Собор Святого Стефана, Вена
Собор Святого Стефана | |
---|---|
Собор и Митрополичья церковь Святого Стефана и Всех Святых | |
![]() | |
48°12′31″N 16°22′23″E / 48,2085°N 16,373°E | |
Расположение | Вена |
Страна | Австрия |
Номинал | Римско-католический |
Веб-сайт | Стефанскирхе |
История | |
Статус | Кафедральный собор (также приходская церковь ) |
Архитектура | |
Функциональное состояние | Активный |
Стиль | романский , готический |
Новаторский | 1137 |
Завершенный | 1578 |
Технические характеристики | |
Длина | 107 метров (351 фут) |
Ширина | 70 метров (230 футов) |
нефа Ширина | 38,9 метра (128 футов) |
Высота | 136,7 метра (448 футов) |
Количество шпилей | 2 основных |
Высота шпиля | Север: 68,3 метра (224 фута) Юг: 136,44 метра (447,6 футов) |
Материалы | известняк |
Колокола | 22 |
Администрация | |
Архиепископия | Вена |
Духовенство | |
Архиепископ | Кристоф Кардинал Шенборн, ОП |
Миряне | |
Музыкальный директор | Маркус Ландерер ( капельмейстер собора ) |
Органист(ы) | Томас Долезал Эрнст Уолли Константин Реймайер |
Собор Святого Стефана (нем. Stephansdom [ˈʃ͡tɛfansˌdoːm] ) — материнская церковь Римско -католической архиепархии Вены и резиденция архиепископа Вены Кристофа кардинала Шенборна , ОП . Нынешняя романская и готическая форма собора, которую можно увидеть сегодня на Стефансплац , была в значительной степени инициирована герцогом Рудольфом IV (1339–1365) и стоит на руинах двух более ранних церквей, первая из которых была приходской церковью, освященной в 1147 году. Самая важная религиозное сооружение в Вене, собор Святого Стефана стал свидетелем многих важных событий в истории Габсбургов и Австрии и благодаря своей разноцветной черепичной крыше стал одним из самые узнаваемые символы города. Он имеет 256 ступенек сверху вниз. [ 1 ]
История
[ редактировать ]К середине XII века Вена стала важным центром немецкой цивилизации, и четыре существовавшие церкви, в том числе только одна приходская, уже не отвечали религиозным потребностям города. В 1137 году епископ Пассау Регинмар и маркграф Леопольд IV подписали Маутернский договор, по которому Вена упоминалась как civitas впервые и передавалась церковь Св. Петра епархии Пассау . По договору маркграф Леопольд IV также получил от епископа расширенные участки земли за пределами городских стен, за заметным исключением территории, отведенной для новой приходской церкви, которая в конечном итоге стала собором Святого Стефана. Хотя раньше считалось, что новая приходская церковь построена в открытом поле за городскими стенами, на самом деле она, вероятно, была построена на древнем кладбище времен Древнего Рима ; раскопки системы отопления в 2000 году обнаружили могилы на глубине 2,5 метра (8,2 фута) ниже поверхности, которые были помощью углерода . датированы 4 веком с [ нужна ссылка ] Это открытие позволяет предположить, что еще более древнее религиозное здание на этом месте предшествовало церкви Святого Руперта , которая считается самой старой церковью Вены.

Основанная в 1137 году после Маутернского договора, частично построенная романская церковь была торжественно посвящена в 1147 году святому Стефану в присутствии Конрада III Германии , епископа Отто Фрайзингского и других немецких дворян, которые собирались отправиться во Второй крестовый поход . [ 2 ] Хотя первое сооружение было завершено в 1160 году, [ 3 ] капитальная реконструкция и расширение продолжались до 1511 года, а ремонтно-реставрационные работы продолжаются и по сей день. С 1230 по 1245 год первоначальная романская структура была расширена на запад; к этому периоду относятся нынешняя западная стена и романские башни. Однако в 1258 году сильный пожар уничтожил большую часть первоначального здания, и на руинах старой церкви было построено более крупное новое строение, также в романском стиле, в котором повторно использовались две башни, и освящено 23 апреля 1263 года. Второе освящение ежегодно отмечается редким трехминутным звоном колокола Пуммерина вечером.
В 1304 году король Альберт I готический трехнефный хор , приказал построить к востоку от церкви достаточно широкий, чтобы доходить до кончиков старых трансептов . При его сыне герцоге Альберте II продолжалась работа над Альбертинским хором, который был освящен в 1340 году, к 77-й годовщине предыдущего освящения. Средний неф в основном посвящен святому Стефану и всем святым , а северный и южный неф посвящены святой Марии и апостолам соответственно. Герцог Рудольф IV, основатель , сын Альберта II, снова расширил хор, чтобы увеличить религиозное влияние Вены. 7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил краеугольный камень готического расширения Альбертинского хора на запад в районе нынешней южной башни. Это расширение в конечном итоге охватило всю старую церковь, и в 1430 году здание старой церкви было демонтировано изнутри по мере продвижения работ над новым собором. Южная башня была завершена в 1433 году, а своды нефа проводились с 1446 по 1474 год. Фундамент северной башни был заложен в 1450 году, и строительство началось под руководством мастера. Лоренца Спеннинга , но его строительство было прекращено, когда основные работы над собором прекратились в 1511 году.

В 1365 году, всего через шесть лет после начала готического расширения Альбертинского хора, Рудольф IV проигнорировал статус Св. Стефана как простой приходской церкви и самонадеянно учредил капитул канонический , подобающий большому собору. Этот шаг был лишь первым шагом в осуществлении давнего желания Вены получить собственную епархию ; В 1469 году император Фридрих III убедил Папу Павла II предоставить Вене собственного епископа, назначаемого императором. Несмотря на давнее сопротивление со стороны епископов Пассау, которые не хотели терять контроль над территорией, 18 января 1469 года была канонически учреждена Венская епархия с собором Святого Стефана в качестве материнской церкви. В 1722 году, во время правления императора Карла VI , Папа Иннокентий XIII возвел кафедру в ранг архиепископства. [ 3 ]
Во время Второй мировой войны собор был спасен от преднамеренного разрушения отступающими немецкими войсками , когда капитан вермахта Герхард Клинкихт проигнорировал приказ коменданта города Зеппа Дитриха «выпустить сотню снарядов и превратить его в руины». [ 4 ] 12 апреля 1945 года гражданские мародеры подожгли близлежащие магазины, когда Советской Армии в город вошли войска . Ветры донесли огонь до собора, где он сильно повредил крышу, в результате чего она обрушилась. К счастью, защитные кирпичные оболочки, построенные вокруг кафедры, могилы Фридриха III и других сокровищ, свели к минимуму ущерб наиболее ценным произведениям искусства. Однако хоры Роллингера, вырезанные в 1487 году, спасти не удалось. Реконструкция началась сразу после войны с ограниченным открытием 12 декабря 1948 года и полным открытием 23 апреля 1952 года.
Экстерьер
[ редактировать ]Церковь была посвящена святому Стефану, также покровителю епископского собора в Пассау , и поэтому была ориентирована на восход солнца в его праздник 26 декабря, как и в год начала строительства. Построенный из известняка , собор имеет длину 107 метров (351 фут), ширину 40 метров (130 футов) и высоту в самой высокой точке 136 метров (446 футов). На протяжении веков сажа и другие виды загрязнения воздуха, скопившиеся на церкви, придали ей черный цвет, но недавние проекты реставрации снова вернули некоторым частям здания их первоначальный белый цвет. [ нужна ссылка ]
Башни
[ редактировать ]Массивная южная башня собора Святого Стефана высотой 136 метров (446 футов), которую жители города ласково называют «Штеффл» ( уменьшительная форма имени «Стефан»), является самой высокой точкой и доминантой горизонта Вены. . Его строительство длилось 65 лет, с 1368 по 1433 год. Во время осады Вены в 1529 году и вновь во время Венской битвы в 1683 году он служил главным наблюдательным и командным пунктом обороны города-крепости, и в нем даже есть квартира для сторожей, которые до 1955 года дежурили на башне по ночам и звонили в колокола, если в городе был замечен пожар. На вершине башни возвышается императорский герб в виде двуглавого орла с Габсбургов-Лотарингии гербом на груди, увенчанный двуглавым апостольским крестом , что отсылает к Апостольскому Величеству , имперскому стилю королей Венгрии . [ нужна ссылка ] Эта эмблема заменила более ранние полумесяц и шестиконечную звезду. Оригинальную эмблему, а также пару более поздних сегодня можно увидеть в Венском городском музее. [ 5 ]
Северная башня изначально задумывалась как зеркало южной башни, но проект оказался слишком амбициозным, учитывая, что эпоха готических соборов подходила к концу, и строительство было остановлено в 1511 году. В 1578 году пень башни был дополнен ренессансным колпаком. , прозванный венцами «вершиной водонапорной башни». Сейчас высота башни составляет 68 метров (223 фута), что составляет примерно половину высоты южной башни. [ нужна ссылка ]
Главный вход в церковь носит название «Дверь Гиганта», или Ризентор , возможно, отсылая к бедренной кости , мамонта которая висела над ней десятилетиями после того, как ее раскопали в 1443 году при рытье фундамента северной башни, или же к воронкообразной форме дверь — от средневерхненемецкого слова «rised» , означающего «раковина» или «падение». [ 6 ] над В тимпане Дверью Гиганта изображен Христос Пантократор в окружении двух крылатых ангелов , а слева и справа расположены две римские башни, или Heidentürme , каждая из которых имеет высоту примерно 65 метров (213 футов). Название башен происходит от того факта, что они были построены из обломков старых построек, построенных римлянами (по-немецки Heiden означает язычники или язычники ) во время оккупации этой территории. Квадратный у основания и восьмиугольный над линией крыши, в Heidentürme первоначально располагались колокола; те, что находились в южной башне, были потеряны во время Второй мировой войны, но северная башня остается действующей колокольней. Римские башни вместе с Дверью Гиганта являются древнейшими частями церкви. [ нужна ссылка ]
Крыша
[ редактировать ]
Славой собора Святого Стефана является его богато украшенная узорчатая крыша длиной 111 метров (364 фута), покрытая 230 000 глазурованной черепицей . Над хором на южной стороне здания изразцы образуют мозаику с изображением двуглавого орла, который символизирует империю, управляемую из Вены династией Габсбургов . На северной стороне гербы города Вены и Австрийской Республики изображены . В 1945 году пожар, вызванный повреждением близлежащих зданий во время Второй мировой войны, перекинулся на северную башню собора и разрушил деревянный каркас крыши. Копирование оригинальной распорки для такой большой крыши (она возвышается на 38 метров над полом) было бы непомерно дорогостоящим, поэтому вместо нее было использовано более 600 метрических тонн стальных распорок. Крыша настолько крутая, что достаточно очищается одним дождем и редко покрывается снегом. [ нужна ссылка ]
Колокола
[ редактировать ]Композитор Людвиг ван Бетховен обнаружил полную глухоту, когда увидел птиц, вылетающих из колокольни в результате звона колоколов, но не мог слышать колокола. [ нужна ссылка ] соборе Святого Стефана 22 колокола Всего в . Самый большой официально назван в честь Святой Марии , но обычно его называют Пуммерин («Бумер») и висит в северной башне. При весе 20 130 кг (44 380 фунтов) это самый большой в Австрии и второй по величине качающийся колокол в Европе после колокола Петра в Кельнском соборе весом 23 500 кг (51 800 фунтов) . Первоначально отлитый в 1711 году из пушек, захваченных у мусульманских захватчиков основателем колокола Иоганном Ахаммером, он был переработан (частично из исходного металла) в 1951 году после того, как рухнул на пол, когда его деревянная колыбель сгорела во время пожара 1945 года. Новый колокол имеет диаметр 3,14 метра (10,3 фута) и был подарком провинции Верхняя Австрия . Каждый год он звучит лишь в нескольких особых случаях, включая наступление Нового года. Также в этой башне находятся два (ранее три) старых колокола, которые больше не используются: Kleine Glocke («маленький колокольчик») (62 килограмма (137 фунтов)) отлит около 1280 года; Speisglocke («обеденный колокольчик») (240 кг (530 фунтов)) отлит в 1746 году; и Цюгенглокке («Колокол процессий») (65 кг (143 фунта)) отлит в 1830 году. Однако Kleine Glocke был отреставрирован на литейном заводе Грассмайр в Инсбруке в 2017 году и снова повешен в Северо-римской башне. [ нужна ссылка ]

В высокой южной башне висит перезвон из одиннадцати электрических колоколов, отлитых в 1960 году. Замены других древних колоколов, также утраченных во время пожара 1945 года. Они используются во время месс в соборе: четыре используются для обычной мессы; для большой праздничной мессы количество увеличивается до десяти; а одиннадцатый и самый крупный добавляется в архиепископа Вены присутствии самого . Также в этой самой высокой башне находятся Примглок (переработанный в 1772 году), отбивающий четверть часа, и Уршелле (отлитый в 1449 году), отбивающий час. [ нужна ссылка ]
Номер звонка | Имя (немецкий) | Имя (английское) | Масса (кг) |
Башня |
1 | Пуммерин/Мариенглок | Бумер/Св. Мэри | 20.130 | Север |
2 | Стефанусглокке | Святой Стефан | 5.221,5 | Юг |
3 | Леопольдсглокке | Святой Леопольд | 2.193 | Юг |
4 | Кристофер Белл | Святой Кристофер | 1.286 | Юг |
5 | Леонхардсглокке | Санкт-Леонард | 956 | Юг |
6 | Йозефсглокке | Святой Иосиф | 593 | Юг |
7 | колокол Петра Канисиуса | Святой Петр Канисий | 388 | Юг |
8 | колокол Пия X | Святой Пий X | 266,9 | Юг |
9 | Всехсвятский колокол | Все Святые | 261,4 | Юг |
10 | Клеменс Мария Хофбауэр колокол | Святой Климент Мария Хофбауэр | 108,9 | Юг |
11 | Архангел Михаил Белл | Святой Михаил | 63,9 | Юг |
12 | Тарзизиусглокке | Св. Тарсициус | 44,4 | Юг |
Северо-римская башня содержит шесть колоколов, четыре из которых были отлиты в 1772 году, которые звонят во время вечерних молитв и на похороны. Это рабочие колокола собора, и их названия обычно напоминают их первоначальное использование: Feuerin («пожарная сигнализация», но теперь используется как призыв к вечерним молитвам), отлитая в 1879 году; Кантнерин (вызов канторов (музыкантов) на мессу); Ферингерин (используется для мессы по воскресеньям); Бирингерин («пивной звонарь» для последнего звонка в тавернах); Бедные души (погребальный колокол); Курпёч (подарен местной курией в честь иконы Марии Пётч в соборе) и Кляйне Глоке (отлит в 1280 году и является старейшим колоколом собора). [ нужна ссылка ]
Пожар 1945 года уничтожил колокола, висевшие на южной Римской башне. [ 7 ]
Светильники на наружных стенах
[ редактировать ]В средние века в крупных городах существовал свой собственный набор мер, и общедоступность этих стандартов позволяла приезжим купцам соблюдать местные правила. Официальные венские стандарты длины для проверки мер различных типов продаваемых тканей вмонтированы в стену собора слева от главного входа. Стандарты длины льняного элля , также называемого венским двором (89,6 см (35,3 дюйма)) и драпировочного элля (77,6 см (30,6 дюйма)) состоят из двух железных стержней. По мнению Франца Твароха, соотношение между льняным элем и драпировочным элем в точности равно. . [ 8 ] [ 9 ] Венские эллы впервые упоминаются в 1685 году каноником Тестарелло делла Масса в его книге «Описание красивых и знаменитых соборных церквей Святого Стефана» . [ 10 ]

Мемориальная табличка (возле места SJC на плане ниже) дает подробный отчет об отношениях Вольфганга Амадея Моцарта с собором, включая тот факт, что незадолго до своей смерти он был назначен здесь помощником музыкального руководителя. Это была его приходская церковь, когда он жил в «Доме Фигаро» и здесь венчался, здесь крестились двое его детей, а его похороны прошли в Часовне Креста (на локации ПЕС ) внутри. [ 11 ]
Рядом со входом в катакомбы находится капистранская канцелярия, кафедра (ныне находящаяся на открытом воздухе в месте SJC ), с которой святой Иоанн Капистрано и венгерский генерал Джон Хуньяди проповедовали крестовый поход в 1456 году для отражения мусульманских вторжений в христианскую Европу. (См.: Осада Белграда ). [ 12 ] Статуя XVIII века в стиле барокко изображает монаха-францисканца под ярким солнечным светом, топчущего избитого турка. Это была главная кафедра первоначального собора внутри, пока в 1515 году ее не заменила кафедра Никласа Герхарта ван Лейдена. [ нужна ссылка ]
Фигура Христа (в локации Коннектикут ) ласково известна венцам как «Христос с зубной болью» ( de:Zahnwehherrgott ). В юго-западном углу (место S ) находятся различные памятники того времени, когда территория за пределами собора была кладбищем, а также недавно отреставрированные солнечные часы 15-го века на контрфорсе . [ нужна ссылка ]
Интерьер
[ редактировать ]
Алтари
[ редактировать ]Основная часть церкви содержит 18 алтарей , еще больше в различных часовнях. Главный алтарь ( HA ) и Винер-Нойштадтский алтарь (нем. Wiener Neustadter Altar ) ( WNA Наиболее известны ).
Первым объектом внимания любого посетителя является далекий Главный алтарь, построенный за семь лет с 1641 по 1647 год в рамках первой реконструкции собора в стиле барокко . Алтарь был построен Тобиасом Поком по указанию венского епископа Филиппа Фридриха графа Бройнера из мрамора из Польши , Штирии и Тироля . Главный алтарь представляет собой побивание камнями покровителя церкви святого Стефана . Его обрамляют фигуры святых покровителей из окрестностей – Святых Леопольда , Флориана , Себастьяна и Рохуса – и увенчивают статуей Святой Марии , которая привлекает взгляд смотрящего к отблеску небес, где Христос ждет Стефана (первого мученика ), чтобы подняться снизу.
Винер-Нойштедтерский алтарь во главе северного нефа был заказан в 1447 году императором Фридрихом III , чья могила расположена в противоположной стороне. На пределле находится его знаменитое устройство AEIOU . Фридрих заказал его для цистерцианского аббатства Виктринг (недалеко от Клагенфурта ), где оно оставалось до тех пор, пока аббатство не было закрыто в 1786 году в рамках реформ императора Иосифа II антиклерикальных . Затем он был отправлен в цистерцианский монастырь святого Бернарда Клервоского (основанный императором Фридрихом III) в городе Винер-Нойштадт и, наконец, продан в 1885 году собору Святого Стефана, когда монастырь Винер-Нойштадт был закрыт после слияния с аббатством Хайлигенкройц. .
Винер-Нойштедтерский алтарь состоит из двух триптихов , верхний из которых в четыре раза выше нижнего. При открытии нижних панелей открывается вид на готическую решетку бывшего хранилища реликвариев над алтарем. В будние дни четыре панели закрыты и демонстрируют унылую нарисованную сцену с участием 72 святых. По воскресеньям открываются панно, на которых изображены позолоченные деревянные фигуры, изображающие события из жизни Девы Марии . Реставрация началась в день его 100-летия, в 1985 году, и на ее завершение потребовалось 20 лет, 10 реставраторов, 40 000 человеко-часов и 1,3 миллиона евро, в первую очередь из-за его большой площади - 100 квадратных метров (1100 квадратных футов).
Иконка Мариапоч
[ редактировать ]Икона Марии Пётш ( МП ) — в византийском стиле, икона изображающая Святую Марию с младенцем Иисусом. Икона получила свое название от венгерского византийского католического храма Мариапоч (произносится как Браконьер ), откуда она была перенесена в Вену. На картине изображена Дева Мария, указывающая на ребенка (что означает «Он есть путь») и ребенок, держащий трехствольную розу (символизирующий Святую Троицу ) и носящий на шее пророческий крест. Икона размером 50 х 70 см была заказана в 1676 году художнику Иштвану Паппу Ласло Чигри после его освобождения в качестве военнопленного от турок , вторгшихся в Венгрию в то время . Поскольку Чигри не смог заплатить пошлину в 6 форинтов , икону купил Лёринц Хурта , который подарил ее церкви Поч.
После заявлений о двух чудесных происшествиях в 1696 году, когда мать на фотографии якобы пролила настоящие слезы, император Леопольд I приказал доставить ее в собор Святого Стефана, где она будет в безопасности от мусульманских армий, которые все еще контролировали большую часть Венгрии. По прибытии после триумфального пятимесячного путешествия в 1697 году императрица Элеонора Магдалена заказала для него великолепный и оклад Rosa Mystica оклад (теперь один из нескольких), а император лично распорядился поставить икону возле Главного алтаря перед храмом. церковь, где она стояла на видном месте с 1697 по 1945 год. С тех пор она находилась в другом каркасе, над алтарем под средневековым каменным балдахином недалеко от юго-западного угла. нефа , где множество горящих свечей указывают на степень его почитания , особенно со стороны венгров. С момента прибытия картину больше никогда не видели плачущей, но ей приписывали другие чудеса и ответы на молитвы, в том числе победу принца Евгения Савойского над турками при Зента через несколько недель после установки иконы в Стефансдоме.
Жители Поча хотели вернуть свою святую чудотворную картину, но вместо этого император прислал им копию. Сообщается, что с тех пор копия плакала настоящими слезами и творила чудеса, поэтому деревня сменила название с просто Поч на Мариапоч и стала важным местом паломничества.
Кафедра
[ редактировать ]Каменная кафедра – шедевр позднеготической скульптуры . Долгое время приписываемый Антону Пилграму , сегодня Никлас Герхарт ван Лейден считается, что резчиком скорее является . Чтобы проповедь на местном языке могла быть лучше слышна прихожанами во времена, когда еще не было микрофонов и громкоговорителей, кафедра стоит у колонны в нефе , а не в алтаре перед церковью.
Бока кафедры вырастают, как стилизованные лепестки, из поддерживающего ее стебля. На этих готических лепестках изображены рельефные портреты четырех первоначальных Учителей Церкви (св. Августина Гиппопотама , св. Амвросия , св. Григория Великого и св. Иеронима ), каждый из которых принадлежит к одному из четырех разных темпераментов и одному из четыре разных этапа жизни. Перила лестницы, огибающие колонну от уровня земли до кафедры, украшены фантастическими украшениями в виде жаб и ящериц, кусающих друг друга, символизирующих борьбу добра со злом. Наверху лестницы каменный щенок защищает проповедника от злоумышленников.
Под лестницей находится один из самых любимых символов собора: каменный автопортрет неизвестного скульптора, выглядывающего (нем. gucken ) из окна (нем. fenster ) и поэтому известного как Фенстергукер . Долото над окном позволили предположить , в руке испытуемого и на подпись каменщика щите что это может быть автопортрет скульптора.
Часовни
[ редактировать ]В соборе Святого Стефана есть несколько официальных часовен:
- Часовня Святой Екатерины в основании южной башни является часовней для крещения. 14-сторонняя купель была завершена в 1481 году, а ее крышка раньше служила декой над знаменитой кафедрой в главной церкви. На его мраморном основании изображены четыре евангелиста, а в нишах чаши изображены двенадцать апостолов, Христос и святой Стефан.
- Часовня Святой Варвары в основании северной башни используется для медитации и молитвы.
- Часовня Св. Элигиуса в юго-восточном углу открыта для молитв. Алтарь посвящен святому Валентину, тело которого (одно из трех, принадлежащих различным церквям) находится в другой часовне наверху.
- Часовня Св. Варфоломея над часовней Св. Элигиуса недавно была отреставрирована.
- Часовня Креста ( PES ) в северо-восточном углу содержит место захоронения принца Евгения Савойского в склепе, содержащем 3 гроба и урну-сердце, под массивной каменной плитой с железными кольцами. Похороны Моцарта произошли здесь 6 декабря 1791 года. Борода у распятого над алтарем Христа - настоящие волосы. Часовня закрыта для публики.
- Часовня Святого Валентина , расположенная над часовней Креста, является нынешним хранилищем сотен реликвий, принадлежащих Штефансдому , включая кусок скатерти с Тайной вечери . В большом сундуке хранятся кости Святого Валентина, которые были перенесены сюда около столетия назад из того места, где сейчас находится Дом капитула, к югу от Главного алтаря.
Гробницы, катакомбы и склепы
[ редактировать ]
С первых дней своего существования собор был окружен кладбищами, относящимися к римским временам, и укрывал тела знати и простолюдинов. Для меня всегда было честью быть похороненным в церкви, рядом с физическим присутствием святых, чьи мощи там хранятся. Менее удостоенных чести хоронили рядом с церковью, но за ее пределами.
Внутри собора находятся гробницы принца Евгения Савойского ( PES ), командующего имперскими войсками во время войны за испанское наследство в часовне Креста (северо-западный угол собора) и Фридриха III, императора Священной Римской империи ( Fr3) . ), при котором 18 января 1469 года в Апостольском хоре (юго-восточный угол собора) была канонически учреждена Венская епархия.
Строительство гробницы императора Фридриха длилось более 45 лет и началось за 25 лет до его смерти. Впечатляющий саркофаг изготовлен из необычайно плотного красного мрамороподобного камня, найденного в карьере Аднет . вырезанной Никласом Герхартом ван Лейденом На крышке гробницы, , изображен император Фридрих в своих коронационных регалиях , окруженный гербами всех его владений. Тело гробницы имеет 240 статуй и представляет собой славу средневекового скульптурного искусства.
Когда склеп и восемь кладбищ, примыкающих к боковой и задней стенам собора, закрылись из-за вспышки бубонной чумы в 1735 году, кости внутри них были перенесены в катакомбы под церковью. Захоронения непосредственно в катакомбах происходили до 1783 года, когда новый закон запретил большинство захоронений на территории города. В катакомбах (которые можно осмотреть) находятся останки более 11 000 человек.
В подвале собора также находятся склепы епископов, ректоров и герцогов. Последнее погребение в епископском склепе, завершенное в 1952 году под южным хором, было погребением 98-летнего кардинала Франца Кёнига в 2004 году. В другой камере похоронены ректора собора. Другие члены капитула собора теперь похоронены в специальном помещении в Центральном Фридхофе .
Герцогский склеп , расположенный под алтарем, хранит 78 бронзовых контейнеров с телами, сердцами и внутренностями 72 членов династии Габсбургов . Перед своей смертью в 1365 году герцог Рудольф IV приказал построить склеп для его останков в новом соборе, который он заказал. К 1754 году небольшая прямоугольная камера была переполнена 12 саркофагами и 39 урнами, поэтому территория была расширена за счет овальной камеры, добавленной к восточному концу прямоугольной камеры. В 1956 году обе камеры были отремонтированы и изменено их содержимое. Саркофаги герцога Рудольфа IV и его жены были помещены на постамент, а 62 урны с органами были перенесены с двух рядов полок вокруг новой камеры в шкафы старой.
Органы
[ редактировать ]Собор Святого Стефана имеет давнюю органную традицию. Первый орган упоминается в 1334 году. [ 13 ] [ 14 ] После пожара 1945 года Михаэль Кауфманн в 1960 году закончил большой электрический орган со 125 стопами и 4 руководствами, финансируемый за счет общественных пожертвований. [ 15 ] В 1991 году австрийская фирма Ригер восстановила хоровой орган. Это механический орган с 56 голосами и 4 мануалами. [ 16 ]
Орган Кауфмана в западном конце использовался всего около 35 лет, прежде чем вышел из употребления. В 2017–2020 годах австрийская фирма Ригера реконструировала орган западного конца (Ризеноргель), используя фасад 1960 года и некоторые старые трубы, в результате чего появился орган из 5 руководств со 130 стопами. [ 17 ] У хорового органа есть собственная консоль, но есть отдельная консоль, построенная в 2017-2020 годах и состоящая из 5 руководств по 185 стопов, с которой можно одновременно играть на Ризеноргеле и хоровом органе. [ 18 ] Помимо ризеноргеля и хорового органа, в соборе есть еще три инструмента меньшего размера. [ 19 ]
Консервация и реставрация
[ редактировать ]
Сохранение и ремонт ткани средневекового собора были непрерывным процессом в соборе Святого Стефана с момента его первоначального строительства в 1147 году.
Пористый известняк подвержен атмосферным воздействиям, но покрытие его герметиком, например силиконом, просто задержит влагу внутри камня и приведет к его более быстрому растрескиванию при замерзании воды. Постоянный Dombahütte (строительный отдел) использует новейшие научные методы (в том числе лазерную очистку деликатных деталей каменной кладки) и исследует процесс, который пропитывает полости внутри камня чем-то, что не позволит воде проникнуть внутрь.
Наиболее заметным текущим проектом ремонта является многолетняя реконструкция высокой южной башни, для которой установлены строительные леса. Плата за рекламу на сетке вокруг строительных лесов покрывала часть затрат на работы, но концепция такой рекламы вызвала споры и была прекращена. По состоянию на декабрь 2008 года большая часть реставрации южной башни завершена, а большая часть строительных лесов снята.

Вокруг стен постепенно идет систематическая уборка интерьера, наружный рельеф Христа в Гефсимании реставрируется .
Недавно был завершен крупный проект, которого посетители и прихожане собора Святого Стефана ждали с 1147 года: улучшение отопления церкви в зимний период. Предыдущие системы, в том числе камины, просто оставляли сажу и жир на произведениях искусства, но новая система использует устройства в разных местах, поэтому поток воздуха, переносящий вредные частицы, невелик. Сейчас церковь нагрета примерно до 10 ° C (50 ° F).
Некоторые архитектурные чертежи датируются средневековьем и выполнены на бумаге длиной 15 футов, слишком хрупкой, чтобы с ней можно было обращаться. Сейчас проведены лазерные измерения древнего собора, так что цифровая трехмерная виртуальная модель собора теперь существует в его компьютерах, а подробные современные планы могут быть выведены по желанию. Когда необходимо отремонтировать или заменить обветренную каменную кладку, компьютеризированная система может создать модели в натуральную величину, чтобы помочь девяти каменщикам, работающим полный рабочий день в мастерских на территории, у северной стены собора.
29 марта 2014 года 37-летний мужчина осквернил внутреннюю часть собора, сбив статую святого Иуды Фаддея с мраморного основания. [ 20 ]
В ноябре 2019 года историки искусства обнаружили фреску под слоем земли на стене того места, где сейчас находится сувенирный магазин собора. Считается, что это работа художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера . [ 21 ] [ 22 ]
Известные люди, события и захоронения
[ редактировать ]Среди известных музыкантов, которые были капельмейстерами церкви Святого Стефана:
- Иоганн Йозеф Фукс 1701–1712 гг.
- Георг Ройтер 1715–1728 гг.
- Иоганн Георг Рейнхардт 1728–1738 гг.
- Иоганн Георг Ройтер 1738–1772 - капельмейстер, когда Йозеф Гайдн и его братья были певчими.
- Леопольд Хоффманн 1772–1793 гг.
- Иоганн Георг Альбрехтсбергер 1793–1809 гг.
- Йозеф Прейндл 1809–1823 гг.
- Иоганн Баптист Генсбахер 1823–1844 гг.
- Йозеф Дрекслер 1844–1852 гг.
- Иоганн Баптист Кралль
В соборе проходили свадьбы и похороны многих выдающихся деятелей австрийской и европейской истории.
- Свадьбы королевских особ: Людовика II Венгерского и Марии Австрийской (1515 г.); Фердинанд I, император Священной Римской империи и Анна Богемская и Венгерская (1515 г.) [ 23 ]
- Свадьбы музыкантов: Терезы Корнелис и Анджело Помпеати (1745 г.); Йозеф Гайдн и Мария Анна Терезия Келлер (1760 г.); [ 24 ] Вольфганг Амадей Моцарт и Констанция Вебер (1782) [ 25 ] – Похороны Моцарта в 1791 году прошли в часовне Святого Креста.
- Похороны Антонио Вивальди (1741 г.) [ 26 ]
- Свадьба Антони Брентано (1798 г.), покровительницы искусств, которую предположительно называют « Бессмертной возлюбленной » Бетховена.
- Похороны членов Дома Габсбургов : Франца Иосифа I Австрийского (1916 г.), императора Австрии во время Первой мировой войны и кайзера в течение 68 лет; [ 27 ] [ 28 ] Зита Бурбон-Пармская (1989), последняя императрица Австрии ; [ 29 ] Отто фон Габсбург (2011), последний наследный принц Австро-Венгрии
- Похороны европейской королевской семьи: Матиаса Корвина (также Матьяша I) , короля Венгрии и Хорватии.
- Похороны политиков: Томаса Клестиля (2004 г.), бывшего президента Австрии ; [ 30 ] Курт Вальдхайм (2007), бывший президент Австрии и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций [ 31 ]
- Похороны Ники Лауды (2019 г.), бывшего чемпиона мира Формулы-1 и предпринимателя. [ 32 ]
Известные деятели, похороненные в склепе: (Список дворян, похороненных в склепе, см. Герцогский склеп, Вена )
- Йоханнес Куспиниан (урожденный Йохан Шписхаймер) – австрийский гуманист , историк, ученый и дипломат.
- Ян ван Хугстратен – Золотого века голландский художник
- Нейдхарт фон Ройенталь — Миннезингер
- Бывшие архиепископы Вены : Кристоф Антон Мигацци , Иоганн Рудольф Кучкер , Йозеф Отмар Раушер.
Собор Святого Стефана в популярной культуре
[ редактировать ]Собор Святого Стефана, являющийся достопримечательностью Вены, упоминается в средствах массовой информации, включая фильмы, видеоигры и телешоу. К ним относятся The Third Man и Burnout 3 . Собор также изображен на австрийских монетах в 10 центов евро и на упаковке вафельного лакомства Manner -Schnitten. Венская архиепархия разрешила компании Manner использовать собор в качестве своего логотипа в обмен на финансирование заработной платы одного каменщика, выполняющего ремонтные работы в соборе. [ 33 ] В 2008 году Сара Брайтман дала концерт в поддержку своего последнего альбома Symphony , который был записан для телетрансляции и последующего выпуска DVD в конце сентября.
Баласси Масс
[ редактировать ]С 2008 года две сабли премии «Мемориальный меч Балинта Баласси» , основанной Палом Молнаром , освящаются во время мессы Баласси, проводимой за несколько дней до церемонии награждения. 25 января 2013 года в присутствии примерно трёхсот венгров епископ Ласло Кисс-Риго благословил два меча во время мессы, служившейся в соборе. [ 34 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Хайдентурм
-
Мозаика из черепицы
-
Неф с органом и кафедрой
-
Интерьер вечером
-
Интерьер
-
Интерьер
-
Орган на боковой стене
-
Боковая часовня
-
Портрет Антона Пильграма
-
Придел Святого Леопольда
-
Крестильный купель
-
Кафедра на расстоянии
-
Кафедра
-
Могила императора Фридриха III
-
Северный придел, 1849 г.
-
Наблюдатель за окном
-
05 символ австрийского сопротивления
-
Модель
См. также
[ редактировать ]- Список самых высоких церквей
- Штефансплац, Вена
- Список готических соборов в Европе
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Unser Stephensdom» [Наш Стефансдом] (на немецком языке) . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Wikisource: Католическая энциклопедия (1913) / Вена
- ^ Перейти обратно: а б «Стефансдом» . Österreich-Lexikon . Архивировано из оригинала 21 января 2009 года . Проверено 26 ноября 2007 г.
(...) История строительства: Первое (?) сооружение 1137 г., освящено в 1147 г., завершено как приходская церковь (принадлежащая епископству Пассау) в 1160 г. (нижние этажи восточного «Heidentürme» и нижние части стенных отделов). сохранились до сих пор). Различные князья впоследствии пытались основать независимую епархию в Св. Стефане. В 1469 году Вена наконец получила статус епархии, а собор Св. Стефана стал собором; митрополичья церковь архиепископии с 1723 года. (...)
- ^ Дим, Питер. «Собор Святого Стефана и его политическая символика» [Св. Стефана и его политическая символика] (на немецком языке). Австрийский форум . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ↑ На основе информации экскурсии по Венскому городскому музею. Год замены вписан в снятую эмблему.
- ^ «Собор Святого Стефана | Архитектура | Гигантские ворота» . www.stephansdom.at . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Die Geschichte des Stephansdoms» [История собора Святого Стефана]. Унсер Стивенсдом . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Венские эллы» . Июль 2007 года . Проверено 14 ноября 2007 г.
- ^ Твароч, Франц (2002). «Штандарты собора Святого Стефана в Вене». Венская история Биаттера (на немецком языке). 57 . Вена.
- ^ Хайден, Сюзанна; Пастнер, Ингрид (июль 2007 г.). «Стандарты и регламенты – упражнения» ул. Стефан в средние века» (на немецком языке). Архивировано из оригинала ( MS PowerPoint ) 27 июня 2004 года. Проверено 14 ноября 2007 года .
- ↑ Часто ошибочно утверждают, что Моцарт умер в бедности и поэтому был похоронен в безымянной могиле нищего. Правда состоит в том, что по законам о погребении, изданным в 1784 году, все – богатые и бедные – должны были быть похоронены небальзамированными и без гробов в братских могилах. Эти законы все еще действовали, когда Моцарт умер в 1791 году.
- ↑ Мусульмане вторгались в 1529 году и снова в 1683 году, но оба раза были отброшены из Европы из-за сопротивления Вены перенесенным ею осадам .
- ^ «Орган в соборе Святого Стефана» (на немецком языке). «Спасти собор Святого Стефана» — Ассоциация по сохранению собора Святого Стефана. Архивировано из оригинала 6 января 2010 года . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ Ладе, Гюнтер (1990). Органы в Вене . Вена: Самостоятельная публикация. п. 295. ИСБН 3-9500017-0-0 .
- ^ «Церковь Святого Стефана: Главный орган» . Запись в каталоге . Международный органный фонд . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «Церковь Святого Стефана: Хоровой орган» . Запись в каталоге . Международный органный фонд . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «Ризеноргель (Гигантский орган) — Музыка Венского собора» . Собор Св. Стефан . 21 февраля 2023 г.
- ^ «Ризеноргель (Гигантский орган) — Музыка Венского собора» . Собор Св. Стефан . 21 февраля 2023 г.
- ^ «Органная музыка Венского собора» . Музыка Венского собора . 21 февраля 2023 г.
- ^ «Ибрагим А. — проситель убежища из Ганы как осквернитель церкви» . Одноименный цветок. 1 апреля 2014 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Вековая картина, обнаруженная в сувенирной лавке собора, может быть работой мастера эпохи Возрождения» . Фокс Ньюс . 14 января 2020 г.
- ^ «Война Альбрехта Дюрера в Вене?» [Был ли Альбрехт Дюрер в Вене?]. ОТС (на немецком языке). Архивировано из оригинала 14 мая 2024 года . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Собрание сочинений Эразма: Spiritualia, Том 66 . Университет Торонто Пресс . 1989. с. 178. ИСБН 9780802026569 .
- ^ Музыка и медицина, Том 1 . Меди-Эд Пресс. 1994. с. 37.
- ^ Соломон, Мейнард (1995). Моцарт: Жизнь (1-е изд.). Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-019046-0 . OCLC 31435799 .
- ^ «Биография Антонио Вивальди» . Паралюмнум . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Сцена великолепия Святого Стефана на похоронах Франца Иосифа». Нью-Йорк Таймс . 1 декабря 1916 г.
- ^ Богл, Джеймс; Богл, Джоанна (1990). Сердце для Европы: жизнь императора Карла и императрицы Австро-Венгрии Зиты . Издательство Грейсвинг. п. 65. ИСБН 9780852441732 .
- ^ Мауриелло, Мэтью Р. (2011). вспомнил Спасибо, Ксулон Пресс . стр. 100-1 213–4. ISBN 9781612150048 .
- ^ «Похороны австрийского лидера» . Новости Би-би-си . 10 июля 2004 г.
- ^ «Вальдхайм, бывший лидер ООН и нацист, похоронен в Австрии» . Рейтер . 24 июня 2007 г.
- ^ «Звезды Формулы-1 присутствуют на похоронах Ники Лауды» . Новости Би-би-си . 29 мая 2019 года . Проверено 30 мая 2019 г.
- ^ «Празднование дня рождения руководителя «Manner-Schnitten» в соборе Святого Стефана» [Празднование дня рождения руководителя «Manner wafers» в соборе] (Пресс-релиз) (на немецком языке). Венская архиепархия. 17 июля 2014 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Вена: Ungarn feierten «Balassi-Messe» im Stephansdom» [Вена: Венгрия празднует «Баласси-мессу» в соборе Святого Стефана]. Австрийское католическое агентство печати. 26 января 2013 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Бёкер, Иоганн Дж. (2007). Собор Святого Стефана в Вене в период поздней готики (Первое изд.). Зальцбург: Удар. п. 432. ИСБН 978-3-7025-0566-0 .
- Донин, Ричард Курт (1952). Собор Святого Стефана в Вене и его история (на немецком языке). Вена: А. Шролл. АСИН B0000BHI6S .
- Фейхтмюллер, Руперт; Кодера, Питер (1978). Собор Святого Стефана в Вене (на немецком языке). Вена: Издательство Венского собора. п. 420. ИСБН 3-85351-092-2 .
- Грубер, Рейнхард Х.; Бушаль, Роберт (2005). Собор Святого Стефана: Памятник веры (на немецком языке). Вена: Пихлер Верлаг. ISBN 3-85431-368-3 .
- Грубер, Рейнхард Х. (1998). Собор Святого Стефана в Вене . Вена: Собор Святого Стефана. ASIN B001OR6HQ4 .
- Мацку, Антон (1948). Собор Святого Стефана в Вене: пространственное описание (на немецком языке). Вена: Ф. Дойтике. п. 30.
- Мет-Кон, Делия (1993). Вена: Искусство и история . Флоренция: Саммерфилд Пресс. ASIN B000NQLZ5K .
- Риль, Ганс (1926). Собор Святого Стефана в Вене (на немецком языке). Вена: Издано Генеральной ассоциацией христианского искусства. п. 64.
- Стромер, Эрих В. (1960). Собор Святого Стефана в Вене (на немецком языке). Вена: КР Лангевише. АСИН B0000BOD4J .
- Томан, Рольф (1999). Вена: Искусство и архитектура . Кёльн: Кенеманн. ISBN 978-3829020442 .
- Зикан, Марлен (1981). Стефансдом (на немецком языке). Вена: Жолнай. стр. 301. ИСБН 3-552-03316-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Экскурсии в собор Святого Стефана
- Концерты в соборе Святого Стефана (немецкий и английский)
- Музей собора Святого Стефана
- Экскурсия по собору Святого Стефана
- Управление капитального строительства собора Святого Стефана (немецкий)
- Ассоциация собора Святого Стефана (немецкий)
- Венская архиепархия (немецкий)
- Собор Святого Стефана, Вена
- Церкви построены в 1147 году.
- Римско-католические церкви построены в 1511 году.
- Здания и сооружения во Внутреннем Штадте
- Римско-католические соборы в Австрии
- Здания римско-католической церкви Венской архиепархии
- Римско-католические церкви в Вене
- Туристические достопримечательности в Вене
- Готическая архитектура в Австрии
- Романская архитектура в Австрии
- Художественные музеи и галереи Вены
- Религиозные музеи Австрии
- Здания римско-католической церкви XII века в Австрии
- Здания римско-католической церкви XVI века в Австрии
- Захоронения династии Пястов