Jump to content

Саракацани

Саракацани
Саракацаны
Дети Саракацани в Котеле , Болгария.
Общая численность населения
Неизвестный
Регионы со значительной численностью населения
Греция 80 000 (оценка 1950-х годов) [1]
Болгария 2071 (2021 г.) - 15 000 (оценка 1992 г.) [2] [3]
Языки
Греческий
Религия
Греческое православие
Флаг Саракацани

Саракацани . ( греч . Σαρακατσάνοι , также пишется Каракачани , болгарский : каракачани ) — подгруппа этнического греческого населения [4] [5] которые традиционно были пастухами -перегонщиками , уроженцами Греции , с меньшим присутствием в соседней Болгарии , южной Албании и Северной Македонии . Исторически сложившись в горах Пинд и других горных хребтах континентальной Греции, большинство саракацани отказались от отгонного образа жизни и урбанизировались.

Наиболее широко распространенная теория происхождения названия «Саракацани» состоит в том, что оно происходит от турецкого слова karakaçan (от kara = «черный» и kaçan = «беглец»), используемого османами по отношению к тем людям, которые одевались в черном и бежал в горы во время османского владычества . [6] По другой теории, название происходит от села Сакареци, предполагаемой родины Саракацани. [7]

История и происхождение

[ редактировать ]

Несмотря на молчание классических и средневековых писателей, ученые утверждают, что саракацани — это греческий народ, возможно, произошедший от доклассических коренных скотоводов, ссылаясь на лингвистические данные и определенные аспекты их традиционной культуры и социально-экономической организации. Популярная теория, основанная на лингвистике и материальной культуре, предполагает, что саракацани произошли от дорийцев , которые веками были изолированы в горах. [8] [9] [10] [11] [12]

Их происхождение было предметом широкого и постоянного интереса, в результате чего антропологи провели несколько полевых исследований среди саракацани. [13]

Многие описания саракацани в XIX веке не отличают их от других великих пастушеских народов Балкан, арумын («валахов»), романоязычного населения. Во многих случаях Саракацани идентифицировались как Влахи . [14] Аравантинос обсуждает, как другая группа, арванитовлахи (также известные как фаршаротские арумыны), ошибочно называлась саракацани , хотя последние явно имели греческое происхождение. [15] увеличивая различия между двумя группами и заявляя, что Арванитовлахи на самом деле были еще одной группой, Гарагунидами или Коракунидами . [16] Саракацани также называли румелиотами или мораитами , в зависимости от места их проживания. Оттон , первый король современной Греции, был хорошо известен как большой поклонник Саракацани и, как говорят, в начале своего правления у него родился внебрачный ребенок от женщины из клана Саракацани по имени Тангас. [17]

Начиная с 20 века множество ученых изучали языковую, культурную и расовую принадлежность саракацани. Среди них, пожалуй, самым влиятельным является датский ученый Карстен Хёг , который дважды путешествовал в Грецию в период с 1920 по 1925 год и изучал диалект и повествования саракацани. Он не нашел следов иностранных элементов в диалекте Саракацани и следов оседлости в их материальной культуре. Кроме того, он искал примеры кочевничества в классической Греции , подобные Саракацани. Он посетил саракацани Эпира и упомянул другие группы, не имеющие фиксированных деревень, а также в некоторых других частях Греции.

Кажется, нет никаких письменных упоминаний о Саракацани до 18 века, но это не обязательно означает, что их не существовало раньше. Вполне вероятно, что термин «Саракацани» — это относительно новое родовое название, данное древнему населению, которое веками жило в изоляции от других жителей территории современной Греции.

Георгакас (1949) и Кавадиас (1965) полагают, что саракацани являются либо потомками древних кочевников, населявших горные районы Греции в доклассические времена, либо они происходят от оседлых греческих крестьян, вынужденных покинуть свои первоначальные поселения около 14 в. века, которые стали кочевыми пастухами. Анжелики Хацимихали, греческий фольклорист, всю жизнь проведшую среди саракацани, подчеркивает прототипические элементы греческой культуры , которые она нашла в пасторальном образе жизни, социальной организации и формах искусства саракацани. Она также указывает на сходство их декоративного искусства с геометрическим искусством доклассической Греции. [18] Еврипид Макрис (1997) описывает саракацани как «самое древнее греческое племя кочевых пастухов, происхождение которого можно проследить с незапамятных времен». [19]

Английский историк и антрополог Джон К. Кэмпбелл приходит к выводу, что саракацани, должно быть, всегда жили — более или менее — в тех же условиях и территориях, которые были обнаружены во времена его исследований в середине 1950-х годов. Он также подчеркивает различия между ними и арумынами, считая саракацани особой социальной группой внутри греческой нации. [20] В результате своих полевых исследований саракацани Эпира британский историк Николас Хаммонд считает их потомками греческих скотоводов, живших в районе Грамоса и Пинда с раннего византийского периода , которые были лишены своих пастбищ арумынами в самое позднее — XII век. [21]

Саракацани и аромуны

[ редактировать ]

Румынские и арумынские ученые пытались доказать общее происхождение саракацани и арумын. [22] [23] Последние, также известные как влахи, составляют другую крупную этническую группу, занимающуюся отгонным животноводством в Греции, и говорят на арумынском языке , восточно-романском языке , в то время как саракацани говорят на северном диалекте греческого языка .

Саракацани частично имеют общее географическое распространение с арумынами в Греции, хотя саракацани простираются дальше на юг. Несмотря на различия между двумя популяциями, их часто путают друг с другом из-за общего отгонного образа жизни. Более того, термин «влах» использовался в Греции с византийских времен для обозначения всех скотоводов, занимающихся отгонным животноводством. [20] Кроме того, следует с осторожностью относиться к предположению, что кочевое общество, такое как Саракацани, откажется от своего языка, затем переведет всю свою словесную традицию на греческий язык и создаст в течение нескольких поколений отдельный греческий диалект.

Джон Кэмпбелл после своих полевых исследований среди саракацани в 1950-х годах утверждает, что саракацани находятся в ином положении, чем арумыны. Арумыны обычно двуязычны: греческий и арумынский, в то время как общины Саракацани всегда говорили только по-гречески и не знали другого языка. Он также утверждает, что растущее давление на ограниченные площади, доступные для зимнего выпаса на прибрежных равнинах, привело к спорам между двумя группами по поводу использования пастбищ. Кроме того, во время его исследования многие арумыны часто жили в крупных деревнях, где пастушество не входило в число их занятий, и демонстрировали другие формы искусства, ценности и институты, чем у Саракацани. [20] Саракацани отличаются от арумын еще и тем, что оставляют своих дочерей в приданое, отводят женщинам более низкое положение и придерживаются еще более строгого патриархального строя. [21]

Культура

[ редактировать ]

Сегодня почти все саракацани отказались от своего кочевого образа жизни и ассимилировались с основной жизнью современной Греции, но предпринимаются усилия по сохранению своего культурного наследия. Традиционные поселения Саракацани, одежда и костюмы делают их отдельной социальной и культурной группой в рамках коллективного греческого наследия, и среди греков они не считаются этническим меньшинством. [20] Их самобытное народное искусство состоит из песен, танцев и поэзии, а также декоративных скульптур из дерева и вышивки на традиционных костюмах, которые напоминают геометрическое искусство доклассической Греции. [18] В медицине используют ряд народных средств, в том числе травы, мед и кровь ягненка.

Саракацани говорят на северно- греческом диалекте Саракацаника (Σαρακατσάνικα), который содержит множество архаичных греческих элементов, не сохранившихся в других вариантах современного греческого языка . [24] Карстен Хёг утверждает, что в диалекте Саракацани нет значительных следов иностранных заимствований и что иностранные элементы не обнаружены в фонологических или грамматических структурах. В Саракацанике есть несколько слов, связанных с скотоводством арумынского происхождения, но арумынское влияние на диалект Саракацани является результатом недавних контактов и экономической зависимости между двумя группами. [25] В Болгарии саракацани в своих семьях и общинах в одинаковой степени используют как болгарский, так и греческий языки. У них сложная или разная идентичность, как у Саракацани, но также у греков и болгар. [26] [27] В Болгарии они обычно отмечают свою этническую принадлежность как болгарскую и в большинстве ситуаций говорят по-болгарски. [28]

Родство и честь родства

[ редактировать ]
Мужчины Саракацани в Западной Македонии , Греция (1935 г.).

Система родства среди саракацани придерживается строгой системы отцовского происхождения. При исчислении происхождения родословная прослеживается только по отцовской линии; при определении семейных отношений потомки бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии создают поле, из которого берутся его признанные родственники. Родство не засчитывается за пределы степени троюродного брата. В рамках родства семья представляет собой значимую единицу и представляет собой корпоративную группу. Супружеская пара является ядром большой семьи, в которую также входят их не состоящие в браке потомки и часто их молодые женатые сыновья и их жены. Род Саракацани представляет собой сеть общих обязательств и сотрудничества в ситуациях, затрагивающих честь ее членов.

Их браки устроены, и не может быть брака между двумя членами одного и того же рода. Невеста должна принести в брак приданое в виде домашней обстановки, одежды и, в последнее время, овец или их денежного эквивалента. Вклад мужа — это его доля в стадах, принадлежащих его отцу, которые остаются в совместном владении его отца в течение нескольких лет после его женитьбы. Молодожены первоначально проживают рядом с родной семьей мужа, а о разводе и повторном браке после вдовства неизвестно.

Понятие чести имеет большое значение для саракацани, и поведение любого члена семьи отражается на всех ее членах. Таким образом, избежание негативного общественного мнения дает сильный стимул жить в соответствии с ценностями и стандартами приличия, которых придерживается сообщество в целом. Мужчины обязаны защищать честь семьи и внимательно следить за поведением остальных членов семьи.

Саракацани — греческие православные христиане, связанные с Греческой церковью .

Саракацани чтят праздники Святого Георгия и Святого Димитрия , которые приходятся на период незадолго до их сезонных миграций в конце весны и начале зимы соответственно. Специально в праздник Святого Георгия семья ест ягненка в честь святого, ритуал, который также отмечает Рождество и Воскресение Христа , а Пасхальная неделя является самым важным ритуальным периодом в религиозной жизни Саракацани. Другими церемониальными событиями, выходящими за рамки формального христианского календаря, являются свадьбы и похороны; последние представляют собой ритуальные мероприятия, в которых участвуют не только ближайшие родственники умершего, но и члены наиболее крупных родственников, при этом погребальная практика соответствует церковной. Траур сильнее всего ощущается среди женщин и особенно среди вдов.

Скотоводство

[ редактировать ]

Саракацани традиционно проводили летние месяцы в горах, а зимой возвращались на нижние равнины. Миграция начнется накануне дня Святого Георгия в апреле, а обратная миграция начнется в день Святого Димитрия , 26 октября. Однако, согласно теории, Саракацани не всегда были кочевниками , а лишь обратились к суровой кочевой горной жизни, чтобы избежать османского владычества . [29] [30] Саракацани были обнаружены в нескольких горных районах континентальной Греции , при этом некоторые группы северной Греции летом переселялись в соседние страны, поскольку пограничные переходы между Грецией, Албанией , Болгарией и бывшей Югославией до середины 20 века были относительно беспрепятственными. После 1947 года, с началом Холодной войны , границы между этими странами были закрыты; а некоторые группы Саракацани оказались в ловушке в других странах и не смогли вернуться в Грецию.

Традиционные поселения Саракацани располагались на пастбищах или рядом с ними как летом, так и зимой. Наиболее характерным типом жилища была купольная изба, срубленная из ветвей и крытая соломой. Второй тип представлял собой прямоугольную конструкцию с деревянными балками и соломенной крышей. В обоих типах центральным элементом жилища был каменный очаг. Полы и стены были вымазаны грязью и навозом мулов. С конца 1930-х годов национальные требования к регистрации граждан вынудили большинство саракацани принять в качестве законного места жительства деревни, связанные с летними пастбищами, и с тех пор многие из них построили постоянные дома в таких деревнях.

Реконструированная деревня Саракацани в Скамнели деревне в Эпире , Греция.

Их традиционные поселения состоят из группы сотрудничающих домов, обычно связанных родственными узами или браком. Они строят дома группами на равнине рядом с пастбищем, рядом с несущими конструкциями. Этот комплекс называется стани (στάνη), этот термин также используется для обозначения кооперативной группы, разделяющей арендованную землю. Глава каждой участвующей семьи в конце каждого сезона выплачивает долю целингасу, лидеру стани, на имя которого первоначально была заключена аренда. Наследование собственности и богатства человека обычно переходит к мужчинам в семье; сыновья наследуют часть стада и имущества, принадлежащих их отцам и матерям, хотя домашнее имущество может перейти к дочерям.

Их жизнь круглый год сосредоточена на потребностях стада; мужчины и мальчики обычно несут ответственность за охрану стад и общий уход за ними, например, стрижку и доение, тогда как женщины занимаются строительством жилищ, загонов для овец и загонов для коз; уход за детьми и другие домашние дела, включая подготовку, прядение и окраску состриженной шерсти; и уход за курами, яйца которых являются их единственным источником личного дохода. Женщины также разводят огороды, а некоторые дикие травы используются в качестве дополнения к семейному рациону. Когда мальчики становятся достаточно взрослыми, чтобы помогать со стадами, они сопровождают своих отцов и обучаются навыкам, которые им когда-нибудь понадобятся. Точно так же девочки учатся, наблюдая за своими матерями и помогая им.

Демография

[ редактировать ]

До середины 20-го века Саракацани были разбросаны по многим частям Греции , при этом жители северных греческих регионов часто переезжали на летние месяцы в соседние страны, такие как Албания , южная Югославия , Болгария и Восточная Фракия в Турции. В 1940-х годах границы между этими странами были закрыты, и небольшому количеству саракацани пришлось поселиться за пределами Греции. Остаточные сообщества все еще существуют на юге Албании (северный Эпир), Северной Македонии и Болгарии. [31]

На протяжении многих лет было трудно установить точную численность саракацани, поскольку они были рассредоточены и мигрировали летом и зимой и не считались отдельной группой, поэтому данные переписи не включали о них отдельную информацию. Кроме того, их часто путали с другими группами населения, особенно с арумынами. Однако в середине 1950-х годов их численность в Греции оценивалась в 80 000 человек. [32] но это был период, когда процесс урбанизации уже начался для большого числа греков, и количество саракацани, которые когда-то в прошлом уже перестали заниматься отгонным скотоводством, было неизвестно.

Популяции саракацани можно главным образом встретить в нескольких регионах континентальной Греции: в горном хребте Пинд и его южных продолжениях Гионы , Парнаса и Панаитолико в Центральной Греции ; в центральной Эвбее , в горах северного Пелопоннеса , в Родопских горах в Греции, в греческой Фракии , в горах близ Олимпа и Оссы и в некоторых частях греческой Македонии . Подавляющее большинство саракацани отказались от кочевнического образа жизни и постоянно живут в своих деревнях, а многие представители молодого поколения перебрались в основные греческие города.

Местонахождение федерации Саракацани Болгарии в Сливене .

В Болгарии по переписи 2011 года 2556 человек были идентифицированы как Саракацани, ( болгарский : каракачани , каракачани), [33] это число значительно сократилось по сравнению с 4 107 саракацани, выявленными в переписи 2001 года. [34] Однако в 1992 году их численность оценивалась в 15 000 человек. [3] Большинство из них проживает в районах Балканского хребта , горы Рила и северо-восточной Болгарии. [3] В 1991 году они учредили Федерацию культурно-просветительских объединений каракачан в Сливене . [3]

Саракацани в Болгарии называют себя болгарскими каракачанами, так как они живут в Болгарии, где в некоторых случаях родились и их предки. [3] Вопреки их греческому диалекту и самоидентификации, болгарское правительство рассматривает саракацани как этническую группу, отдельную от других греков в Болгарии . Болгары считают, что они, вероятно, имеют арумынское или славянское происхождение. [34] Альтернативная болгарская теория утверждает, что Саракацани являются потомками эллинизированных фракийцев , которые из-за своей изоляции в горах не были славянизированы . [35]

Безродность и ритуализация

[ редактировать ]

В своей книге «Остров отдельно » писательница-путешественница Сара Уиллер прослеживает наследие саракацани на Эвбее . Их также можно найти на острове Порос . Она пишет:

Я был очарован этим неуловимым, отчужденным племенем трансгуманистов с очаровательно загадочным происхождением. Они разошлись по Балканам и наиболее тесно связаны с горами Пинд и Родопи на севере материка: в пятидесятые годы их насчитывалось около 80 000. Половину года они проводили на своих горных пастбищах, а другую половину – в низинах. Их отсутствие корней уравновешивалось тщательно продуманной ритуализацией почти каждого аспекта их жизни, от костюма до морального кодекса. Эвия была единственным островом, которым пользовались Саракацани, за исключением Пороса, который был самым южным островом, на который они когда-либо попадали (и, возможно, Эгины тоже). На Эвии до нынешнего столетия они встречались только на участке острова от оси Халкида - Кюми к северу примерно до Айанны, а группа деревень вокруг Скилоянни составляла наиболее густонаселенный регион Саракацани на острове. На горе Кандили проживало 50 семей Саракацани, которые работали сборщиками смолы, облачившись в сложные костюмы. На фотографиях, сделанных всего несколько десятилетий назад, женщины Саракацани в традиционных костюмах сидят возле своих плетеных хижин в форме вигвама. Многие из них имели совершенно негреческую внешность и были белокурыми; возможно, это объясняет те белокурые головы, которые вы сейчас видите. Саркацанои были известны коренному населению под разными именами, обычно в зависимости от того, откуда они, по их мнению, пришли, а на Эвии их обычно называли Руми, Роми или Румелиоты в честь Румели Район . Люди часто ошибочно называли их влахами . Сейчас они расселены, в основном, как фермеры, со своими постоянными пастбищами. Их история – это история тотальной ассимиляции.

Известный Саракацани

[ редактировать ]
Военные деятели
Политики
  1. ^ «6. Кто играет/делает кавал?» . УМБК . Проверено 9 октября 2008 г.
  2. ^ Диляна Димитрова, Дети Болгарии: 78,7% болгары, 9,1% - цыгане, 9% - турки. Русские являются пятой этнической группой в нашей стране и за 10 лет их число увеличилось на 40%. 24 ноября. 2022. в-к Сейчас.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и «Каракачане в Болгарии» (PDF) . Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2008 года . Проверено 3 марта 2008 г.
  4. ^ Кэмпбелл 1964 , стр. 3–6: «... Саракацани, в том виде, в каком они существуют сегодня, не предоставляют никаких свидетельств прошлой истории, которая когда-либо была чем-то иным, кроме греческого».
  5. ^ Левинсон 1998 , с. 41: «...[Саракацани] этнически греки, говорят по-гречески и являются православными греками».
  6. ^ Бабиниотис, Георгиос (1998). Словарь нового греческого языка [ Словарь новогреческого языка ] (на греческом языке). Афины. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Аравантинос 1856 : «Саракацианы или Сакарецани, происходящие из Сакареци...»
  8. ^ Кусумано, Камилла (2007). Греция, история любви . Печать Пресс. п. 72. ИСБН  978-0-786-75058-0 . Легенда гласит, что Саракацани, веками изолированные в горах, произошли от первых дорийских греков.
  9. ^ Дубин, Марк; Кидонифс, Фрэнк (2005). Греция . Издательство Нью Холланд. п. 192. ИСБН  978-1-860-11122-8 . ...в то время как диалект пастухов Саракацани считается древнейшим и прямым потомком языка дорийских поселенцев.
  10. ^ Какури, Катерина (1965). Смерть и воскресение . ГК Элефтероудакис. п. 16. Некоторые исследователи связывают их с архаичным кочевым происхождением очень древних дорийцев.
  11. ^ Элиот, Александр (1991). Пингвин-путеводитель по Греции . Книги о пингвинах. п. 318. ИСБН  9780140199345 . Фермор считает, что эти кочевники являются прямыми, беспримесными потомками дорийцев, чьи геометрические узоры на керамике сегодня отражаются в переплетении тканей Саракацани.
  12. ^ Янг, Кеннет (1969). Греческая страсть . Вмятина. п. 12. ISBN  9780460037426 . Ли Фермор (1966) даже предполагает, что одежда Саракацани, сотканная в виде «черно-белых прямоугольников, лестниц с клыками, пилообразных кромок и треугольников», напоминает рисунки на геометрической керамике позднего дорийского периода.
  13. ^ Каллимопулу, Элени (2021). «Музыкальная этнография и преобразующее обучение в греческом университете». Преподавание антропологии . 10 (2): 150–162. Происхождение и отгонный образ жизни саракацани стали постоянной темой, вызывающей интерес среди фольклористов, историков, лингвистов и антропологов. На протяжении ХХ века генеалогия научных трудов породила стереотипные и романтизированные образы этих народов как исконных греков, так и коренных «благородных дикарей» (Herzfeld 1999: 33).
  14. Теодор Капидан, Саракачиани, Дакоромания, 4, 923–959.
  15. ^ Аравантинос 1905 : «Таких олигистов-пастухов Арванито-Блахов Фереос, которых мы находим в Фессалии и Македонии, Саракацани называют насильниками, потому что Саракацани нападают на греков, а вы - греки».
  16. ^ Аравантинос 1856 : «Саракацани, пестаниани и влахи - это выходцы из Сиракуз, ойтинцы и, в меньшей степени, другие варварские племена. И различные из этих трех - это арванито влахи, называемые Гарагунидами или Коракунидами».
  17. ^ Пулианос 1993
  18. ^ Перейти обратно: а б Клогг 2002 , с. 167
  19. ^ Макрис, Еврипид П (1997). Жизнь и традиции саракацанцев: с историческими данными и специальными ссылками на Эпир (на греческом языке). Университет Аристотеля в Салониках . п. 1. Саракацаны или Саракацанаиос: Древнейшее греческое племя кочевых скотоводов, корни которого уходят в глубь веков.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Клогг 2002 , с. 166
  21. ^ Перейти обратно: а б Атанассакис, Апостолос Н.; Хаммонд, ШФЛУ (1978). «Американский филологический журнал». Американский журнал филологии . 99 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 263–266. дои : 10.2307/293653 . JSTOR   293653 .
  22. ^ Капидан, Теодор: Бедные. Греческое румынское племя в «Дакоромании», 1924-6, т. 4, стр. 923-59 (на румынском языке)
  23. ^ Буждувеану, Тэнасе - Sărăcăcianii, Издательство Cartea Aromână, 2005 г. (на румынском языке)
  24. ^ Кацарос 1995
  25. ^ Каль, Теде (2008). Арумынские элементы в саракацанском греческом языке . 16-я Балканская и южнославянская конференция. 1–4 мая 2008 г. Банф , Канада . Австрийская академия наук .
  26. ^ Иван Еленков, Новая реклама: Болгарские дебаты 1998 г., Фонд «Открытое общество», 1999 г., ISBN   9549828034 , 123.
  27. ^ Различные представители и поколения частично ассимилированной, хотя и все еще относительно изолированной и кровнородственной, каракачанской общины в Болгарии сегодня колеблются перед выбором между греческой, каракачанской или болгарской идентичностью. Подробнее см.: Алексей Калионский, Где покоятся души, Национальный этнографический институт и музей Болгарской академии наук, 2001, ISBN   9549069621 , с. 29.
  28. ^ Габриэла Фаткова Пльзень, Болгарские каракачане: построение повествования о кризисе, с. 343. в «Культурах кризиса в Юго-Восточной Европе: Часть 2: LIT Verlag», Мюнстер, 2017 г., ISBN   3643907915 , стр. 343–361.
  29. ^ Цаусис 2006 г.
  30. ^ «Журнал София Таймс» Саракацани, крестоносные орлы Пиндоса. [Саракацани, орлы-сапоги Пинда] (на греческом языке). Журнал София Таймс. 18 января 2007 года . Проверено 21 августа 2013 г.
  31. ^ Клогг 2002 , с. 176
  32. ^ Клогг 2002 , с. 165
  33. ^ «Население по месту жительства, возрасту и этнической принадлежности» [Место проживания, возраст и этническая группа] (на болгарском языке). Национальный статистический институт Болгарии . Проверено 28 июля 2013 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Этнически мальцинствени обштности» [Общины этнических меньшинств] (на болгарском языке). Национальный совет по сотрудничеству по этническим и интеграционным вопросам. 2006. Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 18 февраля 2007 г.
  35. ^ Пимпирева 1995 , с. 20

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e225b516deb83e7f15deed6771492596__1718944620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/96/e225b516deb83e7f15deed6771492596.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarakatsani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)