Jump to content

Bessi

Региональное расположение Бесси, в Родопах и на северо-западе племени Дии .

Бесси Bessae ( / ˈ b ɛ s / ; древнегреческий : Βῆσσοι , Bēssoi или Βεσσοι , Béssoi ) или [1] были фракийским племенем, населявшим верхнюю долину Геброса и земли между горными хребтами Гем и Родопы в исторической Фракии . [2]

География

[ редактировать ]

Точное географическое положение Бесси до сих пор неясно. Согласно Геродоту , Бессы занимали самые высокие вершины Сатр в юго-западной Фракии, в то время как Полибий намекает на Бессов, которые располагались на равнинах между Дентелетами и Одрисами . Географические масштабы Бесси далее расширены Страбоном в его «Географии» , где он утверждает, что Бесси населяли землю, начинающуюся недалеко от истока Геброса и охватывающую высокогорье между горными хребтами Гемус и Родопы, которые граничили с пеонийцами и иллирийскими автариатами. и Дардани на западе. Страбон также считает, что бессы граничат с одрисами и сапеями . [3] Есть также признаки того, что бесси постепенно пришли заселить низменности между Хебросом и Тонсом около Филиппополя и современным Пазарджиком , последовательно расширяясь на восток около Бероэ . [4]

В свете археологических и эпиграфических данных современные ученые сформулировали ряд теорий о местонахождении земель, связанных с Бесси, в период римского империализма , известных как Бессика . Первая крупная парадигма, первоначально выдвинутая Гаврилом Кацаровым , во многом совпадала с древними источниками, хотя позже была расширена Георгием Михайловым и теперь совпадает с Филиппополем и окружающими его окрестностями, расположенными к востоку от ядра Бесси, а также включая территорию вокруг современного Якоруда. на юг. Тогда парадигма будет утверждать, что во время правления Траяна эта территория будет административно включена в состав Филиппополя в результате императорских проектов урбанизации во Фракии. С другой стороны, Маргарита Тачева предположила, что римская Бессика не имела общественного центра и базировалась вокруг гор Родопы, Рила и Странджа . Затем она утверждает, что этот регион был административно присоединен к Филиппополю во время правления Веспасиан , позже разделенный и поглощенный административными единицами Скупи , Сердика и Филиппополь при Траяне. Хотя эти две парадигмы доминируют в академических кругах, третья теория, представленная Питером Делевым, утверждает, что Бессика была сосредоточена в северных предгорьях горного хребта Рила и располагалась за пределами Родоп. [4]

Согласно Геродоту, бесси были подплеменем или ветвью сатр, тесно связанным с культом Диониса и ответственными за интерпретацию пророческих высказываний пророчицы в святилище божества , расположенном на самых высоких вершинах земли, населенной этим племенем. . [5] [6] Эта пророческая роль Бесси в культе побудила многих ученых предположить, что первоначально они, возможно, представляли касту жрецов внутри большой племенной группы Сатра. [7] и что членство в сообществе было неразрывно связано с их культовой ролью и поддержанием святилища Диониса. [8]

В ц. В 340 г. до н. э. македонские полководцы Антипатр и Парменион, как известно, проводили военные кампании в землях тетрахоритаев в рамках покорения Филиппом II Македонским различных фракийских государств. [9] Страбон считал, что вышеупомянутая племенная группа была той же, что и группа Бесси, которую он также называет Тетракомай . [10] Однако, согласно современному прочтению источников, возможно, что тетрахориты и другие фракийские группы, связанные с бессами, изначально были более мелкими племенами, которые позже стали частью племенного конгломерата, возглавляемого бессийцами. возможно, что племенное обозначение Бесси (и его вариации) позже не имело истинного этнического значения и применялось в классических источниках к ряду различных фракийских племен, населявших высокогорья юго-западной Фракии. [11] Точно так же считается, что дии связаны с бесси, поскольку Плиний Старший записывает этноним Diobessoi . [12] [13] Позже, в 184 или 183 году до нашей эры, бесси появляются среди фракийских племен, подвергшихся нападению Филиппа V Македонского . Македонскому царю удалось прорваться в долину Хеброс и захватить Филиппополь, разместив гарнизон, который позже был изгнан одрисами. [14]

Бесси достигли наибольшей известности в истории в своих конфликтах с расширяющимся Римским государством и образованием Римской Македонии в 146 г. до н.э. Между 106 и 100 годами до нашей эры Бесси вступили в вооруженный конфликт с консулом Марком Минуцием Руфом , который отличился в своих кампаниях против фракийцев, до такой степени, что жители Дельф воздвигли конную статую в его честь. На статуе была двуязычная надпись, в которой описывалась победа консула над кельтскими скордисками и «Бесси и остальными фракийцами» ( pros Bessous [k]ai tous loipous Thrai [kas] ). Практически идентичная статуя также отмечена как воздвигнутая в Европе . Несопоставимое расположение этих статуй предполагает, что конфликт был географически обширным, а также свидетельствует о военной мобильности бессов. Надписи также представляют изменение в представлении бессов, которые изображены как наиболее известные среди фракийцев. [15] В 72 г. до н.э., после отступления Митридата VI Евпатора и его войск в Вифинию , Фракия была назначена проконсулом Македонии Марком Теренцием Варроном Лукуллом , который начал кампанию против фракийцев и подчинил себе бессов, заняв поселение Ускудама – одно Бессийских племенных центров. [16] В 29–8 гг. до н.э. священное святилище Диониса было взято у Бессов Марком Лицинием Крассом и передано одрисам, соперникам Бессов и союзникам римлян. В ответ священник Вологез сплотил Бесси в ок. 15–1 г. до н. э., и ему удалось одержать ряд военных побед над одрисской знатью Расципоридом и Реметаклом. Этот конфликт также подтверждает тезис о том, что личность Бесси до полного римского подчинения была тесно связана и укоренена со святилищем Диониса. [17] и что их соперничество с соседними проримскими фракийцами укрепило эту племенную и географическую идентичность. [18] По словам Аппиана, бессы сдались Августу . [19]

В результате их противостояния римлянам в изображении бесси произошел сдвиг, который подчеркнул их воинственный и хищнический характер. Таким образом, Страбон называет это племя «разбойниками даже сами разбойники». [20] Стереотипный образ Бесси также стал бы репрезентативным для всех уроженцев Фракии в целом, о чем свидетельствует фреска второго века нашей эры из Валентии , Hispania Tarraconensis , на которой изображена бессианская женщина рядом с другими экзотическими для римлян народами. [21] Этноним бесси стал меньше ассоциироваться с основным племенем и его первоначальным географическим положением, он стал идентичностью, которая легко абстрагировалась от жителей юго-восточных Балкан. [17]

В результате их конфликтов с римлянами часть бесси была насильственно переселена в район Добруджи , причем поэт Овидий отметил общину бесси, жившую недалеко от Томиса . [22] Эпиграфический анализ свидетельствует о наличии около 40–50 особей, носящих этноним Бесси или Бесс , в римском императорском флоте , тогда как 22 фигурируют во вспомогательных сухопутных войсках , 5–7 — в составе всадников сингулярных Августов и еще меньше — в преторианской гвардии . [23] Одно из объяснений значительного присутствия «бесси» во флоте утверждает, что они были из того подразделения, которое было переселено в Добруджу и, таким образом, привыкло к мореплаванию; однако тот факт, что бессийские моряки не достигли высоких чинов во флоте, предполагает, что у них, вероятно, не было предыдущего опыта мореплавания. Таким образом, возможно, что присутствие бессов можно просто объяснить большей численностью населения во времена массового рекрутирования при Нероне и Домициане , последний из которых готовился к войне в Дакии . [24] Однако традиционные ученые утверждают, что в римский период Бесси стал синонимом всех фракийцев, живших к югу от Дуная , и, таким образом, название племени не имело этнического значения. [25] Вот почему византийский автор Кекаумен писал, что влахи происходят от даков и бессов, которые мигрировали со своей родины между Дунаем и Савой в Эпир , Македонию и Элладу . [26]

Имя Бесси и родственные ему варианты встречаются на Балканах, особенно в римский период. Бессус засвидетельствован среди древних местных жителей территории вокруг современных Плевля и Приеполье . [27] Он также появляется в поселениях римских ветеранских легионеров Скупи ( Колония Флавия Aelia Scupi ) и Апрус ( Колония Клаудия Апри ). [28] В Дакии он встречается в нескольких местах, включая Сармизегетуза Регия , Банатска Паланка и Апулум . [29]

христианизация

[ редактировать ]

К концу IV века Никита , епископ Ремезианы в Средиземноморской Дакии , принес христианство «этим горным волкам», Бесси. Сообщается, что его миссия увенчалась успехом, и поклонение Дионису и другим фракийским богам в конечном итоге было заменено христианством . [ нужна ссылка ]

В 570 году Антонин Плаценций писал, что в долинах горы Синай находился монастырь, в котором монахи говорили на греческом , латыни , сирийском , египетском и бессийском языках . Происхождение монастырей объясняется в средневековом житии Симеона Метафраста , в Vita Sancti Theodosii Coenobiarchae , в котором он пишет, что святой Феодосий основал на берегу Мертвого моря монастырь с четырьмя церквями, в каждой из которых говорят на разных языках. среди которых был найден Бессан. Место, где были основаны монастыри, называлось «Кутила», что может быть фракийским названием. [ нужна ссылка ]

Гипотеза Шрамма

[ редактировать ]

Немецкий историк Готфрид Шрамм предположил, что албанцы произошли от христианизированных Бесси после того, как их остатки предположительно были вытеснены славянами и булгарами в 9 веке на запад, в сегодняшнюю Албанию. [30] в то время как основные историки поддерживают иллирийско -албанские отношения. [31] [32] [33] [34] [35] Археологически нет абсолютно никаких свидетельств миграции какого-либо населения, такого как бесси, в 9 веке из западной Болгарии в Албанию. [36]

Также согласно исторической лингвистике следует отвергнуть фракийско-бессийскую гипотезу происхождения албанского языка , поскольку имеется очень мало сравнительного лингвистического материала (фракийский язык засвидетельствован лишь незначительно, а бессийский совершенно неизвестен), но в то же время индивидуальная фонетическая история албанского и фракийского языковясно указывает на совершенно разное звуковое развитие, которое нельзя рассматривать как результат одного языка. Более того, христианская лексика албанского языка в основном состоит из латыни , что противоречит конструкции «бессийского церковного языка». [37] Элита племени Бесси постепенно эллинизировалась. [38] [39] Низкий уровень заимствований из греческого языка в албанском языке является еще одним аргументом против отождествления албанцев с бесси. [40] Также диалектное деление албаноязычного ареала в раннем средневековье противоречит предполагаемой миграции албанцев во внутренние районы Диррахия в первые десятилетия 9 века нашей эры, особенно потому, что диалектное деление языкового пространства в целом является результатом ряда языковых явлений, происходящих в течение значительного промежутка времени и требующих очень большого числа естественных носителей. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вина Болгарии, Румынии и Молдовы . п. 12.
  2. ^ Топалилов, Иво (2013). "VETERANI CLASSIARII В ФИЛИППОПОЛИ (ФРАКИЯ)" . Древний Запад и Восток . 12 :260.
  3. ^ Солас, Алиенор Р. (2020). «Доримский Бессой» . Академическое исследование Шумененсия . 7 : 27–9.
  4. ^ Jump up to: а б Topalilov 2013 , p. 260.
  5. ^ Геродот, Истории, 7.111.1: «CXI. Сатры, насколько нам известно, никогда еще не подчинялись никому; они одни из фракийцев продолжают жить свободно и по сей день; они живут на высоких горах. покрытые лесами всех видов и снегом, и они превосходные воины. Именно они владеют местом гадания, священным для Диониса. Это место находится в их самых высоких горах, Бесси, клан Сатр, являются пророками. там есть жрица, которая произносит оракул, как и в Дельфах, здесь не сложнее, чем там». по-видимому, это означает, что метод гадания является «обычным», как в Дельфах; возможно, существовали преувеличенные сведения о таинственных обрядах Бесси.
  6. ^ Грейнингер, Денвер (2015). «Глава 3: Этническая принадлежность и этническая принадлежность». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 24. ISBN  9781444351040 .
  7. ^ Гергова, Диана (2013). «Фракийские Бесси: основные характеристики культуры племени жрецов-воинов». Мусайос (18): 247.
  8. ^ Евангелидис, Василис (2020). « Фракийские» идентичности во времена Рима: Бесси и другие» . Студия академика Шумененсия . 7:47 .
  9. ^ Солас 2020 , с. 28.
  10. ^ Саяр, Мустафа Х. (2020). «Бессой» . Студия академика Шумененсия . 7:13 .
  11. ^ Евангелидис 2020 , с. 44
  12. ^ Саяр 2020 , с. 13.
  13. ^ Солас 2020 , с. 26.
  14. ^ Делев, Питер (2015). «Глава 6: От Корупедиона до начала Третьей Митридатовой войны (281–73 гг. До н.э.)». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 66. ИСБН  9781444351040 .
  15. ^ Гранингер 2015 , с. 26.
  16. ^ Лозанов, Ивайло (2015). «Глава 7: Римская Фракия». В Валевой, Юлия; Нанков, Эмиль и Гранингер, Денвер (ред.). Спутник Древней Фракии . Уайли-Блэквелл. п. 24. ISBN  9781444351040 .
  17. ^ Jump up to: а б Гранингер 2015 , с. 27.
  18. ^ Евангелидис 2020 , с. 45.
  19. ^ Аппиан, Иллирийские войны, изд. Гораций Уайт, приложение. Илл. 4 : «С этих племен он взимал дань, которую они не платили. Когда они были побеждены, соседние племена гиппазини и бесси были охвачены страхом и сдались ему»
  20. ^ Страбон, «География», 7.5: «Затем идут народы, живущие по соседству с горой Гем, и те, кто живет у ее подножия и простирается до Понта, — я имею в виду кораллов, бессов и некоторых медидов и дантелетов. .. Теперь эти племена сами по себе очень разбойничают, но беси, населяющие большую часть горы Гемус, даже сами разбойники называют их разбойниками и ведут бедную жизнь, а их страна граничит с горой Родопы; в стране пеонийцев и в стране двух иллирийских народов — автариатов и дарданцев».
  21. ^ Евангелидис 2020 , с. 41.
  22. ^ Беккер-Нильсен, Тённес (2017). «Фракийцы в римском императорском флоте» . Международный журнал морской истории . 29 (3): 483. дои : 10.1177/0843871417714374 . S2CID   164267862 .
  23. ^ Беккер-Нильсен 2017 , стр. 483.
  24. ^ Беккер-Нильсен 2017 , стр. 492–4.
  25. ^ Онофрей, Космин (2008). «Фракийцы в Римской Дакии: военные и гражданские элементы» (PDF) . Эфемерида Напоценсис . 13:83 .
  26. ^ Димитров, Димитар (2020). «Христианство у фракийцев: истоки и проблемы» . Студия Академика Шумененсия (7): 197.
  27. ^ Уилкс, Джон (1996). Иллирийцы . Уайли. п. 84.
  28. ^ Topalilov 2013 , p. 262.
  29. ^ Онофрей 2008 , стр. 76.
  30. ^ 1994 Готфрид Шрамм: новый подход к истории Албании
  31. ^ Индоевропейский язык и культура: введение Бенджамин В. Фортсон Издание: 5, иллюстрировано. Опубликовано Wiley-Blackwell, 2004 г. ISBN   1-4051-0316-7 , ISBN   978-1-4051-0316-9
  32. ^ Стипчевич, Александр. Илири (2-е издание). Загреб, 1989 г. (также опубликовано на итальянском языке как «Gli Illiri»)
  33. ^ НГЛ Хаммонд Отношения Иллирийской Албании с греками и римлянами. В «Перспективах Албании» под редакцией Тома Виннифрита, St. Martin's Press, Нью-Йорк, 1992 г.
  34. ^ «Иоганн Тунманн: Об истории и языке албанцев и валахов»
  35. ^ Ноэль Малкольм - Косово: Краткая история
  36. ^ Курта, Флорин (2020). «Миграции в археологии Восточной и Юго-Восточной Европы в раннем средневековье (некоторые комментарии к современному состоянию исследований)». В Прейзер-Капеллер, Йоханнес; Рейнфандт, Люциан; Стурайтис, Яннис (ред.). Миграционные истории средневековой афроевразийской переходной зоны: аспекты мобильности между Африкой, Азией и Европой, 300–1500 гг. н.э. Исследования по истории глобальной миграции. Том. 13. Брилл. стр. 101–140. ISBN  978-90-04-42561-3 . ISSN   1874-6705 . п. 105.
  37. ^ Мацингер, Иоахим (2016). Гипотеза албанской автохтонности с точки зрения лингвистики (PDF) (Отчет) (на немецком языке). стр. 15–16 – через www.albanologie.uni-muenchen.de.
  38. ^ Филиппид, Originea Rominilor, том 1, стр. 11.
  39. Велков, «Фракия», стр.188.
  40. ^ Косово: Краткая история - Ноэль Малкольм - Примечания к страницам - Йиречек, «Die Romanen», (i) стр.13: Philippide, Originea Rominilor, vol. 1, стр.70-2; Папазоглу, «Les Royaumes», стр. 193–5. В албанском языке сохранилось очень небольшое количество заимствований из древнегреческого языка; см. Thumb, «Altgriechische Elemente»; Йокль, «Альтмакедониш»; Чабеж, «Zur Charakteristik», стр.182. Этот низкий уровень заимствований из греческого языка является еще одним аргументом против отождествления албанцев с Бесси, часть племенной территории которых была эллинизирована: см. Philippide, Originea Rominilor, vol. 1, стр. 11, 283; Велков, 'Фракия', с.188.
  41. ^ Демирадж 2010 , с. 78

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0125c67b65607db9ad884302ff6c32a1__1714074180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/a1/0125c67b65607db9ad884302ff6c32a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bessi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)