Клефт
Клефты ( / k l ɛ f t s / ; греческое κλέφτης , kléftis , мн. κλέφτες , kléftes , что означает «воры» и, возможно, первоначально означало просто «разбойник» [ 2 ] ) были разбойниками, ставшими самопровозглашенными арматолами , антиосманскими повстанцами и воинственными горцами, которые жили в сельской местности, когда Греция была частью Османской империи . [ 2 ] [ 3 ] Они были потомками греков , которые в 15 веке отступили в горы, чтобы избежать османского владычества. [ 4 ] В банды Клефта входило также много этнических албанцев . [ 5 ] Они вели непрерывную войну против османского владычества и оставались разбойниками до 19 века. [ 4 ] [ 6 ]
Термины «клептомания» и «клептократия» происходят от одного и того же греческого корня κλέπτειν ( kléptein ), «красть». [ 7 ]
Происхождение
[ редактировать ]После падения Константинополя в 1453 году, а затем падения Мистры в составе Морейского деспотата , большая часть равнин современной Греции полностью перешла в руки Османской империи . Единственными территориями, не попавшими под власть Османской империи, были горные массивы (населенные греками и недоступные туркам-османам), а также горстка островов и прибрежных владений, находившихся под контролем Венеции . Такая ситуация продолжалась до 1821 года. Однако вновь приобретенные территории Греции, такие как Македония , Фракия и Эпир , до 20 века находились в руках Турции. Этот период времени в Греции известен как Туркократия .
Османские земли были разделены на пашалики , называемые также эялетами ; в случае с землями, образующими современную Грецию, это были Морея и Румелия . Пашалики далее подразделялись на санджаки , которые часто делились на феодальные чифлики ( турецкий чифтлик (ферма), греческий τσιφλίκι цифлики ). Любые выжившие греческие войска, будь то регулярные византийские войска, местное ополчение или наемники, должны были либо присоединиться к османской армии в качестве янычар , либо служить в частной армии местного знатного османского деятеля, либо постоять за себя. Многие греки, желая сохранить свою греческую идентичность, православие и независимость, выбрали трудную, но раскрепощенную бандитскую жизнь. Эти бандитские группы вскоре обнаружили, что их ряды пополнились обедневшими и/или предприимчивыми крестьянами, изгоями общества и сбежавшими преступниками.
Клефтами под властью Османской империи обычно были люди, спасавшиеся от вендетты или налогов , долгов и репрессий со стороны османских чиновников. Они совершали набеги на путешественников и изолировали поселения, жили в суровых горах и глубинке. Большинство клефтических групп в той или иной форме участвовали в греческой войне за независимость . Во время греческой войны за независимость клефты вместе с арматолами составляли ядро греческих боевых сил и играли заметную роль на протяжении всей ее продолжительности. Несмотря на свою неэффективность, они были единственной жизнеспособной военной силой временного правительства в период 1821–1827 годов. За этот период времени было предпринято три попытки создания регулярной армии, и одной из причин их неудачи было сопротивление вождей клефтов и арматолесов. [ 8 ] Яннис Макрияннис называл «клефтов и арматолов» «дрожжами свободы». [ 9 ] Джон Колиопулос изучал клефтов в XIX веке и заявил, что принцип родства и чести, наблюдаемый в албанской бесе, можно увидеть среди клефтов после столетий контактов с албанскими нерегулярными формированиями. [ 10 ]
Вопреки общепринятой греческой истории, многие клефты и арматолы участвовали в греческой войне за независимость в соответствии со своими милитаристскими условиями покровителя-клиента. Они рассматривали войну как экономическую и политическую возможность расширить районы своих действий. [ 8 ] [ 11 ] Балканские бандиты, такие как клефты и арматоли, прославленные в националистической историографии как национальные герои, на самом деле руководствовались экономическими интересами, не знали о национальных проектах, заключали союзы с османами и грабили христиан не меньше, чем мусульман. [ 12 ] [ 13 ]
Песни
[ редактировать ]Клефтические песни , баллады, были разработаны в материковой [ 14 ] Они являются частью жанра греческой народной музыки , включающего народную поэзию, и тематически ориентированы либо на достижения и смерть отдельного клефта, либо на родовую жизнь клефтов как группы. [ 14 ] Клефтические песни особенно популярны в Эпире и на Пелопоннесе . Чешский Три композитор Антонин Дворжак написал цикл песен под названием « новогреческих стихотворения »: первый из них называется «Песня Коляса – Клефта» и рассказывает историю Коляса, клефта, убившего знаменитого Али-пашу .
Самая известная клефтическая и современная греческая народная песня — « Битва на горе Олимп и горе Кисавос» , баллада, основанная на музыкально-поэтическом мотиве, восходящем к классической Греции (в частности, на поэтической песне, сочиненной Коринной и относящейся к состязанию между горой Геликон и Гора Киферон ). [ 14 ]
Кухня
[ редактировать ]Знаменитое греческое блюдо клефтико (или клефтико), блюдо из медленно приготовленной баранины (или другого мяса), можно перевести «в стиле клефтов». Клефты, не имея собственных стад, крали ягнят или коз и готовили мясо в запечатанной яме, чтобы дым не был виден.
Знаменитые клефты
[ редактировать ]- Антонис Кацантонис
- Гиоргакис Олимпиос
- Одиссей Андрутсос
- Афанасиос Диакос
- Георгиос Караискакис
- Теодорос Колокотронис
- Димитриос Макрис
- Никитас Стамателопулос
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Донтас 1966 , с. 24: «Родившийся в 1800 году Деметриос Макрис, клефтис, сменил своего отца на должности капитаниликов в округе Зигос. Простой, но очень упрямый человек, как Димо-Целиос, он был великим патриотом».
- ^ Jump up to: а б Британская энциклопедия, Inc., 1995 , стр. 564: «Другие греки, отправившись в горы, стали неофициальными, самопровозглашенными арматолами и были известны как клефты (от греческого kleptes , «разбойник»)».
- ^ Совардс 1989 , с. 75: «Греческие нерегулярные формирования действовали как бандиты -клефты и антиосманские повстанцы еще до греческой войны за независимость в 1820-х годах».
- ^ Jump up to: а б Кавендиш 2009 , с. 1478: «Клефты были потомками греков, которые бежали в горы, чтобы избежать турок в пятнадцатом веке, и которые оставались разбойниками до девятнадцатого века».
- ^ Erdem 2007 , стр. 224–225: «Он пользовался лояльностью банд клефтов, образ жизни которых был похож на образ жизни албанцев и фактически включал в себя многих этнических албанцев».
- ^ Американская энциклопедия 1919 , стр. 472: «KLEPTHS, klēfts (греч. «воры»). Греческие бандиты, которые после завоевания Греции турками в 15 веке держались на свободе в горах северной Греции и Македонии и вели постоянную войну против Турецкое правление считает все, что принадлежит турку, законным призом».
- ^ Американская энциклопедия 1919 года , «КЛЁПТОМАНИЯ», с. 472.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Делавэр (2003). Нерегулярные вооруженные силы и их роль в политике и государственном формировании . Издательство Кембриджского университета. п. 154.
- ^ Вакалопулос 1961 , с. 333: «Ядро его боевых сил составляют возничие и воры... составляющие «дрожжи свободы», как образно говорит боец 21 Яннис Макригианнис».
- ^ Рид, Джеймс Дж. (2000). Кризис Османской империи: прелюдия к краху 1839-1878 гг . Франц Штайнер Верлаг. п. 114. ИСБН 978-3-515-07687-6 . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Кронин, С. (2008). Подчиненные и социальный протест: история снизу на Ближнем Востоке и в Северной Африке . Рутледж. п. 264.
- ^ Малешевич, С. (2013). Национальные государства и национализмы: организация, идеология и солидарность . Политическая пресса. п. 111.
- ^ Холл, Дж.А.; Малешевич, С. (2013). Национализм и война . Издательство Кембриджского университета. п. 258.
- ^ Jump up to: а б с Trypanis 1981 , «Клефтические баллады», стр. 592–594: «Клефтические баллады развивались в материковой Греции и в восемнадцатом веке представляли собой заключительный и высший этап в эволюции современной греческой народной поэзии. Их можно разделить на две части. группы, одна посвящена достижениям или смерти отдельного Клефта, а вторая - жизни Клефтов в целом... Среди них есть примечательная серия песен, посвященных битвам между горами - мотив, восходящий к античности. , как мы знаем из фрагмента Коринны, найденного на папирусе второго века, на котором сражаются гора Геликон и гора Киферон. Подобные битвы гор в греческих народных песнях сохранились на Крите и в Карпатосе, но самая известная из них — это битва гор. Панэллинская баллада о битве между горой Олимп и горой Кисавос ».
Источники
[ редактировать ]- Кавендиш, Маршалл (2009). Мир и его народы . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7902-4 .
- Американская энциклопедия (1919). Американская энциклопедия: Библиотека универсальных знаний, том 16 . Нью-Йорк и Чикаго: Американская энциклопедия.
- Британская энциклопедия, Inc. (1995). Новая Британская энциклопедия, Том 1 . Британская энциклопедия ISBN 0-85229-605-3 .
- Донтас, Домна Н. (1966). Последний этап войны за независимость в Западной Греции (декабрь 1827 г. — май 1829 г.) . Салоники: Институт балканских исследований.
- Эрдем, Хакан (2007). « Верные албанцы» и «ревностные правители»: османы, албанцы и турки в греческой войне за независимость». Антонис Анастасопулос, Элиас Коловос (ред.). Османское правление и Балканы, 1760-1850: конфликт, трансформация, адаптация. Материалы международной конференции, состоявшейся в Ретимно, Греция, 13-14 декабря 2003 г. Университет Крита, факультет истории и археологии. стр. 213–242. ISBN 978-960-88394-4-1 .
- Совардс, Стивен В. (1989). Австрийская политика реформ в Македонии . Восточноевропейские монографии. ISBN 0-88033-157-7 .
- Трипанис, Константин Афанасий (1981). Греческая поэзия: от Гомера до Сефериса . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-81316-9 .
- Вакалопулос, Апостолис (1961). История неоэллинизма [История неоэллинизма] . Том. 2. А.Е. Вакалопулос.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бод-Бови, Самуэль (1958). Исследования песни с расщелиной, включая 17 песен Румели с расщелиной, расшифрованных из записей Музыкального архива фольклора (на французском языке). Афины: Инст. Француженки из Афин.
- Дюпре, Луи (1825). Путешествие в Афины и Константинополь, или Коллекция греческих и османских портретов, видов и костюмов (на французском языке). Париж: Дондей-Дюпре.
- Эзенбек, Неес фон; Паулс, Джей Джей; Готлиб, К. (1825). Сведения из истории и поэзии новых греков; том. 2: Исторические народные песни новых греков по К. Фориелю; часть 2: Клефтик и другие исторические песни, затем песни Сулиотской войны. С вступительными словами Фориэля (на немецком языке). Кобленц: Якоб Хёльшер.
- Фориэль, Клод К. (1825). Популярные песни современной Греции; полет. 2: Исторические, романтические и бытовые песни (на французском языке). Париж: Фирмин Дидо.
- Гете, Иоганн Вольфганг (1828). Фабрики. Полное последнее издание; том. 3: Стихи. С иностранных языков. Современные греко-эпиротические героические песни (на немецком языке). Штутгарт-Тюбинген: книжный магазин JG Cotta'sche. п. 211 .
Иоганн Вольфганг Гете: Стихи - современные греко-эпиротические героические песни.
- Караяннис-Мозер, Эммануэль (1997). Бестиарий современной греческой популярной песни (на французском языке). Париж: Presss de l’Université de Paris-Sorbonne. ISBN 978-2-84-050090-2 .
- Чайлд, Теодор (1861). Антология современных греческих народных песен. В оригинале с немецким переводом (на немецком языке). Лейпциг: Veit & Comp.
- Легран, Эмиль (1876). Популярные греческие песни, изданные с французским переводом и историко-литературными комментариями (на французском языке). Мезоннев и Ко.
- Пассоу, Арнольд (1860). Τραγούδια Ρωμαίικα. Популярные песни современной Греции . Lipsiae [= Лейпциг]: Б. Г. Тойбнер.
- Политис, Николас Г. (1924) [1914]. Отрывки из песен греческого народа (на греческом языке).