Предыстория греческой войны за независимость

Падение Константинополя в 1453 году и последующее падение государств-преемников Восточной Римской империи ознаменовали конец византийского суверенитета. С тех пор Османская империя управляла Балканами и Анатолией , хотя были и некоторые исключения: Ионические острова находились под властью Венеции , а власть Османской империи оспаривалась в горных районах, таких как Аграфа , Сфакия , Сули , Химара и полуостров Мани . [я] Православным христианам были предоставлены некоторые политические права под властью Османской империи, но они считались второстепенными подданными. [ 3 ] Турки называли большинство греков райами , и это имя относилось к большой массе подданных османского правящего класса . [ii] Тем временем греческие интеллектуалы и гуманисты, мигрировавшие на запад до или во время османского вторжения, начали сочинять речи и трактаты, призывающие к освобождению своей родины. [ 1 ] В 1463 году Деметрий Халкондил призвал Венецию и « всех латинян » на помощь грекам против османов, сочинил речи и трактаты, призывающие к освобождению Греции. [ 4 ] от тех, кого он называл «отвратительными, чудовищными и нечестивыми турками-варварами». [ 5 ] В 17 веке греческий ученый Леонардос Филарас посвятил большую часть своей карьеры убеждению западноевропейских интеллектуалов поддержать независимость Греции. [ 6 ] [ 7 ] Однако Греция должна была оставаться под властью Османской империи еще несколько столетий. В XVIII и XIX веках, когда революционный национализм рос по всей Европе , включая Балканы (во многом благодаря влиянию Французской революции), [ 8 ] ) — мощь Османской империи пришла в упадок, и греческий национализм начал утверждаться, причем греческое дело начало получать поддержку не только со стороны большой греческой купеческой диаспоры как в Западной Европе, так и в России, но и со стороны западноевропейских филэллинов . [ 9 ] Это греческое движение за независимость было не только первым движением национального характера в Восточной Европе, но и первым движением в нехристианской среде, такой как Османская империя. [ 10 ]
Греки под властью Османской империи
[ редактировать ]Греческая революция не была изолированным событием; имели место многочисленные неудачные попытки восстановить независимость На протяжении всей истории Османской империи . была предпринята попытка В 1603 году в Морее восстановить Византийскую империю. На протяжении 17 века османам оказывалось большое сопротивление на Пелопоннесе и в других местах, о чем свидетельствуют восстания под руководством Дионисия Философа в 1600 и 1611 годах в Эпире . [ 12 ] Османское правление Мореи было прервано Морейской войной , поскольку полуостров перешел под власть Венеции на 30 лет. Между 1680-ми годами и османским завоеванием в 1715 году во время Османско-венецианской войны . [ 13 ] С тех пор и на протяжении всего 17 века в провинции царили беспорядки, поскольку банды клефтов множились . Первым крупным восстанием было спонсируемое Россией Орловское восстание 1770-х годов, которое было подавлено османами после ограниченного успеха. После подавления восстания албанцы-мусульмане разорили многие регионы материковой Греции. [ 14 ] Однако маниоты постоянно сопротивлялись турецкому правлению, наслаждаясь фактической автономией и отразив несколько турецких вторжений в свой регион, самым известным из которых было вторжение 1770 года . [ 15 ] Во время второй русско-турецкой войны греческая община Триеста финансировала небольшой флот под командованием Ламброса Кацониса , что было неприятностью для турецкого флота; во время войны снова выросли клефты и арматолии. [ 16 ]
История Греции |
---|
![]() |
![]() |
В то же время ряд греков пользовались привилегированным положением в Османском государстве как члены османской бюрократии. Греки контролировали дела Православной Церкви через Вселенский Патриархат , базирующийся в Константинополе, поскольку высшее духовенство Православной Церкви было в основном греческого происхождения. Таким образом, в результате османской системы проса преимущественно греческая иерархия Патриархата имела контроль над православными подданными Империи ( Rum milleti). [ 17 ] ). [ 3 ] Современные ученые утверждают, что Греческая православная церковь сыграла ключевую роль в сохранении национальной идентичности, развитии греческого общества и возрождении греческого национализма. [iii] Начиная с XVIII века и позже, члены известных греческих семей в Константинополе, известные как фанариоты (по названию района Фанар в городе), получили значительный контроль над внешней политикой Турции и, в конечном итоге, над бюрократией в целом. [ 18 ]

Большое значение в тот же период имели сильные морские традиции на островах Эгейского моря, а также появление в 18 веке влиятельного купеческого класса, который создал богатство, необходимое для основания школ, библиотек и оплаты обучения молодых греков. в университетах Западной Европы. [ 19 ] Именно там они соприкоснулись с радикальными идеями европейского Просвещения , Французской революции и романтического национализма. Они также осознали влияние греческого языка и цивилизации на мышление образованной молодежи того времени. [ 20 ] Образованные и влиятельные члены большой греческой диаспоры, такие как Адамантиос Кораис и Антимос Газис , пытались передать эти идеи обратно грекам с двойной целью: повысить их образовательный уровень и одновременно укрепить их национальную идентичность. Это было достигнуто за счет распространения книг, брошюр и других произведений на греческом языке в рамках процесса, который был описан как современное греческое Просвещение (греч. Διαφωτισμός). Богатые купцы сыграли в этом очень важную роль, широко финансируя, помимо школ и библиотек, книжные издания. Издавалось постоянно растущее количество книг, особенно адресованных греческой аудитории. Книг, изданных в последней четверти XVIII века, было в семь раз больше, чем в первой. За двадцать лет до революции было опубликовано около 1300 новых наименований. [ 20 ]
Самым влиятельным из писателей и интеллектуалов, которые помогли сформировать консенсус среди греков как внутри, так и за пределами Османской империи, был Ригас Ферайос . Ферайос родился в Фессалии Ферайос писал статьи для грекоязычной газеты «Эфимерис» в Вене и получил образование в Константинополе. В 1790-х годах . Находясь под глубоким влиянием Французской революции, он был первым, кто задумал и организовал всеобъемлющее национальное движение, направленное на освобождение всех балканских народов, включая турок региона, и создание «Балканской республики». Он опубликовал серию революционных трактатов и предложил республиканские конституции для Греческой, а затем и Панбалканской республики. Арестованный австрийскими властями в Триесте в 1797 году, он был передан османским властям и отправлен в Белград вместе со своими сообщниками. Все они были задушены, а их тела были сброшены в Дунай в июне 1798 года. [ 21 ] Смерть Ферайоса в конечном итоге разожгла пламя греческого национализма; его националистическая поэма « Туриос» (военная песня) была переведена на ряд западноевропейских, а затем и на балканские языки и послужила сплоченным кличем греков против османского владычества: [ 22 ]
Почему, пацаны, давайте жить в проливах, |
Доколе, о храбрые юноши, нам жить в крепостях, |
Клефты и арматолии
[ редактировать ]
Во времена слабой в военном отношении центральной власти сельская местность на Балканах кишела группами бандитов, которые нападали как на мусульман, так и на христиан, которых по-гречески называли клефтами (κλέφτες), что эквивалентно гайдукам . Бросая вызов османскому правлению, клефты пользовались большим уважением и занимали значительное место в популярной мифологии. [ 24 ] Отвечая на атаки клефтов, османы наняли самых способных из этих групп, наняв христианских ополченцев, известных как арматоли (греч. αρματολοί), для обеспечения безопасности находящихся под угрозой исчезновения территорий, особенно горных перевалов. [iv] Подконтрольная им территория называлась Арматолик. [ 25 ] самое старое известное здание было основано в Аграфе во время правления Мурада II . [ 26 ]
Границы между клефтами и арматолами не были четкими, так как последние часто превращались в клефтов, чтобы вымогать больше выгод от власти, и, следовательно, в арматолики назначалась другая группа клефтов для противостояния своим предшественникам. [ 27 ]
Тем не менее, клефты и арматолы составляли провинциальную элиту, но не социальный класс, члены которого объединялись бы ради общей цели. [ 28 ] По мере того как положение арматоликов постепенно превращалось в наследственное, некоторые капитаны бережно относились к своим арматоликам как к своей личной собственности. В их руки была передана большая власть, и они интегрировались в сеть клиентелистских отношений, которые сформировали османскую администрацию. [ 27 ] Некоторым удалось установить исключительный контроль над своими арматоликами, что вынудило Порту неоднократно, хотя и безуспешно, пытаться их ликвидировать. [ 29 ] Ко времени Войны за независимость мощные арматолы можно было встретить в Румели , современной Фессалии, Эпире и южной Македонии. [ 30 ] По словам Янниса Макриянниса , клефты и арматолии, будучи единственным доступным крупным военным формированием на стороне греков, сыграли настолько важную роль в греческой революции, что он назвал их «дрожжами свободы». [ 31 ]
Филики Этерия
[ редактировать ]
Мученическая смерть Ферая вдохновила трех молодых греческих купцов: Николаоса Скуфаса , Манолиса Ксантоса и Афанасия Цакалова. Под влиянием итальянских карбонариев (организованных по типу масонства ) они основали в 1814 тайное Филики Этерия («Дружественное общество») в Одессе , важном центре греческой торговой диаспоры. [ 32 ] При поддержке богатых греческих общин в изгнании в Великобритании и Соединенных Штатах , а также при помощи сочувствующих в Западной Европе, они спланировали восстание. Основной целью общества было возрождение Византийской империи со столицей в Константинополе, а не формирование национального государства. [ 33 ] В начале 1820 года Иоаннису Каподистриасу , чиновнику с Ионических островов , который стал совместным министром иностранных дел царя Александра I Общество обратилось к , с просьбой назначить его лидером, но он отклонил это предложение; Филики , фанариоту , (члены Филики Этерия) тогда обратились к Александру Ипсилантису служившему в русской армии генералом и адъютантом Александра, который согласился. [ 34 ]
Филики Этерия быстро расширялась и вскоре смогла набирать членов во всех частях греческого мира и среди всех элементов греческого общества. [v] В 1821 году Османская империя в основном столкнулась с войной против Персии и, в частности, с восстанием Али-паши в Эпире, которое вынудило вали ( правителя) Мореи, Хурсид-пашу и других местных паш покинуть свои провинции и начать кампанию против повстанческая сила. В то же время великие державы , объединившиеся в « Европейском концерте » против революций, последовавших за Наполеоном I во Франции , были озабочены восстаниями в Италии и Испании . Именно в этом контексте греки сочли, что настало время для собственного восстания. Первоначально план предусматривал восстания в трех местах: на Пелопоннесе, в Дунайских княжествах и в Константинополе. [ 35 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бисаха, Нэнси (1997). Гуманисты эпохи Возрождения и турки-османы . Корнелльский университет. п. 29. ОСЛК 44529765 .
Учитывая недавние проблемы, причиненные турками, многие греческие гуманисты составили речи и трактаты, призывающие к освобождению своей родины. Деметрий Халкондил и уже упомянутый Георгий Трапезундский и кардинал Виссарион — лишь несколько примеров многих таких ученых.
- ^ Бисаха, Нэнси (2006). Создание Востока и Запада: гуманисты эпохи Возрождения и турки-османы . Издательство Пенсильванского университета. стр. 113–115. ISBN 978-0-8122-1976-0 .
Опираясь на другой период древней, но христианской истории Греции, афинский ученый Деметрий Халкондил (1423-1511) выступил с призывом к крестовому походу и восстановлению своей родины. В конце первой из своих «Беседей об открытии греческих исследований в Падуанском университете» в 1463 году Халкондил призывает Венецию и «всех латинян » помочь грекам против «отвратительных, чудовищных и нечестивых турок-варваров». " Он делает это, напоминая латинянам, как византийские греки однажды пришли на помощь Италии против своих предполагаемых угнетателей в Готских войнах (535–53 гг. н.э.): точно так же, как она [Греция] отдала в их пользу [латинянам] все свои самые большие силы. драгоценные и выдающиеся владения щедро и без всякой скупости и восстановила своей рукой и силой оружия Итальянское государство, давным-давно угнетенное готами, они [латиняне] должны были бы таким же образом теперь быть готовыми возвысить поверженных и поразил Грецию и освободил ее оружием из рук варваров. Привлекая внимание к славному и великодушному прошлому Греции и прося латинян прийти ей на помощь, Халкондил, похоже, не столько умоляет о помощи, сколько взывает о просроченном долге. Более того, подобно Виссариону, он напоминает латинянам о единстве, существовавшем когда-то между греческим Востоком и латинским Западом.
- ^ Jump up to: а б Баркер, Религиозный национализм в современной Европе , с. 118
- ^ Бисаха, Нэнси (1997). Гуманисты эпохи Возрождения и турки-османы . Корнелльский университет. п. 29. ОСЛК 44529765 .
Учитывая недавние проблемы, причиненные турками, многие греческие гуманисты составили речи и трактаты, призывающие к освобождению своей родины. Деметрий Халкондил и уже упомянутый Георгий Трапезундский и кардинал Виссарион — лишь несколько примеров многих таких ученых.
- ^ Бисаха, Нэнси (2006). Создание Востока и Запада: гуманисты эпохи Возрождения и турки-османы . Издательство Пенсильванского университета. стр. 113–115. ISBN 978-0-8122-1976-0 .
в 1463 году Халкондил призывает Венецию и «всех латинян» помочь грекам против «отвратительных, чудовищных и нечестивых турок-варваров».
- ^ Мерри, Брюс (2004). Энциклопедия современной греческой литературы . Издательская группа Гринвуд. п. 442 . ISBN 0-313-30813-6 .
Леонардос Филарас (1595–1673) посвятил большую часть своей карьеры убеждению западноевропейских интеллектуалов поддержать освобождение Греции. Два письма Мильтона (1608–1674) свидетельствуют о патриотическом крестовом походе Филараса.
- ^ Милтон, Джон; Дикхофф, Джон Симон (1965). Мильтон о себе: высказывания Мильтона о себе и своих произведениях . Коэн и Уэст. п. 267. ОСЛК 359509 .
Мильтон здесь отказывается от просьбы Филара о помощи его пера в освобождении греков от турецкого владычества на основании своей уверенности в том, что рабами являются только те люди, которые заслуживают этого.
- ^ Гольдштейн, Войны и мирные договоры , с. 20
- ^ Бойме, Социальная история современного искусства , стр. 194–196.
* Трудгилл, «Греция и Европейская Турция», с. 241 - ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 6
- ^ Мерри, Брюс (2004). Энциклопедия современной греческой литературы . Издательская группа Гринвуд. п. 442 . ISBN 0-313-30813-6 .
Леонардос Филарас (1595–1673) посвятил большую часть своей карьеры убеждению западноевропейских интеллектуалов поддержать освобождение Греции. Два письма Мильтона (1608–1674) свидетельствуют о патриотическом крестовом походе Филараса.
- ^ Кассис, История Мани , стр. 29.
- ^ Кассис, История Мани , стр. 31–33.
- ^ Своронос, История современной Греции , с. 59
* Вакалопулос, История Македонии , с. 336 - ^ Кассис, История Мани , стр. 35.
- ^ Своронос, История современной Греции , с. 59
- ^ Георгиадис-Арнакис, Греческая церковь Константинополя , с. 238
- ^ Папарригопулос, История эллинской нации , Eb, стр. 108
* Своронос, Греческая нация , с. 89
* Трудгилл, «Греция и Европейская Турция», с. 241 - ^ Трудгилл, «Греция и европейская Турция», с. 241
- ^ Jump up to: а б Клогг, Краткая история Греции , стр. 25–26.
- ^ Своронос, История современной Греции , с. 62
- ^ Парулакис, Греки: их борьба за независимость , с. 32
- ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 29.
- ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 9, 40–41.
- ^ Колиопулос, Разбойники с причиной , с. 27
- ^ Вакалопулос, Греческая нация, 1453-1669 , стр. 211
- ^ Jump up to: а б Баталас, Нерегулярные вооруженные силы , с. 156
- ^ Баталас, Нерегулярные вооруженные силы , с. 154
- ^ Баталас, Нерегулярные вооруженные силы , стр. 156–157.
- ^ Колиопулос, Разбойники с причиной , с. 29
- ^ Макрияннис, Мемуары , IX. Архивировано 2 октября 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 31
- ^ Елавич, История Балкан , стр. 204–205.
- ^ Клогг, Краткая история Греции , стр. 31–32.
- ^ Совардс, Стивен (14 июня 1999 г.). «Двадцать пять лекций по современной истории Балкан: греческая революция и греческое государство» . Мичиганский государственный университет . Архивировано из оригинала 10 мая 2008 года . Проверено 31 августа 2008 г.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Макрияннис, Яннис , Мемуары . См. оригинальный греческий текст в Викимедиа .
Вторичные источники
[ редактировать ]Подъем национализма на Балканах Национализм в Османской империи |
---|
- Баталас, Ахиллес (2003). «Отправьте вора, чтобы поймать вора: государственное строительство и использование нерегулярных воинских формирований в Греции середины девятнадцатого века». В Дайане Э. Дэвис; Энтони В. Перейра (ред.). Нерегулярные вооруженные силы и их роль в политике и государственном формировании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81277-1 .
- Клогг, Ричард (2002) [1992]. Краткая история Греции (второе изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-00479-9 .
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан XVIII и XIX веков . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-27458-3 .
- Кассис, Кириакос (1979). История Мани . Афины: Пресофт.
- Китромилидес, Пасхалис М. (январь 1990 г.). «Греческий ирредентизм в Малой Азии и на Кипре». Ближневосточные исследования . 26 (1): 3–17. дои : 10.1080/00263209008700801 . JSTOR 4283345 .
- Колиопулос, Джон С. (1987). Разбойники с причиной: разбой и ирредентизм в современной Греции, 1821-1912 гг . Кларендон. ISBN 0-19-888653-5 .
- Папарригопулос, Константин ; Каролидис, Павлос (1925). История эллинской нации . Афины: Элефтерудакис.
- Парулакис, Питер Х. (1984). Греческая война за независимость . Hellenic International Press. ISBN 978-0-9590894-1-7 .
- Ривлин, Бранча (1988). Холокост в Греции . Кетерпресс Энтерпрайзис Иерусалим.
- Рой, Кристиан (2005). «Благовещение». Традиционные фестивали . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-089-1 .
- Сент-Клер, Уильям (1972). Что Греция все еще может быть свободной – Филэллины в войне за независимость . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-215194-0 .
- Своронос, Никос Г. (2007) [первое издание на французском языке, 1972 г.]. История Новой Греции (перевод на греческий Айкатерини Асдрача) . Афины: Темелио. ISBN 978-960-7293-21-3 .
- Трудгилл, Питер (2000). «Греция и Европейская Турция». В Барбуре, Стивен; Кармайкл, Кэти (ред.). Язык и национализм в Европе . Том. 3. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-823671-9 .