Bessi
Бесси Bessae ( / ˈ b ɛ s aɪ / ; древнегреческий : Βῆσσοι , Bēssoi или Βεσσοι , Béssoi ) или [1] были фракийским племенем, населявшим верхнюю долину Геброса и земли между горными хребтами Гем и Родопы в исторической Фракии . [2]
География
[ редактировать ]Эта статья является частью серии, посвященной |
Фракия |
География |
---|
Культура |
История |
Война |
Римская Фракия |
Мифология |
Наследие |
Точное географическое положение Бесси до сих пор неясно. Согласно Геродоту , Бессы занимали самые высокие вершины Сатр в юго-западной Фракии, в то время как Полибий намекает на Бессов, которые располагались на равнинах между Дентелетами и Одрисами . Географические масштабы Бесси далее расширены Страбоном в его «Географии» , где он утверждает, что Бесси населяли землю, начинающуюся недалеко от истока Геброса и охватывающую высокогорье между горными хребтами Гемус и Родопы, которые граничили с пеонийцами и иллирийскими автариатами. и Дардани на западе. Страбон также считает, что бессы граничат с одрисами и сапеями . [3] Есть также признаки того, что бесси постепенно пришли заселить низменности между Хебросом и Тонсом около Филиппополя и современным Пазарджиком , последовательно расширяясь на восток около Бероэ . [4]
В свете археологических и эпиграфических данных современные ученые сформулировали ряд теорий о местонахождении земель, связанных с Бесси, в период римского империализма , известных как Бессика . Первая крупная парадигма, первоначально выдвинутая Гаврилом Кацаровым , во многом совпадала с древними источниками, хотя позже была расширена Георгием Михайловым и теперь совпадает с Филиппополем и окружающими его окрестностями, расположенными к востоку от ядра Бесси, а также включая территорию вокруг современного Якоруда. на юг. Тогда парадигма будет утверждать, что во время правления Траяна эта территория будет административно включена в состав Филиппополя в результате императорских проектов урбанизации во Фракии. С другой стороны, Маргарита Тачева предположила, что римская Бессика не имела общественного центра и базировалась вокруг гор Родопы, Рила и Странджа . Затем она утверждает, что этот регион был административно присоединен к Филиппополю во время правления Веспасиан , позже разделенный и поглощенный административными единицами Скупи , Сердика и Филиппополь при Траяне. Хотя эти две парадигмы доминируют в академических кругах, третья теория, представленная Питером Делевым, утверждает, что Бессика была сосредоточена в северных предгорьях горного хребта Рила и располагалась за пределами Родоп. [4]
История
[ редактировать ]Согласно Геродоту, бесси были подплеменем или ветвью сатр, тесно связанным с культом Диониса и ответственными за интерпретацию пророческих высказываний пророчицы в святилище божества , расположенном на самых высоких вершинах земли, населенной этим племенем. . [5] [6] Эта пророческая роль Бесси в культе побудила многих ученых предположить, что первоначально они, возможно, представляли касту жрецов внутри большой племенной группы Сатра. [7] и что членство в сообществе было неразрывно связано с их культовой ролью и поддержанием святилища Диониса. [8]
В ц. В 340 г. до н. э. македонские полководцы Антипатр и Парменион, как известно, проводили военные кампании в землях тетрахоритаев в рамках покорения Филиппом II Македонским различных фракийских государств. [9] Страбон считал, что вышеупомянутая племенная группа была той же, что и группа Бесси, которую он также называет Тетракомай . [10] Однако, согласно современному прочтению источников, возможно, что тетрахориты и другие фракийские группы, связанные с бессами, изначально были более мелкими племенами, которые позже стали частью племенного конгломерата, возглавляемого бессийцами. возможно, что племенное обозначение Бесси (и его вариации) позже не имело истинного этнического значения и применялось в классических источниках к ряду различных фракийских племен, населявших высокогорья юго-западной Фракии. [11] Точно так же считается, что дии связаны с бесси, поскольку Плиний Старший записывает этноним Diobessoi . [12] [13] Позже, в 184 или 183 году до нашей эры, бесси появляются среди фракийских племен, подвергшихся нападению Филиппа V Македонского . Македонскому царю удалось прорваться в долину Хеброс и захватить Филиппополь, разместив гарнизон, который позже был изгнан одрисами. [14]
Бесси достигли наибольшей известности в истории в своих конфликтах с расширяющимся Римским государством и образованием Римской Македонии в 146 г. до н.э. Между 106 и 100 годами до нашей эры Бесси вступили в вооруженный конфликт с консулом Марком Минуцием Руфом , который отличился в своих кампаниях против фракийцев, до такой степени, что жители Дельф воздвигли конную статую в его честь. На статуе была двуязычная надпись, в которой описывалась победа консула над кельтскими скордисками и «Бесси и остальными фракийцами» ( pros Bessous [k]ai tous loipous Thrai [kas] ). Практически идентичная статуя также отмечена как воздвигнутая в Европе . Несопоставимое расположение этих статуй предполагает, что конфликт был географически обширным, а также свидетельствует о военной мобильности бессов. Надписи также представляют изменение в представлении бессов, которые изображены как наиболее известные среди фракийцев. [15] В 72 г. до н.э., после отступления Митридата VI Евпатора и его войск в Вифинию , Фракия была назначена проконсулом Македонии Марком Теренцием Варроном Лукуллом , который начал кампанию против фракийцев и подчинил себе бессов, заняв поселение Ускудама – одно Бессийских племенных центров. [16] В 29–8 гг. до н.э. священное святилище Диониса было взято у Бессов Марком Лицинием Крассом и передано одрисам, соперникам Бессов и союзникам римлян. В ответ священник Вологез сплотил Бесси в ок. 15–1 г. до н. э., и ему удалось одержать ряд военных побед над одрисской знатью Расципоридом и Реметаклом. Этот конфликт также подтверждает тезис о том, что личность Бесси до полного римского подчинения была тесно связана и укоренена со святилищем Диониса. [17] и что их соперничество с соседними проримскими фракийцами укрепило эту племенную и географическую идентичность. [18] По словам Аппиана, бессы сдались Августу . [19]
В результате их противостояния римлянам в изображении бесси произошел сдвиг, который подчеркнул их воинственный и хищнический характер. Таким образом, Страбон называет это племя «разбойниками даже сами разбойники». [20] Стереотипный образ Бесси также стал бы репрезентативным для всех уроженцев Фракии в целом, о чем свидетельствует фреска второго века нашей эры из Валентии , Hispania Tarraconensis , на которой изображена бессианская женщина рядом с другими экзотическими для римлян народами. [21] Этноним бесси стал меньше ассоциироваться с основным племенем и его первоначальным географическим положением, он стал идентичностью, которая легко абстрагировалась от жителей юго-восточных Балкан. [17]
В результате их конфликтов с римлянами часть бесси была насильственно переселена в район Добруджи , причем поэт Овидий отметил общину бесси, жившую недалеко от Томиса . [22] Эпиграфический анализ свидетельствует о наличии около 40–50 особей, носящих этноним Бесси или Бесс , в римском императорском флоте , тогда как 22 фигурируют во вспомогательных сухопутных войсках , 5–7 — в составе всадников сингулярных Августов и еще меньше — в преторианской гвардии . [23] Одно из объяснений значительного присутствия «бесси» во флоте утверждает, что они были из того подразделения, которое было переселено в Добруджу и, таким образом, привыкло к мореплаванию; однако тот факт, что бессийские моряки не достигли высоких чинов во флоте, предполагает, что у них, вероятно, не было предыдущего опыта мореплавания. Таким образом, возможно, что присутствие бессов можно просто объяснить большей численностью населения во времена массового рекрутирования при Нероне и Домициане , последний из которых готовился к войне в Дакии . [24] Однако традиционные ученые утверждают, что в римский период Бесси стал синонимом всех фракийцев, живших к югу от Дуная , и, таким образом, название племени не имело этнического значения. [25] Вот почему византийский автор Кекаумен писал, что влахи происходят от даков и бессов, которые мигрировали со своей родины между Дунаем и Савой в Эпир , Македонию и Элладу . [26]
Имя Бесси и родственные ему варианты встречаются на Балканах, особенно в римский период. Бессус засвидетельствован среди древних местных жителей территории вокруг современных Плевля и Приеполье . [27] Он также появляется в поселениях римских ветеранских легионеров Скупи ( Колония Флавия Aelia Scupi ) и Апрус ( Колония Клаудия Апри ). [28] В Дакии он встречается в нескольких местах, включая Сармизегетуза Регия , Банатска Паланка и Апулум . [29]
христианизация
[ редактировать ]К концу IV века Никита , епископ Ремезианы в Средиземноморской Дакии , принес христианство «этим горным волкам», Бесси. Сообщается, что его миссия увенчалась успехом, и поклонение Дионису и другим фракийским богам в конечном итоге было заменено христианством . [ нужна ссылка ]
В 570 году Антонин Плаценций писал, что в долинах горы Синай находился монастырь, в котором монахи говорили на греческом , латыни , сирийском , египетском и бессийском языках . Происхождение монастырей объясняется в средневековом житии Симеона Метафраста , в Vita Sancti Theodosii Coenobiarchae , в котором он пишет, что святой Феодосий основал на берегу Мертвого моря монастырь с четырьмя церквями, в каждой из которых говорят на разных языках. среди которых был найден Бессан. Место, где были основаны монастыри, называлось «Кутила», что может быть фракийским названием. [ нужна ссылка ]
Гипотеза Шрамма
[ редактировать ]Немецкий историк Готфрид Шрамм предположил, что албанцы произошли от христианизированных Бесси после того, как их остатки предположительно были вытеснены славянами и булгарами в 9 веке на запад, в сегодняшнюю Албанию. [30] в то время как основные историки поддерживают иллирийско -албанские отношения. [31] [32] [33] [34] [35] Археологически нет абсолютно никаких свидетельств миграции какого-либо населения, такого как бесси, в 9 веке из западной Болгарии в Албанию. [36]
Также согласно исторической лингвистике следует отвергнуть фракийско-бессийскую гипотезу происхождения албанского языка , поскольку имеется очень мало сравнительного лингвистического материала (фракийский язык засвидетельствован лишь незначительно, а бессийский совершенно неизвестен), но в то же время индивидуальная фонетическая история албанского и фракийского языковясно указывает на совершенно разное звуковое развитие, которое нельзя рассматривать как результат одного языка. Более того, христианская лексика албанского языка в основном состоит из латыни , что противоречит конструкции «бессийского церковного языка». [37] Элита племени Бесси постепенно эллинизировалась. [38] [39] Низкий уровень заимствований из греческого языка в албанском языке является еще одним аргументом против отождествления албанцев с бесси. [40] Также диалектное деление албаноязычного ареала в раннем средневековье противоречит предполагаемой миграции албанцев во внутренние районы Диррахия в первые десятилетия 9 века нашей эры, особенно потому, что диалектное деление языкового пространства в целом является результатом ряда языковых явлений, происходящих в течение значительного промежутка времени и требующих очень большого числа естественных носителей. [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вина Болгарии, Румынии и Молдовы . п. 12.
- ^ Топалилов, Иво (2013). "VETERANI CLASSIARII В ФИЛИППОПОЛИ (ФРАКИЯ)" . Древний Запад и Восток . 12 :260.
- ^ Солас, Алиенор Р. (2020). «Доримский Бессой» . Академическое исследование Шумененсия . 7 : 27–9.
- ^ Jump up to: а б Topalilov 2013 , p. 260.
- ^ Геродот, Истории, 7.111.1: «CXI. Сатры, насколько нам известно, никогда еще не подчинялись никому; они одни из фракийцев продолжают жить свободно и по сей день; они живут на высоких горах. покрытые лесами всех видов и снегом, и они превосходные воины. Именно они владеют местом гадания, священным для Диониса. Это место находится в их самых высоких горах, Бесси, клан Сатр, являются пророками. там есть жрица, которая произносит оракул, как и в Дельфах, здесь не сложнее, чем там». по-видимому, это означает, что метод гадания является «обычным», как в Дельфах; возможно, существовали преувеличенные сведения о таинственных обрядах Бесси.
- ^ Грейнингер, Денвер (2015). «Глава 3: Этническая принадлежность и этническая принадлежность». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 24. ISBN 9781444351040 .
- ^ Гергова, Диана (2013). «Фракийские Бесси: основные характеристики культуры племени жрецов-воинов». Мусайос (18): 247.
- ^ Евангелидис, Василис (2020). « Фракийские» идентичности во времена Рима: Бесси и другие» . Студия академика Шумененсия . 7:47 .
- ^ Солас 2020 , с. 28.
- ^ Саяр, Мустафа Х. (2020). «Бессой» . Студия академика Шумененсия . 7:13 .
- ^ Евангелидис 2020 , с. 44
- ^ Саяр 2020 , с. 13.
- ^ Солас 2020 , с. 26.
- ^ Делев, Питер (2015). «Глава 6: От Корупедиона до начала Третьей Митридатовой войны (281–73 гг. До н.э.)». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 66. ИСБН 9781444351040 .
- ^ Гранингер 2015 , с. 26.
- ^ Лозанов, Ивайло (2015). «Глава 7: Римская Фракия». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 24. ISBN 9781444351040 .
- ^ Jump up to: а б Гранингер 2015 , с. 27.
- ^ Евангелидис 2020 , с. 45.
- ^ Аппиан, Иллирийские войны, изд. Гораций Уайт, приложение. Илл. 4 : «С этих племен он взимал дань, которую они не платили. Когда они были побеждены, соседние племена гиппазини и бесси были охвачены страхом и сдались ему»
- ^ Страбон, «География», 7.5: «Затем идут народы, живущие по соседству с горой Гем, и те, кто живет у ее подножия и простирается до Понта, — я имею в виду кораллов, бессов и некоторых медидов и дантелетов. .. Теперь эти племена сами по себе очень разбойничают, но беси, населяющие большую часть горы Гемус, даже сами разбойники называют их разбойниками и ведут бедную жизнь, а их страна граничит с горой Родопы; в стране пеонийцев и в стране двух иллирийских народов — автариатов и дарданцев».
- ^ Евангелидис 2020 , с. 41.
- ^ Беккер-Нильсен, Тённес (2017). «Фракийцы в римском императорском флоте» . Международный журнал морской истории . 29 (3): 483. дои : 10.1177/0843871417714374 . S2CID 164267862 .
- ^ Беккер-Нильсен 2017 , стр. 483.
- ^ Беккер-Нильсен 2017 , стр. 492–4.
- ^ Онофрей, Космин (2008). «Фракийцы в Римской Дакии: военные и гражданские элементы» (PDF) . Эфемерида Напоценсис . 13:83 .
- ^ Димитров, Димитар (2020). «Христианство у фракийцев: истоки и проблемы» . Студия Академика Шумененсия (7): 197.
- ^ Уилкс, Джон (1996). Иллирийцы . Уайли. п. 84.
- ^ Topalilov 2013 , p. 262.
- ^ Онофрей 2008 , стр. 76.
- ^ 1994 Готфрид Шрамм: новый подход к истории Албании
- ^ Индоевропейский язык и культура: введение Бенджамин В. Фортсон Издание: 5, иллюстрировано. Опубликовано Wiley-Blackwell, 2004 г. ISBN 1-4051-0316-7 , ISBN 978-1-4051-0316-9
- ^ Стипчевич, Александр. Илири (2-е издание). Загреб, 1989 г. (также опубликовано на итальянском языке как «Gli Illiri»)
- ^ НГЛ Хаммонд Отношения Иллирийской Албании с греками и римлянами. В «Перспективах Албании» под редакцией Тома Виннифрита, St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1992 г.
- ^ «Иоганн Тунманн: Об истории и языке албанцев и валахов»
- ^ Ноэль Малкольм - Косово: Краткая история
- ^ Курта, Флорин (2020). «Миграции в археологии Восточной и Юго-Восточной Европы в раннем средневековье (некоторые комментарии к современному состоянию исследований)». В Прейзер-Капеллер, Йоханнес; Рейнфандт, Люциан; Стурайтис, Яннис (ред.). Миграционные истории средневековой афроевразийской переходной зоны: аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300–1500 гг. н.э. Исследования по истории глобальной миграции. Том. 13. Брилл. стр. 101–140. ISBN 978-90-04-42561-3 . ISSN 1874-6705 . п. 105.
- ^ Мацингер, Иоахим (2016). Гипотеза албанской автохтонности с точки зрения лингвистики (PDF) (Отчет) (на немецком языке). стр. 15–16 – через www.albanologie.uni-muenchen.de.
- ^ Филиппид, Originea Rominilor, том 1, стр. 11.
- ↑ Велков, «Фракия», стр.188.
- ^ Косово: Краткая история - Ноэль Малкольм - Примечания к страницам - Йиречек, «Die Romanen», (i) стр.13: Philippide, Originea Rominilor, vol. 1, стр.70-2; Папазоглу, «Les Royaumes», стр. 193–5. В албанском языке сохранилось очень небольшое количество заимствований из древнегреческого языка; см. Thumb, «Altgriechische Elemente»; Йокль, «Альтмакедониш»; Чабеж, «Zur Charakteristik», стр.182. Этот низкий уровень заимствований из греческого языка является еще одним аргументом против отождествления албанцев с Бесси, часть племенной территории которых была эллинизирована: см. Philippide, Originea Rominilor, vol. 1, стр. 11, 283; Велков, 'Фракия', с.188.
- ^ Демирадж 2010 , с. 78
Библиография
[ редактировать ]- Демирадж, Бардил (2010). «Поселения албанцев в раннем средневековье» (PDF) . В Джанни Беллускио; Антонино Мендичино (ред.). Написано в честь Эрика Пратта Хэмпа к его 90-летию . Ренде: Университет Калабрии. стр. 73–83.
- (на румынском языке) Лозован, Ойген, Dacia Sacra , Издательство Saeculum, Бухарест, 2005.
- (на французском языке) Петерс, Пол , «Иберо-армянская версия автобиографии Дионисия Ареопагита» , Analecta Bollandiana 39, 1921, стр. 288-290.
- Уилкс, Джон, Иллирийцы , 1982, стр. 84.