Древние источники
[ редактировать ]Полибий (200–118 до н. э.) пишет о временах Персея Македонского (ум. 166 до н. э.):
- «Теперь прибыла миссия от дарданцев, рассказывающая о бастарнах, их численности, огромных размерах и доблести их воинов, а также указывающая на то, что Персей и галаты были в союзе с этим племенем. Они сказали, что боятся гораздо больше его, чем бастарнов, и они просили о помощи». [22]
По словам Ливия (64 г. до н. э. – 17 г. н. э.):
- «Путь к Адриатике и в Италию лежал через Скордиски; это был единственный возможный путь для армии, и ожидалось, что Скордиски предоставят проход к Бастарнам без каких-либо затруднений, поскольку ни в речи, ни в привычках они не были разными, и была надежда, что они объединят свои силы, когда увидят, что собираются разграбить очень богатую нацию». [17]
По словам Страбона (64 г. до н. э. – 24 г. н. э.):
- «Однако из «климата» и параллельных расстояний ясно, что, если путешествовать в продольном направлении на восток, можно встретить области, которые находятся около Борисфена и которые находятся к северу от Понта; но что находится за пределами Германии и что за пределами стран, следующих за Германией, — следует ли говорить о бастарнах, как подозревает большинство писателей, или сказать, что между ними лежат другие, то ли языги, то ли роксоланы, то ли некоторые другие из обозников, — это нелегко не сказать еще, простираются ли они до океана по всей его длине, или какая-то часть необитаема из-за холода или по другой причине, или даже другая раса людей, пришедшая на смену германцам, расположена между ними. море и восточных германцев. То же самое невежество преобладает и в отношении остальных народов, следующих по порядку на севере, ибо я не знаю ни бастарнов, ни савроматов, ни, словом, ни одного из народов; которые живут над Понтом, ни насколько далеко они находятся от Атлантического моря, ни граничат ли с ним их страны». [18]
По словам Плутарха (46–120 гг. Н.э.):
- «Он также тайно возбудил галлов, поселившихся вдоль Дуная, которых называют Бастернами, конными и воинственными войсками; и он пригласил иллирийцев через Гентия, их царя, принять участие с ним в войне. И распространился слух, что Он нанял варваров, чтобы пройти через нижнюю Галлию, вдоль побережья Адриатики, и совершить вторжение в Италию». [23]
Согласно Тациту (56–120 гг. н. э.), описывающему народы Германии :
- «Что касается племен певцинов, венетов и феннов, я сомневаюсь, следует ли мне причислить их к германцам или к сарматам, хотя действительно певцины, называемые некоторыми бастарнами, подобны германцам по своему языку, образу жизни и в постоянстве своих поселений все они живут в грязи и лени, и из-за смешанных браков вождей они в некоторой степени унижаются до сходства с сарматами». [19]
По словам Кассия Диона (155–235 гг. Н.э.):
- «В тот же период, когда произошли эти события, Марк Красс был послан в Македонию и Грецию и вел войну с даками и бастарнами. Я уже сказал, кем были первые и почему они стали враждебными; с другой стороны, бастарны , которых правильно причисляют к скифам, в это время пересекли Истр и подчинили противоположную им часть Мезии, а затем подчинили трибаллов, примыкающих к этой области, и дарданов, населяющих страну трибаллов». [24]
По словам Зозисма (490–510 гг. Н.э.):
- «Он также оставил во Фракии бастарнов, скифский народ, который подчинился ему, предоставив им землю для проживания там; по этой причине они соблюдали римские законы и обычаи». [25]
Селтик
[ редактировать ]Основная причина считать бастарнов кельтами заключается в том, что регионы, которые они, как документально подтверждено, занимали (северные и восточные склоны Карпат), в значительной степени пересекались с местами проживания кельтских племен, зафиксированными в северных Карпатах. (Современное название этого региона, Галисия , обычно считается имеющим более позднее происхождение, либо на славянском, либо на тюркском языке. Однако некоторые ученые вместо этого предполагают, что название Галисия может происходить от ее бывших кельтских жителей Тавриски , Оси , Котини и Анартес в Словакии и северной Румынии, а также британцы в районе дельты Дуная. [26] ) Кроме того, археологические культуры, которые некоторые ученые связывают с бастарнами (Поенешть-Лукашевка и Зарубинцы), демонстрируют ярко выраженное кельтское сходство. Наконец, приход бастарнов в Понтийско-Дунайский регион, который по двум древним источникам можно датировать 233–216 гг. [27] совпадает с последней фазой миграции кельтов в регион (400–200 гг. До н.э.).
Самые ранние историки приписывают бастарнам кельтское или галльское происхождение. Римский историк Ливий , писавший в ок. 10 г. н.э. свидетельствует о том, что бастарны говорили на кельтском языке. Рассказывая о вторжении бастарнов на Балканы в 179 г. до н.э. (см. « Союзники Филиппа Македонского» ниже), он описывает их тогда как «они не сильно отличались ни по языку, ни по манерам» от кельтского племени скордисков , племени Паннонии . описывает скордисков как кельтов Страбон (хотя он добавляет, что они смешались с иллирийцами и фракийцами). [28] Греческий историк Плутарх сообщает нам, что римский консул Гостилий «тайно возбудил поселившихся по Дунаю галлов, называемых бастернами». [23]
Однако кельтская идентичность бастарнов, очевидно, противоречит Полибию (писавшему около 150 г. до н. э.), который был фактическим современником описываемых событий, в отличие от Ливия, писавшего примерно на 200 лет позже. ] посольство от дарданов Полибий четко отличает бастарнов от «галатов» (т.е. кельтов): « Прибыло [в римский сенат , рассказывающее о бастарнах, их огромной численности, силе и доблести их воинов, а также сообщающее, что Персей [царь Македонии] и Галаты были в союзе с этим племенем». [29] Кроме того, надпись AE (1905) 14, фиксирующая кампанию на Венгерской равнине генерала эпохи Августа Марка Винуция (10 г. до н.э.). [30] или 8 г. до н.э. [31] ), также, по-видимому, отличает бастарнов от соседних кельтских племен: «Марк Винуций ... губернатор Иллирика, первый [римский полководец], переправившийся через реку Дунай, разбил в битве и разгромил армию даков и бастернов и подчинил себе Котини, Оси,... [отсутствует название племени] и Анартии во власть императора Августа и народа Рима». [32]
Три имени вождей бастарнов, встречающиеся в древних источниках, имеют кельтское происхождение: Котто, [33] Клондикус [34] и Тевтагон. [35] [36]
германский
[ редактировать ]Греко-римские географы первого века нашей эры единодушны в отнесении бастарнов и пеуцинов к германским народам , а один источник, Тацит, указывает, что они говорили на языке, подобном германским народам. Греческий географ Страбон (писавший около 5–20 гг. Н.э.) говорит, что бастарны «имеют германское происхождение». [10]
Римский географ Плиний Старший (ок. 77 г. н. э.) классифицирует бастарнов и пеукинов как одно из пяти основных подразделений германских народов, остальные подразделения — как три западногерманские группы: Inguaeones , Istuaeones и Hermiones , а также восточные группы . Германский Вандили . [39]
Римский историк Тацит (ок. 100 г. н. э.) описал бастарнов как, вероятно, германский народ, но со значительным сарматским влиянием: [40]
Что касается племен певцинов, венетов и феннов, то я сомневаюсь, следует ли мне причислить их к германцам или к сарматам, хотя певцины, называемые некоторыми бастарнами, подобны германцам по своему языку, образу жизни и по постоянство их поселений. Все они живут в грязи и лени и вследствие смешанных браков вождей в некоторой степени унижаются до сходства с сарматами. Я сомневаюсь, следует ли мне приписывать народы певцинов, венетов и феннов германцам или сарматам. хотя певцины, которых некоторые называют бастарнами, ведут себя в речи, манерах и домах как немцы. нечистота всех и оцепенение дворян: при смешанных браках они несколько противны нравам сарматов.
скифо-сарматский
[ редактировать ]Страбон включает роксоланов , которых ученые обычно считают сарматским племенем, в список подгрупп бастарнов. [10] Однако это может быть просто ошибкой из-за непосредственной близости двух народов к северу от дельты Дуная. В третьем веке греческий историк Дион Кассий утверждает, что «бастарны правильно относят к скифам» и «членам скифской расы». [41] Точно так же историк шестого века Зосим , сообщая о событиях около 280 года нашей эры, ссылается на «бастарнов, скифский народ». [42] Однако похоже, что эти поздние греко-римские летописцы использовали термин «скиф» независимо от языка. Самые ранние скифы были степными кочевниками, связанными с иранскими языками, как и их преемники сарматы, которых также называли скифами, в то время как классические авторы, такие как Зосим, также обычно называют готов , которые, несомненно, говорили на германском языке, «скифами».
Не исключено, что некоторые бастарны были ассимилированы окружающими (и, возможно, доминирующими) сарматами, возможно, переняв их язык (который принадлежал к иранской группе индоевропейских языков) и обычаи. Так, комментарий Тацита о том, что «смешанные браки придают [бастарнам] в некоторой степени мерзкий вид сарматов». [40] С другой стороны, бастарны сохраняли отдельное название до ок. 300 г. н.э., что, вероятно, подразумевает сохранение их своеобразного этнолингвистического наследия до того времени. [43] В целом кажется вероятным, что основное население Бастарн всегда было и продолжало оставаться германским по языку и культуре.
Материальная культура
[ редактировать ]По словам Малкольма Тодда , традиционная археология не смогла построить типологию материальной культуры бастарнов и, таким образом, приписать бастарнам определенные археологические памятники. [44] Осложняющим фактором является то, что регионы, где засвидетельствованы Бастарны, содержали лоскутное одеяло народов и культур (сарматы, скифы, даки, фракийцы, кельты, германцы и другие), некоторые оседлые , некоторые кочевые . В любом случае археологическая теория после 1960-х годов поставила под сомнение обоснованность приравнивания материальных «культур», как их определяют археологи, к отдельным этническим группам. С этой точки зрения невозможно отнести «культуру» к определенной этнической группе: вполне вероятно, что материальные культуры, обнаруженные в регионе, принадлежали нескольким, если не всем, населяющим его группам. Эти культуры, вероятно, представляют собой относительно крупномасштабные социально-экономические взаимодействия между разрозненными сообществами обширного региона, возможно, включая взаимно антагонистические группы. [44]
Неизвестно даже, вели ли бастарны оседлый, кочевой или полукочевой образ жизни. Утверждение Тацита о том, что они были «немцами по образу жизни и типам жилища», подразумевает оседлый образ жизни, но их близкие отношения с сарматами, которые вели кочевой образ жизни, могут указывать на более кочевой образ жизни некоторых бастарнов, как и их засвидетельствованное широкое распространение. географический диапазон. [45] Если бы бастарны были кочевниками, то оседлые «культуры», определенные археологами в их жизненном пространстве, не представляли бы их. Кочевые народы обычно оставляют скудные следы из-за недолговечных материалов и фундаментов, используемых при строительстве их жилищ.
Ученые определили две близкородственные оседлые «культуры» в качестве возможных кандидатов на роль бастарнов (среди других народов), поскольку их местоположение в целом соответствует тому, где древние источники помещали бастернов: зарубинецкую культуру, расположенную в лесостепной зоне на севере Украины и на юге Украины. Беларусь и Поенешть-Лукашевская культура ( Лукашеука ) на севере Молдавии. [27] [46] Для этих культур характерно земледелие, о чем свидетельствуют многочисленные находки серпов. Жилища были наземными или полуподземными, со столбами, поддерживающими стены, очагом посередине и крупными коническими ямами, расположенными рядом. Некоторые места были защищены рвами и насыпями, сооружениями, которые, как полагают, были построены для защиты от кочевых племен из степи. [47] Жители практиковали кремацию. Кремированные останки либо помещались в большие керамические урны ручной работы, либо помещались в большую яму и были окружены едой и украшениями, такими как спиральные браслеты и Среднего и позднего Ла Тена типа фибулы (что свидетельствует о продолжающейся силе кельтского влияния в этом веке). область).
Основная проблема с ассоциированием культур Поенешть-Лукашевка и Зарубинцы с бастарнами заключается в том, что обе культуры исчезли к началу первого века нашей эры, в то время как бастарны продолжают встречаться в этих регионах по всему Римскому княжеству . [48] Другая проблема заключается в том, что культура Поенешть-Лукашевка также была отнесена к костобокам , народу, который, считается этнически даком согласно Птолемею (ок. 140 г. н. э.), который, согласно Птолемею, , населявшим северную Молдавию. Действительно, Мирча Бабеш и Сильвия Теодор , два румынских археолога , которые идентифицировали Лукашевку как Бастарник, тем не менее настаивали на том, что большинство населения в сфере Лукашевки (на севере Молдавии) было «гето-даками». [12] Еще одна проблема заключается в том, что ни одна из этих культур не присутствовала в районе дельты Дуная, где древние источники свидетельствуют о значительной концентрации бастарнов. [27]
Примерно с 200 г. н. э. черняховская культура утвердилась на территории современной Западной Украины и Молдавии, населенной бастарнами. Культура характеризуется высокой степенью сложности производства металлических и керамических артефактов, а также единообразием на обширной территории. Хотя эту культуру традиционно отождествляют с миграцией готского этноса в регион с северо-запада, Тодд утверждает, что ее наиболее важное происхождение - скифо-сарматское. Хотя этому, безусловно, способствовали готы, вероятно, внесли в это свой вклад и другие народы региона, такие как даки, протославяне , карпы и, возможно, бастарны. [49]
Отношения с Римом
[ редактировать ]Римская республиканская эпоха (до 30 г. до н.э.)
[ редактировать ]Союзники Филиппа Македонского (179–8 до н.э.)
[ редактировать ]Бастарны впервые упоминаются в исторических записях в 179 г. до н. э., когда они огромными силами пересекли Дунай. Они сделали это по приглашению своего давнего союзника, короля Македонии Филиппа V , прямого потомка Антигона , одного из диадохов , полководцев Александра Великого , которые разделили его империю после его смерти в 323 году до нашей эры. Македонский царь потерпел катастрофическое поражение от римлян во Второй Македонской войне (200–197 гг. до н. э.), в результате чего он превратился из могущественного эллинистического монарха в статус мелкого царя-клиента со значительно уменьшенной территорией. и крошечная армия. [Примечание 1] После почти 20 лет рабского подчинения диктату римского сената Филипп был подстрекаем непрекращающимися и опустошительными набегами Дарданов , воинственных иллирийцев. [51] племя на его северной границе, которому его армия, ограниченная договором, была слишком мала, чтобы эффективно противостоять. Опираясь на бастарнов, с которыми у него установились дружеские отношения, он разработал стратегию борьбы с дарданами, а затем возвращения утраченных территорий в Греции и своей политической независимости. Сначала он натравит Бастарнов против Дардани . После того, как последний был разгромлен, Филипп планировал поселить семьи Бастарна в Дардании (южное Косово / регион Скопье ), чтобы гарантировать, что этот регион будет навсегда подчинён. На втором этапе Филипп намеревался отправить бастарнов для вторжения в Италию через Адриатическое побережье. Хотя он знал, что бастарны, скорее всего, будут побеждены, Филипп надеялся, что римляне отвлекутся на достаточно долгое время, чтобы позволить ему вновь занять свои прежние владения в Греции. [33]
Однако Филипп, которому сейчас 60 лет, умер до прибытия Бастарнов. Войско бастарнов все еще направлялось через Фракию, где оно было втянуто в военные действия с местными жителями, которые не обеспечили их достаточным количеством еды по доступным ценам во время их прохождения. Вероятно, в окрестностях Филиппополя (современный Пловдив, Болгария) бастарны вырвались из своих походных колонн и разграбили землю повсюду. Перепуганные местные фракийцы укрылись со своими семьями и стадами животных на склонах Монс Донука ( гора Мусала ), самой высокой горы во Фракии. Большой отряд бастарнов преследовал их вверх по горе, но был отброшен и рассеян сильным ливнем с градом. Тогда фракийцы устроили им засаду, превратив их спуск в паническое бегство. Вернувшись в свой фургонный форт на равнине, около половины деморализованных Бастарнов решили вернуться домой, оставив ок. 30 000 для продвижения в Македонию. [34]
Сын и преемник Филиппа Персей , протестуя против своей лояльности Риму, разместил своих гостей-бастарнов на зимних квартирах в долине в Дардании, предположительно в качестве прелюдии к кампании против Дарданов следующим летом. Однако глубокой зимой их лагерь подвергся нападению дардани. Бастарны легко отбили нападавших, преследовали их до их главного города и осадили, но были застигнуты врасплох с тыла вторым отрядом Дардани, который незаметно подошел к их лагерю по горным тропам и начал штурмовать и грабить его. . Потеряв весь свой багаж и припасы, бастарны были вынуждены покинуть Дарданию и вернуться домой. Большинство из них погибло, когда они пешком пересекали замерзший Дунай, но лед треснул. [52] Несмотря на провал стратегии Филиппа по бастарнам, подозрения, вызванные этими событиями в римском сенате, который был предупрежден дарданами о вторжении бастарнов, обеспечили упадок Македонии как независимого государства. [53] Рим объявил войну Персею в 171 г. до н. э., а после того, как македонская армия была разгромлена в битве при Пидне (168 г. до н. э.), Македония была разделена на четыре римских марионеточных кантона (167 г. до н. э.). [54] Двадцать один год спустя они, в свою очередь, были упразднены и присоединены к Римской республике как провинция Македония (146 г. до н.э.).
Союзники гетанского верховного царя Буребисты (62 г. до н.э.)
[ редактировать ]Бастарны впервые вступили в прямой конфликт с Римом в результате экспансии проконсулов ( правителей) Македонии в регион нижнего Дуная в 75–72 гг. до н.э. Гай Скрибоний Курион (проконсул 75–73 до н.э.) успешно провел кампанию против дарданов и мезийцев , став первым римским полководцем, достигшим Дуная со своей армией. [55] Его преемник, Марк Лициний Лукулл (брат знаменитого Луция Лукулла ), вел кампанию против фракийского племени бессов и мёзи, опустошая всю Мезию , область между горным хребтом Гемус ( Балканский ) и Дунаем. В 72 г. до н. э. его войска заняли греческие прибрежные города Малой Скифии (современный регион Добруджи , Румыния/Болгария). [Примечание 2] Рима который встал на сторону заклятого врага царя Митридата VI Понтийского , эллинистического , в Третьей Митридатовой войне (73–63 до н. э.). [57]
Присутствие римских войск в дельте Дуная рассматривалось как серьезная угроза всеми соседними задунайскими народами: певчинами-бастарнами, сарматами и, что наиболее важно, Буребистой ( правил в 82–44 до н.э.), царем гетов . Геты занимали регион, который сегодня называется Валахией, а также Малую Скифию и были либо дакийским , либо фракийским народом. [Примечание 3] Буребиста объединил племена гетов в единое царство, для которого греческие города были жизненно важными торговыми точками. Кроме того, он установил свою гегемонию над соседними сарматскими и бастарнскими племенами. Сообщается, что на пике своего развития царство гетов могло собрать 200 000 воинов. Буребиста возглавил свою задунайскую коалицию в борьбе с римским вторжением, проведя множество набегов на римских союзников в Мезии и Фракии, проникнув вплоть до Македонии и Иллирии . [62]
Главный шанс коалиции появился в 62 г. до н. э., когда греческие города восстали против римского владычества. В 61 г. до н.э. печально известный деспотический и некомпетентный в военном отношении проконсул Македонии Гай Антоний по прозвищу Гибрида («Чудовище»), дядя знаменитого Марка Антония , повел армию против греческих городов. Когда его армия приблизилась к Истрии , Антоний отделил все свои конные силы от марширующей колонны и повел их в длительную экскурсию, оставив свою пехоту без кавалерийского прикрытия - тактика, которую он уже использовал с катастрофическими результатами против дарданов. [63] Дион подразумевает, что он сделал это из трусости, чтобы избежать неминуемого столкновения с оппозицией, но более вероятно, что он преследовал крупные силы вражеской конницы, вероятно, сарматов . Войско бастарнов, переправившееся через Дунай, чтобы помочь истрийцам, быстро атаковало, окружило и уничтожило римскую пехоту, захватив несколько ее вексилл (военных штандартов). [64] Эта битва привела к краху римских позиций на нижнем Дунае. Буребиста, по-видимому, присоединила греческие города (55–48 до н.э.). [65] В то же время покоренные «союзные» племена Мезии и Фракии, очевидно, отказались от своих договоров с Римом, поскольку их пришлось отвоевывать Августу в 29–8 до н. э. (см. ниже).
В 44 г. до н. э. пожизненный римский диктатор Юлий Цезарь планировал возглавить крупную кампанию, чтобы раз и навсегда сокрушить Буребисту и его союзников, но был убит прежде, чем она успела начаться. [66] Однако кампания стала излишней из-за свержения и смерти Буребисты в том же году, после чего его империя гетов распалась на четыре, а затем и на пять независимых мелких королевств. В военном отношении они были намного слабее, поскольку Страбон оценивал их совокупный военный потенциал всего в 40 000 вооруженных людей и часто участвовали в междоусобных войнах. [67] [68] Гето -даки снова не представляли угрозу римской гегемонии в нижнем течении Дуная до прихода к власти Децебала 130 лет спустя (86 г. н.э.).
Римское княжество (30 г. до н.э. – 284 г. н.э.)
[ редактировать ]Эпоха Августа (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.)
[ редактировать ]Утвердившись в качестве единоличного правителя Римского государства в 30 г. до н.э., внучатый племянник и приемный сын Цезаря Август начал стратегию продвижения юго-восточной европейской границы империи к линии Дуная от Альп , Динарских Альп и Македония. Основная цель состояла в том, чтобы увеличить стратегическую глубину между границей и Италией, а также обеспечить основной речной маршрут снабжения между римскими армиями в регионе. [69]
На нижнем Дунае, которому был отдан приоритет перед верхним Дунаем, это потребовало аннексии Мезии. Таким образом, целью римлян были племена, населявшие Мезию, а именно (с запада на восток) трибаллы , моезийцы и те геты, которые жили к югу от Дуная. Бастарны также были мишенью, потому что они недавно подчинили себе трибаллов, территория которых лежала на южном берегу Дуная между притоками рек Утус (Вит) и Циабрус (Цибрица), с их главным городом в Эскусе (Гиген, Болгария). [70] Кроме того, Август хотел отомстить за поражение Гая Антония при Хистрии 32 года назад и вернуть утраченные военные штандарты. Они проводились в мощной крепости под названием Генукла (Исакча, недалеко от современной Тулчи, Румыния, в районе дельты Дуная), контролируемой Зираксом , местным царем гетанов. [71] Человеком, выбранным для этой задачи, был Лициний Красс , внук Красса триумвира Марк и опытный полководец в 33 года, который был назначен проконсулом Македонии в 29 г. до н.э. [72]
Бастарны предоставили повод для войны, переправившись через Гем и напав на дентелетов , фракийское племя, которое было союзниками Рима. Красс двинулся на помощь дентелетам, но при его приближении войско бастарнов поспешно отступило через Гем. Красс внимательно последовал за ними в Мезию, но они не были втянуты в бой и отступили за Цибрицу. [73] Теперь Красс обратил свое внимание на моэсов, свою главную цель. После успешной кампании, в результате которой значительная часть мезийцев была подчинена, Красс снова разыскал бастарнов. Узнав об их местонахождении от посланных к нему мирных посланников, он хитростью заманил их в бой у Цибрицы. Спрятав свои основные силы в лесу, он разместил в качестве приманки меньший авангард на открытой местности перед лесом. Как и ожидалось, бастарны атаковали авангард, но оказались втянутыми в полномасштабное генеральное сражение с римлянами, которого они пытались избежать. Бастарны попытались отступить в лес, но им помешал обоз с их женщинами и детьми, поскольку они не могли двигаться сквозь деревья. Бастарны, оказавшиеся в ловушке борьбы за спасение своих семей, были разбиты. Красс лично убил их короля Дельдо в бою, что позволило ему удостоиться высшей военной награды Рима, spolia opima , но Август отказался наградить ее по формальным причинам. [Примечание 4] Тысячи бежавших Бастарнов погибли, многие задохнулись в близлежащих лесах в результате пожаров, устроенных римлянами, другие утонули, пытаясь переплыть Дунай. Тем не менее значительные силы окопались в мощном городище. Красс осадил форт, но ему пришлось заручиться поддержкой Ролса , мелкого гетанского царя, чтобы выбить их, за что Ролсу был присвоен титул socius et amicus populi Romani («союзник и друг римского народа»). [77]
В следующем году (28 г. до н. э.) Красс двинулся на Генуклу. Зиракс сбежал со своим сокровищем и бежал через Дунай в Скифию, чтобы искать помощи у бастарнов. [78] Прежде чем он смог привести подкрепление, Генукла пал в результате комбинированного нападения римлян с суши и реки. [71] Стратегическим результатом кампании Красса стала постоянная аннексия Мезии Римом.
Примерно десятилетие спустя, в 10 г. до н.э., [30] Бастарны снова столкнулись с Римом во время завоевания Паннонии Августом ( bellum Pannonicum 14–9 до н.э.). Надпись AE (1905) 14 описывает кампанию на Венгерской равнине генерала эпохи Августа Марка Винуция :
Марк Винуций ... [отчество], консул [в 19 г. до н. э.] ... [различные официальные титулы], губернатор Иллирика, первый [римский полководец], переправившийся через реку Дунай, разгромленный в битве и разгромивший армию даков и Бастерны, и подчинили Котини , Оси,... [отсутствующее название племени] и Анарти власти императора Августа и народа Рима.
Скорее всего, бастарны в союзе с даками пытались помочь находящимся в тяжелом положении иллирийским/кельтским племенам Паннонии в их сопротивлении Риму.
Первый и второй века
[ редактировать ]Похоже, что в последние годы правления Августа бастарны заключили мир с Римом. В Res Gestae Divi Augusti («Деяния божественного Августа», 14 г. н. э.), надписи, заказанной Августом для перечисления его достижений, говорится, что он принял посольство от бастарнов с просьбой заключить договор о дружбе. [79] Похоже, что договор был заключен и, по-видимому, оказался чрезвычайно эффективным, поскольку в сохранившихся древних источниках не упоминается никаких военных действий с бастарнами до ок. 175, примерно через 160 лет после того, как была вырезана надпись Августа. Но сохранившиеся свидетельства истории этого периода настолько скудны, что нельзя исключать, что во время него бастарны столкнулись с Римом. [Примечание 5] Бастарны участвовали в дакийских войнах Домициана . (86–88) и Траяна (101–102 и 105–106), сражаясь в обеих войнах на стороне даков [80]
В конце второго века в Historia Augusta упоминается, что во время правления Марка Аврелия (161–180) союз племен нижнего Дуная, включая бастарнов, сарматских роксоланов и костобоков, воспользовался трудностями императора на верхнем Дунае ( Маркоманские войны ) для вторжения на римскую территорию. [81]
Третий век
[ редактировать ]В конце второго века главным этническим изменением в северном Причерноморье стала иммиграция из долины Вислы на севере готов и сопровождающих их германских племен, таких как тайфали и хасдинги , ветви вандалов . Эта миграция была частью серии крупных перемещений населения в европейском barbaricum (римский термин, обозначающий регионы за пределами их империи). Похоже, готы установили свободную политическую гегемонию над существующими племенами в регионе.
Под предводительством готов серия крупных вторжений в Римскую империю была предпринята большой коалицией племен нижнего Дуная с ок. 238 и далее. Участие бастарнов в них вероятно, но в значительной степени не указано из-за склонности Зосима и других летописцев объединять все эти племена под общим термином «скифы», то есть всех жителей Скифии, а не конкретных ираноязычных людей. называли скифами . [82] Таким образом, в 250–251 гг. бастарны, вероятно, участвовали в вторжениях готов и сарматов, кульминацией которых стало поражение римлян в битве при Абритте и убийство императора Деция (251 г.). [83] Эта катастрофа стала началом третьего века кризиса Римской империи , периода военного и экономического хаоса. В этот критический момент римская армия была парализована вспыхнувшей второй оспы пандемией — чумой Киприана (251–70). Последствия описываются Зосимой как даже худшие, чем более ранняя чума Антонина (166–180 гг.), В результате которой, вероятно, погибло 15–30% жителей империи. [84]
Воспользовавшись римским военным беспорядком, огромное количество варварских народов захватило большую часть империи. Сармато-готический союз нижнего Дуная осуществил крупные вторжения на Балканы в 252 г., а также в периоды 253–258 и 260–268 гг. [85] Певцины Бастарны конкретно упоминаются во время вторжения 267/268 г., когда коалиция построила флот в устье реки Тирас ( Днестр ). Певцини-бастарны имели решающее значение для этого предприятия, поскольку, будучи жителями побережья и дельты, они имели опыт мореплавания, которого не хватало кочевникам сарматам и готам. Варвары плыли вдоль побережья Черного моря к Томису в Нижней Мезии, который безуспешно пытались взять штурмом. Затем они напали на столицу провинции Марцианополь (Девня, Болгария), но тоже безуспешно. Пройдя Босфор , экспедиция осадила Фессалонику в Македонии. Отогнанное римскими войсками, коалиционное войско двинулось по суше во Фракию, где, наконец, было разгромлено императором Клавдием II (годы правления 268–270) при Найссе (269 г.). [86]
Клавдий II был первым из череды военных императоров (так называемых « иллирийских императоров » по своему основному этническому происхождению), которые восстановили порядок в империи в конце третьего века. Эти императоры проводили политику широкомасштабного переселения внутри империи побежденных варварских племен, предоставляя им землю в обмен на обязанность военной службы, гораздо более тяжелую, чем обычная норма призыва. С точки зрения римлян, эта политика имела тройную выгоду: ослабление враждебного племени, повторное заселение опустошенных чумой приграничных провинций (возвращение их заброшенных полей к возделыванию) и обеспечение первоклассных рекрутов для армии. Он также мог быть популярен среди пленных варваров, которые часто были в восторге от перспективы предоставления земли в пределах империи. В четвертом веке такие общины были известны как лаэти . [87]
Император Проб (годы правления 276–282) зарегистрирован как переселивший 100 000 бастарнов в Мезию, в дополнение к другим народам, включая готов, гепидов и вандалов. Сообщается, что бастарны сдержали свою клятву верности императору, в то время как другие переселенные народы подняли мятеж, в то время как Проб был отвлечен попытками узурпации и разорил дунайские провинции повсюду. [42] [88] Дальнейшая массовая передача Бастарн была осуществлена императором Диоклетианом (годы правления 284–305 гг.) После того, как он и его коллега Галерий разгромили коалицию Бастарн и Карпи в 299 году. [89]
Поздняя Римская империя (305 г. и далее)
[ редактировать ]Остальные задунайские бастарны исчезают в исторической безвестности в поздней империи. Ни один из основных древних источников этого периода, Аммиан Марцеллин и Зосим , не упоминают бастарнов в своих отчетах о четвертом веке, что, возможно, подразумевает потерю их отдельной идентичности, предположительно ассимилированной региональными гегемонами, готами. Такая ассимиляция была бы облегчена, если бы бастарны говорили на восточногерманском языке, тесно связанном с готским . Если бастарны оставались идентифицируемой группой, весьма вероятно, что они участвовали в обширной миграции под руководством готов, вызванной давлением гуннов , которая была допущена в Мезию императором Валентом в 376 году и в конечном итоге победила и убила Валента в Адрианополе в 378 году. Хотя Аммиан называет мигрантов в совокупности «готами» и утверждает, что, кроме того, в них участвовали «Тайфали и другие племена». [90]
Однако после перерыва в 150 лет последнее упоминание о Бастарнах встречается в середине V века. В 451 году вождь гуннов Аттила вторгся в Галлию с большой армией, которая в конечном итоге была разбита в битве при Шалоне возглавляемой римлянами коалицией под командованием генерала Аэция . [91] Войско Аттилы, по словам Иордана , включало в себя отряды из «бесчисленных племен, попавших под его власть». [92] , сюда входили бастарны По словам галльского дворянина Сидония Аполлинария . [93] Однако Э.А. Томпсон утверждает, что упоминание Сидонием о Бастарнах в Шалоне, вероятно, ложно: его целью было написать панегирик , а не историю, и Сидоний добавил к списку реальных участников несколько ложных имен (например, бургундцев , скиров и франков ) для драматический эффект. [94]
См. также
[ редактировать ]- Карпатская курганная культура
- Тиберий Плавтий Силван Элиан
- Список германских племен
- Список кельтских племен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Условия, наложенные на Филиппа V Македонского в 196 г. до н.э., заключались в следующем: (i) потеря всех владений за пределами собственно Македонии (Филипп ранее правил обширными территориями в Греции, Фракии и Малой Азии); (ii) постоянная армия ограничена 5000 человек и не содержит слонов; (iii) флот ограничен пятью военными кораблями плюс королевская галера; (iv) репарационная выплата в размере 1000 талантов (около 26 тонн) серебра, что в то время эквивалентно ок. 4 тонны золота. (В древности серебро было гораздо более ценным, чем сегодня: соотношение стоимости золота к серебру составляло примерно 1:7 по сравнению с примерно 1:100 сегодня); (v) запрещено вести войну за пределами своих границ без разрешения римского сената [50]
- ^ Основными из них были: Истрия (Синоэ) , Томис , Каллатис , Аполлония (Истрия, Констанца, Мангалия, Созополь) [56]
- ↑ Существуют разногласия по поводу того, ли геты говорили на даках или фракийцах, и были ли эти два языка похожи. Страбон утверждает, что геты были фракийцами . [58] Он добавляет, что даки говорили на том же языке, что и геты. [59] Это породило гипотезу о том, что фракийский и дакийский язык были по существу одним и тем же языком ( дако-фракийская теория). Но современный лингвист Владимир Георгиев оспаривает, что дакийские и фракийские города были тесно связаны по разным причинам, особенно из-за того, что названия дакийских и мезийских городов обычно заканчиваются суффиксом -ДАВА, тогда как города в собственно Фракии обычно заканчиваются на -ПАРА. По мнению Георгиева, язык, на котором говорят геты, следует отнести к «дако-мезийскому» и рассматривать как совершенно отличный от фракийского. [60] Поддержку дако-мезийской теории можно найти у Диона, который подтверждает, что мезийцы и геты на южном берегу Дуная были даками. [61] Но скудные свидетельства существования этих двух вымерших языков не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы. Разделительную линию между двумя формами топонимов см. на следующей карте (нижняя карта, прокрутите вниз): members.tripod.com
- ↑ Подвиг Красса как римского полководца по убийству вражеского лидера в бою, возможно, дал ему право на высшую честь, которую мог получить римский солдат: spolia opima (буквально: «обильная добыча», но этот термин может быть искажением spolia optima). «высшая добыча»), право повесить доспехи, снятые с вражеского вождя, в храме Юпитера Феретриуса в Риме, в подражание основателю Рима Ромулу , привилегия, предоставленная ранее только дважды. Но Август отказал Крассу в этой чести на том формальном основании, что он не был в то время главнокомандующим римскими войсками, на эту должность претендовал сам Август. [4] Август также запретил Крассу принимать от своих войск почетный титул императора («верховного главнокомандующего»), традиционный для полководцев-победителей. Вместо этого Август потребовал титул себе (в седьмой раз). [74] [75] провозгласил Красса триумфатором в Наконец, хотя Дион утверждает, что сенат Риме, в надписях того года (27 г. до н. э.) нет никаких свидетельств того, что он действительно праздновался. После возвращения в Рим Красс вообще исчезает из записей, как эпиграфических, так и литературных. Это весьма необычно в относительно хорошо задокументированный период для такого выдающегося человека, которому было всего около 33 лет. [ оригинальное исследование? ] Его могила не была найдена в раскопанном мавзолее семьи Крассов в Риме. Это официальное «отстранение от истории» может означать карательную внутреннюю ссылку в отдаленное место, подобную той, которой подвергли современного поэта Овидия , которому в 8 году нашей эры за неизвестное преступление Август приказал провести остаток своего жизнь в Томисе (Констанца) на Черном море. Рональд Сайм указывает на сходство исключения Красса из официальных источников с удалением Корнелия Галла , современного опального правителя Египта, которого Август отозвал за принятие на себя неподобающих почестей. [76]
- ^ Период Юлио-Клавдиев и последующая гражданская война в Риме 68–9 (до 69 г. н.э.) достаточно хорошо освещены в «Анналах » Тацита (хотя существенные части отсутствуют) и «Историях» . Но утрата повествования Тацита за весь период Флавиев (69–96 гг.) и продолжения Аммиана Марцеллина до 353 г., а также большей части «Истории» Диона Кассия (до 229 г.) оставляет огромный пробел в наших знаниях. знание политической истории ранней империи, которая лишь скудно заполнена низшими хрониками, такими как Historia Augusta , надписями и другими свидетельствами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь греческой и римской географии (1854 г.), Уильям Смит, доктор юридических наук, Эд, Пеучини
- ^ Ирис фон Бредов, «Пеучини, Пеучи» , в «Новом Поли» Брилла .
- ^ Кёблер * bʰas
- ^ Перейти обратно: а б Дион LI.24.4 : «Ибо не только им мешали их повозки, стоявшие в тылу, но и их желание спасти своих жен и детей также способствовало их поражению».
- ^ Бэтти (2008)
- ^ Перейти обратно: а б Trubačev INDOARICA в Северном Причерноморье, pp. 212–3
- ^ Прокопий Войны (VIII.14, 22–30)
- ^ Щукин (1989) 65–6, 71–2.
- ^ Бэтти (2008) 248
- ^ Перейти обратно: а б с д Страбон VII.3.17
- ^ Бабеш (1969) 195–218
- ^ Перейти обратно: а б с Бэтти (2008) 238
- ^ Плиний Старший, Естественная история , английский IV.25 , латынь IV.xii.81
- ^ Плиний Старший, Новая история , IV.xiv.100 ( Певцини, Бастерны, упомянутые выше даки )
- ^ Птолемей III.5.9
- ^ Баррингтон Табличка 22
- ^ Перейти обратно: а б «Тит Ливий (Ливий), История Рима, Книга 40, глава 57» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «LacusCurtius • География Страбона - Книга VII, глава 2» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Корнелий Тацит, Германия и ее племена, глава 46» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ↑ Shchukin (1990), p. 10.
- ^ Бэтти (2008), 243.
- ^ «Полибий • Истории — Книга 25» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Плутарх • Жизнь Эмилия» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ «Дион Кассий — Книга 51» . penelope.uchicago.edu . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ «Зосим, Новая история 1.71 – Ливий» . www.livius.org . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Бэтти (2008), 222.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэтти (2008), 237.
- ^ Страбон VII.5.2
- ^ Полибий XXV.6.2
- ^ Перейти обратно: а б Алмассы 2006 , с. 253.
- ^ CAH Том X 1996 .
- ^ Эпиграфический год (1905), нет. 14
- ^ Перейти обратно: а б Ливи XL.57
- ^ Перейти обратно: а б Ливи XL.58
- ^ Гай Валерий Флакк Аргонавтика VI.97
- ^ Бэтти (2008), 222. Котто: ср. Коттиус , король альпийского племени саласси и друг Августа , в честь которого была названа Альпы-Коттии римская провинция ; и кельтское племя котини северных Карпат. Оба, вероятно, произошли от котто – «старый» или «кривой»). Фалиеев (2007), статьи 3806, 3890. Clondicus: ср. Клондайк — название некоторых мест в Уэльсе и Шотландии. Тевтагон: племенное имя Тевтон , бог по имени Тевтат .
- ^ Киндер, Герман (1988), Атлас всемирной истории пингвинов , том. Я, Лондон: Пингвин, с. 108, ISBN 0-14-051054-0 .
- ^ «Языки мира: германские языки» . Новая Британская энциклопедия . Чикаго, Иллинойс, США: Британская энциклопедия, Inc., 1993. ISBN. 0-85229-571-5 .
- ^ Плиний NH IV.14
- ^ Перейти обратно: а б Тацит G.46
- ^ Бог LI.23.3, 24.2
- ^ Перейти обратно: а б Зосим I.34
- ^ см . История Августа Проба 18
- ^ Перейти обратно: а б Тодд (2004) 23–4
- ^ Тодд (2004) 23
- ^ Shchukin (1989 , p. 10)
- ^ Мэллори. ЕИЭК. Страница 657
- ^ Бэтти (2008) 237-9
- ^ Тодд (2004) 26
- ^ Ливий XXXIII.30
- ^ Мокси. Паннония и Верхняя Мезия
- ^ Ливий XLI.19
- ^ Ливий XLI.23 и XLII.12-4
- ^ Ливий XLV.19
- ^ Словарь Смита: Curio
- ^ Страбон VII.6.1
- ^ Словарь Смита: Лукулл
- ^ Страбон VII.3.2
- ^ Страбон VII.3.13
- ^ Владимир Георгиев (Георгиев), Отношения между ифийским, фракийским и фригийским языками , Журнал «Классические исследования», II, 1960, 39–58.
- ^ Бог LI.22.6–7
- ^ Страбон VII.3.11–12
- ^ Дио 38.10.2
- ^ Дион XXXVIII.10.3 и LI.26.5
- ^ Крисан (1978) 118
- ^ Страбон VII.3.5
- ^ Страбон VII.3.11
- ^ Бог LI.26.1
- ^ Деяния 30
- ^ Птолемей
- ^ Перейти обратно: а б Бог ОН.26.5
- ^ Бог LI.23.2
- ^ Бог LI.23.5
- ^ Бог LI.25.2
- ^ CIL VI.873
- ^ Сайм (1986) 271-2
- ^ Бог LI.24
- ^ Бог LI.26.6
- ^ Сделано в августе. 31
- ^ Коарелли, Филиппо (1999). Колонна Траяна . Колумбус. п. 99. ИСБН 8886359349 . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ История Августа Марка Аврелия II.22
- ^ Вольфрам (1988) 45
- ^ Вольфрам (1988) 45–46
- ^ Зосим I.16, 21.
- ^ Зосим I.16, 20, 21.
- ^ Зосим I.22-3
- ^ Джонс (1964) 620
- ^ История Августа Проба 18
- ^ Евтропий 9.25
- ^ Зосим IV.104-7; 107
- ^ Иордан 38–40
- ^ Иорданес 38
- ^ Сидоний Кармина 7.341
- ^ Томпсон (1996) 149
Библиография
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]- Деяния божественного Августа (ок. 14 г. н.э.)
- Аммиан Марцеллин Res Gestae (ок. 395 г. н.э.)
- Дион Кассий Римская история (ок. 230 г. н.э.)
- Евтропий Бревиарий римской истории (ок. 360 г. н. э.)
- Анонимная История Августы (ок. 400 г. н.э.)
- Ливий Из основанного города (ок. 20 г. до н.э.)
- Иорданес Гетика (ок. 550 г. н.э.)
- Плиний Старший Naturalis Historia (ок. 70 г. н.э.)
- Птолемей География (ок. 140 г.)
- Секст Аврелий Виктор Цезариб (ок. 380 г. н.э.)
- Сидоний Аполлинарий Кармина (конец пятого века нашей эры)
- Страбон Географика (ок. 10 г. н.э.)
- Тацита Анналы (ок. 100 г. н. э.)
- Тацит Германия (ок. 100 г. н.э.)
- Зосима Historia Nova (ок. 500 г. н.э.)
Современный
[ редактировать ]- Алмасси, Каталин (2006). «Кельты и даки (?) На Великой Венгерской равнине, с 1 в. до н. э. по 1 в. н. э.» (PDF) . В Салаке, В.; Бемман, Дж. (ред.). Mitteleuropa в Zeit Marbods . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- Бабеш, Мирча: Новые данные по археологии и истории бастарни в SCIV 20 (1969) 195–218.
- Баррингтон (2000): Атлас греческого и римского мира
- Бэтти, Роджер (2008): Рим и кочевники: Понтийско-Дунайский регион в древности
- Боуман, Алан К .; Чамплин, Эдвард ; Линтотт, Эндрю , ред. (1996). Кембриджская древняя история . Том. 10. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-052126430-3 .
- Кришан, Ион (1978): Буребиста и его время
- Фалиеев, Александр (2007): Словарь континентальных кельтских топонимов (онлайн)
- Голдсуорси, Адриан (2000): Римская война
- Хасси, Джоан Мервин (1966). Кембриджская средневековая история . Архив Кубка . ISBN 0-5200-8511-6 . Проверено 5 мая 2013 г.
- Хизер, Питер (1999). Вестготы от периода миграции до седьмого века: этнографическая перспектива . Бойделл и Брюэр . ISBN 1-8438-3033-7 . Проверено 12 апреля 2014 г.
- Хизер, Питер (2009): Империи и варвары
- Джонс, AHM (1964): Поздняя Римская империя
- Кёблер, Герхард (2000): Индо-германский словарь (онлайн)
- Мюлленхофф, Карл (1887): Немецкая древность (т. II)
- Щукин, Марк (1989). Рим и варвары в Центральной и Восточной Европе: 1 век до н.э. – 1 век нашей эры BAR ISBN 978-0-86054-690-0 .
- Томпсон, Э.А. (1996): Гунны
- Тодд, Малькольм (2004): Ранние немцы
- O. N. Trubačev (1999): INDOARICA в Северном Причерноморье
- Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия европейских народов . Издание информационной базы . ISBN 1-4381-2918-1 . Проверено 5 мая 2013 г.
- Вольфрам, Хервиг (1988): История готов