Дом Франкенштейна (фильм)
Дом Франкенштейна | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Эрл Дж. Кентон |
Автор сценария | Эдвард Т. Лоу |
На основе | Дьявольский выводок Курт Сиодмак [ 2 ] |
Продюсер: | Пол Малверн |
В главных ролях | |
Кинематография | Джордж Робинсон [ 2 ] |
Под редакцией | Филип Кан [ 2 ] |
Производство компания | |
Распространено | Компания Юниверсал Пикчерс, Инк. |
Даты выхода |
|
Время работы | 70 минут [ 1 ] |
Страна | Соединенные Штаты [ 1 ] |
Бюджет | $354,000 [ 3 ] |
Дом Франкенштейна — американский фильм ужасов в главных ролях 1944 года с Борисом Карлоффом , Лоном Чейни-младшим и Джоном Кэррадином . Режиссер Эрл К. Кентон , продюсер Universal Pictures . Основанный на рассказе Курта Сиодмака «Выводок дьявола», фильм рассказывает о докторе Густаве Ниманне, который сбегает из тюрьмы и обещает создать новое тело для своего помощника Дэниела. По ходу фильма они сталкиваются с графом Дракулой , Человеком-волком ( Ларри Тэлбот ) и монстром Франкенштейна . Фильм является продолжением фильма «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943). [ 4 ]
Изначально Universal планировала снять фильм под названием «Комната ужасов» , в который входили бы несколько их персонажей на тему ужасов, но этот проект был отменен. Концепция была позже возрождена как Дом Франкенштейна . Съемки начались 4 апреля 1944 года с самым большим на тот момент бюджетом для «Универсальный Франкенштейн» фильма и закончились в начале мая. Показы начались в Нью-Йорке 15 декабря 1944 года. Это не был один из самых кассовых фильмов Universal в том году, но ему удалось заработать больше денег, чем другим фильмам Universal, связанным с ужасами, таким как « Ловцы привидений» (1944) и « Невидимый ». Месть человека (1944).
Историк кино Грегори В. Мэнк отмечает, что критики «сделали фарш» из « Дома Франкенштейна» после его выхода. [ 5 ] Ретроспективные рецензии сосредоточились на абсурдности соединения монстров воедино и отсутствии в фильме страхов. Продолжение под названием « Дом Дракулы» , в котором участвовали почти все те же актеры и съемочная группа, было выпущено в 1945 году.
Сюжет
[ редактировать ]За попытку повторить эксперименты доктора Франкенштейна доктора Густава Нимана сажают в тюрьму, где он знакомится с другим заключенным преступником, горбуном Дэниелом. Пообещав создать Дэниелу новое красивое тело, Ниманн убеждает его стать его помощником. Во время землетрясения эти двое убегают. Нимман и Дэниел натыкаются на странствующего шоумена профессора Лампини, убивают его и захватывают его выставку ужасов, в которую входит обнаруженный труп графа Дракулы . Чтобы отомстить бургомистру Гуссману за то, что тот посадил его в тюрьму, Ниман воскрешает Дракулу. Дракула гипнотизирует внучку Гусмана Риту и убивает бургомистра. Внук Хуссмана замечает, что происходит, и предупреждает полицию, которая преследует Дракулу. Ожидая в соседней карете, Ниманн замечает, что полиция преследует Дракулу, и выбрасывает гроб Дракулы, чтобы бежать вместе с Дэниелом. Когда Дракула пытается вернуться внутрь, восходящее солнце убивает его.
Ниманн и Дэниел отправляются к затопленным руинам замка Франкенштейн в Визарии . По пути Дэниел спасает цыганку по имени Илонка от порки ее товарищем из-за спора о деньгах. Пораженный Илонкой, Дэниел убеждает ее присоединиться к ним в их путешествии. В замке они находят тела монстра Франкенштейна и Ларри Талбота , сохранившиеся в замерзшей пещере под замком. Ниманн размораживает их тела, и Талбот снова принимает человеческий облик. Ниманн обещает вылечить свое проклятие оборотня , перенеся свой мозг в другое тело, если Талбот приведет их к записям Франкенштейна. Увидев, что Илонка влюбилась в Талбота, Дэниел предлагает Ниманну перенести его мозг в освободившееся тело Талбота. Талбот находит записи, но Ниманн больше заинтересован в возрождении монстра и мести двум бывшим соратникам-предателям, чем в выполнении своих обещаний, данных Талботу и Дэниелу. С помощью Дэниела Ниманн похищает своих бывших соратников и планирует перенести их мозги в тела монстров, проклиная их жить трагической жизнью существ. Той ночью Талбот превращается в оборотня и убивает человека, повергая жителей деревни в панику.
Дэниел предупреждает Илонку, что Талбот — оборотень, но ее это не пугает. Не доверяя Ниманну вылечить его, Талбот поручает ей изготовить серебряные пули , зарядить их в пистолет и ждать ночью возле его спальни. Той ночью Ниман оживляет монстра, и Талбот превращается в оборотня. Человек-волк нападает и смертельно ранит Илонку, который стреляет в него и убивает, прежде чем умереть. Дэниел обвиняет Ниманна в смерти Илонки, мотивируя это тем, что, если бы он перенес мозг Дэниела, как его просили, она бы не связалась с оборотнем, и нападает на него. Связавшись с человеком, который его оживил, монстр вмешивается и выбрасывает Дэниела в окно. Когда Дэниел мертв, монстр выносит полубессознательного Нимана наружу, где жители деревни преследуют его в болота. Там монстр и Ниманн тонут в зыбучих песках.
Бросать
[ редактировать ]Актерский состав взят из книги «Универсальные ужасы» : [ 2 ]
- Борис Карлофф в роли доктора Густава Нимана
- Лон Чейни-младший в роли Лоуренса Стюарта Тэлбота, Человека-волка
- Джон Кэрредин в роли графа Дракулы
- Дж. Кэррол Нэйш, как Дэниел
- Гленн Стрэндж в роли монстра
- Энн Гвинн в роли Риты Хассман
- Питер Коу, как Карл Хассман
- Лайонел Этвилл в роли вдохновителя. Арнц
- Джордж Зукко , как профессор Бруно Лампини
- Елена Вердуго в роли Илонки
- Сиг Руман, как бургомистр Гусман
- Уильям Эдмундс, как Фейос
- Чарльз Ф. Миллер из Тоберманна
- Юлиус Таннен, как Герц
- Филип Ван Зандт, как Insp. Мюллер
- Ганс Герберт, как Мейер
- Дик Дикинсон в роли Борна
- Джордж Линн, как Герлах
- Майкл Марк в роли Фредерика Штрауса
Производство
[ редактировать ]Предыстория и подготовка к производству
[ редактировать ]7 июня 1943 года о постановке фильма под названием «Комната ужасов» объявил The Hollywood Reporter , отметив, что в актерский состав войдут Борис Карлофф , Лон Чейни-младший , Бела Лугоши , Питер Лорре , Клод Рейнс , Джордж Зукко и Джеймс Бартон с такие персонажи, как Человек-невидимка, Безумный вурдалак , Мумия и «другие монстры». [ 3 ] «Комната ужасов» так и не пошла в производство. Курт Сиодмак мало рассказал о разработке сюжета для фильма, заявив, что «идея заключалась в том, чтобы поместить всех персонажей ужасов в одну картину. Я написал только историю. Я не писал сценарий. Я никогда не видел картину». [ 3 ] Сценарий написал Эдвард Т. Лоу , ранее написавший сценарии для фильмов «Горбун из Нотр-Дама» (1923) и «Летучая мышь-вампир» (1933). [ 3 ] Сценарий Лоу изменил некоторые части истории Сиодмака, в том числе удалил мумию Хариса . [ 6 ]

Продюсер фильма Пол Малверн начал назначать актерский состав, в который входили Карлофф, которого Universal заключила сделку на два фильма, Лон Чейни-младший, Джон Кэррадин и Дж. Кэррол Нэйш . [ 3 ] Официально актерский состав был собран в феврале 1944 года. [ 3 ] В ходе бесед с актерами Энн Гвинн позже призналась в интервью Майклу Фицджеральду, что, по ее мнению, Карлофф не доволен своей ролью сумасшедшего ученого в фильме. [ 7 ] В интервью в начале 1944 года Карлофф заявил, что «никогда больше не будет играть Монстра Франкенштейна [...] Другие люди брали подобные роли, и остроты в этом нет. Я покончил с этим… Я снял эти фильмы ужасов. ... Они не имели большого значения в чьих-либо планах, в том числе и в моих, и хотя я заработал позорную сумму денег, я ничего не добился». [ 8 ]
Роль монстра была отдана Гленну Стрэнджу , который за предыдущие 12 лет снимался в вестернах студии Universal , таких как «Могила мумии» (1942), а также Producers Releasing Corporation компании в фильмах «Безумный монстр» (1942) и «Создатель монстров» (1944) . ). [ 9 ] Перед кастингом Стрэнджа Лейн Чендлер пробовался на роль. [ 9 ] Стрэндж не знал, что его позвали сыграть монстра, и узнал об этом только тогда, когда ему сообщили в Джека Пирса , чтобы ему наложили шрам. студию макияжа [ 9 ] После этого Пирс позвонил продюсеру Полу Малверну и сообщил, что они нашли своего нового монстра. [ 9 ]
Съемки и постпродакшн
[ редактировать ]«[Фильмы ужасов] дают нам возможность дать волю нашему воображению. Художественный отдел может отправиться в город на съемках ужасов. Реквизиты развлекаются с паутиной. Оператор развлекается с трюковым освещением и тенями. Режиссер развлекается. Мы получайте больше удовольствия от создания фильма ужасов, чем от комедии».
- Режиссер Эрл К. Кентон в 1944 году. [ 10 ]
Подготовка к «Дому Франкенштейна» началась в августе 1943 года под названием « Выводок дьявола» . [ 3 ] Бюджет фильма составил 354 000 долларов. [ 3 ] это был самый высокий бюджет для фильма «Универсальный Франкенштейн» В то время , хотя «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» превысили эту сумму, превысив бюджет. [ 11 ] Ему был дан 30-дневный график съемок, причем первые съемки должны были начаться 4 апреля 1944 года с использованием декораций из «Зеленого ада» (1940) и «Питтсбурга» (1942). [ 3 ] Другие наборы от Gung Ho! (1943 г.) и Лондонский Тауэр (1939 г.) также использовались. [ 3 ]
На съемочной площадке Кэррадайн угощал присутствующих декламацией произведений Шекспира , а Чейни время от времени готовил щедрые обеды для своих коллег по гримерке. [ 12 ] Стрэндж отметил, что чудовищный грим был неудобен на съемочной площадке, заставляя его чувствовать, что у него вода на мозгу , и что его не пускали в магазин студии, и ему приходилось есть мешок с обедом вдали от других, что заставило Стрэнджа предположить: «Я думаю, они не хотели, чтобы я выворачивал животы звездам и звездочкам». [ 12 ] Сцена, где Ниманн размораживает ткани монстра паром, была создана путем помещения Стрэнджа в стеклянный футляр и закачивания в него пара. В нос Стрэнджа были вставлены длинные резиновые шланги, чтобы он мог дышать, несмотря на пар, но во время съемок сцены Стрэндж обнаружил, что не может эффективно выдыхать через шланги и задыхается, что побудило его лихорадочно нажать тревожную кнопку , которую реквизиторская бригада был установлен внутри корпуса. [ 12 ] У Стрэнджа также была сцена, где он бросает Дж. Кэррола Нэйша через окно на опорные матрасы. Стрэндж неправильно рассчитал свой бросок, в результате чего Нэйш не попал в матрас и приземлился на цементный пол. Большой горбун Нэйша с мягкой подкладкой смягчил его падение достаточно, чтобы предотвратить серьезные травмы. [ 13 ]
Светловолосая Елена Вердуго надела на свою роль парик брюнетки, так как студия не приняла цыганку-блондинку. [ 14 ] Она сама поставила цыганский танец Илонки, и ей пришлось крутить его вокруг камней, завалявших место съемок. [ 15 ]
Режиссер Эрл К. Кентон поставил сцены с участием графа Дракулы, которые будут сниматься последними. [ 16 ] Съемки завершились 8 мая. [ 15 ] Музыкальное сопровождение было результатом совместной работы Ханса Дж. Солтера , Пола Дессау и Чарльза Превена . [ 17 ] Большая часть музыки к фильму была написана специально для «Дома Франкенштейна» , в отличие от других фильмов того периода, в которых повторно использовались старые музыкальные реплики. [ 17 ] После завершения съемок в мае и перед премьерой название фильма было изменено на « Дом Франкенштейна» . [ 15 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Дом Франкенштейна» на 594 места был показан в театре Риальто в Нью-Йорке 15 декабря 1944 года. [ 18 ] [ 19 ] Фильм был настолько популярен, что его показывали всю ночь, а затем три недели показывали в кинотеатре. [ 19 ] 22 декабря «Дом Франкенштейна и Проклятие мумии» открылся в Гавайском театре на 1100 мест в Голливуде. Фильм продолжал показываться там в течение шести недель. [ 19 ] 20 февраля фильм в течение недели демонстрировался в театре «Орфей» в Лос-Анджелесе на 2200 мест. [ 20 ] Фильм распространялся в кинотеатрах компанией Universal Pictures. [ 1 ] Фильм был выпущен на национальном уровне 16 февраля 1945 года после первой премьеры в Нью-Йорке в декабре 1944 года. [ 21 ] По данным National Box Office Digest , фильм собрал от 200 000 до 500 000 долларов. [ 22 ] Это не был один из самых кассовых фильмов Universal в том году, включая « Не могу не петь» (1944) и «Али-Баба и сорок разбойников» (1944), а также другие фильмы ужасов студии с «Кульминацией» (1944). [ 22 ] Ему удалось превзойти аналогичные фильмы Universal, связанные с ужасами, такие как «Ловцы привидений» (1944) и «Месть человека-невидимки» (1944). [ 22 ]
Первые новости о продолжении « Дома Франкенштейна» появились в голливудских газетах в апреле 1944 года, когда было объявлено о выходе фильма под названием «Человек-волк против Дракулы» . Этим продолжением станет «Дом Дракулы» (1945), хотя и с другим сценарием. [ 23 ] Бернард Шуберт был нанят для написания сценария и сдал свой первый вариант 19 мая 1944 года. [ 24 ] «Дом Дракулы» является продолжением фильма «Дом Франкенштейна» , в котором задействована большая часть съемочной группы этого фильма. [ 23 ] Актеры Джон Кэррадайн, Глен Стрэндж и Лон Чейни-младший повторяют свои роли графа Дракулы, монстра Франкенштейна и Человека-волка соответственно. [ 23 ] Освобожден 7 декабря 1945 года. [ 25 ]
«Дом Франкенштейна» был выпущен на домашнем видео в 1992 году компанией MCA Home Video. [ 26 ] Фильм был выпущен на DVD как часть The Monster Legacy Collection и Frankenstein: The Legacy Collection 27 апреля 2004 года. [ 27 ] Дом Франкенштейна был выпущен на Blu-ray 28 августа 2018 года. [ 28 ]
Прием
[ редактировать ]Историк кино Грегори В. Мэнк заявил, что на премьере фильма в Нью-Йорке критики «сделали из него фарш». [ 5 ] Ванда Хейл из New York Daily News дала фильму оценку в две с половиной звезды, отметив, что «обстановка, освещение и костюмы, впечатляюще жуткие и ужасающие, помогут вам принять участие в зловещих действиях», отметив при этом, что зрители следует «быть уверенным и проверить свою доверчивость снаружи». [ 29 ] А. Х. Вейлер из «Нью-Йорк Таймс» заявил, что как фильм «этот ужасный конгресс не производит сильного впечатления; у него просто есть скорость и смена темпа. Таким образом, он обязательно вызовет столько же смеха, сколько и мурашек». . [ 30 ] Газета New York Herald Tribune дала отрицательный отзыв, заявив, что «сюжет бесконечно спотыкается в своей тяжелой попытке нести на своих плечах слишком много вчерашних кошмаров», заключив, что фильм «лишь немного более ужасен, чем дом, который Джек построен ». [ 5 ] В «Отчетах Харрисона» это было названо «всего лишь легкой картиной ужасов, скорее смехотворной, чем устрашающей. Все это представляет собой перефразирование фантастических поступков этих персонажей в предыдущих картинах, и, поскольку они делают именно то, что от них ожидают, зритель не шокирован и не охлажденный». [ 31 ]
Рецензент Motion Picture Herald назвал картину «превосходным фильмом ужасов», похвалив актерскую игру, грим, умную фотографию, освещение и музыку, а также отметив, что на их показе в театре Риальто в Нью-Йорке «утренняя аудитория была более чем удовлетворен". [ 32 ] В 1946 году Борис Карлофф, назвав фильм «монстром», во время работы над Вэлом Льютоном , продюсировал картины для RKO, назвав Льютона «человеком, который спас меня от живых мертвецов и восстановил мою душу». [ 33 ] Гвинн рассказала о своей роли позже в своей карьере, заявив, что «эта роль была хорошей, но не отличной, мне было весело с ней, но я играю только первые 25 минут, а затем ура, я ухожу до конца фильма». !" [ 7 ]
В ретроспективных обзорах Карлос Кларенс написал о фильмах Universal о кроссоверах персонажей, также известных как фильмы «Ралли монстров » , в своей книге «Иллюстрированная история фильмов ужасов», резюмируя, что «единственное очарование этих фильмов заключается в очень опытных актерах по контракту, которые населяли их, изображая цыган, безумных ученых, похотливых первосвященников, убийц вампиров или просто отвлекающих маневров». [ 34 ] [ 35 ] Ким Ньюман обсудил фильмы «Ралли монстров» в своей книге «Полное руководство по фильмам ужасов» , заявив, что они были очаровательны в попытках найти способы обойти, казалось бы, необратимую смерть монстров, но при этом они «даже не пытаются быть устрашающими и, кажется, быть полностью посвящена детским утренникам». [ 36 ] В своей книге Ужас! Дрейк Дуглас прокомментировал, что «Монстр превратился в неуклюжую автоматику» и что у монстра Стрэнджа «были пухлые щеки, мертвые глаза и лицо безмозглого сомнамбулы, а не ярко живого злого существа». [ 5 ] В своей книге о сериале «Франкенштейн » студии Universal Грегори Мэнк заявил, что, несмотря на достоинства захватывающих боевых сцен, мрачной сцены в ледяной пещере, режиссерского стиля, прекрасной партитуры и впечатляющего актерского состава, «фильму так и не удалось превзойти свою неблагородную цель». : собрать воедино столько ужасов, сколько позволяют 70 минут. Более разборчивые поклонники фильмов ужасов никогда не простили ему еще один гигантский шаг в деградации монстра Франкенштейна». [ 5 ] В обзоре Фила Харди книги «Научная фантастика» (1984) говорится, что «возможность дешевого катания на коньках в фильме временами граничит с сюрреализмом, поскольку он движется от монстра к монстру с ошеломляющей скоростью», при этом фильм находит менее смехотворным, чем его продолжение. Дом Дракулы . [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- Франкенштейн в популярной культуре
- Универсальные классические монстры
- Список фильмов ужасов 1940-х годов
- Список фильмов Universal Pictures (1940–1949)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Дом Франкенштейна (1945)» . Американский институт кино . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 447.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 448.
- ^ Гиллиам .
- ^ Jump up to: а б с д и Лакк 1981 , с. 138.
- ^ Лак 1981 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 453.
- ^ Манк 2022 , стр. 335–336.
- ^ Jump up to: а б с д Лакк 1981 , с. 134.
- ^ Отсутствие 2022 , с. 337.
- ^ Отсутствие 2022 , с. 338.
- ^ Jump up to: а б с Лакк 1981 , с. 135.
- ^ Лак 1981 , с. 135-136.
- ^ Лак 1981 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Лакк 1981 , с. 137.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 449.
- ^ Jump up to: а б Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 451.
- ^ Лак 1981 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с Отсутствие 2022 , с. 355.
- ^ Отсутствие 2022 , с. 356.
- ^ Отсутствие 2020 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с «Все функции выпущены в 1944 году» . Ежегодный национальный дайджест кассовых сборов . Лос-Анджелес, Калифорния. 1945 — через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 502.
- ^ Райли 2020 , с. 107.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 501.
- ^ Харти, Джон (11 сентября 1992 г.). «Отпразднуйте Хэллоуин заранее с видео-релизами». Пост-Звезда . п. КФ.
- ^ «Дом Франкенштейна (1944) – Эрл К. Кентон | Релизы» . AllMovie. Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ Сквайрс 2018 .
- ^ Дом 1944 года .
- ^ Вейлер 1944 .
- ^ « Дом Франкенштейна» с Борисом Карлоффом и Лоном Чейни» . Отчеты Харрисона . Том. 26, нет. 52. 23 декабря 1944. с. 207 . Проверено 13 апреля 2023 г. - через Archive.org.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , стр. 455–456.
- ^ Отсутствие 2022 , с. 357.
- ^ Кларенс 1997 , с. 103.
- ^ Уивер, Брунас и Брунас 2007 , с. 323.
- ^ Marriott & Newman 2018 , с. 53.
- ^ Харди 1984 , стр. 113–114.
Источники
[ редактировать ]- Кларенс, Карлос (1997) [1-й паб. 1967]. Иллюстрированная история фильмов ужасов и научно-фантастических фильмов . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-80800-5 .
- Гиллиам, Ричард. «Обзор Дома Франкенштейна» . Всефильм . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 18 мая 2024 г.
- Хейл, Ванда (16 декабря 1944 г.). «Парад старых монстров в новом фильме ужасов». Ежедневные новости . п. 16.
- Харди, Фил , изд. (1984). Научная фантастика . Морроу . ISBN 0688008429 .
- Мэнк, Грегори Уильям (1981). Оно живое! Классическая киносага о Франкенштейне . AS Barnes & Company, Inc. ISBN 0-498-02473-3 .
- Мэнк, Грегори Вм. (2020) [1993]. «Производственный фон». В Райли, Филип Дж. (ред.). Дом Дракулы . Медвежья Манор Медиа. ISBN 978-1629336169 .
- Манк, Грегори Уильям (2022). Ангелы и служители благодати защитят нас! . МакФарланд и компания. ISBN 978-1-4766-6553-5 .
- Марриотт, Джеймс ; Ньюман, Ким (2018) [1-й паб. 2006]. Полное руководство по фильмам ужасов . Лондон: Carlton Books . ISBN 9781787391390 .
- Райли, Филип Дж., изд. (2020) [1993]. Дом Дракулы . Медвежья Манор Медиа. ISBN 978-1629336169 .
- Сквайрс, Джон (25 июня 2018 г.). «Universal Monsters: полная коллекция из 30 фильмов наконец-то выйдет на Blu-ray!» . Чертовски отвратительно . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- Уивер, Том; Брунас, Майкл; Брунас, Джон (2007) [1990]. Универсальные ужасы (2-е изд.). МакФарланд и компания. ISBN 978-0-7864-2974-5 .
- Вейлер, А.Х. (16 декабря 1944 г.). «В Риальто» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- фильмы 1944 года
- фильмы ужасов 1944 года
- Научно-фантастические фильмы ужасов 1940-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские научно-фантастические фильмы ужасов
- Американские фильмы-сиквелы
- Американские фильмы о вампирах
- Дракула (универсальный сериал)
- Фильмы о цыганах
- Фильмы-кроссоверы ужасов
- Фильмы, озвученные Полем Дессау
- Фильмы режиссера Эрла К. Кентона
- Франкенштейн (универсальный сериал)
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Американские фильмы об оборотнях
- Фильмы, действие которых происходит в Европе
- Англоязычные фильмы 1940-х годов
- Американские фильмы 1940-х годов
- Человек-волк (франшиза)