Чувствительность
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2016 г. ) |
Чувствительность относится к острому восприятию или реагированию на что-либо, например, эмоции другого человека. Эта концепция возникла в Британии восемнадцатого века и была тесно связана с исследованиями чувственного восприятия как средства сбора знаний. Это также стало ассоциироваться с сентиментальной моральной философией .
Происхождение
[ редактировать ]Одним из первых таких текстов был « Джона Локка Опыт о человеческом понимании» (1690), где он говорит: «Я полагаю, что идеи в рассудке ровесники ощущения; которое представляет собой такое впечатление или движение, произведенное в некоторой части человеческого разума». тело, как позволяет его заметить в Разуме». [2] Джордж Чейн и другие писатели-медики писали об «английской болезни», также называемой « истерией » у женщин или « ипохондрией » у мужчин, — состоянии, симптомы которого очень напоминают современный диагноз клинической депрессии . Чейн считал, что эта болезнь является результатом перенапряжения нервов. В то же время теоретики утверждали, что люди со сверхчувствительными нервами будут иметь более острые чувства и, следовательно, лучше осознавать красоту и моральную истину. Таким образом, хотя чувствительность считалась физической и/или эмоциональной хрупкостью, она также широко воспринималась как добродетель.
В литературе
[ редактировать ]Зародившись в философских и научных трудах, чувствительность стала англоязычным литературным движением, особенно в новом на тот момент жанре романа. В таких произведениях, называемых сентиментальными романами, рассказывается о людях, склонных к чувствительности, часто плачущих, теряющих сознание, чувствующих слабость или имеющих припадки в ответ на эмоционально волнующее переживание. Если бы человек был особенно разумен, он мог бы так реагировать на сцены или предметы, которые кажутся другим незначительными. Эта реактивность считалась показателем способности разумного человека воспринимать что-то интеллектуально или эмоционально волнующее в окружающем мире. Однако популярный сентиментальный жанр вскоре встретил сильную негативную реакцию, поскольку античувствительные читатели и писатели утверждали, что такое крайнее поведение было всего лишь театральным зрелищем, а такой акцент на собственных чувствах и реакциях является признаком нарциссизма . Сэмюэл Джонсон в своем портрете мисс Джентл сформулировал эту критику:
Она ежедневно проявляет свою доброжелательность, жалея каждое несчастье, которое случается с каждой семьей, находящейся в ее кругу внимания; она ежечасно боится, как бы один не простудился под дождем, а другой не испугался сильного ветра. Свою благотворительность она проявляет, сокрушаясь о том, что так много бедняков томятся на улицах, и задаваясь вопросом, что могут думать великие люди, если они приносят так мало добра с такими большими поместьями. [3]
Критика
[ редактировать ]Возражения против чувствительности возникли и на других фронтах. Во-первых, некоторые консервативные мыслители верили в априорные концепции, то есть в знания, существующие независимо от опыта, такие как врожденные знания, которые, как полагают, были переданы Богом. Теоретики априорного не доверяли чувственности из-за ее чрезмерной зависимости от опыта в качестве знания. Кроме того, в последние десятилетия восемнадцатого века античувствительные мыслители часто связывали эмоциональную нестабильность чувствительности с буйным насилием Французской революции, а в ответ на опасения по поводу революции, возникшей в Британии, здравомыслящие фигуры были закодированы как анти-сенситивы. патриотический или даже политически подрывной. в романе Марии Эджворт 1806 года «Леонора Например , » «разумная» Оливия изображена как злодейка, которая изобретает свои страсти или, по крайней мере, подчиняет их своим эгоистичным желаниям; в тексте также говорится, что Оливия жила во Франции и поэтому переняла «французские» манеры. Роман Джейн Остин 1811 года «Чувство и чувствительность» представляет собой более знакомый пример этой реакции на излишества чувств, особенно связанные с женщинами. Читатели и многие критики восприняли роман как критику «культа» сентиментализма, преобладавшего в конце восемнадцатого века. [4]
Яркий характер многих сентиментальных героев, таких как Харли в романе Генри Маккензи 1771 года «Человек чувств» , часто осуждался современными критиками как прославление слабых, женоподобных персонажей, что в конечном итоге способствовало дискредитации ранее популярных сентиментальных романов (и в меньшей степени все романы) как немужские произведения. Эта озабоченность совпала с заметным ростом производства романов женщинами-писателями того периода, независимо от того, предпочитали ли они писать в сентиментальном стиле или нет, и сыграла значительную роль в более широких дебатах о поле, жанре, литературной ценности и националистических политических взглядах. , когда концепция «национальной сказки» возникла после французских революционных войн и союза Великобритании Ирландии и целей в последнее десятилетие восемнадцатого века и первые десятилетия девятнадцатого века . [5] [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эмма Гамильтон в отношении к мимозе, заставляя ее демонстрировать чувствительность. Пунктирная гравюра Р. Эрлома, 1789 год, по мотивам Дж. Ромни» .
- ^ Дж. Локк, Эссе о гуманном понимании (Лондон, 1690), стр. 44.
- ^ Джонсон, Сэмюэл. Бездельник , № 100.
- ^ Тодд, Джанет (1986). Чувствительность: Введение . Лондон: Метуэн. ISBN 9780416377200 .
- ^ Джонсон, Клаудия (1995). Двусмысленные существа: политика, гендер и сентиментальность в 1790-х годах — Уоллстонкрафт, Рэдклифф, Бёрни, Остин . Чикаго: Чикаго UP. ISBN 978-0226401843 .
- ^ Трампенер, Кэти (1997). Бардский национализм: романтический роман и Британская империя . Принстон: Принстон, UP. ISBN 978-0691044804 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баркер-Бенфилд, Г.Дж. Культура чувствительности: секс и общество в Великобритании восемнадцатого века . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1992.
- Бриссенден, РФ. Добродетель в беде: исследования романа о чувствах от Ричардсона до Сада . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл, 1974.
- Крейн, Р.С. «Предложения по составлению генеалогии «человека чувств»». ELH 1.3 (1934): 205–230.
- Эллис, Маркман. Политика чувствительности: раса, пол и коммерция в сентиментальном романе . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Эллисон, Джули. Слезы Катона и возникновение англо-американских эмоций . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1999.
- Геринг, Пол. Риторика чувствительности в культуре восемнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2005.
- Джонс, Крис. Радикальная чувствительность: литература и идеи 1790-х годов . Лондон: Рутледж, 1993.
- Макганн, Джером. Поэтика чувствительности: революция в литературном стиле . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1996.
- Муллан, Джон. Чувства и общительность: язык чувств в восемнадцатом веке . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1988.
- Нэгл, Кристофер. Сексуальность и культура чувствительности в эпоху британского романтизма . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2007.
- Пинч, Адела. Странные приступы страсти: эпистемологии эмоций, от Юма до Остин . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1996.
- Руссо, Г.С. «Нервы, дух и волокна: к определению истоков чувствительности». Исследования в восемнадцатом веке 3: доклады, представленные на третьем семинаре памяти Дэвида Никола Смита, Канберра, 1973. Ред. РФ Бриссенден и Дж. К. Ид. Торонто: Университет Торонто Press, 1976.
- Томпкинс, Джейн. Сенсационные проекты: культурное произведение американской художественной литературы 1790-1860 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1986.
- Ван Сант, Энн Джесси. Чувствительность восемнадцатого века и роман: чувства в социальном контексте . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1993.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Чувствительность» , дискуссия на BBC Radio 4 с Клэр Томалин, Джоном Малланом и Гермионой Ли ( «В наше время» , 3 января 2002 г.)