Смертная казнь в Румынии

Смертная казнь в Румынии была отменена в 1990 году и запрещена Конституцией Румынии с 1991 года.
Предшественники
[ редактировать ]Смертная казнь в современной Румынии имеет долгую и разнообразную историю . Влад Цепеш (правил в Валахии , главным образом в 1456–1462 годах) был известен тем, что казнил тысячи людей на кол . [ 1 ] Один из его преемников, Константин Хангерли , был задушен, застрелен, зарезан и в 1799 обезглавлен османами году. [ 2 ] В Молдавии самое раннее упоминание о казнях встречается в тексте 1646 года, относящемся ко временам Василе Лупу , а в Валахии аналогичное упоминание 1652 года относится к периоду Матея Басараба правления . Оба предусматривают, что особо серьезные преступления, такие как измена, отцеубийство или похищение женщин, заслуживают смертной казни. Только митрополит мог помиловать при условии, что осужденный либо отдал свою землю церкви, либо вместе с семьей стал ее крепостным. [ 3 ]
В столице Валахии Бухаресте мужчин, осужденных за воровство, подделку, государственную измену, за то, что они были самозванцами или гайдуками , с приговором, висящим на шеях, везли на повозках из Куртя-Веке вдоль Каля-Мошилор (тогда называвшегося Подул Тыргулуй-де-Афара , или «Мост»). внешнего рынка») на рассматриваемый рынок. Тела повешенных оставляли на месте на длительное время в качестве корма для ворон. Антон Мария Дель Кьяро , писавший в 1718 году, отмечал, что в каждой таверне по пути женщины появлялись внутри с чашками вина и просили мужчину выпить как следует, чтобы он не боялся умереть. Если бы его сопровождали мать или жена, они тоже убеждали бы его пить, и в момент повешения у него кружилась голова и он не осознавал, что происходит. Казни на публичных площадях были запрещены Григоре IV Гикой (1822–1828). [ 4 ] Первые дебаты о полной отмене смертной казни состоялись в середине 18 века, причем наиболее активным сторонником был Константин Маврокордат , который правил четыре раза в Молдавии и шесть раз в Валахии в период с 1730 по 1769 год. Однако рост преступности в начале 19 века привело к возрождению этой практики. В Валахии Закон Карагеи 1818 года предусматривал казни за умышленное убийство, подделку денег, непредумышленное убийство с применением оружия и грабеж. В Молдавии Кодекс Каллимачи 1817 года допускал смертную казнь за убийство, отцеубийство, грабеж, отравление и поджог. [ 3 ] Лидеры Валашской революции 1848 года призвали к отмене отмены смертной казни в Ислазской прокламации и вскоре издали соответствующий указ. Их молдавские коллеги были менее сосредоточены на этом вопросе, и только Михаил Когэлничану упомянул отмену смертной казни в своей предлагаемой конституции. После подавления революций правящие князья сохранили смертную казнь: она упоминается в уголовных кодексах как Барбу Димитрия Штирбея из Молдавии из Валахии, так и Григоре Александру Гика . [ 3 ]
Двое лидеров Восстания Хореи, Клошка и Кришан, были разбиты колесом имперскими властями Австрии (которые тогда контролировали Трансильванию ) в 1785 году. [ 5 ] Роман Ливиу Ребреану 1922 года Pădurea spânzuraţilor (« Лес повешенных »), а также его экранизация 1965 года основаны на опыте его брата Эмиля , повешенного за дезертирство в 1917 году, незадолго до Австро-Венгрии распада и объединения Трансильвании с Румыния . [ 6 ]
Королевство Румыния
[ редактировать ]Современное румынское государство было образовано в 1859 году после объединения Дунайских княжеств , а в 1864 году был принят Уголовный кодекс, который не предусматривал смертную казнь, за исключением нескольких преступлений военного времени. Конституция 1866 года , вдохновленная либеральной бельгийской моделью 1831 года , подтвердила отмену смертной казни за преступления мирного времени. [ 7 ] К концу XIX века только шесть европейских стран отменили смертную казнь: Бельгия , Финляндия , Италия , Люксембург , Нидерланды и Португалия . [ 8 ] а также крошечная Республика Сан-Марино . [ 9 ]
Отмена преступлений мирного времени была подтверждена статьей 16 Конституции 1923 года . Однако рост преступности привел к сдвигу в пользу смертной казни. Новый Уголовный кодекс 1936 года включил некоторые разделы закона, несмотря на несогласие его составителей со смертной казнью. Конституция 1938 года , установившая королевскую диктатуру, расширила сферу тяжких преступлений, разрешив смертную казнь за преступления против королевской семьи, против высокопоставленных общественных деятелей, за политически мотивированные убийства и за убийства, совершенные во время краж со взломом. Впоследствии в Уголовный кодекс были внесены поправки для реализации конституционного мандата. [ 10 ] При диктатуре Иона Антонеску уголовные законы стали еще более репрессивными. Кража со взломом, кража оружия, поджоги, контрабанда и ряд других преступлений были признаны смертными. Также в этот период смертная казнь использовалась как инструмент политических репрессий против некоторых членов Коммунистической партии Румынии и борцов антигерманского сопротивления. [ 10 ] [ 11 ] Примеры включают Франциска Пане и Филимона Сарбу . По словам писателя Мариуса Мирку , тридцать антифашистов во время войны было казнено , из которых все, кроме трёх, были евреями . [ 12 ]
Коммунистическая Румыния
[ редактировать ]В 1945 году были приняты два закона о военных преступлениях; В следующем году Антонеску и трое его последователей были расстреляны. [ 13 ] По данным военных архивов, в период с 1949 по 1963 год, что во многом соответствует периоду правления Георге Георгиу-Дежа , в Румынии было казнено 260 человек. [ 13 ] в том числе Лукрециу Пэтрэшкану , Евгений Цуркану , банда Иоаннида , Оливиу Бельдяну (лидер группы, захватившей посольство Румынии в Берне , Швейцария , в 1955 году), члены антикоммунистического движения сопротивления и протестующие во время Венгерской революции 1956 года . Эти казни были осуществлены после принятия в 1949 году Закона о смертной казни, определяющего преступления против коммунистического государства и плановой экономики и измененного несколькими указами на протяжении 1950-х годов. [ 14 ] Они предусматривали смертную казнь за некоторые преступления против государства, мира и человечества. [ 14 ] Декретом 202/1953 к списку преступлений, подлежащих наказанию, было добавлено крупномасштабное хищение, причинившее серьезный ущерб народному хозяйству, а в 1957 году впервые при коммунизме в Уголовный кодекс была введена смертная казнь за убийство при отягчающих обстоятельствах. [ 13 ]
Пропагандистское использование было сосредоточено на огласке правовых положений, а не на конкретных случаях. Рассчитывая в первую очередь на конкретный сдерживающий эффект казней, режим применял смертную казнь в основном для устранения фашистов, диверсантов, предателей или членов групп сопротивления и т. д. Хотя он мог и напрямую устранять их, власти решили следовать законным процедурам. . Это должно было создать видимость законности, направленную на улучшение имиджа режима, а также носившую общую сдерживающую функцию. Хотя ведущие юристы обсуждали и пытались отменить смертную казнь в 1956 году, правовые положения и фактическое применение ужесточились в 1958 году, когда сталинистский правитель Георгиу-Деж инициировал новую волну репрессий. [ 13 ]
В 1958 году акт контакта с иностранцами с целью спровоцировать государство на нейтралитет или на войну был подвергнут смертной казни; это была явная ссылка на меры, принятые Имре Надем во время Венгерской революции 1956 года , и она стала еще более актуальной после вывода советских оккупационных сил тем летом, что привело режим к подавлению внутреннего инакомыслия. Определение «экономического саботажа» и «хулиганства» было расширено указом № 318/1958, и в течение следующих двух лет продолжалась ожесточенная кампания против экономической преступности, в ходе которой было зарегистрировано 87 казней, 28 из них только за растрату. [ 13 ]
Период после тюремной реформы 1969 года был особенно связан с личностью Николае Чаушеску . Правовые положения, как они были объяснены широкой общественности, были разработаны в духе заявлений о гуманизме режима и, таким образом, обвиняли жестокие репрессии, характерные для сталинского периода. Мечта об идеологической отмене перерабатывается через дискурс о естественном исчезновении смертной казни, сопровождавшем строительство Нового Человека, и снижении преступности в целом. Эта идеологическая дискуссия не имела никакой связи с жесткой правовой базой и тем более с ее интерпретацией и политизированным применением смертной казни. Политизацию смертной казни можно наблюдать, если посмотреть на ее непоследовательное применение, зависящее от различных сдерживающих кампаний, проводимых пропагандистской машиной. [ 15 ]
Новый Уголовный кодекс, принятый в 1969 году, включал 28 преступлений, караемых смертной казнью, включая экономические и имущественные преступления. В 1970-е годы это число существенно сократилось. С 1969 по 1989 год было приведено в исполнение 98 смертных приговоров; среди казненных в этот период были Ион Рымару и Георге Штефанеску . [ 15 ] Большинство приговоров к смертной казни было вынесено за убийства, но некоторые были вынесены за хищение государственной собственности в крупных размерах. Например, в 1983–1984 годах 19 человек были приговорены к смертной казни за кражу государственного имущества (в основном большого количества мяса), причем всем им была предоставлена отсрочка наказания. [ 15 ] [ 16 ]
За все время пребывания Чаушеску у власти (1965–89) 104 человека были расстреляны в тюрьмах Джилава и Рахова , а смягчение наказания укрепило его имидж сурового, но доброго отца нации. [ 17 ] В Джилаве заключенных выводили на улицу, в правую часть тюрьмы, привязывали к столбу и расстреливали шесть, десять или даже двенадцать младших офицеров, а в Рахове их расстреливали в подземном помещении; весь процесс был окутан тайной. Казни обычно происходили через несколько дней после отклонения апелляции, а расстрелянных в Джилаве обычно хоронили на деревенском кладбище. От смертной казни освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей до трех лет. [ 17 ] Смерть Ионного Пистола , застреленного за убийство при отягчающих обстоятельствах в мае 1987 года, стала последней регулярной казнью в стране. [ 18 ] Последними казнями в Румынии были казни самого Чаушеску и его жены Елены после свержения режима в ходе румынской революции 1989 года; они были подвергнуты показательному суду , а затем расстреляны. [ 16 ] Елена Чаушеску была единственной женщиной, казненной в современной Румынии. [ 3 ]
Румыния с 1989 г.
[ редактировать ]7 января 1990 года, вскоре после расстрела Чаушеску, лидеры Фронта национального спасения указом отменили смертную казнь; [ 3 ] [ 19 ] некоторые румыны увидели в этом способ для бывших коммунистов избежать наказания и потребовали восстановления смертной казни в серии протестов в январе 1990 года. [ 20 ] В ответ руководство назначило референдум по этому вопросу на 28 января, но отменило голосование за десять дней до его проведения. [ 18 ] 27 февраля 1991 года Румыния ратифицировала Второй Факультативный протокол к Международному пакту (Закон № 7/1991). Конституция, ратифицированная в декабре того же года, прямо запрещала смертную казнь; [ 21 ] запрет был сохранен, когда в 2003 году была принята обновленная версия конституции. [ 3 ] Конституция предусматривает, что никакие поправки не допускаются, если они приводят к подавлению основных прав и свобод, что интерпретируется как означающее, что смертная казнь не может быть восстановлена, пока действует действующая конституция. На Румынию также распространяется действие Европейской конвенции по правам человека (с мая 1994 г.) и Хартии основных прав Европейского Союза (с января 2007 г.), оба документа отменяют смертную казнь. [ 21 ] В преддверии президентских выборов 2000 года Корнелиу Вадим Тудор , занявший второе место, сделал восстановление смертной казни главным пунктом своей кампании. [ 18 ]
-
Происходят посады вокруг князя Влада
-
Место, где Хорея и Клошка были казнены
-
Ион Антонеску расстрелян
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Трептов, Курт В. Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша , стр.117. Издательство Колумбийского университета (1991), ISBN 0-88033-220-4 .
- ^ Джуреску, Константин К. История Бухареста. С древнейших времен до наших дней , с.107. Литературное издательство, Бухарест, 1966. ОСЛК 1279610 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Иларион Тиу и Алина Дудучук, «Конституция и общественное мнение. Социальный консенсус относительно смертной казни», Sfera Politicii, 149 (июль 2010 г.).
- ^ Оффрим, Александр. Старые улицы сегодняшнего Бухареста , стр.181, 185-87. Издательство «Хуманитас» (2007 г.), ISBN 978-973-50-1733-0 .
- ^ Вайда, Аурел. Революция 1848–1849 годов в Северной Трансильвании , с.26. Издательство Румынской академии (1998 г.), ISBN 973-270-548-5 .
- ^ Симион, Ойген, Ньюкомб, Джеймс В., Виану, Лидия. Возвращение автора , стр.27. Издательство Северо-Западного университета (1996), ISBN 0-8101-1273-6 .
- ^ Франковски, стр.216.
- ^ Адамс, Роберт. Злоупотребления наказаниями , с.150. Макмиллан (1998), ISBN 0-312-17617-1 .
- ^ «Сан-Марино» . Руки прочь от Каина (на итальянском языке) . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Франковский, стр.217
- ^ (на румынском языке) Пол Шапиро и Раду Иоанид , «70 лет со дня бухарестского погрома». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Revista 22 , 25 января 2011 г.
- ^ Бутнару, IC В ожидании Иерусалима: пережить Холокост в Румынии , стр.97. Издательская группа Гринвуд (1993), ISBN 0-313-28798-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Станку, Раду (2014). «Политическое использование смертной казни как стратегия легитимации коммунистического режима в Румынии. 1944–1958» . История коммунизма в Европе . 5 (5): 106–130. дои : 10.5840/hce201456 . Архивировано из оригинала 15 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Франковский, с.220. Один румынский эксперт отметил, что уголовное право превратилось в инструмент подавления «врагов», а борьба с преступностью отошла на второй план.
- ^ Jump up to: а б с Станку, Раду (2013). «Политическое применение смертной казни в коммунистической Румынии в период с 1969 по 1989 год». В Ходжкинсоне, Питер (ред.). Смертная казнь. Новые перспективы . Фарнем, Великобритания: Эшгейт. стр. 337–357. ISBN 978-1-4724-1220-1 .
- ^ Jump up to: а б Франковский, стр.224
- ^ Jump up to: а б (на румынском языке) Валентин Заскевич, «Как казнили приговоренных к смертной казни» , Jurnalul Naţional , 16 августа 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Кристиан Делча, «Смертельная казнь, проблема, которая разделила Румынию» , Адевэрул , 25 июля 2014 г.
- ^ Худ, Роджер. Смертная казнь: мировая перспектива , стр.28. Издательство Оксфордского университета (2002), ISBN 0-19-925129-0 .
- ^ Борнеман, Джон. Смерть отца: антропология конца политической власти , стр.144. Книги Бергана (2004), ISBN 1-57181-111-7 .
- ^ Jump up to: а б Франковский, стр.227
Ссылки
[ редактировать ]- Станислав Франковский, «Посткоммунистическая Европа», Питер Ходжкинсон и Эндрю Резерфорд (ред.), Смертная казнь: глобальные проблемы и перспективы . Уотерсайд Пресс (1996), ISBN 1-872870-32-5 .
- Раду Станку, «Политическое использование смертной казни в коммунистической Румынии в период с 1969 по 1989 год», в книге Питера Ходжкинсона (ред.), Смертная казнь. Новые перспективы . Эшгейт (2013), ISBN 978-1-4724-1220-1 .
- Раду Станку, «Политическое использование смертной казни как стратегия легитимации коммунистического режима в Румынии, 1944–1958», История коммунизма в Европе, 5 (2014), 106–130, ISBN 978-606-8266-97-8 .