Моральный философ и нравственная жизнь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
« Моральный философ и нравственная жизнь » — эссе философа Уильяма Джеймса , которое он впервые прочитал в качестве лекции в Йельском философском клубе в 1891 году. Позже оно было включено в сборник « Воля к вере и другие эссе в Популярная философия.
Он проводил различие между тремя вопросами этики : психологическим , метафизическим и казуистическим .
«Психологический вопрос задается вопросом об историческом происхождении наших моральных идей и суждений; метафизический вопрос спрашивает, каково само значение слов «добро», «зло» и «долг»; казуистический вопрос спрашивает, какова мера различные блага и беды, которые признают люди, чтобы философ мог установить истинный порядок человеческих обязанностей». [1]
Психологический вопрос
[ редактировать ]По мнению Джеймса, психологический вопрос заключается в том, возникают ли человеческие представления о добре и зле из «ассоциации [определенных идеалов] с простыми телесными удовольствиями и облегчением боли». [2] Он считает, что некоторые элементы наших моральных чувств действительно имеют такой источник и что Джереми Бентам и его последователи оказали миру непреходящую услугу, указав на это.
Но он не верит, что ассоциации и исчисление удовольствия/боль адекватны для объяснения психологии морали. Необходимо также признать врожденные, рожденные мозгом идеи или тенденции.
В знаменитом отрывке, напоминающем некоторые работы Достоевского , Джеймс писал, что «если бы была предложена гипотеза о мире, в котором утопии господ Фурье, Беллами и Морриса были бы превзойдены, а миллионы людей оставались бы навсегда счастливыми при одном простом условии что некая заблудшая душа на далеком краю вещей должна вести жизнь, полную одиноких пыток». [3] большинство людей сочли бы, что наслаждение такой утопией было бы «ужасной вещью» за такую цену. Это чувство, заключает он, должно быть рождено в мозгу. Этот отрывок послужил источником вдохновения для написания Урсулы К. Ле Гуин рассказа « Те, кто уходят из Омеласа ». [4] (Вариации на тему Уильяма Джеймса)».
Метафизический вопрос
[ редактировать ]Суть этого раздела заключается в утверждении, что для того, чтобы быть хорошим, какое-то разумное существо должно чего-то желать.
В мире, состоящем только из камней, не было бы ни добра, ни зла. В мире, в котором есть одно мыслящее существо, будет много хорошего и плохого: некоторые вещи будут складываться так, как этого хочет существо, а другие — нет. Это может даже иметь своего рода моральный конфликт, поскольку у одного мыслителя могут возникнуть проблемы с согласованием своих собственных идеалов друг с другом.
Из таких соображений Джеймс заключает, что «претензия» и «обязательство» — две стороны одной медали. Без требования, действительно сделанного каким-то конкретным лицом, не может быть обязательства, но обязательство есть везде, где есть требование.
Казуистический вопрос
[ редактировать ]Но такое разрешение метафизического вопроса лишь делает казуистический вопрос (установление истинного порядка человеческих обязанностей) лишь безнадежно трудным. Если все, чего кто-либо может хотеть от меня или чего я мог бы хотеть от себя, считать обязательством, то мои обязательства безнадежно противоречат друг другу.
«Различные идеалы [действующие в мире] не имеют общего характера, кроме того факта, что они являются идеалами. Ни один абстрактный принцип не может быть использован таким образом, чтобы дать философу что-то вроде научно точной и действительно полезной казуистической шкалы». Как же мне тогда делать выбор? Как мне жить?
Ответ Джеймса заключается в том, что история решает за нас эту проблему, и наша задача — сотрудничать в этом процессе, посредством которого с течением времени кажущиеся непримиримыми требования примиряются. Можно было бы сказать, хотя эта терминология была бы ему чужда, что он нашел свою этику в рамках плюралистической метаэтики .
Оригинальная история публикации
[ редактировать ]Джеймс, Уильям: «Моральный философ и моральная жизнь» - Международный журнал этики , том 1, номер 3 (апрель 1891 г.), стр. 330–354 (доступно через JSTOR )
Эссе также было опубликовано в:
- Джеймс, Уильям: Воля верить и другие очерки популярной философии . Первое издание: Лонгманс, Грин, 1897 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс, Уильям. «Моральный философ и нравственная жизнь». Воля верить и другие очерки популярной философии: человеческое бессмертие. Нью-Йорк: Dover Publications, 1956, стр. 185.
- ^ Джеймс (1956), с. 186.
- ^ Джеймс (1956), с. 188.
- ^ Ле Гуин, Урсула К. (1973). «Те, кто уходят из Омеласа». Архивировано 12 июля 2011 г. в Wayback Machine .