Jump to content

История евреев в Болгарии

Болгарские евреи
Болгарские евреи
Болгарские евреи
Расположение Болгарии (темно-зеленый) в Европейском Союзе (зеленый).
Регионы со значительной численностью населения
 Болгария 1363 (перепись 2001 г.) [1] – 6000 болгарских граждан полного или частичного еврейского происхождения (по оценкам OJB )
 Израиль 75,000 [2]
Языки
иврит , болгарский , ладино
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Сефардские евреи , евреи-ашкенази , русские евреи , польские евреи
Синагога Бургаса (ныне художественная галерея)
Софийская синагога по проекту австрийского архитектора Фридриха Грюнангера . , построенная в 1909 году

История евреев . Болгарии лет насчитывает почти 2000 Евреи постоянно присутствовали на исторических болгарских землях еще до II века нашей эры и часто играли важную роль в истории Болгарии .

Сегодня большинство болгарских евреев проживают в Израиле , тогда как в современной Болгарии по-прежнему проживает скромное еврейское население.

Римская editэпоха

Фрагмент мозаики древней синагоги Филиппополя в Региональном археологическом музее Пловдива.

Считается, что евреи поселились в этом регионе после римского завоевания в 46 году нашей эры. [ когда? ] Руины «роскошных» [3] раскопали синагоги второго века. В Филиппополе [4] (современный Пловдив ), Никополь ( Никополь ), Ульпия Эскус [5] ( Гиген , Плевенская область ) и Стоби [6] (сейчас в Северной Македонии ). [3] Самым ранним письменным артефактом, свидетельствующим о присутствии еврейской общины в римской провинции Нижняя Мезия, надпись конца II века н. э., является латинская найденная в Ульпии Эску, с менорой и упоминанием архисинагога . Иосиф Флавий свидетельствует о присутствии в городе еврейского населения. Указ римского императора Феодосия I от 379 г. о преследовании евреев и разрушении синагог в Иллирии и Фракии также является свидетельством раннего еврейского поселения в Болгарии.

и 2-я империи Болгарские 1- я

После создания Первой Болгарской империи и ее признания в 681 году ряд евреев, страдавших от преследований в Византийской империи, возможно, поселились в Болгарии. В максимальной степени в 9 веке Болгария включала в себя такие места 9 века, связанные с евреями, как Воеводина , Кришана и Михай Витязу, Клуж . Евреи также поселились в Никополе в 967 году.

Некоторые прибыли из Рагузской республики и Италии купцам из этих земель торговать во Второй Болгарской империи разрешил , когда Иван Асен II . Позже царь Иван Александр женился на еврейке Саре (переименованной в Феодору) , принявшей христианство и имевшей значительное влияние при дворе. Она убедила своего супруга создать Видинское царство для ее сына Ивана Шишмана , который также был евреем по еврейскому закону , определяющему религию по матери . Несмотря на свое еврейское прошлое, она была яростно процерковной, что в те времена сопровождалось антисемитизмом. Например, в 1352 году церковный собор приказал изгнать евреев из Болгарии за «еретическую деятельность» (хотя этот указ не был строго выполнен). [7] Последовали физические нападения на евреев. [8] В одном случае трое евреев, приговоренных к смертной казни, были убиты толпой, несмотря на то, что приговоры были отменены царем. [9]

Средневековое еврейское население Болгарии было романиотами до XIV-XV веков, когда начали прибывать ашкенази из Венгрии (1376 г.) и других частей Европы.

Османское правление [ править ]

К моменту завершения османского завоевания Болгарской империи (1396 г.) значительные еврейские общины существовали в Видине , Никополе, Силистре , Плевене , Софии , Ямболе , Пловдиве (Филиппополе) и Старой Загоре .

В 1470 году прибыли изгнанные из Баварии ашкенази , и современные путешественники отмечали, что идиш в Софии часто можно услышать . Ашкеназский молитвенник был напечатан в Салониках раввином Софии в середине XVI века. Начиная с 1494 года, сефардские изгнанники из Испании мигрировали в Болгарию через Салоники, Македонию , Италию, Рагуз и Боснию . Они поселились в ранее существовавших еврейских населенных пунктах, которые также были крупными торговыми центрами Болгарии, находившейся под властью Османской империи. На тот момент в Софии проживали три отдельные еврейские общины: романиоты, ашкенази и сефарды. Это продолжалось до 1640 года, когда для всех трех групп был назначен один раввин. [ нужна ссылка ]

В 17 веке идеи Саббатая Цви сторонники его движения, такие как Натан Газинский стали популярны в Болгарии, и в Софии действовали и Самуил Примо. Евреи продолжали селиться в различных частях страны (в том числе в новых торговых центрах, таких как Пазарджик ), и смогли расширить свою экономическую деятельность благодаря предоставленным им привилегиям и изгнанию многих рагузских купцов, принимавших участие в Чипровицкое восстание 1688 года.

Современная Болгария [ править ]

Современное национальное государство Болгария было образовано в соответствии с условиями Берлинского договора , завершившего русско-турецкую войну 1877–78 . По условиям этого договора болгарским евреям новой страны были предоставлены равные права. В 1909 году огромная и величественная новая Софийская синагога была освящена в присутствии царя болгарского Фердинанда I , а также министров и других важных гостей, что стало важным событием для болгарского еврейства. [10] Евреи были призваны в болгарскую армию и участвовали в сербско-болгарской войне (1885 г.), в Балканских войнах (1912–1913 гг.) и в Первой мировой войне . Зарегистрировано, что 211 еврейских солдат болгарской армии погибли во время Первой мировой войны. [3] после Нейиский договор Первой мировой войны подчеркнул равенство евреев с другими болгарскими гражданами. [ нужна ссылка ] фашистских и антисемитских организаций, таких как «Родна Защита» и «Ратник» В 1920-х и 1930-х годах были созданы и возросли влияние .

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне , темпы роста населения еврейской общины отставали от темпов роста населения других этнических групп. В 1920 году евреев было 16 000, что составляло 0,9% болгар. К 1934 году, хотя размер еврейской общины вырос до 48 565 человек, более половины из которых проживало в Софии, это составляло лишь 0,8% от общей численности населения. Ладино был доминирующим языком в большинстве общин, но молодежь часто предпочитала говорить по-болгарски . Сионистское движение полностью доминировало среди местного населения еще со времен Ховевей-Циона . [ нужна ссылка ]

Вторая мировая война [ править ]

Королевство Болгария, 1941–1944 гг.
Карта Болгарии 1941-44 годов с указанием границ военного времени.
Царь Борис III и Адольф Гитлер в 1943 году.
Памятник в честь болгарского народа, спасавшего болгарских евреев во время Холокоста, Яффо.

Болгария, как потенциальный бенефициар пакта Молотова-Риббентропа в августе 1939 года, конкурировала с другими такими странами, чтобы завоевать расположение нацистской Германии жестами антисемитского законодательства. Болгария экономически зависела от Германии: 65% торговли Болгарии в 1939 году приходилось на Германию и была связана в военном отношении сделкой по оружию. [11] [12] Болгарские крайние националисты лоббировали возвращение к расширенным границам Сан-Стефанского договора 1878 года . [13] 7 сентября 1940 года Южная Добруджа , отданная Румынии по Бухарестскому договору 1913 года , была возвращена под контроль Болгарии по Крайовскому договору , заключенному под давлением Германии. [11] 21 ноября 1940 года последовал закон о гражданстве, который передал болгарское гражданство жителям аннексированной территории, в том числе около 500 евреям, а также цыганам , грекам , туркам и румынам этой территории . [14] [11] Эта политика не была воспроизведена на территориях, оккупированных Болгарией во время войны.

В 1939 году евреи-иностранные граждане были вынуждены покинуть Болгарию. [15] Этот акт положил начало антиеврейской пропаганде и законодательству .Начиная с июля 1940 года болгарские власти начали проводить дискриминационную политику в отношении евреев. [16] В декабре 1940 года 352 члена болгарской еврейской общины поднялись на борт парохода СС « Сальвадор » в Варне, направлявшегося в Палестину . Корабль затонул после того, как сел на мель в 100 метрах от побережья Силиври , к западу от Стамбула. 223 пассажира утонули или умерли от воздействия холодной воды. Половину из 123 выживших отправили обратно в Болгарию, а остальным разрешили сесть на борт « Дариена II» и продолжить путь в Палестину, где они были заключены в тюрьму в Атлите властями британского мандата. [17]

Несколько дней спустя царь Борис III издал Закон о защите нации , представленный болгарскому парламенту в октябре прошлого года и принятый парламентом 24 декабря 1940 года, который наложил многочисленные юридические ограничения на евреев в Болгарии. Законопроект был предложен парламенту Петром Габровским , министром внутренних дел и бывшим лидером «Ратников», в октябре 1940 года. Вступивший в силу 24 января 1941 года, он был написан по образцу Нюрнбергских законов . Закон запретил смешанные браки , доступ к ряду профессий и ввел дополнительный налог в размере 20% на любую еврейскую собственность. Евреи были обязаны «носить значки Давида, соблюдать комендантский час, покупать еду в определенных магазинах, избегать общественных мест и даже прекратить обсуждение политических и социальных вопросов». [15] Их преследовали наряду с тайными обществами, такими как масоны. [15]

Ратника Протеже , правительственный юрист и коллега по Ратнику был Александр Белев направлен для изучения Нюрнбергских законов 1933 года в Германию и принимал активное участие в их разработке. По образцу этого прецедента закон был направлен против евреев, а также масонства и других преднамеренных организаций, которые считаются «угрожающими» национальной безопасности Болгарии. [11] В частности, закон запрещал евреям голосовать, баллотироваться на государственные должности, работать на государственных должностях, служить в армии, вступать в брак или сожительство с этническими болгарами, использовать болгарские имена или владеть сельской землей. Власти начали конфисковывать все радиоприемники и телефоны, принадлежавшие евреям, а евреев заставили платить единовременный налог в размере 20 процентов от их собственного капитала . [18] [19] [20] [21] Законодательство также установило квоты, ограничивавшие количество евреев в болгарских университетах. [21] [22] Протест против закона вызвали не только еврейские лидеры, но и Болгарская православная церковь, некоторые профессиональные организации и двадцать один писатель. [21] [23] Позже в том же году, в марте 1941 года, Королевство Болгария согласилось с требованиями Германии и вступило в военный союз с державами оси .

Закон о защите нации предусматривал, что евреи проходят обязательную военную службу в трудовых батальонах, а не в регулярной армии. Батальоны принудительного труда были созданы в Болгарии в 1920 году как способ обойти Нейи-сюр-Сенский договор , который ограничивал размер болгарской армии и отменил призыв в регулярную армию. [11] Служба принудительного труда ( трудова повинность ), созданная правительством Александра Стамболийского, поставляла дешевую рабочую силу для государственных проектов и трудоустройства демобилизованных солдат Первой мировой войны . [11] За первое десятилетие его существования на службу было призвано более 150 000 болгарских подданных, «в первую очередь меньшинств (особенно мусульман) и других бедных слоев общества». [11] В 1930-х годах, накануне Второй мировой войны , трудовая повинность была милитаризирована: в 1934 году она была присоединена к военному министерству, а в 1936 году ей были присвоены воинские звания. [11]

После начала войны в 1940 году «трудовые солдаты» ( trumovi vojski ) были созданы как отдельный корпус, «используемый для обеспечения соблюдения антиеврейской политики во время Второй мировой войны» в рамках общего плана «депривации». [11] В августе 1941 года по требованию Адольфа-Хайнца Беккерле – полномочного представителя Германии в Софии – военное министерство передало контроль над всем принудительным трудом евреев в пользу Министерства строительства, дорог и общественных работ. [24] [11] Обязательная воинская повинность действовала с августа 1941 года: первоначально призывались мужчины в возрасте от 20 до 44 лет, возрастной ценз повысился до 45 лет в июле 1942 года и до 50 лет спустя. [25] [11] Болгары заменили евреев в командах еврейских трудовых отрядов, которые больше не имели права на униформу. [11] 29 января 1942 г. было объявлено о создании новых еврейских батальонов принудительного труда; к концу 1942 года их число увеличилось вдвое и достигло двадцати четырех. Еврейские отряды были отделены от других национальностей – три четверти батальонов принудительного труда были представителями меньшинств: турок, русских и жителей территорий, оккупированных Болгарией – остальные были взято из болгарских безработных. [26] [11]

Евреи, находившиеся на принудительных работах, столкнулись с дискриминационной политикой, которая со временем становилась все более строгой; с увеличением стажа работы и уменьшением размера льгот на питание, отдых и выходные дни. [11] 14 июля 1942 года было создано дисциплинарное подразделение для введения новых карательных мер: лишение матрасов и горячей еды, «хлебная диета» и запрет на посещение на несколько месяцев. [27] [11] По мере развития войны и начала облав на евреев в 1943 году евреи предпринимали все больше попыток сбежать, а наказания становились все более суровыми. [28] [11] [29]

В конце 1938 и начале 1939 года сотрудники болгарской полиции и Министерства внутренних дел уже все больше выступали против приема еврейских беженцев от преследований в Центральной Европе. [30] [31] [11] В ответ на запрос британских дипломатов в Софии министерство иностранных дел подтвердило политику, согласно которой с апреля 1939 года евреи из Германии, Румынии, Польши, Италии и того, что осталось от Чехословакии (а позже и Венгрии), должны будут получать согласие от министерство для получения въездных, транзитных или проездных виз. [31] [32] Тем не менее, по меньшей мере 430 виз (а, вероятно, около 1000) были выданы болгарскими дипломатами иностранным евреям, из которых в 1941 году в Болгарии находилось целых 4000. [33] [11] 1 апреля 1941 года Управление полиции разрешило выезд 302 еврейских беженцев, в основном несовершеннолетних, из Центральной Европы специально для того, чтобы Болгария «освободилась от иностранного элемента». [34] [35]

Захват болгарскими ирредентистами в 1941 году вожделенной территории Греции и Югославии и образование новых областей Скопье, Битола и Беломора увеличили еврейское население Болгарии примерно до 60 000 человек. [36] Им было запрещено иметь болгарское гражданство в соответствии с Законом о защите нации . [11]

С самого начала войны болгарские оккупационные власти в Греции и Югославии передавали гестапо еврейских беженцев, бежавших из Европы Оси . В октябре 1941 года болгарские власти потребовали регистрации 213 сербских евреев, обнаруженных гестапо в контролируемом Болгарией Скопье ; они были арестованы 24 ноября, 47 из них были отправлены в концентрационный лагерь Баница в Белграде, Сербия, и убиты 3 декабря 1941 года. [37] [11] [38]

После Ванзейской конференции весной 1942 года немецкие дипломаты потребовали, чтобы Королевство освободило под стражу в Германии всех евреев, проживающих на территории, находящейся под управлением Болгарии. Болгарская сторона согласилась и начала предпринимать шаги для запланированной депортации евреев. [16]

За Законом ) от 26 августа 1942 года, который ужесточил ограничения для евреев, расширил определение еврейства и последовал декрет-закон ( наредби увеличил бремя доказывания, необходимое для доказательства нееврейского статуса и исключений (привилегии ) . [39] После этого евреи были обязаны носить желтые звезды , за исключением только тех крещеных, которые практиковали христианскую евхаристию . Болгарские евреи, вступившие в брак с неевреями по христианскому обряду до 1 сентября 1940 года и крестившиеся до вступления в силу Закона о защите нации 23 января 1941 года , были отменены исключения, предусмотренные Законом для таких случаев . Исключения для сирот войны, вдов войны и ветеранов-инвалидов отныне применялись только «в случае конкуренции с другими евреями», и все такие привилегии могли быть отменены или лишены, если человек был осужден за преступление или считался «антиправительственным». или «коммунист». [11]

22 февраля 1943 года болгарские власти завершили договоренности с офисом Адольфа Эйхмана о первой волне запланированных депортаций, направленных в общей сложности на 20 000 евреев, из которых 8 000 в Болгарии и около 12 000 на оккупированных Болгарией территориях Фракии , Македония . [16] [40] 27 марта 1943 года президент США Рузвельт обсудил «вопрос о 60 или 70 тысячах евреев, находящихся в Болгарии и находящихся под угрозой уничтожения...» с министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом , который фактически отказался от таких усилий на том основании, что «Если мы сделаем это, то евреи всего мира захотят, чтобы мы сделали аналогичное предложение в Польше и Германии [...] там просто не хватает кораблей». [41] [42]

В первых числах марта 1943 года болгарские военные и полицейские осуществили депортацию всех 11 343 евреев с оккупированных Болгарией территорий Македонии, Фракии и Пирота, перевезли их поездом через Болгарию через созданные для этой цели там транзитные лагеря и посадил их на корабли, направлявшиеся в Вену в нацистской Германии . Двенадцать из них выживут. [43] Также в марте 1943 года болгарская военная полиция при помощи немецких солдат уничтожила депортированных евреев из Комотини и Кавалы , находившихся на борту пассажирского парохода «Карагеорге» , и потопила судно. [44] [45]

Когда депортация переместилась с оккупированных территорий на территории, существовавшие до 1941 года, новости о подготовке к депортации вызвали протест среди оппозиционных политиков, представителей духовенства и интеллектуалов в Болгарии. Хотя царь Борис III изначально был склонен продолжить запланированные депортации, 9 марта несколько членов правящей партии в парламенте - Петр Михалев, Димитр Икономов, вице-спикер Димитр Пешев и другие вынудили министра внутренних дел Габровского временно приостановить депортацию. остальных евреев. [46] письмо, подписанное еще 42 депутатами парламента 17 марта 1943 года Пешев направил премьер-министру Богдану Филову , в котором писал, что «для нас невозможно смириться с тем, что были разработаны планы депортации этих людей». , хотя злонамеренные слухи приписывают это намерение болгарскому правительству». [47] За участие в подготовке письма Пешев был вынужден уйти в отставку. Произошли новые протесты, в частности со стороны митрополита Стефана I , который оказал давление на царя, чтобы тот приостановил депортацию на неопределенный срок в мае 1943 года. Вскоре после этого болгарское правительство изгнало 20 000 евреев из Софии в провинцию. Были организованы специальные поезда, и евреям были назначены определенные отправления, разделив членов семей. Разрешалось иметь максимум 30 кг имущества на человека; [48] остальное они были вынуждены оставить или продать по «неправомерно низким» ценам, а часть была иным образом разворована или украдена. [11] Болгарские чиновники и соседи выиграли от этого процесса. [11]

Болгарское правительство назвало нехватку рабочей силы причиной отказа передать болгарских евреев под стражу в Германии. Изгнанные мужчины были мобилизованы на принудительные работы в Болгарии. Часть оставленного имущества была конфискована. [16] Вскоре после возвращения в Софию со встречи с Гитлером 14 августа Борис умер 28 августа 1943 года от явной сердечной недостаточности.

Димитару Пешеву , оппозиционным политикам, Болгарской церкви , выдающимся писателям и художникам, юристам и бывшим дипломатам приписывают спасение болгарских евреев. [49] [50] [16]

В 1998 году болгарские евреи в США и частная организация Еврейский национальный фонд установили памятник в Болгарском лесу в Израиле в честь царя Бориса. Однако в июле 2003 года общественный комитет во главе с председателем Верховного суда Моше Бейским решил снести мемориал, поскольку царь Борис дал согласие на депортацию евреев с оккупированных территорий Македонии, Фракии и Пирота к немцам. [51]

Второй мировой войны диаспора После и

Недавно отремонтированная Видинская синагога (2023 г.)

После войны большая часть еврейского населения уехала в Израиль , оставив сегодня в Болгарии лишь около тысячи евреев (1162 по переписи 2011 года). Согласно статистике правительства Израиля, 43 961 человек из Болгарии эмигрировали в Израиль в период с 1948 по 2006 год, что сделало болгарских евреев четвертой по величине группой выходцев из европейской страны после Советского Союза , Румынии и Польши . [52] Различные миграции за пределы Болгарии привели к появлению потомков болгарских евреев в основном в Израиле , а также в США , Канаде , Австралии и некоторых Западной Европы и Латинской Америки странах .

Представители еврейской общины Болгарии не присутствовали на официальной церемонии в марте 2023 года, посвященной 80-летию решения царя Бориса III спасти евреев страны от Холокоста. Александр Оскар, президент болгарской еврейской организации «Шалом», среди причин неявки назвал Болгарию союзником нацистской Германии и содействие Болгарии убийствам евреев в прилегающих регионах, которые она оккупировала во время Второй мировой войны. [53]

население Историческое еврейское

Данные болгарской переписи населения, за исключением 2010 г.: [54]

Историческое население
Год Поп. ±%
1880 18,519 —    
1887 23,571 +27.3%
1892 27,531 +16.8%
1900 33,661 +22.3%
1905 37,663 +11.9%
1910 40,133 +6.6%
1920 43,209 +7.7%
1926 46,558 +7.8%
1934 48,565 +4.3%
1946 44,209 −9.0%
1956 6,027 −86.4%
1965 5,108 −15.2%
1992 3,461 −32.2%
2010 2,000 −42.2%
Год % евреев
1900 0.90%
1905 0.93%
1910 0.93%
1920 0.89%
1926 0.84%
1934 0.80%
1946 0.63%
1956 0.08%
1965 0.06%
1992 0.04%
2010 0.03%

болгарские Известные евреи

Депутаты Кнессета [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Данные переписи 2001 года» . nsi.bg (на болгарском языке). Национальный статистический институт Болгарии. 1 марта 2001 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 25 октября 2016 г. «Этнические меньшинства в Болгарии» . nccedi.government.bg (на болгарском языке). Национальный совет по сотрудничеству по этническим и интеграционным вопросам. 2006. Архивировано из оригинала (pdf) 16 апреля 2009 года . Проверено 25 октября 2016 г.
  2. ^ «История» . shalompr.org (на болгарском языке). Организация евреев Болгарии «Шалом» (Организация евреев Болгарии «Шалом»). 2015 . Проверено 4 октября 2015 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стефанов, Павел (2002). «Болгары и евреи на протяжении всей истории» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 22 (6). Ньюберг, Орегон: Университет Джорджа Фокса : 1–11. ISSN   1069-4781 . Проверено 4 октября 2015 г.
  4. ^ Кесякова, Э. (1989). «Античная синагога в Филиппополе». Археология . 1 : 20–33.
  5. ^ Кочев, Н. (1978). «Кум вупроса за надписа от Oescus за т. нар. архисинагогус». Веково . 2 : 71–74.
  6. ^ Краабель, AT (1982). «Раскопанные синагоги поздней античности от Малой Азии до Италии». 16-й Интернациональный Византинистенконгресс (на немецком языке). 2 (2). Вена: 227–236.
  7. ^ Чари, Фредерик Б. (15 ноября 1972 г.). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940–1944 гг . Издательство Питтсбургского университета. п. 28. ISBN  9780822976011 .
  8. ^ Рэдван, Лауренциу (01 января 2010 г.). На границах Европы: средневековые города в румынских княжествах . Брилл. п. 109. ИСБН  978-9004180109 .
  9. ^ Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . www.worldjewishcongress.org . Проверено 4 января 2017 г.
  10. ^ «Еврейская община Софии» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 19 июня 2018 г. Проверено 19 июня 2018 г.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Рагару, Надеж (19 марта 2017 г.). «Контрастные судьбы: тяжелое положение болгарских евреев и евреев на оккупированных Болгарией греческих и югославских территориях во время Второй мировой войны» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
  12. ^ Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN  978-0-8229-7601-1 . OCLC   878136358 .
  13. ^ Сетон-Уотсон, Хью (1945). Восточная Европа между войнами, 1918-1941 гг . Архив Кубка. ISBN  978-1-001-28478-1 .
  14. ↑ Закон за уреждане на поданство в Добрудже, ДВ, № 263, 21.11.1940.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Стефанов, Павел (1 мая 2006 г.). «Болгарская православная церковь и Холокост: устранение распространенных заблуждений» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 26 (2): 11. ISSN   1069-4781 . OCLC   8092177104 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2016 года.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Болгария» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 9 ноября 2016 г.
  17. ^ «Болгарские евреи, спасающиеся от нацистов, тонут в Мраморном море» . haaretz.com . Гаарец.
  18. ^ Марушякова, Елена; Веселин Попов (2006). «Болгарские цыгане: Вторая мировая война». Цыгане во время Второй мировой войны . Университет Хартфордшир Пресс . ISBN  0-900458-85-2 .
  19. ^ Фишель, Джек (1998). Холокост . Издательская группа Гринвуд. п. 69. ИСБН  0-313-29879-3 .
  20. ^ Вайман, Дэвид С .; Чарльз Х. Розенцвейг (1996). Мир реагирует на Холокост . JHU Пресс . п. 265. ИСБН  0-8018-4969-1 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бенбасса, Эстер; Арон Родриг (2000). Сефардское еврейство: история иудео-испанской общины XIV-XX веков . Издательство Калифорнийского университета. п. 174. ИСБН  0-520-21822-1 .
  22. ^ Левин, Итамар; Наташа Дорнберг; Джудит Ялон-Фортус (2001). Враги Его Величества: война Великобритании против жертв и выживших в Холокосте . Издательская группа Гринвуд. ISBN  0-275-96816-2 .
  23. ^ Леви, Ричард С. (2005). Антисемитизм: Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . АВС-КЛИО . п. 90 . ISBN  1-85109-439-3 .
  24. Постановление № 113 , Совет Министров, протокол 132, 12.08.1941.
  25. ^ Хоппе, Йенс (2007). «Евреи как враги Болгарии? О политике в отношении болгарских евреев в межвоенный период». В Дальманне, Диттмар; Хилбреннер, Анке (ред.). Между большими ожиданиями и грубым пробуждением: евреи, политика и антисемитизм в Восточной и Юго-Восточной Европе 1918-1945 гг . Падерборн: Шёнинг. стр. 217–252. ISBN  978-3-506-75746-3 .
  26. ^ Даржавен Военно-исторический архив [Государственный военно-исторический архив] ДВИА, Ф 2000, о 1, а.е. 57, л.57–74.
  27. ^ Постановление № 125 , Совет Министров, протокол 94, 14 июля 1942 г.
  28. ^ Протоколы 7-й палаты Народного суда, март 1945 г. - CDA, F 1449, o 1, ae 181.
  29. ^ Троева, Евгения (2012). «Принудительный труд во время Второй мировой войны памяти болгарских евреев». В Лулеве, Ана; Троева, Евгения; Петров, Петар (ред.). Принудительный труд в Болгарии (1941-1962): мемориалы свидетелям [Принудительный труд в Балгарии (1941-1962). Вспомните свидетелей] [Принудительный труд в Болгарии (1941-1962). Воспоминания очевидцев] . София: Академическое издательство «Проф. Марин Дринов» [Академическое издательство «Марин Дринов»]. стр. 39–54. ISBN  9789543224876 .
  30. ^ CDA, F 370K, o 6, ae 928, l 75 с/в.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б CDA F 176K, о 11, а.е. 1775, л.10
  32. ^ CDA F 176K, o 11, ae 1775, л.9
  33. ^ Чари, Фредерик Б. (1972). Болгарские евреи и окончательное решение, 1940-1944 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN  978-0-8229-7601-1 . OCLC   878136358 .
  34. ^ CDA, F 176 К, о 11, а.е. 2165, л. 10-25.
  35. ^ CDA, F 176K, o 11, ae 1779, л. 10.
  36. ^ Мегарджи, Джеффри П.; Уайт, Джозеф Р. (2018). Энциклопедия лагерей и гетто Мемориального музея Холокоста США, 1933–1945, том. III: Лагеря и гетто европейских режимов, связанных с нацистской Германией . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-02386-5 .
  37. ^ Centralen Dăržaven Arhiv [Центральный государственный архив], CDA, F 2123 K, o 1, ae 22 286, l. 56-57.
  38. ^ Мицович, Эвица; Радойчич, Милена, ред. (2009). Лагерь Баница: Узники: Книги узников концлагеря Белград-Баница (1941-1944), Том. И . Белград: Исторический архив Белграда. стр. 163–166. ISBN  9788680481241 .
  39. Постановление № 70 , Совет Министров, протокол 111, 26 августа 1942 г. (ДВ, № 192, 29 августа 1942 г.).
  40. ^ Соглашение о депортации евреев, подписанное Белевым и Даннекером - Яд Вашем, получено 22 февраля 2023 г.
  41. ^ История Израиля: от подъема сионизма до нашего времени Говард М. Сачар , Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, 2007, стр. 238.
  42. Государственный департамент США , Меморандум о беседе, составленный г-ном Гарри Л. Хопкинсом, специальным помощником президента Рузвельта.
  43. ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 9
  44. ^ Лицом к нашему прошлому. Архивировано 5 января 2016 г. в Wayback Machine Helsinki Group, Болгария.
  45. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории в Болгарии» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 26 ноября 2006 г. «Энциклопедия иудаики: Куомотини, Греция» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 1 октября 2015 г.
  46. ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 35
  47. ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра, с. 79
  48. ^ Постановление № 70 , Совет Министров, протокол 74, 21 мая 1943 г.
  49. ^ Бар-Зохар, Майкл (4 июля 2001 г.). За пределами хватки Гитлера: героическое спасение евреев Болгарии . Адамс Медиа Корпорация. ISBN  9781580625418 . Проверено 19 февраля 2014 г.
  50. ^ Тодоров, Цветан (2001). Хрупкость добра: почему евреи Болгарии пережили Холокост . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-11564-1 .
  51. ^ Альфасса, Шеломо (17 августа 2011 г.). Позорное поведение: Болгария и Холокост . п. 108. ИСБН  978-1-257-95257-1 . ISSN   2156-0390 . Архивировано из оригинала 12 марта 2012 года. {{cite book}}: |journal= игнорируется ( справка ) CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  52. ^ «Иммигранты по периоду иммиграции, стране рождения и последней стране проживания» (на иврите и английском языке). Центральное статистическое бюро (Израиль). Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 22 августа 2008 г.
  53. ^ Дэвид И. Кляйн (15 марта 2023 г.). «Болгарские евреи пропустили официальную церемонию, посвященную 80-летию со дня их спасения от нацистов. Почему?» . Еврейское телеграфное агентство .
  54. ^ Берманский институт. «Еврейское население мира, 2010» . Университет Коннектикута . Проверено 30 октября 2013 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12f88b3a1826d492e3403bd4ef7638f2__1715701500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/f2/12f88b3a1826d492e3403bd4ef7638f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)