Трансцендентальный гуманизм
![]() | Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . ( Апрель 2024 г. ) |
Трансцендентальный гуманизм в философии рассматривает людей одновременно как создателей смысла и подчиненных более широкой окончательной истине, существующей за пределами человеческого царства (трансцендентность). [1] Философия предполагает, что гуманистический подход руководствуется «точностью, истиной, открытием и объективностью». [1] то, что превосходит или существует отдельно от субъективности.
Термин связан преимущественно с творчеством философа Иммануила Канта и его теорией Канта «Коперникан» . Однако эта теория находится под сильным влиянием и отражена в работах других известных теоретиков, включая Руссо , Эмерсона и Гуссерля . [2]
Трансцендентальный гуманизм во многом восходит к континентальному рационализму и британскому эмпиризму. [3] [4] в 17 и 18 веках. Это легло в основу философской мысли, вдохновившей трансцендентальное гуманистическое мышление посредством слияния логического рационализма и психологического эмпиризма . [4] [5]
Теория трансцендентального гуманизма Канта подвергалась критике со стороны ученых за ее парадоксальную позицию, которая привела к неверному толкованию теории. В академическом мире критики ведут глубокие дискуссии и дебаты вокруг значения, актуальности и исторического контекста философской теории. Обширное обсуждение этой темы обусловлено широким характером теории, которая отвечает природе и происхождению знаний и человеческого познания.
Предыстория и ключевые идеи
[ редактировать ]Трансцендентальный гуманизм представляет собой сечение как гуманистической , так и трансцендентальной философии. [4] Гуманизм – это философия, основанная на рационалистическом мировоззрении, которое подчеркивает человеческую деятельность в отличие от божественной. [6] Он признает центральную роль моральных ценностей в человеческой природе и опыте. Таким образом, считается, что люди обладают свободой придавать смысл посредством независимого мышления и исследования. [7]
Слово трансцендентный описывает то, что лежит за пределами физического опыта и знаний. В философии трансцендентность относится к пониманию врожденной способности разума обрабатывать чувственные свидетельства. [8] используется в качестве теоретической точки зрения для определения структур бытия в качестве основы для анализа возникновения и подтверждения знаний. [9]
Согласно философии Канта , трансцендентальная философия определяется априорно . [4] Возвращаясь к античной философии и эллинистическому периоду , [10] «априори», придуманное Платоном и Аристотелем , — это латинская фраза, используемая в философии для описания знания, существующего в уме до и независимо от опыта. [11] Оно существует как способность или черта характера, независимая от наблюдения или экспериментирования.
Таким образом, трансцендентальный гуманизм подразумевает, что люди являются одновременно создателями и воспринимателями смысла. Исторически считается, что эта философия примиряет трансцендентальное позиционирование континентального рационализма и гуманистический подход британского эмпиризма. [4] Континентальный рационализм был основан Рене Декартом и охватывал 17 и 18 века. Он основан на тезисе о том, что человек может быть источником всех знаний. [12] Британский эмпиризм также был основан в 17 и 18 веках и предполагал, что все знания приобретаются посредством опыта и, следовательно, все знания, за исключением математики, являются эмпирическими. [13]
Влиятельные теоретики и философы
[ редактировать ]Жан-Жак Руссо (1712–1778)
[ редактировать ]Жан-Жак Руссо (1712–1778) – швейцарский писатель и философ. Он широко известен благодаря своей книге «Общественный договор» (1762 г.) , которая первоначально была опубликована под названием «Об общественном договоре, или Принципы политического права» . [14] Книга, в которой выдвигаются теории о сообществе, управляемом соглашением, которое диктует как «моральные, так и политические правила поведения». [15] начинается со знаменитой фразы о том, что; «Человек родился/родился свободным, и везде он в цепях». [16] Таким образом, вклад Руссо в философскую теорию трансцендентального гуманизма можно найти в его определении человеческой свободы. [17] как автономия жить в соответствии с законом, который человек предписал себе, и в соответствии со своим собственным суждением о том, что хорошо.
Иммануил Кант (1724–1804)
[ редактировать ]Иммануил Кант (1724–1804) — немецкий философ, который сосредоточил многие свои исследования и критическую философию на автономии человека в причинах и истоках знания. [18] «Трансцендентальное, логическое исследование природы и пределов познания» Канта. [4] которые по своей сути приводят к анализу человеческих характеристик и когнитивных способностей как «априорных», [19] составляют ключевые основы трансцендентального гуманизма. [20] Коперникан Канта описывает человеческий разум как создателя опыта, а не получателя восприятия. [21] Это соответствует основной идее трансцендентального гуманизма, которая описывает человека как «часть природы, подчиняющуюся ее законам». [4] и, с другой стороны, способен не только превосходить эти законы, «но и кто на самом деле является автором этих законов». [4]
Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882)
[ редактировать ]Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) был американским эссеистом, поэтом и философом, наиболее известным своим вкладом в движение трансцендентализма середины 19 века. [22] Духовный трансцендентализм Эмерсона вновь появился в Новой Англии вслед за рациональным трансцендентализмом Канта . Он был ключевым членом Трансцендентального клуба (1836 г.). [23] и, таким образом, оказали значительное влияние на возникновение трансцендентального гуманизма. Многие считают его философию смесью кантианских и гетевских тем, которая дает «больше интерпретации, чем аргументации». [24]
Связанные концепции, теории и идеологии
[ редактировать ]Трансцендентализм
[ редактировать ]Трансцендентализм — это философия, определяемая априорными условиями знания или опыта. [ нужна ссылка ] В философии знание считается трансцендентным, если оно состоит не из объектов, а из того, как мы познаем объекты до того, как испытаем их. [25]
Трансцендентальные концепции (чистые концепции разума) включают концепции души (психология), высшей реальности ( космология ) и Бога (теология). Эти идеи трансцендентальны, поскольку они не могут быть доказаны эмпирически, и никакая эмпирическая или наблюдаемая концепция этих идей не может адекватно или целостно представить их. Однако, хотя их представления не основаны на эмпирическом познании, три трансцендентальные идеи все же могут направлять понимание эмпирического мира . [26]
Духовный трансцендентализм
[ редактировать ]Духовный трансцендентализм, тесно связанный с изучением богословия, описывает религиозное мировоззрение , признающее существование Высшей Силы, превосходящей человеческие возможности или опыт. [27] Это можно назвать признанием глубинного единства природы. [28]
Трансцендентальный идеализм
[ редактировать ]Идеализм в философии определяется субъективностью пространства и времени и касается пределов человеческого познания в его притязаниях на познание объектов. [29] Философ Иммануил Кант предположил, что пространство и время, а не эмпирически опосредованные явления сами по себе, являются «самыми формами интуиции» в том, как люди воспринимают и интерпретируют объекты. [ нужна ссылка ]
Кант проводит различие между феноменальным и ноуменальным миром , в котором феномены являются «видимостями» или теми, которые очевидны для чувств, а ноумены — это «вещи в себе», существующие в умопостигаемой сфере. [30] В феноменальном мире объекты предстают перед индивидами через их чувственность . Таким образом, человек познает объекты через мир явлений и чувственного восприятия , однако приписывание значения происходит из ноуменального мира, или трансцендентальной сферы. [31]
Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта определен в «Четвертом паралогизме». [32] [33] « Критики чистого разума» (1781 г.) :
«Все внешние явления таковы: их существование не может быть непосредственно воспринято, но может быть выведено только как причина данных восприятий: таким образом, существование всех объектов внешнего чувства сомнительно. Эту неопределенность я называю идеальностью внешних явлений. , и учение об этой идеальности называется идеализмом, по сравнению с которым утверждение о возможной достоверности объектов нашего чувства называется дуализмом». [33]
Трансцендентальный идеализм — это философская позиция, установленная Кантом, который сравнивает философию с философией трансцендентального реализма, которая:
«Считает пространство, время и объекты реальными сами по себе, совершенно независимо от их человеческого восприятия». [ нужна ссылка ]
Вместо этого Кант предлагает трансцендентальный идеализм как философию, которая рассматривает «внешние проявления». [33] объектов как «пространственно-временных объектов повседневного опыта – как несовершенных теней трансцендентной реальности». [ нужна ссылка ] Трансцендентальный идеализм утверждает, что мир и объекты реальны с точки зрения человеческих способностей и познания. По существу, объекты восприятия обусловлены разумом в зависимости от их формы, а не содержания. [27] [25]
Гуманизм
[ редактировать ]Термин «гуманизм» впервые был использован немецким педагогом в 1808 году. [34] [35] Гуманизм — это рациональная философия, которая стремится понять вселенную посредством науки и исследовательско-логических рассуждений. [7] Определения гуманизма продолжали развиваться с момента его появления и применялись в различных философских, культурных и политических контекстах. [36] Реакция против гуманистических идеологий привела к появлению таких движений, как структурализм , постмодернизм и постколониализм . [37] В философии гуманизм определяется как:
«...вера в разум и автономию как основополагающие аспекты человеческого существования; вера в то, что разум, скептицизм и научный метод являются единственными подходящими инструментами для открытия истины и структурирования человеческого сообщества; вера в то, что основы этики и общества должны быть найдены в автономии и моральном равенстве...». [38]
Ренессансный гуманизм
[ редактировать ]Гуманизм эпохи Возрождения зародился в Италии 14 века и распространился по Европе 15 века. [39] Гуманизм эпохи Возрождения , возникший на фоне средневековья , определяемый своей приверженностью религии как окончательному источнику знаний, увидел отказ от божественного . Опровергая существование трансцендентного мира, философское движение рассматривало людей как «непреодолимо целостные существа». [40]
Классический гуманизм
[ редактировать ]Классический гуманизм – это отрасль образования и типа сознания. [35] Это относится к практике взаимодействия с более широким культурным наследием – Древней Греции и Рима . [24] Классический гуманизм предлагает понимание:
«...реалистические эпистемологические и метафизические подходы, целостность человеческого существа и понятие личности, единство человеческого действия, понимание общества и эвдемонистический взгляд на этику». [41]
Канта. Критика чистого разума
[ редактировать ]«Критика чистого разума» (1781) — книга немецкого философа Иммануила Канта . Книга представляет собой исследование истоков человеческого познания и возможности метафизики . [18] Написанная в ответ на интеллектуальный кризис эпохи Просвещения (1685–1815), «Критика чистого разума» исследует отношения между априорным и апостериорным знанием. [42] Объясняя, что знание «обеспечивается трансцендентальным единством разума и опыта», [33] Кант представляет собой срез рационалистических и эмпирических позиций.
В книге рассматриваются три основных вопроса: а) Что я могу знать? б) Что мне следует делать? (в) На что я могу надеяться? Первые вопросы раскрывают природу и пределы знаний . [24] Кант поддерживает эмпирическое утверждение, что все знания происходят из опыта, но не согласен с тем, что опыт должен быть единственной формой знания. [33] Таким образом, Разум понимается не как чистый холст, на который может повлиять опыт, а скорее как «резервуар априорных форм, которые превращают данные опыта в упорядоченное целое». [24]
В «Критике чистого разума » Кант анализирует философскую концепцию трансцендентального идеализма, утверждая, что пространство и время не являются вещами сами по себе, а являются лишь формальными особенностями того, как человек может что-то воспринимать. Кант определяет пространство и время как «видимости» и утверждает, что:
(а) Пространство и время — это не бытие, существующее независимо, а скорее формы нашего чувственного созерцания объектов.
(б) Объекты, которые мы понимаем или постигаем, являются «видимостями» и не существуют независимо от нашей интуиции.
(в) Люди могут знать только тот объект, который мы можем интуитивно почувствовать. Таким образом, люди могут постигать объекты только по видимости (пространство и время) и не могут познавать вещи сами по себе.
(г) Люди могут различать и познавать объекты по категориям. [30]
Коперниканская революция Канта
[ редактировать ]Коперниканская революция Канта в философии касается причин и истоков нашего знания, а также границ и объективной значимости. [4] [43] В соответствии с предложением Николая Коперника о гелиоцентрической солнечной системе . [44] Философия Канта рассматривает человека как создателя опыта и знаний. [4] – «что субъект, осуществляющий познание, в значительной степени представляет собой объект». [45] Кант объяснил знание как часть трансцендентального (априорного) , которое разум накладывает на набор данных – или опыт.
«Понятия без восприятий могут быть пустыми, но восприятия без понятий слепы. Однако трансцендентальный мир идей таит в себе свое собственное содержание абстрактных форм, составляющих систему априорных истин, доступных только через чистый разум» [24]
Критика и академическое участие
[ редактировать ]Критика трансцендентального гуманизма сосредоточена на его парадоксальной природе. [4] [46] Критики утверждают, что в его аргументации отсутствует ясность, предполагая, что «перспективный дуализм» Канта [33] удалось лишь создать трансцендентальный психологизм , который считается неспособным разрешить «во многом воображаемые» [4] проблемы. Существуют разные аргументы и интерпретации трансцендентальной философии Канта либо как формы феноменализма , либо не как метафизической или онтологической теории. вообще [31]
Английский философ и профессор П.Ф. Строусон подверг критике трансцендентальный гуманизм Канта в своей работе «Границы смысла: очерк кантовской критики чистого разума» . [47] Стросон был профессором метафизической философии Уэйнфлита в Оксфордском университете с 1968 по 1987 год. Стросон заявляет, что теория «совершенно непонятна», и отвергает «воображаемый субъект трансцендентальной психологии» как принадлежащий ни к «эмпирическому…, ни к аналитическая философия разума». [48]
Джеймс Т. Хансен в «Журнале гуманистического консультирования, образования и развития» утверждает, что «трансцендентальная часть гуманизма подобна якорю, который серьезно ограничивает рост и силу гуманистической идеологии». [1] Вместо этого в журнале обсуждается необходимость нетрансцендентального гуманизма, который отделяется от идеи высших истин. Критик рассматривает дарвинизм как альтернативную идеологию, которая отвергает трансцендентность и приравнивает людей и животных как более актуальные и влиятельные в философском мышлении. [49]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Хансен, Джеймс Т. (2007). «Относительный и трансцендентальный гуманизм: исследование последствий полностью прагматического гуманизма» . Журнал гуманистического консультирования, образования и развития . 46 (2): 131–141. дои : 10.1002/j.2161-1939.2007.tb00031.x .
- ^ Варнке, Грузия (2002 г.). «Рецензия на книгу Поля Рикёра. The Just . Перевод Дэвида Пеллауэра. Чикаго: University of Chicago Press, 2000. Стр. xxiv+155. 20 долларов (ткань)» . Этика . 112 (2): 406–408. дои : 10.1086/324242 . ISSN 0014-1704 . S2CID 171349521 .
- ^ Шайбе, Эрхард (2001), «Между рационализмом и эмпиризмом» , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, стр. 1–86, doi : 10.1007/978-1-4613-0183-7_1 , ISBN 978-1-4612-6555-9 , получено 2 июня 2022 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Эллисон, Генри Э. (1971). «Трансцендентальный гуманизм Канта» . Монист . 55 (2): 182–207. дои : 10.5840/monist197155219 . ISSN 0026-9662 .
- ^ Ладден-младший, Дэвид С. (2012). Краткое руководство SAGE по деловой этике . Калифорния, США: SAGE Publications, Inc. doi : 10.4135/9781452243979 . ISBN 978-1-4129-9721-8 .
- ^ Греч, Виктор (2016). «Богоубийство в «Звездном пути: высшее выражение гуманизма»?» . Фонд (Дагенхэм) . 45 (123). ProQuest 1776114205 – через Фонд научной фантастики.
- ^ Перейти обратно: а б Манеманн, Юрген (2017), «Как гуманисты могут стать солидарными с негуманистическим миром? На пути к анамнестическому гуманизму» , Гуманизм в негуманистическом мире , Исследования в области гуманизма и атеизма, Cham: Springer International Publishing, стр. 117– 132, номер домена : 10.1007/978-3-319-57910-8_6 , ISBN 978-3-319-57909-2 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Брук, Эндрю (06 июля 2018 г.), «Кант о разуме» , Философия разума в раннем Новом времени и в Новое время , Нью-Йорк: Routledge, 2018. | Серия: История философии сознания; Том 4: Routledge, стр. 342–362, doi : 10.4324/9780429508158-17 , ISBN. 9780429508158 , S2CID 198098761 , получено 2 июня 2022 г.
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Кейгилл, Ховард (11 августа 2017 г.). Словарь Канта . дои : 10.1002/9781405164658 . ISBN 9781405164658 .
- ^ «ОБВИНИТЕЛИ СОКРАТА ПЛАТИСА» , Исследования по греческой философии, Том II , Princeton University Press, стр. 19–24, 08 февраля 2022 г., doi : 10.2307/j.ctv24rgc46.8 , S2CID 246686211 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ «Додж, Джон Вилас (25 сентября 1909–23 апреля 1991 г.), старший консультант редакции Британской энциклопедии, с 1972 г.; председатель редакционного совета Британской энциклопедии, с 1977 г.» , Who Was Who , Oxford University Press, 2007 г. -12-01, doi : 10.1093/ww/9780199540884.013.u172122 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Марки, Питер Дж. (2016), «Рационализм» , Энциклопедия философии Routledge , Лондон: Routledge, doi : 10.4324/9780415249126-p041-1 , ISBN 9780415250696 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ «9: Эмпиризм» . www.utm.edu . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Общественный договор Жан-Жака Руссо 1762» . www.marxists.org . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Уил, Альберт (11 июня 2020 г.), «Метод этики?» , Современная теория общественного договора , Oxford University Press, стр. 403–416, doi : 10.1093/oso/9780198853541.003.0018 , ISBN 978-0-19-885354-1 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ «Жан-Жак Руссо: Общественный договор» , Philosophy: The Classics , Routledge, стр. 136–143, 03 февраля 2014 г., doi : 10.4324/9781315849201-20 , ISBN 9781315849201 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Симпсон, Мэтью (01 февраля 2013 г.), «Руссо, Жан-Жак» , Международная энциклопедия этики , Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd, doi : 10.1002/9781444367072.wbiee553 , ISBN 9781405186414 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс, Эрик (10 мая 2010 г.), «Иммануил Кант: теоретическая философия» , Философия , Oxford University Press, номер документа : 10.1093/obo/9780195396577-0061 , ISBN 978-0-19-539657-7 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Перебум, Дерк (1990). «Кант об оправдании в трансцендентальной философии» . Синтезируйте . 85 (1): 25–54. дои : 10.1007/BF00873193 . ISSN 0039-7857 . S2CID 46959440 .
- ^ Нижников, Сергей (2018). «Основы этики и образования в философии трансцендентализма» . Материалы 4-й Международной конференции по искусству, дизайну и современному образованию (ICADCE 2018) . Чжэнчжоу, Китай: Атлантис Пресс. стр. 604–607. дои : 10.2991/icadce-18.2018.127 . ISBN 978-94-6252-548-1 .
- ^ «Сравнительное религиоведение и дебаты о вере и разуме - Олдос Хаксли и «Вечная философия» » . www.age-of-the-sage.org . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Ральф Уолдо Эмерсон | Биография, стихи, книги, природа, уверенность в своих силах и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Урам-Цукулеску, Сорин; Константинеску, Мариан-Владимир (2017). «ПОЛНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ – НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО» . Образовательный журнал стоматологии . 4 (4): 282–288. doi : 10.25241/stomaeduj.2017.4(4).ст.5 . ISSN 2360-2406 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гобар, Эш (2017). Высший гуманизм: неотрансцендентальная философия жизни . Питер Лэнг.
- ^ Перейти обратно: а б «Определение ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА» . www.merriam-webster.com . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Теоретическая философия Канта: критика чистого разума» , «Философия Канта» , Bloomsbury Academic, 2013, doi : 10.5040/9781472553041.ch-001 , ISBN 978-1-6235-6351-6 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроу, Бенджамин Д. (2010). «Трансцендентальное богословие Фихте» . Архив истории философии . 92 (1). дои : 10.1515/AGPH.2010.003 . ISSN 0003-9101 . S2CID 170299831 .
- ^ Дейн, Саймон (2020). «Трансцендентность, религия и социальные связи» . Архив психологии религии . 42 (1): 77–88. дои : 10.1177/0084672420905018 . S2CID 213574963 .
- ^ Гарднер, Себастьян; Грист, Мэтью, ред. (19 февраля 2015 г.). «Трансцендентальный поворот» . doi : 10.1093/acprof:oso/9780198724872.001.0001 . ISBN 978-0-19-872487-2 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Скотт, Алекс (2002). «Критика чистого разума Канта» . Сила языка: философия и общество .
- ^ Перейти обратно: а б Яуерниг, Аня (18 февраля 2021 г.), «Трансцендентальный идеализм Канта и эмпирический реализм», Мир глазами Канта , Oxford University Press, стр. 110–178, doi : 10.1093/oso/9780199695386.003.0003 , ISBN 978-0-19-969538-6
- ^ «Мобильный Интернет» , Энциклопедия образовательной философии и теории , Сингапур: Springer Singapore, 2017, с. 1456, номер домена : 10.1007/978-981-287-588-4_100650 , ISBN 978-981-287-587-7 , S2CID 225790332 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стерн, Роберт (1999). «Иммануил Кант, Критика чистого разума. Перевод и редакция Пола Гайера и Аллена В. Вуда. Кембридж: Cambridge University Press, 1998. Стр. xi, 785. 50 фунтов стерлингов (hbk). ISBN 0-521-65729-6» . Кантианский обзор . 3 : 137–140. дои : 10.1017/s1369415400000418 . ISSN 1369-4154 . S2CID 170632937 .
- ^ Фигдор, Кэрри (2021). «Психологический спесишизм гуманизма» . Философские исследования . 178 (5): 1545–1569. дои : 10.1007/s11098-020-01495-y . ISSN 0031-8116 . S2CID 225716619 .
- ^ Перейти обратно: а б Лангер, Ульрих (2016), «Должны ли мы практиковать справедливость по отношению к нечеловеческим животным? Радикальные интересы животных, гуманизм и классическая справедливость» , Ранний современный гуманизм и постмодернистский антигуманизм в диалоге , Cham: Springer International Publishing, стр. 49–70, doi : 10.1007/978-3-319-32276-6_3 , ISBN 978-3-319-32275-9 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ «Гуманисты до гуманизма: Возрождение» , Гуманизм , Routledge, стр. 80–112, 19 октября 2006 г., doi : 10.4324/9780203129722-6 , ISBN 978-0-203-12972-2 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ «Скотт Катлер Шершоу, Дэвид Хоукс, Идеология (в серии «Новая критическая идиома», под редакцией Джона Дракакиса) (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996), 210 стр., 49,95 долларов (в твердом переплете), 9,95 долларов (в мягкой обложке) Пол Гамильтон, Историзм (в серии «Новая критическая идиома», изд. Джон Дракакис (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996), 226 стр., 49,95 долларов (в твердом переплете), 9,95 долларов (в мягкой обложке)» , Textual Practice , Routledge, стр. 165– 168, 27 июня 2005 г., doi : 10.4324/9780203986332-14 , ISBN 978-0-203-98633-2 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Крейг, профессор Эдвард; Крейг, Эдвард, ред. (11 января 2013 г.). Краткая философская энциклопедия Routledge . Рутледж. дои : 10.4324/9780203157909 . ISBN 978-1-134-59392-7 .
- ^ Грендлер, Пол (10 мая 2010 г.), «Гуманизм» , «Возрождение и Реформация» , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780195399301-0002 , ISBN 978-0-19-539930-1 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Хансен, Джеймс Т. (сентябрь 2007 г.). «Относительный и трансцендентальный гуманизм: исследование последствий полностью прагматического гуманизма» . Журнал гуманистического консультирования, образования и развития . 46 (2): 131–141. дои : 10.1002/j.2161-1939.2007.tb00031.x .
- ^ Доминго, Вианни (2022). «Переосмысление менеджмента: идеи западного классического гуманизма» . Журнал гуманистического менеджмента . 7 (1–21): 1–21. дои : 10.1007/s41463-021-00115-z . S2CID 245773548 .
- ^ Бэр, Джейсон (2013), «Априори и апостериори» , Энциклопедия философии и социальных наук , 2455 Теллер-Роуд, Таузенд-Оукс, Калифорния, 91320, США: SAGE Publications, Inc., doi : 10.4135/9781452276052.n1 , ISBN 9781412986892 , получено 2 июня 2022 г.
{{citation}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Крейтон, Дж. Э. (1913). «Коперниканская революция в философии» . Философское обозрение . 22 (2): 133–150. дои : 10.2307/2178367 . ISSN 0031-8108 . JSTOR 2178367 .
- ^ «Николай Коперник | Биография, факты, национальность, открытия, достижения и теория | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Кантианство | философия | Британника» . www.britanica.com . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Брайдотти, Рози (2019). «Теоретическая основа критических постгуманитарных наук» . Теория, культура и общество . 36 (6): 31–61. дои : 10.1177/0263276418771486 . hdl : 1874/386650 . ISSN 0263-2764 . S2CID 150292968 .
- ^ Стросон, Питер (14 сентября 2018 г.). Границы разума . дои : 10.4324/9780429447075 . ISBN 9780429447075 . S2CID 240177692 .
- ^ Эллисон, Генри Э., изд. (1996), «О натурализации трансцендентальной психологии Канта» , «Идеализм и свобода: очерки теоретической и практической философии Канта» , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 53–66, doi : 10.1017/CBO9781139172875.006 , ISBN 978-0-521-48337-7 , получено 2 июня 2022 г.
- ^ Гартнер, Мюррей; Кэрнс, Хантингтон (1950). «Философия права от Платона до Гегеля» . Стэнфордский юридический обзор . 2 (4): 818. дои : 10.2307/1226129 . ISSN 0038-9765 . JSTOR 1226129 .