Гуманизм
Часть серии о |
Гуманизм |
---|
Философский портал |
Гуманизм — это философская позиция, которая подчеркивает индивидуальный и социальный потенциал, а также свободу действий людей, которых она считает отправной точкой для серьезных моральных и философских исследований.
Значение термина «гуманизм» менялось в зависимости от последовательных интеллектуальных движений, которые отождествляли себя с ним. В эпоху итальянского Возрождения древние произведения вдохновляли итальянских учёных, что положило начало движению гуманизма эпохи Возрождения . В эпоху Просвещения гуманистические ценности были подкреплены достижениями науки и техники, что придало людям уверенность в исследовании мира. К началу 20 века организации, приверженные гуманизму, процветали в Европе и США, а с тех пор распространились по всему миру. В начале 21 века этот термин обычно обозначает внимание к благополучию человека и выступает за человеческую свободу , автономию и прогресс . Он рассматривает человечество как ответственное за продвижение и развитие личности, поддерживает равное и неотъемлемое достоинство всех людей и подчеркивает заботу о людях по отношению к миру.
Начиная с 20-го века, гуманистические движения, как правило, нерелигиозны и связаны с секуляризмом . Чаще всего гуманизм относится к нетеистическому взгляду, сосредоточенному на человеческой деятельности, и опоре на науку и разум, а не на откровение из сверхъестественного источника для понимания мира. Гуманисты склонны выступать за права человека, свободу слова, прогрессивную политику и демократию. Люди с гуманистическим мировоззрением утверждают, что религия не является предварительным условием морали, и возражают против чрезмерной религиозной переплетенности с образованием и государством.
Современные гуманистические организации работают под эгидой Humanists International . Известными гуманистическими ассоциациями являются Гуманисты Великобритании и Американская гуманистическая ассоциация .
Этимология
Слово «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas , которое впервые было использовано в Древнем Риме Цицероном и другими мыслителями для описания ценностей, связанных с гуманитарным образованием . [1] Эта этимология сохранилась в современной университетской концепции гуманитарных наук — искусства, философии, истории, литературы и смежных дисциплин. Это слово вновь появилось в эпоху итальянского Возрождения как «уманиста» и вошло в английский язык в 16 веке. [2] Слово «гуманист» использовалось для описания группы студентов, изучающих классическую литературу , и тех, кто выступает за классическое образование. [3]
В 1755 году во » Сэмюэля Джонсона влиятельном «Словаре английского языка слово «гуманист» определяется как « филолог» или «грамматик», происходящее от французского слова «humaniste» . [а] В более позднем издании словаря значение «термин, используемый в школах Шотландии ». было добавлено [4] В 1780-х годах Томас Хоуз был одним из многих противников Джозефа Пристли во время знаменитых унитарных споров. [5] Из-за различных доктринальных значений унитаризма и унитаризма Хоуз использовал «более точные названия гуманистов и гуманизма », когда говорил о таких людях, как Пристли, «которые поддерживают человечность Христа простую ». [6] [2] Это богословское происхождение гуманизма считается устаревшим. [7] [б]
В начале 19 века термин гуманизм использовался в Германии в нескольких значениях, а оттуда он снова вошел в английский язык с двумя разными значениями; академический термин, связанный с изучением классической литературы и более распространенный, обозначающий нерелигиозный подход к жизни, противоречащий теизму . [11] Вероятно, баварский теолог Фридрих Иммануил Нитхаммер придумал термин «гуманизм» для описания новой классической учебной программы, которую он планировал предложить в немецких средних школах. [12] Вскоре и другие ученые, такие как Георг Фойгт и Якоб Буркхардт . этот термин приняли [13] В 20 веке это слово было усовершенствовано, приобретя современное значение натуралистического подхода к жизни и сосредоточения внимания на благополучии и свободе человека. [14]
Определение
Не существует единого, общепринятого определения гуманизма, и ученые придают этому термину разные значения. [15] По мнению философа Сидни Хука , писавшего в 1974 году, гуманисты выступают против навязывания одной культуры в некоторых цивилизациях, не принадлежат к церкви или установленной религии, не поддерживают диктатуры и не оправдывают применение насилия для социальных реформ. Хук также сказал, что гуманисты поддерживают ликвидацию голода и улучшение здравоохранения, жилья и образования. [16] В том же отредактированном сборнике философ-гуманист Х. Дж. Блэкхэм утверждал, что гуманизм — это концепция, направленная на улучшение социальных условий человечества путем увеличения автономии и достоинства всех людей. [17] В 1999 году Джинин Д. Фаулер заявила, что определение гуманизма должно включать отказ от божественности и упор на человеческое благополучие и свободу. Она также отметила отсутствие общей системы убеждений или доктрины, но в целом гуманисты стремятся к счастью и самореализации. [18]
В 2015 году выдающийся гуманист Эндрю Копсон попытался определить гуманизм следующим образом:
- Гуманизм натуралистичен в своем понимании Вселенной; наука и свободные исследования помогут нам лучше понять Вселенную.
- Этот научный подход не сводит людей к чему-то меньшему, чем просто люди.
- Гуманисты придают большое значение стремлению к самостоятельной, значимой и счастливой жизни.
- Гуманизм моральен; мораль – это способ людей улучшить свою жизнь.
- Гуманисты участвуют в практических действиях по улучшению личных и социальных условий. [19]
По данным Международного гуманистического и этического союза :
Гуманизм – это демократическая и этическая жизненная позиция, которая утверждает, что люди имеют право и ответственность придавать смысл и форму своей жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других природных ценностях в духе разума и свободного исследования посредством человеческих способностей. Оно не теистично и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность. [20]
Словари определяют гуманизм как мировоззрение или философскую позицию. Согласно словарю Мерриам Вебстер , гуманизм — это «... доктрина, позиция или образ жизни, основанный на человеческих интересах или ценностях; особенно: философия, которая обычно отвергает сверхъестественное и подчеркивает достоинство и ценность человека, а также способность к самореализации через причина". [21]
История
Предшественники
Следы гуманизма можно найти в древнегреческой философии . [22] Философы-досократики были первыми западными философами, которые попытались объяснить мир с точки зрения человеческого разума и естественного закона, не полагаясь на мифы, традиции или религию. [23] Протагор , живший в Афинах ок. 440 г. до н. э. , выдвинул некоторые фундаментальные гуманистические идеи, хотя сохранились лишь фрагменты его работ. Он сделал одно из первых агностических заявлений; согласно одному фрагменту: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют, ни какого они вида по форме: ибо многое мешает мне знать это, его неясность и краткость человеческой жизни ". [24] Сократ говорил о необходимости «познать самого себя»; его мысль изменила фокус современной тогда философии с природы на людей и их благополучие. [25] Он был теистом, казненным за атеизм, который исследовал природу морали посредством рассуждений. [26] Аристотель (384–322 гг. до н. э.) учил рационализму и системе этики, основанной на человеческой природе, которая также соответствует гуманистической мысли. [27] В третьем веке до нашей эры Эпикур разработал влиятельную, ориентированную на человека философию, направленную на достижение эвдемонии . Эпикурейцы продолжили атомистическую теорию Демокрита — материалистическую теорию, которая предполагает, что фундаментальной единицей Вселенной является неделимый атом. Человеческое счастье, благополучная жизнь, дружба и избежание излишеств были ключевыми составляющими эпикурейской философии, которая процветала в постэллинском мире и за его пределами. [27] Среди ученых бытует мнение, что гуманистические черты древнегреческой мысли являются корнями гуманизма, возникшего 2000 лет спустя. [28]
Другие движения-предшественники, которые иногда используют тот же или эквивалентный словарь современному западному гуманизму, можно найти в китайской философии и религиях, таких как даосизм и конфуцианство . [29]
Арабские переводы древнегреческой литературы во времена халифата Аббасидов в восьмом и девятом веках оказали влияние на исламских философов. Многие средневековые мусульманские мыслители в поисках знаний, смысла и ценностей придерживались гуманистического, рационального и научного дискурса . Широкий спектр исламских сочинений о любви, поэзии, истории и философском богословии показывает, что средневековая исламская мысль была открыта гуманистическим идеям индивидуализма, случайного секуляризма, скептицизма, либерализма и свободы слова; школы были открыты в Багдаде, Басре и Исфахане. [30]
Ренессанс
Интеллектуальное движение, позже известное как гуманизм эпохи Возрождения, впервые появилось в Италии и оказало большое влияние как на современную, так и на современную западную культуру. [31] Гуманизм эпохи Возрождения возник в Италии, а возобновление интереса к литературе и искусству произошло в Италии 13 века. [32] Итальянские ученые открыли для себя древнегреческую мысль, особенно мысль Аристотеля, через арабские переводы из Африки и Испании. [33] Другими центрами были Верона , Неаполь и Авиньон . [34] Петрарка , которого часто называют отцом гуманизма, является значительной фигурой. [35] Петрарка вырос в Авиньоне; он был склонен к образованию в очень раннем возрасте и учился вместе со своим хорошо образованным отцом. Увлечение Петрарки древними текстами привело его к открытию таких рукописей, как «Pro Archia» Цицерона и Помпония Мелы , «De Chorographia» которые оказали влияние на развитие эпохи Возрождения. [36] Петрарка написал латинские стихи, такие как Canzoniere и De viris illustribus , в которых он описал гуманистические идеи. [37] Его самым значительным вкладом стал список книг, в которых изложены четыре основные дисциплины — риторика, моральная философия, поэзия и грамматика, — которые стали основой гуманитарных исследований ( studia humanitatis ). Список Петрарки во многом опирался на мнения древних писателей, особенно Цицерона. [38]
Возрождение авторов-классиков продолжилось и после смерти Петрарки. Канцлер Флоренции и гуманист Колуччио Салютати сделал свой город выдающимся центром гуманизма эпохи Возрождения; в его круг входили и другие известные гуманисты, в том числе Леонардо Бруни , который заново открыл, перевел и популяризировал древние тексты. [39] Гуманисты сильно повлияли на образование. [40] Витторино да Фельтре и Гуарино Веронезе создали школы, основанные на гуманистических принципах; их учебная программа получила широкое распространение, и к 16 веку гуманистическая пайдея стала доминирующим мировоззрением доуниверситетского образования. [41] Параллельно с достижениями в образовании гуманисты эпохи Возрождения добились прогресса в таких областях, как философия, математика и религия. В философии Анджело Полициано , Николай Кузанский и Марсилио Фичино внесли дальнейший вклад в понимание древних классических философов, а Джованни Пико делла Мирандола подорвал доминирование аристотелевской философии, оживив Секста Эмпирика скептицизм . На религиоведение повлиял рост гуманизма эпохи Возрождения, когда Папа Николай V инициировал перевод еврейских и греческих библейских текстов, а также других текстов на этих языках, на современную латынь. [42]
Гуманистические ценности распространились из Италии в 15 веке. Студенты и ученые отправились в Италию учиться, а затем вернулись на родину с гуманистическими посланиями. Типографии античных текстов были созданы в Венеции, Базеле и Париже. [41] К концу 15 века центр гуманизма переместился из Италии в Северную Европу, где Эразм Роттердамский . ведущим ученым-гуманистом стал [43] Самым продолжительным эффектом гуманизма эпохи Возрождения стали его учебная программа и методы. Гуманисты настаивали на важности классической литературы в обеспечении интеллектуальной дисциплины, моральных стандартов и цивилизованного вкуса для элиты — образовательный подход, дошедший до современной эпохи. [44]
Просвещение
В эпоху Просвещения вновь всплыли гуманистические идеи, на этот раз вдали от религии и классической литературы. [45] Наука и интеллектуализм развивались, и гуманисты утверждали, что рациональность может заменить деизм как средство понимания мира. Гуманистические ценности, такие как толерантность и противодействие рабству, начали формироваться. [46] Появились новые философские, социальные и политические идеи. Некоторые мыслители полностью отвергли теизм; сформировались атеизм, деизм и враждебность к организованной религии. [47] В эпоху Просвещения Барух Спиноза переопределил Бога как означающего целостность природы; Спинозу обвиняли в атеизме, но он хранил молчание по этому поводу. [48] Натурализм также продвигался видными энциклопедистами . Барон д'Гольбах написал полемическую «Систему природы» , утверждая, что религия была построена на страхе и помогала тиранам на протяжении всей истории. [49] Дидро и Гельвеций сочетали свой материализм с острой политической критикой. [49]
Также в эпоху Просвещения начала формироваться абстрактная концепция человечества — критический момент для построения гуманистической философии. Предыдущие обращения к «мужчинам» теперь сместились в сторону «мужчин»; Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, ученый Тони Дэвис указывает на такие политические документы, как «Общественный договор » (1762 г.) Руссо , в котором он говорит: «Человек рождается свободным, но повсюду находится в цепях». Точно так же в книге Томаса Пейна « Права человека » используется форма единственного числа этого слова, раскрывающая универсальную концепцию «человека». [50] Параллельно бэконовский эмпиризм – хотя и не гуманизм как таковой – привел к Томаса Гоббса . материализму [51]
Ученый Дж. Брент Кроссон утверждает, что, хотя широко распространено мнение, что зарождение гуманизма было исключительно европейским делом, интеллектуальная мысль из Африки и Азии также внесла значительный вклад. Он также отмечает, что во времена просвещения универсальный человек не охватывал всех людей, а формировался в зависимости от пола и расы. По мнению Кроссона, переход от человека к человеку начался во время просветления и продолжается до сих пор. [52] Кроссон также утверждает, что просвещение, особенно в Британии, породило не только представление об универсальном человеке, но и породило псевдонаучные идеи, например, о различиях между расами, которые сформировали европейскую историю. [53]
От Дарвина до наших дней
Французский философ Огюст Конт » , которую иногда приписывают Томасу Пейну (1798–1857) выдвинул идею « религии человечества . По словам ученого Тони Дэвиса, это был атеистический культ, основанный на некоторых гуманистических принципах, и в нем было несколько видных членов, но вскоре он пришел в упадок. Тем не менее, он имел влияние в 19 веке, и его гуманизм и неприятие сверхъестественного нашли отражение в работах более поздних авторов, таких как Оскар Уайльд , Джордж Холиок , придумавший слово секуляризм , Джордж Элиот , Эмиль Золя и Э.С. Бисли . Книга Пейна «Век разума» в XIX веке , наряду с библейской критикой немецких гегельянцев Давида Штрауса и Людвига Фейербаха , также внесла свой вклад в развитие новых форм гуманизма. [54] [55]
Достижения науки и философии предоставили ученым новые альтернативы религиозным убеждениям. Чарльза Дарвина Теория естественного отбора предложила натуралистам объяснение множественности видов. [56] Теория Дарвина также предполагала, что люди — это просто естественный вид, что противоречит традиционному богословскому представлению о людях как о чем-то большем, чем о животных. [57] Философы Людвиг Фейербах , Фридрих Ницше и Карл Маркс критиковали религию по нескольким причинам, а теологи Давид Штраус и Юлиус Велльхаузен подвергали сомнению Библию. [56] Параллельно утилитаризм получил развитие в Британии благодаря работам Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля . Утилитаризм, моральная философия, сосредотачивает свое внимание на человеческом счастье, стремясь устранить боль людей и животных естественными способами. [58] В Европе и США по мере роста философской критики теистических верований значительная часть общества дистанцировалась от религии. Были сформированы этические общества, что привело к современному гуманистическому движению. [59]
За ростом рационализма и научного метода последовало в конце 19 века в Британии возникновение многих рационалистических и этических ассоциаций, таких как Национальное светское общество , Этический союз и Ассоциация рационалистической прессы . [55] В 20-м веке гуманизм получил дальнейшее развитие благодаря работам таких философов, как А. Дж. Айер , Энтони Флю и Бертран Рассел , чья защита атеизма в книге «Почему я не христианин» еще больше популяризировала гуманистические идеи. В 1963 году Британская гуманистическая ассоциация выделилась из Этического союза и объединилась со многими более мелкими этическими и рационалистическими группами. Гуманистические организации также процветали и в других странах Европы. В Нидерландах Голландский гуманистический альянс получил широкую поддержку после Второй мировой войны; в Норвегии Норвежская гуманистическая ассоциация получила поддержку населения. [60]
В США гуманизм развивался с помощью видных деятелей Унитарной церкви . Начали появляться гуманистические журналы, в том числе «Новый гуманист» , который опубликовал « Гуманистический манифест I» в 1933 году. Американский этический союз возник из недавно основанных небольших этических обществ. [55] Американская гуманистическая ассоциация (АГА) была основана в 1941 году и стала такой же популярной, как и некоторые ее европейские коллеги. некоторые видные общественные деятели, такие как Айзек Азимов , Джон Дьюи , Эрих Фромм , Пол Курц , Карл Саган и Джин Родденберри . AHA распространилась на все штаты, и ее членами стали [60] Гуманистические организации со всех континентов сформировали Международный гуманистический и этический союз (IHEU), который сейчас известен как Международный гуманистический союз , и продвигает гуманистическую повестку дня через Организации Объединенных Наций организации системы ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ . [61]
Разновидности гуманизма
Натуралисты начала 20-го века, которые рассматривали свой гуманизм как религию и участвовали в церковных собраниях, использовали термин «религиозный гуманизм». Религиозный гуманизм появился преимущественно в США и сейчас практикуется редко. [14] Американская гуманистическая ассоциация возникла из религиозного гуманизма. [62] Тот же термин использовался религиозными группами, такими как квакеры, для описания своей гуманистической теологии . [63]
Термином «гуманизм эпохи Возрождения» обозначали традицию культурных и образовательных реформ, проводимую гражданскими и церковными канцлерами, книголюбами, педагогами и писателями, развивавшуюся в 14 — начале 15 вв. К концу 15 века этих ученых стали называть уманисти (гуманистами). [64] Хотя корни современного гуманизма можно проследить до эпохи Возрождения, гуманизм эпохи Возрождения сильно отличается от него. [65] [66]
Другие термины, использующие слово «гуманизм» в своем названии, включают:
- Христианский гуманизм : историческое течение в позднем средневековье, в котором христианские ученые сочетали христианскую веру с интересом к классической античности и вниманием к человеческому благополучию. [67]
- Этический гуманизм: синоним этической культуры , был известен в США в начале 20 века и ориентирован на отношения между людьми. [68]
- Научный гуманизм : подчеркивает веру в научный метод как компонент гуманизма, как описано в работах Джона Дьюи и Джулиана Хаксли ; научный гуманизм во многом является синонимом светского гуманизма. [69]
- Светский гуманизм : возникший в середине 20-го века, первоначально он был попыткой очернить гуманизм, но некоторые гуманистические ассоциации приняли этот термин. [70] Светский гуманизм является синонимом современного гуманистического движения. [71]
- Марксистский гуманизм : одна из нескольких конкурирующих школ марксистской мысли, которая принимает основные гуманистические принципы, такие как секуляризм и натурализм, но отличается от других направлений гуманизма своей расплывчатой позицией в отношении демократии и неприятия свободы воли. [72]
- Цифровой гуманизм: новая философская и этическая концепция, направленная на сохранение и продвижение человеческих ценностей, достоинства и благополучия в контексте быстрого технического прогресса, особенно в цифровой сфере. [73] [74]
Эти разновидности гуманизма сейчас представляют в основном лишь исторический интерес. Некоторые этические движения продолжаются (например, Нью-Йоркское общество этической культуры ), но в целом гуманизм больше не нуждается в какой-либо квалификации, «поскольку образ жизни по определению натуралистичен, научен и секулярен». [75] Однако, по словам Эндрю Копсона, точка зрения о том, что все еще существует два типа гуманизма - религиозный и светский, - «начала серьезно мутить концептуальную воду». [66]
Философия
Гуманизм тесно связан с рациональностью. [76] Для гуманистов люди — разумные существа, а рассуждения и научные методы — средства поиска истины. [77] Гуманисты утверждают, что наука и рациональность способствовали успешному развитию в различных областях. [78] в то время как обращение к сверхъестественным явлениям не может последовательно объяснить мир. Одной из форм иррационального мышления является приведение . Гуманисты скептически относятся к объяснениям природных явлений или болезней, основанным на скрытых факторах. [79]
Человеческая автономия — еще одна отличительная черта гуманистической философии. [80] Чтобы люди были автономными, их убеждения и действия должны быть результатом их собственных рассуждений. [80] Для гуманистов автономия придаёт достоинство каждому человеку; без автономии человечность людей уменьшается. [81] Гуманисты также считают человеческую сущность универсальной, независимо от расы и социального статуса, умаляя важность коллективной идентичности и подчеркивая важность личности. [82]
Иммануил Кант обеспечил современную философскую основу гуманистического повествования. Его теория критической философии легла в основу мира знания, защищая рационализм и обосновывая его эмпирическим миром. [83] Он также поддерживал идею моральной автономии личности, которая является фундаментальной для его философии. Согласно Канту, мораль — это продукт образа жизни людей, а не набор фиксированных ценностей. Вместо универсального этического кодекса Кант предложил универсальную процедуру, которая формирует этику, различающуюся среди групп людей. [84]
Философ и защитник гуманизма Корлисс Ламонт в своей книге «Философия гуманизма» (1997) утверждает:
В гуманистической этике главной целью мысли и действия является содействие сию-земным интересам человека во имя великой славы людей. Лозунгом Гуманизма является счастье всего человечества в этом существовании в отличие от спасения индивидуальной души в будущем существовании и прославление сверхъестественного Высшего Существа... Он сердечно приветствует все жизнеутверждающие и здоровые удовольствия, начиная с энергичных наслаждений от юности до созерцательных наслаждений зрелого возраста, от простых удовольствий в виде еды и питья, солнечного света и спорта до более сложного понимания искусства и литературы, дружбы и социального общения. [85]
Темы
Мораль
Гуманистическое отношение к морали изменилось с момента ее возникновения. Начиная с XVIII века гуманисты ориентировались на объективную и универсалистскую позицию по этике. И утилитарная философия , направленная на увеличение человеческого счастья и уменьшение страданий, и кантовская этика , которая утверждает, что человек должен действовать в соответствии с максимами, которые можно пожелать, чтобы они стали универсальным законом, формировали гуманистический моральный нарратив до начала 20 века. Поскольку концепции свободы воли и разума не основаны на научном натурализме, их влияние на гуманистов сохранялось в начале 20 века, но было уменьшено социальной прогрессивностью и эгалитаризмом. [86] В рамках социальных изменений в конце 20-го века гуманистическая этика развилась в поддержку секуляризма , гражданских прав, личной автономии, религиозной терпимости, мультикультурализма и космополитизма . [87]
Натуралистическая критика гуманистической морали есть отрицание существования морали. По мнению скептиков-натуралистов, мораль не была заложена в людях в ходе их эволюции; люди в первую очередь эгоистичны и эгоцентричны. [88] Защищая гуманистическую мораль, философ-гуманист Джон Р. Шук делает три наблюдения, которые привели его к принятию морали. По словам Шука, у homo sapiens есть концепция морали, которая, должно быть, была у этого вида с самого начала человеческой истории и развивалась путем распознавания и размышления над поведением. Он добавляет, что мораль универсальна для всех человеческих культур, и все культуры стремятся повысить свой моральный уровень. Шук заключает, что, хотя мораль изначально была заложена нашими генами, культура сформировала человеческую мораль и продолжает это делать. Он называет «моральным натурализмом» точку зрения, согласно которой мораль — это естественное явление, поддающееся научному изучению и являющееся инструментом, а не набором доктрин, который использовался для развития человеческой культуры. [89]
Философ-гуманист Брайан Эллис защищает социально-гуманистическую теорию морали, называемую «социально-контрактный утилитаризм», которая основана на натурализме и сочувствии Юма, аристотелевской теории добродетели и идеализме Канта. По мнению Эллиса, мораль должна быть направлена на эвдемонию , аристотелевскую концепцию, которая сочетает в себе приносящую удовлетворение жизнь с добродетелью и счастьем за счет улучшения общества во всем мире. [90] Гуманист Эндрю Копсон придерживается консеквенциалистского и утилитарного подхода к морали; согласно Копсону, все гуманистические этические черты направлены на благополучие человека. [91] Философ Стивен Лоу подчеркивает некоторые принципы гуманистической этики; уважение личной моральной автономии, отказ от данных Богом моральных заповедей, стремление к человеческому благополучию и «подчеркивание роли разума в вынесении моральных суждений». [92]
Безбожный подход гуманизма к морали вызвал критику со стороны религиозных комментаторов. Необходимость божественного существа, дающего набор доктрин для существования морали, является распространенным аргументом; по словам Достоевского персонажа Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» , «если Бога нет, то все дозволено». [93] Этот аргумент предполагает, что если религиозные убеждения исчезнут, наступит хаос. [93] Для гуманистов теизм является препятствием на пути к морали, а не предпосылкой для нее. [94] По мнению гуманистов, действовать только из страха, приверженности догмам и ожидания награды — это эгоистичная мотивация, а не мораль. [95] Гуманисты указывают на субъективность якобы объективных божественных повелений, ссылаясь на дилемму Евтифрона , первоначально поставленную Сократом: «повелевает ли Бог что-то, потому что это хорошо, или что-то является хорошим, потому что это повелевает Бог?» Если добро не зависит от Бога, люди могут достичь добра без религии, но релятивизм . если Бог создает добро, возникает [96] Еще одним аргументом против этой религиозной критики является то, что мораль создана человеком, даже с помощью религиозных средств. Толкование Священных Писаний почти всегда включает в себя человеческое рассуждение; разные толкователи приходят к противоречивым теориям. [97]
Религия
Гуманизм широко рассматривается как антитеза религии. [98] Философ религии Дэвид Клайн прослеживает корни этой враждебности со времен Возрождения, когда гуманистические взгляды деконструировали предыдущий религиозно определенный порядок. Клайн описывает несколько путей развития этой антитезы. Клайн отмечает появление уверенного рукотворного знания, которое явилось новым способом эпистемологии , оттолкнуло церковь от ее авторитарной позиции. Клайн использует парадигму негуманистов Коперника , Кеплера и Галилея, чтобы проиллюстрировать, как научные открытия способствовали деконструкции религиозного повествования в пользу знаний, созданных человеком. В конечном итоге это отделило судьбу человечества от божественной воли, что привело к социальным и политическим сдвигам. [99] Отношения государства и граждан изменились с появлением гражданских гуманистических принципов; люди больше не должны были быть рабами религиозно обоснованных монархий , а могли следовать своей собственной судьбе. [100] Клайн также указывает на аспекты личных убеждений, которые усиливают враждебность между гуманизмом и религией. Гуманизм был связан с выдающимися мыслителями, которые выступали против существования Бога, используя рационалистические аргументы. Критика теизма продолжалась во время гуманистических революций в Европе, бросая вызов религиозным мировоззрениям, взглядам и суевериям на рациональной основе - тенденция, которая продолжалась до 20 века. [101]
По мнению Стивена Лоу, гуманистическая приверженность секуляризму поставила людей в противоречие с религией, особенно с доминирующими на национальном уровне религиями, стремящимися сохранить привилегии, полученные в последние столетия. Стоит отметить, что религиозные люди могут быть секуляристами. Лоу отмечает, что секуляризм критикуют за подавление свободы выражения мнений религиозных людей, но решительно отвергает подобные обвинения; вместо этого, по его словам, секуляризм защищает этот вид свободы, но выступает против привилегированного статуса религиозных взглядов. [102]
По словам Эндрю Копсона, гуманизм не является несовместимым с некоторыми аспектами религии. Он отмечает, что такие компоненты, как вера, практика, идентичность и культура, могут сосуществовать, позволяя человеку, который придерживается лишь нескольких религиозных доктрин, также идентифицировать себя как гуманиста. [103] Копсон добавляет, что религиозные критики обычно представляют гуманизм как врага религии, но большинство гуманистов являются сторонниками религиозной терпимости или проявляют любопытство к влиянию религии на общество и политику, комментируя: «Лишь немногие регулярно возмущаются ложными убеждениями других людей как таковыми ». . [104]
Смысл жизни
В 19 веке, вместе с упадком религии и сопровождавшей ее телеологией , все большую актуальность приобрел вопрос о смысле жизни . [105] В отличие от религий, гуманизм не имеет определенного взгляда на смысл жизни. [106] Гуманисты обычно говорят, что люди скорее создают, чем открывают смысл. В то время как такие философы, как Ницше и Сартр, писали о смысле жизни в безбожном мире, работы Альбера Камю отозвались и сформировали гуманизм. В « Мифе о Сизифе » Камю цитирует греческий миф, в котором абсурдному герою Сизифу суждено столкнуть тяжелую скалу на холм; камень соскальзывает назад, и он должен повторить задание. Сизиф отрицает Богов и заданные смыслы жизни, но утверждает, что жизнь имеет ценность и значение и что каждый человек способен создавать свои смыслы жизни. Таким образом, Камю подчеркивает важность личной свободы воли и самоопределения , которые лежат в центре гуманизма. [107]
Личностные гуманистические интерпретации смысла жизни варьируются от стремления к счастью без безрассудства и излишеств до участия в истории человечества, связи с близкими людьми, живыми животными и растениями. [106] [с] Некоторые ответы близки к ответам религиозного дискурса, если игнорировать обращение к божественности. [109] По мнению профессора-гуманиста Питера Деркса, элементами, которые способствуют смыслу жизни, являются морально достойная цель в жизни, положительная самооценка, понимание своего окружения, способность быть видимым и понятым другими, способность эмоционально связываться с другими и желание иметь смысл в жизни. [110] Профессор-гуманист Энтони Б. Пинн помещает смысл жизни в поиск того, что он называет «сложной субъективностью». Пинн, выступающий за нетеистическую, гуманистическую религию, вдохновленную африканскими культурами, говорит, что поиск недостижимого смысла жизни способствует благополучию, а ритуалы и церемонии, являющиеся поводом для размышлений, дают возможность оценить смысл жизни, улучшение благосостояния. [111]
- Такие организации, как Humanists International, используют символ « Счастливый человек ».
- Дом Фонда Джордано Бруно в Германии.
- Стенд гуманистов, атеистов и агностиков Манитобы (HAAM) в 2012 году.
- Гуманисты Великобритании на лондонском прайде 2023.
В общественной жизни
В политике
Отличительной чертой современного гуманизма в политике является требование секуляризма. [112] Философ Алан Хауорт сказал, что секуляризм обеспечивает справедливое обращение со всеми гражданами национального государства, поскольку со всеми обращаются без дискриминации; религия – это частный вопрос, и государство не должно иметь над ней власти. [113] Он также утверждает, что секуляризм способствует плюрализму и разнообразию, которые являются фундаментальными аспектами нашего современного мира. [114] Хотя варварство и насилие можно встретить в большинстве цивилизаций, Хаворт отмечает, что религия обычно подпитывает риторику и способствует этим действиям. Он также сказал, что ценности трудолюбия, честности и благотворительности присущи и другим цивилизациям. [115] По мнению Хаворта, гуманизм противостоит иррациональности национализма и тоталитаризма , независимо от того, являются ли они частью фашизма или марксистско-ленинского коммунизма . [116]
По мнению профессора Джозефа О. Бейкера, в политической теории современный гуманизм формируется двумя основными тенденциями; первый индивидуалистичен , второй склоняется к коллективизму . Траектория каждой тенденции может привести к либертарианству и социализму соответственно, но существует ряд комбинаций. Индивидуалистические гуманисты часто имеют философский взгляд на гуманизм; в политике они склонны к либертарианству, а в этике склонны следовать сциентистскому подходу. Коллективисты придерживаются более прикладного взгляда на гуманизм, склоняются к социализму и имеют гуманитарный подход к этике. [117] Вторая группа имеет связи с мыслью молодого Маркса , особенно с его антропологическими взглядами, отвергающими его политическую практику. [118] Фактором, который отталкивает многих гуманистов от либертарианской точки зрения, являются неолиберальные или капиталистические последствия, которые, по их мнению, она влечет за собой. [119]
Гуманизм был частью обоих основных идеологических течений ХХ века — либерализма и марксизма. Социализм начала XIX века был связан с гуманизмом. В XX веке гуманистическая интерпретация марксизма сосредоточилась на ранних трудах Маркса, рассматривая марксизм не как « научный социализм », а как философскую критику, направленную на преодоление « отчуждения ». В США либерализм ассоциируется главным образом с гуманистическими принципами, что отличается от европейского использования того же слова, имеющего экономический подтекст. [120] В эпоху после 1945 года Жан-Поль Сартр и другие французские экзистенциалисты выступали за гуманизм, связывая его с социализмом, пытаясь при этом оставаться нейтральными во время холодной войны . [121]
В психологии и консультировании
Гуманистическое консультирование — это прикладная психология, вдохновленная гуманизмом, которая является основным направлением консультирования. Существуют различные подходы, такие как обсуждение и критическое мышление , реагирование на экзистенциальную тревогу и сосредоточение внимания на социальных и политических аспектах проблем. [122] Гуманистическое консультирование направлено на уважение мировоззрения клиента и размещение его в правильном культурном контексте. Этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству. Он также признает важность моральных вопросов о взаимодействии человека с людьми в соответствии с его мировоззрением. Это рассматривается с помощью процесса диалога. [123] Гуманистическое консультирование зародилось в Нидерландах после Второй мировой войны. [124]
Гуманистическое консультирование основано на работах психологов Карла Роджерса и Абрахама Маслоу . Он представил позитивную, гуманистическую психологию в ответ на то, что Роджерс и Маслоу считали чрезмерно пессимистическим взглядом на психоанализ в начале 1960-х годов. Другие источники включают философию экзистенциализма и феноменологии . [124]
Некоторые современные консультационные организации имеют гуманистическое происхождение, например, Британская ассоциация консультирования и психотерапии , основанная Гарольдом Блэкхэмом , которую он развивал вместе со Британской гуманистической ассоциации . Службой гуманистического консультирования [125] Современное гуманистическое пастырское попечение в Великобритании и Нидерландах основано на элементах гуманистической психологии. [126]
Демография
Демографические данные о гуманистах скудны. Ученый Ясмин Трехо изучила результаты исследования религиозного ландшафта, проведенного Pew Research Center в 2014 году. [127] Трехо не использовал самоидентификацию для оценки гуманистов, а объединил ответы на два вопроса: «Верите ли вы в Бога или вселенский дух?» (она выбрала тех, кто ответил «нет») и «когда дело доходит до вопросов о том, правильно или неправильно, к кому из следующих вы больше всего обращаетесь за советом?» (выбор ответов «научная информация» и «философия и разум»). По словам Трехо, большинство гуманистов идентифицируют себя как атеисты или агностики (37% и 18%), 29% - как «ничего особенного», а 16% гуманистов идентифицируют себя как религиозные. [128] Она также обнаружила, что большинство гуманистов (80%) выросли в религиозной среде. [129] Шестьдесят процентов гуманистов состоят в браке с нерелигиозными супругами, а четверть - с христианином. [130] Среди гуманистов существует гендерное разделение: 67 процентов — мужчины. Трехо говорит, что это можно объяснить тем фактом, что больше мужчин идентифицируют себя как атеисты, в то время как женщины имеют более сильные связи с религией из-за социализации, влияния сообщества и стереотипов; ожидается, что некоторые женщины, особенно латиноамериканки-католики, будут религиозными, и многие из них подчиняются ожиданиям своего сообщества. [131] Другие данные отмечают высокий уровень образования большинства гуманистов, что указывает на более высокий социально-экономический статус. [132] Среди гуманистов подавляющее большинство составляют белые неиспаноязычные люди; по словам Трехо, это потому, что группы меньшинств обычно очень религиозны. [133]
Критика
Западный и христианский
Критика гуманизма сосредоточена на его приверженности правам человека, которую некоторые критики называют «западной». Критики говорят, что гуманистические ценности стали инструментом морального доминирования Запада, что является формой неоколониализма , ведущей к угнетению и отсутствию этического разнообразия. [134] Другие критики, а именно феминистки, чернокожие активисты, постколониальные критики, а также защитники геев и лесбиянок, говорят, что гуманизм — это репрессивная философия, поскольку он не свободен от предубеждений белых гетеросексуальных мужчин, которые его сформировали. [135] Профессор истории Сэмюэл Мойн критикует гуманизм за его связь с правами человека. По мнению Мойна, концепция прав человека в 1960-х годах была декларацией антиколониальной борьбы, но позже эта идея трансформировалась в невозможное утопическое видение, пришедшее на смену провалившимся утопиям 20-го века. Таким образом, гуманистическое использование риторики прав человека превращает права человека в моральный инструмент, который непрактичен и в конечном итоге неполитичен. Он также отмечает общность гуманизма и католического дискурса о человеческом достоинстве. [136]
Профессор антропологии Талал Асад утверждает, что гуманизм — это проект современности и секуляризованное продолжение западного христианского богословия. По мнению Асада, точно так же, как католическая церковь передала христианскую доктрину любви Африке и Азии, помогая при этом порабощать значительную часть их населения, гуманистические ценности временами становились для западных стран предлогом для расширения своего влияния на другие части Африки. мир очеловечить «варваров». [137] Асад также сказал, что гуманизм не является чисто светским явлением, он заимствует идею сущности человечества из христианства. [138] По мнению Асада, западный гуманизм не может включать в себя другие гуманистические традиции, например традиции Индии и Китая, без того, чтобы не подчинить их себе и в конечном итоге не уничтожить. [139]
Профессор социологии Дидье Фассен заявил, что ориентация гуманизма на сочувствие и сострадание, а не на добро и справедливость, является проблемой. [140] По мнению Фассена, гуманизм зародился в христианской традиции, особенно в Притче о добром самаритянине , в которой сочувствие становится универсальным. Фассен также утверждал, что центральная суть гуманизма, святость человеческой жизни, — это религиозная победа, скрытая под светской оберткой. [140]
Аморальный и материалистический
Основная критика со стороны христиан-евангелистов , таких как Тим ЛаХэй , заключается в том, что гуманизм разрушает традиционные семейные и моральные ценности. [141] По мнению Корлисса Ламонта , эта критика является злонамеренной кампанией религиозных фанатиков, так называемого Морального большинства, которым нужен демонический козел отпущения, чтобы сплотить своих последователей. [142] Другие религиозные оппоненты презирают гуманизм, заявляя, что он материалистичен, тем самым умаляя человечность, поскольку он отрицает духовную природу и потребности человека. Кроме того, поскольку целью жизни является приобретение материальных благ, гуманизм порождает жадность и эгоизм. [143] В ответ на эту критику Норман заявляет, что нет абсолютно никаких причин, по которым гуманисты должны придерживаться точки зрения, что единственные вещи, ради которых стоит жить, — это «материальные блага». Такое обвинение, говорит он, основано на «неряшливом» понимании материализма . Однако он признает «напряженность» в гуманизме, заключающуюся в том, что из-за своего отстаивания научных знаний он, похоже, привержен материалистической концепции людей как физических систем и, следовательно, мало чем отличающихся от чего-либо еще во Вселенной. [144]
Расплывчатый и неопределимый
Гуманизм часто критиковали за его расплывчатость и сложность определения этого термина. По словам Пола Курца , «гуманизм настолько насыщен эмоциями и риторикой, что его значение часто расплывчато и двусмысленно». [145] По мнению Джустиниани, «понятие «гуманизм» имеет столько оттенков, что проанализировать их все вряд ли возможно». [146] Николас Вальтер отмечает, что большинство людей прошлого, называвших себя или называвшихся гуманистами, отвергли бы многие из сегодняшних принципов. Истоки гуманизма, пишет он, «настолько противоречивы и запутаны, что часто сами по себе бессмысленны». [147] Эндрю Копсон отмечает, что предположение о существовании двух типов гуманизма – религиозного и светского – «начало серьезно мутить концептуальную воду». [148] По словам Тони Дэвиса, «значение слова «гуманизм» представляет собой семантический клубок или борьбу, из-за которой его значение так трудно понять». [149] Для Сары Бейкуэлл гуманизм «представляет собой семантическое облако значений и значений, ни одно из которых не может быть привязано к какому-либо конкретному теоретику или практику». [150]
Однако сложность определения гуманизма не обязательно является проблемой. Дэвис избегает давать определение, предпочитая вместо этого «подчеркивать множественность, сложность и изменчивость значений». [151] Джин Фаулер утверждает, что гуманизм неопределим именно из-за его «особого динамизма», а признанная расплывчатость термина «далеко не является недостатком, а является преимуществом». [152]
Антигуманизм
Антигуманизм — философская теория, отвергающая гуманизм как донаучную идеологию. [153] Этот аргумент развивался в XIX и XX веках параллельно с развитием гуманизма. Выдающиеся мыслители подвергали сомнению метафизику гуманизма и человеческую природу его концепции свободы. [135] Ницше , отходя от гуманистической, просветительской точки зрения, критиковал гуманизм за иллюзии по ряду вопросов, особенно о природе истины. По Ницше, объективная истина — это антропоморфическая иллюзия, а гуманизм бессмысленен. [154] а замена теизма разумом и наукой просто заменяет одну религию другой. [155]
По мнению Карла Маркса , гуманизм — это буржуазный проект, который ошибочно пытается представить себя радикальным. [156] После зверств Второй мировой войны вопросы о человеческой природе и концепции человечества возобновились. [157] Во время холодной войны влиятельный философ-марксист Луи Альтюссер ввел термин «теоретический антигуманизм», чтобы атаковать как гуманизм, так и гуманистические социалистические течения, избегая более структурных и формальных интерпретаций Маркса. По мнению Альтюссера, ранние сочинения Маркса перекликаются с гуманистическим идеализмом Гегеля, Канта и Фейербаха, но в 1845 году Маркс радикально перешел к научному социализму, отвергнув такие концепции, как сущность человека. [158]
Гуманистические организации
Гуманистические организации существуют в нескольких странах. Humanists International — глобальная организация. [159] Тремя странами с наибольшим количеством организаций-членов Гуманистического интернационала являются Великобритания, Индия и США. Крупнейшей гуманистической организацией является Норвежская гуманистическая ассоциация. [160] Гуманисты Великобритании — бывшая Британская гуманистическая ассоциация — и Американская гуманистическая ассоциация — две старейшие гуманистические организации.
В 2015 году базирующаяся в Лондоне организация Humanists UK насчитывала около 28 000 членов. В его состав входят некоторые известные люди, такие как Ричард Докинз , Брайан Кокс , Салман Рушди , Полли Тойнби и Стивен Фрай , которые известны своим участием в публичных дебатах, пропагандой секуляризма и возражением против государственного финансирования религиозных учреждений. [161] Гуманисты Великобритании организуют и проводят нерелигиозные [162] свадебные церемонии, наречения, совершеннолетия и похороны.
Американская гуманистическая ассоциация (AHA) была образована в 1941 году на базе предыдущих гуманистических ассоциаций. Журнал The Humanist является продолжением предыдущего издания The Humanist Bulletin . [61] В 1953 году AHA учредила награду « Гуманист года » для награждения людей, продвигающих науку. [163] К 1970-м годам она стала широко признанной организацией, инициирующей кампании за права на аборт и выступающей против дискриминационной политики. В результате к 1980-м годам организация стала мишенью религиозных правых. [164]
См. также
- Альтернативы Десяти заповедям – светские и гуманистические альтернативы
- Амстердамская декларация
- Антропоцентризм
- Организация сообщества
- Экстропианство
- Экзистенциализм — это гуманизм , Жан-Поль Сартр
- Джон Н. Грей
- Человеческое достоинство
- Гуманистический деятель
- Гуманистический буддизм
- Гуманистическая экономика
- Гуманистический Интернационал
- Гуманистическое движение
- Гуманистическая психология
- Гуманитас
- ЧеловекСвет
- Указатель статей о гуманизме
- о гуманизме Письмо Мартина Хайдеггера
- Список гуманистов
- Материализм
- Мизантропия
- Естественные права
- Объективность (философия)
- Пайдея
- Плюралистический рационализм
- Посттеизм
- Религиозный гуманизм
- Светский гуманизм
- Сентиентизм
- Унитарный универсализм
- Убунту
Примечания
- ^ Слово «гуманизм» не включено в словарь.
- ^ Этимологическая связь слова «гуманизм» с человечностью или человеческой природой Христа часто повторяется, но обычно эта ассоциация связана с Кольриджем , которому приписывают его самое раннее использование в 1812 году. [7] [8] [9] [10]
- ↑ Чтобы проиллюстрировать важность достижения счастья без излишеств, Эндрю Копсон цитирует Эпикура : «Когда я говорю, что удовольствие — это цель жизни, я не имею в виду удовольствия распутников… Я имею в виду, наоборот, удовольствие, которое состоит из свобода от телесной боли и душевного волнения. Приятная жизнь не является продуктом одной пьянки за другой, половых сношений с женщинами и юношами или морепродуктов и других деликатесов, предоставляемых серьезным столом. трезвое мышление...» Копсон цитирует 66 Эпикура, «Письмо к Меноекею» , в «Искусстве счастья» , пер. Стродач, с. 159. [108]
Ссылки
- ^ Кристеллер 1978 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харпер .
- ^ Манн 1996 ; Копсон 2015 , стр. 1–2.
- ^ Джонсон, Сэмюэл (1785) Словарь английского языка . Издание шестое, том 1, с. 981.
- ^ Чендлер, Д. (2001) Библиографическая история «Критических наблюдений» Томаса Хоуза (1776–1807) и его спора с Джозефом Пристли . Исследования по библиографии , Vol. 54, стр. 285–295.
- ^ Хоуз, Т. (1776–1800) Критические наблюдения над книгами, древними и современными. Том IV. , стр. 17–18.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гиббс, Роберт (2015). «О времени и страницах» . Колледжская литература . 42 (2): 259–260. ISSN 0093-3139 . JSTOR 24544107 . Проверено 14 сентября 2023 г.
- ^ Шафер, Р. (1930) Что такое гуманизм? . Ежеквартальный обзор Вирджинии, том. 6, нет. 2, с. 198. ДЖСТОР.
- ^ Джустиниани 1985 , с. 173.
- ^ Адамс, Хазард; Белер, Эрнст; Бирус, Хендрик; Деррида, Жак; Изер, Вольфганг; Кригер, Мюррей; Миллер, Хиллис; Пфайффер, Людвиг; Ридингс, Билл; Ван, Чинг-Сянь; Ю, Полина (2019). «Археология гуманизма» Хендрика Бируса . Поверхности . 6 . дои : 10.7202/1064841ar . S2CID 233039844 .
- ^ Копсон 2015 , стр. 1–2; Фаулер 1999 , стр. 18–19.
- ^ Дэвис 1997 , с. 9.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 9–10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Копсон, 2015 г. , стр. 3–4.
- ^ Дэвис 1997 , с. 3–5.
- ^ Хук 1974 , стр. 31–33.
- ^ Блэкхэм 1974 , стр. 35–37.
- ^ Фаулер 1999 , с. 9.
- ^ Копсон 2015 , стр. 6–24.
- ^ IHEU (1996) Минимальное заявление IHEU о гуманизме . Интернационал гуманистов, Генеральная Ассамблея.
- ^ Вишня 2009 , с. 26.
- ^ Закон 2011 г. , глава «История гуманизма», #Древняя Греция; Freeman 2015 См. также Предисловие к книге, стр. xi; Ламонт 1997 , с. 68; Дэвис 1997 , с. 9.
- ^ Закон 2011 г. , глава «История гуманизма», #Древняя Греция: Согласно закону «Три ранних греческих философа – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – представляют особый интерес. Манера, с которой эти милетские философы мыслили критически и независимо, в значительной степени отбрасывая мифологические и религиозные объяснения и вместо этого пытаются развивать свои собственные идеи и теории, основанные на наблюдениях и рассуждениях, что, очевидно, делает их особенно важными с гуманистической точки зрения. Они в совокупности демонстрируют несколько ключевых идей и ценностей гуманизма». В следующем абзаце он также упоминает досократического философа Протагора; Ламонт 1997 , с. 41–42: Ламонт цитирует Фалеса , Анаксимандра и Гераклита за склонность к материализму и натурализму, но, по мнению Ламонта, первым основательным философом-материалистом был Демокрит с его атомной теорией; Барнс 1987 , стр. 17–18; Curd 2020 : Ученый Джонотан Банрес пишет: «Во-первых, и это наиболее просто, досократики изобрели саму идею науки и философии. Они пришли к тому особому взгляду на мир, который является научным или рациональным. Они видели мир как нечто упорядоченное и понятное, его история следовала объяснимому курсу, а его различные части располагались в какой-то понятной системе. Мир не был случайным набором битов, его история не была произвольной серией событий. по воле или капризу богов». См. весь подраздел «Первая философия», стр. 17–25.
- ^ Закон 2011 г. , глава «История гуманизма», #Древняя Греция «:фрагмент (80B4 DK)»
- ^ Ламонт 1997 , стр. 34–35; Фриман, 2015 , стр. 124–125.
- ^ Ламонт 1997 , стр. 34–35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон 2011 г. , глава «История гуманизма», #Древняя Греция.
- ^ Хариус 2015 , с. 87; Кроссон 2020 , с. 4.
- ^ Бинмин, Сюн (апрель 1991 г.). «В мире с прошлым» . Восприятие времени. ЮНЕСКО . п. 20 . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Гудман 2003 , с. 155; Лямай 2015 , стр. 153–56.
- ^ Монфасани 2020 , с. 1.
- ^ Монфасани 2020 , с. 4; Недерман 2020 .
- ^ Манн 1996 , стр. 14–15.
- ^ Манн 1996 , с. 8.
- ^ Манн 1996 , с. 8; Монфасани 2020 , с. 1.
- ^ Манн 1996 , стр. 8–14: Манн пишет: «Этот энтузиазм отражается в его поисках новых текстов, впервые проявившийся во время путешествия на север в 1333 году, когда он нашел в Льеже рукопись забытой Цицероном Про Арчии и один Проперция в Париже, происходящего от ученого XIII века Ричарда Фурниваля. Оба эти текста он усердно изучал и передал потомкам со своими примечаниями и поправками, как он это сделал и с «De chorographia» Помпония Мела»; Монфасани 2020 , стр. 8–10: И Манн, и Монфасани отмечают, что Петрарка провалил свою попытку выучить греческий язык, он не был настоящим переводчиком древних текстов.
- ^ Манн 1996 , стр. 8–14.
- ^ Монфасани 2020 , с. назвал Цицерона дедушкой гуманизма 8: Именно по этой причине ученый-классик Бертольд Ульман .
- ^ Монфасани 2020 , стр. 9–10: Другими известными гуманистами были Поджо Браччолини и Никколо Никколи.
- ^ Монфасани 2020 : «Двумя наиболее фундаментальными аспектами победы гуманизма эпохи Возрождения было завоевание им доуниверситетского образования и сопутствующий успех в изменении сознания образованного западного общества».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монфасани 2020 , с. 10.
- ^ Монфасани 2020 , стр. 10–11.
- ^ Монфасани 2020 , стр. 12–13.
- ^ Кристеллер 2008 , с. 114.
- ^ Фаулер 1999 , с. 16.
- ^ Фаулер 1999 , стр. 16–18.
- ^ Фаулер 1999 , с. 18.
- ^ Ламонт 1997 , с. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ламонт 1997 , с. 45.
- ^ Дэвис 1997 , с. 25.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 108–09.
- ^ Кроссон 2020 , стр. 1–3.
- ^ Кроссон 2020 , стр. 5–6.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 26–30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харди 2000 , 19 век.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон 2011 , с. 36.
- ^ Ламонт 1997 , с. 75.
- ^ Закон 2011 , с. 37.
- ^ Закон 2011 , с. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Харди 2000 , 20 век.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морейн и Морейн 1998 , с. 100.
- ^ Уилсон 1974 , с. 15; Копсон, 2015 г. , стр. 3–4.
- ^ Фаулер 1999 , с. 20.
- ^ Манн 1996 , стр. 1–2.
- ^ Норман 2004 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Копсон 2015 , стр. 2–3.
- ^ Уилсон 1974 , с. 15.
- ^ Уилсон 1974 , стр. 15–16.
- ^ Уилсон 1974 , с. 16.
- ^ Копсон 2015 , с. 2.
- ^ Фаулер 1999 , стр. 21–22.
- ^ Ламонт 1997 , стр. 28–29; Дэвис 1997 , стр. 56–57.
- ^ Шмольц, Александр (13 ноября 2020 г.). «Положение человека в эпоху цифровых технологий: на основе цифрового гуманизма и Венского манифеста» . Медиапедагогика: Журнал теории и практики медиаобразования (на немецком языке): 208–234. дои : 10.21240/mpaed/00/2020.11.13.X . ISSN 1424-3636 .
- ^ Вертнер, Ханнес; Прем, Эрих; Ли, Эдвард А.; Гецци, Карло (2022). Вертнер, Ханнес; Прем, Эрих; Ли, Эдвард А.; Гецци, Карло (ред.). Перспективы цифрового гуманизма . Спрингер. дои : 10.1007/978-3-030-86144-5 . ISBN 978-3-030-86144-5 . S2CID 244480204 . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Дорр, Эд (1 ноября 2022 г.). «Гуманизм неизмененный» . Гуманист . Вашингтон, округ Колумбия : Американская гуманистическая ассоциация . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Закон 2015 , с. 55.
- ^ Закон 2015 , с. 58.
- ^ Закон 2015 , с. 57.
- ^ Закон 2015 , стр. 57–61.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нида-Рюмелин 2009 , стр. 17.
- ^ Норман 2004 , с. 104.
- ^ Нида-Рюмелин 2009 , стр. 16-17.
- ^ Уокер 2020 , стр. 4–6.
- ^ Дирксмайер 2011 , с. 79; Рольф 2020 , Мораль и свобода.
- ^ Ламонт 1997 , с. 248.
- ^ Норман 2004 , стр. 98–105; Шук 2015 , с. 406.
- ↑ Shook 2015 , стр. 421–422.
- ^ Shook 2015 , стр. 407–408.
- ^ Shook 2015 , стр. 407–410 и 421.
- ^ Эллис 2010 , стр. 135–37.
- ^ Копсон 2015 , стр. 21–22.
- ^ Закон 2011 г. , Гуманизм и мораль.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман 2004 , с. 86.
- ^ Норман 2004 , с. 86; Шук, 2015 г. , стр. 404–05.
- ^ Норман 2004 , стр. 89–90.
- ^ Норман 2004 , стр. 88–89; Шук 2015 , с. 405.
- ^ Норман 2004 , стр. 87–88; Шук 2015 , с. 405.
- ^ Клайн 2020 , стр. 224–225.
- ^ Клайн 2020 , стр. 225–232.
- ^ Клайн 2020 , стр. 230–236.
- ^ Клайн 2020 , стр. 236–240.
- ^ Закон 2015 , Гуманизм и секуляризм.
- ^ Копсон 2015 , с. 25.
- ^ Копсон 2015 , стр. 25–28: Стивен Лоу приводит аналогичный аргумент в книге «Гуманизм, очень краткое введение» (2011), стр. 23.
- ^ Норман 2015 , стр. 326–28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Норман 2015 , с. 341.
- ^ Норман 2015 , стр. 334–35.
- ^ Копсон 2015 , с. 15.
- ^ Закон 2011 г. , Глава: Смысл жизни, часть: Гуманизм и смысл жизни.
- ^ Батлер 2020 , стр. 2–3.
- ^ Батлер 2020 , стр. 3–4.
- ^ Хауорт 2015 , стр. 255–256.
- ^ Хауорт 2015 , стр. 259–261.
- ^ Хауорт 2015 , стр. 261–262.
- ^ Хауорт 2015 , стр. 263–66.
- ^ Хауорт 2015 , стр. 263–77.
- ^ Бейкер 2020 , стр. 1–7.
- ^ Бейкер 2020 , стр. 8–9.
- ^ Бейкер 2020 , стр. 10–11.
- ^ Нида-Рюмелин 2009 , стр. 17-18.
- ^ Сопер 1986 , стр. 79–81.
- ^ Шуман 2015 , стр. 173–82.
- ^ Шуманн 2015 , стр. 182–88.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шуман, 2015 , стр. 173–74.
- ^ «Гарольд Джон Блэкхем» . Гуманистическое наследие . Гуманисты Великобритании . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Дикарь 2021 .
- ^ Трехо 2020 , стр. 1–3.
- ^ Трехо 2020 , с. 8.
- ^ Трехо 2020 , стр. 11–12.
- ^ Трехо 2020 , с. 14.
- ^ Трехо 2020 , с. 16.
- ^ Трехо 2020 , с. 18.
- ^ Трехо 2020 , с. 19.
- ^ Якелич 2020 , стр. 2.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чайлдерс и Хенци 1995 , стр. 140–41.
- ^ Якелич 2020 , стр. 12–14.
- ^ Якелич 2020 , стр. 3–6.
- ^ Якелич 2020 , стр. 6.
- ^ Якелич 2020 , стр. 6–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Якелич 2020 , стр. 7–8.
- ^ Лахай, Тим (1980). Битва за разум . Книжный дом Бейкера. ISBN 978-0-8007-5043-5 .
- ^ Ламонт, К. (1982) Введение в шестое издание. Разоблачение морального большинства . В книге «Философия гуманизма», восьмое издание, исправленное. стр.xiii-xv. Гуманистическая пресса.
- ^ Ваггонер, Р.Л. (1988) Материальное лицо гуманизма . TheBible.net.
- ^ Норман 2012 , стр. 55–56.
- ^ Курц 1973 , с. 176.
- ^ Джустиниани 1985 , с. 165.
- ^ Уолтер, Николас (1998) Гуманизм: поиск смысла в слове. Книги Прометея, стр.15.
- ^ Копсон 2015 , с. 3.
- ^ Дэвис 1997 , с. 128.
- ^ Бэйкуэлл, Сара (2023) Возможно для человека: семьсот лет гуманистического свободомыслия, исследований и надежды. Penguin Press, Нью-Йорк, стр. 11.
- ^ Дэвис 1997 , с. 125.
- ^ Фаулер 1999 , с. 7.
- ^ Сопер 1986 , стр. 11–12.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 36–37.
- ^ Сопер 1986 , стр. 12–13.
- ^ Дэвис 1997 , с. 40.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 50–52.
- ^ Дэвис 1997 , стр. 57–60.
- ^ Норман 2004 , с. 160.
- ^ «Глобальная картина» . БудущееУзнайте . 8 августа 2013 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Энгельке 2015 , стр. 216–18.
- ^ Энгельке 2015 , стр. 216–21.
- ^ Морейн и Морейн 1998 , стр. 105–12.
- ^ Морейн и Морейн 1998 , стр. 100–05.
Источники
- Бейкер, Джозеф О. (2020). «Политика гуманизма». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–20. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.20 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Барнс, Джонатан (1987). Ранняя греческая философия . Книги о пингвинах . ISBN 978-0-14-044461-2 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 11 ноября 2022 г.
- Блэкхэм, HJ (1974). «Определение гуманизма». Пол Курц (ред.). Гуманистическая альтернатива: некоторые определения гуманизма . Пембертон. ISBN 978-0-87975-013-8 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- Батлер, Филип (2020). «Гуманизм и концептуализация ценности и благополучия». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 644–664. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.20 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 20 июля 2021 г.
- Черри, Мэтт (2009). «Гуманистическая традиция». В Хайко Шпитцеке (ред.). Гуманизм в бизнесе . Шибан Хан, Эрнст фон Кимаковиц, Майкл Пирсон, Вольфганг Аманн. Издательство Кембриджского университета. стр. 26–51. ISBN 978-0-521-89893-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 16 июля 2021 г.
- Чайлдерс, Джозеф В.; Хентци, Гэри (1995). Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07242-7 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- Копсон, Эндрю (2015). «Что такое гуманизм?». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 1–72. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Кроссон, Дж. Брент (2020). «Гуманизм и Просвещение». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–35. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.33 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Творог, Патрисия (2020). «Досократическая философия» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 11 ноября 2022 г.
- Дэвис, Тони (1997). Гуманизм . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-11052-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 27 мая 2021 г.
- Дирксмайер, Клаус (2011). «Гуманистическая этика Канта». У К. Дирксмайера; В. Аманн; Э. фон Кимаковиц; Х. Шпитцек; М. Пирсон; Эрнст фон Кимаковиц (ред.). Гуманистическая этика в эпоху глобальности . Спрингер. стр. 79–93. ISBN 978-0-230-31413-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- Эллис, Брайан (30 марта 2010 г.). «Гуманизм и мораль». София . 50 (1). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 135–139. дои : 10.1007/s11841-010-0164-x . ISSN 0038-1527 . S2CID 145380913 .
- Энгельке, Мэтью (2015). «Гуманистические церемонии: случай нерелигиозных похорон в Англии». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 216–233. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Фаулер, Джинин Д. (1999). Гуманизм: убеждения и практики . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-898723-70-7 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- Фаулер, Мерв Р. (2015). «Древний Китай». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 133–152. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Фриман, Чарльз Р. (2015). «Гуманизм в классическом мире». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 119–132. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Гудман, Ленн Э. (2003). Исламский гуманизм . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-988500-8 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- Грейлинг, AC (2015). «Хорошая и достойная жизнь». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 87–84. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Джустиниани, Вито (апрель – июнь 1985 г.). «Homo, Humanus и смыслы гуманизма » . Журнал истории идей . 46 (2): 167–195. дои : 10.2307/2709633 . JSTOR 2709633 .
- Харпер, Дуглас. «Гуманизм» . Интернет-этимологический словарь . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 3 сентября 2022 г.
- Якелич, Славица (2020). «Гуманизм и его критики». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 264–293. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.8 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 19 июля 2021 г.
- Харди, Гленн М. (2000). «Гуманистическая история: выборочный обзор» . Гуманист в Канаде (132). Gale Academic OneFile: 24–29, 38. Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- Хаворт, Алан (2015). «Гуманизм и политический порядок». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 255–279. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Небеса, Тимоти (2013). «Конфуцианство как гуманизм» (PDF) . Журнал CLA (1): 33–41. Архивировано (PDF) из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Крюк, Сидни (1974). «Ловушка определений». Пол Курц (ред.). Гуманистическая альтернатива: некоторые определения гуманизма . Пембертон. ISBN 978-0-87975-013-8 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- Хуан, Чунь-чиен (2020). «Гуманизм в Восточной Азии». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–29. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.31 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Хусейн, Хурам (2020). «Гуманизм на Ближнем Востоке». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–17. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.35 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Клайн, Дэвид (2020). «Гуманизм против религии». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 224–244. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.20 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Кристеллер, Пол Оскар (1978). «ГУМАНИЗМ» . Минерва . 16 (4). Спрингер: 586–595. дои : 10.1007/BF01100334 . eISSN 1573-1871 . ISSN 0026-4695 . JSTOR 41820353 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 29 октября 2022 г.
- Кристеллер, Пол Оскар (2008). "Гуманизм". В CB Шмитт; Квентин Скиннер ; Экхард Кесслер; Джилл Крей (ред.). Кембриджский спутник философии эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. стр. 111–138. ISBN 978-1-139-82748-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- Курц, П. (1973). «Эпилог: Все ли гуманисты?». Пол Курц (ред.). Гуманистическая альтернатива: некоторые определения гуманизма . Пембертон. ISBN 0301-73041-5 . Проверено 22 сентября 2023 г.
- Монфасани, Джон (2020). «Гуманизм и Возрождение». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Издательство Оксфордского университета . стр. 150–175. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.30 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 19 июля 2021 г.
- Лджамай, Абделила (2015). «Гуманистическая мысль в исламском мире средневековья». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 153–169. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Закон, Стивен (2011). Гуманизм: очень краткое введение . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-161400-2 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 27 мая 2021 г.
- Закон, Стивен (2015). «Наука, разум и скептицизм». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 55–71. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Ламонт, Корлисс (1997). Философия гуманизма . Континуум. ISBN 978-0-8044-6379-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 19 июля 2021 г.
- Манн, Николас (1996). «Истоки гуманизма». В Джилл Крей (ред.). Кембриджский спутник гуманизма эпохи Возрождения . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43624-3 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- Масоло, Д.А. (2020). «Гуманизм в Африке». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–30. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.28 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Морейн, Ллойд ; Морейн, Мэри (1998). Гуманизм как следующий шаг . Гуманистическая пресса. ISBN 978-0-931779-09-1 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- Недерман, Кэри (8 сентября 2020 г.). Эдвард Н. Залта (ред.). «Гражданский гуманизм» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2020 г.). Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- Нида-Рюмелин, Джулиан (2009). «Философские основы гуманизма в экономике». В Хайко Шпитцеке (ред.). Гуманизм в бизнесе . Шибан Хан, Эрнст фон Кимаковиц, Майкл Пирсон, Вольфганг Аманн. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89893-5 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 16 июля 2021 г.
- Норман, Ричард (2004). О гуманизме . Рутледж. ISBN 978-1-136-70659-2 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Норман, Ричард (2012). О гуманизме. Второе издание . Рутледж. ISBN 978-1-136-70659-2 . Проверено 15 сентября 2023 г.
- Норман, Ричард (2015). «Жизнь без смысла?». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 325–246. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Рольф, Майкл (2020). Эдвард Н. Залта (ред.). «Иммануил Кант» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 23 октября 2022 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- Сэвидж, Дэвид (2021). «Развитие нерелигиозной пастырской поддержки в Великобритании» . Религии . 12 (10): 812. дои : 10.3390/rel12100812 .
- Шредер, Стефан (2020). «Гуманизм в Европе». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–24. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.32 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Шуман, Кармен (2015). «Консультирование и гуманистическое мировоззрение». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 173–193. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Шук, Джон Р. (2015). «Гуманизм, моральный релятивизм и этическая объективность». В AC Grayling (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Эндрю Копсон . Джон Уайли и сыновья. стр. 403–425. ISBN 978-1-119-97717-9 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- Сопер, Кейт (1986). Гуманизм и антигуманизм . Открытый суд. ISBN 978-0-8126-9017-0 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 26 июля 2021 г.
- Трехо, А.Г. Ясмин (2020). «Изменение демографии гуманизма». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–25. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.15 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Уокер, Кори Д.Б. (2020). «Гуманизм и современность». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–18. дои : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.17 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Уайт, Кэрол Уайн (2020). «Гуманизм в Америке». В Энтони Б. Пинне (ред.). Оксфордский справочник по гуманизму . Пембертон. стр. 1–40. doi : 10.1093/oxfordhb/9780190921538.013.11 . ISBN 978-0-19-092153-8 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- Уилсон, Эдвин Х. (1974). «Множество определений гуманизма». Пол Курц (ред.). Гуманистическая альтернатива: некоторые определения гуманизма . Пембертон. ISBN 978-0-87975-013-8 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 8 июля 2021 г.
- Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–25. ISBN 978-0-521-64430-3 . Архивировано из оригинала 16 января 2023 года . Проверено 6 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
- Каммингс, Долан (2018). Споры о гуманизме . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 978-1-84540-690-5 .
- Дейси, Остин (2003). Аргументы в пользу гуманизма . Введение. Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-1393-8 .
- Гей, Питер (1964). Партия человечества: Очерки французского Просвещения . Борзая книга. Кнопф. ISBN 978-90-10-04434-1 . Проверено 24 октября 2022 г.
- Леви, Альберт Уильям (1969). Гуманизм и политика: исследования взаимоотношений власти и ценности в западной традиции . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-13900-9 . Проверено 20 октября 2022 г.
- Проктор, Роберт Э. (1998). Определение гуманитарных наук: как новое открытие традиций может улучшить наши школы: с учебной программой для сегодняшних учащихся . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-33421-3 .
- Раниш, Роберт (2014). Пост- и трансгуманизм: введение . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. ISBN 9783631606629 .
- Рокмор, Том (1995). Хайдеггер и французская философия: гуманизм, антигуманизм и бытие . Рутледж. ISBN 978-0-415-11181-2 .
- Верник, А. (2001). Огюст Конт и религия человечества: посттеистическая программа французской социальной теории . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66272-7 . Проверено 24 октября 2022 г.