Jump to content

Мастер Маноле

Мастер Маноле

В румынской мифологии Местерул Маноле (примерно: Мастер-строитель Маноле ) был главным архитектором монастыря Куртя-де-Арджеш в Валахии . Миф о строительстве собора выражен в народной поэме «Монастирея Аргешулуй» («Монастырь на реке Арджеш »).

В поэме Маноле считает невозможным построить монастырь без человеческих жертвоприношений и, несмотря на свои усилия, вынужден принести в жертву собственную беременную жену, заключив ее в стены здания. Написанное в стиле народной баллады , стихотворение часто рассматривается как образец «эстетического мифа» в фольклорной литературе, в основе которого лежит убеждение, что ничего прочного и уникального невозможно построить без самопожертвования творца.

Джордж Кэлинеску считал Местерула Маноле, наряду с Миорицей , Збюраторулом , Дочией и Траяном , частью четырех основных мифов румынской народной литературы. [ 1 ] [ 2 ]

Легенда о Мастере Маноле: Принц Раду Черный ( Раду Негру ) хотел построить самый красивый монастырь в стране, поэтому нанял Мастера Маноле, лучшего каменщика того времени, вместе со своими 9 людьми. Во время строительства, поскольку стены монастыря постоянно разрушались, принц угрожал убить Маноле и его рабочих. [ 3 ]

В отчаянии от того, как шло строительство, однажды ночью Маноле приснился сон, в котором ему сказали, что для того, чтобы монастырь был построен, он должен включить в его стены какого-то человека, очень любимого им или его каменщиками. Он рассказал своим каменщикам о своем сне, и они договорились, что первую жену, которая на следующий день придет туда с обедом для мужа, следует встроить в стены монастыря, чтобы их искусство сохранялось.

На следующий день Маноле посмотрел на холмы и с грустью увидел свою жену Ану (которая была беременна), идущую издалека. Он молился Богу, чтобы он вызвал дождь и бурю, чтобы она могла прекратить путешествие или вернуться домой. Но ее любовь оказалась сильнее бури, и она продолжала идти. Он снова помолился, но ничто не могло остановить ее. Когда она приехала, Маноле и строители сказали ей, что хотят сыграть в небольшую игру, в которой нужно построить стены вокруг ее тела. Она с радостью согласилась, но вскоре поняла, что это не игра, и умоляла Маноле отпустить ее. Но ему пришлось сдержать свое обещание. Так был построен прекрасный монастырь.

Когда монастырь был завершен, князь спросил строителей, смогут ли они когда-нибудь построить такое же великолепное здание. Маноле и его каменщики сказали принцу, что они наверняка всегда смогут построить еще большее здание. Услышав это и опасаясь, что они построят для кого-то еще большее и красивое здание, Принц запер их всех на крыше, чтобы они погибли и никогда не построили ничего подобного. [ 4 ] Они слепили деревянные крылья и попытались взлететь с крыши. Но один за другим они все упали на землю. Считается, что колодец с чистой водой, названный в честь Маноле, отмечает место, где упал сам Маноле.

Черная водка

[ редактировать ]

Негру Вода из сказки, по-видимому, представляет собой слияние Раду Негру , традиционного основателя Валахии , и Негоэ Басараба , исторического строителя церкви.

Публикация и наследие

[ редактировать ]

Наряду с « Миорица », « Тома Алимош » и « Долка », он был опубликован Василе Александри в первом сборнике румынских народных творений в 1852 году под названием « Поэзии популярных, баладе (Cântice bătrâneşti) adunate şi îndreptate de Vasile Alecsandri ». Хотя популярный текст имеет несколько вариантов, поскольку автор анонимен и баллада передавалась устно из поколения в поколение, опубликованный Александри освящен в литературной форме.

Для многих румынских писателей эта легенда была мотивом и источником вдохновения. Среди них Лучиан Блага (в своей пьесе театра «Мештерул Маноле» ) предложил современный взгляд на миф. В версии Блага самопожертвование Маноле не вызвано каким-либо жестом принца Раду, а является личным путешествием. [ 5 ]

Роль Аны, в частности, широко обсуждалась учеными, часто как пример образцовой жены, которая никогда не отказывается от обязательств и долга перед Маноле даже перед лицом сверхъестественных попыток остановить ее, а также как феминистская критика брака. , который требует от женщин жертвовать собой и запираться в стенах дома ради работы своих мужей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Попытка Маноле и других каменщиков сбежать с крыши, построив деревянные крылья, появляется только в румынской версии и является вариацией мифа об Икаре . [ 5 ]

Сходства

[ редактировать ]

Похожая сказка в венгерской культуре - «Комувес Келемен» («Келемен, каменщик»), синопсис которой по сути эквивалентен истории Маноле. Другая история связана с замком Розафа в Шкодре, Албания. Розафа была женой младшего из трех братьев, которые смогли построить замок только после того, как им пришлось заживо замуровать ее. В Сербии в фильме «Скадар » также используется образ «замурованной жены». [ 2 ]

Подобные истории существуют во Внутренней Монголии (связанной с гуннским городом Тонгванчэн ) и на Южных Балканах , в Черногории , Болгарии и Греции ( Мост Арта ). В Болгарии также существует легенда о мастере-строителе по имени Манол, который слетел с минарета мечети Селимие в Эдирне на изготовленных им орлиных крыльях. Еще одна похожая история – легенда о замке Мацуэ в Японии. По некоторым оценкам, существует более 700 местных вариантов мифа. [ 2 ]

[ редактировать ]
  1. ^ Трофим, Дойна (29 декабря 2016 г.). «Основные мифы румынской духовности» (PDF) . Дидактические беседы . 13 : 1. ISSN   1222-2194 – через Casa Corpului Didactic Tulcea.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Андрееску, Флорентина К.; Шапиро, Майкл Дж. (2014). «Женщины, язык и жертвоприношение» . Жанр и (пост)коммунистическая женщина: анализ трансформаций женского идеала Центральной и Восточной Европы . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 20–23. ISBN  978-1-317-74735-2 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Андрееску, Флорентина К. (2013). От коммунизма к капитализму: нация и государство в румынском культурном производстве . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN  978-1-137-27692-6 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Роксана, Чолэняну; Роксана-Элизабета, Маринеску (2021). Справочник по исследованиям перевода мифов и реальности в женских образах между дисциплинами . Достижения в области лингвистики и коммуникативных исследований. Херши, Пенсильвания: IGI Global. п. 29. ISBN  978-1-7998-6460-8 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Стаматойу, Кристина (2018). «Антропологическая археология мифа о строителе (ремесленнике Маноле) и его отголоски в румынской драме» . В Чире – Родика Габриэла; Иванку, Эмилия; Чичудин, Габриэла (ред.). Миф, музыка и ритуал: подходы к сравнительной литературе . Ньюкасл-апон-Тайн, Англия: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 60–71. ISBN  978-1-5275-2343-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 31e0371182aebb6f5d479709a9544bc8__1709394000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/c8/31e0371182aebb6f5d479709a9544bc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Meșterul Manole - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)