Влад Цепеш
Влад III | |
---|---|
![]() Портрет Влада III в замке Амбрас (ок. 1560 г.), предположительно копия оригинала, сделанная при его жизни. | |
Воевода Валахии | |
1-е правление | Октябрь – ноябрь 1448 г. |
Предшественник | Владислав II |
Преемник | Владислав II |
2-е правление | 15 апреля 1456 г. - июль 1462 г. |
Предшественник | Владислав II |
Преемник | Раду Красивый |
3-е правление | Июнь 1475 г. - декабрь 1476 г. или январь 1477 г. |
Предшественник | Басараб Лайота Старший |
Преемник | Басараб Лайота Старший |
Рожденный | 1428–1431 |
Умер | Декабрь 1476 г. - январь 1477 г. (44–49 лет) |
Супруг |
|
Проблема | Она засмеялась |
Дом |
|
Отец | Влад II Валахии |
Мать | Евпраксия Молдавская (?) |
Религия |
|
Подпись |
Влад III , широко известный как Влад Цепеш ( румынский : Vlad Țepeş [ ˈ v l a d ˈ ts e p e ʃ ] ) или Влад Дракула ( / ˈ d r æ k j ʊ l ə , - j ə -/ ; румынский : Влад Дракуля [ ˈ d r ə k u l e̯a ] ; 1428/31 – 1476/77), был воеводой Валахии трижды между 1448 годом и своей смертью в 1476/77 году. Его часто считают одним из самых важных правителей в истории Валахии и национальным героем Румынии . [4]
Он был вторым сыном Влада Дракулы , который стал правителем Валахии в 1436 году. Влад и его младший брат Раду были взяты в качестве заложников в Османской империи в 1442 году, чтобы обеспечить лояльность своего отца. Старший брат Влада Мирча и их отец были убиты после того, как Ян Хуньяди , регент-губернатор Венгрии, вторгся в Валахию в 1447 году. Хуньяди назначил троюродного брата Влада, Владислава II , новым воеводой . Осенью 1448 года Хуньяди начал военный поход против османов, и Владислав сопровождал его. Влад ворвался в Валахию при поддержке Османской империи в октябре, но Владислав вернулся, и до конца года Влад искал убежища в Османской империи. Влад отправился в Молдавию в 1449 или 1450 году, а затем в Венгрию.
Позже отношения между Венгрией и Владиславом ухудшились, и в 1456 году Влад при поддержке Венгрии вторгся в Валахию. Владислав погиб, сражаясь с ним. Влад начал чистку среди валашского боярства , чтобы укрепить свои позиции. Он вступил в конфликт с трансильванскими саксами , которые поддерживали его противников, Дана и Басараба Лайоту (которые были братьями Владислава), а также внебрачного сводного брата Влада, Влада Калугэрула . Влад грабил саксонские деревни, увозя пленных людей в Валахию, где сажал их на кол (что вдохновило его прозвище ). Мир был восстановлен в 1460 году.
Османский султан приказал Мехмед II Владу воздать должное лично ему, но Влад приказал схватить и посадить на кол двух посланников султана. В феврале 1462 года он напал на территорию Османской империи, убив десятки тысяч турок и болгар-мусульман. Мехмед начал кампанию против Валахии, чтобы заменить Влада младшим братом Влада, Раду. Влад попытался захватить султана в Тырговиште в ночь с 16 на 17 июня 1462 года. Султан и основная османская армия покинули Валахию, но все больше и больше валашцев перешли на сторону Раду. Влад отправился в Трансильванию, чтобы обратиться за помощью к Матиасу Корвину , королю Венгрии , в конце 1462 года, но Корвин заключил его в тюрьму.
Влад содержался в плену в Вышеграде с 1463 по 1475 год. В этот период в Германии и Италии начали распространяться анекдоты о его жестокости. Он был освобожден по просьбе молдавского Стефана III летом 1475 года. Он сражался в армии Корвина против османов в Боснии в начале 1476 года. Венгерские и молдавские войска помогли ему форсировать Басараба Лайоту (который свергнул с престола брата Влада, Раду). бежать из Валахии в ноябре. Басараб вернулся при поддержке Османской империи до конца года. Влад погиб в бою до 10 января 1477 года.
Книги, описывающие жестокие поступки Влада, стали одними из первых бестселлеров на немецкоязычных территориях. В России популярные истории предполагали, что Влад смог укрепить свое центральное правительство только путем применения жестоких наказаний, и многие румынские историки XIX века придерживались аналогичной точки зрения. Влада Отчество послужило вдохновением для имени Брэма Стокера литературного вампира , графа Дракулы .
Имя

Имя Дракула , которое сейчас в первую очередь известно как имя вампира , на протяжении веков было известно как прозвище Влада III. [5] [6] В дипломатических отчетах и популярных рассказах он упоминался как Дракула , Дракулия или Дракула уже в 15 веке. [5] Сам он подписал два своих письма как «Драгуля» или «Дракуля» в конце 1470-х годов. [7] Его имя произошло от прозвища его отца, Влада Дракула («Влад Дракон» на средневековом румынском языке ), который получил его после того, как стал членом Ордена Дракона . [8] [9] Дракула — славянская форма родительного падежа от имени Дракул, что означает «[сын] Дракулы (или Дракона)». [9] [10] На современном румынском языке dracul означает «дьявол», что способствовало укреплению репутации Влада. [10]
Влад III известен в румынской историографии как Влад Цепеш (или Влад Цепеш). [10] Это прозвище связано с посадкой на кол , которая была его любимым методом казни. [10] Около 1500 года османский писатель Турсун-бек называл его Казыклы Войвода (Повелитель Цепеша). [10] Мирча Пастырь , воевода Валахии, использовал это прозвище, обращаясь к Владу III в дарственном письме от 1 апреля 1551 года. [11]
Ранний период жизни
Влад был вторым законным сыном Влада II Дракулы , который сам был внебрачным сыном Мирчи I Валахии . Влад II получил прозвище «Дракул» за членство в Ордене Дракона , воинственном братстве, основанном Сигизмундом Люксембургским , королем Венгрии. Орден Дракона был призван остановить продвижение Османской империи в Европу. [12] Поскольку он был достаточно взрослым, чтобы стать кандидатом на трон Валахии в 1448 году, время рождения Влада должно было быть между 1428 и 1431 годами. [13] [12] Влад, скорее всего, родился после того, как его отец поселился в Трансильвании в 1429 году. [14] [12] Историк Раду Флореску пишет, что Влад родился в трансильванско-саксонском городке Сигишоара (тогда в Венгерском королевстве ), где его отец жил в трехэтажном каменном доме с 1431 по 1435 год. [15] Современные историки идентифицируют мать Влада либо как дочь, либо как родственницу Александра I Молдавского. [12] [15] [16] или как неизвестная первая жена его отца. [17]
Влад II Дракул захватил Валахию после смерти своего сводного брата Александра I Алдеи в 1436 году. [18] [19] В одной из его грамот (изданной 20 января 1437 года) сохранилось первое упоминание о Владе III и его старшем брате Мирче , где они упоминаются как «первенцы» своего отца. [13] Они упоминались еще в четырех документах между 1437 и 1439 годами. [13] Последняя из четырех грамот также относится к их младшему брату Раду . [13]
После встречи с Иоанном Хуньяди , воеводой Трансильвании , Влад II Дракул не поддержал османское вторжение в Трансильванию в марте 1442 года. [20] Османский султан Мурад II приказал ему приехать в Галлиполи, чтобы продемонстрировать свою лояльность. [21] [22] Влад и Раду сопровождали своего отца в Османскую империю, где все они были заключены в тюрьму. [22] Влад Дракул был освобожден до конца года, но Влад и Раду остались заложниками, чтобы обеспечить его лояльность. [21] они содержались в заключении в крепости Эгригез , Эмит. Согласно современным османским хроникам, [23] [24] Их жизни оказались в особой опасности после того, как их отец поддержал Владислава , короля Польши и Венгрии, против Османской империи во время Варненского крестового похода в 1444 году. [25] Влад II Дракул был убежден, что двое его сыновей будут «зарезаны ради христианского мира», но ни Влад, ни Раду не были убиты или изуродованы после восстания их отца. [25]
султана Влад Дракул вновь признал сюзеренитет и пообещал платить ему ежегодную дань в 1446 или 1447 году. [26] Джон Хуньяди (который к тому времени стал регентом-губернатором Венгрии в 1446 году), [27] вторглись в Валахию в ноябре 1447 года. [28] Византийский историк Михаил Критобул писал, что Влад и Раду бежали в Османскую империю, что предполагает, что султан позволил им вернуться в Валахию после того, как их отец воздал ему должное. [28] Влад Дракул и его старший сын Мирча были убиты. [28] [17] Хуньяди сделал Владислава II (сына двоюродного брата Влада Дракулы, Дана II ) правителем Валахии. [28] [17]
Царствует
Первое правило

После смерти отца и старшего брата Влад стал потенциальным претендентом на Валахию. [17] Владислав II Валахский сопровождал Иоанна Хуньяди, который начал кампанию против Османской империи в сентябре 1448 года. [29] [30] Воспользовавшись отсутствием противника, Влад в начале октября ворвался в Валахию во главе османской армии. [29] [30] Ему пришлось признать, что османы захватили крепость Джурджу на Дунае и укрепили ее. [31]
Османы разгромили армию Хуньяди в битве за Косово с 17 по 18 октября. [32] Заместитель Хуньяди Николас Визакнай убеждал Влада приехать к нему на встречу в Трансильвании, но Влад ему отказал. [30] Владислав II вернулся в Валахию во главе остатков своей армии. [31] К 7 декабря 1448 года Влад был вынужден бежать в Османскую империю . [31] [33]
Сообщаем вам новость о том, что [Николас Визакнай] пишет нам и просит быть столь любезными и приехать к нему, пока [Джон Хуньяди]... не вернется с войны. Мы не можем этого сделать, потому что к нам приехал эмиссар из Никополя... и сказал с большой уверенностью, что [Мурад II победил Хуньяди]. ... Если мы придем в [Визакнай] сейчас, [Османы] могут прийти и убить и вас, и нас. Поэтому мы просим вас набраться терпения, пока мы не увидим, что случилось с [Хуньяди]. ... Если он вернется с войны, мы встретим его и помиримся с ним. Но если вы теперь будете нашими врагами, и если что-нибудь случится,... вам придется за это ответить перед Богом.
В изгнании
Влад впервые поселился в Эдирне в Османской империи после своего падения. [34] [35] Вскоре после этого он переехал в Молдавию , где Богдан II (зять его отца и, возможно, его дядя по материнской линии) взошел на трон при поддержке Иоанна Хуньяди осенью 1449 года. [34] [35] После того, как Богдан был убит Петром III Аароном в октябре 1451 года, сын Богдана, Стефан , бежал в Трансильванию вместе с Владом, чтобы обратиться за помощью к Хуньяди. [34] [36] Однако 20 ноября 1451 года Хуньяди заключил трёхлетнее перемирие с Османской империей . [37] признание права валашских бояр выбирать преемника Владислава II в случае его смерти. [36]
Влад якобы хотел поселиться в Брашове (который был центром валашских бояр, изгнанных Владиславом II), но 6 февраля 1452 года Хуньяди запретил горожанам дать ему приют . [36] [38] Влад вернулся в Молдавию, где Александрель сверг Петра Аарона. [39] События его жизни в последующие годы неизвестны. [39] Должно быть, он вернулся в Венгрию до 3 июля 1456 года, потому что в тот день Хуньяди сообщил горожанам Брашова, что поручил Владу защищать трансильванскую границу. [40]
Второе правило
Консолидация

Обстоятельства и дата возвращения Влада в Валахию неизвестны. [40] Он вторгся в Валахию при поддержке Венгрии в апреле, июле или августе 1456 года. [41] [42] Владислав II погиб во время вторжения. [42] Влад отправил свое первое дошедшее до нас письмо в качестве воеводы Валахии горожанам Брашова 10 сентября. [41] Он пообещал защитить их в случае османского вторжения в Трансильванию, но также обратился к ним за помощью, если османы оккупируют Валахию. [41] В том же письме он заявил, что «когда человек или принц сильный и могущественный, он может заключить мир, как хочет; но когда он слаб, придет более сильный и сделает с ним то, что он хочет». [43] показывая свою авторитарную личность. [41]
Во многих источниках (в том числе в хронике Лаоникоса Халкокондила ) зафиксировано, что по приказу Влада в начале его правления были казнены сотни или тысячи людей. [44] Он начал чистку бояр, участвовавших в убийстве его отца и старшего брата или которых он подозревал в заговоре против него. [45] Чалкокондил заявил, что Влад «быстро произвел большие перемены и полностью произвел революцию в делах Валахии», предоставив «деньги, имущество и другие товары» своих жертв своим вассалам. [44] Списки членов княжеского совета во время правления Влада также показывают, что только двое из них (Войко Добрица и Иова) смогли сохранить свои должности между 1457 и 1461 годами. [46]
Конфликт с саксами
Влад отправил султану обычную дань. [47] После смерти Иоанна Хуньяди 11 августа 1456 года его старший сын Ладислав Хуньяди стал генерал-капитаном Венгрии. [48] В письме к горожанам Брашова он обвинил Влада в том, что он «не намерен оставаться верным» королю Венгрии, а также приказал им поддержать брата Владислава II, Дана III , против Влада. [41] [49] Горожане Сибиу поддержали еще одного претендента, «румынского священника, называющего себя сыном князя». [50] Последний (идентифицирован как внебрачный брат Влада, Влад Кэлугэрул ) [41] [51] овладел Амлашем , который обычно принадлежал правителям Валахии в Трансильвании. [50]
Ладислав V Венгерский казнил Ладислава Хуньяди 16 марта 1457 года. [52] Мать Хуньяди, Элизабет Силадьи , и ее брат Михаил Силадьи подняли восстание против короля. [52] Воспользовавшись гражданской войной в Венгрии, Влад помог Стефану, сыну Богдана II Молдавского, в его попытке захватить Молдавию в июне 1457 года. [53] [54] Влад также ворвался в Трансильванию и разграбил деревни вокруг Брашова и Сибиу. [55] В самых ранних немецких рассказах о Владе рассказывается, что он перенес «мужчин, женщин и детей» из саксонской деревни в Валахию и посадил их на кол . [56] Поскольку трансильванские саксы остались верны королю, нападение Влада на них укрепило позиции силагийцев. [55]
Представители Влада участвовали в мирных переговорах между Михаэлем Силадьи и саксами. [55] Согласно договору, жители Брашова согласились изгнать Дэна из своего города. [57] [58] Влад пообещал, что купцы Сибиу смогут свободно «покупать и продавать» товары в Валахии в обмен на «такое же обращение» с валашскими купцами в Трансильвании. [58] Влад назвал Михаила Силадьи «своим господином и старшим братом» в письме от 1 декабря 1457 года. [59]
Младший брат Ладислава Хуньяди, Матиас Корвинус , был избран королем Венгрии 24 января 1458 года. [60] 3 марта он приказал горожанам Сибиу сохранять мир с Владом . [61] [62] 20 сентября 1459 года Влад провозгласил себя «господином и правителем всей Валахии, а также герцогств Амлаш и Фэгараш» , показывая, что он завладел обоими традиционными трансильванскими феодальными владениями правителей Валахии. [63] [64] Михаил Силадьи разрешил боярину Михаилу (чиновнику Владислава II Валахского) [65] и другие валашские бояре поселились в Трансильвании в конце марта 1458 года. [62] Вскоре Влад приказал убить боярина Михаила. [66]
В мае Влад просил бюргеров Брашова прислать мастеров в Валахию, но к концу года его отношения с саксами испортились. [67] По научной теории, конфликт возник после того, как Влад запретил саксам въезд в Валахию, заставив их продавать свои товары валашским купцам на обязательных приграничных ярмарках. [68] Протекционистские тенденции Влада или приграничные ярмарки не документированы. [69] Вместо этого в 1476 году Влад подчеркнул, что во время своего правления он всегда выступал за свободную торговлю. [70]
Саксы конфисковали сталь, которую валашский купец купил в Брашове, не вернув ему цену. [71] В ответ Влад «грабил и пытал» некоторых саксонских купцов, согласно письму Басараба Лайоты (сына Дана II Валахского). [72] написал 21 января 1459 г. [73] Басараб поселился в Сигишоаре и предъявил права на Валахию. [73] Однако Матиас Корвинус поддержал Дана III (который снова был в Брашове) против Влада. [73] Дан III заявил, что Влад приказал пронзить или сжечь заживо саксонских купцов и их детей в Валахии. [73]
Вы знаете, что король Матиас послал меня, и когда я пришел в Сара-Бырсею, чиновники и советники Брашова и старики Сара-Бырсеи кричали нам с разбитыми сердцами о вещах, которые сделал Дракула, наш враг; как он не остался верным нашему Господу, королю, и встал на сторону [османов]. ... [Он] захватил всех купцов Брашова и Цара-Бырсеи, которые с миром ушли в Валахию, и забрал все их богатство, но он не был удовлетворен только богатством этих людей, но заключил их в тюрьму и посадил на кол, Всего 41. И этих людей было недостаточно; он стал еще более злым и собрал 300 мальчиков из Брашова и Цара-Бырсеи, которых нашел в… Валахии. Одних из них он пронзил, а других сжег.
- Письмо Басараба Лайоты советникам Брашова и Кара Бырсея. [71]
Дан III ворвался в Валахию, но Влад разбил и казнил его до 22 апреля 1460 года. [74] [75] Влад вторгся в южную Трансильванию и разрушил пригороды Брашова, приказав посадить на кол всех попавших в плен мужчин и женщин. [76] В ходе последовавших переговоров Влад потребовал изгнания или наказания всех валашских беженцев из Брашова. [76] Мир был восстановлен до 26 июля 1460 года, когда Влад обратился к горожанам Брашова как к своим «братьям и друзьям». [77] 24 августа Влад вторгся в регион вокруг Амлаша и Фэгараша, чтобы наказать местных жителей, поддержавших Дана III. [47] [78]
Османская война

Константин Михайлович (который служил янычаром в армии султана) записал, что Влад отказался отдать дань уважения султану в неуказанном году. [79] Историк эпохи Возрождения Джованни Мария дельи Анджолелли также писал, что Влад в течение трех лет не платил дань султану. [79] Обе записи предполагают, что Влад игнорировал сюзеренитет османского султана Мехмеда II уже в 1459 году, но обе работы были написаны спустя десятилетия после событий. [80] Турсун-бек (секретарь при дворе султана) заявил, что Влад выступил против Османской империи только тогда, когда султан «отсутствовал в длительной экспедиции в Трапезузон » в 1461 году. [81] По словам Турсун-бега, Влад начал новые переговоры с Матиасом Корвином, но вскоре султану сообщили об этом его шпионы. [82] [83] Мехмед отправил своего посланника, грека Фому Катаболиноса (также известного как Юнус бей), в Валахию, приказав Владу приехать в Константинополь. [82] [83] Он также послал секретные инструкции Хамзе, бею Никополя , схватить Влада после того, как он переправится через Дунай. [84] [85] Влад узнал об «обмане и хитрости» султана, схватил Хамзу и Катаболиноса и казнил их. [84] [85]
После казни османских чиновников Влад на беглом турецком языке приказал командиру крепости Джурджу открыть ворота, что позволило валашским солдатам прорваться в крепость и захватить ее. [85] Он вторгся в Османскую империю, опустошив деревни вдоль Дуная. [86] Он сообщил Матиасу Корвину о военных действиях в письме от 11 февраля 1462 года. [87] Он заявил, что по его приказу во время кампании было убито более «23 884 турков и болгар». [86] [87] Он обратился за военной помощью к Корвину, заявив, что нарушил мир с султаном «ради чести» короля и Священной короны Венгрии и «ради сохранения христианства и укрепления католической веры». [87] Отношения между Молдавией и Валахией стали напряженными к 1462 году, согласно письму генуэзского губернатора Каффы . [87]
Узнав о вторжении Влада, Мехмед II собрал армию численностью более 150 000 человек, которая, как говорили, была «второй по величине после единственной». [88] оккупировавший Константинополь в 1453 году . согласно Халкокондилу, [89] [90] размер армии предполагает, что султан хотел оккупировать Валахию. По мнению ряда историков (в том числе Франца Бабингера , Раду Флореску и Николае Стойческу), [91] [89] [90] С другой стороны, Мехмед перед вторжением в Валахию передал Валахию брату Влада Раду, показав, что основной целью султана была только смена правителя Валахии. [91]

Османский флот высадился в Брэиле (единственном валашском порту на Дунае) в мае. [89] Основная османская армия переправилась через Дунай под командованием султана в Никополе, Болгария , 4 июня 1462 года. [92] [93] Превзойденный численностью враг, Влад принял политику выжженной земли и отступил к Тырговиште . [94] В ночь с 16 на 17 июня Влад ворвался в османский лагерь, пытаясь схватить или убить султана. [92] Либо тюремное заключение, либо смерть султана вызвали бы панику среди османов, что могло бы позволить Владу победить османскую армию. [92] [94] Однако валахи «пропустили двор самого султана» [95] и напали на шатры визирей Махмуд-паши и Исаака. [94] Не сумев атаковать лагерь султана, Влад и его вассалы на рассвете покинули османский лагерь. [96] Мехмед вошел в Тырговиште в конце июня. [92] По словам Чалкокондилса, город был заброшен, но османы с ужасом обнаружили «лес пронзенных» (тысячи кольев с трупами казненных людей). [97]
Армия султана вошла в зону кольев, имевшую семнадцать стадий в длину и семь стадий в ширину. Там были большие колья, на которые, как говорили, было наплевано около двадцати тысяч мужчин, женщин и детей, настоящее зрелище для турок и самого султана. Султана охватило изумление, и он сказал, что невозможно лишить своей страны человека, совершившего такие великие дела, имевшего такое дьявольское понимание того, как управлять своим царством и его народом. И он сказал, что человек, сделавший такие вещи, многого стоит. Остальные турки остолбенели, увидев множество людей на кольях. Младенцы тоже были привязаны к своим матерям на кольях, а птицы свили гнезда в их недрах.
- Лаоник Халкокондилес : Истории [98]
Турсун-бек записал, что во время кампании османы страдали от летней жары и жажды. [99] Султан решил отступить из Валахии и двинулся к Брэиле . [85] Стефан III Молдавский поспешил в Килию (ныне Килия на Украине), чтобы захватить важную крепость, где находился венгерский гарнизон. [90] [100] [101] Влад также отправился в Килию, но оставил после себя 6-тысячный отряд, чтобы попытаться помешать маршу армии султана, но османы разгромили валашцев. [99] Стефан Молдавский был ранен во время осады Килии и вернулся в Молдавию до прихода Влада в крепость. [102]
Основная османская армия покинула Валахию, но брат Влада Раду и его османские войска остались на равнине Бэраган . [103] Раду отправил гонцов к валашцам, напомнив им, что султан может снова вторгнуться в их страну. [103] Хотя Влад победил Раду и его союзников-османов в двух битвах в течение следующих месяцев, все больше и больше валашцев перешли на сторону Раду. [104] [105] Влад удалился в Карпаты , надеясь, что Матиас Корвин поможет ему вернуть себе трон. [106] Однако Альберт Истенмезё, заместитель графа Секели , в середине августа рекомендовал саксам признать Раду. [104] Раду также предложил горожанам Брашова подтвердить их коммерческие привилегии и выплатить им компенсацию в размере 15 000 дукатов. [104]
Тюремное заключение в Венгрии

Матиас Корвин прибыл в Трансильванию в ноябре 1462 года. [107] Переговоры между Корвинусом и Владом длились несколько недель. [108] но Корвин не хотел вести войну против Османской империи. [109] [110] По приказу короля его чешский командир наемников Ян Йискра из Брандиса захватил Влада возле Рукара в Валахии. [107] [109]
Чтобы объяснить заключение Влада Папе Пию II и венецианцам (которые прислали деньги для финансирования кампании против Османской империи), Корвин представил три письма, предположительно написанные Владом 7 ноября 1462 года, Мехмеду II, Махмуду-паше: и Стефан Молдавский. [107] [108] Согласно письмам, Влад предлагал объединить свои силы с армией султана против Венгрии, если султан вернет его на трон. [111] Большинство историков сходятся во мнении, что документы были подделаны, чтобы дать основание для заключения Влада в тюрьму. [109] [111] Придворный историк Корвинуса Антонио Бонфини признал, что причина заключения Влада так и не была выяснена. [109] Флореску пишет: «Стиль письма, риторика кроткой покорности (вряд ли совместимая с тем, что мы знаем о характере Дракулы), неуклюжие формулировки и плохая латынь» — все это свидетельствует о том, что письма не могли быть написаны по приказу Влада. [111] Он связывает автора подделки с саксонским священником из Брашова. [111]
Влада впервые посадили «в городе Белграде». [112] (ныне Алба Юлия в Румынии), согласно Chalkokondyles. [113] Вскоре его перевезли в Вышеград , где его продержали четырнадцать лет. [113] Никаких документов, относящихся к Владу между 1462 и 1475 годами, не сохранилось. [114] Летом 1475 года Стефан III Молдавский отправил своих послов к Матиасу Корвину с просьбой отправить Влада в Валахию против Басараба Лайоты, подчинившегося османам. [107] Стефан хотел обеспечить Валахию для правителя, который был врагом Османской империи, потому что, согласно его письму, «валахи [были] подобны туркам» для молдаван. [115] Согласно славянским рассказам о Владе, его освободили только после того, как он принял католицизм. [2]
Третье правило и смерть
Матиас Корвин признал Влада законным принцем Валахии, но не оказал ему военной помощи для возвращения своего княжества. [107] Влад поселился в доме в Пеште . [116] Когда группа солдат ворвалась в дом, преследуя пытавшегося там спрятаться вора, Влад приказал казнить своего командира за то, что они не спросили у него разрешения перед входом в дом, согласно славянским рассказам о его жизни. [115] Влад переехал в Трансильванию в июне 1475 года. [117] Он хотел поселиться в Сибиу и в начале июня отправил в город своего посланника, чтобы тот устроил для него дом. [117] Мехмед II признал Басараба Лайоту законным правителем Валахии. [117] Корвин приказал горожанам Сибиу передать Владу 200 золотых флоринов из королевских доходов 21 сентября, но в октябре Влад уехал из Трансильвании в Буду . [118]
Влад купил дом в Пече , который стал известен как Дракула хаза («Дом Дракулы» по-венгерски). [119] В январе 1476 года Джон Понграк из Денгелега , воевода Трансильвании, призвал жителей Брашова отправить к Владу всех своих сторонников, которые поселились в городе, потому что Корвин и Басараб Лайота заключили договор. [119] Отношения между трансильванскими саксами и Басарабом оставались напряженными, и в последующие месяцы саксы укрывали противников Басараба. [119] Корвин отправил Влада и серба Вука Ггуревича сражаться против османов в Боснии в начале 1476 года. [2] [120] они захватили Сребреницу и другие крепости. В феврале и марте 1476 года [2] Во время боснийской кампании Влад снова прибегнул к своей тактике террора, массово пронзая пленных турецких солдат и убивая мирных жителей в завоеванных поселениях. Его войска в основном разрушили Сребреницу, Куслат и Зворник . [121]

Мехмед II вторгся в Молдавию и победил Стефана III в битве при Валя-Альбе 26 июля 1476 года. [122] Стефан Батори и Влад вошли в Молдавию, вынудив султана снять осаду крепости Тыргу-Нямц в конце августа, согласно письму Матиаса Корвина. [123] Современник Якоб Урест добавил, что Вук Гргуревич и член знатной семьи Якшичей также участвовали в борьбе против османов в Молдавии. [123]
Матиас Корвин приказал трансильванским саксам поддержать запланированное Батори вторжение в Валахию 6 сентября 1476 года, а также сообщил им, что Стефан Молдавский также вторгнется в Валахию. [124] Влад остался в Брашове и 7 октября 1476 года подтвердил торговые привилегии местных бюргеров в Валахии . [124] Войска Батори захватили Тырговиште 8 ноября. [124] Стефан Молдавский и Влад торжественно подтвердили свой союз и оккупировали Бухарест, вынудив Басараба Лайоту искать убежища в Османской империи 16 ноября. [124] Влад сообщил купцам Брашова о своей победе, призывая их прийти в Валахию. [125] Он был коронован до 26 ноября. [119]
Басараб Лайота вернулся в Валахию при поддержке Османской империи, и Влад погиб, сражаясь против них, в конце декабря 1476 года или начале января 1477 года. [126] [119] В письме, написанном 10 января 1477 года, Стефан III Молдавский сообщил, что молдавская свита Влада также была убита. [127] Согласно «наиболее достоверным источникам», армия Влада численностью около 2000 человек была загнана в угол и уничтожена турецко-басарабским отрядом численностью 4000 человек возле Снагова . [128] Точные обстоятельства его смерти неясны. Австрийский летописец Якоб Унрест заявил, что замаскированный турецкий убийца убил Влада в его лагере. Напротив, российский государственный деятель Федор Курицын , который брал интервью у семьи Влада после его кончины, сообщил, что воевода был принят его собственными войсками за турка во время боя, в результате чего они напали на него и убили. Флореску и Раймонд Т. МакНелли прокомментировали это сообщение, отметив, что Влад часто маскировался под турецкого солдата в рамках военных уловок. [128] По словам Леонардо Ботты, посла Милана в Буде, османы разрезали труп Влада на куски. [127] [126] Бонфини писал, что голову Влада отправили Мехмеду II; [129] в конечном итоге он был поставлен на высокую ставку в Константинополе. [126] Его отрубленная голова якобы была выставлена и похоронена на улице Воеводы (сегодня Банкалар Каддези ) в Каракёе. Ходят слухи, что Войвода Хан, расположенный на Банкалар Каддези № 19, был последней остановкой черепа Влада Цепеша. [130] [131] Местные крестьянские предания утверждают, что то, что осталось от трупа Влада, позже было обнаружено в болотах Снагова монахами из близлежащего монастыря. [132]
Место его захоронения неизвестно. [133] По народному преданию (впервые зафиксированному в конце 19 века), [134] Похоронен Влад в монастыре Снагов. [135] Однако раскопки, проведенные Дину В. Розетти в 1933 году, не обнаружили могилы под предполагаемым «безымянным надгробием» Влада в монастырской церкви. Розетти сообщал: «Под надгробием, приписываемым Владу, не было никакой могилы. Только много костей и челюстей лошадей». [134] Историк Константин Резакевич сказал, что Влад, скорее всего, был похоронен в первой церкви монастыря Комана , основанной Владом и находившейся недалеко от поля битвы, где он был убит. [134]
Семья
По мнению современных специалистов, у Влада было две жены. [138] [139] По словам историка Александру Симона, его первая жена могла быть внебрачной дочерью Джона Хуньяди. [138] Второй женой Влада была Юстина Силадьи , двоюродная сестра Матиаса Корвинуса. [138] [140] Она была вдовой Венцеля Понграца из Сентмиклоша, когда на ней женился Ладислав Драгвля, скорее всего, в 1475 году. [141] Она пережила Влада Дракула и в третий раз вышла замуж за Пала Суки, затем за Яноша Эрдели. [140]
Старший сын Влада. [142] Михня родился в 1462 году. [143] Безымянный второй сын Влада был убит до 1486 года. [142] Третий сын Влада, Влад Драквля , безуспешно претендовал на Валахию около 1495 года. [142] [144] Он был праотцом благородной семьи Драквла. [142]
Наследие
Репутация жестокости
Первые рекорды
Истории о жестоких действиях Влада начали распространяться еще при его жизни. [145] После его ареста их распространению способствовали придворные Матьяша Корвина. [146] Папский легат Никколо Модруссиенсе уже писал о таких историях папе Пию II в 1462 году. [147] Два года спустя Папа включил их в свои «Комментарии» . [148]
Мейстерзингер Михаэль Бехайм написал пространное стихотворение о поступках Влада, якобы основанное на его разговоре с католическим монахом, которому удалось сбежать из тюрьмы Влада. [148] Поэма, названная Von ainem wutrich der heis Trakle waida von der Walachei («История деспота по имени Дракула, воеводы Валахии»), была исполнена при дворе Фридриха III, императора Священной Римской империи , в Винер-Нойштадте зимой 1463 года. . [148] [149] Согласно одному из рассказов Бехайма, Влад приказал посадить на кол двух монахов, чтобы помочь им попасть на небеса, а также приказал посадить на кол их осла, потому что он начал реветь после смерти своих хозяев. [148] Бехайм также обвинил Влада в двуличности, заявив, что Влад обещал поддержку как Матиасу Корвинусу, так и Мехмеду II, но не сдержал обещание. [148]
В 1475 году Габриэле Рангони , епископ Эгерский (и бывший папский легат), [150] понял, что Влада посадили за жестокость. [151] Рангони также зафиксировал слух, что, находясь в тюрьме, Влад ловил крыс, чтобы разрезать их на куски или наклеивать на небольшие деревяшки, потому что не мог «забыть свое злодеяние». [151] [152] Антонио Бонфини также записал анекдоты о Владе в своей «Истории Панноники» около 1495 года. [153] Бонфини хотел оправдать как отстранение, так и восстановление Влада Матиасом. [153] Он охарактеризовал Влада как «человека неслыханной жестокости и справедливости». [154] Рассказы Бонфини о Владе были повторены в Себастьяна Мюнстера «Космографии» . [147] Мюнстер также зафиксировал «репутацию тиранического правосудия» Влада. [147]
... Турецкие гонцы пришли к [Владу] засвидетельствовать почтение, но отказались снять с них тюрбаны, согласно их древнему обычаю, после чего он укрепил их обычай, пригвоздив их тюрбаны к их головам тремя шипами, чтобы они не могли взять их выключить.
- Антонио Бонфини: Historia Pannonica [155]
Немецкие истории

Произведения, содержащие рассказы о жестокости Влада, были опубликованы на нижненемецком языке в Священной Римской империи до 1480 года. [156] [157] Рассказы предположительно были написаны в начале 1460-х годов, поскольку описывают поход Влада через Дунай в начале 1462 года, но не относятся к вторжению Мехмеда II в Валахию в июне того же года. [158] Они дают подробное повествование о конфликтах между Владом и трансильванскими саксами, показывая, что они зародились «в литературном сознании саксов». [156]
Рассказы о грабительских набегах Влада в Трансильванию явно основывались на свидетельствах очевидцев, поскольку содержат точные детали (в том числе списки разрушенных Владом церквей и даты набегов). [158] Они описывают Влада как «сумасшедшего психопата, садиста, ужасного убийцу, мазохиста», хуже Калигулы и Нерона . [157] Однако к историям, подчеркивающим жестокость Влада, следует относиться с осторожностью. [159] потому что его жестокие действия, весьма вероятно, были преувеличены (или даже выдуманы) саксами. [160]
Изобретение подвижной печати способствовало популярности рассказов о Владе, сделав их одними из первых «бестселлеров» в Европе. [114] Чтобы увеличить продажи, их публиковали в книгах с гравюрами на дереве на титульных страницах, изображавшими ужасающие сцены. [161] Например, в изданиях, изданных в Нюрнберге в 1499 году и в Страсбурге в 1500 году, Влад изображен обедающим за столом в окружении мертвых или умирающих людей на шестах. [161]
... [Влад] построил большой медный котел и поставил сверху деревянную крышку с дырочками. Он положил людей в котел, сунул их головы в ямы и закрепил их там; затем он наполнил его водой, поджег под ним огонь и позволил людям выплакать глаза, пока они не сварились насмерть. И тогда он придумал страшные, страшные, неслыханные пытки. Он приказал сажать на один столб женщин вместе с грудными младенцами. Младенцы боролись за свою жизнь у груди матери, пока не умерли. Затем он отрезал женщинам грудь и положил младенцев внутрь головой вперед; таким образом он сколол их вместе.
- О озорном тиране по имени Дракула-водэ (№ 12–13). [154]
Славянские истории
Имеется более двадцати рукописей (написанных между 15 и 18 веками). [162] сохранивший текст « Сказания о Дракуле воеводе». [163] Рукописи были написаны на русском языке, но они копировали текст, первоначально записанный на южнославянском языке , поскольку они содержат чуждые русскому языку выражения, но используемые в южнославянских идиомах (например, диавол - «зло»). [164] Оригинальный текст был написан в Буде между 1482 и 1486 годами. [165]
Девятнадцать анекдотов в « Сказании» длиннее немецких рассказов о Владе. [162] По словам историка Рэймонда Т. МакНелли, они представляют собой смесь фактов и вымысла. [162] Почти половина анекдотов, как и немецкие истории, подчеркивает жестокость Влада, но они также подчеркивают, что его жестокость позволила ему укрепить центральное правительство в Валахии. [166] [167] Например, в «Сказании» говорится о золотой чаше, которую никто не посмел украсть у фонтана. [168] потому что Влад «так сильно ненавидел воровать… что любой, кто причинял какое-либо зло или грабеж… не жил долго», тем самым способствуя общественному порядку, а немецкая история о кампании Влада против территории Османской империи подчеркивала его жестокие действия, в то время как « Сказание » подчеркивало его успешная дипломатия [169] называя его «зломудрым» или «зломудрым». С другой стороны, «Сказание» резко критиковало Влада за его переход в католицизм, объясняя его смерть этим отступничеством. [3] Некоторые элементы анекдотов позже были добавлены к русским рассказам об Иване Грозном . [170]
Утверждение по современным стандартам
Массовые убийства, которые Влад совершил без разбора и жестокости, по нынешним меркам, скорее всего, будут приравниваться к актам геноцида и военным преступлениям . [171] Министр обороны Румынии Иоан Мирча Пашку заявил, что Влад был бы осужден за преступления против человечности, если бы его предстали перед судом в Нюрнберге. [172]
Национальный герой


« Хроника Кантакузино» была первым румынским историческим произведением, в котором записан рассказ о Владе Цепеше, повествующий о посадке на кол старых бояр Тырговиште за убийство его брата Дана. [173] Летопись добавляла, что Влад заставил молодых бояр, их жен и детей построить замок Поенари . [173] Легенда о замке Поэнари была упомянута в 1747 году Неофитом I, митрополитом Унгро-Валахии , который дополнил ее рассказом о Местеруле Маноле , который якобы замуровал свою невесту, чтобы предотвратить обрушение стен замка во время строительства. . [173] [174] В начале 20 века Константин Рэдулеску-Кодин, учитель из округа Мусчел , где находился замок, [174] опубликовал местную легенду о грантовом письме Влада, «написанном на кроличьей шкуре» для жителей деревни, которые помогли ему бежать из замка Поенари в Трансильванию во время османского вторжения в Валахию. [175] В других селах региона пожертвование приписывается легендарному Раду Негру . [176]
Рэдулеску-Кодин записал и другие местные легенды: [177] некоторые из них известны также из немецких и славянских рассказов о Владе, что позволяет предположить, что последние рассказы сохранили устную традицию. [178] Например, в немецких и славянских анекдотах можно встретить также рассказы о сожжении ленивых, бедных и хромых по приказу Влада, а также о казни женщины, которая сделала мужу слишком короткую рубаху. [179] Крестьяне, рассказывающие эти истории, знали, что прозвище Влада было связано с частыми сажаниями на кол во время его правления, но они говорили, что только такие жестокие действия могли обеспечить общественный порядок в Валахии. [180]
Большинство румынских художников считали Влада справедливым правителем и реалистичным тираном, который наказывал преступников и казнил непатриотичных бояр, чтобы укрепить центральное правительство. [181] Ион Будай-Деляну написал о нем первую румынскую эпическую поэму. [181] («Цыганская эпопея») Деляну В «Циганиаде» (которая была опубликована только в 1875 году, почти через столетие после ее написания) Влад представлен героем, сражающимся против бояр, османов, стригоев (или вампиров) и другой нечисти во главе армии цыгане и ангелы. [182] Поэт Дмитрий Болинтяну подчеркнул триумфы Влада в своих битвах с румынами в середине XIX века. [183] Он считал Влада реформатором, чьи акты насилия были необходимы, чтобы предотвратить деспотизм бояр. [184] Один из величайших поэтов румынских Михай Эминеску посвятил историческую балладу «Третье письмо » доблестным князьям Валахии, в том числе Владу. [185] Он призывает Влада вернуться из могилы и уничтожить врагов румынской нации: [185]
Ты должен прийти, о ужасающий Цепеш, и передать их своей заботе.
Разделите их на две части, здесь дураки, там негодяи;
Затолкайте их в два вольера, чтобы средь бела дня их не загнали,
Затем подожгли тюрьму и сумасшедший дом.— Михай Эминеску : Третье письмо [185]
В начале 1860-х годов художник Теодор Аман изобразил встречу Влада и османских послов, показав страх послов перед валашским правителем. [186]
С середины XIX века румынские историки относились к Владу как к одному из величайших румынских правителей, подчеркивая его борьбу за независимость румынских земель. [183] [187] Даже жестокость Влада часто представлялась как рациональные действия, служащие национальным интересам . [188] Александру Димитрие Ксенополь был одним из первых историков, подчеркнувших, что Влад мог остановить внутренние распри боярских партий только своими терактами. [184] Константин Джуреску заметил: «Пытки и казни, которые [Влад] приказал, были не по прихоти, но всегда имели причину, и очень часто - государственную причину». [188] Иоан Богдан был одним из немногих румынских историков, не принявших этот героический образ. [189] В своей работе « Влад Цепеш и немецкие и русские рассказы» , опубликованной в 1896 году , он пришел к выводу, что румынам должно быть стыдно за Влада, вместо того, чтобы представлять его как «образец мужества и патриотизма». [184] Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 1999 году, 4,1% участников выбрали Влада Цепеша как одну из «самых важных исторических личностей, повлиявших на судьбу румын к лучшему». [190]
Мифология вампиров
Истории о Владе сделали его самым известным средневековым правителем румынских земель в Европе. [191] Однако » Брэма Стокера , «Дракула опубликованная в 1897 году, была первой книгой, в которой была установлена связь между Дракулой и вампиризмом . [192] Внимание Стокера к кровососущим вампирам из румынского фольклора привлекла Эмили Джерард о трансильванских суевериях (опубликованная в 1885 году). статья [193] Его ограниченные знания о средневековой истории Валахии были получены из Уильяма Уилкинсона книги под названием «Описание княжеств Валахии и Молдавии с политическими наблюдениями относительно них» , опубликованной в 1820 году. [194] [195]
Стокер «по-видимому, мало что знал о «Владе Цепеше», и, конечно, недостаточно, чтобы мы могли сказать, что Влад был источником вдохновения для «Графа Дракулы» По словам Элизабет Миллер, . [196] Например, Стокер писал, что Дракула имел секейское происхождение только потому, что он знал как о Аттилы Гунна разрушительных кампаниях , так и о предполагаемом гуннском происхождении Секели . [197] Главный источник Стокера, Уилкинсон, который признал достоверность немецких историй, описал Влада как злого человека. [198] На самом деле, рабочие документы Стокера к его книге не содержат упоминаний об этой исторической личности. [195] имя персонажа упоминается во всех черновиках, кроме более поздних, «Граф Вампир». Следовательно, Стокер позаимствовал имя и «обрывки разной информации» из истории Валахии при написании своей книги о графе Дракуле. [195]
Внешний вид и представления
Папы Пия II Легат Никколо Модрусса нарисовал единственное сохранившееся описание Влада, которого он встретил в Буде. [199] Копия портрета Влада выставлена в «галерее портретов монстров» в замке Амбрас в Инсбруке . [200] По словам Флореску, на картине изображен «сильный, жестокий и каким-то образом замученный человек» с «большими, глубоко посаженными, темно -зелеными и проницательными глазами». [200] Цвет волос Влада определить невозможно, поскольку Модрусса упоминает, что Влад был черноволосым, тогда как на портрете видно, что у него были светлые волосы. [200] На снимке Влад изображен с большой нижней губой. [200]
Плохую репутацию Влада на немецкоязычных территориях можно обнаружить в ряде картин эпохи Возрождения. [201] Он был изображен среди свидетелей мученической кончины святого Андрея на картине XV века, выставленной в Бельведере в Вене. [201] Похожая на Влада фигура – один из свидетелей Христа на Голгофе в часовне собора Святого Стефана в Вене. [201]
[Влад] был не очень высокого роста, но очень коренастый и сильный, с холодным и страшным видом, сильным и орлиным носом, раздутыми ноздрями, худым и красноватым лицом, на котором очень длинные ресницы обрамляли большие, широко открытые зеленые глаза; густые черные брови придавали им угрожающий вид. Его лицо и подбородок были выбриты, за исключением усов. Опухшие виски увеличили объем его головы. Шея быка соединялась [с] его головой, с которой на его широкоплечем лице свисали черные вьющиеся локоны.
- Описание Влада Цепеша, сделанное Никколо Модруссой. [202]
- Гравюра на дереве с изображением Влада на титульном листе немецкой брошюры о нем, изданной в Нюрнберге в 1488 году.
- Гравюра 1491 года из Бамберга , Германия, с изображением Драколи Вайды.
- Подобие Влада найдено на картине «Голгофа Христова», 1460 год, Мария-ам-Гестаде , Вена.
- Пилат судит Иисуса Христа , 1463, Национальная галерея , Любляна
- Полноразмерный портрет Влада Цепеша в «Галерее предков» Дома Эстерхази , 17 век, замок Форхтенштейн.
- Мученичество святого Андрея Первозванного , 1470–1480, Галерея Бельведер.
См. также
Цитаты
- ^ Казаку 2017 , стр. 81–83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Трептов 2000 , с. 161.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бюллетень 1991 года , стр. 207.
- ^ «Влад Цепеш | Биография, Дракула и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 18 мая 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нандриш 1991 , с. 228.
- ^ Трептов 2000 , с. 16.
- ^ Нандриш 1991 , с. 229.
- ^ Трептов 2000 , с. 8.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нандриш 1991 , с. 231.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Трептов 2000 , с. 10.
- ^ Трептов 2000 , с. 189.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Резачевич 1991 , с. 253.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Трептов 2000 , с. 46.
- ^ Трептов 2000 , стр. 39, 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 36.
- ^ Трептов 2000 , с. 58 (69 класс).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Казаку 1991 , стр. 55.
- ^ Энгель 2001 , с. 237.
- ^ Трептов 2000 , с. 43.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , стр. 53–54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 54.
- ^ Казаку 1991 , стр. 53.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 254.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Казаку 1991 , стр. 54.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , стр. 54, 60.
- ^ Энгель 2001 , с. 288.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Трептов 2000 , с. 53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Казаку 1991 , стр. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Казаку 1991 , стр. 57.
- ^ Энгель 2001 , с. 291.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 56.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Казаку 1991 , стр. 58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Трептов 2000 , с. 59.
- ^ Мурешану 2001 , стр. 176.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Резачевич 1991 , с. 255.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 62.
- ^ Трептов 2000 , с. 77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 74.
- ^ Трептов 2000 , стр. 74–77.
- ^ Трептов 2000 , стр. 78–79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 95.
- ^ Энгель 2001 , с. 296.
- ^ Трептов 2000 , стр. 95–96.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стойческу 1991 , стр. 84.
- ^ Трептов 2000 , с. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 297.
- ^ Трептов 2000 , стр. 98–99.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 256.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Трептов 2000 , с. 100.
- ^ Стойческу 1991 , стр. 85.
- ^ Трептов 2000 , с. 101.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стойческу 1991 , стр. 86.
- ^ Трептов 2000 , стр. 100–101.
- ^ Энгель 2001 , с. 298.
- ^ Трептов 2000 , стр. 101–102.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стойческу 1991 , стр. 87.
- ^ Трептов 2000 , с. 102.
- ^ Стойческу 1991 , стр. 81.
- ^ Трептов 2000 , с. 82.
- ^ Трептов 2000 , стр. 82, 103.
- ^ Трептов 2000 , стр. 103–104.
- ^ Трептов 2000 , стр. 106, 109.
- ^ Трептов 2000 , стр. 108–110.
- ^ Трептов 2000 , с. 108.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 104.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Стойческу 1991 , стр. 88.
- ^ Стойческу 1991 , стр. 93.
- ^ Трептов 2000 , с. 112.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Стойческу 1991 , стр. 94.
- ^ Стойческу 1991 , стр. 94–95.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 257.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 118.
- ^ Трептов 2000 , стр. 118–119.
- ^ Трептов 2000 , с. 119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Резачевич 1991 , с. 258.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бабингер 1978 , стр. 203–204.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Флореску и МакНелли 1989 , с. 133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бабингер 1978 , с. 204.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Трептов 2000 , с. 124.
- ^ Лаоникос Халкокондил : Истории (книга 9, глава 90), с. 377.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бабингер 1978 , с. 205.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флореску и МакНелли 1989 , с. 139.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 126.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Резачевич 1991 , с. 259.
- ^ Трептов 2000 , стр. 130–132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Трептов 2000 , с. 132.
- ^ Лаоникос Халкокондилес : Истории (книга 9, глава 101), с. 387.
- ^ Трептов 2000 , с. 134.
- ^ Трептов 2000 , с. 147.
- ^ Лаоникос Халкокондил : Истории (книга 9, глава 104), с. 393.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 143.
- ^ Бабингер 1978 , стр. 205–206.
- ^ Трептов 2000 , с. 140.
- ^ Бабингер 1978 , с. 206.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 150.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флореску и МакНелли 1989 , с. 152.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 260.
- ^ Трептов 2000 , с. 151.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Резачевич 1991 , с. 261.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Трептов 2000 , с. 153.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , стр. 157–158.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Флореску и МакНелли 1989 , с. 160.
- ^ Лаоникос Халкокондил : Истории (Книга 10, глава 1), с. 401.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 158.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хасан 2013 , с. 154.
- ^ Андрееску 1991 , стр. 141.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хасан 2013 , с. 155.
- ^ Хасан 2013 , стр. 155–156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хасан 2013 , с. 156.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 262.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 169.
- ^ Трептов 2000 , с. 162.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андрееску 1991 , стр. 145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Андрееску 1991 , стр. 146.
- ^ Трептов 2000 , с. 164.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Андрееску 1991 , стр. 147.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 166.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 174.
- ^ Андрееску 1991 , стр. 147, 151.
- ^ Шейлс, Мелисса (май 2015 г.). DK Eyewitness Top 10 Путеводитель по Стамбулу: Стамбул . Дорлинг Киндерсли Лимитед. ISBN 9780241235751 .
- ^ «Стамбул, чьи камни и почва – тайны» . 28 мая 2016 г.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 173.
- ^ Резачевичи 1991 , с. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Резакевич 2001 .
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 179.
- ^ Хасан 2013 , стр. 135–149.
- ^ Флореску 1991 , стр. 250.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хасан 2013 , с. 151.
- ^ Флореску 1991 , стр. 251.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кубиный 2008 , с. 204.
- ^ Хасан 2013 , с. 152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хасан 2013 , с. 159.
- ^ Флореску 1991 , стр. 252.
- ^ Флореску 1991 , стр. 192.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 195.
- ^ Трептов 2000 , с. 157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бюллетень 1991 года , стр. 156.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и МакНелли 1991 , с. 200.
- ^ Диккенс, Дэвид Б.; Миллер, Элизабет (2003). Мишель Бехайм, немецкий Мейстергезан и Дракула . Журнал исследований Дракулы, номер 5.
- ^ Кубиный 2008 , с. 85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Андрееску 1991 , стр. 140.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бюллетень 1991 года , стр. 155.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Трептов 2000 , с. 218.
- ^ Трептов 2000 , с. 224.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бюллетень 1991 года , стр. 154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 196.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Панайтеску 1991 , стр. 186.
- ↑ Дэвид «Рейс» Бэннон , «Искусство войны Дракулы: Боевой портрет Влада III Цепеша», Кунгфу, ноябрь 2000 г.: 18–19, 58–59.
- ^ Панайтеску 1991 , стр. 187.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 203.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МакНелли 1991 , с. 203.
- ^ Голосование 1991 г. , стр. 153.
- ↑ Голосование 1991 г. , стр. 153, 160–161.
- ^ Голосование 1991 г. , стр. 160.
- ^ МакНелли 1991 , с. 209.
- ^ Голосование 1991 г. , стр. 167.
- ^ МакНелли 1991 , с. 204.
- ↑ Голосование 1991 г. , стр. 155, 167.
- ^ Перри, Морин (1987). Образ Ивана Грозного в русском фольклоре . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-33075-6 .
- ^ Майкл Арнтфилд, Спрингер, 2016, Готическая криминалистика: процедура уголовного расследования в викторианских ужасах и тайнах , стр. 109
- ^ Генри Ф. Кэри, Lexington Books, 2004, Румыния с 1989 года: политика, экономика и общество , с. 87
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бюллетень 1991 года , стр. 158.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 215.
- ^ Голосование 1991 г. , стр. 159.
- ^ МакНелли 1991 , с. 218.
- ^ МакНелли 1991 , с. 217.
- ^ МакНелли 1991 , стр. 217–218.
- ^ МакНелли 1991 , стр. 219–220.
- ^ МакНелли 1991 , с. 219.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 216.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 217.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флореску и МакНелли 1989 , с. 218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Буй 1997 , с. 200
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флореску и МакНелли 1989 , с. 219.
- ^ Буй 1997 , с. 195.
- ^ Буй 1997 , с. 192.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Буй 1997 , с. 196.
- ^ Буй 1997 , с. 199.
- ^ Буй 1997 , с. 17.
- ^ Трептов 2000 , с. 176.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 221.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 225.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , стр. 229–230.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Каин 2006 , с. 182.
- ^ Миллер 2005 , с. 112.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 231.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 230.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , стр. 85, 161.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Флореску и МакНелли 1989 , с. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флореску и МакНелли 1989 , с. 204.
- ^ Флореску и МакНелли 1989 , с. 85.
Общие и цитируемые источники
Первоисточники
- Томас М. Бон , Адриан Георге , Альберт Вебер (ред.): Corpus Draculianum. Документы и хроники о валашском князе Владе Цепеше 1448–1650 гг. Том 3: Традиция Османской империи. Поствизантийские и османские авторы. Харрасовиц, Висбаден, 2013 г., ISBN 978-3-447-06989-2 .
- Лаоникос Халкокондил : Истории, Том II, Книги 6–10 (перевод Энтони Калделлиса) (2014). Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-59919-2 .
- Казаку, Матей (2017). Рейнерт, Стивен В. (ред.). Дракула . Восточно-Центральная и Восточная Европа в средние века, 450–1450 гг. Том. 46. Перевод Бринтона, Алиса; Хили, Кэтрин; Мордарски, Николь; Рейнерт, Стивен В. Лейден : Brill Publishers . дои : 10.1163/9789004349216 . ISBN 978-90-04-34921-6 .
Вторичные источники
- Андрееску, Штефан (1991). «Военные действия Влада Цепеша в Юго-Восточной Европе в 1476 году». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 135–151. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Бабингер, Франц (1978). Мехмед Завоеватель и его время . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-09900-2 .
- Бойя, Люциан (1997). История и миф в румынском сознании . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9116-97-9 .
- Балотэ, Антон (1991). «Анализ сказок о Дракуле». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 153–184. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Браунинг, Джон Эдгар; Пикарт, Кэролайн Джоан (Кей) (2014). Дракула в визуальных медиа: появление в кино, телевидении, комиксах и электронных играх, 1921–2010 гг . МакФарланд. ISBN 9780786462018 .
- Каин, Джимми Э. (2006). Брэм Стокер и русофобия: свидетельства британского страха перед Россией в «Дракуле» и «Леди Плащаницы» . McFarland & Company, Inc., Издательства. ISBN 978-0-7864-2407-8 .
- Казаку, Матей (1991). «Правление Дракулы в 1448 году». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 53–61. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Корнис-Поуп, Марсель; Нойбауэр, Джон (2004). История литературных культур Восточно-Центральной Европы: переломы и разломы в XIX и XX веках .
- Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN 978-1-86064-061-2 .
- Флореску, Раду Р. ; МакНелли, Рэймонд Т. (1989). Дракула, многоликий принц: его жизнь и его времена . Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-28656-5 .
- Флореску, Раду Р. (1991). «Генеалогия семьи Влада Цепеша». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 249–252. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Хасан, Михай Флорин (2013). «Аспекты венгерско-валахских супружеских отношений четырнадцатого и пятнадцатого веков » Журнал Bistrişei (на румынском языке). XXVII : 128–159. ISSN 1222-5096 . Проверено 13 сентября 2016 г.
- Каплан, Арье (2011). Дракула: Жизнь Влада Цепеша .
- Кубиньи, Андраш (2008). Матиас Рекс . Издательство Баласси. ISBN 978-963-506-767-1 .
- МакНелли, Рэймонд Т. (1991). «Влад Цепеш в румынском фольклоре». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 197–228. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Миллер, Элизабет (2005). Справочник Дракулы . Образование. ISBN 978-1-4134-8095-5 .
- Мурешану, Камил (2001). Джон Хуньяди: защитник христианского мира . Центр румынских исследований. ISBN 978-973-9432-18-4 .
- Нандриш, Григоре (1991). «Филологический анализ Дракулы, румынских топонимов и личных имен мужского рода в .a/ea». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 229–237. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Панайтеску, ПП (1991). «Немецкие рассказы о Владе Цепеше». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 185–196. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Резачевич, Константин (1991). «Влад Цепеш - Хронология и историческая библиография». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 253–294. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Резачевич, Константин (2001). «Могила Влада Цепеша: Наиболее вероятная гипотеза» (PDF) . Журнал исследований Дракулы . 4 .
- Стойческу, Николае (1991). «Отношения Влада Цепеша с Трансильванией и Венгрией». В Трептове, Курт В. (ред.). Дракула: Очерки жизни и времен Влада Цепеша . Восточноевропейские монографии, распространяемые издательством Колумбийского университета. стр. 81–101. ISBN 978-0-88033-220-0 .
- Трептов, Курт В. (2000). Влад III Дракула: Жизнь и времена исторического Дракулы . Центр румынских исследований. ISBN 978-973-98392-2-8 .
Дальнейшее чтение
- Троу, MJ (2003). Влад Цепеш: В поисках настоящего Дракулы . Историческая пресса. ISBN 978-1-910670-08-8 .
Внешние ссылки

- Война графа Дракулы с исламом , геополитический контекст военных кампаний Влада Цепеша
- Сказка о Дракуле – русская рукопись ок. 1490 , с английским переводом
- Оригинальные монеты, выпущенные Владом III Цепешом.
- Марек, Мирослав. «Генеалогия семьи Дрэкулешть» . Genealogy.euweb.cz.
- Миллер, Элизабет (2005). «Влад Цепеш» . Влад Цепеш . НП . Проверено 16 февраля 2015 г.
- Ансет, Кэт (23 ноября 2011 г.). «Влад Цепеш» . Хороший, Плохой и Чудовищный . НП . Проверено 16 февраля 2015 г.
- Лалланилья, Марк (24 октября 2014 г.). «Настоящий Дракула: Влад Цепеш» . ЖиваяНаука . Покупка . Проверено 26 июля 2016 г.
- Влад Цепеш
- 1420-е годы рождения
- Смерти 1470-х годов
- Румынский народ XV века
- Переходит в католицизм из восточного православия.
- Дракула
- Бывшие румынские православные христиане
- Главы правительств, которые позже были заключены в тюрьму
- Дом Дрэкулешть
- Монархи убиты в бою
- Римско-католические монархи
- Румынские эмигранты в Венгрии
- Румынские католики
- Принцы Валахии