Jump to content

Этика

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Моральной философии )

Этика – это философское исследование моральных явлений. Также называемая моральной философией , она исследует нормативные вопросы о том, что люди должны делать или какое поведение является морально правильным. К основным разделам этики относятся нормативная этика , прикладная этика и метаэтика .

Нормативная этика открывает и обосновывает универсальные принципы, определяющие, как люди должны действовать в любой ситуации. По мнению консеквенциалистов , поступок является правильным, если он приводит к лучшим последствиям. Деонтологи говорят, что мораль состоит в выполнении обязанностей , таких как говорить правду и выполнять обещания. Теоретики добродетели рассматривают проявление добродетелей , таких как смелость и сострадание , как фундаментальный принцип морали. Прикладная этика исследует конкретные этические проблемы в реальных жизненных ситуациях, например, исследуя моральные последствия универсальных принципов, обнаруженных в нормативной этике в конкретной области. Метаэтика — это метатеория , которая исследует основные предположения и концепции этики. Он спрашивает, существуют ли моральные факты независимо от разума , могут ли моральные утверждения быть истинными, как возможно моральное знание и как моральные суждения мотивируют людей.

Этика тесно связана с теорией ценностей , изучающей природу и виды ценностей . Моральная психология является родственной эмпирической областью и исследует психологические процессы, связанные с моралью, такие как рассуждение и формирование характера . Описательная этика обеспечивает ценностно-нейтральные описания доминирующих моральных кодексов и убеждений в различных обществах и учитывает их историческое измерение.

История этики началась в античный период с развитием этических принципов и теорий в Древнем Египте , Индии , Китае и Греции . Этот период стал свидетелем появления этических учений, связанных с индуизмом , буддизмом , конфуцианством , даосизмом , а также вкладом таких философов, как Сократ и Аристотель . В период Средневековья этическая мысль находилась под сильным влиянием религиозных учений. В современный период этот фокус сместился в сторону более светского подхода, связанного с моральным опытом, причинами действий и последствиями действий. Важным событием ХХ века стало появление метаэтики.

Определение [ править ]

Бюст Аристотеля
По мнению Аристотеля , как вести хорошую жизнь — один из центральных вопросов этики. [1]

Этика, также называемая моральной философией, представляет собой изучение моральных явлений. Это одна из основных отраслей философии , исследующая природу морали и принципы, управляющие моральной поведения , оценкой черт характера и институтов . Он исследует, какие обязанности есть у людей, какое поведение правильное и неправильное и как вести хорошую жизнь. Некоторые из его ключевых вопросов: «Как следует жить?» и «Что придает смысл жизни ?». [2] В современной философии этику обычно делят на нормативную этику , прикладную этику и метаэтику . [3]

Область морали — это нормативное поле, определяющее, что люди должны делать, а не то, что они на самом деле делают, что они хотят делать или чего социальные конвенции требуют . Как рациональная и систематическая область исследований, этика изучает практические причины, почему люди должны действовать так, а не иначе. Большинство этических теорий стремятся к универсальным принципам, которые выражают общую точку зрения на то, что объективно правильно, а что неправильно. [4] В несколько ином смысле термин «этика» может также относиться к отдельным этическим теориям в форме рациональной системы моральных принципов, таких как аристотелевская этика , и к моральному кодексу, которому следуют определенные общества, социальные группы или профессии. как в протестантской трудовой этике и медицинской этике . [5]

Английское слово «этика» имеет корни от древнегреческого слова «этос» ( ἦθος ), означающего «характер, личный характер». Это слово дало начало древнегреческому слову ēthikós ( ἠθικός ), которое было переведено на латынь как ethica и вошло в английский язык в 15 веке через старофранцузский термин éthique . [6] Термин «мораль» происходит от латинского слова «moralis» , что означает манеры и характер . Оно было введено в английский язык через старофранцузский термин «мораль» . [7]

Термины «этика» и «мораль» обычно используются как синонимы, но некоторые философы различают их. Согласно одной точке зрения, мораль ограничивается вопросом о том, какие моральные обязательства есть у людей, в то время как этика — это более широкий термин, который учитывает дополнительные соображения, например, что такое добро или как вести осмысленную жизнь. Другое отличие состоит в том, что кодексы поведения в конкретных областях, таких как бизнес и окружающая среда, обычно называются «этикой», а не моралью, как в деловой этике и экологической этике . [8]

этика Нормативная

Нормативная этика представляет собой философское исследование этического поведения и исследует фундаментальные принципы морали . Его цель — обнаружить и обосновать общие ответы на такие вопросы, как «Как следует жить?» и «Как людям следует действовать?», обычно в форме универсальных или независимых от предметной области принципов, которые определяют, правильное или неправильное действие. [9] Например, учитывая особое впечатление, что поджигать ребенка ради развлечения неправильно, нормативная этика стремится найти более общие принципы, объясняющие, почему это так, например, принцип, согласно которому нельзя причинять страдания невиновным . крайние что само по себе можно объяснить с точки зрения более общего принципа. [10] Многие теории нормативной этики дополнительно направлены на управление поведением, помогая людям принимать моральные решения . [11]

Теории нормативной этики утверждают, как люди должны действовать или какое поведение является правильным. Они не стремятся описать, как обычно действуют люди, какие моральные убеждения имеют обычные люди, как эти убеждения меняются с течением времени или какие этические кодексы поддерживаются в определенных социальных группах. Эти темы относятся к описательной этике и изучаются в таких областях, как антропология , социология и история , а не в нормативной этике. [12]

Некоторые системы нормативной этики приходят к единому принципу, охватывающему все возможные случаи. Другие включают небольшой набор основных правил, которые затрагивают все или, по крайней мере, наиболее важные моральные соображения. [13] Одна из трудностей систем с несколькими базовыми принципами заключается в том, что в некоторых случаях эти принципы могут противоречить друг другу и приводить к этическим дилеммам . [14]

Различные теории нормативной этики предполагают разные принципы в качестве основы морали. Тремя наиболее влиятельными школами мысли являются консеквенциализм , деонтология и этика добродетели . [15] Эти школы обычно представляются как эксклюзивные альтернативы, но в зависимости от того, как они определяются, они могут пересекаться и не обязательно исключать друг друга. [16] В некоторых случаях они расходятся во мнениях относительно того, какие действия они считают правильными, а какие неправильными. В других случаях они рекомендуют один и тот же образ действий, но приводят разные обоснования того, почему это правильно. [17]

Консеквенциализм [ править ]

Консеквенциализм, также называемый телеологической этикой, [18] [а] говорит, что мораль зависит от последствий. Согласно наиболее распространенному мнению, поступок является правильным, если он обеспечивает лучшее будущее. Это означает, что не существует альтернативного курса действий, который имел бы лучшие последствия. [20] Ключевым аспектом консеквенциалистских теорий является то, что они дают характеристику того, что хорошо, а затем определяют, что правильно с точки зрения того, что хорошо. [21]

Консеквенциалисты обычно понимают последствия действия в очень широком смысле, включающем всю совокупность его последствий. Это основано на идее о том, что действия меняют мир, вызывая причинно-следственную цепочку событий, которых в противном случае не существовало бы. [22] Основная интуиция, лежащая в основе консеквенциализма, заключается в том, что важно не прошлое, а будущее, и что оно должно быть сформировано так, чтобы привести к наилучшему возможному результату. [23]

Само действие обычно не рассматривается как часть последствий. Это означает, что если действие имеет внутреннюю ценность или обесценивание, оно не включается в качестве релевантного фактора. Некоторые консеквенциалисты пытаются избежать этого осложнения, включая само действие в число последствий. Сходный подход заключается в том, чтобы охарактеризовать консеквенциализм не с точки зрения последствий, а с точки зрения результата, причем результат определяется как действие вместе с его последствиями. [24]

Большинство форм консеквенциализма нейтральны к агентам. Это означает, что ценность последствий оценивается с нейтральной точки зрения, то есть действия должны иметь последствия, которые хороши в целом, а не только хороши для агента. Спорным является вопрос о том, следует ли рассматривать агентно-относительные моральные теории, такие как этический эгоизм , как типы консеквенциализма. [25]

Типы [ править ]

Существует много различных типов консеквенциализма. Они отличаются друг от друга в зависимости от того, какой тип объекта они оценивают, какие последствия принимают во внимание и как определяют ценность последствий. [26] Большинство теорий оценивают моральную ценность поступков. Однако консеквенциализм также можно использовать для оценки мотивов , черт характера , правил и политики . [27]

Многие консеквенциалисты оценивают ценность последствий на основе того, способствуют ли они счастью или страданию. Но существуют и альтернативные оценочные принципы, такие как удовлетворение желаний , автономия , свобода , знание , дружба , красота и самосовершенствование. [28] Некоторые формы консеквенциализма утверждают, что существует только один источник стоимости . [29] Наиболее заметным среди них является утилитаризм , который утверждает, что моральная ценность поступков зависит только от удовольствия, которое они причиняют. [30] Альтернативный подход утверждает, что существует множество различных источников стоимости, которые вносят свой вклад в одну общую ценность. [29] Традиционно консеквенциалисты интересовались только совокупной стоимостью или совокупным благом. В 20 веке были разработаны альтернативные взгляды, которые дополнительно учитывают распределение стоимости. Один из них утверждает, что равное распределение благ лучше, чем неравномерное, даже если совокупное благо одинаково. [31]

Существуют различные разногласия относительно того, какие последствия следует оценивать. Важным различием является консеквенциализм действия и правила. Согласно консеквенциализму поступка, последствия поступка определяют моральную ценность этого поступка. Это означает, что существует прямая связь между последствиями поступка и его моральной ценностью. Консеквенциализм правил, напротив, утверждает, что действие является правильным, если оно следует определенному набору правил. Консеквенциализм правил использует рассмотрение последствий для определения того, каким правилам следует следовать: люди должны следовать тем правилам, которые имеют наилучшие последствия в сообществе, которое их принимает. Это означает, что связь между действием и его последствиями является косвенной. Например, если запрет на ложь является частью лучших правил, то, согласно консеквенциализму правил, человек не должен лгать даже в том конкретном случае, когда ложь приведет к наилучшим возможным последствиям. [32]

Еще одно разногласие по уровню последствий существует между действительным и ожидаемым консеквенциализмом. Согласно традиционной точке зрения, только фактические последствия поступка влияют на его моральную ценность. Одна из трудностей этой точки зрения состоит в том, что многие последствия не могут быть известны заранее. Это означает, что в некоторых случаях даже хорошо спланированные и преднамеренные действия являются морально неправильными, если они непреднамеренно приводят к негативным результатам. Альтернативная точка зрения утверждает, что важны не фактические последствия, а ожидаемые последствия. Эта точка зрения учитывает, что при принятии решения о том, что делать, людям приходится полагаться на свои ограниченные знания об общих последствиях своих действий. Согласно этой точке зрения, образ действий имеет положительную моральную ценность, несмотря на то, что он приводит к общему отрицательному результату, если он имеет наивысшую ожидаемую ценность , например, потому, что отрицательный результат нельзя было предвидеть или он был маловероятен. [33]

Другое различие заключается в максимизации и удовлетворении консеквенциализма. Согласно максимизирующему консеквенциализму, морально допустимо только самое лучшее из возможных действий. Это означает, что действия, ведущие к положительным последствиям, неправильны, если есть альтернативы с еще лучшими последствиями. Одна из критических замечаний по поводу максимизации консеквенциализма заключается в том, что он требует слишком многого, требуя, чтобы люди делали значительно больше, чем от них ожидают в обществе. Например, если для человека с хорошей зарплатой лучшим действием будет пожертвование 70% своего дохода на благотворительность, для него было бы морально неправильно жертвовать только 65%. Напротив, для удовлетворения консеквенциализма требуется только, чтобы действие было «достаточно хорошим», даже если оно не является наилучшей возможной альтернативой. Согласно этой точке зрения, можно делать больше, чем морально требуется, и это состояние известно как сверхтрудоспособность . [34]

Моизм в древнекитайской философии — одна из самых ранних форм консеквенциализма. Он утверждает, что политические действия должны способствовать справедливости как средству повышения благосостояния людей. [35]

Утилитаризм [ править ]

Наиболее известной формой консеквенциализма является утилитаризм. В своей классической форме это консеквенциализм действий, который рассматривает счастье как единственный источник внутренней ценности. Это означает, что действие является морально правильным, если оно приносит «величайшее благо для наибольшего числа людей», увеличивая счастье и уменьшая страдания. Утилитаристы не отрицают, что другие вещи тоже имеют ценность, например, здоровье, дружба и знания. Однако они отрицают, что эти вещи имеют внутреннюю ценность. Вместо этого они говорят, что они имеют внешнюю ценность, поскольку влияют на счастье и страдание. В этом отношении они желательны как средство, но, в отличие от счастья, нежелательны как цель. [36] Мнение о том, что удовольствие — это единственная вещь, имеющая внутреннюю ценность, называется этическим или оценочным гедонизмом . [37]

Картина Джереми Бентама
Фотография Джона Стюарта Милля
Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль — отцы-основатели классического утилитаризма. [38]

Классический утилитаризм был первоначально сформулирован Джереми Бентамом в конце 18 века и далее развит Джоном Стюартом Миллем . Бентам ввел гедонистическое исчисление для оценки ценности последствий. Двумя ключевыми аспектами гедонического исчисления являются интенсивность и продолжительность удовольствия. Согласно этой точке зрения, приятный опыт имеет высокую ценность, если он имеет высокую интенсивность и длится долгое время. Распространенная критика утилитаризма Бентама утверждала, что его сосредоточенность на интенсивности удовольствия способствует аморальному образу жизни, сосредоточенному на потакании чувственным удовольствиям. Милль ответил на эту критику, проводя различие между высшими и низшими удовольствиями. Он заявил, что высшие удовольствия, такие как интеллектуальное удовлетворение от чтения книги, более ценны, чем более низкие удовольствия, такие как чувственное наслаждение от еды и питья, даже если их интенсивность и продолжительность одинаковы. [39] С момента его первоначальной формулировки появилось множество вариаций утилитаризма, включая разницу между утилитаризмом действия и правила , а также между утилитаризмом максимизации и удовлетворения. [40]

Деонтология [ править ]

Деонтология оценивает моральную правильность действий на основе набора норм или принципов. Эти нормы описывают требования или обязанности , которым должны следовать все действия. [41] Они могут включать в себя такие принципы, как говорить правду, выполнять обещания и не намеренно причинять вред другим. [42] В отличие от консеквенциалистов, деонтологи считают, что обоснованность общих моральных принципов не зависит от их последствий. Они заявляют, что этим принципам следует следовать в каждом случае, поскольку они показывают, насколько действия по своей сути правильны или неправильны. По мнению философа-моралиста Дэвида Росса , неправильно нарушать обещание, даже если это не причиняет никакого вреда. [43] В связи с этим деонтологи часто допускают существование разрыва между тем, что правильно, и тем, что хорошо. [21] Многие склонны придерживаться негативного подхода, считая, что определенные действия запрещены при любых обстоятельствах. [44]

Агент-ориентированный и ориентированный на пациента [ править ]

Агент-центрированные деонтологические теории фокусируются на человеке, который действует , и на его обязанностях. Агент-центрированные теории часто интересуются мотивами и намерениями, ради которых действуют люди, и подчеркивают важность действий по правильным причинам. Они имеют тенденцию быть агентно-относительными, а это означает, что причины, по которым люди должны действовать, зависят от личных обстоятельств. Например, у родителя есть особые обязательства перед своим ребенком, в то время как у незнакомца нет таких обязательств по отношению к ребенку, которого он не знает. Теории, ориентированные на пациента, напротив, фокусируются на людях, которые своими действиями затрагивают права, которые у них есть. Примером может служить требование относиться к другим людям как к цели, а не просто как к средству для достижения цели. [45] Это требование можно использовать, например, для того, чтобы доказать, что убивать человека против его воли неправильно, даже если это действие спасло бы жизнь нескольким другим людям. Деонтологические теории, ориентированные на пациента, обычно агентно-нейтральны, что означает, что они одинаково применимы ко всем в ситуации, независимо от их конкретной роли или положения. [46]

Кантианство [ править ]

Картина маслом Иммануила Канта.
Иммануил Кант сформулировал деонтологическую систему, основанную на универсальных законах, применимых ко всем разумным существам.

Иммануил Кант – один из самых известных деонтологов. [47] Он настаивает на том, что моральные действия не должны руководствоваться зависящими от ситуации рассуждениями о средствах и целях для достижения какого-то фиксированного блага, такого как счастье. Вместо этого он утверждает, что определенные моральные принципы применимы к любой ситуации, независимо от отношений средства и цели. Кант использует термин «категорический императив» для обозначения этих принципов и говорит, что это неэмпирические и универсальные законы, имеющие своим источником структуру практического разума и применимые ко всем рациональным агентам. Согласно Канту, действовать нравственно — значит действовать в согласии с разумом, выраженным в этих принципах. [48] а нарушать их одновременно аморально и иррационально. [49]

Кант дал несколько формулировок категорического императива. Один подчеркивает универсальную природу разума и утверждает, что люди должны следовать только принципам. [б] которые могли бы стать универсальными законами, применимыми ко всем. Это означает, что человек хотел бы, чтобы и все остальные следовали этому принципу. Другая формулировка гласит, что следует относиться к другим людям всегда как к цели, а не как к простому средству для достижения цели. Эта формулировка фокусируется на уважении и оценке других людей ради них самих, а не на использовании их для достижения личных целей. [51]

В любом случае, говорит Кант, важно иметь добрую волю. Человек обладает доброй волей, если он уважает моральный закон и формирует свои намерения и мотивы в согласии с ним. Кант утверждает, что мотивированные таким образом действия безусловно хороши, то есть они хороши даже в тех случаях, когда они приводят к нежелательным последствиям. [52]

Другие [ править ]

Теория божественного повеления утверждает, что Бог является источником нравственности. В нем говорится, что моральные законы — это божественные заповеди и что действовать морально — значит подчиняться и следовать воле Бога . Хотя все теоретики божественного повеления согласны с тем, что мораль зависит от Бога, существуют разногласия относительно точного содержания божественных повелений, а теоретики, принадлежащие к разным религиям, склонны предлагать разные моральные законы. [53] Например, христианские и еврейские теоретики божественного повеления могут утверждать, что Десять заповедей выражают волю Бога. [54] в то время как мусульмане могут оставить эту роль за учением Корана . [55]

Контрактуалисты отвергают ссылку на Бога как источник морали и вместо этого утверждают, что мораль основана на явном или неявном социальном контракте между людьми. Они заявляют, что фактическое или гипотетическое согласие на этот договор является источником моральных норм и обязанностей. Чтобы определить, какие обязанности есть у людей, контрактуалисты часто полагаются на мысленный эксперимент о том, о чем согласились бы рациональные люди в идеальных обстоятельствах. Например, если они согласятся, что люди не должны лгать, тогда возникает моральное обязательство воздерживаться от лжи. Поскольку контрактуализм основан на согласии, его часто понимают как форму деонтологии, ориентированную на пациента. [56] [с]

Фото Юргена Хабермаса
Согласно этике дискурса , сформулированной Юргеном Хабермасом , моральные нормы оправдываются рациональным дискурсом внутри общества.

Этика дискурса также фокусируется на социальном согласии по поводу моральных норм, но утверждает, что это соглашение основано на коммуникативной рациональности . Его цель – прийти к моральным нормам для плюралистических современных обществ, которые охватывают разнообразие точек зрения. Универсальная моральная норма считается действительной, если ее поддерживают или одобряют все участники рационального дискурса. Таким образом, мораль не навязывается каким-то одним моральным авторитетом, а возникает из морального дискурса внутри общества. Этот дискурс должен соответствовать определенным требованиям, характерным для идеальной речевой ситуации, чтобы обеспечить справедливость и инклюзивность. Одним из его ключевых аспектов является то, что участники дискурса могут свободно выражать свои различные мнения без принуждения, но в то же время обязаны обосновывать их с помощью рациональной аргументации. [58]

Этика добродетели [ править ]

Основная проблема этики добродетели заключается в том, как добродетели выражаются в действиях. По существу, он не заинтересован непосредственно ни в последствиях действий, ни в универсальных моральных обязанностях. [59] Добродетели – это положительные черты характера, такие как честность , смелость , доброта и сострадание . Обычно под ними понимают склонность чувствовать, принимать решения и действовать определенным образом, будучи всем сердцем приверженным этому образу. Добродетели контрастируют с пороками , которые являются их вредными аналогами. [60]

Теоретики добродетели обычно говорят, что одного лишь обладания добродетелями недостаточно. Вместо этого люди должны проявлять добродетели в своих действиях. Важным фактором в этом отношении является практическая мудрость, также называемая phronesis , позволяющая знать, когда, как и какую добродетель выражать. Например, недостаток практической мудрости может привести к тому, что смелые люди будут совершать морально неправильные действия, принимая на себя ненужный риск, которого лучше избегать. [61]

Различные типы этики добродетели различаются в том, как они понимают добродетели и их роль в практической жизни. Эвдемонизм — это классическая точка зрения, которая устанавливает тесную связь между добродетельным поведением и счастьем. В нем говорится, что люди процветают, живя добродетельной жизнью. Эвдемонистские теории часто утверждают, что добродетели — это положительные потенциалы, присущие человеческой природе, и что реализация этих потенциалов приводит к хорошей и счастливой жизни. [62] Теории, основанные на агентах, напротив, рассматривают счастье только как побочный эффект и вместо этого сосредотачиваются на мотивационных и диспозиционных характеристиках, которые выражаются во время действия. Это часто сочетается с идеей, что можно научиться у исключительных людей, каковы эти характеристики. [62] Феминистская этика заботы — еще одна форма этики добродетели. Они подчеркивают важность межличностных отношений и говорят, что доброжелательность, выражающаяся в заботе о благополучии других, является одной из ключевых добродетелей. [63]

Фотография Филиппы Фут
Филиппа Фут была одним из философов, ответственных за возрождение этики добродетели в 20 веке.

Влиятельными школами этики добродетели в древней философии были аристотелизм и стоицизм . По мнению Аристотеля , каждая добродетель [д] является золотой серединой между двумя видами пороков: избытком и недостатком. Например, смелость — это добродетель, которая находится между недостатком трусости и чрезмерным безрассудством . Аристотель считал, что добродетельные действия ведут к счастью и позволяют людям процветать в жизни. [65] Стоики считали, что только благодаря добродетели люди могут достичь счастья, характеризующегося мирным состоянием ума, свободным от эмоциональных потрясений. Они выступали за рациональность и самообладание для достижения этого состояния. [66] В 20 веке этика добродетели пережила возрождение благодаря таким философам, как Элизабет Анскомб , Филиппа Фут , Аласдер Макинтайр и Марта Нуссбаум . [67]

Другие традиции [ править ]

Помимо трех основных традиций, существует множество других школ нормативной этики. Прагматическая этика фокусируется на роли практики и считает, что одной из ключевых задач этики является решение практических проблем в конкретных ситуациях. Он имеет определенное сходство с утилитаризмом и его ориентацией на последствия, но больше концентрируется на том, как мораль встроена в социальный и культурный контекст и связана с ним. Прагматики склонны придавать большее значение привычкам, чем сознательному обдумыванию, и понимают мораль как привычку, которую следует формировать правильным образом. [68]

Постмодернистская этика согласна с прагматической этикой в ​​отношении культурной относительности морали. Он отвергает идею о том, что существуют объективные моральные принципы, универсально применимые ко всем культурам и традициям. Он утверждает, что не существует единого последовательного этического кодекса, поскольку мораль сама по себе иррациональна, а люди являются морально амбивалентными существами. [69] Вместо этого постмодернистская этика сосредотачивается на том, как моральные требования возникают при встрече с другими. [70]

Фото статуи Будды
Практики сострадания и любящей доброты являются ключевыми элементами буддийской этики .

Этический эгоизм — это точка зрения, согласно которой люди должны действовать в своих интересах или что действие является морально правильным, если человек действует ради своей собственной выгоды. Он отличается от психологического эгоизма , который утверждает, что люди на самом деле следуют своим личным интересам, не заявляя, что они должны это делать. Этические эгоисты могут действовать в соответствии с общепринятыми моральными ожиданиями и приносить пользу другим людям, например, выполняя обещания, помогая друзьям и сотрудничая с другими. Однако они делают это только как средство продвижения своих личных интересов. Этический эгоизм часто критикуют как аморальную и противоречивую позицию. [71]

Нормативная этика занимает центральное место в большинстве религий . Ключевыми аспектами еврейской этики являются следование 613 заповедям Бога в соответствии с обязанностью мицвы, закрепленной в Торе , и принятие на себя ответственности за благосостояние общества . [72] Христианская этика уделяет меньше внимания следованию точным законам и вместо этого учит практике бескорыстной любви , такой как Великая Заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя». [73] Пять столпов ислама составляют основу мусульманской этики и сосредоточены на практике веры , молитве , благотворительности , посте во время Рамадана и паломничестве в Мекку . [74] Буддисты подчеркивают важность сострадания и любящей доброты по отношению ко всем чувствующим существам. [75] Похожая точка зрения встречается в джайнизме , главной добродетелью которого является ненасилие . [76] Долг является центральным аспектом индуистской этики и касается выполнения социальных обязательств, которые могут варьироваться в зависимости от человека социального класса и уровня жизни . [77] Конфуцианство уделяет большое внимание гармонии в обществе и рассматривает доброжелательность как ключевую добродетель. [78] Даосизм распространяет важность жизни в гармонии на весь мир и учит, что люди должны практиковать действия без усилий , следуя естественному потоку Вселенной . [79] Системы убеждений коренных народов, такие как философия коренных американцев и философия африканского убунту , часто подчеркивают взаимосвязь всех живых существ и окружающей среды, одновременно подчеркивая важность жизни в гармонии с природой. [80]

Метаэтика [ править ]

Метаэтика — это раздел этики, который исследует природу, основы и сферу применения моральных суждений , концепций и ценностей. Его интересует не то, какие действия правильны, а то, что означает, что действие правильное, и являются ли моральные суждения объективными и могут ли они вообще быть истинными. Далее исследуется значение морали и моральных терминов. [81] Метаэтика — это метатеория , которая действует на более высоком уровне абстракции, чем нормативная этика, путем исследования лежащих в ее основе предпосылок. Метаэтические теории обычно не занимают непосредственно содержательные позиции в отношении нормативных этических теорий, но, тем не менее, они могут влиять на них, ставя под сомнение основополагающие принципы, на которых они основаны. [82]

Метаэтика пересекается с различными ветвями философии. На уровне онтологии речь идет о метафизическом статусе моральных ценностей и принципов. [83] Что касается семантики , он спрашивает, каково значение моральных терминов и имеют ли моральные утверждения истинностное значение . [84] Эпистемологическая . сторона метаэтики обсуждает, могут ли люди приобретать моральные знания и если да, то каким образом [85] Метаэтика также охватывает психологические и антропологические соображения относительно того, как моральные суждения мотивируют людей действовать и как объяснить межкультурные различия в моральных оценках. [86]

Основные понятия [ править ]

Схема деонтического квадрата
Деонтический квадрат визуализирует отношения между возможными моральными статусами поступка. [87]

Метаэтика исследует основные этические концепции и их отношения. Этика занимается нормативными утверждениями о том, что должно быть, в отличие от описательных утверждений , которые касаются того, что происходит. [88] Обязанности и обязанности выражают требования к тому, что люди должны делать. [89] Обязанности иногда определяются как эквиваленты прав , которые всегда сопровождают их. Согласно этой точке зрения, кто-то обязан принести пользу другому лицу, если это другое лицо имеет право на получение этой выгоды. [90] Обязанность и разрешение — это противоположные термины, которые можно определить через друг друга: быть обязанным сделать что-то означает, что человеку не разрешено не делать этого, а быть разрешенным сделать что-то означает, что человек не обязан этого не делать. [91] [и] Некоторые теоретики определяют обязательства с точки зрения ценностей или того, что хорошо . В общем смысле хорошее контрастирует с плохим. термин «зло» , а не «плохо». При описании людей и их намерений часто используется [92]

Обязанности используются для оценки морального статуса поступков, мотивов и черт характера . [93] Действие морально правильное, если оно соответствует обязанностям человека, и морально неправильное, если оно их нарушает. [94] Сверхдолжность — это особый моральный статус, который применяется к случаям, когда агент делает больше, чем от него морально требуется. [95] Нести моральную ответственность за действие обычно означает, что человек обладал и осуществлял определенные способности или некоторую форму контроля . [ф] Люди, обладающие моральной ответственностью, заслуживают оценочного отношения со стороны других, например, похвалы или порицания . [97]

релятивизм и нигилизм Реализм ,

Ключевые дебаты в метаэтике касаются онтологического статуса морали и затрагивают вопрос о том, являются ли этические ценности и принципы частью реальности. Он исследует, существуют ли моральные свойства как объективные характеристики, независимые от человеческого разума и культуры, а не как субъективные конструкции или выражения личных предпочтений и культурных норм . [98]

Моральные реалисты принимают утверждение о существовании объективных моральных фактов. Эта точка зрения подразумевает, что моральные ценности являются независимыми от разума аспектами реальности и что существует абсолютный факт о том, правильно или неправильно данное действие. Следствием этой точки зрения является то, что моральные требования имеют тот же онтологический статус, что и неморальные факты: наличие обязательства сдержать обещание является объективным фактом, так же как объективным фактом является наличие у вещи черного цвета. [98] Моральный реализм часто ассоциируется с утверждением, что существуют универсальные этические принципы, одинаково применимые ко всем. [99] Это означает, что если два человека не согласны с моральной оценкой, то по крайней мере один из них неправ. Это наблюдение иногда воспринимается как аргумент против морального реализма, поскольку моральные разногласия широко распространены и затрагивают большинство областей. [100]

Моральные релятивисты отвергают идею о том, что мораль является объективной характеристикой реальности. Вместо этого они утверждают, что моральные принципы — это человеческие изобретения. Это означает, что поведение не является объективно правильным или неправильным, а только субъективно правильным или неправильным с определенной точки зрения. Моральные точки зрения могут различаться в зависимости от человека, культуры и исторического периода. [101] Например, такие моральные утверждения, как «рабство — это неправильно» или «самоубийство разрешено», могут быть истинными в одной культуре и ложными в другой. [102] [г] Некоторые моральные релятивисты говорят, что моральные системы созданы для того, чтобы служить определенным целям, таким как социальная координация. Согласно этой точке зрения, разные общества и разные социальные группы внутри общества создают разные моральные системы, основанные на их различных целях. [104] Другое объяснение утверждает, что мораль возникает из моральных эмоций , которые люди проецируют на внешний мир . [105]

Моральные нигилисты отрицают существование моральных фактов. Они противостоят как объективным моральным фактам, защищаемым моральным реализмом, так и субъективным моральным фактам, защищаемым моральным релятивизмом. Они считают, что основные предположения, лежащие в основе моральных требований, ошибочны. Некоторые моральные нигилисты делают из этого вывод, что дозволено все. Несколько иная точка зрения подчеркивает, что моральный нигилизм сам по себе не является моральной позицией в отношении того, что разрешено и запрещено, а является отказом от любой моральной позиции. [106] Моральный нигилизм согласуется с моральным релятивизмом, согласно которому существуют разные точки зрения, согласно которым люди оценивают действия как правильные или неправильные. Однако он не согласен с тем, что эта практика включает в себя форму морали, и вместо этого понимает ее как один из многих типов человеческой практики. [107]

Натурализм и нон-натурализм [ править ]

Центральное разногласие среди моральных реалистов заключается между натурализмом и нон-натурализмом. Натурализм утверждает, что моральные свойства — это естественные свойства, доступные эмпирическому наблюдению . Они подобны природным свойствам, изучаемым естественными науками , таким как цвет и форма. [108] Некоторые моральные натуралисты считают, что моральные свойства являются уникальным и основным типом природных свойств. [час] Другая точка зрения утверждает, что моральные свойства реальны, но не являются фундаментальной частью реальности и могут быть сведены к другим естественным свойствам, таким как свойства, описывающие причины удовольствия и боли . [110]

Нон-натурализм признает, что моральные свойства являются частью реальности, и утверждает, что моральные свойства не тождественны и не сводятся к естественным свойствам. Эта точка зрения обычно мотивируется идеей о том, что моральные свойства уникальны, поскольку они выражают нормативные характеристики или то, что должно быть так. [111] Сторонники этой позиции часто подчеркивают эту уникальность, заявляя, что ошибочно определять этику в терминах естественных объектов или делать предписывающие выводы из описательных утверждений. [112]

Когнитивизм и некогнитивизм [ править ]

Метаэтические дебаты между когнитивизмом и некогнитивизмом относятся к области семантики и касаются значения моральных утверждений. Согласно когнитивизму, моральные утверждения, такие как «Аборты морально неправильны» и «Война никогда не бывает морально оправданной», соответствуют истине, а это означает, что все они имеют истинное значение: они либо истинны, либо ложны. Когнитивизм только утверждает, что моральные утверждения имеют истинное значение, но не интересуется, какое истинное значение они имеют. Это часто рассматривается как позиция по умолчанию, поскольку моральные утверждения напоминают другие утверждения, такие как «Аборт — это медицинская процедура» или «Начало войны — это политическое решение», которые имеют истинностное значение. [113]

Семантическая позиция когнитивизма тесно связана с онтологической позицией морального реализма, и философы, принимающие одну, часто принимают и другую. Исключением является Дж. Л. Маки , теория ошибок которая сочетает в себе когнитивизм с моральным нигилизмом, утверждая, что все моральные утверждения ложны, поскольку не существует моральных фактов. [114]

Некогнитивизм — это точка зрения, согласно которой моральные утверждения не имеют истинной ценности. Согласно этой точке зрения, утверждение «Убийство — это неправильно» не является ни истинным, ни ложным. Некоторые некогнитивисты утверждают, что моральные утверждения вообще не имеют смысла. Другая трактовка состоит в том, что они выражают иные виды смыслового содержания. Эмотивизм говорит, что они выражают эмоциональные установки. Согласно этой точке зрения, утверждение «Убийство - это неправильно» выражает то, что говорящий имеет негативное моральное отношение к убийству или не любит его. Прескриптивизм , напротив, понимает моральные утверждения как команды . Согласно этой точке зрения, заявление о том, что «Убийство - это неправильно», выражает команду типа «Не совершайте убийства». [115]

Моральные знания [ править ]

Эпистемология этики изучает, можно ли и как можно познать моральные истины. Взгляды фундаменталистов утверждают, что некоторые моральные убеждения являются базовыми и не требуют дальнейшего обоснования. Этический интуиционизм — это одна из основополагающих взглядов, которая утверждает, что у людей есть особая когнитивная способность, с помощью которой они могут отличать хорошее от неправильного. Интуиционисты часто утверждают, что общие моральные истины, такие как «лгать неправильно», самоочевидны и что их можно знать, не полагаясь на эмпирический опыт . Другая фундаменталистская позиция фокусируется на частных наблюдениях, а не на общих интуициях. Он гласит, что если люди сталкиваются с конкретной моральной ситуацией, они могут понять, правильное или неправильное поведение имело место. [116]

В отличие от фундаменталистов, когерентисты утверждают, что не существует базовых моральных убеждений. Они утверждают, что убеждения образуют сложную сеть, взаимно поддерживают и оправдывают друг друга. Согласно этой точке зрения, моральное убеждение может стать знанием только в том случае, если оно согласуется с остальными убеждениями в сети. [116] Скептики-моралисты отвергают идею о том, что моральное знание возможно, утверждая, что люди не способны различать правильное и неправильное поведение. Моральный скептицизм часто критикуют на основании утверждения, что он ведет к аморальному поведению. [117]

Схема, изображающая троллейбус, направляющийся к группе людей. Есть альтернативный трек только с одним человеком и переключателем для смены треков.
Проблема с тележкой — это мысленный эксперимент о моральной разнице между причинением вреда и его разрешением.

Мысленные эксперименты — распространенный методологический прием в этике, позволяющий выбирать между конкурирующими теориями. Обычно они представляют воображаемую ситуацию, включающую этическую дилемму , и исследуют, как моральные представления о правильном поведении зависят от конкретных факторов воображаемой ситуации. [118] Например, в задаче о троллейбусе человек может щелкнуть переключателем, чтобы перенаправить троллейбус с одного пути на другой, тем самым пожертвовав жизнью одного человека ради спасения пятерых. В этом сценарии исследуется, как разница между причинением и разрешением вреда влияет на моральные обязательства. [119] Другой мысленный эксперимент исследует моральные последствия аборта , представляя ситуацию, в которой человек без своего согласия связывается с больным скрипачом . В этом сценарии скрипач умирает, если связь разрывается, подобно тому, как умирает плод в случае аборта. Мысленный эксперимент исследует, будет ли морально допустимо разорвать связь в течение следующих девяти месяцев. [120]

Моральная мотивация [ править ]

На уровне психологии метаэтика интересуется тем, как моральные убеждения и опыт влияют на поведение. По мнению мотивационных интерналистов , существует прямая связь между моральными суждениями и действиями. Это означает, что каждое суждение о том, что правильно, мотивирует человека действовать соответствующим образом. Например, Сократ защищает сильную форму мотивационного интернализма, утверждая, что человек может совершить злой поступок только в том случае, если он не осознает , что это зло. Более слабые формы мотивационного интернализма говорят о том, что люди могут действовать вопреки моральным суждениям, например, из-за слабости воли . Мотивационные экстерналисты признают, что люди могут считать действие морально необходимым, не чувствуя причин совершать его. Это означает, что моральные суждения не всегда обладают мотивационной силой. Споры между интернализмом и экстернализмом актуальны для объяснения поведения психопатов или социопатов, которые не могут ни судить о том, что поведение неправильное, ни воплощать свои суждения в действия. [121] Тесно связанный с этим вопрос заключается в том, могут ли моральные суждения обеспечивать мотивацию сами по себе или их необходимо сопровождать другими психическими состояниями , такими как желание поступать морально. [122]

Прикладная этика [ править ]

Прикладная этика, также известная как практическая этика, [123] — раздел этики и прикладной философии , изучающий конкретные моральные проблемы, возникающие в ситуациях реальной жизни. В отличие от нормативной этики, она не занимается открытием или обоснованием универсальных этических принципов. Вместо этого он изучает, как эти принципы могут быть применены к конкретным областям практической жизни, какие последствия они имеют в этих областях и актуальны ли другие соображения. [124]

Фото операции
Одна из трудностей прикладной этики состоит в том, чтобы определить, как применять общие этические принципы к конкретным практическим ситуациям, например, к медицинским процедурам .

Одна из главных задач прикладной этики — преодолеть разрыв между абстрактными универсальными теориями и их применением в конкретных ситуациях. Например, глубокого понимания кантианства или утилитаризма обычно недостаточно, чтобы решить, как анализировать моральные последствия медицинской процедуры . Одна из причин заключается в том, что может быть неясно, как эта процедура влияет на кантовское требование уважения личности каждого и каковы последствия этой процедуры с точки зрения наибольшего блага для наибольшего числа людей. [125] Эта трудность особенно актуальна для специалистов по прикладной этике, которые используют нисходящую методологию , начиная с универсальных этических принципов и применяя их к конкретным случаям в конкретной области. [126] Другой подход заключается в использовании восходящей методологии, известной как казуистика , опираясь на множество наблюдений за конкретными случаями, чтобы прийти к пониманию моральных принципов, относящихся к этой конкретной области. [127] В любом случае исследование прикладной этики часто инициируется этическими дилеммами для решения случаев, когда человек подчиняется противоречивым моральным требованиям. [128]

Прикладная этика охватывает вопросы, относящиеся как к частной сфере , такие как правильное поведение в семье и близких отношениях, так и к общественной сфере , например, моральные проблемы, возникающие из-за новых технологий и международных обязанностей по отношению к будущим поколениям. [129] Основные отрасли включают биоэтику , деловую этику и профессиональную этику . Существует множество других отраслей, и их области исследований часто пересекаются. [130]

Биоэтика [ править ]

Биоэтика — это широкая область, охватывающая моральные проблемы, связанные с живыми организмами и биологическими дисциплинами. [131] Ключевая проблема биоэтики касается того, как такие особенности, как сознание , способность чувствовать удовольствие и боль, рациональность и индивидуальность, влияют на моральный статус сущностей. Эти различия касаются, например, того, как обращаться с неживыми объектами, такими как камни, и неразумными объектами, такими как растения, в отличие от животных, и имеют ли люди другой моральный статус, чем другие животные. [132] Согласно антропоцентризму , только люди имеют базовый моральный статус. Это подразумевает, что все остальные сущности имеют производный моральный статус только в той степени, в которой они влияют на человеческую жизнь. Сентиентизм , напротив, распространяет присущий моральный статус всем чувствующим существам. Дальнейшие позиции включают биоцентризм , который также охватывает неразумные формы жизни, и экоцентризм , который утверждает, что вся природа имеет базовый моральный статус. [133]

Биоэтика актуальна для различных аспектов жизни и многих профессий. Он охватывает широкий спектр моральных проблем, связанных с такими темами, как аборты , клонирование , исследования стволовых клеток , эвтаназия , самоубийства , испытания на животных , интенсивное животноводство , ядерные отходы и загрязнение воздуха . [134]

Биоэтику можно разделить на медицинскую этику , этику животных и экологическую этику в зависимости от того, касаются ли этические проблемы людей, других животных или природы в целом. [135] Медицинская этика является старейшей отраслью биоэтики и берет свое начало в Клятве Гиппократа , которая устанавливает этические принципы для практикующих врачей, такие как запрет причинять вред пациенту . [136] Центральная тема медицинской этики касается вопросов, связанных с началом и концом жизни. Некоторые дебаты сосредоточены на моральном статусе плода, например, являются ли они полноценными личностями и является ли аборт формой убийства . [137] Что касается конца жизни, существуют этические дилеммы, касающиеся права человека покончить с собой в случае неизлечимой болезни и помощи, оказываемой при этом практикующими врачами. [138] Другие темы медицинской этики включают медицинскую конфиденциальность , информированное согласие , исследования на людях, трансплантацию органов и доступ к здравоохранению . [136]

Фото аккумуляторных кур в Бразилии
Вред, причиненный животным, вызывает особую обеспокоенность в этике животных, например, в результате интенсивного животноводства .

Этика животных исследует, как люди должны обращаться с другими животными. Влиятельное соображение в этой области подчеркивает важность благополучия животных, утверждая при этом, что люди должны избегать или минимизировать вред, причиняемый животным. ради развлечения неправильно Существует широко распространенное мнение, что мучить животных . Ситуация усложняется в случаях, когда вред животным причиняется как побочный эффект реализации интересов человека. Это происходит, например, при промышленном сельском хозяйстве, при использовании животных в пищу и при исследовательских экспериментах на животных. [139] Ключевой темой этики животных является формулировка прав животных . Теоретики прав животных утверждают, что животные обладают определенным моральным статусом и что люди обязаны уважать этот статус при взаимодействии с ними. [140] Примеры предлагаемых прав животных включают право на жизнь, право на свободу от ненужных страданий и право на естественное поведение в подходящей среде. [141]

Экологическая этика занимается моральными проблемами, связанными с окружающей средой, включая животных, растения, природные ресурсы и экосистемы . В самом широком смысле оно охватывает всю биосферу и космос . [142] В сфере сельского хозяйства это касается обстоятельств, при которых растительность территории может быть вырублена для использования в сельском хозяйстве, а также последствий посадки генетически модифицированных культур . [143] В более широком масштабе экологическая этика обращается к проблеме глобального потепления и ответственности людей на индивидуальном и коллективном уровнях . Специалисты по экологической этике часто продвигают устойчивые методы и политику, направленные на защиту и сохранение экосистем и биоразнообразия . [144]

и этика профессиональная Деловая

Деловая этика исследует моральные последствия делового поведения и исследует, как этические принципы применяются к корпорациям и организациям. [145] Ключевой темой является корпоративная социальная ответственность , которая заключается в ответственности корпораций действовать таким образом, чтобы приносить пользу обществу в целом. Корпоративная социальная ответственность — сложный вопрос, поскольку в принятии корпоративных решений прямо или косвенно участвуют многие заинтересованные стороны, такие как генеральный директор , совет директоров и акционеры . Тесно связанная тема касается вопроса о том, обладают ли моральной свободой действий сами корпорации, а не только их заинтересованные стороны. [146] Деловая этика далее исследует роль правдивости, честности и справедливости в деловой практике, а также моральные последствия взяточничества , конфликта интересов , защиты инвесторов и потребителей, прав работников , этического лидерства и корпоративной филантропии . [145]

Профессиональная этика – это тесно связанная область, изучающая этические принципы, применимые к представителям конкретной профессии , например, инженерам , врачам , юристам и учителям . Это разнообразная область, поскольку разные профессии часто имеют разные обязанности. [147] Принципы, применимые ко многим профессиям, включают в себя то, что профессионал обладает необходимым опытом для предполагаемой работы, обладает личной честностью и заслуживает доверия. Дальнейшие принципы заключаются в том, чтобы служить интересам своей целевой группы, соблюдать конфиденциальность клиента , а также уважать и защищать права клиента, такие как информированное согласие. [148] Более точные требования часто различаются в зависимости от профессии. Краеугольным камнем инженерной этики является защита общественной безопасности, здоровья и благополучия. [149] Юридическая этика подчеркивает важность уважения справедливости, личной неприкосновенности и конфиденциальности. [150] Ключевые факторы журналистской этики включают точность, правдивость, независимость и беспристрастность , а также правильное указание авторства во избежание плагиата . [151]

Другие подполя [ править ]

В академической литературе обсуждаются многие другие области прикладной этики. Этика общения охватывает моральные принципы коммуникативного поведения . Двумя ключевыми вопросами в нем являются свобода слова и ответственность за свободу слова. Свобода слова касается возможности выражать свои мнения и идеи без угрозы наказания и цензуры. Речевая ответственность предполагает ответственность за последствия коммуникативных действий и бездействия. [152] Тесно связанной областью является информационная этика , которая фокусируется на моральных последствиях создания, контроля, распространения и использования информации . [153]

Фотография ядерного оружия
Ядерная этика касается моральных последствий ядерных технологий, таких как атомные бомбы .

Этика технологий имеет последствия как для этики общения, так и для этики информации в отношении коммуникационных и информационных технологий . В самом широком смысле он исследует моральные проблемы, связанные с любыми артефактами, созданными и используемыми в инструментальных целях, от простых артефактов, таких как копья, до высокотехнологичных компьютеров и нанотехнологий . [154] Центральные темы этики технологий включают риски, связанные с созданием новых технологий, их ответственным использованием, а также вопросы, связанные с проблемой улучшения человека с помощью технологических средств, таких как протезы конечностей , препараты, повышающие работоспособность , и генетическое улучшение . [155] Важные подобласти включают компьютерную этику , этику искусственного интеллекта , этику машин , этику нанотехнологий и ядерную этику . [156]

Этика войны исследует моральные проблемы войны и жестоких конфликтов. Согласно теории справедливой войны, ведение войны морально оправдано, если оно отвечает определенным условиям. Их обычно разделяют на требования, касающиеся причины начала насильственных действий , таких как самооборона, и способа проведения этих насильственных действий , таких как предотвращение чрезмерного вреда гражданскому населению при преследовании законных военных целей . [157] Военная этика – это тесно связанная с ней область, которая интересует поведение военнослужащих . Он регулирует вопросы обстоятельств, при которых им разрешено убивать врагов, разрушать инфраструктуру и подвергать риску жизни своих солдат. [158] Дополнительными темами являются набор, подготовка и увольнение военнослужащих, а также закупка военной техники. [159]

Другие области прикладной этики включают политическую этику , которая исследует моральные аспекты политических решений. [160] образовательная этика, которая охватывает этические вопросы, связанные с правильной практикой преподавания, [161] и сексуальная этика , которая рассматривает моральные последствия сексуального поведения . [162]

Связанные поля [ изменить ]

Теория ценностей [ править ]

Теория ценностей, также называемая аксиологией, [я] философское исследование ценности. В ней исследуются природа и виды стоимости. [164] Основное различие заключается между внутренней и инструментальной ценностью . Объект имеет внутреннюю ценность, если он хорош сам по себе или хорош сам по себе. Сущность имеет инструментальную ценность, если она ценна как средство для чего-то еще, например, вызывая что-то, имеющее внутреннюю ценность. [165] Дальнейшие темы включают в себя то, какие вещи имеют ценность и насколько они ценны. Например, аксиологические гедонисты говорят, что удовольствие является единственным источником внутренней ценности, причем величина ценности соответствует степени удовольствия. Аксиологические плюралисты, напротив, считают, что существуют разные источники внутренней ценности. [166]

Существуют разногласия относительно точного соотношения между теорией ценностей и этикой. Некоторые философы характеризуют теорию ценностей как раздел этики, в то время как другие рассматривают теорию ценностей как более широкий термин, охватывающий другие области помимо этики, такие как эстетика и политическая философия . [167] Другая характеристика рассматривает эти две дисциплины как пересекающиеся, но разные области. [168] Термин аксиологическая этика иногда используется для обозначения дисциплины, изучающей это совпадение, то есть той части этики, которая изучает ценности. [169] Эти две дисциплины иногда различают в зависимости от их направленности: этика занимается моральным поведением или тем, что правильно, а теория ценностей касается ценностей или того, что хорошо . [170] Некоторые этические теории, такие как консеквенциализм, очень близки к теории ценностей, определяя, что правильно, с точки зрения того, что хорошо. Но это неверно для этики в целом, и деонтологические теории склонны отвергать идею о том, что то, что хорошо, можно использовать для определения того, что правильно. [171]

Моральная психология [ править ]

Моральная психология исследует психологические основы и процессы, связанные с моральным поведением. Это эмпирическая наука , изучающая то, как люди думают и действуют в моральном контексте. Его интересует, как моральные рассуждения происходят и суждения, как формируется моральный характер , насколько люди чувствительны к моральным оценкам и как люди приписывают моральную ответственность и реагируют на нее . [172]

Одна из ее ключевых тем — нравственное развитие или вопрос о том, как мораль развивается на психологическом уровне от младенчества до взрослой жизни. [173] По словам Лоуренса Кольберга , дети проходят разные стадии морального развития , поскольку они понимают моральные принципы сначала как фиксированные правила, регулирующие вознаграждение и наказание, затем как общепринятые социальные нормы, а затем как абстрактные принципы того, что объективно правильно в обществе. [174] Тесно связанный с этим вопрос заключается в том, можно ли и если да, то как научить людей поступать морально . [175]

Эволюционная этика — это раздел моральной психологии и социобиологии . Он исследует, как эволюционные процессы сформировали этику . Одна из ее ключевых идей заключается в том, что естественный отбор отвечает за моральное поведение и моральную чувствительность. Он интерпретирует мораль как адаптацию к эволюционному давлению , которая увеличивает приспособленность , предлагая избирательное преимущество. [176] Альтруизм , например, может принести пользу выживанию группы за счет улучшения сотрудничества. [177]

этика Описательная

Описательная этика, также называемая сравнительной этикой, [178] изучает реально существующие моральные кодексы, практики и убеждения. Он исследует и сравнивает моральные явления в разных обществах и разных группах внутри общества. Его цель – предоставить ценностно-нейтральное и эмпирическое описание без осуждения или обоснования того, какие практики объективно верны. Например, вопрос о том, как медсестры думают об этических последствиях аборта, относится к описательной этике. Другим примером является описательная деловая этика, которая описывает этические стандарты в контексте бизнеса, включая общепринятую практику, официальную политику и мнения сотрудников. Описательная этика также имеет историческое измерение, поскольку исследует, как моральные практики и убеждения менялись с течением времени. [179]

Описательная этика – это междисциплинарная область, охватываемая такими дисциплинами, как антропология , социология , психология и история . Его эмпирический взгляд контрастирует с философским исследованием нормативных вопросов, например, какие этические принципы верны и как их обосновать. [180]

История [ править ]

Глава из мрамора Лаоцзы. Династия Тан (618-906 гг. н.э.), провинция Шэньси, Китай.
Согласно Лао-цзы учению даосизма , люди должны стремиться жить в гармонии с естественным порядком Вселенной .

История этики изучает, как моральная философия развивалась и развивалась в ходе истории. [181] Оно берет свое начало в древних цивилизациях. В Древнем Египте концепция Маат использовалась как этический принцип для управления поведением и поддержания порядка, подчеркивая важность истины, баланса и гармонии. [182] В древней Индии Веды и и Упанишады были написаны как основополагающие тексты индуистской философии обсуждали роль долга и последствия действий . [183] Буддийская этика также зародилась в древней Индии и пропагандировала сострадание , ненасилие и стремление к просветлению . [184] В Древнем Китае возникло конфуцианство , которое фокусируется на моральном поведении и самосовершенствовании , действуя в согласии с добродетелями, и даосизм , который учит, что человеческое поведение должно находиться в гармонии с естественным порядком Вселенной . [185]

В Древней Греции Сократ подчеркивал важность исследования того, что такое хорошая жизнь, критически подвергая сомнению устоявшиеся идеи и исследуя такие понятия, как добродетель, справедливость, мужество и мудрость. [186] По Платону , вести хорошую жизнь означает, что разные части души находятся в гармонии друг с другом. [187] Для Аристотеля хорошая жизнь связана со счастьем, развитием добродетелей и процветанием. [188] Тесная связь между правильными действиями и счастьем также исследовалась эллинистическими школами эпикурейства , которые рекомендовали простой образ жизни, не предаваясь чувственным удовольствиям, и стоицизмом , который выступал за жизнь в гармонии с разумом и добродетелью, практикуя самообладание и становясь невосприимчивым к тревожные эмоции. [189]

Этическая мысль в средневековый период находилась под сильным влиянием религиозных учений. Христианские философы интерпретировали моральные принципы как божественные повеления, исходящие от Бога. [190] Фома Аквинский разработал этику естественного права , заявив, что этическое поведение состоит в следовании законам и порядку природы, которые, по его мнению, были созданы Богом. [191] В исламском мире такие философы, как Аль-Фараби и Авиценна, синтезировали древнегреческую философию с этическими учениями ислама, подчеркивая при этом гармонию между разумом и верой. [192] В средневековой Индии такие философы, как Ади Шанкара и Рамануджа, считали духовную практику для достижения освобождения высшей целью человеческого поведения. [193]

Фотография Джорджа Эдварда Мура
Дж. Э. Мура « Книга Принципы этики» отчасти способствовала появлению метаэтики в 20 веке.

Моральная философия в новый период характеризовалась сдвигом в сторону светского подхода к этике. Томас Гоббс определил личный интерес как основную движущую силу человека. Он пришел к выводу, что это приведет к «войне каждого человека против каждого человека», если не будет заключен общественный договор , позволяющий избежать такого исхода. [194] Дэвид Юм считал, что только моральные чувства, такие как сочувствие , могут мотивировать этические действия, в то время как он рассматривал разум не как мотивирующий фактор, а только как то, что предвидит последствия возможных действий. [195] Иммануил Кант , напротив, видел в разуме источник нравственности. Он сформулировал деонтологическую теорию , согласно которой этическая ценность действий зависит от их соответствия моральным законам независимо от их результата. Эти законы принимают форму категорических императивов , которые представляют собой универсальные требования, применимые к любой ситуации. [196] Георг Вильгельм Фридрих Гегель рассматривал категорический императив Канта сам по себе как пустой формализм и подчеркивал роль социальных институтов в обеспечении конкретного содержания моральных обязанностей. [197] Согласно христианской философии Серена Кьеркегора , требования этических обязанностей иногда приостанавливаются при исполнении воли Бога. [198] Фридрих Ницше сформулировал критику как христианской, так и кантовской морали. [199] Еще одним влиятельным событием этого периода стала формулировка утилитаризма и Джереми Бентамом Джоном Стюартом Миллем . Согласно утилитарной доктрине, действия должны способствовать счастью, одновременно уменьшая страдания, и правильное действие — это то, которое приносит наибольшее благо наибольшему числу людей. [200]

Важным событием в этике 20-го века в аналитической философии стало появление метаэтики. [201] Значительный ранний вклад в эту область был сделан Дж. Э. Муром , который утверждал, что моральные ценности существенно отличаются от других свойств, обнаруженных в мире природы. [202] Р. М. Хэйр следовал этой идее при формулировании своего прескриптивизма , который утверждает, что моральные утверждения — это команды, которые, в отличие от обычных суждений , не являются ни истинными, ни ложными. [203] Влиятельный аргумент в пользу морального реализма был выдвинут Дереком Парфитом , который утверждал, что мораль касается объективных особенностей реальности, которые дают людям основания действовать тем или иным образом. [204] Бернард Уильямс согласился с тесной связью между причинами и этикой, но вместо этого защищал субъективную точку зрения, согласно которой причины рассматриваются как внутренние психические состояния , которые могут отражать, а могут и не отражать внешнюю реальность. [205] Еще одним событием этого периода стало возрождение древней этики добродетели такими философами, как Филиппа Фут . [206] В области политической философии Джон Ролз опирался на кантовскую этику для анализа социальной справедливости как формы честности . [207] В континентальной философии такие феноменологи, как Макс Шелер и Николай Хартманн, построили этические системы, основанные на утверждении, что ценности обладают объективной реальностью, которую можно исследовать с помощью феноменологического метода. [208] Экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр , напротив, считали, что ценности создаются людьми, и исследовали последствия этой точки зрения в отношении индивидуальной свободы, ответственности и аутентичности. [209] В этот период также возникла феминистская этика , которая ставит под сомнение традиционные этические предположения, связанные с мужской точкой зрения, и ставит альтернативные концепции, такие как забота . в центр [210]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Некоторые теоретики определяют телеологическую этику как более широкий термин, который также охватывает определенные формы этики добродетели. [19]
  2. ^ Максима — это правило, которое люди могут принять для руководства своими действиями, например: «Если ты хочешь заработать большие деньги, тебе следует заняться продажами» или «Не совершай убийства». [50]
  3. ^ Некоторые специалисты по этике заявляют, что контрактуализм - это не нормативная этическая теория, а метаэтическая теория из-за ее акцента на оправданности моральных норм. [57]
  4. ^ Древние греки использовали слово arête , которое имеет значение как добродетели , так и совершенства . [64]
  5. ^ Деонтическая логика представляет собой формальную систему, описывающую логические отношения между этими и подобными понятиями. [91]
  6. ^ Некоторые философы предполагают, что существует моральная удача , которая возникает, когда факторы, находящиеся вне контроля человека, влияют на моральный статус этого человека. [96]
  7. ^ Эту позицию можно понять по аналогии с теорией относительности Эйнштейна , которая утверждает, что величина физических свойств, таких как масса, длина и продолжительность, зависит от системы отсчета наблюдателя. [103]
  8. ^ Согласно традиционно влиятельному взгляду на этику естественного права , мораль основана на естественном законе, созданном Богом. [109]
  9. ^ В академической литературе существуют разногласия относительно того, являются ли они синонимами или тот или иной термин является более широким. [163]

Цитаты [ править ]

  1. ^
  2. ^
  3. ^
  4. ^
  5. ^
  6. ^
  7. ^
  8. ^
  9. ^
  10. ^ Каган 1998 , стр. 1–3.
  11. ^
  12. ^
  13. ^
  14. ^ Каган 1998 , стр. 2–3.
  15. ^
  16. ^ Крисп 2005 , стр. 200–201.
  17. ^
  18. ^ Буннин и Ю 2009 , с. 134
  19. ^ McNaughton & Rawling 1998 , § 1. Акт-консеквенциализм
  20. ^
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  22. ^ Дорси 2020 , стр. 97–98.
  23. ^
  24. ^
  25. ^
  26. ^ Синнотт-Армстронг 2023 , ведущий раздел
  27. ^
  28. ^
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Александр и Мур 2021 , § 1. Фольга деонтологии: консеквенциализм
  30. ^
  31. ^
  32. ^
  33. ^
  34. ^
  35. ^
  36. ^
  37. ^ Мур 2019 , Ведущий раздел, § 2. Этический гедонизм
  38. ^ Суикканен 2020 , стр. 24.
  39. ^
  40. ^
  41. ^
  42. ^
  43. ^
  44. ^
  45. ^
  46. ^ Александр и Мур 2021 , § 2. Деонтологические теории
  47. ^ Александр и Мур 2021 , § 2.4 Деонтологические теории и Кант
  48. ^
  49. ^ Johnson & Cureton 2022 , ведущий раздел
  50. ^
  51. ^
  52. ^
    • Янковяк , § 5. Моральная теория
    • Johnson & Cureton 2022 , § 2. Добрая воля, моральная ценность и долг, § 3. Долг и уважение морального закона
  53. ^
  54. ^
  55. ^
  56. ^
  57. ^ Александр и Мур 2021 , § 2.3 Контрактуалистские деонтологические теории
  58. ^
  59. ^
  60. ^
  61. ^
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  63. ^
  64. ^ Hursthouse & Pettigrove 2023 , § 1. Предварительные сведения
  65. ^
  66. ^
  67. ^ Херстхаус 1999 , с. 3
  68. ^
  69. ^
  70. ^
  71. ^
  72. ^
  73. ^
  74. ^ Верховен 2013 , с. 27
  75. ^ Чоудхури 2019 , с. 494
  76. ^ Биман и Струмос 2022 , с. 76
  77. ^ Чакраборти 2023 , с. 122
  78. ^ Ву и Вокутч 2008 , с. 404
  79. ^
  80. ^
  81. ^
  82. ^
    • ДеЛапп , Ведущая секция, § 2. Нормативная значимость метаэтики
    • Sayre-McCord 2023 , Ведущая секция, § 1. Общие замечания
  83. ^
    • ДеЛапп , ведущая секция, § 4. Онтологические проблемы метаэтики
    • Sayre-McCord 2023 , Ведущий раздел, § 3. Натурализм и нон-натурализм
  84. ^
    • ДеЛапп , ведущая секция, § 3. Семантические проблемы метаэтики
    • Sayre-McCord 2023 , Ведущий раздел, § 4. «Есть/должен» и аргумент открытого вопроса
  85. ^
    • ДеЛапп , Ведущая секция, § 6. Эпистемологические проблемы метаэтики
    • Sayre-McCord 2023 , Ведущий раздел, § 5. Моральная эпистемология
  86. ^
    • ДеЛапп , ведущая секция, § 5. Психология и метаэтика, 7. Антропологические соображения.
    • Sayre-McCord 2023 , Ведущий раздел, § 6. Мораль, мотивы и причины, § 7. Свобода и ответственность
  87. ^
  88. ^
  89. ^ О'Нил 2013 , стр. 423–424.
  90. ^
  91. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  92. ^
  93. ^ Миллер 2023 , стр. 4–5.
  94. ^
  95. ^
  96. ^
  97. ^
  98. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  99. ^ ДеЛапп , § 4а. Моральный реализм
  100. ^
  101. ^
  102. ^
  103. ^ Драйер 2007 , стр. 240–241.
  104. ^
    • ДеЛапп , § 4б. Моральный релятивизм
    • Гованс 2021 , § 6. Метаэтический моральный релятивизм
  105. ^ Драйер 2007 , стр. 241.
  106. ^
  107. ^ Драйер 2007 , стр. 241–242.
  108. ^
    • Лутц 2023 , Ведущий раздел, § 1. Что такое моральный натурализм?
    • ДеЛапп , § 4а. Моральный реализм
  109. ^
  110. ^
    • Лутц 2023 , § 1. Что такое моральный натурализм?, § 2. Дескриптивизм и редуктивизм
    • ДеЛапп , § 4а. Моральный реализм
  111. ^
  112. ^
  113. ^
  114. ^ Миллер 2023 , стр. 14–15.
  115. ^
  116. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  117. ^
  118. ^
  119. ^
  120. ^
  121. ^
  122. ^ Rosati 2016 , Ведущий раздел, § 3. Моральное суждение и мотивация.
  123. ^
  124. ^
  125. ^ Винклер 1998 , стр. 175–176.
  126. ^ Бочем 2003 , стр. 7–9.
  127. ^
  128. ^ Алмонд 1998 , § 2. Теория и практика.
  129. ^ Алмонд 1998 , § 1. Определения.
  130. ^
  131. ^
  132. ^
    • Гордон , Ведущая секция, § 4. Идея морального статуса в биоэтике
    • Диттмер , § 4а. Теории морального положения и личности
  133. ^
  134. ^
  135. ^
  136. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон , Ведущая секция, § 3b. Медицинская этика
  137. ^
  138. ^
  139. ^
  140. ^ Холмс 2018 , стр. 333–334.
  141. ^
  142. ^
  143. ^
  144. ^
  145. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б
  146. ^
  147. ^
  148. ^ Айраксинен 1998 , стр. 617–620
  149. ^ Каталано 2022 , с. 17
  150. ^ Паркер и Эванс 2007 , стр. 22–23.
  151. ^
  152. ^
  153. ^
  154. ^ Браунак-Майер, Street & Palmer 1998 , стр. 321–322.
  155. ^
  156. ^
  157. ^
  158. ^
  159. ^ Fotion 1998 , стр. 121, 123–124, 126.
  160. ^
  161. ^ Максвелл 2023 , стр. 609–610.
  162. ^ Бунин 2022 , с. 1
  163. ^
  164. ^
  165. ^
  166. ^
  167. ^
  168. ^ Хиросе и Олсон, 2015 , стр. 1–2.
  169. ^ Купперман 2005 , стр. 73–74
  170. ^
  171. ^
  172. ^
  173. ^ Пука , Ведущий раздел, § 1. Что это такое
  174. ^
  175. ^
  176. ^
  177. ^
  178. ^ Монзон 2012 , с. 208
  179. ^
  180. ^
  181. ^
  182. ^
  183. ^
  184. ^
  185. ^
  186. ^
  187. ^
  188. ^
  189. ^
  190. ^
  191. ^
  192. ^
  193. ^
  194. ^
  195. ^
  196. ^
  197. ^
  198. ^
  199. ^
  200. ^
  201. ^ Норман 2005 , с. 626
  202. ^
  203. ^
  204. ^
  205. ^
  206. ^ Норман 2005 , с. 627
  207. ^
    • 2021 , стр. 118–119.
    • Венар 2021 , § 4. Справедливость как честность: справедливость в либеральном обществе
  208. ^ Абельсон и Нильсен 2006 , стр. 421–422.
  209. ^ Абельсон и Нильсен 2006 , стр. 426–428.
  210. ^

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d28bdbf748e37d1921e4bc284fc5a9c__1718787240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/9c/8d28bdbf748e37d1921e4bc284fc5a9c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)