Джон К. Филитти
Иоан Константин Филитти | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 21 сентября 1945 г. | (66 лет)
Другие имена | Ион К. Филитти, Жан К. Филитти, ФК |
Академическое образование | |
Влияния | Эдмунд Бёрк , Петре П. Карп , Титу Майореску , Эрнест Ренан , Ипполит Тейн |
Академическая работа | |
Эра | 20 век |
Школа или традиция | Консерватизм , Юнимеа |
Основные интересы | социальная история , генеалогия , геральдика , история права , политическая история |
Известные работы | Из архивов Ватикана (1913–1914 гг.) Румынские владения согласно Органическому постановлению (1915 г.) Архив Георгия Григоре Кантакузино (1919 г.) Страницы истории современной Румынии (1935 г.) Консерваторы и юнимисты в политической жизни Румынии (1936) |
Под влиянием | ПП Панайтеску |
Иоан Константин Филитти (англ. Румынское произношение: [iˈo̯aŋ konstanˈtin fiˈliti] ; имя также Ион ; Францизид Жан К. Филитти ; 8 мая 1879 — 21 сентября 1945) — румынский историк, дипломат и консервативный теоретик, которого больше всего помнят за его вклад в социальную историю , историю права , генеалогию и геральдику . Член Консервативной партии и помощник ее старшего лидера Титу Майореску , он имел аристократическое ( боярское ) происхождение и элитарные взгляды. XIX века Среди его разнообразных работ некоторые сосредоточены на модернизации в рамках режима Regulamentul Organic , во время которого Румынией управляла Российская империя . Как историк Филитти известен своим перфекционизмом и постоянным пересмотром своих работ.
И.С. Филитти дебютировал в дипломатии и политике удачно, но его карьера погрязла в противоречиях. Будучи « германофилом » к началу Первой мировой войны , он тайно выступил против пакта между Румынией и державами Антанты и предпочёл остаться на оккупированной Германией территории . Он попал в опалу за то, что служил коллаборационисту Лупу Костаки в качестве префекта и руководителя Национального театра , хотя в конце концов ему удалось отменить смертный приговор за государственную измену. Филитти стал затворником, сосредоточившись на своей учености и полемике в прессе, но ему разрешили работать в Законодательном совете после 1926 года .
В своих политических трактатах, написанных спустя много времени после распада Консервативной партии, И. К. Филитти сохраняет ортодоксальные консервативные принципы Майореску. Его привязанность к боярской традиции переросла в критику централизованного правительства , этатизма и румынского либерализма . Ближе к концу своей жизни он поддерживал диктаторский режим, известный как Фронт национального возрождения .
Биография
[ редактировать ]Происхождение и молодость
[ редактировать ]По отцовской семье Филитти происходил от исторических деятелей, чья карьера была переплетена с историей Валахии , румынского субрегиона и бывшего автономного государства. Оно возникло у этнических греческих мигрантов из Эпира , где, как известно, в 17 веке проживала семья Филитти. [ 1 ] Основными поселенцами были монахи-мужчины, чье присутствие было засвидетельствовано в округе Бузэу около 1786 года: поднявшись по служебной лестнице в Румынской православной церкви , Доситей Филитти служил валашским митрополитом-епископом , поручив племяннику Констанди председательствовать в епархии Бузэу . [ 2 ] Хотя его отец-эпирот был известным русофилом , митрополит считал себя либерально настроенным валашским патриотом: он основал местную школу богословия, предоставлял стипендии молодым валашцам, [ 3 ] и спонсировал растущую полиграфическую промышленность. [ 4 ] Одновременно он выступил против практики рабства , защищая цыганских женщин от их валашских хозяев. [ 5 ] и пожертвование денег на освобождение жертв Девширме . [ 4 ] Во времена смуты, когда Валахия фактически стала доминионом Российской империи, Доситей был быстро свергнут по приказу России. [ 6 ]
Историк заявил о своем происхождении от немонашеской ветви клана Филитти. Сильвестру Филитти, работал ок. 1810 г., был одним из первых частнопрактикующих врачей в Валахии. [ 7 ] Полностью румынизированный , [ 1 ] Филиттис 20-го века все еще принадлежал к привилегированному классу Румынии. Уроженец Бухареста , Иоан К. был сыном полковника Константина Филитти, бывшего ордонанс-офицера румынских Домнитори . [ 8 ] К тому времени семья владела загородным поместьем в Алексени , уезд Яломица . [ 9 ] Филитти сохранили прочные связи с регионом Яломица, где полковник Филитти дважды занимал пост префекта. [ 10 ] Иоан унаследовал от него глубокую неприязнь и недоверие к доминирующей Национал-либеральной партии (НЛП), чувства, которые привели его в консервативную политику: Константин считал себя политической жертвой истеблишмента НЛП и, в частности, семьи Брэтиану . [ 11 ] У полковника Филитти был еще один сын, Александру, более известный под прозвищем Филитти-Робэнешти . [ 1 ] [ 12 ]
Мать, Елена, родилась в семье Гика . Ее отец, Михаил Гика, был штабным офицером Королевской армии и какое-то время был женат на писательнице Елене Вэкэреску . [ 13 ] Помимо других родственников своей матери, Иоанн также происходил из одноименной боярской линии Слатины (Слатинеан). [ 14 ]
И.С. Филитти учился в Национальном колледже Святого Саввы , где он был коллегой будущего политика (и противника) Иона Г. Дука . [ 11 ] Он был выдающимся студентом, ежегодно получавшим высшие награды и перешедшим на обучение в Свободную школу политических наук в Париже . [ 11 ] Его первой опубликованной работой как историка был на французском языке фолиант Le Rôle Diplomatique des phanariotes de 1700 à 1821 («Дипломатическая роль фанариотов с 1700 по 1821 год»). Подпись Жан К. Филитти . [ 15 ] Вероятно, это была его лицензия на литературу , и, хотя она и получила хорошие отзывы, автор никогда не упоминал ее в своих официальных резюме. [ 16 ] Он стал доктором права в 1904 году, когда опубликовал первый проект своего исследования о Regulamentul Organic как первой конституции Румынии . [ 16 ]
Вхождение в общественную жизнь
[ редактировать ]Молодой Филитти удивительно рано вошел в дипломатический корпус и остался в румынской миссии во Франции . В этом качестве он намеренно поставил в неловкое положение министра иностранных дел НЛП Иона И.С. Брэтиану, не отправив всех сотрудников посольства принять его во время официального визита. [ 11 ] Во время своей обратной поездки в Румынию Филитти сосредоточился на исследовании своих собственных семейных архивов и в 1910 году опубликовал том Aşezământulcultural al mitropolitului Dosit[h]ei Filitti, de la înființare până azi («Метрополитен Досит[h]ei Филитти» Фонд культуры от создания до наших дней»). Исследуя эту работу, Филитти обратился к генеалогической школе Греции и Македонии , а также к румынским дипломатам, работавшим в Стамбуле . [ 2 ] Демонстрируя перфекционизм, Филитти постоянно пересматривал работу по мере появления новых данных и в 1936 году объявил издание 1910 года совершенно непригодным для использования. [ 2 ]
Филитти вскоре был вовлечен в консервативный истеблишмент благодаря политике и семейным связям. Его жена Александрина («Санда»), происходившая из другой ветви клана Гика, была дальней родственницей двух консервативных властителей и дуайенов политической семьи Кантакузино : Георге Григоре Кантакузино-Набабула , который дважды был премьер-министром Румынии , и газетный магнат Григоре Г. Кантакузино . [ 2 ] Она принесла значительное богатство. [ 17 ] К тому времени Филитти также был в контакте с «Юнимеа» , внутриконсервативным клубом, занимающимся культурной критикой, под председательством престарелого литературного покровителя Титу Майореску. Как отметил в 2008 году политолог Иоанн Станомир , молодой дипломат был «ортодоксальным юнимистом , пережившим конец света». [ 18 ] Как и другие историографы и доктринеры, воспитанные Юнимеей , Филитти-ученый твердо верил в сохранение боярских владений и, как предполагает политолог Виктор Ризеску, принимал участие в вековой дискуссии, противопоставляющей элитарных историков защитникам естественного права . [ 19 ]
Биограф Филитти и посмертная невестка Джорджета Пенелеа-Филитти также пишет, что даже в 1910-х годах он стал апологетом консерваторов, который чувствовал себя обязанным оправдывать линию партии в «резкой и безразличной» манере. [ 8 ] Подобно старшим юнимистам Майореску и Петре П. Карпу , Филитти сохранял презрение к Таке Ионеску , восходящей звезде румынского консерватизма, которого он изображал манипулятором без реальных убеждений. [ 20 ]
Первые важные посты Филитти были получены из консервативного кабинета П. П. Карпа, в котором Титу Майореску занимал портфель иностранных дел. После 1910 года Майореску назначил Филитти главой политического отдела министерства в Бухаресте, а затем поручил ему курировать консульский и судебный отделы. [ 21 ] Филитти также отправлялся с регулярными миссиями во Францию, Австро-Венгрию , Османскую империю , Сербию и Италию . [ 22 ] Миссии позволили Филитти расширить свою деятельность как историографа и архивариуса. Главным стимулом этой деятельности было, по словам сына Филитти Маноле, чувство сыновнего долга: «поскольку судьба желала, чтобы его родители имели такое имущество, которое позволило бы ему пару лет учиться в Париже, [мой отец] чувствовал вынужден отплатить им публикацией произведений, которые соответствовали бы этому уровню образования». [ 13 ] По словам историка Лучиана Бойя , хотя и «неакадемическая», работа Филитти заслужила заслуженную похвалу в научном сообществе. [ 23 ] Джорджета Пенелеа-Филитти утверждает, что работы И. К. Филитти, свидетельствующие о его личности, охватывают впечатляюще «широкий горизонт». [ 16 ]
8 мая 1913 года, незадолго до Второй Балканской войны , Филитти начал вести дневник, в котором фиксируются политические интриги его эпохи и дает представление о делах консерваторов. [ 20 ] Одним из первых событий, зафиксированных там, является Мирная конференция в Бухаресте в августе 1913 года . Филитти был официальным секретарем во время разбирательства. [ 24 ] В этом контексте он также помог Титу Майореску разработать проект Cartea Verde («Зеленая книга»), который является официальным обоснованием внешней политики Румынии. [ 25 ] Десятилетия спустя он вспоминал, что съезд был великолепным событием, особо отмечая триумфальный приезд короля Карола I , этого «старого Нестора европейских монархов». [ 26 ] Конференция, вспоминал он, «была лебединой песней старой Консервативной партии». [ 27 ]
Его услуги во время конференции принесли ему публичную похвалу со стороны Майореску. [ 28 ] а Филитти, опасавшийся за свои перспективы, оставался в министерстве даже после того, как в январе 1914 года министром стал национал-либерал Эманойл Порумбару . [ 29 ] Параллельно со своими дипломатическими усилиями он проводил время, занимаясь исследованиями в Ватиканской библиотеке в Риме . Как отметил Маноле Филитти, Иоанн К. получил «специальные рекомендации», которые позволили ему получить доступ к менее доступным архивам Святого Престола . [ 13 ] Результатом таких ознакомительных поездок стала двухтомная антология исторических источников Din arhivele Vaticanului («Из архивов Ватикана», 1913 и 1914 гг.). [ 30 ]
Германофил-полемист и Domniile Romane...
[ редактировать ]Первая мировая война стала поворотным моментом в дипломатической карьере Филитти. Как и многие его коллеги-консерваторы, и вопреки лобби, которое доминировало в НЛП, он верил в привязку Румынии к центральным державам , особенно к Германской империи и Австро-Венгрии . , Альтернатива держав Антанты утверждал он, обанкротилась, потому что Румыния окажется под контролем враждебной Российской империи. [ 31 ] Его основная идея, перефразированная Джорджетой Филитти, заключалась в следующем: «Любое согласие, любая попытка сотрудничества, любая уступка, сделанная [России], рано или поздно обернется против нас». [ 8 ] Дипломат с тревогой констатировал, что общественное мнение настроено против него либо из-за соблазнительной франкофилии , либо потому, что война с Австро-Венгрией может принести Румынии Трансильванскую область и другие ирреденты : «Русское золото подкупило прессу и многих частных лиц. руководствуются сентиментальностью». [ 32 ] В таких ресторанах, как Casa Capa , «франко-истерия и русско-французство [достигли] пика», а «незначительные люди» даже предлагали убить короля-германофила Кэрола. [ 32 ] В этом контексте, по его мнению, Трансильвания может только потерять свой характер, если когда-либо будет управляться из Бухареста. [ 8 ]
Примерно в это же время Филитти выпустил за свой счет германофильскую брошюру Cu Tripla Aliançă («С Тройственным союзом »). Он предусмотрительно подписал его фальшивыми инициалами FK. [ 29 ] В нем Филитти подробно высказался о сдерживании панславизма , что является приоритетом более важным, чем «другие устремления нации» (в Трансильвании): «Лучшее, чего можно пожелать Румынии, — это чтобы Московская империя была изгнана настолько далеко, насколько это возможно. возможно из самого сердца Европы». [ 33 ] Брошюра также была известна своим неисполнившимся пророчеством о том, что Италия также присоединится к войне в качестве союзника Германии, и тем, что в любом случае Австро-Венгрия была обречена на крах после войны. [ 34 ] Он отметил, что текст был принят катастрофически: рецензии не были напечатаны, его почти не продавали в книжных магазинах, а те немногие, кто его просматривал, приписывали его агенту влияния или какому-то «проплаченному еврею ». [ 32 ] В Cu Tripla Aliançă и в своем дневнике дипломат продолжал жаловаться на иррациональность франкофильских настроений, поскольку Франция и Антанта в целом «любят [румын] только тогда, когда мы им нужны», что было «вполне естественным». [ 35 ] В том же духе его дневник документирует более ранние случаи, когда (по его утверждению) Франция рисковала независимостью Румынии. [ 8 ]
Несмотря на свою более публичную деятельность, И.С. Филитти по-прежнему пользовался симпатией со стороны всего политического и культурного истеблишмента. В 1915 году он был избран членом-корреспондентом Румынской академии . [ 36 ] Учреждение также вручило ему престижную премию Нэстурела Хереску. [ 2 ] Это произошло в знак признания его новаторской монографии о модернизации в рамках режима Regulamentul Organic : Domniile române sub Regulamentul Organic («Румынское царствование в условиях Regulamentul Organic »). В нем довольно подробно описан культурный шок 1830-х годов, когда прозападные элиты обратили вспять процесс тюркизации , и отмечена двойственная политика российских губернаторов. [ 37 ] В книге также говорится об охоте и насильственной оседлости цыган Валахии в 1832 году, как беглых рабов , так и свободных кочевников. [ 38 ]
Domniile române... одновременно издавался в Бухаресте ( Editura Socec ), Лейпциге ( Отто Харрассовиц ) и Вене ( Карл Герольд ). [ 39 ] Затем он был перепечатан официальной прессой Editura Academiei под руководством историка Николае Йорги . Встреча носила конфронтационный характер: Йорга решил вырезать целые отрывки, в которых, по его мнению, автор углубился в слишком много деталей. [ 2 ] Вмешательство было невольно разрушительным, поскольку часть документов, цитируемых Филитти и только им, с тех пор была уничтожена. [ 2 ]
Также в 1915 году Филитти изложил свои взгляды по щекотливому вопросу « капитуляций », контрактов, которые, по общему мнению, были подписаны двумя дунайскими княжествами (Валахией и Молдавией ), когда они впервые попали под Османской империи сюзеренитет . Автор постулировал, что капитуляции регулировали статус иностранцев, проживающих в древней Румынии, освобождая их от последствий общего права и создавая серьезные правовые проблемы после 1800 года. [ 40 ] В результате его исследования была опубликована статья România faşă de capitulațiile Turciei («Румыния в отношении турецких капитуляций»), включенная в официальный ежегодник Академии. [ 41 ] Оно было напечатано одновременно с его новым собранием документов, взятым из архивов французских послов в Порте : Lettres et Extraits касательно les Relations Relations des Principautés roumaines avec la France, 1728-1810 («Письма и выдержки об отношениях между Румынские княжества и Франция»). [ 2 ]
Филитти и администрация Костаки
[ редактировать ]И.С. Филитти не был в праздничном настроении, когда национал-либералы обнародовали свой договор от августа 1916 года , когда Румыния стала частью Антанты. В его дневниках записано не только его общее разочарование, но и его уверенность в том, что десятилетия правления НЛП оставили армию плохо подготовленной, а также заявления о повсеместных хищениях внутри армии. [ 42 ] Вскоре после этого он был призван в Сухопутные войска Румынии в качестве офицера Второй полевой армии и размещен в Бухаресте. [ 43 ] Когда контрнаступление под руководством Германии вынудило армию отступить, что привело к оккупации центральными державами южной Румынии , Филитти принял самое спорное решение. При обстоятельствах, которые в значительной степени неизвестны, он решил остаться на оккупированной территории и приветствовал врага. [ 44 ] По словам Бойя, Филитти получил два противоречивых приказа: один следовать за Российской императорской армией в качестве офицера связи , другой оставаться в Бухаресте; он удобно решил последовать последнему. [ 43 ]
К тому времени в семье Филитти разделилась лояльность: судья Иоан Д. Филитти , бывший политик НЛП, придерживался линии германофилов; [ 45 ] вместо этого собственный брат Иоана К. Александру вошел в историю, когда возглавил кавалерийскую атаку на немецкую пулеметную башню , расположенную за пределами Балша . [ 1 ]
В то время Лупу Костаки организовывал левых консерваторов и формировал временную администрацию, подчинявшуюся немецкому командованию. Филитти служил Костаки руководителем Национального театра Бухареста . Под его руководством театр поставил около 67 новых постановок румынских пьес . [ 16 ] Немцы также назначили его на административную должность, сделав префектом уезда Яломица. [ 46 ] Однако самого Филитти беспокоила его связь с марионеточным режимом. По словам Джорджеты Филитти, дневник, который он вел, демонстрирует «попытки встать между иностранными военными властями и своими собственными администраторами, облегчить невыносимый режим реквизиций, злоупотреблений и прусского высокомерия, [усилия, которые] были по большей части , безрезультатно». [ 16 ] Как и другие германофилы, Филитти оправдывал себя защитником интересов Румынии во времена хаоса и был разочарован, узнав, что немецкий режим рассматривает его как слугу. [ 47 ] У него были аналогичные проблемы в отношениях с некоторыми из его румынских коллег, в частности с Вирджилом Арионом , призрачным министром образования (которого он описывал как кумовника , отчужденного и особенно «ленивого»). [ 48 ]
Оба его назначения не удовлетворили его: он был, по мнению Бойя, «странным» выбором для руководства театра и отказался от этой должности в апреле 1917 года; Сам Филитти считал работу своего префекта бессмысленной и неоднократно подавал в отставку (принятую только в феврале 1918 года). [ 49 ] Его уход из театра фактически ускорили немцы, захватившие это помещение в своих целях. Филитти сообщил членам труппы, что им придется платить за аренду, и они в знак протеста съехали. [ 50 ] Находясь в Яломице, Филитти совмещал свои административные миссии (пересказанные в виде коротких заметок в дневниках) с историческими исследованиями и воспользовался документальным фондом в Алексени. [ 51 ] Хотя Филитти был всего лишь младшим членом административного аппарата, он стремился занять позицию в ядре правительства и потребовал от Костаки поста, более подходящего для его интеллекта, «в Бухаресте». [ 43 ] Он отметил, что смерть Майореску в июне 1917 года лишила его политической поддержки внутри Консервативной партии и помешала его устойчивому продвижению. [ 52 ]
Тем временем законное правительство переехало в Яссы , в осажденную Молдавию. В конце 1916 года предстал перед военным трибуналом Филитти заочно и приговорил его к смертной казни за государственную измену. [ 53 ] К январю 1918 года крах русских войск на Восточном фронте привел администрацию Ясс к переговорам о сепаратном мире с центральными державами. Германофил Александру Маргиломан занял пост премьер-министра, что, казалось, означало моральную победу прогерманского лагеря. Однако Филитти сближался с более недовольными германофилами во главе с П. П. Карпом, которые хотели подписать мир на своих условиях: «Я прошу Карпа, если он уедет вести переговоры в Румынию, взять меня с собой. Он говорит, что он возьму с собой сына. Замечу, что одно не исключает другого. Он согласен» (12 января 1918 г.). [ 43 ] Филитти был также расстроен тем, что сам Маргиломан еще не предложил ему высокий дипломатический пост во время переговоров по Буфтеа-Бухарестскому мирному договору , и отметил, что король-энтентист Фердинанд I «затруднил» его возвращение на дипломатическую службу. корпус. [ 52 ] Как отметила Джорджета Филитти, Фердинанд наложил вето на последовательные предложения вновь нанять его на должность государственного служащего. [ 17 ]
В июне 1918 года И.С. Филитти сдался властям Молдавии и после повторного суда был оправдан в государственной измене. [ 54 ] Помимо представления доказательств своих усилий по обузданию немецких эксцессов, он заручился показаниями граждан Яломицы, которые за него поручились. [ 16 ] Однако, заключает Бойя, повторное судебное разбирательство само по себе было фикцией: «Реабилитация была столь же политизирована в новом контексте, как и приговор, вынесенный ему в конце 1916 года». [ 55 ]
Споры после 1918 года
[ редактировать ]В конце 1918 года, когда Центральные державы потерпели поражение на Западном фронте , силы Антанты вернули себе власть. И. К. Филитти столкнулся с политическими последствиями: его лишили возможности работать в Министерстве иностранных дел и дипломатическом корпусе, и ему пришлось заново открыть себя как штатного историка, публициста и эссеиста. [ 56 ] Он в значительной степени погрузился в свою многолетнюю работу, по сути, многоуровневое историческое повествование, охватывающее историю Дунайских княжеств, от основания Валахии (14 век) до возникновения Объединенной Румынии (1859 г.). Большая часть его интереса, отмеченная тем, что Джорджета Филитти называет «чрезмерной точностью», [ 2 ] занимался рассмотрением сложных боярских родословных. Он обосновал различные претензии на наследство и, кроме того, тщательно проследил границы старейших владений Валахии . [ 2 ] Во время повторного судебного разбирательства, столкнувшись с возможностью казни, Филитти также обратил свое внимание на философию истории, много читая Эрнеста Ренана и Ипполита Тена . [ 10 ]
По мнению Филитти, война положила конец аристократическому порядку Румынии, оставив страну жертвой и неоякобинцев нуворишей . [ 57 ] Поскольку сама Консервативная партия погрузилась в безвестность, он оставался в значительной степени отрезанным от внешнего мира и отверг многие из недавних новшеств. Сообщается, что все свои книги и статьи он писал ручкой и никогда не смотрел кино. [ 12 ] После 1919 года ему пришлось оправиться от финансового краха, доверив большую часть своих активов (то, что не было потеряно во время войны) брокеру , который проиграл их, а затем покончил жизнь самоубийством. [ 17 ]
Филитти жил уединенно в таунхаусе на улице Олтарулуй в бухарестском квартале Мошилор . Он неоднократно жаловался на уличный шум, конфисковывал футбольные мячи у соседских детей и в конечном итоге получил (от румынской полиции начальника Гаврилэ Маринеску ) постоянную охрану, которая защищала его от отвлекающих факторов. [ 12 ] У Филитти было мало приезжих друзей, среди них Александру Филитти-Робэнешти, учитель Александру Писоски, историки Эманойл Хаджи-Моску и Г.Д. Флореску. [ 12 ] Однако он поддерживал постоянную переписку с другими учеными, разделявшими его увлечения, в том числе с греческим юристом Панайотисом Зепосом , антикваром Его Величества Г.Т. Кирилеану , библиофилом Константином Караджа , региональным историком Г. Побораном, академиком-священником Николае М. Попеску. [ 58 ] и венгерский архивариус Эндре (Андрей) Вересс . [ 59 ] Помимо антигерманофила Николае Йорги, его соперниками в академических кругах было новое поколение ведущих историков, которые были объектами его полемических статей: Георге И. Брэтиану , Джордже Фотино , Константин К. Джуреску и П. П. Панайтеску . [ 12 ] Однако последний находился под влиянием идей Филитти об источниках земельной собственности и включил их в свое собственное историческое повествование. [ 19 ]
Ранним продуктом интереса Филитти к генеалогии стала книга 1919 года о его родственниках Кантакузино: Arhiva Gheorghe Grigore Cantacuzino («Архив Георге Григоре Кантакузино»). Речь идет о документах, собранных Кантакузино-Набабулом, которого в книге описывают как «доброго и доброго, скромного хозяина, уверенного в способностях нации». [ 60 ] Автор проследил происхождение Набабула до Михаила «Шейтаноглу» Кантакузеноса, византийского грека на османской службе, действовавшего около 1580 года. [ 61 ] Фактические ошибки этого исследования вызвали у Филитти большое беспокойство до такой степени, что он планировал полностью пересмотреть свою версию генеалогического древа Кантакузино . [ 2 ] Книга до сих пор считается особенно важным источником по малоизвестным генеалогиям некоторых высокопоставленных греко-румынских семей: Кара(г)иани , [ 62 ] Филодор, [ 63 ] Гераки [ 64 ] и Плагино. [ 65 ]
Политик Филитти вернулся в 1921 году с расширенным заявлением, в котором описывалась его позиция во время войны: Россия, Австро-Венгрия и Германия против Румынии («Россия, Австро-Венгрия и Германия противостоят Румынии»). [ 16 ] В том же году, в мае, в обзоре Яссы «Viaa Românească» был опубликован его трактат об административной реформе, в котором он критиковал попытки навязать централизованное правительство послевоенной Великой Румынии . Он предложил три основные политики: децентрализацию, деполитизацию государственного управления и расширение исполнительных полномочий префектов. Эти продлили идеи П. П. Карпа о местной автономии и, кроме того, попытались защитить существующее местное самоуправление недавно объединенных Трансильвании, Бессарабии и Буковины . [ 66 ]
Он все еще боролся с предубеждениями против германофилов: также в 1921 году он пытался получить кафедру истории в Яссском университете , но проиграл, когда против него вмешался его старый противник Йорга. [ 67 ] Два года спустя он присутствовал на церемонии похорон Дмитрия Ончула , коллеги-историка и юнимиста . Ончул, чья германофилия стала темой крупного скандала в 1919 году, [ 68 ] был удостоен Филитти похоронной речи. В нем говорилось: «Все мы — это то, что наши известные или неизвестные предки накопили в нашем существе; мы — то, что предыдущие поколения посадили в нас; мы — эхо наших мертвых». [ 11 ]
Восстановление
[ редактировать ]В начале 1920-х годов И. К. Филитти сотрудничал с бывшей юнимистской трибуной Convorbiri Literare , которая публиковала фрагменты его исследований о Майореску (1922) и романисте Костаче Негруцци (1923). [ 69 ] Впоследствии Филитти обратил свое внимание на некоторые из самых ранних источников по истории Валахии, добавив свое мнение к дебатам вокруг историчности Негру Водэ (описанного в некоторых источниках раннего Нового времени как строителя государства Валахии). Его тематическое исследование, опубликованное в анналах Румынской академии в 1924 году, пришло к выводу, что Негру Вода на самом деле был легендой, придуманной валашским лордом 17-го века Матеем Басарабом . [ 70 ] В следующем году он вернулся к социальной истории с книгой Claselesociale în trecutul românesc («Социальные классы в румынском прошлом»). Это главным образом объясняло разницу между понятиями дворянства в Западной Европе, с одной стороны, и Дунайских княжествах, с другой: молдо-валахское дворянство не имело понятия рыцарства , так как все бояре определялись своими вотчинами . [ 71 ]
В конце концов, в 1926 году король Фердинанд позволил Филитти возобновить политическую карьеру, сделав его членом Законодательного совета Румынии . [ 72 ] Являясь результатом Конституции 1923 года , он состоял из экспертов, которым было поручено рассматривать законы, одобренные парламентом , и чья точная роль вызвала ряд споров. [ 73 ] Филитти был среди тех, кто называл Совет необходимой ветвью законодательной власти, а не органом исполнительной власти. [ 74 ]
Также в 1926 году Филитти был одним из авторов истории права обзора « Вклад в историю уголовного правосудия в румынских княжествах» . [ 16 ] С помощью академического журнала Йорги Revista Istorică он также опубликовал свое открытие румынского глоссария 17-го века , который эмиссары Святого Престола использовали в своих миссиях в Дунайские княжества. [ 75 ] Он вернулся в 1927 году с работой, прослеживающей саму историю Законодательного совета: Originea şi menirea Consiliului Legislativ («Происхождение и цель Законодательного совета»). [ 16 ]
Филитти закончил 13-ю и последнюю тетрадь своего дневника 6 марта 1928 года. [ 20 ] К 1929 году он обратил свое внимание на историю медицины Валахии, опубликовав исследование медицинской практики между 1784 и 1828 годами. [ 16 ] В том же году он редактировал критическое издание боярской книги ( catagrafie ) 1829 года, первоначально составленной российскими властями в соответствии с положениями Регламента . В нем особенно показано разделение аристократии на три класса, при этом только 70 записей относятся к высшей категории «великих бояр». [ 76 ] Филитти продемонстрировал, что валашские бояре, составляющие всего 4,6 ‰ населения Валахии, составляли один из самых тонких слоев европейской аристократии, пропорциональный соответствующему населению. [ 77 ]
Продолжая участвовать в спорах по поводу полномочий Законодательного совета, [ 74 ] Филитти был членом, а затем президентом Комиссии штата по геральдике и генеалогии. [ 16 ] Это назначение снова привело его к разногласиям с румынским монархом, на этот раз касающимся геральдических символов Великой Румынии. Филитти и Кириляну предложили изменить дизайн гербов румынских округов , на каждом из которых изображена Стальная корона , в знак национального единства; Фердинанд не согласился, и графствам разрешили только простые гербы . [ 2 ] Он обратил свое внимание на ветвь своей семьи Слэтинеану и завершил биографическое исследование Иона Слэтинеану, губернатора Брэилы в 1830-х годах (организовано журналом Analele Brăilei , 1/1929). [ 78 ]
Некоторые биографические произведения Филитти были посвящены валашскому герою XVI века Михаилу Храброму . В 1931 году он опубликовал расследование ранней карьеры Майкла как Бана Олтении титулованного . [ 16 ] Год спустя он подробно описал введение Михаилом крепостного права в Валахии: О «рабстве» Михаила Храброго («О «рабстве» при Михаиле Храбром»). [ 16 ] Между ними академический обзор Analele Economice şi Statistice , Vol. XIV переиздал подсчет освобожденных цыганских рабов 1857 года с примечаниями Филитти. [ 79 ] В 1932 году, возвращаясь к истории Олтенских банов, он представил отчет об истории семьи Крайовешть , который был опубликован в журнале Arhivele Olteniei . [ 80 ] В результате его продолжающегося исследования социальных проблем начала XIX века появилась еще одна книга, Frământări politice şisociale în Principatele române de la 1821 la 1828 («Политические и социальные потрясения в румынских княжествах с 1821 по 1828 год», Cartea Românească , 1932). Его описывают как «беспартийный анализ» Валашского восстания 1821 года и его последствий. [ 16 ] и подробно описывает имущественный спор между местными православными монахами и их греческими православными конкурентами. [ 81 ]
Консервативные теории и румынские княжества...
[ редактировать ]К 1928 году творчество И. К. Филитти отошло от чисто исторических исследований, поскольку он занял позицию в области политической теории. Как отмечает Иоан Станомир, эволюция Филитти в этом направлении знаменует собой заключительный цикл в истории классического, « берковского », консерватизма в Румынии, который не имел политического аспекта, но дополнял и был современником взглядов его соперника Николае Йорги. . [ 82 ] По мнению Станомира, объективность, которую исповедовал историограф Филитти, противоречила его амбициям реабилитировать Юнимею и дело консерваторов, чтобы продлить их актуальность до 1930-х годов. [ 18 ] Некоторые из его основных идей представляли собой обновленные версии юнимистских концепций XIX века: восхваление умеренности и органичности, неприятие государственного капитализма и его « псевдобуржуазии » и, в частности, критика щедрых земельных реформ . [ 83 ] Находясь под непосредственным влиянием аграрного скептицизма Карпа и Майореску, Филитти утверждал, что разделение крупных поместий на неприбыльные участки только усугубило местные проблемы, такие как бедность или неквалифицированная рабочая сила, и помешало органическому росту в сторону хорошего управления . [ 84 ] Дневник Филитти упрекает политический истеблишмент Великой Румынии за отсутствие достаточных гарантий территориальной целостности (особенно в отношении преемника России, Советского Союза ) и за депрофессионализацию дипломатического корпуса. [ 17 ]
У Майореску Филитти заимствовал основную социологическую концепцию «форм без содержания», критикуя любую модернизацию, не учитывающую местные реалии, написав: «После семи десятилетий буржуазных форм, без буржуазии, со всем этим водоворотом законов и правил , который увеличился до 20 000 страниц [...], подсчеты показывают, что [...] деревни во всех местах не зарегистрировали никакой прибыли, хотя [...] Румыния, по сути, представляет собой не что иное, как одну гигантскую деревню. ." [ 85 ] В своих постюнимистских исследованиях Филитти гневно отмечал, что режим НЛП лишь увеличил ряды бюрократии (и неявно расширил ее политическую машину ), увековечивая этатизм . [ 86 ] Он предложил меры по противодействию этой тенденции путем поощрения «сельской буржуазии», «самостоятельной», решившей выйти «из тьмы и рутины» деревенской жизни и со временем способной поддержать национальную промышленность. [ 87 ]
В 1932 году Филитти, сохранявший живой интерес к истории румынской православной церкви, опубликовал книгу «Biserici şi ctitori» («Церкви и ктиторы »). [ 16 ] Подобные мысли его волновали, когда он решил спонсировать восстановление и обновление двух родовых церквей: Успенской церкви в Слатине, первоначально построенной его родственниками Слэтинеану (которую он увековечил гербом, выставленным над входом в церковь); и Сфынтул Думитру де Юрамант подворье Констанди Филитти (которого он перезахоронил в помещении церкви). [ 2 ]
В 1934 году И. К. Филитти зарегистрировал один из своих величайших успехов, когда он опубликовал переработанную и расширенную версию своего исследования 1904 года: Principatele române de la 1828 la 1834. Ocupatiunea rusească şi Regulamentul Organic («Румынские княжества с 1828 по 1834 год». Российская оккупация и органическое регулирование »). Это исследование даже принесло ему похвалу со стороны Йорги, который назвал его «чрезвычайно богатым трудом по прагматической истории». [ 16 ] Работа в основном документирует возникновение гражданского сознания, названного Филитти «общественным духом», в годы, когда «Регуламентул» действовал , и говорит о том, как класс молдо-валахских русофилов стал русофобским по мере знакомства с царским самодержавием . [ 88 ] Principatele române... включает дополнительные данные о расколе между либеральной молодежью с ее идеалом национального освобождения и крестьянством, более решительным положить конец барщинной системе. [ 89 ] Он продолжал публиковаться по актуальным вопросам истории права, документируя древнюю валашскую форму Вергильда ( plata capului , «головная выплата»), [ 90 ] и по историографии - биография Revista Istorică валашского летописца Раду Гречану . [ 91 ] Другой его книгой того года был расширенный политический манифест, Rătăcirile unei pseudo-burghezii şi reforme ce nu se fac («Заблуждения псевдобуржуазии и неосуществленные реформы»). [ 92 ]
В 1935 году Филитти завершил « Землевладение в румынских княжествах до 1864 года» и «Вклад в дипломатическую историю Румынии в XIX веке ». [ 16 ] В книге Vechea Organizare Financială a Principatelor Române până la Regulamentul Organic («О древнем финансовом порядке румынских княжеств по регулированию органических продуктов ») он обсуждал распространение государственных налогов на протяжении веков и меры, от которых было освобождено православное духовенство. [ 93 ] Четвертая книга, посвященная истории литературы, была напечатана под названием Cărti vechi privitoare la români («Старые книги, относящиеся к румынам»). [ 94 ] Также в 1935 году он выпустил подборку своих мемуаров под названием Câteva amintiri («Некоторые воспоминания») и напечатал свои конференции для государственной радиокомпании : Dezvoltera politica a României Moderne («Политическое развитие современной Румынии»). [ 95 ] Основываясь на своем предыдущем исследовании в Arhiva Gheorghe Grigore Cantacuzino , Филитти также опубликовал статью о румынском происхождении французского дипломата Мориса Палеолога ( дневная газета Adevărul , 29 сентября 1935 г.). [ 96 ] и отредактировал для печати письма олтенского инженера Петраке Поэнару ( Arhivele Olteniei , 74-76/1934). [ 97 ]
Другим его вкладом в 1935 году стал сборник текстов по политической истории под названием Pagini din istoria României Contemporarye («Страницы истории современной Румынии»). В книге критиковалась историческая версия НЛП, ответ Румынии на виггизм , и отмечалось, что с самого начала консерваторы были ближе к моделям классического либерализма, чем их революционные оппоненты. [ 98 ] опубликованное Институтом графических искусств Лупты Новое эссе Филитти, в 1936 году, вновь рассматривает зарождение и эволюцию консерватизма в Дунайских княжествах, а затем в Румынии: Conservatori şi junimisti în viaa politică românească («Консерваторы и юнимисты в политической жизни Румынии»). В работе постулировалось, что местный консерватизм фактически зародился на первой фазе румынского либерализма , группируя противников «экстремистской», «утопической», «ликующей» силы, которая стала национал-либеральной элитой. [ 99 ] Он утверждал, что, поскольку национал-либералы стали истеблишментом и покончили со своей республиканской программой, консерваторов, «на самом деле умеренных либералов», стали ошибочно изображать как « реакционеров ». [ 100 ] Его ретроспективный портрет Юнимеи был, по словам Станомира, особенно «меланхоличным», его собственный юнимизм «никогда не отрекался». [ 18 ]
Последние годы
[ редактировать ]В 1936 году И. К. Филитти написал статью, в которой определил сферу деятельности и историю Законодательного совета. Он был включен в юбилейный сборник статей, опубликованный президентом Совета Иоанном Ионеску-Долем . [ 101 ] В его переработанной работе о Кантакузино, опубликованной в Бухаресте под названием « Notice sur les Cantacuzène du XIe au XVIIe siècles» («Заметка о Кантакузино с 11 по 14 века»), прослеживаются семейные связи между Кантакузино-Набабулом и византийским императором 14 века. Иоанн VI , которого Филитти определил как узурпатора. [ 102 ] Тогда же он переиздал политическую брошюру поэта XVIII века Алеку Вэкэреску в журнале Preocupări Literare . [ 103 ]
Филитти готовился к уходу из общественной жизни и назначил своего единственного сына Маноле хранителем Архива Филитти. [ 104 ] Филитти-младший был юристом, финансистом и футболистом-любителем по регби , который позже стал менеджером Phoenix Oil Factory. [ 4 ] Женат на актрисе Мими Еначану. [ 4 ] он долгое время жил в Яссах, деля виллу с поэтом Михаилом Кодряну . Именно там в 1936 году родился внук Иоанна К. Ион. Его крещение было общественным мероприятием, в котором приняли участие некоторые известные аристократические дома, и одним из последних мероприятий, на которых когда-либо присутствовал Филитти-старший (который встретил Кодряну и подружился с ним по этому случаю). ). [ 104 ]
Диктатура Фронта национального возрождения во главе с королем Каролем II положила конец демократическому правлению в Великой Румынии. В этих обстоятельствах И.С. Филитти был восстановлен официальной школой историков. С 1938 года социолог Димитри Густи нанял Филитти в качестве внешнего автора стандартного румынского словаря Enciclopedia României . Его «фундаментальным» вкладом, по словам Станомира, была статья «Законодательный совет», включенная в том I. [ 18 ] Вместе с IC Ванту Филитти также написал раздел об административной реформе , в соответствии с которой Кэрол заменила округа более крупными Цинутури . Эта запись оправдала идеи Кэрол о территориальном разделении, описывая новые регионы как органические, «моральные, культурные, экономические и финансовые» единицы. [ 105 ] Оба автора хвалили якобы возросшие представительные полномочия коммун и законы, защищающие частную собственность в городских владениях. [ 106 ] Как отметила Джорджета Филитти, И. К. Филитти снова был недоволен готовым продуктом: «Оставленный им экземпляр [ Энциклопедии ] содержит многочисленные исправления к его собственным записям и наблюдениям, сделанным по поводу записей других авторов, которые будут приветствоваться при любом переиздании в будущем». [ 2 ] Другой вклад Филитти за 1938 год - одноименный том о валашском революционере 1821 года Тудоре Владимиреску с подзаголовком: Rostul răscoalei lui («Цель его восстания»). [ 107 ]
С мая 1938 года Филитти также был генеральным административным инспектором королевства. [ 108 ] Начавшаяся Вторая мировая война вновь оттолкнула его от общественной жизни. Румыния была страной Оси , и поэтому Бухарест подвергся сильным бомбардировкам ВВС США . Воздушная атака 4 апреля 1944 года фактически уничтожила резиденцию Филитти, ее коллекцию произведений искусства (включая посуду из муранского стекла ) и множество неотредактированных документов. [ 12 ] Историк выжил, но, по словам Джорджеты Филитти, инцидент «ускорил его смерть». [ 12 ]
И.С. Филитти умер в сентябре 1945 года, почти через год после того, как переворот короля Михаила порвал с Осью. По его собственным словам, он опубликовал 82 тома, 267 тематических статей и составил около 700 генеалогических древ . [ 67 ] Многие из этих текстов представляли собой проспекты с «исправлениями» к предыдущим изданиям, адресованные широкому учёному сообществу. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]Смерть Филитти произошла незадолго до того, как коммунистический режим в Румынии появился . У него остались жена и сын. Аристократы по крови и консерваторы по убеждениям, потомки и родственники Иоанна К. сильно пострадали в результате новой политики: откровенный антикоммунист Филитти-Робэнешть стал политическим заключенным , как и его двоюродный брат Пуйу Филитти, который был короля Адъютант . [ 1 ] Александрина Филитти была лишена практически всей своей земли во время земельной реформы и национализации , но все же была вынуждена соблюдать сельскохозяйственные квоты, установленные правительством; когда ей это не удалось, Маноле Филитти взял на себя ответственность за последствия и провел около трех лет в коммунистических тюрьмах. [ 1 ]
После освобождения Маноле и часть клана Филитти переехали в одинокий бухарестский дом, расположенный недалеко от скита Дарвари . Восстановившись клерком на национализированных предприятиях, он снова женился в 1985 году на историке Джорджете Пенелеа. [ 4 ] Имея хорватское и истро-румынское происхождение, она является родственницей престижной репортёрши Михаэлы Катарджи . [ 1 ] Сын Маноле Ион сделал карьеру инженера, но не смог продвинуться профессионально из-за своего аристократического происхождения. [ 109 ] Он эмигрировал в Западную Германию , где до сих пор проживает филиал Филиттиса. [ 109 ]
Несмотря на официальную цензуру , работы Филитти не были полностью недоступными. Как указал Виктор Ризеску, в рамках ортодоксального марксизма-ленинизма идея боярского превосходства в ранних Дунайских княжествах не была отвергнута, а скорее интегрирована в теорию « способов производства ». [ 19 ] Некоторые книги Филитти были переизданы в 1980-х годах, когда национал-коммунизм позволил выборочно познакомиться с консервативными школами мысли Румынии. Как отметил историк Овидиу Печикан , режим пытался поощрять « автаркическую ксенофобию », не позволяя интеллектуалам воспринимать западные идеи, но взамен позволяя им выборочно восстанавливать старые идеи. [ 110 ] В 1985 году книги «Proprietatea solului...» , «Политические и социальные волнения... и Румыния по поводу капитуляции Турции» были переизданы в критических изданиях. [ 16 ] С академической точки зрения основным вкладчиком в этот конкретный проект восстановления была Джорджета Пенелеа-Филитти, известная также как редактор книг Йорги, Михаила Когэлничану и других интеллектуальных деятелей. [ 1 ]
Румынская революция 1989 года привела к тому, что И. К. Филитти стал уделять больше внимания как исследователю и полемику. Архив Филитти, хранимый Маноле Филитти, был разделен на отдельные фонды и разделен между несколькими учреждениями: Библиотекой Румынской академии , Национальным архивом , коллекцией дворца Котрочень и уездным музеем Яломица. [ 104 ] Отрывки из дневников историка были опубликованы Джорджетой Филитти в виде брошюр в академическом обзоре Revista Istorică в начале 1990-х годов. [ 111 ] Начиная с 2008 года она опубликовала дневник в виде книги в издательстве Музея Яломица и компании Cetatea de Scaun из Тырговиште . [ 17 ]
Таким образом, академическое сообщество Румынии было вынуждено переоценить общую ценность работы Иоана К. Филитти. Популярный исторический обзор Magazin Istoric присуждает премию IC Filitti Award в качестве одной из четырех ежегодных наград за выдающиеся исследования и статьи. [ 112 ] В 2009 году компания Editura Compania опубликовала книгу научных биографий историка Дэна Бериндеи , в которую, в частности, входит глава, посвященная Филитти. По словам Бойя, Бериндей вынес за скобки всю карьеру Филитти в оккупированной Румынии, выразив при этом смутное сожаление по поводу того, что Филитти так и не реализовал весь свой дипломатический потенциал. Боя риторически спрашивает: «Историк знает [причину этого], разве читатель не должен это выяснить?» [ 113 ] По словам политолога Кристиана Серселя, Иоану Станомиру принадлежит заслуга в том, что он помог восстановить вклад Филитти как консервативного теоретика, который был «слишком быстро забыт». [ 114 ] В своей книге 2004 года Conştiinña conservatoare («Консервативное сознание») Станомир ставит Филитти рядом с Константином Рэдулеску-Мотру , Александру Дуцу и Вирджилом Немояну как одного из интеллектуалов, которые сохранили место для юнимистского консерватизма в конце 20 века и далее. [ 114 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час (на румынском языке) Станца, Дан и Филитти, Джорджета, «Печать дворянства - образование» , в România Liberă , 14 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Филитти, Г. (1995), стр.47.
- ^ Джувара, стр.158, 313
- ^ Jump up to: а б с д и (на румынском языке) Лаура Гуцану, «Разговор с Джорджетой Филитти». Архивировано 18 января 2013 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 31/2003
- ^ Джувара, стр.270-271.
- ^ Джувара, стр.158
- ^ Джувара, стр.198, 202.
- ^ Jump up to: а б с д и Филитти, Г. (2008), стр.11.
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.46; (2008), стр.12-13
- ^ Jump up to: а б Филитти, Г. (2008), стр.13
- ^ Jump up to: а б с д и Филитти, Г. (1995), стр.45
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Филитти, Г. (1995), стр.48.
- ^ Jump up to: а б с Филитти, М. и Гуцану, стр.30
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.47; (2008), стр.11-12; Филитти, М. и Гуцану, стр.30
- ^ Джувара, стр.376
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Филитти, Г. (1995), стр.46.
- ^ Jump up to: а б с д и Филитти, Г. (2008), стр.14.
- ^ Jump up to: а б с д Станомир, стр.130
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Ризеску, Виктор, «Идеологии и идеологические истории: румынская традиция». Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine , в Кувантуле , Nr. 377, ноябрь 2008 г. (переиздано Româniaculturală, архивировано 2 сентября 2011 г. в Wayback Machine )
- ^ Jump up to: а б с Филитти, Г. (2008), стр.10.
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.45; (2008), стр. 10, 11. См. также Boia, стр.
- ^ Филитти, Г. (1995), стр. 45-46, 47.
- ^ Бойя, стр.108, 216.
- ^ Паприка, стр.216; Филитти, Г. (2008), стр.10.
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.46; (2008), стр.10, 11
- ^ Станомир, с. 70-71.
- ^ Станомир, стр.71
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.46; (2008), стр.10
- ^ Jump up to: а б Боя, стр.216
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.47; Филитти, М. и Гуцану, стр.30
- ^ Паприка, стр.54, 216-217; Филитти, Г. (1995), стр. 46; (2008), стр. 11, 12, 14
- ^ Jump up to: а б с Боя, стр.54
- ^ Бойя, стр.216-217.
- ^ Boia, стр. 216, 217. См. также Filitti, G. (2008), стр.
- ^ Бойя, стр.217
- ^ Паприка, стр.216; Филитти, Г. (1995), стр. 48; (2008), стр.14
- ^ Вторник, стр.85-86, 88.
- ^ (на румынском языке) Маноле, Петре Флорин, «Изгнание чистых кочевых цыган из Валахии в период 1831-1834 гг.» [ постоянная мертвая ссылка ] , в Университета Алба-Юлия от 1 декабря Вестнике студенческих научных кружков , Археология-История-Музеология , №. 12, 2006, с.107-108
- ^ Вторник, стр.85
- ^ Улиничи, стр.110, 114-115.
- ^ Улиничи, стр.110. См. также Филитти Г. (1995), стр. 46.
- ^ Филитти, Г. (2008), стр.11, 12.
- ^ Jump up to: а б с д Боя, стр.218
- ^ Бойя, стр.26, 217.
- ^ Бойя, стр.220-221.
- ^ Паприка, стр.218; Филитти, Г. (1995), стр. 46; (2008), стр.10, 12-13
- ^ Филитти, Г. (2008), стр.12-13.
- ^ Бойя, стр.157
- ^ Бойя, стр. 218, 284. См. также Филитти, Г. (2008), стр. 12-1.
- ^ (на румынском языке) Моля, Вера, «Театр Одеон к юбилею столетия существования» , в Городской библиотеке Михаила Садовяну, Библиотека Бухареста , No. 5/2011, стр.7
- ^ Филитти, Г. (2008), стр.12.
- ^ Jump up to: а б Боя, стр.218-219
- ^ Паприка, стр. 218, 219; Филитти, Г. (1995), стр. 46; (2008), стр.13
- ^ Паприка, стр.219; Филитти, Г. (1995), стр. 46; (2008), стр.13
- ^ Бойя, стр.219
- ^ Паприка, стр.26, 359; Филитти, Г. (1995), стр. 46-48; (2008), стр.13-14
- ^ Филитти, Г. (2008), стр.10, 11-12, 13.
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.47, 48.
- ^ (на румынском языке) Печикан, Овидиу , «Забытый, но важный» [ постоянная мертвая ссылка ] , в Трибуне , Nr. 124, ноябрь 2007 г., стр. 11
- ^ (на румынском языке) Мунтяну, Ирина, «Консерватор-миллионер» , в Jurnalul Nacial , 12 декабря 2005 г.
- ^ Афанасий, с. 30-31, 32, 33.
- ^ (на румынском языке) Рэдулеску, Михай Сорин, «О портрете мисс Зои Гика» , в «Литературной Румынии » , No. 38/2009
- ^ (на румынском языке) Рэдулеску, Михай Сорин, «Письмо дипломата Лучиана Блага» , в «Литературной Румынии» , No. 12/2004
- ^ (на румынском языке) Рэдулеску, Михай Сорин, «Забытый тюрколог и репрезентативная книга» , в Viata Românească , No. 12/2008
- ^ (на румынском языке) Рэдулеску, Михай Сорин, «Румынское присутствие в Северной Африке» , в «Литературной Румынии» , No. 17/2007
- ^ (на румынском языке) Петреску, Цезарь , «Книги и журналы» , в Гандиреа , No. 4/1921, стр.95-96 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Jump up to: а б Филитти, Г. (1995), стр.46, 47.
- ^ Бойя, стр.352-353.
- ^ Кэлинеску, стр.989, 999.
- ^ Кырчумару, Раду, «Негру-Водэ и Драгош. Легенда и историческая правда в начале румынской государственности» [так в оригинале], в Университете Штефана чел Маре в Сучаве Кодрул Косминулуй , No. 15 (2009), с.38
- ^ Неделойу, Пол Даниэль, «Бояре Нямцского уезда - часть молдавской элиты» , в Университете Штефана чел Маре в Сучаве, Кодрул Косминулуй , No. 2 (2010), с.34
- ^ Филитти, Г. (1995), стр.46. См. также Станомир, стр.130.
- ^ Мата, пассим
- ^ Jump up to: а б Матэ, стр.201
- ^ (на румынском языке) Панаталеони, Даниэле, «Наблюдения за старыми румынскими текстами с латинским алфавитом (1570–1703)». Архивировано 16 августа 2016 г. в Wayback Machine в Яссском Филологическом университете Jassyensia , Nr. 1/2007, стр.40
- ^ Колумбяну, Серджиу, «Перспективы исследований в румынской историографии: Валахия (1770–1830)», в Хитчинс, Кейт (ред.), Румынские исследования. Том. III , Brill Publishers , Лейден, 1973, стр.134. ISBN 90-04-03639-3
- ^ Джувара, с. 49, 347.
- ^ (на румынском языке) IC, «Библиография» , в Śara Bârsei , No. 2/1930, стр. 190-191 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ (на румынском языке) Ахим, Венера, «Статистика цыган в румынских княжествах в период 1830–1860 годов» , в «Историческом обзоре », No. 3-4 (2005), с.115
- ^ (на румынском языке) Илие, Мариус Ливиу, «Доминия и «дом доминиона» в Валахии. Этимология и историческое значение (14–16 века)». Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine , в Румынской академии , Институт Джорджа Барицю. Ежегодника истории . Серия Historica , 2009, стр.37, 38.
- ^ Бегин, стр.120, 129.
- ^ Станомир, с. 6-7.
- ^ Станомир, с. 130-137.
- ^ Станомир, стр. 131-135, 137.
- ^ Станомир, стр.133
- ^ Станомир, стр.134-136.
- ^ Станомир, стр.137
- ^ Марза, стр. 83, 85, 86, 87-88. См. также Бегуни, с.114, 126.
- ^ (на румынском языке) Балан, Дину, «Нация и общество. Национальное и социальное в эпоху Союза» , в Университете Штефана чел Маре в Сучаве Кодрул Косминулуй , No. 10 (2004), с.173, 179
- ^ (на румынском языке) Константин, Флорина Мануэла, «Рабство в румынских правилах 17 века. Реформа закона (1652 г.)» , в «Историческом обзоре », № 1. 1-2 (2009), с.85, 89
- ^ Кэлинеску, стр.979
- ^ Станомир, с. 134-137.
- ^ Бегин, стр.110, 125.
- ^ (на румынском языке) Лемни, Дойна, «Новости о румынах в двух исторических словарях XVIII века» , в Городской библиотеке Михаила Садовяну, Библиотека Бухареста , No. 6/2000, стр.12
- ^ Станомир, стр. 70-71, 311, 132-133.
- ^ Джувара, стр.347
- ^ (на румынском языке) Армянка, Э., «Культурное движение. Книги и журналы» , в «Румынской мысли» , No. 1/1935, стр.61 (оцифровано университета Бабеш-Бойяи Онлайн-библиотекой Трансильванского )
- ^ Станомир, стр.52-53.
- ^ Станомир, стр. 47-48, 60-61.
- ^ Станомир, стр.60-61.
- ^ Матэ, стр.200
- ^ Афанасий, стр.29, 33.
- ^ Кэлинеску, стр.981
- ^ Jump up to: а б с Филитти, М. и Гуцану, стр.31
- ^ Пэунойу, стр.95
- ^ Пэунойу, стр.98-99
- ^ Кэлинеску, стр.984
- ^ Арманд Кэлинеску , Ал. Г. Саву, Политические заметки 1916–1939 гг ., Humanitas , Бухарест, 1990, стр.395. ISBN 973-28-0164-6
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Раду, Таня, «Другая Румыния» , в журнале 22 , № 1. 768, ноябрь 2004 г.
- ^ (на румынском языке) Печикан, Овидиу , «Авалон. Историографическое прошлое и будущее» , в Observator Culture , No. 594, сентябрь 2011 г.
- ^ Боя, стр. 54, 157, 217-219.
- ^ (на румынском языке) Думитреску, Валентин, «Национальные театральные конференции» , в журнале 22 , No. 1129, октябрь 2011 г.
- ^ Бойя, стр.26
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Серсель, Кристиан, «Автохтонный консерватизм вчера и сегодня» , в журнале Observator Culture , No. 298, декабрь 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- (на румынском языке) Атанасиу, Михай-Богдан, «Предки Кантакузини из румынских стран» , в «Созвездиях Есене» , No. 2/2007, стр. 29-33.
- (на французском языке) Бегуни, Мирела, «Церковное наследие и ситуация ортодоксального духовенства Молдавии, отражающая предварительные катаграфии» , в Университете Штефана чел Маре в Сучаве , Кодрул Косминулуй , No. 13 (2007), стр. 107-129.
- Бойя, Лукиан , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas , Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Кэлинеску, Джордж , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986.
- Джувара, Неагу , Между Востоком и Западом. Румынские страны в начале современной эпохи , Humanitas, Бухарест, 1995. ISBN 973-28-0523-4
- Филитти, Джорджета
- «Портрет историка И.С. Филитти», в журнале «Исторический» , октябрь 1995 г., с. 45-48
- (на румынском языке) «Un om al cetății» городской библиотеки Михаила Садовяну , в Biblioteca Bucureştilor , Nr. 12/2008, с. 10-14
- (на румынском языке) Филитти, Маноле и Гуцану, Лаура, « Causeries . Biblioteci, bibliotecci» , в Яссского университета Центральной библиотеке Biblos , Nr. 4 (1996), с. 30-31
- (на румынском языке) Марза, Раду, «Россия и румынские княжества в эпоху регулирования. Культурная перспектива» [ постоянная мертвая ссылка ] , в Анналах Университета Алба-Юлии от 1 декабря , Историческая серия , 9/I, 2005, с. 83-91
- (на румынском языке) Мэцэ, Дэн Константин, «Обзоры. Сорин Попеску, Тудор Прелипчану, личности Законодательного совета во времени » , в Университета Александру Иоана Кузы Научных аналах . Юридические науки , Том ЛИИ, 2006, с. 199-204.
- (на румынском языке) Паунойу, Диана, «Румынские города на левом берегу Дуная в соответствии с Административным законом 1938 года. Пример: город Турну-Северин» , в Университета Крайова- архиве Олтении , № 1. 23 (2009), стр. 95–112.
- Станомир, Иоанн , Консервативный дух. От Барбу Катарджиу до Николае Йорги , Издательство Curtea Veche , Бухарест, 2008. ISBN 978-973-669-521-6
- (на французском языке) Улиничи, Лаура, «Консульская юрисдикция и судебные процессы над иностранцами. Дело Константиноса Заппаса против Антона и Томы Константина (1865-1872)» , в Codrul Cosminului , Nr. 2 (2011), с. 109–120
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография И. К. Филитти в Городской библиотеке Михаила Садовяну.
- 1879 рождений
- 1945 смертей
- Румынские историки ХХ века
- Румынские специалисты по генеалогии
- румынские политологи
- Румынские историки литературы
- Румынские медиевисты
- Историки христианства
- Румынские историки религии
- геральдисты
- Историки права
- Румынские писатели-юристы
- Историки сельского хозяйства
- Социальные историки
- Румынские историки медицины
- Историки Первой мировой войны
- Члены-корреспонденты Румынской Академии
- Юнимисты
- Политики Консервативной партии (Румыния, 1880–1918)
- Румынские государственные служащие
- Дипломаты из Бухареста
- Председатели Национального театра Бухареста
- Префекты Румынии
- Румынские антологи
- Румынские биографы
- Румынские писатели-мужчины
- Румынские биографы-мужчины
- Румынские эссеисты
- Румынские эссеисты-мужчины
- Румынские мемуаристы
- Румынские журналисты общественного мнения
- Румынские писатели на французском языке
- Авторы правды
- Румынские коллекционеры произведений искусства
- Румынские коллекционеры книг и рукописей
- Румынские книжные издатели (чел.)
- Писатели из Бухареста
- Румынский народ греческого происхождения
- Дворянство из Бухареста
- Члены Румынской Православной Церкви
- Выпускники Национального колледжа Святого Саввы
- Выпускники наук По
- Румынский народ Второй Балканской войны
- Румынские военнослужащие Первой мировой войны
- Заключенные, приговоренные к смертной казни в Румынии
- Люди, приговоренные к смертной казни заочно
- Люди, осужденные за измену Румынии
- Румынские филантропы
- Ведущие румынского радио
- Цензура в Румынии