Косма Этолийец
Косма Этолийец | |
---|---|
![]() Роспись святителя Космы | |
Равноапостольный и Учитель греческого народа | |
Рожденный | в. 1714 г. Этолия |
Умер | 24 августа 1779 г. Колкондас , пашалик Берата в Османской империи , ныне в районе Фиер , современная Албания. |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 20 апреля 1961 г. |
Главный храм | Столичный собор Афин |
Праздник | 24 августа |
Косма Этолийец , иногда Косма Этолийец или Патрокосьма «Отец Косма» ( греч . Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός , Косма Этолос ; родился между 1700 и 1714 годами — умер в 1779 году), был монахом Греческой Православной Церкви . Он признан одним из зачинателей религиозных движений ХХ века в Греции. [ 1 ] Он также известен своими пророчествами. [ 2 ] Космас отрицательно относился к носителям арумынского и арванитического языков и призывал их отказаться от своего языка и принять греческий. [ 3 ]
Святой Косма, «Равноапостольный», был официально провозглашен святым 20 Константинопольской Православной Церковью апреля 1961 года под руководством Вселенского Патриарха Афинагора . [ 4 ] Его праздник отмечается 24 августа, в день его мученической кончины .

Жизнь
[ редактировать ]Косма родился в греческой деревне Мега Дендрон недалеко от города Термо в области Этолии . [ 5 ] Он изучал греческий язык и богословие, прежде чем стать монахом после поездки на Афон , где он также посещал местную духовную академию .
Через два года Косма покинул Афон. он изучал риторику в Константинополе . Некоторое время [ 5 ] уполномочил его В 1760 году патриарх Серафим II (который имел выраженные антиосманские тенденции) начать миссионерские поездки в деревни Фракии , которые позже распространились на территории Западной и Северной Греции . Сообщается, что Патриарх был обеспокоен ростом числа христиан, обращающихся в ислам в этих районах.
За шестнадцать лет Косма основал множество церковных школ в селах и городах. [ 6 ] Он призвал христиан открывать школы и изучать библейский греческий койне , чтобы они могли лучше понимать Священное Писание и в целом заниматься самообразованием.
После Орловского восстания 1770 года на Пелопоннесе (которое было спровоцировано братьями Орловыми при поддержке Екатерины II Российской империи ) Косма начал проповедовать на территории нынешней Южной Албании . [ 5 ] затем под властью Ахмета Курта-паши , губернатора пашалика Берата .
Его проповеди вызвали сопротивление богатых и влиятельных людей, а также других людей, которые чувствовали угрозу своему положению, таких как коцампасиды (греческие «деревенские старейшины», чья власть и влияние были связаны с властью Османской империи). [ 7 ]
К Космасу также относились с подозрением чиновники Венецианской республики , находившейся тогда на последней стадии упадка и управлявшей частями территории, где он действовал. Например, говорят, что в 1779 году он посетил город Превеза , находившийся под властью венецианцев , и основал там греческую школу, которая стала единственной школой города в XVIII веке – поступок, который венецианские власти могли счесть подрывающим авторитет их правило. [ 8 ] Подозрения венецианцев подтверждаются шпионскими донесениями о Косме, сохранившимися в венецианских архивах. Напротив, Косма пользовался значительной поддержкой со стороны других христиан и даже некоторых турок.
В своих проповедях Косма часто негативно отзывается о евреях . Тем не менее, в одной из своих проповедей он конкретно заявил, что: «Тем, кто причиняет вред христианам, евреям или туркам (может относиться и к мусульманам в целом), будет отплачено за совершенную ими несправедливость». [ нужна ссылка ]
Космас придерживался крайне негативных взглядов на использование арумынского и албанского ( точнее арванитики , ) языков. Он призвал арумын и арванитов перестать говорить на своем языке и перейти на греческий, что в некоторой степени удалось. Косма пообещал, что тем, кто поклянется никогда больше не говорить по-арумынски, он будет ходатайствовать перед Богом и просить его простить все их грехи. Он также сказал, что «любую деревню, где я найду влахский [арумынский] язык, я прокляну». То же самое он пообещал арванитам, назвав их язык «языком сатаны». [ 3 ]
Одним из результатов его проповеди стал перенос проведения еженедельного базара (ярмарки) с воскресенья на субботу, что принесло экономический ущерб евреям, которым их религия запрещала заниматься бизнесом в субботу . Некоторые исследователи полагают, что по этой причине к его осуждению османскими властями были причастны евреи Эпира.
Обвиненный в том, что он российский агент, он был схвачен османскими властями. 24 августа 1779 года он был казнён в Колкондасе , Фиерского округа недалеко от устья реки Семан (на территории современной Албании). Ему не было предъявлено никаких официальных обвинений, и он не был предан суду перед казнью, что привело к появлению различных теорий, сохраняющихся до сих пор, о том, кто мог желать его смерти.
Наследие
[ редактировать ]В 1813 году Али-паша , фактически независимый мусульманский албанский правитель Османского Эпира , южного албанца и Македонии и враг султана, приказал построить церковь недалеко от места казни Космы, в которую были помещены останки Космы. [ 9 ]
В 1984 году останки были перенесены из монастыря Святого Косьмы в Колкондасе , где он был убит, в Археологический музей Фиера . Другие мощи святителя хранятся в Афинском кафедральном соборе . Паломничество святого Космы почитается и в некоторых греческих националистических кругах. [ 10 ] [ 9 ] Последние связаны с проблемой Северного Эпира и поддерживают присоединение этого региона к Греции. [ 11 ] [ 9 ] [ 10 ] Несмотря на то является эллинизатором , что святитель Косма Этолийец , он до сих пор пользуется большим уважением среди православных албанцев за свое послание. [ 9 ]
Св. Косьме приписывают множество популярных религиозных текстов. Наиболее известны пять «Дидашей» и «Пророчества». В сообщении говорится, что он предсказал объединение Греции и Эпира. [ 2 ] Однако не сохранилось ни одной оригинальной рукописи этих текстов, написанной лично святителем Косьмой, и ни одна из них не может быть точно датирована. Его сочинения известны только по транскрипциям из вторых или третьих рук. [ 12 ] Считается, что эти тексты основаны на проповедях Космы, но были написаны и скопированы в основном после его смерти.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ладусер, Поль (21 февраля 2019 г.). Современное православное богословие: вот, Я творю все новое . Лондон: Т&Т Кларк. п. 130. ИСБН 9780567664815 .
- ^ Jump up to: а б Нициакос, Василес Г. (2008). Балканские пограничные переходы: первый ежегодный курс летней школы Коница . Нью-Брансуик: Издатели транзакций. п. 405. ИСБН 9783825809188 .
- ^ Jump up to: а б Косма Этолос и речевое предупреждение Влачицы . п. 166.
- ^ Криссавгис, Джон (2016). Варфоломей: апостол и провидец . Томас Нельсон. п. 234. ИСБН 9780718086893 .
- ^ Jump up to: а б с «Святой равноапостольный Косма Этолийский», Греческая Православная Архиепископия Америки.
- ^ "Упокоение равноапостольного новомученика Космы Этолийского", Православная Церковь в Америке.
- ^ Тасос А. Микропулос, «Мусульманское присутствие в Эпире и Западной Греции», [1]
- ^ Сакеллариу М.В.: «Эпир, 4000 лет греческой истории и цивилизации», Ekdotike Athēnōn, 1997, ISBN 978-960-213-371-2 , с. 306
- ^ Jump up to: а б с д Элси, Роберт (2000). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 60. ИСБН 978-0-8147-2214-5 . Проверено 23 июня 2010 г. «Другие мощи святого Космы хранятся в особой раке в главном кафедральном соборе Афин, куда некоторые северные эпироты приходят помолиться за присоединение южной Албании к Греции. Несмотря на то, что Косма Аитол является распространителем эллинской культуры, он до сих пор высоко почитается среди Православным албанцам в Албании и в Соединенных Штатах за глубокое духовное послание и поддержку, которые он дал».
- ^ Jump up to: а б Элси, Роберт (2000). «Христианские святые Албании» . Балканистика . 13 (36): 48. «Другие мощи святителя Косьмы хранятся в особой раке в главном кафедральном соборе Афин, куда приходят некоторые северные эпироты, чтобы помолиться за присоединение южной Албании к Греции. Косма Айтолос до сих пор высоко ценится среди православных албанцев в Албании и в Соединенных Штатах за глубокое духовное послание и поддержку, которую он дал».
- ^ Гиакумис, К. (2013). «Исследование строительства, деконструкции, пресуществления и реконструкции христианских паломничеств в современной Албании» . Континентальный календарь . 32 (32): 187 . Проверено 16 сентября 2017 г.
... пользовался особым уважением в греческой националистической среде.
- ^ Евстафий Г. (2010) Отец Косма Айтол и гомилетический подход его учения, с. 12-16. Школа теологии Университета Аристотеля в Салониках, рецензия профессора Д. Кукуры. На греческом языке с аннотацией на английском языке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1714 рождений
- 1779 смертей
- Православные мученики XVIII века
- Казни XVIII века в Османской империи
- Христианские святые XVIII века
- Греческий народ XVIII века
- Афонские отцы
- Христианские святые убиты мусульманами
- Греческие богословы
- Греческие христианские монахи
- Преследования христиан в Османской империи
- Святые Османской Греции
- Чудотворцы
- Христианские миссионеры в Албании
- Греческие святые Восточной Православной Церкви
- Люди из Этолии-Акарнании
- Люди, связанные с монастырем Филофей
- Антиалбанские настроения
- Антиарумынские настроения