Агонизм
Агонизм (от греческого ἀγών agon , «борьба») — политическая и социальная теория, подчеркивающая потенциально положительные аспекты определенных форм конфликта. Он признает постоянное место такого конфликта в политической сфере, но стремится показать, как люди могут принять и направить этот конфликт в позитивное русло. Агонистов особенно волнуют дебаты о демократии и роли, которую конфликт играет в различных ее концепциях. Агонистическую традицию демократии часто называют агонистическим плюрализмом . Связанная с этим политическая концепция – это концепция уравновешивающей силы . За пределами политической сферы агонистические концепции аналогичным образом использовались в более широкой культурной критике гегемонии и доминирования, а также в литературе и научной фантастике.
Теория агонизма
[ редактировать ]Большинство теоретиков агонизма разделяют три элемента: конститутивный плюрализм, трагический взгляд на мир и вера в ценность конфликта. [1] Конститутивный плюрализм утверждает, что не существует универсальной меры разрешения конфликтов между конфликтующими политическими ценностями. [2] Например, Шанталь Муфф утверждает, вслед за Карлом Шмиттом , что политика строится на различении «нас» и «них». [3] Исходя из этого, агонисты также верят в «трагическое представление о мире без надежды на окончательное избавление от страданий и борьбы», которое не может найти прочного политического решения для всех конфликтов. [4] Вместо этого агонисты рассматривают конфликт как политическое благо. [5] [6] Например, Муфф утверждает, что «в демократическом государстве конфликты и конфронтация вовсе не являются признаком несовершенства, а указывают на то, что демократия жива и населена плюрализмом». [7]
Агонизм — это не просто недифференцированное прославление антагонизма :
Агонизм подразумевает глубокое уважение и заботу о другом; действительно, греческий агон наиболее непосредственно относится к спортивному соревнованию, ориентированному не просто на победу или поражение, но подчеркивающему важность самой борьбы — борьбы, которая не может существовать без противника. Победа в результате неустойки или невыполнения обязательств или над недостойным противником несопоставима с поражением от рук достойного противника — поражением, которое все еще приносит честь. Таким образом, агонистический дискурс будет отмечен не только конфликтом, но, что не менее важно, взаимным восхищением...
- Политический теоретик Сэмюэл А. Чемберс [8]
Бонни Хониг , сторонница агонизма, пишет: «Подтверждать вечность борьбы — это не прославлять мир без точек стабилизации; это значит подтверждать реальность бесконечной борьбы, даже в упорядоченных условиях, и определять утвердительные измерение оспаривания». [9] [10] В своей книге «Политическая теория и смещение политики» она развивает это понятие посредством критики общепринятых концепций демократии. Утверждая, что каждое политическое урегулирование порождает остатки, которым оно не может в полной мере отдать должное, она обращается, среди прочего, к Ницше и Арендт , чтобы выявить освободительный потенциал политической борьбы и разрушения устоявшихся практик. Признавая, с другой стороны, что политика предполагает установление порядка и стабильности, она утверждает, что политику нельзя свести ни к консенсусу, ни к чистому соперничеству, но что оба эти аспекта являются важными аспектами политики.
Уильям Э. Коннолли — один из основателей этой школы в политической теории. Он пропагандирует возможность «агонистической демократии», в которой он находит позитивные способы задействования определенных аспектов политического конфликта. Коннолли предлагает позитивный дух взаимодействия, который можно использовать для обсуждения политических разногласий. Агонизм основан на соперничестве, но в политическом пространстве, где речь идет об уважении, а не о насилии. В отличие от толерантности, агонистическое уважение активно вовлекает противников в политическую борьбу за смысл и власть. В отличие от антагонизма, он демонстрирует уважение, признавая конечную оспариваемость даже самых глубоких обязательств. Агонизм – это практика демократического участия, которая дестабилизирует обращение к авторитетным идентичностям и фиксированным универсальным принципам. Критические вызовы Коннолли Джона Ролза и теории справедливости теории Юргена Хабермаса совещательной демократии породили массу новой литературы в этой области. Его работа «Идентичность\Различие». (1991) [11] содержит исчерпывающий взгляд на позитивные возможности посредством демократической борьбы.
Либерализм
[ редактировать ]Агонистический плюрализм
[ редактировать ]Агонистический плюрализм, также называемый «агонистической демократией», в первую очередь рассматривается как агонистическая альтернатива хабермасианским моделям совещательной демократии . [6] Теоретики агонистического плюрализма, в том числе постмодернистские мыслители Шанталь Муфф , Эрнесто Лакло и Уильям Э. Коннолли , отвергают хабермасианскую идею рационального универсального консенсуса, которого можно достичь только путем обсуждения. Для достижения единого рационального консенсуса потребуется, чтобы все стороны одобрили одни и те же исходные этико-политические принципы. Тем не менее, в мультикультурных плюралистических обществах агонистические плюралисты утверждают, что на самом деле это никогда не будет так, поскольку расходящиеся социальные идентичности будут создавать непримиримые различия между людьми. [12] Утверждается, что хабермасианские модели совещательной демократии плохо подходят для плюралистических обществ, поскольку они просто подразумевают новые парадигмы либерально-демократической теории, которые опираются на те же самые рационалистические, универсалистские и индивидуалистические теоретические рамки. [6]
Более того, агонистические плюралисты утверждают, что власть не может быть отнесена исключительно к частной сфере, и властные иерархии обязательно будут воспроизводиться в процессах общественного обсуждения. Это делает так, что любой «консенсус» опирается на формы социального доминирования и требует исключения определенных интересов. [13] [14] Многие из этих мыслителей-агонистов указывают на идеологическое укоренение глобального неолиберализма как на свидетельство того, как предполагаемый консенсус может укрепить гегемонию и предотвратить оппозицию. [15] [16] сильное влияние Антонио Грамши Здесь можно увидеть на агонистическую теорию, прежде всего в его теории культурной гегемонии и его утверждении, что любой установленный консенсус или норма отражает более широкие структуры власти. Таким образом, по мнению агонистических плюралистов, если разум сам по себе не может привести к легитимному единообразному консенсусу, а дисбаланс сил никогда не может быть полностью устранен из публичной сферы, тогда необходимо принять неизбежность конфликта в политической сфере. [6]
Вместо того, чтобы пытаться полностью устранить конфликты в политике, что, по мнению агонистических плюралистов, концептуально невозможно, агонистический плюрализм является моделью демократии, которая пытается мобилизовать эти страсти «для продвижения демократических проектов». [6] Агонистические плюралисты подчеркивают, что построение групповой идентичности опирается на постоянное «другое»; этот конфликт «мы/они» присущ политике, и роль демократических институтов должна заключаться в смягчении таких конфликтов. Роль агонистического плюрализма заключается в трансформации антагонистических настроений в агонистические . Как пишет Муфф, «это предполагает, что «другой» больше не рассматривается как враг, которого нужно уничтожить, а как кто-то, с идеями которого мы собираемся бороться, но чье право защищать эти идеи мы не будем ставить под сомнение». [6] Агонистические плюралисты рассматривают такое превращение «врагов» в «противников» как фундаментальное условие хорошо функционирующей демократии и единственный способ должным образом ограничить доминирование.
Критика агонистического плюрализма
[ редактировать ]Одна из критических замечаний в отношении агонистического плюрализма заключается в том, что, отвергая совещательную демократию, он непреднамеренно опирается на те же фундаментальные предпосылки рационального консенсуса. [17] Эндрю Нопс утверждает, что агонистические плюралисты, такие как Шанталь Муфф, утверждают «единую, универсальную характеристику политического» в своем изображении политического как царства неистребимого антагонизма и конфликта. По мнению Кнопса, это универсалистское описание политики подрывает постструктуралистскую критику рациональной аргументации агонистическими плюралистами. [17] Другие опираются на эту критику, утверждая, что сосредоточенность агонистов на страстях, власти и пределах разума в конечном итоге снижает убедительность их политических и социальных теорий, которые по-прежнему во многом зависят от процесса рационализации. [18]
Другая критика агонистического плюрализма заключается в его неспособности предоставить реальную возможность трансформировать антагонизм в агонизм или врагов в противников. Агонистические плюралисты утверждают, что для того, чтобы стать посредником в антагонизме, все стороны должны разделять некоторые этико-политические принципы. Например, успешный агонистический плюрализм требует, чтобы все стороны разделяли приверженность демократическим идеалам, таким как «равенство» и «свобода», хотя содержание этих нормативных концепций может сильно различаться в зависимости от группы. [12] Тем не менее, критики агонистического плюрализма утверждают, что, с одной стороны, если стороны разделяют одни и те же этико-политические принципы, то консенсус не должен быть запрещен посредством неискоренимого конфликта. [17] С другой стороны, если люди не разделяют этико-политические принципы, необходимые для достижения консенсуса, критики утверждают, что нет особых оснований полагать, что антагонизм можно свести к чему-то меньшему. [17] [19] В условиях отсутствия общих этико-политических обязательств также не существует нормативной базы для запрета использования политического насилия. [18] Наконец, критики утверждают, что отсутствие общего понимания не только проблематизирует трансформацию антагонизма во что-то иное, но еще больше противоречит сути самого антагонизма. Утверждается, что обсуждение является составной частью конфликта, поскольку антагонизм требует определенной степени понимания «другого» и способности использовать общие речевые действия для объяснения точек расхождения с противостоящими сторонами; это становится трудно сделать в рамках агонистической системы. [19]
Критические концепции
[ редактировать ]В других работах используются концепции агонизма и агона в более критическом смысле, выходящем за рамки политической контргегемонии. Это использование агонизма было подробно исследовано Клаудио Колагуори в его книге « Культура агона: конкуренция, конфликт и проблема доминирования» . По словам Колагуори, «агон — это буквально арена соревнования, место состязания и очаг враждебного конфликта». Он продолжает: «Философия агонизма подтверждает идею о том, что трансцендентность, истина и рост возникают в результате борьбы... концепция агонизма часто понимается в утвердительном смысле как порождающий принцип экономики, общества и даже естественная экология и личностный рост... Амбивалентный характер агонизма заключается в том, что его часто рассматривают как способ трансцендентности, в то время как его инструментальное отношение к способу разрушения редко признается». [20]
Для Теодора Адорно агонизм – это также « теодицея конфликта», когда противники «хотят уничтожить друг друга... войти в агон, где каждый является смертельным врагом каждого». [21] Агонизм составляет часть установленного социального порядка, при котором общество «производит и воспроизводит себя именно из взаимосвязи антагонистических интересов своих членов». [22] Адорно также рассматривает агонизм как основополагающий принцип гегелевской диалектики истории, где «диалектика» (т. е. рост через конфликт) является онтологией неправильного положения вещей. Правильное положение вещей было бы свободно от них: «ни системы, ни противоречия». [23] Колагуори реконструирует концепцию агона, чтобы привлечь этот критический, деструктивный аспект как способ расширить критику современного доминирования Адорно и определить, как нормализация и натурализация конфликта используется в качестве идеологии для оправдания различных форм доминирования и порабощения. Например, агонистическая идеология, усвоенная массовой культурой, использует агонистические темы, чтобы прославить конкуренцию как источник жизни таким образом, чтобы нормализовать «военное определение реальности». [24]
Критическая концепция агонизма, разработанная Колагуори и Адорно, подчеркивает, как аспекты конкуренции могут быть использованы для усиления проекта доминирования, который очевиден в геополитике современности. Колагуори предполагает, что критическая концепция агонизма может быть применена к изучению «многочисленных форм социальных конфликтов в гендерных, классовых и расовых отношениях, где конкурентный способ взаимодействия преобладает при формировании социальных иерархий, основанных на конкуренции как форме исключения. " Колагуори далее заявляет, что «после 100 лет технического прогресса человеческие общества оказались в ловушке постоянной динамики конфликтов и кризисов, а модернизация остановилась. Хотя эта диалектика развития и разрушения анализировалась с политической и экономической точек зрения, Agon Culture предлагает анализ человеческого состояния посредством изучения того, как культурная идеология конкуренции действует как способ рациональности, лежащий в основе порядка доминирования». [20]
Агонизм в художественной литературе
[ редактировать ]Научно -фантастический роман Леди лабиринтов « Карла Шредера » изображает постчеловеческое будущее, в котором «агонистика» является правящим принципом Солнечной системы. История объясняет агонистику следующим образом: «Вы можете соревноваться и побеждать, но никогда не сможете победить раз и навсегда». Персонаж приводит два примера агонизма: президентство с ограничением сроков полномочий и законы, направленные на предотвращение корпоративных монополий. [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Венман, Марк (2013). Агонистическая демократия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 28. дои : 10.1017/cbo9780511777158 . ISBN 978-0-511-77715-8 . S2CID 142447187 .
- ^ Венман, Марк (2013). Агонистическая демократия: учредительная власть в эпоху глобализации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 30. дои : 10.1017/cbo9780511777158 . ISBN 978-1-107-00372-9 . S2CID 142447187 .
- ^ Муфф, Шанталь (2005). О политическом . Рутледж. п. 15. ISBN 978-0-415-30521-1 .
- ^ Венман, Марк (2013). Агонистическая демократия: учредительная власть в эпоху глобализации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 33. дои : 10.1017/cbo9780511777158 . ISBN 978-1-107-00372-9 . S2CID 142447187 .
- ^ Венман, Марк (2013). Агонистическая демократия: учредительная власть в эпоху глобализации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. дои : 10.1017/cbo9780511777158 . ISBN 978-1-107-00372-9 . S2CID 142447187 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж МУФ, ШАНТАЛЬ (1999). «Совещательная демократия или агонистический плюрализм?» . Социальные исследования . 66 (3): 745–758. ISSN 0037-783X . JSTOR 40971349 .
- ^ Муфф, Шанталь (2000). Совещательная демократия или агонистический плюрализм . Институт перспективных исследований. п. 34.
- ^ Чемберс, Сэмюэл А. (12 ноября 2001 г.). «Взгляд на язык и политику: агонистический дискурс в западном крыле - CTheory» . CТеория : 12.11.2001 . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ «CTheory.net» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 г. Проверено 11 мая 2006 г.
- ^ Политическая теория и смещение политики , с. 15
- ^ Тождество/Различие .
- ^ Jump up to: а б Шанталь, Муфф (2009). Демократический парадокс . Версо. ISBN 978-1-84467-355-1 . OCLC 759676404 .
- ^ Муфф, Шанталь (2016). «Демократическая политика и конфликты: агонистический подход» . Политика Комун . 9 (20210301). дои : 10.3998/шт.12322227.0009.011 . hdl : 2027/spo.12322227.0009.011 . ISSN 2007-5227 .
- ^ Эрнесто., Лаклау (2014). Гегемония и социалистическая стратегия: к радикальной демократической политике . Версо. ISBN 978-1-78168-154-1 . OCLC 960077736 .
- ^ Ховарт, Дэвид Р. (1 мая 2008 г.). «Этос, агонизм и популизм: Уильям Коннолли и аргументы в пользу радикальной демократии» . Британский журнал политики и международных отношений . 10 (2): 171–193. дои : 10.1111/j.1467-856x.2007.00308.x . ISSN 1369-1481 . S2CID 144944650 .
- ^ «Демократический агонизм: конфликты и разногласия в разделенных обществах» . Электронные международные отношения . 20 октября 2012 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Нопс, Эндрю (31 января 2007 г.). «Дебаты: агонизм как обсуждение? О теории демократии Муффа» . Журнал политической философии . 15 (1): 115–126. дои : 10.1111/j.1467-9760.2007.00267.x . ISSN 0963-8016 .
- ^ Jump up to: а б Инс, Мурат (2016). Критика агонистической политики (тезис). Университет Гази.
- ^ Jump up to: а б Эрман, Ева (19 октября 2009 г.). «Что плохого в агонистическом плюрализме?» . Философия и социальная критика . 35 (9): 1039–1062. дои : 10.1177/0191453709343385 . ISSN 0191-4537 . S2CID 145206338 .
- ^ Jump up to: а б «C Colaguori» Агоновая культура: конкуренция, конфликт и проблема доминирования. de Sitter Publications, Уитби, Онтарио, ISBN 978-1-897160-63-3
- ^ Адорно, Теодор В. 1903–1969 (2003). Минима Моралии: Размышления о поврежденной жизни . Зуркамп. ISBN 3-518-29304-4 . OCLC 1193305084 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Теодор Адорно, 1974, «Минимума Моралии». Лондон: Verso Editions
- ^ Адорно, Теодор В. (2015). Негативная диалектика . Рутледж. ISBN 978-1-138-13492-8 . OCLC 933449161 .
- ^ Райт, AT; Миллс, К. Райт (1956). «Властная элита» . Военное дело . 20 (4): 232. дои : 10.2307/1983710 . ISSN 0026-3931 . JSTOR 1983710 .
- ^ Карл Шредер Леди лабиринтов , Тор, ISBN 0-7653-1219-0