История Софии
История Софии до наших дней, в течение которых , столицы и крупнейшего города Болгарии , охватывает тысячи лет, от античности город был торговым, промышленным, культурным и экономическим центром в своем регионе и на Балканах .
Античность
[ редактировать ]


Неолитическое поселение, обнаруженное в Слатине , на северо-востоке Софии, датируется 6-м тысячелетием до нашей эры. Еще одно неолитическое поселение вокруг Национальной художественной галереи датируется 3–4 тысячелетием до нашей эры. [ 1 ]
Первыми поселившимися племенами были фракийские тилатаеи . В 500-х годах до нашей эры эта территория стала частью фракийского союза, Одрисского царства .
В 339 г. до н.э. Филипп II Македонский разрушил и разорил город. [ 2 ]
Кельтское Серди племя дало название городу. [ 3 ] Самое раннее упоминание о городе происходит из афинской надписи I века до нашей эры, свидетельствующей об Астиу тон Сердон , то есть городе Серди . [ 4 ] Местная надпись и Дион Кассий записали, что римский полководец Красс подчинил Серди и обезглавил пленников. [ 5 ]
Около 29 г. до н.э. София была завоевана римлянами . [ 6 ]
Постепенно он стал самым важным римским городом региона и стал муниципалитетом или центром административного региона во время правления императора Траяна (98–117 гг.) и был переименован в Ульпию Сердику .
Город был сожжен и разрушен в 170 году костобоками , и город был восстановлен, на этот раз с первыми оборонительными стенами между 176-180 годами при Марке Аврелии , о чем свидетельствуют надписи над воротами.
Город снова расширился: были построены общественные бани, административные и культовые здания, гражданская базилика и большой театр . Когда император Диоклетиан разделил провинцию Дакия на Дакию Рипенсис (на берегу Дуная ) и Дакию Медитерранеа , столицей последней стала Сердика.
Римские императоры Аврелиан (215–275) [ 7 ] и Галерий (260–311) [ 8 ] родились в Сердике.
В 268 году готский набег разрушил и сжег части города, включая заброшенный театр. [ 9 ]
Город продолжал расширяться и стал важным политическим и экономическим центром, тем более что он стал одним из первых римских городов, где христианство было признано официальной религией . Эдикт о терпимости был издан в 311 году в Сердике римским императором Галерием , официально положив конец гонениям Диоклетиана на христианство . Эдикт неявно предоставил христианству статус «religio licita», богослужения, признанного и принятого Римской империей . Это был первый эдикт, легализовавший христианство, предшествовавший Миланскому эдикту на два года . Более того, из Миланского эдикта было исключено только одно предложение: «Ne quid contra disciplinam Agent». Таким образом, Миланский эдикт проповедовал безусловную религиозную терпимость, тогда как Эдикт Сердики утверждал условную терпимость (значение дисциплины здесь таково: если только они, христиане, не нарушают добрый или социальный порядок государства).
Сердика была столицей Дакийской епархии (337–602 гг.).
построен амфитеатр (306–337) был На месте остатков театра при Диоклетиане (284–305), а затем при Константине Великом .
Для Константина Великого это было «Sardica mea Roma est» (Сердика — мой Рим). Он рассматривал возможность сделать Сердику столицей Византийской империи вместо Константинополя. [ 10 ] [ 11 ]
Усилия Тетрархов в конце III и начале IV веков, по-видимому , и Константина по обеспечению крупной сети снабжения для Дунайской армии путем строительства большого количества ужасов включали Сердику в качестве основной базы сбора из-за 8 ужасов, обнаруженных при раскопках. [ 12 ]
В 343 году Сардикский собор состоялся в церкви, расположенной на том месте, где нынешняя церковь Святой Софии позже была построена VI века.
Город был разрушен гуннами в 447 году, но был восстановлен византийским императором Юстинианом в VI веке и переименован в Триадицу . Сердика снова процветала во время правления Юстиниана I, когда ее оборонительные стены были усилены за счет увеличения толщины вдвое и добавления новых башен, остатки которых можно увидеть и сегодня.
Хотя город также часто разрушался славянами, он оставался под властью Византии до 809 года.
Археология
[ редактировать ]
Многие остатки древнего города были раскопаны и сегодня выставлены на всеобщее обозрение. К ним относятся:
- Комплекс Древней Сердики
- восточные ворота
- западные ворота
- городские стены
- термальные ванны
- мост через реку (возле Львиного моста)
- 4 в. церковь Святого Георгия Ротонда
- амфитеатр Сердика
- гробницы и базилики под базиликой Святой Софии
При Константине город расширился к северу от стен (так называемый Северный Придаток), и важной частью этой территории стал римский мост через реку.
Внутри юго-западной четверти стен был обнаружен набор из не менее 8 хорреев (складов), датированных началом IV века, что указывает на то, что Сердика, вероятно, была центром снабжения регионального значения, соединенным с Дунаем долиной реки. Искур (Эск). [ 13 ]
Средний возраст
[ редактировать ]София впервые стала частью Первой Болгарской империи во время правления хана Крума в 809 году. Впоследствии она была известна под болгарским названием Средец и превратилась в важную крепость и административный центр. [ 14 ]

После ряда неудачных осад город снова попал в состав Византийской империи в 1018 году. В 1128 году Средец подвергся набегу мадьяр в составе Византийской империи, но в 1191 году снова был включен в состав восстановленной Болгарской империи во времена царя. Иван Асен I после Влахско-Болгарского восстания .
Во время Второй Болгарской империи титул Себастократор , используемый для правителя Софии , был вторым после титула царя ( императора ) Болгарии. Некоторые известные обладатели титула — Калоян , Петр и их родственник Александр Асен (ум. после 1232 г.), сын Ивана Асена I из Болгарии ( годы правления 1189–1196 ).
С 12 по 14 века София была процветающим центром торговли и ремесел. он был переименован в Софию В 1376 году в честь церкви Святой Софии . Однако он назывался и «София», и «Средец» до 16 века, когда новое название постепенно заменило старое.
На протяжении всего Средневековья София оставалась известной своим ювелирным делом , чему особенно способствовали богатства минеральных ресурсов в соседних горах. Об этом свидетельствует количество раскопанных золотых сокровищ того периода и даже античности.
Османский период
[ редактировать ]
София была осаждена и завоевана Османской империей во время правления Мурада I. В 1385 году Османские подданные из Анатолии в это время присоединились к преимущественно болгарскоязычному населению. София стала свидетелем в 1443 году крестового похода Иоанна Хуньяди и Владислава III из Варны , отчаянной попытки изгнать османов. Крестовый поход провалился, и многие жители Софии подверглись преследованиям за свое участие, особенно представители элитных классов.
С 14 по 19 век София была важным административным центром Османской империи. Он стал столицей бейлербейлика Румелии ( , Rumelia Eyalet ), провинции управлявшей османскими землями в Европе (на Балканах ), одной из двух вместе с бейлербейликом Анатолии . Это была также столица важного Санджака Софии , включая всю Фракию с Пловдивом и Эдирне , а также часть Македонии с Салониками и Скопье .
В то время София была крупнейшей импортно-экспортной базой в современной Болгарии для караванной торговли с Республикой Рагуза .

В связи со значительным ростом населения в 15 и 16 веках появилось множество османских построек. Сегодня их сохранилось немного, в том числе лишь единственная действующая мечеть Баня Баши . Этот период был периодом большого разнообразия, а также государственных инвестиций в инфраструктуру, образование и местную экономику. Среди прочего источники упоминают восемь пятничных мечетей , три публичные библиотеки, многочисленные школы, 12 церквей, три синагоги и самую большую бедестен на Балканах. [ 15 ]
Налоговые регистры XVI века свидетельствуют о значительном росте мусульманского населения за счет болгароязычных православных: в 1524–1525 гг. насчитывалось 915 мусульманских и 317 христианских дворов, в 1544–1545 гг 1325 мусульманских, 173 христианских и 88 еврейских . – . , 892 мусульманина, 386 христиан, 126 евреев и 49 цыган в 1570–1571 годах, а также 1017 мусульманских, 257 христианских, 127 еврейских и 38 цыганских семей в 1573 году.

Как уже упоминалось, османское правление привело к значительному демографическому росту Софии. Когда город стал центром коммерческой деятельности, его общая численность населения выросла с 6 000 (1620-е годы) через 55 000 (середина 17 века) до 70-80 000 (18 век). Эти данные иностранных путешественников, скорее всего, преувеличены, но все же показывают значение Софии в то время.
В 16 веке София была процветающим торговым центром, населенным болгарами , романиотами , ашкенази и -сефардами евреями . [ 16 ] Армяне , греки и из Рагузы купцы . В 17 веке население города включало даже албанцев и персов . [ 17 ] В конце османской оккупации в городе проживало 20 501 человек, из которых 56% были болгарами, 30% евреями, 7% турками и 6% цыганами.
В 1610 году Ватикан учредил Софийское епископство для османских подданных, принадлежавших католическому миллету в Румелии , которое существовало до 1715 года, когда большинство католиков эмигрировали на Габсбургские или царские территории. [ 18 ]
19 и 20 века
[ редактировать ]София была захвачена русскими войсками в 1878 году, во время русско-турецкой войны 1877-78 годов , и в 1879 году стала столицей автономного Княжества Болгария , которое в 1908 году стало Королевством Болгария .

Большинство мечетей Софии погибло в ту войну, семь из них были разрушены за одну ночь в декабре 1878 года, когда гроза заглушила шум взрывов, устроенных русскими военными инженерами. [ 19 ] После войны подавляющее большинство мусульманского населения покинуло Софию. [ 15 ]
В 1907 году памятник Царю-Освободителю в Софии был открыт на бульваре Царя Освободителя .
самый тяжкий террористический акт в истории Болгарии — нападение на церковь Св. Недели совершила В 1925 году Болгарская коммунистическая партия , в результате которого 150 человек погибли и еще 500 получили ранения.
Во время Второй мировой войны София подвергалась бомбардировкам авиации союзников в конце 1943 — начале 1944 года, а также позднее была оккупирована Советским Союзом . Режим Болгарии, который объединил страну с нацистской Германией, управляемой коммунистами был свергнут, и София стала столицей Народной Республики Болгарии, (1946–1989).
См. также
[ редактировать ]- Хронология Софии
- История евреев в Софии
- Серди
- Первая Болгарская империя
- Вторая Болгарская империя
- Древнеримская архитектура
- Эдикт Сердики
- Список старейших церковных построек
- Список самых старых зданий Софии
- История Болгарии
- Архитектура Тырновского художественного училища
- Княжество Болгария
- Королевство Болгария
Сноски
[ редактировать ]- ^ «София – 130-летняя столица Болгарии» . sofiacultural.bg . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года.
- ^ Труди, Ринг; Ноэль, Ватсон; Пол, Шеллингер (5 ноября 2013 г.). Южная Европа: Международный словарь исторических мест . Рутледж. ISBN 9781134259588 . Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ Кембриджская древняя история , Том 3, Часть 2:, ISBN 0-521-22717-8 , 1992, стр. 600.
- ^ Эмиль Коцев 24.04.2016 9:331205 ПОТЕРЯННЫЙ КАПИТАЛ
- ↑ Дион, Римская история, Книга 51, глава 25.
- ^ Смит, Словарь : «Се'рдика»
- ^ Сондерс, Рэндалл Титус (1992). Биография императора Аврелиана (270–275 гг. н.э.) . Анн-Арбор, Мичиган: Диссертационные службы UMI. стр. 106–7.
- ^ «Евтропий: Книга IX» . thelatinlibrary.com
- ↑ Паунов, Евгений (май – июнь 2007 г.). «Римские развлечения в Софии-Сердике». Минерва: Международный обзор древнего искусства и археологии. Лондон: Публикации Авроры. 19: 40–41. ISSN 0957-7718.
- ^ Николова, Капка Софийский университет Индианы. " Император Константин Великий даже рассматривал возможность превращения Сердики в столицу Восточной Римской империи "
- ^ Грин, Бернард (2010). Христианство в Древнем Риме: первые три века . А&С Черный. п. 237. ИСБН 978-0-567-03250-8 .
- ^ Ежегодник Римско-германского центрального музея Майнца, том 60, 2013, Эфтимиос Ризос: Центры позднеримской военной сети снабжения на Балканах: обзор ужасов, стр. 678
- ^ Ежегодник Римско-германского центрального музея Майнца, 60-й год, 2013 г., Эфтимиос Ризос: Центры позднеримской военной сети снабжения на Балканах: обзор ужасов, стр. 678
- ^ Bakalov, Georgi; Kumanov, Milen (2003). Електронно издание "История на България" (in Bulgarian). Sofia: Trud, Sirma. ISBN 954528613X .
- ^ Jump up to: а б Иванова, Светлана, «Офия», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 21 января.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории в Болгарии» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 6 апреля 2007 г.
- ^ Гуселев, Боян (2004). Албанцы на Восточных Балканах (на болгарском языке). София: Международный центр изучения меньшинств и культурных взаимодействий. стр. 206–207. ISBN 954-8872-45-5 .
- ^ Герберманн 1913 .
- ^ Крэмптон, Краткая история Болгарии , стр. 114.
Источники и ссылки
[ редактировать ]- Гигова, Ирина. «Город и нация: путь Софии от славы к руинам во время Второй мировой войны», Журнал городской истории, март 2011 г., Том. 37 Выпуск 2, стр. 155–175; 110 сносок представляют собой путеводитель по литературе о городе.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Румыния ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Сардика
- «София — столица 129 лет» (на болгарском языке). Муниципальный сайт Софии. Архивировано из оригинала 23 апреля 2006 г. Проверено 5 апреля 2006 г.