Горбун из Нотр-Дама (фильм, 1923 год)
Горбун из Нотр-Дама | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Уоллес Уорсли |
Автор сценария | |
На основе | Горбун из Нотр-Дама роман 1831 года Виктор Гюго |
Продюсер: |
|
В главных ролях | Лон Чейни Пэтси Рут Миллер Норман Керри Брэндон Херст Рэймонд Хаттон Эрнест Торренс Найджел де Брюлье |
Кинематография |
|
Под редакцией |
|
Музыка | |
Производство компания | Универсальные картинки |
Распространено | Универсальные картинки |
Даты выхода |
|
Время работы |
|
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Тихий (английские субтитры ) |
Бюджет | 1 250 000 долларов США (оценка) |
Театральная касса | 3,5 миллиона долларов (аренда по всему миру) [ 1 ] |
«Горбун из Нотр-Дама» — американский драматический фильм 1923 года. [ 2 ] в главной роли с Лоном Чейни , режиссер Уоллес Уорсли , продюсеры Карл Леммле и Ирвинг Тальберг . В актерский состав второго плана входят Пэтси Рут Миллер , Норман Керри , Найджел де Брюлье и Брэндон Херст . Этот фильм, распространяемый Universal Pictures , стал «Супер-жемчужиной» студии 1923 года и самым успешным немым фильмом , собрав 3,5 миллиона долларов. [ 1 ] Премьера фильма состоялась 2 сентября 1923 года в театре Астор в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, а 6 сентября вышла в прокат.
Сценарий был написан Перли Пур Шиханом и Эдвардом Т. Лоу-младшим на основе Виктора Гюго 1831 года романа . Он примечателен грандиозными декорациями, напоминающими Париж 15 века, а также игрой и гримом Чейни в роли замученного горбун-звонарь Квазимодо . Это была седьмая экранизация романа. Этот фильм поднял Чейни, который уже был известным характерным актером, до статуса полной звезды в Голливуде, а также помог установить стандарт для многих более поздних фильмов ужасов Чейни , включая «Призрак оперы» в 1925 году. Два классических кадра, показывающие Чейни в роли Квазимодо можно увидеть в Интернете, освещающего работу по гриму. [ 3 ] [ 4 ] а также программную книгу фильма. [ 5 ]
В 1951 году фильм стал общественным достоянием в США, поскольку истцы не продлили регистрацию авторских прав на 28-й год после публикации. [ 6 ] В настоящее время фильм доступен на Blu-ray и DVD, хотя в существующих отпечатках (все скопированы с 16-миллиметровых источников) отсутствуют как минимум 15 минут отснятого материала, который был в оригинальной 35-миллиметровой версии 1923 года.
Сюжет
[ редактировать ]
Действие истории происходит в Париже в 1482 году. Квазимодо — глухой, полуслепой, горбатый звонарь знаменитого Богоматери собора Парижской . Его хозяин — человек по имени Жеан , злой брат святого архидьякона Нотр-Дама Дома Клода . Однажды ночью Жеан уговаривает Квазимодо похитить прекрасную Эсмеральду , танцовщицу - цыганку (и приемную дочь Клопена , короля угнетенных нищих преступного мира Парижа).
Лихой капитан Феб спасает Эсмеральду от Квазимодо, а Жеан бросает его и убегает (позже в фильме Квазимодо ненавидит Жеана за то, что тот бросил его, и больше не верен ему). Сначала в поисках случайного романа Феб очаровывается Эсмеральдой и берет ее под свое крыло. Квазимодо приговаривают к порке на городской площади, прежде чем Эсмеральда и дом Клод придут ему на помощь.

К своему ужасу Жеан и Клопен узнают, что Феб надеется жениться на Эсмеральде, несмотря на то, что он помолвлен с Флер де Лис. капитаном гвардии Феб уговаривает Эсмеральду сопровождать его на бал в честь его назначения королем Людовиком XI . Он снабжает ее богатой одеждой и представляет хозяйке дома, мадам де Гонделорье, как принцессу Египта.
Клопен в сопровождении нищих срывает празднование и требует вернуть Эсмеральду. Чтобы избежать кровопролития, Эсмеральда говорит, что она не принадлежит к аристократии. Однако позже Эсмеральда отправляет уличного поэта Пьера Гренгуара передать Фебу записку, договариваясь о встрече в Нотр-Даме, чтобы попрощаться с ним. Приходит Феб, и Жеан наносит ему удар в спину. После того, как Эсмеральду ложно приговорили к смертной казни за это преступление, Квазимодо спасает ее от виселицы и переносит в собор, где он и Дом Клод предоставляют ей убежище .
Позже той же ночью Клопен ведет весь подземный мир на штурм собора, и Жеан пытается захватить Эсмеральду, сначала хитростью (говоря ей, что предсмертным желанием Феба было, чтобы он позаботился о ней), затем силой. Квазимодо сдерживает захватчиков камнями и потоками расплавленного свинца. Тем временем Гренгуар предупреждает исцеленного Феба и ведет своих людей против толпы. Клопен погиб в бою.
Когда Квазимодо обнаруживает, что Жеан нападает на Эсмеральду, он сбрасывает своего бывшего хозяина с валов Нотр-Дама, но не раньше, чем Жеан трижды наносит ему смертельный удар в спину. Феб находит и обнимает Эсмеральду. Видя это, Квазимодо называет список своих погибших, а Гренгуар и Дом Клод входят в колокольню как раз вовремя, чтобы увидеть его смерть. На последнем изображении изображен большой колокол, бесшумно покачивающийся над трупом Квазимодо.
Бросать
[ редактировать ]- Лон Чейни в роли Квазимодо [ 7 ]
- Пэтси Рут Миллер в роли Эсмеральды [ 7 ]
- Норман Керри в роли Феба де Шатопера [ 7 ]
- Кейт Лестер в роли мадам де Гонделорье [ 7 ]
- Уинифред Брайсон в роли Флер де Лис [ 7 ]
- Найджел Де Брюлье в роли Дона Клаудио [ 7 ]
- Брэндон Херст в роли Жеана [ 7 ]
- Эрнест Торренс в роли Клопена [ 7 ]
- Талли Маршалл в роли короля Людовика XI [ 7 ]
- Гарри фон Метер в роли месье Нефшателя [ 7 ]
- Рэймонд Хаттон и Гренгуар [ 7 ]
- Ник Де Руис в роли мистера Тортеру [ 7 ]
- Юлали Дженсен, как Мари [ 7 ]
- Рой Лэйдлоу в роли Шармолю [ 7 ]
- Рэй Майерс — помощник Шармолю [ 7 ]
- Уильям Парк, как Иосиф Флавий [ 7 ]
- Глэдис Брокуэлл в роли сестры Гудул [ 7 ]
- Джон Коссар, как судья суда [ 7 ]
- Эдвин Уоллок — королевский камергер [ 7 ]
- Луиза ЛаПланш в роли юной цыганки (экстра)
- Элмо Линкольн
- Джо Бономо (дублер)
- Харви Пэрри (дублер)
- Чезаре Гравина [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]
Задолго до того, как фильм был снят или снят, Лон Чейни был фаворитом киноиндустрии на роль Квазимодо. Film Daily заявила, что общеизвестно, что Чейни хотел сыграть роль Квазимодо, и даже заявила, что Чейни рассматривал возможность создания компании для создания фильма за границей. [ 9 ] Известно, что Чейни приобрел права на производство фильма в 1921 году и активно вел переговоры о производстве с Universal. Доказательством серьезности Чейни были планы снимать фильм за границей с помощью немецкой студии Chelsea Pictures Company. [ 10 ] В апреле 1922 года компания Chelsea Pictures объявила, что Лон Чейни сыграет роль Квазимодо, а Алан Кросланд . режиссером фильма станет [ 11 ] Фильм не состоялся, и компания, похоже, бесследно исчезла. [ 10 ]
Ирвинг Тальберг , который ранее работал с Чейни и Тодом Браунингом , хотел создать постановку, которая в художественном отношении превзошла бы дорогие постановки, производимые Universal. Чтобы убедить основателя Universal Карла Леммле официально одобрить постановку, Тальберг представил «Горбуна» ему как «историю любви». Воодушевленный недавними кассовыми успехами Чейни, Леммле согласился. [ 10 ]
Universal Weekly , собственное издание Universal, официально объявило о постановке «Горбуна из Нотр-Дама» в августе 1922 года. [ 12 ] В следующем выпуске говорилось, что отдел универсальных сценариев работает над преемственностью и разрабатываются предварительные планы наборов. [ 13 ] В сентябре 1922 года Universal Weekly объявил о намерении Лона Чейни заставить его сыграть свою последнюю «роль калеки» после успехов « Чудо-человека» и «Наказания» . [ 14 ] Владение Чейни правами на фильм давало ему договорную свободу для гораздо большего художественного одобрения и контроля над этой постановкой, чем он имел в предыдущих; для этого он, таким образом, будет выступать в качестве фактического продюсера, не указанного в титрах; Тальберг, несомненно, был замешан в такой договоренности, поскольку она помешала Карлу Леммле сократить расходы на «художественную» постановку. [ 10 ]
Доподлинно неизвестно, но полагают, что Лон Чейни даже оказал влияние на выбор режиссёра; хотя Уоллес Уорсли , окончательный выбор режиссера, ранее успешно работал с Чейни над четырьмя предыдущими фильмами ( «Наказание» , «Червовый туз» , «Голоса города » и «Сделка вслепую» ; в последнем из них Чейни также играл горбуна) В Голдвине Майкл Блейк, стипендиат Лона Чейни, утверждает, что первым кандидатом Чейни на пост режиссера был Эрих фон Штрогейм , в то время получивший признание в качестве режиссера Universal после успеха фильма « Слепые мужья и глупые жены » . Однако Штрохайм был уволен Тальбергом из Universal до того, как началось производство « Горбуна» - по иронии судьбы, из-за опасений Тальберга, что Штрохайм понесет перерасход средств на его собственное отдельное производство « Карусель» . [ 15 ]
Таким образом, в конце ноября Universal Weekly объявил Уоллеса Уорсли, ожидающего одобрения его тогдашней домашней студии Paramount , вероятным режиссером «Горбуна» . [ 16 ] Статус Уорсли как директора, арендованного у Paramount, был подтвержден в следующем выпуске, хотя такое подтверждение сопровождалось рекламой, в которой говорилось, что режиссером будет Тод Браунинг . [ 17 ] [ примечание 1 ] В связи с тем, что предыдущие обязательства Уорсли по созданию двух других фильмов для Paramount были продлены из-за поспешной замены их смертельно больной звезды, Уоллеса Рида , на Джека Холта , [ 19 ] дата начала «Горбуна» была перенесена почти на месяц, чтобы принять Уорсли; В конце концов, второй из двух фильмов с Холтом, которые должен был снимать Уорси, в конечном итоге был снят Джозефом Хенабери . вместо него [ 20 ]
Universal объявила о своем намерении воссоздать собор Нотр-Дам и прилегающие улицы в соответствии со строгими требованиями того периода. Сотрудники Universal приступили к созданию «Галереи королей», состоящей из тридцати пяти статуй высотой десять футов каждая, по замыслу напоминающих оригиналы. Предполагалось, что строительство декораций займет шесть месяцев. Сценарий был завершен Эдвардом Т. Лоу-младшим и Перли Пур Шиханом к концу 1922 года. [ 21 ]
В начале января было объявлено, что производство фильма началось со съёмок «Суда чудес». Для съемок сцены парижского преступного мира потребовалось около нескольких сотен статистов. [ примечание 2 ] Строительство декораций Нотр-Дама и уличных декораций еще не было завершено. [ 22 ] В начале февраля съемки перешли к сценам «Мадам де Гонделорье». Сообщается, что для производства потребовалось три тысячи костюмов для массовки, а отделу костюмов Universal потребовалось шесть недель на выполнение. [ 24 ]
В марте Film Daily сообщила, что Уорсли обменял свой мегафон на радио и громкоговоритель, чтобы руководить большой толпой статистов в сценах. [ 25 ] Radio Digest заявил, что это была установка радиоприемника и громкоговорителя стоимостью 7000 долларов, что эквивалентно 125 000 долларов в 2023 году. [ 26 ]
Film Daily сообщила 8 июня, что съемка кадров на камеру завершена и что Universal подписала контракт на аренду театра Астор для показа фильма 2 сентября. [ 27 ]
В начале 1923 года в отчетах Universal предполагалось, что стоимость производства составит от 750 000 до 1 000 000 долларов. Производство фильма обошлось в 1 250 000 долларов и снималось с 16 декабря 1922 года по 8 июня 1923 года. Это был самый дорогой фильм Лона Чейни, когда-либо созданный. Ему платили 2500 долларов в неделю. [ 28 ] [ 29 ]
Прием
[ редактировать ]Веб агрегатора рецензий -сайт Rotten Tomatoes сообщил, что 91% критиков дали фильму положительную рецензию на основе 23 рецензий со средневзвешенной оценкой 8,08 из 10. По мнению критиков сайта, «душераздирающий взгляд на классическую книгу с легендарным исполнением Лона Чейни». [ 30 ]
«Вот картина, которая будет жить вечно. Изображение Чейни горбуна Квазимодо превосходно... чудо сочувственной игры. Чейни каким-то чудесным образом пробуждает в нас глубокое чувство сочувствия и восхищения этим самым несчастным и физически отвратительное человеческое существо». ---Мир кино [ нужна ссылка ]
«Естественно, в этой картине много неприятного... Однако это сильная постановка, на которую не пожалели ни сил, ни денег, чтобы изобразить изнаночную сторону старого Парижа... Это драма, которая обратиться ко всем тем, кто интересуется прекрасной игрой на экране, художественной обстановкой и замечательным обращением с толпой, кто не возражает против гротескной фигуры и мрачной атмосферы... Чейни вкладывает всю свою душу в то, чтобы сделать Квазимодо настолько отвратительным, насколько это может сделать человек. ну, пусть даже украсит его грудь и спину волосами» — «Нью-Йорк Таймс». [ нужна ссылка ]
«Замечательная игра Лона Чейни в роли Квазимодо, благодарного горбуна, как и должно быть, является выдающейся особенностью. Его необыкновенный образ настоящей живой горгульи достигает предела гротеска (а временами, кажется, выходит за его рамки). ), но его размашистые движения и неистовые жесты блестяще задуманы, а его последний танец безумия при разгроме клопенской сволочи представляет собой сцену безумной страсти, равной которой редко можно найти на экране». ---Биоскоп [ нужна ссылка ]
«Несмотря на вольности, допущенные в романе Виктора Гюго, эта картина представляет собой превосходное и удивительно впечатляющее зрелище… с добавлением некоторых из самых потрясающих и интересных декораций, когда-либо показанных. Игра [Чейни] превосходит все, что он когда-либо делал. . Он странный, временами почти отталкивающий, но всегда очаровательный. Эту фотографию следует поместить в свой список и ни в коем случае не пропустить». --- Фотоигра [ нужна ссылка ]
«Квазимодо Лона Чейни — это существо ужаса, странное чудовище обезьяньего уродства, такой фантастически эффектный грим, которого экран никогда не знал и, по всей человеческой вероятности, никогда больше не узнает». ---Обзор торговли участников [ нужна ссылка ]
« Горбун » — это двухчасовой кошмар. Он убийственный, отвратительный и отталкивающий. История Гюго бессмертна; картина Леммле хрупка, как товар киноиндустрии… [Фильм] — это постоянное страдание, ничего кроме страдания, утомительное. , отвратительное страдание, от которого вы не почувствуете себя лучше. Игра мистера Чейни дает ему право на главную роль... (фильм) может нанести ущерб кассовым сборам, для которых он играет». ---Разнообразие [ нужна ссылка ]
«Единственное, что запоминается, — это Квазимодо. Работы г-на Чейни будут жить в памяти, даже когда все остальное исчезнет. [ Горбун ] — это достижение, которым должен гордиться любой продюсер». ---Отчеты Харрисона [ нужна ссылка ]
Сохранение
[ редактировать ]Единственные сохранившиеся отпечатки фильма - это 16-миллиметровые отпечатки для показа дома, распространяемые Universal в 1920-х и 1930-х годах для целей домашнего кино, а оригинальных нитратных 35-миллиметровых негативов или отпечатков не существует. Большинство видеоверсий (включая общедоступные выпуски) фильма созданы на основе дубликатов 16-миллиметровых отпечатков, которые распространялись компанией Blackhawk Films в 1960-х и 1970-х годах. [ 31 ]
DVD-релиз недавно отреставрированной копии фильма был выпущен компанией Image Entertainment 9 октября 2007 года. Версия Blu-ray с недавно отреставрированной копией фильма была выпущена Flicker Alley 18 марта 2014 года. [ 32 ] Еще один Blu-ray был выпущен 28 сентября 2021 года компанией Kino Lorber с совершенно новой реставрацией от NBCUniversal . [ 33 ]
Показ фильма, посвященный 100-летию фильма, состоялся на Международном кинофестивале в Калгари в 2023 году с новой живой партитурой, написанной и исполненной Чадом ВанГааленом . [ 34 ]
Вокс Люмьер
[ редактировать ]Композитор Кевин Сондерс Хейс использует этот немой фильм 1923 года в своей театрально-концертной постановке Vox Lumiere 2005 года «Vox Lumiere - Горбун из Нотр-Дама». [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Рекламные объявления, которые будет режиссировать Тод Браунинг даже после объявления роли Уорсли, не были единичными. Другой случай возникает через две проблемы и выполняется вместе с другим обновлением «кинограммы». [ 18 ]
- ↑ Motion Picture News заявили, что в сценах суда участвовали 300 и 500 статистов. [ 22 ] [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Картины самых больших денег» . Разнообразие . 21 июня 1932 г. с. 1.
- ^ Эриксон, Хэл . «Горбун из Нотр-Дама» . AllMovie . Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Горбун из Нотр-Дама (1923)» . Lonchaney.org .
- ^ «Эра немого кино: список прогрессивных немых фильмов» . Silentera.com .
- ^ «Фотографическое изображение постера фильма» (JPG) . Lonchaney.org . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ Пирс, Дэвид (июнь 2007 г.). «Забытые лица: почему часть нашего кинематографического наследия является частью общественного достояния». История кино: Международный журнал . 19 (2): 125–43. дои : 10.2979/FIL.2007.19.2.125 . ISSN 0892-2160 . JSTOR 25165419 . OCLC 15122313 . S2CID 191633078 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Горбун из Нотр-Дама» (катушка 35 мм). Универсальный. 1923 год.
- ^ Кэролин, Лиза (8 сентября 2012 г.). «Бывшая голливудская актриса Луиза ЛаПланш из Анн-Арбора умирает в 93 года» . AnnArbor.com . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ « Ты снимаешь «Нотр-Дам» » . Фильм Ежедневно . 21 (42): 1 июля 1922 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сойстер, Джон Т. (2012). Американские немые фильмы ужасов, научной фантастики и фэнтези, 1913–1929 гг . МакФарланд и компания . ISBN 978-0786435814 .
- ^ «Корпорация Челси начинает производство» . Обзор торговли экспонента . 11 (22). Март 1922 года.
- ^ «Предстоящие производства Screen Productions заставляют Universal City Studios работать» . Универсальный еженедельник . 16 (2): 12 сентября 1922 г.
- ^ «Юниверсал к фильму «Горбун из Нотр-Дама», великому роману Гюго» . Универсальный еженедельник . 16 (3): 27 сентября 1922 г.
- ^ «Чейни сыграет «Горбуна из Нотр-Дама» для Universal» . Универсальный еженедельник . 16 (4): 27 сентября 1922 г.
- ^ Уэйкман 1987 , с. 1073; Ленниг 2000 , с. 188.
- ^ «Универсальные мувиграммы» . Универсальный еженедельник . 16 (15): 18 сентября 1922 г.
- ^ « Минограммы «Ю»» . Универсальный еженедельник . 16 (16): 11 сентября 1922 г.
- ^ «Универсальные мувиграммы» . Универсальный еженедельник . 16 (18): 11 сентября 1922 г.
- ^ Флеминг 2007 , с. 212.
- ^ Блейк 1997 , с. 118.
- ^ «Собор Парижской Богоматери построит Universal» . Универсальный еженедельник . 16 (17): 15 сентября 1922 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Универсальный город» . Новости кино . 27 : 373. 1923.
- ^ «Юниверсал начинает большое зрелище» . Новости кино . 27 : 175. 1923.
- ^ «В Юниверсал Сити» . Новости кино . 27 : 578. 1923.
- ^ «Радио заменяет Мегафон» . Фильм Ежедневно . 23–24: 493. Март 1923 г.
- ^ «Громкоговоритель снимает сцену с мафией в фильме «Горбун» » . Радио Дайджест . 5 (7): 3. Май 1923 г.
- ^ « Горбун» в театре Астор» . Фильм Ежедневно . 23–24: 1083. Март 1923 г.
- ^ Блейк, Майкл Ф. (1998). «Фильмы Лона Чейни». Вестал Пресс Инк. Страница 133. ISBN 1-879511-26-6 .
- ^ «Юниверсал начинает большое зрелище» . Новости кино . 27 : 175. 1923.
- ^ «Горбун из Нотр-Дама (1923)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Проверено 27 октября 2019 г.
- ^ «Эра молчания: Домашние видеообзоры» . сайт Silentera.com . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Горбун из Нотр-Дама» на Blu-ray . Blu-Ray.com . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ «Горбун из Нотр-Дама» на Blu-ray . Blu-Ray.com . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ «CIFF отмечает музыку, 100-летие фильма «Горбун из Нотр-Дама»» . LiveWire Калгари , 11 августа 2023 г.
- ^ «Поклонники новых форм найдут убежище в Vox Lumiere: Hunchback в музыкальном театре Prince в Филадельфии» . Афиша . 5 сентября 2005 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 16 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блейк, Майкл Ф. (1997). Тысяча лиц: уникальное мастерство Лона Чейни в кино . Нью-Йорк: Вестал Пресс. ISBN 978-1-8795-1121-7 .
- Флеминг, Э.Дж. (2007). Уоллес Рид: Жизнь и смерть голливудского идола . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-2815-1 .
- Ленниг, Артур (2000). Штрогейм . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2138-3 .
- Уэйкман, Джон (1987). Мировые кинорежиссеры, Том 1 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Компания HW Wilson. ISBN 978-0-8242-0757-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Горбун из Нотр-Дама на YouTube
- «Горбун из Нотр-Дама» доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве.
- Горбун из Нотр-Дама на IMDb
- Горбун из Нотр-Дама на SilentEra.com
- Горбун из Нотр-Дама на AllMovie
- Горбун из Нотр-Дама в базе данных TCM Movie
- Горбун из Нотр-Дама в каталоге художественных фильмов AFI
- Ноты к фильму в Интернет-архиве
- фильмы 1923 года
- Американские исторические драмы
- Американские фильмы о монстрах
- Американские немые художественные фильмы
- Исторические драмы 1920-х годов
- фильмы о монстрах 1920-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Фильмы по мотивам «Горбуна из Нотр-Дама»
- Фильмы Уоллеса Уорсли
- Фильмы об инвалидности во Франции
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Фильмы, действие которых происходит в религиозных зданиях и сооружениях
- Фильмы, действие которых происходит в 1480-х годах.
- Фильмы продюсера Ирвинга Тальберга
- Фильмы Юниверсал Пикчерс
- Фильмы, написанные Хайнцем Ремхельдом
- Фильмы, написанные Хьюго Ризенфельдом
- Фильмы продюсера Карла Леммле
- Культурные изображения Людовика XI Франции
- Фильмы о цыганах
- Американские фильмы 1920-х годов
- Выжившие американские немые фильмы
- Немые американские драматические фильмы
- Англоязычные фильмы 1920-х годов