Джувара бриллианты
Джувара бриллианты | |
---|---|
Карк-Сердар в Олтении | |
В офисе ? - январь 1821 г. | |
Предшественник | стоик |
Преемник | Иоан Соломон |
Личные данные | |
Рожденный | Диаманти Цувара Янина , Санджак Янины , Османская империя |
Умер | Стамбул , Османская империя | 14 августа 1821 г.
Супруги | 2 жены |
Военная служба | |
Верность | |
Лет службы | ?–1821 |
Битвы/войны | |
Диаманди или Иаманди Джувара , также известный как Джувара , Джувара или Цувара ( греческий : Διαμαντή Τζουβάρα , латинизированный : Диаманти Цувара ; [ 1 ] умер 14 августа 1821), османско - валашский наёмник и боярин , в чине сердара . Говоря по-гречески, он происходил из этнически разнообразного санджака Янины различные балканские , и ему приписывали идентичности; некоторые историки делают вывод, что он был арумыном , как и другие носители имени «Джувара», с которыми он, вероятно, был в родстве. Он прибыл в Валахию на заключительном этапе правления фанариотов этой страной. К 1810-м годам в качестве военного эксперта он служил принцу Джону Карадже в борьбе с появлением антигосударственного разбоя в Олтении . Джуваре так и не удалось захватить в бою знаменитого гайдука Янку Джиану , но он использовал обманную тактику при задержании двух союзников Джиану, Николы Абраша и Реджеба Аги . Он соблюдал мирное соглашение с Джиану, но не смог предотвратить заключение Джиану Караджей.
Деятельность Джувары позволила ему накопить личное богатство, которое предположительно включало конфискованную добычу Абраша; он использовал золото для покупки земли в уезде Романац , где он создал одноименную деревню Джуварэшти . Первоначально не нравившийся румынским националистам как некомпетентный «грек», он был отстранен от своей руководящей должности последним принцем-фанариотом Александросом Суцосом , который в начале 1821 года назначил местного Иоанна Соломона Сердаром . Джувара, возможно, к тому времени вступил в заговорщическую политику с Филики Этерия , иногда рассматривается как участник предполагаемого убийства Соутзоса. Сразу после смерти Суцоса политическая жизнь в Валахии была нарушена двойным эффектом греческой войны за независимость и восстания против фанариотов . Диван валашских бояр рассчитывал, что Джувара подавит последнее восстание, но он заключил сделку с лидером повстанцев Тудором Владимиреску , присоединился к повстанцу вместе с Соломоном и Димитрием Македонским и захватил Крайову у Дивана.
Затем Джувара участвовал в марше Владимиреску на Бухарест . Он также был в контакте со Священным отрядом , который проник в северную Валахию и претендовал на нее от имени Греческой революции. Джувара провел переговоры между двумя революциями и официально присоединился к группе в начале мая, отдав дань уважения Александру Ипсилантису и Филики Этерия. Он стремился получить контроль над укреплениями монастыря Козиа от имени Ипсилантиса, но сразу же встретил сопротивление Владимиреску. В отличие от Македонского, который поддерживал Этерию, Джувара в целом оставался верным Владимиреску; к концу мая он охранял личную крепость Владимиреску в Чернецах , не зная, что Ипсилантис похитил Владимиреску и поставил Валахию под контроль Этеристов. Когда Османская армия подошла, чтобы наказать повстанцев, Джувара помог в том, что, по его мнению, было общей валашско-этеристской попыткой защитить Дрэгасани , одержав первую победу в качестве командующего объединенной кавалерией. 29 мая он был проинформирован об убийстве Владимиреску этеристами, и, разгневанный этим, покинул место боя.
Хотя Македонский и другие назвали его предателем, Сердар вернулся, чтобы сражаться за Ипсилантис во время второй и последней битвы при Драгашани в июне. Он сопровождал Ипсилантиса в его пути к Австрийской империи , но остановился со своим гарнизоном в монастыре Бистрица , готовясь задержать османов, выдержав осаду. Бывший этерист Сава Фочианос убедил его сдаться вместе со своей второй женой и тремя сыновьями-полурумынами, заверив его в султана Махмуда II щедрости . С ним как с заключенным обращались справедливо в Бухаресте, а затем в Силистре , хотя в конечном итоге после тщательно продуманного ритуала унижения он был обезглавлен в Стамбуле ; неясно, пережили ли его прямые потомки резню его армии, но у него осталась побочная ветвь, которая сохранила контроль над Джуварэшти.
Биография
[ редактировать ]Иммиграция и война на Цзяну
[ редактировать ]Джувара, написавший свое имя по-гречески, [ 1 ] был иммигрантом в населенной румынами Валахии. Местом его рождения была Янина , столица одноименного подразделения Османской империи; [ 2 ] его брат, известный среди местных жителей как «Георге», остался в Македонии . [ 3 ] Источники расходятся во мнениях относительно их этнической принадлежности, предполагая, что либо " албанцы ", либо "албанцы ". [ 4 ] « Греческий », [ 5 ] или " Арумын " [ 6 ] (также переводится как «Македо-румынский»). [ 7 ] Последний вариант предпочитает специалист по генеалогии Елена Диакону-Мону, которая считает, что Диаманди происходят от пиндских арумын, в число которых входят арматолесы, упомянутые в балладах как doi frati Giuvară («два брата Джувара»). [ 8 ] Все упоминания о джюварах как о «греках» и «албанцах», а также одноразовое упоминание их как « болгарами полемистом Константином Сионом » она считает ошибочными или невежественными попытками определить их действительный статус как «румын с юга Дунай ». [ 9 ] Она также считает, что самым старым идентифицируемым Джуварой был Николо Джувара, который, согласно местной традиции, также был первым, кто поселился в Валахии. [ 8 ]
Рожденный в христианской вере, [ 10 ] Тем не менее Джувара был двоеженцем. Он так и не развелся со своей первой женой, которая, как и он, происходила «из земли Янины». [ 2 ] У него также была «жена, взятая из Валахии», от которой к 1821 году у него родилось трое мальчиков. [ 11 ] Его первоначальная деятельность в качестве офицера арнаутов и прием в боярство относятся к принцу-фанариоту Карадже. В одном сообщении говорится, что первоначально он был удостоен звания Пахарника , и эта должность позволяла ему собирать большие суммы золота в то время, когда в княжеской казне не хватало слитков . Он обменял свой резерв на землю в уезде Романац , где основал собственную деревню и поместье, одноименное название Джуварэшти . [ 12 ] Караджа сделал его Сердаром (или, точнее, Карк-Сердаром , «командиром отрядов»), чтобы обуздать разбой в Олтении . [ 13 ] Историческая новелла Н. Д. Попеску-Попнедеа 1880-х годов , основанная на исторических записях, опубликованных Григоре Точилеску , предполагает, что ромские крестьяне стали враждебно относиться к Карадже и его сборщикам налогов, предпочитая вместо этого подтверждать рэкет, которым руководил олтенец Янку Джиану . [ 14 ] Также, согласно Попнедеа, Джувара, который был «старым другом» Цзяну, был обязан своим повышением Фокианосу, генералу арнаутов (или Бинбаши ). Именно Фочианос уволил предыдущего Сердара , Стойку. [ 15 ]

Легенда гласит, что обращение Джиану в преступника ( хайдук ) началось только тогда, когда его обвинили в краже, и что «Яманди» и его арнауты были немедленно отправлены, чтобы задержать его; им не удалось выследить его в густых лесах, где он всегда имел преимущество в местности . [ 16 ] Как отмечает историк Матей Казаку, «упрямство» Джувары в этом преследовании позволило ему поймать только одного из помощников Джиану. [ 4 ] Фактически, он сыграл важную роль в задержании двух союзников Джиану, а именно Николы Абраша (или «Ябраша») и Реджеба Аги . Согласно румынскому фольклору , первый был психически слаб, но ему все же удавалось избежать целеустремленного преследования Джувары вплоть до последней вылазки в ноябре 1816 года. Это действие было совершено только после того, как Караджа предоставил своему Сердару «экстраординарные средства» ведения боя, поставив его под командование. из 119 крестьянских воинов ( рупташи ). [ 17 ] Он все же применил уловку, пообещав сесть за переговоры с Абрашем, а затем предал неявный кодекс чести; он приказал расстрелять Абраша и всех его заместителей, а затем обезглавить их, отправив их головы на выставку в Бухаресте . [ 18 ] Якобы он также завладел добычей своего врага и сохранил ее себе. [ 19 ] Этот метод также был применен к Речебу, румынскому мусульманину , который бежал со своими людьми с острова Ада-Кале и преследовал валашские вооруженные силы в Олтении. По словам историка С.И. Гырлеану, Джувара предал доверие Реджеба, пообещав ему безопасный проход, но затем устроил засаду и убил его. [ 20 ]
Как рассказывает Попнедея, братья Джиану Амза и Раду, которые выступали против него политически и были «ревностными грекофилами », неоднократно писали Джуваре, прося его обсудить условия капитуляции с Янку. [ 21 ] Эти двое встретились в гостинице недалеко от Брынковень или Стрежешти , где обсудили этот вопрос. Затем они сотрудничали друг с другом в поимке двух болгарских разбойников, терроризировавших жителей деревни Прунду , но Джиану сразу же оттолкнулся, когда стал свидетелем совершенно бесчеловечных пыток» Сердара « своих пленников. [ 22 ] Он сопроводил Джиану в Бухарест, представив его Карадже. Принц отказался соблюдать любое предыдущее соглашение своего Сердара и приказал задержать Цзяну на соляных копях в Телеге . [ 23 ] Гайдуку . удалось бежать, и он вернулся, чтобы возглавить свои отряды в Олтении 10 апреля 1817 года Джувара выдал ему еще одну охранную грамоту и оставил в силе. [ 24 ]
Джуваре удалось сохранить свое положение после отъезда Караджи из Валахии. Назначенный принцем в январе 1821 года, Александрос Соутсос продолжал сражаться с разбойниками Олтении. Сообщается, что румынский офицер Иоан Соломон сумел отличиться в стычках у Гойчи . По его собственным воспоминаниям, он был награжден боярским чином Слюгера , но Соутзос наложил вето на его назначение Сердаром - до тех пор, пока его не заставили изменить свое мнение румынские антигреческие бояре, в том числе Великий Бан Григоре Брынковяну. [ 25 ] Эти люди сообщили принцу, что Джувара не имел никаких достижений и фактически участвовал в разграблении Олтении. [ 26 ] Частично секретная валашская перепись населения, целью которой было определить число скутелников (освобожденных от налогов субъектов), показывает, что Джувара владел двумя деревнями в Романацах: Джуварашти (в которой проживало 40 семей, находившихся под юрисдикцией Паркэлаба Михайлэ) и, близко к это, Мозолеа (с 69 семьями, под властью Паркэлаб- Никулча). [ 27 ]
революция 1821 года
[ редактировать ]Через несколько месяцев после смерти Суцоса австрийский консул Франц фон Фляйшхакль вспоминал, что Джувара вместе с Гиоргакисом Олимпиосом и Яннисом Фармакисом служил телохранителем принца, все время подчиняясь российскому дипломату и шпиону Александру Пини. Как утверждает историк Иоан К. Филитти , эта информация может служить подтверждением того, что Джувара был связан с обществом Филики Этерия , которое планировало начать греческую войну за независимость на валашской земле, и что он помог ликвидировать Соутзоса, который не был в согласии с обществом Филики Этерия. Этеристические цели. [ 28 ] Война, которая в конечном итоге началась в соседней Молдавии , была побратимом румынского крестьянско-мещанского восстания , спровоцированного Тюдором Владимиреску , правителем Олтении . Местные этеристы поддержали Владимиреску; призвал Джувару Тем временем Диван валашских бояр подавить революционное движение - в записке, приписываемой Пини, сообщается, что он находился на юге Романачей, когда пришел приказ. [ 29 ] Квитанция от 20 февраля 1821 года подтверждает, что он получил 2555 талеров и припасы для своих 300 арнаутов от валашского ворника Константина Самуркаша. [ 30 ] Четыре дня спустя еще одна квитанция подтвердила его дополнительный бюджет в размере 7731 талера. [ 31 ]
Как вспоминает писец Владимиреску Ионица Дыржану, Джувара первоначально отвел отряд из «несколько сотен вооруженных людей» в Крайову , административный центр Олтении, где он присоединился к своему бывшему сопернику Соломону - последний был назначен командиром гарнизона олтенскими боярами. [ 32 ] По словам современного историка Апостола Стана, их объединенные силы в основном состояли из пехотинцев, или пандуров . То же самое произошло и с армией Владимиреску: «Следовательно, в конце января 1821 года в Олтении было два военных отряда, оба решительно укомплектованные пандурами и противостоящие друг другу». [ 33 ] В начале февраля « Сердар» дислоцировался в Цынцэрень в уезде Горж , готовясь к конфронтации с повстанцами. [ 34 ] Со 150 своими албанцами и пандурами двора , [ 35 ] Джувара пробился к монастырю Мотру , который был осажден и находился под угрозой полного разрушения повстанческими войсками под командованием Димитрия Македонского . Подробные отчеты предполагают, что он с некоторым успехом напал на Македонского, захватив семь повстанцев и убив еще четырех; эта ситуация изменилась, когда Владимиреску направил большую часть своих войск на помощь Македонскому. [ 36 ]
После этого Джувара успешно договорился о безопасном проходе для двух членов Дивана, Штефана Бибеску и Барбу Виишореану, что позволило Македонскому захватить Мотру. [ 37 ] Затем он, как сообщается, подписал секретный договор с Владимиреску, «присягнув ему на верность», незадолго до Соломона, который сделал то же самое. [ 38 ] Более публично он заявил, что не будет драться с Владимиреску, и быстро двинулся в Крайову. Он и его люди взяли под свой контроль церковь Сфанта Трейме, которая стала их опорным пунктом. [ 34 ] Диван не был осведомлен о последствиях: в письме от 10 февраля Скарлату Каллимачи , который был назначен принцем, но еще не достиг Бухареста, законодатели описывают « Сердара Яманди» как все еще занятого подавлением восстания; они также отмечают, что его присутствие не смогло успокоить бояр Крайовы, которые покидали город и чьи делегации просили османов о военном вмешательстве. [ 39 ] В конце февраля шпионы в Крайове наконец сообщили Дивану, что арнаутов в Цынцэрень видели обнимающими повстанцев, и слышали, как они кричали, что «они все братья» ( sunt fraśi cu toii ). [ 40 ]
Джувара полностью перешел на другую сторону, поскольку один из бояр интегрировался в армию и политический аппарат Владимиреску - в частности, он был Исправником Романаци . [ 41 ] Это также сделало его одним из невалашских капитанов Владимиреску - в эту категорию также входят такие фигуры, как Македонский, Олимпиос и Хаджи-Продан . [ 42 ] Параллельно Македонский и Джувара установили прямую линию контакта с лидером этеристов Александром Ипсилантисом , который вел свой Священный отряд в северную Валахию и продвигался к Бухаресту. [ 43 ] Примерно 6 марта Джувара повел своих арнаутов в Слатину , где Владимиреску собирал силы для своего последнего штурма Бухареста. [ 44 ] 10 марта он и Николае Гигурту были отправлены в Ипотешти , чтобы обезопасить дорогу на Крайову, а также определить, готовятся ли османы нанести удар по Валахии. [ 45 ]
4 апреля Преда Другэняну, командовавший гарнизоном Пандур в Дрэгашани , направил письмо Джуваре, местонахождение которого не указано. В нем он просил Сердара выследить Чауша Йованчу, который стал мошенником и действовал как гайдук в окрестностях Питешти (Иованча не был задержан). [ 46 ] 30 апреля в письме, полученном купцом Хаги Янушем, отмечалось, что Джувара вернулся со своими людьми в Джуварашти, но только на несколько дней. Автор Константинос Николас утверждал, что, в отличие от Олимпиоса, Джувара был покровителем торговли. [ 47 ] Тот же автор сообщил, что взрослый сын Джувары, ведший торговлю скотом вдоль реки Олт , готовился со всем своим стадом отправиться в австрийскую Трансильванию . [ 48 ] Известно также, что Джувара-старший ненадолго вернулся в Крайову, где, как сообщается, конфисковал пистолеты у отсутствовавшего боярина. [ 49 ] Согласно австрийским источникам, Джувара в конце концов последовал за Владимиреску в Бухарест, но 7 мая отдал дань уважения Ипсилантису и таким образом сплотился со Священным отрядом. В тех же сообщениях говорится, что « Сердар Диаманди» хотел получить контроль над укрепленным монастырем Козиа у крестьянской армии, но Владимиреску не удалось убедить уступить какую-либо землю в южной Валахии этеристам. [ 50 ] Около 10 мая он находился в Каракале , где назревал конфликт между валашскими греками и румынами. Очевидец Стергиос Христодулу отмечает, что он предупреждал греков путешествовать с ним; этот совет проигнорировал Никола Кулоглу, который затем был убит и ограблен румынскими нападавшими. [ 51 ]
К концу мая движение Владимиреску рассорилось с Этерией: этеристы арестовали Владимиреску, а Македонский был назначен лидером валашских сил - той части, которая все еще формально была в союзе с Этерией. Владимиреску поручил Джуваре охранять свою личную крепость , расположенную за пределами Чернеци ; он совершенно не знал о судьбе своего хозяина. [ 7 ] Страной теперь управлял Ипсилантис, который окопался в ожидании ответа Османской империи. Османская армия Вскоре после этого вторглась ; Джувара, как Хаджи-Продан, Македонский, Соломон и Кириак Попеску, продолжал активно действовать вместе с греками, пытаясь остановить захватчиков. [ 52 ] При поддержке этеристского перебежчика Савы Фокианоса османы приступили к необычайно жестоким репрессиям против греческих повстанцев и некоторых пандуров. [ 53 ] В различных документах Российской императорской армии , дислоцированной в Бессарабской губернии , зафиксированы новости о том, что Джувара вместе с Хаджи-Проданом и Соломоном в ответ казнили турецких эмигрантов в Олтении. [ 54 ]
Последняя битва и убийство
[ редактировать ]
Покинув Чернеци, Джувара был отделен от основной армии движениями османских войск, и ему пришлось войти через Отетелишу . [ 55 ] Он был с Соломоном и Анастасией Михалоглу во временном лагере в Завиденах , где им пришлось иметь дело с рушащимся моральным духом своих солдат, которые настаивали на употреблении всего доступного вина. [ 56 ] Во время стычки в Дрэгашани 29 мая, которая совпала с ранним утром Вербного воскресенья , Сердар взял на себя командование всей кавалерией, насчитывающей около 1000 человек. Они въехали прямо в османский кавалерийский эскадрон под предводительством Кара Фейза Али и сумели его рассеять. [ 57 ] В своих воспоминаниях об этом событии Попеску утверждает, что Джувара также был первым, кто отступил, и что он сделал это, не согласившись поделиться своим запасом селитры с другими валашцами. [ 58 ] Историки Д. Бэлаша и Петре Пуркэреску утверждают, что к полудню Македонский признался Джуваре об аресте Владимиреску, что возмутило Сердара , который затем приказал своей кавалерии покинуть поле боя. [ 7 ] В более общем плане Диакону-Мону отмечает, что между греками и румынами существовали «социальные и национальные» разногласия и что Джувара мог быть только на стороне последних. [ 43 ] Стэн, напротив, утверждает, что Джувара был заинтересован в объединении с Ипсилантисом, а не в продолжении борьбы за Македонский. [ 59 ]
В беспорядке отступив вверх по Олту, Священный отряд был проинспектирован Ипсилантисом возле Рымнику-Вылча . Он спросил об обстоятельствах их поражения, и Хаджи-Продан сообщил ему, что Сердар дезертировали во время своей мухасереи («блокады») Дрэгашани. [ 60 ] Покинув этот город, Джувара первым занял монастырь Хорезу . [ 61 ] После этого он предпринял попытки догнать Ипсилантиса; его внимательно преследовал Македонский, который хотел отомстить за «предательство» в Дрэгашани. [ 59 ] Попеску отмечает присутствие Джувары со Священным отрядом во втором и последнем столкновении в Дрэгашани . И здесь он «первый вышел из боя». [ 62 ] Ипсилантис повел руководство Этеристов в поход на север, в Австрию, через Коцию; на Джувару выпала организация «самого важного» из нескольких «очагов сопротивления». [ 63 ]
Различные историки, в том числе такие современники, как Дыржану, К. Изворану и Михай Чорану, [ 64 ] предполагают, что Козия была последней крепостью Джувары. По словам Чорану, Джувара укрепил внешние стены монастыря, установил две пушки, оставленные Ипсилантисом, и разрушил мост, пересекавший внешний ров. [ 65 ] Изворану также упоминает мост, отмечая, что его разрушение было использовано османами и некоторыми из их румынских союзников, чтобы изолировать его «между двумя линиями огня», что сделало невозможным для него следовать по пути отхода Ипсилантиса. [ 66 ] В тексте 1972 года Бэлаши и Пуркэреску отмечается, что эта положительная идентификация с Козиа проистекает из ошибки, допущенной исследователем XIX века Константином Д. Арическу . По их словам, Джувара присутствовал в Козии очень короткое время, а затем был отправлен Ипсилантисом для организации последнего боя в монастыре Бистрица в уезде Вылча ; это прочтение подтверждено документом от ноября 1821 года. [ 67 ] « Сердар» застрял там вместе с остальными своими силами — по оценкам, всего они насчитывали всего лишь 70 «Арнаутов». [ 68 ] или целых 200 арнаутов-валахцев. [ 69 ] Церковь была также местом убежища для других валашских Джуваров, но не для его первой жены, которую Диаманди отправил в Австрию. [ 2 ]
Вскоре Бистрица была окружена войсками из Силистры Эялета , под командованием Силахдара известного историкам как Салих [ 70 ] или Селим. [ 71 ] Присоединившись к осаждающим, Фочианосу было поручено лично разобраться с Сердаром , и он притворился посредником, предложившим Джуваре безопасность в обмен на капитуляцию. [ 72 ] В рамках этой уловки Фокианос сказал Джуваре, что ему не будет предъявлено обвинение в государственной измене: «будучи членом армии Тюдора с самого начала, он никогда не поднимал оружие против турок». [ 73 ] Гарнизон сдался 20 июля. [ 43 ] с Джуварой, простирающимся перед Силахдаром . Последний продолжал обманывать своего пленника: он сделал вид, что не позволил своим войскам линчевать его, а затем сообщил ему, что его отвезут под защиту в Бухарест. [ 74 ] Большинство других защитников, вероятно, были убиты на месте, о чем свидетельствуют 138 человеческих языков, которые Силахдар собрали и отправили в дар султану Махмуду II , а также сообщения, в которых утверждается, что из их шкур была сделана обувь opinci . [ 75 ]
Выжившие, в том числе гражданские беженцы и прислуживающие им монахи, были взяты в рабство , а монастырь подвергся основательному вандализму. [ 73 ] Кетхуда Кара Ахмед, как командующий всем экспедиционным корпусом, принял Джувару в Бухаресте и, как сообщается, вообще не обращался с ним плохо. [ 76 ] Джуваров заковали в цепи и отправили в Стамбул через Силистру ; В одной архивной записи, обобщенной историком Валериу Велиманом в 1981 году, говорится, что османские военные лидеры были искренне против этого шага, защищая дело Джувары перед Махмудом. [ 77 ] Одну из версий его кончины рассказывает Криак Попеску, утверждающий, что он и его сыновья были «зарезаны турками» в Силистре. [ 78 ] Традиция, сохранившаяся в Романацах, предполагает, что Сердар был повешен там вместе со своей румынской женой и двумя старшими сыновьями, а самого младшего пощадили и усыновили в османскую армию. [ 12 ]
Джувара-старший был фактически обезглавлен в столице Османской империи 14 августа. [ 79 ] Это произошло после церемонии, которая была задумана как сложная и унизительная: Джувара наблюдал, как перед ним «зарезали» всех его адъюнкт-командиров на различных рынках вокруг Стамбула, став последней жертвой этой резни. [ 76 ] вдова Сердара дервиша Мехмед - Румынская и все его сыновья были пленниками паши . По словам Казаку, последний устроил и их резню. [ 4 ] Изворану, который записывает, что мальчикам было 12 и 14 лет, рассказывает, что паша отправил их в Стамбул, где они были «повешены» вместе со своим отцом. [ 80 ] Подобные сообщения опровергаются Дарзеану, который предполагает, что жена Диаманди и оба сына выжили, приняв ислам . [ 76 ] В августе 1821 года брат Хаги Януша Полихронис пожаловался на недавний арест «Цуваропулона» (Τζουβαρόπουλον) — по мнению таких историков, как Андрей Оцетя ссылкой на одного из Сердара ; , это может быть сыновей [ 81 ] В записи 1847 года Валашской епархии Рымник отмечается, что Сэрдареаса Сафта а róposatului Диаманди (« Сердаресса Сафта позднего Диаманди») все еще жила в Романацах. [ 82 ]
Наследие
[ редактировать ]Султан Махмуд записал известие о физическом уничтожении группы Бистрица с вариациями праздничной фразы « Альхамдулиллах» . [ 83 ] Вскоре после этого Дервиш-паша решил ликвидировать Фокианоса и его арнаутов. В своем недатированном письме Кара Ахмеду он отмечает, что больше нельзя было доверять Фокианосу, поскольку он был близким соратником «злого Диаманди». [ 84 ] Кириак Попеску также был удовлетворен жестоким поворотом событий, написав, что: «Бог быстро вознаградил [Джувару и его сторонников] за их дела » [ 85 ] Консервативные румыны также отпраздновали отставку Джувары, приветствуя османов как восстановителей естественного порядка. Эта точка зрения выражена в воспоминаниях молдавского очевидца Штефана Скарлата Даскалеску: Паша де Видин [...] воздал должное всем гражданам Тюдора, вешая их толпами и очищая страну от воров и оставшихся под властью арнаутов. под командованием Сердарула [ sic ] Яманди Джувара (« Паша Видина [...] отдал справедливость всем приспешникам Тюдора, повесив их всех немедленно и очистил эту страну от воров и тех аранутов, которые выстояли под командованием некоего Сердара Яманди Джувара»). [ 86 ] Новости о резне в Бистрице оказали масштабное психологическое воздействие, побудив гарнизоны Этеристов в Тисмане и Куртя-де-Арджеш распуститься и бежать через границу на австрийские земли. [ 87 ]
Хотя его собственная родословная, по крайней мере в Валахии, по-видимому, была уничтожена, Диаманди помнят как первого валашского носителя имени Джувара. [ 88 ] Джуварэшти продолжали называться таковым и, наконец, перешли к Георгию Джуваре, который построил местную церковь в 1857 году. [ 89 ] У этого Джувары было трое детей, одного из которых Диакону-Мону предварительно идентифицировал как Ницула Джувару, связанного с гильдией купцов в Крайове. [ 43 ] Наследники Георгия продали землю Екатерине Плагино, которая владела ею до экспроприации земли в 1920 году ; руины поместья Диаманди все еще были видны в 1923 году. [ 90 ] Примерно в это же время Янку Джуварэштяну, который был прямым потомком первоначальной семьи, поселился в бывшей сельской школе. [ 91 ] Имя «Джувара» к тому времени ассоциировалось с политической и литературной семьей. Известная своими членами Трандафиром , Александру и Неагу Джувара , она ведет свое происхождение не от Диаманди, а от арумынина из Брэилы Иана Джувара. [ 92 ] По словам Диакону-Мону, Иан была племянницей Диаманди и Георге, рожденной от неизвестного третьего брата Джувара. [ 43 ] Между тем, жувары Западной Молдавии могут происходить от двоюродного брата Диаманди, Иана Янинского . В их число входят экономист Думитру Джувара , хирург Эрнест Джувара и Яманди Джувара, политический деятель округа Текуч . [ 93 ]
В своем отчете о революции 1821 года Изворану упоминает Джувару как «очень жестокого человека». [ 80 ] Цзяну пережил своего врага на десятилетия, хвастаясь в своих мемуарах (сохранившихся в рукописной форме), что он неоднократно побеждал «этого вонючего Яманди»; этот текст также включает в себя следующие размышления: Cum o putea muierea lui să steie cu puturosul de Giuvara cel nespălat cu anii? («Почему его женщина могла годами стоять рядом с этой вонючей немытой Джуварой?»). [ 94 ] Память о Диаманди сохранилась в румынской литературе , за пределами Попеску-Попнедеа. Бестселлер «Haiducul» , роман Букуры Думбравэ на тему Цзяну , появился в 1908 году. [ 95 ] По ее рассказу и в основанной на нем оперетте «Яманди» убит мстительным Цзиану. [ 96 ] Джувара также появляется как убийственный антагонист в Хории Игирошану кинопроекте «Янку Джиану» , снятом в 1928 году. [ 97 ] По словам Казаку, части жизни Сердара Диаманди вымышлены в более глубоких повествовательных слоях Craii de Curtea-Veche , романа Матейу Караджале 1929 года . В частности, беглый заключенный и солдат, который упоминается как дедушка по отцовской линии главного персонажа, Пашадиа Мэгуряну, во многом основан на Джуваре. [ 98 ] Другой взгляд на историю Цзяну, отличающийся от рассказа Думбравэ, появляется в еще одном биографическом романе, выпущенном в 1940 году Полом Константом. [ 96 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Выртосу, с. 33, 36
- ^ Jump up to: а б с Дину, с. 229
- ^ Дьякон-Мону, с. 37. См. также Нелепку, с. 12
- ^ Jump up to: а б с Казаку, с. 28
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 133, 134; Соломон, с. 17
- ^ Дьякон-Мону, пассим ; Джувара, с. 300
- ^ Jump up to: а б с Бэлаша и Пуркэреску, с. 309
- ^ Jump up to: а б Диакон-Мону, с. 36
- ^ Дьякон-Мону, с. 38
- ^ Сотня, с. 33
- ^ Дину, с. 229; Велиман, с. 351
- ^ Jump up to: а б Нелепку, с. 11
- ^ Казак, с. 28; Попеску-Попнедея, стр. 107.
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 3–4, 107–108.
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 107, 130–131, 134.
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 123–130.
- ^ Янковичи, стр. 683, 688–689
- ^ Янковичи, стр. 688–689
- ^ Янковичи, стр. 689.
- ^ Шута, стр. 32–33
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 142–143.
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 133–134.
- ^ Попеску-Попнедея, стр. 134–140, 142–143.
- ^ Янковичи, стр. 682.
- ^ Соломон, стр. 16–19.
- ^ Соломон, с. 17
- ^ Диника Чиоботеа, Лука Буше, «Социальные структуры на равнине между Олтом и Джиу в 19 веке», в Олтении. Исследования и коммуникации , Vols. VII–VIII, 1988–1989, стр. 49–50, 53
- ^ Иоан К. Филитти , Политические и социальные беспорядки в румынских княжествах с 1821 по 1828 год (Культурный фонд Иона К. Брэтиану XIX) , стр. 25. Бухарест: Румынская книга , 1932. ОСЛК 876309155
- ^ Йорга (1921), с. 15
- ^ Вартосу, стр. 33, 63
- ^ Вартосу, с. 35–36
- ^ Йорга (1921), стр. 23–24
- ^ Стэн, стр. 178.
- ^ Jump up to: а б Романеску, стр. 348.
- ^ Стэн, стр. 180.
- ^ Йорга (1921), стр. 34–35, 50–51, 330; Стэн, стр. 180.
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 59–60.
- ^ Дину, стр. 74; Йорга (1921), стр. 242–244. См. также Стэн, стр. 180.
- ^ Арическу, стр. 69–70; Йорга (1921), стр. 41.
- ^ Йорга (1921), стр. 50–51.
- ^ Диакону-Мону, стр. 36–37; Йорга (1921), стр. 257; Романеску, стр. 347.
- ^ Джувара, стр. 300; Романеску, стр. 350.
- ^ Jump up to: а б с д и Диакон-Мону, стр. 37.
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 81–82; Гутича-Флореску, стр. 172; Стэн, стр. 185.
- ^ Гуцыкэ-Флореску, стр. 172, 175. См. также Стэн, стр. 188–189.
- ^ Ошетеа и др. , с. 28
- ^ Ошетеа и др. , с. 114
- ^ Ошетеа и др. , стр. 101–102
- ^ Ошетеа и др. , стр. 144–146
- ^ «Noticias extrangeras. Австрия. Вена 1.o de Junio», в Gaceta de Madrid , выпуск 182/1821, стр. 1001. См. также Дьякон-Фолл, с. 37
- ^ Ошетеа и др. , стр. 162–164
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 163–166. См. также Бэлаша и Пуркэреску, passim.
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 180–182; Дину, стр. 227–229; Джувара, стр. 300; Гутича-Флореску, стр. 175–176; Йорга (1921), стр. 85–103, 203–224, 306–316, 320, 349–350, 374–377 и (1932), стр. 28–29; Велиман, стр. 349–352.
- ^ Ошетеа и др. , стр. 255, 257–258, 264, 270
- ^ Балаша и Пуркэреску, с. 308
- ^ Дину, с. 196
- ^ Балаша и Пуркэреску, стр. 308–309
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 166, 172; Йорга (1921), стр. 208, 217–218. См. также Diaconu-Monu, с. 37; Дину, с. 199; Стэн, с. 212
- ^ Jump up to: а б Государство, стр. 212.
- ^ Йорга (1921), с. 209
- ^ Балаша и Пуркэреску, с. 309; Стэн, с. 212
- ^ Дьякон-Мону, с. 37; Йорга (1921), с. 218
- ^ Бериндей и Муташку, с. 181
- ^ Йорга (1921), стр. 101–102, 314, 375–376
- ^ Дину, стр. 227; Йорга (1921), с. 314.
- ^ Йорга (1921), стр. 375–376.
- ^ Фэлете, стр. 98–99
- ^ Джувара, стр. 301.
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 181; Дину, стр. 227.
- ^ Велиман, стр. 350, 351.
- ^ Дину, стр. 227.
- ^ Бериндей и Муташку, стр. 181; Дину, стр. 227–228; Джувара, стр. 301; Фаулете, стр. 99; Йорга (1921), стр. 102, 314. См. также Стэн, стр. 220–221.
- ^ Jump up to: а б Дину, стр. 228.
- ^ Дину, стр. 228; Йорга (1921), стр. 102, 314.
- ^ Дино, стр. 227, 228–229
- ^ Jump up to: а б с Дину, стр. 227; Йорга (1921), стр. 102.
- ^ Велиман, с. 351
- ^ Йорга (1921), с. 218
- ^ Джувара, с. 301. См. также Бериндей и Муташку, с. 181; Казаку, с. 28; Диакон-Мону, с. 37; Дину, с. 230; Фаулет, с. 99; Велиман, с. 351
- ^ Jump up to: а б Йорга (1921), с. 376
- ^ Ошетеа и др. , стр. 282, 284
- ^ Валентин Хэнулеску, «Мораль румынского общества в первой половине XIX века между законом и обычаями», в Буридава , полковник. VI, 2008, с. 124
- ^ Дину, стр. 231.
- ^ Арическу, стр. 165–166; Йорга (1921), с. 110; Уксус и др. , стр. 286–287
- ^ Дино, стр. 230–231
- ^ Йорга (1932), с. 30
- ^ Дину, стр. 231–233. См. также Йорга (1921), стр. 102.
- ^ Казак, с. 28; Диакон-Мону, стр. 36.
- ^ Нелепку, с. 12
- ^ Нелепку, стр. 11–12.
- ^ Нелепку, с. 13
- ^ Рэзван Кристиан Бигиу, «Дипломатические миссии Трандафира Г. Джувары (1879–1924)», в Анналах Бухарестского университета. Серия «Политология» , Том 9, 2007 г., стр. 21; Диакону-Мону, стр. 37–38.
- ^ Диакону-Мону, стр. 38–39.
- ↑ Даниэла Бэбу, «Слова пожилых людей. Преступник, между реальностью и мифом», в Олтарте , том VI, выпуск 3, август 2017 г., стр. 76. См. также Янковичи, стр. 688, опуская последнюю часть цитаты.
- ^ Казак, с. 28. См. также Янковичи, с. 683
- ^ Jump up to: а б Янковичи, с. 683
- ^ Кэлин Калиман, «Столетие Ивы Дуган», в «Современнике» , Vol. XXI, Выпуск 10, октябрь 2010 г., с. 33
- ^ Казак, с. 27–28
Ссылки
[ редактировать ]- Константин Д. Арическу , Подтверждающие документы по истории румынской революции с 1821 года . Крайова: Издательство Typographiei Romane Г. Китиу и И. Теодоряна , 1874 г.
- Д. Бэлаша, Петре Пуркэреску, «Битвы пандуров и эфиристов из долины Олт (1821 г.)», в Буридава , Том. Я, 1972, с. 295–320.
- Дэн Бериндей , Траян Муташку, Военные аспекты революционного движения 1821 года . Бухарест: Военное издательство , 1973.
- Матей Казаку, « Craii de Curtea-Veche ai lui Mateiu I. Caragiale. Между фантазией и историей», в Magazin Istoric , декабрь 2019 г., стр. 23–28.
- Елена Дьякону-Мону, «Джуварешти», в журнале «Исторический» , ноябрь 1992 г., стр. 36–39.
- Тудор Дину, Греческая революция 1821 года на территории Молдавии и Валахии . Бухарест: Хуманитас , 2022. ISBN 978-973-50-7572-9
- Нягу Джувара , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи . Бухарест: Хуманитас, 1995. ISBN 973-28-0523-4
- Николас ул. Фэулете, Историко-этнографическая монография коммуны Костешть - уезда Вылча. История образования в коммуне Костешть — уезд Вылча, до 1918 года . Бухарест: Контраплюс, 2013. ISBN 978-973-88845-7-1
- Лаурентиу Гуцыкэ-Флореску, «Слатина во время событий 1821 года», в Muzeul Oltului , Том 1, 2011 г., стр. 167–180.
- С. Янковичи, «Янку Джиану и Никола Абраш», в исследованиях. Журнал History , Том XX, выпуск 4, 1967, стр. 681–690.
- Николае Йорга ,
- Современные источники о движении Тудора Владимиреску . Бухарест: книжные магазины Cartea Românească и Pavel Suru, 1921. ОСЛК 28843327
- Молдавский политический мыслитель середины XIX века: Штефан Скарлат Дашкалеску . Бухарест: Monitorul Oficial , 1932.
- Нику-Дорин Нелепку, «Вклад в историю коммуны Джуварэшть», в Memoria Oltului , том II, выпуск 1, январь 2013 г., стр. 11–13.
- Андрей Ошетя , Никита Адэнилоайе, Нестор Камариано, Иоан Неаку, Сава Янкович, Александру Виану (ред.), Документы по истории Румынии. Восстание 1821 года. Внутренние документы. Том II . Бухарест: Издательство Академии , 1959.
- Н.Д. Попеску-Попнедя , Янку Цзяну закрывает сеть. Часть I. Брашов: Издательство Чурку , 1887.
- Марчел Романеску , «Тудор Владимиреску, столп социальной справедливости», в Oltenia , стр. 343–352. Крайова: Рамури , 1943.
- Иоанн Соломон , Воспоминания полковника Иоанна Соломона . Валении-де-Мунте: Румынская нация , 1910.
- Апостол Стэн, Возрождение национальной армии . Крайова: румынское письмо , 1979.
- Григоре Даниэль Шута, «Родственники из Ада-Кале», в Алмахане. Издание о культуре под редакцией Литературно-художественного кружка средней школы Эфтимие Мургу и Регионального образовательного центра Божовичи , выпуски 1–2, январь – июнь 2015 г., стр. 31–34.
- Эмиль Выртосу , 1821 год: Новые данные и факты . Бухарест: Румынская книга, 1932. ОСЛК 895101736
- Валериу Велиман, «Турецкие документы о событиях 1821 года в румынских княжествах», в исторических исследованиях (Музей истории Молдовы) , тт. XII–XIII, 1981–1982, стр. 343–353.
- 1821 смертей
- Кавалерийские командиры
- Наемники из Османской империи
- Сердари Валахии
- Телохранители
- Арумынские революционеры
- Солдаты армии Тудора Владимиреску
- Члены Священного оркестра (1821 г.)
- Греческие военачальники войны за независимость Греции
- Албанский народ в войне за независимость Греции
- Арумынский народ во время греческой войны за независимость
- Румынские мучители
- Военнослужащие из Янины
- Политики из Янины
- Эмигранты из Османской империи в Румынию
- Румынский народ албанского происхождения
- Румынский народ арумынского происхождения
- Румынский народ греческого происхождения
- Военнопленные, удерживаемые Османской империей
- Казни XIX века в Османской империи
- Люди казнены за измену Османской империи
- Люди, казненные Османской империей путем обезглавливания