Jump to content

Ценностный плюрализм

В этике плюрализм ценностей (также известный как этический плюрализм или моральный плюрализм ) — это идея о том, что существует несколько ценностей , которые могут быть одинаково правильными и фундаментальными, но при этом противоречить друг другу. Кроме того, плюрализм ценностей постулирует, что во многих случаях такие несовместимые ценности могут быть несоизмеримы в том смысле, что не существует объективного упорядочения их по важности. Ценностный плюрализм противостоит ценностному монизму , который утверждает, что все другие формы стоимости могут быть соизмеримы или сведены к одной форме.

Плюрализм ценностей — это теория метаэтики , а не теория нормативной этики или набор ценностей сам по себе. Оксфордскому философу и историку идей Исайе Берлину приписывают то, что он первым популяризировал существенную работу, описывающую теорию объективного плюрализма ценностей, доведя ее до сведения научных кругов (ср. Виртуальную библиотеку Исайи Берлина). Связанная с этим идея о том, что фундаментальные ценности могут и в некоторых случаях конфликтуют друг с другом, заметна в мысли Макса Вебера и отражена в его понятии «многобожие». [1]

Контекст

[ редактировать ]

Плюрализм ценностей является альтернативой как моральному релятивизму, так и моральному абсолютизму (который Берлин назвал монизмом ). [2] Примером плюрализма ценностей является идея о том, что моральная жизнь монахини несовместима с жизнью матери, однако не существует чисто рациональной меры, которая была бы предпочтительнее. Следовательно, ценности являются средством достижения цели. Более того, моральные решения часто принимают радикальные предпочтения, поскольку потребности людей различаются. Моральные решения принимаются с помощью различных рациональных расчетов, которые определяют моральные ценности, приписываемые моральным фактам.

Плюрализм ценностей отличается от ценностного релятивизма тем, что плюрализм допускает ограничения различий, например, когда нарушаются жизненно важные человеческие потребности. [3] Политологи часто называют общества плюралистическими на основе существования нескольких конкурирующих систем ценностей. Литтунен говорит, что такие общества демонстрируют плюрализм ценностей. [4]

Если ценности можно сравнить с добродетелями или обязанностями, то можно также сослаться на аргументы классической философии. Кант, например, говорил о «конфликте обязанностей». [5] и эту тему можно проследить до « Политического деятеля» Платона , где он писал, что, хотя целью может быть «продвижение не части добродетели, а целого», часто бывает так, что различные части добродетели «могут находиться в состоянии войны с одной добродетелью». другой". [6]

Приверженцы

[ редактировать ]

Исайя Берлин предположил, что Джеймс Фицджеймс Стивен , а не он сам, заслуживает похвалы за создание плюрализма ценностей. [7] Стивен заметил:

«Существует бесчисленное множество различий, которые, очевидно, добавляют интереса к жизни и без которых она была бы невыносимо скучной. Опять же, есть различия, которые нельзя ни оставить неурегулированными, ни разрешить без борьбы, причем настоящей, но в отношении В таких случаях никто не должен видеть повода для чего-либо большего, чем добродушное испытание силы и умения, за исключением тех ограниченных фанатиков, чей разум невелик. неспособен воспринимать одновременно более одной идеи или иметь вкус к большему числу вещей, что обычно является пустяком. Нет более верного признака бедного, презренного, трусливого характера, чем неспособность вести споры. такого рода с честностью, характером, человечностью, доброжелательностью к противникам и решимостью принять справедливое поражение в полной мере и извлечь из него максимум пользы». [8]

Уильям Джеймс , находившийся под влиянием Фитцджеймса Стивена, поддержал плюрализм ценностей в эссе « Моральный философ и моральная жизнь », которое он впервые прочитал в виде лекции в 1891 году. Он писал, что «ни одна из мер [доброты], которые Однако предложенное на самом деле принесло общее удовлетворение... Различные идеалы не имеют общего характера, за исключением того факта, что они являются идеалами. Ни один абстрактный принцип не может быть использован таким образом, чтобы дать философу что-то вроде научно точного и подлинного. полезный казуистический масштаб».

Джозеф Раз и многие другие проделали дальнейшую работу по разъяснению и защите плюрализма ценностей. Например, политический философ Уильям Галстон , бывший политический советник президента Билла Клинтона, защищал берлинский подход к ценностям плюрализма в таких книгах, как «Либеральный плюрализм». [9]

Социальный психолог Филип Э. Тетлок , исследования [10] [11] и идентифицирует себя с [12] ценностный плюрализм.

Философ Чарльз Блаттберг , который был студентом Берлина, выдвинул важную критику берлинского плюрализма ценностей. Блаттберг сосредотачивается на применении плюрализма ценностей к Марксу, русской интеллигенции, иудаизму и ранней политической мысли Берлина, а также на берлинских концепциях свободы, Просвещения и Контр-Просвещения и истории.

Еще одним заметным критиком плюрализма ценностей в последнее время является Рональд Дворкин , второй наиболее цитируемый американский ученый-юрист, который пытается создать либеральную теорию равенства , исходя из монистической отправной точки, ссылаясь на неспособность плюрализма ценностей адекватно решить проблему плюрализма ценностей. «Равенство чего?» дебаты.

Алан Браун предполагает, что Берлин игнорирует тот факт, что ценности действительно соизмеримы, поскольку их можно сравнивать по их различному вкладу в человеческое благо. [13] Что касается целей свободы, равенства, эффективности, творчества и т. д., Браун утверждает, что ни одна из них не является целью сама по себе, а ценится за свои последствия. Браун заключает, что Берлину не удалось доказать, что проблема конфликтующих ценностей в принципе неразрешима. [13] Совещательный демократ Роберт Талисс опубликовал несколько статей, критикующих плюрализм Исайи Берлина, Уильяма Галстона, Ричарда Флетмана и Джона Грея , ссылаясь на неформальную логику и внутренние эпистемологические противоречия.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Макс Вебер» . Стэнфордская энциклопедия философии: Макс Вебер . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2022.
  2. ^ Чернисс, Джошуа; Харди, Генри (29 ноября 2013 г.). «Стэнфордская энциклопедия философии: Исайя Берлин» . Проверено 16 января 2015 г.
  3. ^ Краудер, Джордж (2002). Либерализм и плюрализм ценностей . Лондон: Континуум . ISBN  0-8264-5048-2 .
  4. ^ Каземзаде, Хамед (2020). «Хамед Каземзаде: Демократическая платформа в социальном плюрализме» . Внутренний журнал APCCS (10).
  5. ^ Кант И. Критика практического разума 1788 (тр. Abbott TK, Longmans, Green & Co., Лондон, 1883) стр.280
  6. ^ Платон Государственный деятель 306; ср. Законы 705, Республика 443
  7. ^ Блаттберг, Чарльз (1996). «Обмен мнениями с профессором сэром Исайей Берлином» (PDF) . Литературный фонд Исайи Берлина.
  8. ^ Стивен, Джеймс Фицджеймс (1874). Свобода, Равенство, Братство .
  9. ^ Либеральный плюрализм: последствия плюрализма ценностей для политической теории и практики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 13 мая 2002 г. ISBN  9780521813044 .
  10. ^ Тетлок, ЧП; Петерсон, Р.; Лернер, Дж. (2009). «Пересмотр модели ценностного плюрализма: включение постулатов социального содержания и контекста». Симпозиум Онтарио по социальной и личностной психологии: ценности .
  11. ^ Тетлок, ЧП (1986). «Модель ценностного плюрализма идеологических рассуждений». Журнал личности и социальной психологии . 50 (4): 819–827. дои : 10.1037/0022-3514.50.4.819 .
  12. ^ Хайдт, Джонатан (11 февраля 2011 г.). «Светлое будущее постпартизанской социальной психологии» . Edge.org .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, А. (1986) Современная политическая философия; Теории справедливого общества, Миддлсекс, Penguin Books, стр. 157–158.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40a279e424972bb8e87e5777e07e9e78__1716864660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/78/40a279e424972bb8e87e5777e07e9e78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Value pluralism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)