История евреев в Болгарии
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Болгария | 1363 (перепись 2001 г.) [1] – 6000 болгарских граждан полного или частичного еврейского происхождения (по оценкам OJB ) |
Израиль | 75,000 [2] |
Языки | |
иврит , болгарский , ладино | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Сефардские евреи , евреи-ашкенази , русские евреи , польские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев . Болгарии лет насчитывает почти 2000 Евреи постоянно присутствовали на исторических болгарских землях еще до II века нашей эры и часто играли важную роль в истории Болгарии .
Сегодня большинство болгарских евреев проживают в Израиле , тогда как в современной Болгарии по-прежнему проживает скромное еврейское население.
Римская editэпоха
Считается, что евреи поселились в этом регионе после римского завоевания в 46 году нашей эры. [ когда? ] Руины «роскошных» [3] раскопали синагоги второго века. В Филиппополе [4] (современный Пловдив ), Никополь ( Никополь ), Ульпия Эскус [5] ( Гиген , Плевенская область ) и Стоби [6] (сейчас в Северной Македонии ). [3] Самым ранним письменным артефактом, свидетельствующим о присутствии еврейской общины в римской провинции Нижняя Мезия, надпись конца II века н. э., является латинская найденная в Ульпии Эску, с менорой и упоминанием архисинагога . Иосиф Флавий свидетельствует о присутствии в городе еврейского населения. Указ римского императора Феодосия I от 379 г. о преследовании евреев и разрушении синагог в Иллирии и Фракии также является свидетельством раннего еврейского поселения в Болгарии.
и 2-я империи Болгарские 1- я
После создания Первой Болгарской империи и ее признания в 681 году ряд евреев, страдавших от преследований в Византийской империи, возможно, поселились в Болгарии. В максимальной степени в 9 веке Болгария включала в себя такие места 9 века, связанные с евреями, как Воеводина , Кришана и Михай Витязу, Клуж . Евреи также поселились в Никополе в 967 году.
Некоторые прибыли из Рагузской республики и Италии купцам из этих земель торговать во Второй Болгарской империи разрешил , когда Иван Асен II . Позже царь Иван Александр женился на еврейке Саре (переименованной в Феодору) , принявшей христианство и имевшей значительное влияние при дворе. Она убедила своего супруга создать Видинское царство для ее сына Ивана Шишмана , который также был евреем по еврейскому закону , определяющему религию по матери . Несмотря на свое еврейское прошлое, она была яростно процерковной, что в те времена сопровождалось антисемитизмом. Например, в 1352 году церковный собор приказал изгнать евреев из Болгарии за «еретическую деятельность» (хотя этот указ не был строго выполнен). [7] Последовали физические нападения на евреев. [8] В одном случае трое евреев, приговоренных к смертной казни, были убиты толпой, несмотря на то, что приговоры были отменены царем. [9]
Средневековое еврейское население Болгарии было романиотами до XIV-XV веков, когда начали прибывать ашкенази из Венгрии (1376 г.) и других частей Европы.
Османское правление [ править ]
К моменту завершения османского завоевания Болгарской империи (1396 г.) значительные еврейские общины существовали в Видине , Никополе, Силистре , Плевене , Софии , Ямболе , Пловдиве (Филиппополе) и Старой Загоре .
В 1470 году прибыли изгнанные из Баварии ашкенази , и современные путешественники отмечали, что идиш в Софии часто можно услышать . Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках раввином Софии в середине XVI века. Начиная с 1494 года, сефардские изгнанники из Испании мигрировали в Болгарию через Салоники, Македонию , Италию, Рагуз и Боснию . Они поселились в ранее существовавших еврейских населенных пунктах, которые также были крупными торговыми центрами Болгарии, находившейся под властью Османской империи. На тот момент в Софии проживали три отдельные еврейские общины: романиоты, ашкенази и сефарды. Это продолжалось до 1640 года, когда для всех трех групп был назначен один раввин. [ нужна ссылка ]
В 17 веке идеи Саббатая Цви сторонники его движения, такие как Натан Газинский стали популярны в Болгарии, и в Софии действовали и Самуил Примо. Евреи продолжали селиться в различных частях страны (в том числе в новых торговых центрах, таких как Пазарджик ), и смогли расширить свою экономическую деятельность благодаря предоставленным им привилегиям и изгнанию многих рагузских купцов, принимавших участие в Чипровицкое восстание 1688 года.
Современная Болгария [ править ]
Современное национальное государство Болгария было образовано в соответствии с условиями Берлинского договора , завершившего русско-турецкую войну 1877–78 . По условиям этого договора болгарским евреям новой страны были предоставлены равные права. В 1909 году огромная и величественная новая Софийская синагога была освящена в присутствии царя болгарского Фердинанда I , а также министров и других важных гостей, что стало важным событием для болгарского еврейства. [10] Евреи были призваны в болгарскую армию и участвовали в сербско-болгарской войне (1885 г.), в Балканских войнах (1912–1913 гг.) и в Первой мировой войне . Зарегистрировано, что 211 еврейских солдат болгарской армии погибли во время Первой мировой войны. [3] после Нейиский договор Первой мировой войны подчеркнул равенство евреев с другими болгарскими гражданами. [ нужна ссылка ] фашистских и антисемитских организаций, таких как «Родна Защита» и «Ратник» В 1920-х и 1930-х годах были созданы и возросли влияние .
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне , темпы роста населения еврейской общины отставали от темпов роста населения других этнических групп. В 1920 году евреев было 16 000, что составляло 0,9% болгар. К 1934 году, хотя размер еврейской общины вырос до 48 565 человек, более половины из которых проживало в Софии, это составляло лишь 0,8% от общей численности населения. Ладино был доминирующим языком в большинстве общин, но молодежь часто предпочитала говорить по-болгарски . Сионистское движение полностью доминировало среди местного населения еще со времен Ховевей-Циона . [ нужна ссылка ]
Вторая мировая война [ править ]
Болгария, как потенциальный бенефициар пакта Молотова-Риббентропа в августе 1939 года, конкурировала с другими такими странами, чтобы завоевать расположение нацистской Германии жестами антисемитского законодательства. Болгария экономически зависела от Германии: 65% торговли Болгарии в 1939 году приходилось на Германию и была связана в военном отношении сделкой по оружию. [11] [12] Болгарские крайние националисты лоббировали возвращение к расширенным границам Сан-Стефанского договора 1878 года . [13] 7 сентября 1940 года Южная Добруджа , отданная Румынии по Бухарестскому договору 1913 года , была возвращена под контроль Болгарии по Крайовскому договору , заключенному под давлением Германии. [11] 21 ноября 1940 года последовал закон о гражданстве, который передал болгарское гражданство жителям аннексированной территории, в том числе около 500 евреям, а также цыганам , грекам , туркам и румынам этой территории . [14] [11] Эта политика не была воспроизведена на территориях, оккупированных Болгарией во время войны.
В 1939 году евреи-иностранные граждане были вынуждены покинуть Болгарию. [15] Этот акт положил начало антиеврейской пропаганде и законодательству .Начиная с июля 1940 года болгарские власти начали проводить дискриминационную политику в отношении евреев. [16] В декабре 1940 года 352 члена болгарской еврейской общины поднялись на борт парохода СС « Сальвадор » в Варне, направлявшегося в Палестину . Корабль затонул после того, как сел на мель в 100 метрах от побережья Силиври , к западу от Стамбула. 223 пассажира утонули или умерли от воздействия холодной воды. Половину из 123 выживших отправили обратно в Болгарию, а остальным разрешили сесть на борт « Дариена II» и продолжить путь в Палестину, где они были заключены в тюрьму в Атлите властями британского мандата. [17]
Несколько дней спустя царь Борис III издал Закон о защите нации , представленный болгарскому парламенту в октябре прошлого года и принятый парламентом 24 декабря 1940 года, который наложил многочисленные юридические ограничения на евреев в Болгарии. Законопроект был предложен парламенту Петром Габровским , министром внутренних дел и бывшим лидером «Ратников», в октябре 1940 года. Вступивший в силу 24 января 1941 года, он был написан по образцу Нюрнбергских законов . Закон запретил смешанные браки , доступ к ряду профессий и ввел дополнительный налог в размере 20% на любую еврейскую собственность. Евреи были обязаны «носить значки Давида, соблюдать комендантский час, покупать еду в определенных магазинах, избегать общественных мест и даже прекратить обсуждение политических и социальных вопросов». [15] Их преследовали наряду с тайными обществами, такими как масоны. [15]
Ратника Протеже , правительственный юрист и коллега по Ратнику был Александр Белев направлен для изучения Нюрнбергских законов 1933 года в Германию и принимал активное участие в их разработке. По образцу этого прецедента закон был направлен против евреев, а также масонства и других преднамеренных организаций, которые считаются «угрожающими» национальной безопасности Болгарии. [11] В частности, закон запрещал евреям голосовать, баллотироваться на государственные должности, работать на государственных должностях, служить в армии, вступать в брак или сожительство с этническими болгарами, использовать болгарские имена или владеть сельской землей. Власти начали конфисковывать все радиоприемники и телефоны, принадлежавшие евреям, а евреев заставили платить единовременный налог в размере 20 процентов от их собственного капитала . [18] [19] [20] [21] Законодательство также установило квоты, ограничивавшие количество евреев в болгарских университетах. [21] [22] Протест против закона вызвали не только еврейские лидеры, но и Болгарская православная церковь, некоторые профессиональные организации и двадцать один писатель. [21] [23] Позже в том же году, в марте 1941 года, Королевство Болгария согласилось с требованиями Германии и вступило в военный союз с державами оси .
Закон о защите нации предусматривал, что евреи проходят обязательную военную службу в трудовых батальонах, а не в регулярной армии. Батальоны принудительного труда были созданы в Болгарии в 1920 году как способ обойти Нейи-сюр-Сенский договор , который ограничивал размер болгарской армии и отменил призыв в регулярную армию. [11] Служба принудительного труда ( трудова повинность ), созданная правительством Александра Стамболийского, поставляла дешевую рабочую силу для государственных проектов и трудоустройства демобилизованных солдат Первой мировой войны . [11] За первое десятилетие его существования на службу было призвано более 150 000 болгарских подданных, «в первую очередь меньшинств (особенно мусульман) и других бедных слоев общества». [11] В 1930-х годах, накануне Второй мировой войны , трудовая повинность была милитаризирована: в 1934 году она была присоединена к военному министерству, а в 1936 году ей были присвоены воинские звания. [11]
После начала войны в 1940 году «трудовые солдаты» ( trumovi vojski ) были созданы как отдельный корпус, «используемый для обеспечения соблюдения антиеврейской политики во время Второй мировой войны» в рамках общего плана «депривации». [11] В августе 1941 года по требованию Адольфа-Хайнца Беккерле – полномочного представителя Германии в Софии – военное министерство передало контроль над всем принудительным трудом евреев в пользу Министерства строительства, дорог и общественных работ. [24] [11] Обязательная воинская повинность действовала с августа 1941 года: первоначально призывались мужчины в возрасте от 20 до 44 лет, возрастной ценз повысился до 45 лет в июле 1942 года и до 50 лет спустя. [25] [11] Болгары заменили евреев в командах еврейских трудовых отрядов, которые больше не имели права на униформу. [11] 29 января 1942 г. было объявлено о создании новых еврейских батальонов принудительного труда; к концу 1942 года их число увеличилось вдвое и достигло двадцати четырех. Еврейские отряды были отделены от других национальностей – три четверти батальонов принудительного труда были представителями меньшинств: турок, русских и жителей территорий, оккупированных Болгарией – остальные были взято из болгарских безработных. [26] [11]
Евреи, находившиеся на принудительных работах, столкнулись с дискриминационной политикой, которая со временем становилась все более строгой; с увеличением стажа работы и уменьшением размера льгот на питание, отдых и выходные дни. [11] 14 июля 1942 года было создано дисциплинарное подразделение для введения новых карательных мер: лишение матрасов и горячей еды, «хлебная диета» и запрет на посещение на несколько месяцев. [27] [11] По мере развития войны и начала облав на евреев в 1943 году евреи предпринимали все больше попыток сбежать, а наказания становились все более суровыми. [28] [11] [29]
В конце 1938 и начале 1939 года сотрудники болгарской полиции и Министерства внутренних дел уже все больше выступали против приема еврейских беженцев от преследований в Центральной Европе. [30] [31] [11] В ответ на запрос британских дипломатов в Софии министерство иностранных дел подтвердило политику, согласно которой с апреля 1939 года евреи из Германии, Румынии, Польши, Италии и того, что осталось от Чехословакии (а позже и Венгрии), должны будут получать согласие от министерство для получения въездных, транзитных или проездных виз. [31] [32] Тем не менее, по меньшей мере 430 виз (а, вероятно, около 1000) были выданы болгарскими дипломатами иностранным евреям, из которых в 1941 году в Болгарии находилось целых 4000. [33] [11] 1 апреля 1941 года Управление полиции разрешило выезд 302 еврейских беженцев, в основном несовершеннолетних, из Центральной Европы специально для того, чтобы Болгария «освободилась от иностранного элемента». [34] [35]
Захват болгарскими ирредентистами в 1941 году вожделенной территории Греции и Югославии и образование новых областей Скопье, Битола и Беломора увеличили еврейское население Болгарии примерно до 60 000 человек. [36] Им было запрещено иметь болгарское гражданство в соответствии с Законом о защите нации . [11]
С самого начала войны болгарские оккупационные власти в Греции и Югославии передавали гестапо еврейских беженцев, бежавших из Европы Оси . В октябре 1941 года болгарские власти потребовали регистрации 213 сербских евреев, обнаруженных гестапо в контролируемом Болгарией Скопье ; они были арестованы 24 ноября, 47 из них были отправлены в концентрационный лагерь Баница в Белграде, Сербия, и убиты 3 декабря 1941 года. [37] [11] [38]
После Ванзейской конференции весной 1942 года немецкие дипломаты потребовали, чтобы Королевство освободило под стражу в Германии всех евреев, проживающих на территории, находящейся под управлением Болгарии. Болгарская сторона согласилась и начала предпринимать шаги для запланированной депортации евреев. [16]
За Законом ) от 26 августа 1942 года, который ужесточил ограничения для евреев, расширил определение еврейства и последовал декрет-закон ( наредби увеличил бремя доказывания, необходимое для доказательства нееврейского статуса и исключений (привилегии ) . [39] После этого евреи были обязаны носить желтые звезды , за исключением только тех крещеных, которые практиковали христианскую евхаристию . Болгарские евреи, вступившие в брак с неевреями по христианскому обряду до 1 сентября 1940 года и крестившиеся до вступления в силу Закона о защите нации 23 января 1941 года , были отменены исключения, предусмотренные Законом для таких случаев . Исключения для сирот войны, вдов войны и ветеранов-инвалидов отныне применялись только «в случае конкуренции с другими евреями», и все такие привилегии могли быть отменены или лишены, если человек был осужден за преступление или считался «антиправительственным». или «коммунист». [11]
22 февраля 1943 года болгарские власти завершили договоренности с офисом Адольфа Эйхмана о первой волне запланированных депортаций, направленных в общей сложности на 20 000 евреев, из которых 8 000 в Болгарии и около 12 000 на оккупированных Болгарией территориях Фракии , Македония . [16] [40] 27 марта 1943 года президент США Рузвельт обсудил «вопрос о 60 или 70 тысячах евреев, находящихся в Болгарии и находящихся под угрозой уничтожения...» с министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом , который фактически отказался от таких усилий на том основании, что «Если мы сделаем это, то евреи всего мира захотят, чтобы мы сделали аналогичное предложение в Польше и Германии [...] там просто не хватает кораблей». [41] [42]
В первых числах марта 1943 года болгарские военные и полицейские осуществили депортацию всех 11 343 евреев с оккупированных Болгарией территорий Македонии, Фракии и Пирота, перевезли их поездом через Болгарию через созданные для этой цели там транзитные лагеря и посадил их на корабли, направлявшиеся в Вену в нацистской Германии . Двенадцать из них выживут. [43] Также в марте 1943 года болгарская военная полиция при помощи немецких солдат уничтожила депортированных евреев из Комотини и Кавалы , находившихся на борту пассажирского парохода «Карагеорге» , и потопила судно. [44] [45]
Когда депортация переместилась с оккупированных территорий на территории, существовавшие до 1941 года, новости о подготовке к депортации вызвали протест среди оппозиционных политиков, представителей духовенства и интеллектуалов в Болгарии. Хотя царь Борис III изначально был склонен продолжить запланированные депортации, 9 марта несколько членов правящей партии в парламенте - Петр Михалев, Димитр Икономов, вице-спикер Димитр Пешев и другие вынудили министра внутренних дел Габровского временно приостановить депортацию. остальных евреев. [46] письмо, подписанное еще 42 депутатами парламента 17 марта 1943 года Пешев направил премьер-министру Богдану Филову , в котором писал, что «для нас невозможно смириться с тем, что были разработаны планы депортации этих людей». , хотя злонамеренные слухи приписывают это намерение болгарскому правительству». [47] За участие в подготовке письма Пешев был вынужден уйти в отставку. Произошли новые протесты, в частности со стороны митрополита Стефана I , который оказал давление на царя, чтобы тот приостановил депортацию на неопределенный срок в мае 1943 года. Вскоре после этого болгарское правительство изгнало 20 000 евреев из Софии в провинцию. Были организованы специальные поезда, и евреям были назначены определенные отправления, разделив членов семей. Разрешалось иметь максимум 30 кг имущества на человека; [48] остальное они были вынуждены оставить или продать по «неправомерно низким» ценам, а часть была иным образом разворована или украдена. [11] Болгарские чиновники и соседи выиграли от этого процесса. [11]
Болгарское правительство назвало нехватку рабочей силы причиной отказа передать болгарских евреев под стражу в Германии. Изгнанные мужчины были мобилизованы на принудительные работы в Болгарии. Часть оставленного имущества была конфискована. [16] Вскоре после возвращения в Софию со встречи с Гитлером 14 августа Борис умер 28 августа 1943 года от явной сердечной недостаточности.
Димитару Пешеву , оппозиционным политикам, Болгарской церкви , выдающимся писателям и художникам, юристам и бывшим дипломатам приписывают спасение болгарских евреев. [49] [50] [16]
В 1998 году болгарские евреи в США и частная организация Еврейский национальный фонд установили памятник в Болгарском лесу в Израиле в честь царя Бориса. Однако в июле 2003 года общественный комитет во главе с председателем Верховного суда Моше Бейским решил снести мемориал, поскольку царь Борис дал согласие на депортацию евреев с оккупированных территорий Македонии, Фракии и Пирота к немцам. [51]
Второй мировой войны диаспора После и
После войны большая часть еврейского населения уехала в Израиль , оставив сегодня в Болгарии лишь около тысячи евреев (1162 по переписи 2011 года). Согласно статистике правительства Израиля, 43 961 человек из Болгарии эмигрировали в Израиль в период с 1948 по 2006 год, что сделало болгарских евреев четвертой по величине группой выходцев из европейской страны после Советского Союза , Румынии и Польши . [52] Различные миграции за пределы Болгарии привели к появлению потомков болгарских евреев в основном в Израиле , а также в США , Канаде , Австралии и некоторых Западной Европы и Латинской Америки странах .
Представители еврейской общины Болгарии не присутствовали на официальной церемонии в марте 2023 года, посвященной 80-летию решения царя Бориса III спасти евреев страны от Холокоста. Александр Оскар, президент болгарской еврейской организации «Шалом», среди причин неявки назвал Болгарию союзником нацистской Германии и содействие Болгарии убийствам евреев в прилегающих регионах, которые она оккупировала во время Второй мировой войны. [53]
население Историческое еврейское
Данные болгарской переписи населения, за исключением 2010 г.: [54]
|
|
болгарские Известные евреи
- Альберт Афталион (1874–1956), экономист, из Русе.
- Мира Аройо (1977 г.р.), музыкант и участница Ladytron , из Софии.
- Греди Асса (род. 1954 в Плевене), профессор Академии изящных искусств, София.
- Максим Бехар (1955 г.р.), бизнесмен и специалист по связям с общественностью, из Шумена.
- Аврам Бенароя (1887–1979), левый политический активист.
- Исраэль Калми (1885–1966), член Еврейской консистории Болгарии.
- Элиас Канетти (1905–1994), писатель, лауреат Нобелевской премии, из Русе.
- Соломон Авраам Розанес (1862–1938), историк, крупный автор истории евреев на Балканах, из Рущука (Русе).
- Товия бен Элиэзер (11 век), талмудист и поэт, из Костура.
- Ицхак Финци (1933 г.р.), актер из Софии.
- Самуэль Финци (1966 г.р.), актер из Пловдива.
- Соломон Гольдштейн (1884–1968–1969), коммунистический политик, из Шумена.
- Моше Герон (1926 г.р.), кардиолог и исследователь, из Софии.
- Джозеф Каро (1488–1575), автор «Шулхан Аруха» , вырос в Никополе.
- Николай Кауфман (1925–2018), музыковед и композитор, из Русе.
- Милчо Левиев (1937 г.р.), композитор и музыкант, из Пловдива.
- Иегуда Леви (1979 г.р.), израильский актер и модель-мужчина.
- Эмануэль Леви (1949 г.р.), профессор кино и социологии, автор книги «Габима: Национальный театр Израиля»
- Джейкоб Л. Морено (1889–1974), основатель психодрамы , отец из Плевена.
- Иуда Леон бен Моисей Москони (1328–?), Талмудист, родившийся в Охриде.
- Элиэзер Папо (1785–1828), писатель на религиозные темы, родился в Сараево, стал раввином в Силистре.
- Жюль Паскин (1885–1930), художник-модернист из Видина.
- Исаак Пасси (1928–2010), философ из Пловдива.
- Соломон Пасси (1956 г.р.), политик и бывший министр иностранных дел, из Пловдива.
- Валерий Петров (1920–2014), писатель из Софии.
- Соломон Розанис (1919–2004), судья Верховного суда и юрист из Русе.
- Сара-Феодора (14 век), жена царя Ивана Александра.
- Панчо Владигеров (1899–1978) композитор, педагог. Мать была еврейкой. В его честь названа Национальная музыкальная академия Болгарии в Софии.
- Анхель Вагенштейн (1922-2023), кинорежиссер, из Пловдива.
- Алексис Вайсенберг (1929–2012), пианист, из Пловдива.
Депутаты Кнессета [ править ]
- Биньямин Ардити (1897–1981), из Софии.
- Михаил Бар-Зохар (1938 г.р.), из Софии.
- Шимон Бехарано (1910–1971), из Пловдива.
- Яаков Нехоштан (1925–2019), из Казанлыка.
- Яаков Ницани (1900–1962), из Пловдива.
- Виктор Шем-Тов (1915–2014), из Самокова.
- Эмануэль Зисман (1935–2009), из Пловдива.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Данные переписи 2001 года» . nsi.bg (на болгарском языке). Национальный статистический институт Болгарии. 1 марта 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 25 октября 2016 г. «Этнические меньшинства в Болгарии» . nccedi.government.bg (на болгарском языке). Национальный совет по сотрудничеству по этническим и интеграционным вопросам. 2006. Архивировано из оригинала (pdf) 16 апреля 2009 года . Проверено 25 октября 2016 г.
- ^ «История» . shalompr.org (на болгарском языке). Организация евреев Болгарии «Шалом» (Организация евреев Болгарии «Шалом»). 2015 . Проверено 4 октября 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стефанов, Павел (2002). «Болгары и евреи на протяжении всей истории» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 22 (6). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса : 1–11. ISSN 1069-4781 . Проверено 4 октября 2015 г.
- ^ Кесякова, Э. (1989). «Античная синагога в Филиппополе». Археология . 1 : 20–33.
- ^ Кочев, Н. (1978). «Кум вупроса за надписа от Oescus за т. нар. архисинагогус». Веково . 2 : 71–74.
- ^ Краабель, AT (1982). «Раскопанные синагоги поздней античности от Малой Азии до Италии». 16-й Интернациональный Византинистенконгресс (на немецком языке). 2 (2). Вена: 227–236.
- ^ Чари, Фредерик Б. (15 ноября 1972 г.). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940–1944 гг . Издательство Питтсбургского университета. п. 28. ISBN 9780822976011 .
- ^ Рэдван, Лауренциу (01 января 2010 г.). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . Брилл. п. 109. ИСБН 978-9004180109 .
- ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . www.worldjewishcongress.org . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ «Еврейская община Софии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 19 июня 2018 г. Проверено 19 июня 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-7601-1 . OCLC 878136358 .
- ^ Сетон-Уотсон, Хью (1945). Восточная Европа между войнами, 1918-1941 гг . Архив Кубка. ISBN 978-1-001-28478-1 .
- ↑ Закон за уреждане на поданство в Добрудже, ДВ, № 263, 21.11.1940.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стефанов, Павел (1 мая 2006 г.). «Болгарская православная церковь и Холокост: устранение распространенных заблуждений» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 26 (2): 11. ISSN 1069-4781 . OCLC 8092177104 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Болгария» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 9 ноября 2016 г.
- ^ «Болгарские евреи, спасающиеся от нацистов, тонут в Мраморном море» . haaretz.com . Гаарец.
- ^ Марушякова, Елена; Веселин Попов (2006). «Болгарские цыгане: Вторая мировая война». Цыгане во время Второй мировой войны . Университет Хартфордшир Пресс . ISBN 0-900458-85-2 .
- ^ Фишель, Джек (1998). Холокост . Издательская группа Гринвуд. п. 69. ИСБН 0-313-29879-3 .
- ^ Вайман, Дэвид С .; Чарльз Х. Розенцвейг (1996). Мир реагирует на Холокост . JHU Пресс . п. 265. ИСБН 0-8018-4969-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бенбасса, Эстер; Арон Родриг (2000). Сефардское еврейство: история иудео-испанской общины XIV-XX веков . Издательство Калифорнийского университета. п. 174. ИСБН 0-520-21822-1 .
- ^ Левин, Итамар; Наташа Дорнберг; Джудит Ялон-Фортус (2001). Враги Его Величества: война Великобритании против жертв и выживших в Холокосте . Издательская группа Гринвуд. ISBN 0-275-96816-2 .
- ^ Леви, Ричард С. (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-КЛИО . п. 90 . ISBN 1-85109-439-3 .
- ↑ Постановление № 113 , Совет Министров, протокол 132, 12.08.1941.
- ^ Хоппе, Йенс (2007). «Евреи как враги Болгарии? О политике в отношении болгарских евреев в межвоенный период». В Дальманне, Диттмар; Хилбреннер, Анке (ред.). Между большими ожиданиями и грубым пробуждением: евреи, политика и антисемитизм в Восточной и Юго-Восточной Европе 1918-1945 гг . Падерборн: Шёнинг. стр. 217–252. ISBN 978-3-506-75746-3 .
- ^ Даржавен Военно-исторический архив [Государственный военно-исторический архив] ДВИА, Ф 2000, о 1, а.е. 57, л.57–74.
- ^ Постановление № 125 , Совет Министров, протокол 94, 14 июля 1942 г.
- ^ Протоколы 7-й палаты Народного суда, март 1945 г. - CDA, F 1449, o 1, ae 181.
- ^ Троева, Евгения (2012). «Принудительный труд во время Второй мировой войны памяти болгарских евреев». В Лулеве, Ана; Троева, Евгения; Петров, Петар (ред.). Принудительный труд в Болгарии (1941-1962): мемориалы свидетелям [Принудительный труд в Балгарии (1941-1962). Вспомните свидетелей] [Принудительный труд в Болгарии (1941-1962). Воспоминания очевидцев] . София: Академическое издательство «Проф. Марин Дринов» [Академическое издательство «Марин Дринов»]. стр. 39–54. ISBN 9789543224876 .
- ^ CDA, F 370K, o 6, ae 928, l 75 с/в.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б CDA F 176K, о 11, а.е. 1775, л.10
- ^ CDA F 176K, o 11, ae 1775, л.9
- ^ Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-7601-1 . OCLC 878136358 .
- ^ CDA, F 176 К, о 11, а.е. 2165, л. 10-25.
- ^ CDA, F 176K, o 11, ae 1779, л. 10.
- ^ Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р. (2018). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том. III: Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02386-5 .
- ^ Centralen Dăržaven Arhiv [Центральный государственный архив], CDA, F 2123 K, o 1, ae 22 286, l. 56-57.
- ^ Мицович, Эвица; Радойчич, Милена, ред. (2009). Лагерь Баница: Узники: Книги узников концлагеря Белград-Баница (1941-1944), Том. И . Белград: Исторический архив Белграда. стр. 163–166. ISBN 9788680481241 .
- ↑ Постановление № 70 , Совет Министров, протокол 111, 26 августа 1942 г. (ДВ, № 192, 29 августа 1942 г.).
- ^ Соглашение о депортации евреев, подписанное Белевым и Даннекером - Яд Вашем, получено 22 февраля 2023 г.
- ^ История Израиля: от подъема сионизма до нашего времени Говард М. Сачар , Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, 2007, стр. 238.
- ↑ Государственный департамент США , Меморандум о беседе, составленный г-ном Гарри Л. Хопкинсом, специальным помощником президента Рузвельта.
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 9
- ^ Лицом к нашему прошлому. Архивировано 5 января 2016 г. в Wayback Machine Helsinki Group, Болгария.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории в Болгарии» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 26 ноября 2006 г. «Энциклопедия иудаики: Куомотини, Греция» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 1 октября 2015 г.
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 35
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 79
- ^ Постановление № 70 , Совет Министров, протокол 74, 21 мая 1943 г.
- ^ Бар-Зохар, Майкл (4 июля 2001 г.). За пределами хватки Гитлера: героическое спасение евреев Болгарии . Адамс Медиа Корпорация. ISBN 9781580625418 . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра: почему евреи Болгарии пережили Холокост . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11564-1 .
- ^ Альфасса, Шеломо (17 августа 2011 г.). Позорное поведение: Болгария и Холокост . п. 108. ИСБН 978-1-257-95257-1 . ISSN 2156-0390 . Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( справка ) CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Иммигранты по периоду иммиграции, стране рождения и последней стране проживания» (на иврите и английском языке). Центральное статистическое бюро (Израиль). Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 22 августа 2008 г.
- ^ Дэвид И. Кляйн (15 марта 2023 г.). «Болгарские евреи пропустили официальную церемонию, посвященную 80-летию со дня их спасения от нацистов. Почему?» . Еврейское телеграфное агентство .
- ^ Берманский институт. «Еврейское население мира, 2010» . Университет Коннектикута . Проверено 30 октября 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бен-Яков, Авраам (1990). «Энциклопедия Холокоста» . Энциклопедия Холокоста . Том. 1. Нью-Йорк: Макмиллан . стр. 263–272 . ISBN 0-02-896090-4 . (карта, илл.)
- Стефанов, Павел (2002). «Болгары и евреи на протяжении всей истории» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 22 (6). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса : 1–11. ISSN 1069-4781 . Проверено 4 октября 2015 г.
- Стефанов, Павел (2006). «Болгарская православная церковь и Холокост: обращение к распространенным заблуждениям» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 26 (2). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса : 10–19. ISSN 1069-4781 . Проверено 4 октября 2015 г.
- Транькова, Димана; Георгиев, Энтони (2011). Путеводитель по еврейской Болгарии . София: Бродяги Медиа. п. 168. ИСБН 978-954-92306-3-5 . Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 г.
- Аладжем Блумфилд, Марта; Комфорти, Джеки (2021). Украденный рассказ о болгарских евреях и Холокосте . Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 456. ИСБН 978-1-7936-3291-3 .
- Комфорти, Джеки (2001). «Оптимисты: фильм о спасении болгарских евреев во время Холокоста» . См. также ресурсы, заархивированные 24 марта 2016 г., на странице Wayback Machine на том же веб-сайте.
- Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Издательство Питтсбургского университета . п. 45 . ISBN 9780822932512 .
- Л. Иванов. Основная история Болгарии на семи страницах . София, 2007.
Внешние ссылки [ править ]
- «Отчеты Института исследований открытых СМИ (OMRI): Болгарские тематические файлы - Социальные проблемы: Меньшинства: евреи» . osaarchivum.org . Будапешт: Архив Открытого общества Блинкена . Проверено 7 сентября 2021 г.
- Пустые товарные вагоны (2011), документальный фильм на IMDb и видео на YouTube
- Альфасса, Шеломо. «Разъяснение 70 лет обеления и неточностей: болгарское правительство и его взаимодействие с евреями во время Холокоста» .
- «Спасение евреев Болгарии» (на болгарском языке). Болгарское государственное архивное агентство . Проверено 4 октября 2015 г.