Принципы психологии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2016 г. ) |
Автор | Уильям Джеймс |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Психология |
Издатель | Генри Холт и компания |
Дата публикации | 1890 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | XVIII, 1393 г. |
«Принципы психологии» — это книга о психологии Уильяма Джеймса , американского философа и психолога, вышедшая в 1890 году на врача, прежде чем заняться психологией. Четыре ключевых понятия в книге Джеймса: поток сознания (его самая известная психологическая метафора); эмоции (позже известные как теория Джеймса-Ланге ); привычка (привычки человека постоянно формируются для достижения определенных результатов); и будет (через личный жизненный опыт Джеймса).
Происхождение
[ редактировать ]В начале «Основ психологии» было представлено то, что было известно на момент написания о локализации функций в мозге : как каждое чувство , по-видимому, имело нервный центр, которому оно сообщало, и как разнообразные движения тела имеют свои источники в других центрах.
Конкретные гипотезы и наблюдения, на которые опирался Джеймс, сейчас очень устарели, но самый общий вывод, к которому приводят его материалы, по-прежнему актуален: он заключался в том, что функции «низших центров» (под головным мозгом ) становятся все более специализированными по мере перехода от от рептилий , через все более умных млекопитающих к человеку, в то время как функции самого головного мозга становятся все более гибкими и менее локализованными по мере продвижения по тому же континууму.
Джеймс также обсудил эксперименты с иллюзиями (оптическими, слуховыми и т. д.) и предложил физиологическое объяснение многих из них, в том числе то, что «мозг реагирует по путям, пройденным предыдущим опытом, и заставляет нас обычно воспринимать вероятную вещь, т.е. чем в предыдущих случаях чаще всего вызывалась реакция». Таким образом, иллюзии представляют собой частный случай феномена привычки .
Ключевые особенности
[ редактировать ]Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( сентябрь 2019 г. ) |
Поток сознания
[ редактировать ]Поток сознания , пожалуй, самая известная психологическая метафора Джеймса. [1] Он утверждал, что человеческое мышление можно охарактеризовать как текущий поток, что было новаторской концепцией в то время, поскольку предыдущий аргумент заключался в том, что человеческое мышление скорее походило на отдельную цепочку. Он также считал, что люди никогда не могут испытывать одну и ту же мысль или идею более одного раза. Вдобавок к этому он рассматривал сознание как совершенно непрерывное. [2]
Эмоции
[ редактировать ]Джеймс представил новую теорию эмоций (позже известную как теория Джеймса-Ланге ), которая утверждала, что эмоция является следствием, а не причиной телесных переживаний, связанных с ее выражением. [1] Другими словами, стимул вызывает физическую реакцию, а эмоция следует за реакцией. Эта теория подвергалась критике на протяжении многих лет с момента ее появления.
Привычка
[ редактировать ]Человеческие привычки постоянно формируются для достижения определенных результатов из-за сильного чувства желания или желания чего-то. Джеймс подчеркнул важность и силу человеческих привычек и приступил к выводу. Джеймс отметил, что законы формирования привычек беспристрастны, привычки способны вызывать как хорошие, так и плохие действия. И как только хорошая или плохая привычка начала формироваться, изменить ее очень сложно. [1]
Воля
[ редактировать ]Уилл — последняя глава «Принципов психологии» , основанная на личном жизненном опыте Джеймса. Во время кризиса Джеймса беспокоил один вопрос: существует ли свобода воли . [1] «Самое существенное достижение воли… когда она наиболее «произвольна» — это уделить внимание трудному объекту и удержать его перед умом…» Усилие внимания, таким образом, является сущностным явлением воли». [1]
Использование сравнительной психологии
[ редактировать ]При использовании сравнительного метода, писал Джеймс, « инстинкты животных похищаются, чтобы пролить свет на нас...». [3] В этом свете Джеймс отвергает банальность, согласно которой «человек отличается от низших существ почти полным отсутствием инстинктов». [4] Такого отсутствия нет, поэтому разницу нужно искать в другом месте.
Джеймс считал, что люди обладают гораздо большим количеством импульсов, чем другие существа. Импульсы , которые, если рассматривать их в более широком контексте, могли показаться столь же автоматическими, как и самые основные животные инстинкты. Однако по мере того, как человек переживал результаты своих импульсов, и эти переживания вызывали воспоминания и ожидания, те же самые импульсы постепенно совершенствовались. [5]
Рассуждая таким образом, Уильям Джеймс пришел к выводу, что у любого животного, обладающего способностью к памяти, ассоциациям и ожиданиям, поведение в конечном итоге выражается как синтез инстинкта и опыта, а не просто слепой инстинкт. [6]
Влияние и прием
[ редактировать ]«Принципы психологии» были чрезвычайно влиятельным учебником, в котором обобщались области психологии на момент публикации. В это время психология начала набирать популярность и признание в Соединенных Штатах, и составление этого учебника только еще больше укрепило авторитет психологии как науки. Философ Гельмут Р. Вагнер пишет, что большая часть содержания книги уже устарела, но она все еще содержит интересные идеи. [7]
... мы готовы от всей души поблагодарить профессора Джеймса за все, что он дал. Из 1400 страниц, к числу которых он сам относится со скромным ужасом, мы, думаем, не нашли ни одной скучной, хотя, возможно, не одна лишняя. [8]
В 2002 году Джеймс был назван 14-м наиболее выдающимся автором психологии 20-го века, а его теория эмоций ( теория Джеймса-Ланге ), представленная в этой книге, стала фактором, способствующим этому рейтингу. [9]
В областях, выходящих за рамки психологии, книга также имела большое влияние. Философ Эдмунд Гуссерль конкретно занимается работами Уильяма Джеймса во многих областях. Вслед за Гуссерлем эта работа оказала влияние и на многих других феноменологов. [10] Более того, англо-австрийский философ Людвиг Витгенштейн прочитал работу Джеймса и использовал ее в своей курсовой работе для студентов. [11] хотя у Витгенштейна были философские разногласия по многим пунктам Джеймса. Например, критика Витгенштейном Уильяма Джеймса в разделе 342 «Философских исследований» . [12]
Издания
[ редактировать ]- Джеймс, В. (1890). «Основы психологии» в двух томах. Нью-Йорк: Генри Холт и компания .
- Джеймс, В. (1950). Принципы психологии , 2 тома в 1. Нью-Йорк: Dover Publications .
- Джеймс, В. (1983). Основы психологии, тома I и II . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (с введением Джорджа А. Миллера ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Резерфорд, Раймонд Э. Фэнчер, Александра (2012). Пионеры психологии: история (4-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 9780393935301 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Боулинг, Лоуренс Эдвард (1950). «Что такое техника потока сознания?» . Публикации Американской ассоциации современного языка . 65 (4): 333–345. дои : 10.2307/459641 . ISSN 0030-8129 . JSTOR 459641 . S2CID 163481157 .
- ^ Джеймс, Уильям (1 января 1890 г.). Принципы психологии . Нью-Йорк: Холт. стр. 194 .
Так случилось, что инстинкты животных используются для того, чтобы пролить свет на нас самих; и что мыслительная способность пчел и муравьев, умы дикарей, младенцев, сумасшедших, идиотов, глухих и слепых, преступников и чудаков — все они используются в поддержку той или иной специальной теории о какой-то части нашего собственного ума. жизнь.
- ^ Джеймс, Уильям (1 января 1893 г.). Психология . Генри Холт. стр. 395 .
Нет ничего более распространенного, чем замечание, что человек отличается от низших существ почти полным отсутствием инстинктов и принятием их работы в нем «разумом».
- ^ Джеймс, Уильям (1 января 1893 г.). Психология . Генри Холт. стр. 395 .
Человек обладает гораздо большим разнообразием импульсов, чем любое низшее животное; и любой из этих импульсов, взятый сам по себе, столь же «слеп», насколько может быть самый низший инстинкт; но благодаря человеческой памяти, способности размышления и способности умозаключения они начинают ощущаться каждым после того, как он однажды поддался им и испытал их результаты, в связи с предвидением этих результатов.
- ^ Джеймс, Уильям (1 января 1893 г.). Психология . Генри Холт. стр. 396 .
Таким образом, ясно, что, как бы хорошо животное ни было изначально наделено инстинктами, его результирующие действия будут сильно видоизменяться, если инстинкты сочетаются с опытом, если в дополнение к импульсам у него есть воспоминания, ассоциации, выводы и ожидания относительно каких-либо действий. значительные масштабы.
- ^ Вагнер, Хельмут Р. (1983). Феноменология сознания и социология жизненного мира: вводное исследование . Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. п. 218. ИСБН 0-88864-032-3 .
- ^ «Обзор принципов психологии Уильяма Джейма. 2 тома» . Атенеум (3382 г.): 246–248. 20 августа 1892 г. (цитата по стр. 247)
- ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; Пауэлл, Джон Л.; Бобры, Джейми; Монте, Эммануэль (июнь 2002 г.). «100 самых выдающихся психологов ХХ века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . ISSN 1089-2680 . S2CID 145668721 .
- ^ Эди, Джеймс М. «Уильям Джеймс и феноменология». Обзор метафизики 23, вып. 3 (1970): 481-526.
- ^ Гудман, Рассел Б. «Чему Витгенштейн научился у Уильяма Джеймса». История философии Ежеквартальный 11, вып. 3 (1994): 339-54.
- ^ Витгенштейн, Людвиг и ГЕМ Анскомб. 1997. Философские исследования. Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.