Jump to content

Джон Грей (философ)

(Перенаправлено с Джона Н. Грея )

Джон Грей
Джон Грей в 2015 году
Рожденный
Джон Николас Грей

( 1948-04-17 ) 17 апреля 1948 г. (76 лет)
Саут-Шилдс , графство Дарем, Англия
Образование Эксетер-колледж, Оксфорд ( бакалавр , магистр философии , доктор философии )
Эра Современная философия
Область Западная философия
Школа Аналитический
Основные интересы
Политическая философия , история идей , философский пессимизм
Известные идеи
Агонистический либерализм , критика гуманизма

Джон Николас Грей (родился 17 апреля 1948 г.) — английский политический философ и писатель, интересующийся аналитической философией , историей идей , [1] и философский пессимизм . [2] Он вышел на пенсию в 2008 году с должности профессора европейской мысли Лондонской школы экономики и политических наук . Грей регулярно сотрудничает с The Guardian , The Times Literary Supplement и New Statesman , где он является ведущим рецензентом книг. Он атеист . [3]

Грей написал несколько влиятельных книг, в том числе «Ложный рассвет: иллюзии глобального капитализма» (1998), в которых утверждается, что глобализация свободного рынка — это нестабильный проект Просвещения, который в настоящее время находится в процессе распада; «Соломенные псы: мысли о людях и других животных» (2002), критикующий философский гуманизм , мировоззрение, которое, по мнению Грея, происходит из религий; и «Черная месса: апокалиптическая религия и смерть утопии» (2007), критика утопического мышления в современном мире.

Грей рассматривает волю и, следовательно, мораль как иллюзию и изображает человечество как хищный вид, занимающийся уничтожением других форм жизни. Грей написал, что «люди… не могут разрушить Землю, но они могут легко разрушить окружающую среду, которая их поддерживает». [4]

Академическая карьера

[ редактировать ]

Грей родился в семье рабочего, его отец был докером, а затем плотником. [3] в Саут-Шилдс , графство Дарем. он посещал гимназию для мальчиков Саут-Шилдс . С 1959 по 1967 год [5] затем учился в Эксетер-колледже в Оксфорде , изучая философию, политику и экономику (PPE), получив степень бакалавра и магистра философии. и доктор философии.

Ранее он занимал должности лектора политической теории в Эссексском университете , научного сотрудника и преподавателя политики в колледже Иисуса в Оксфорде , а также лектора, а затем профессора политологии в Оксфордском университете . Он работал приглашенным профессором в Гарвардском университете (1985–1986) и научным сотрудником Странахана в Центре социальной философии и политики Государственного университета Боулинг-Грин (1990–1994), а также занимал должности приглашенного профессора в Университете Тулейн Институте Мерфи при (1985–1986). 1991 г.) и Йельский университет (1994 г.). Он был профессором европейской мысли в Лондонской школе экономики и политических наук до своего ухода из академической жизни в начале 2008 года.

Политическая и философская мысль

[ редактировать ]

Среди философов он известен решительным неприятием ролсианства. [ нужны дальнейшие объяснения ] и за исследование непростых отношений между ценностным плюрализмом и либерализмом в работах Исайи Берлина . [6]

Политическая мысль Грея на протяжении многих лет известна своей мобильностью по всему политическому спектру. Будучи студентом, Грей был левым и продолжал голосовать за лейбористов до середины 1970-х годов. К 1976 году он перешел к праволиберальной позиции « Новых правых» на том основании, что мир безвозвратно менялся благодаря технологическим изобретениям, перестройке финансовых рынков и новым блокам экономической власти, и что левые не смогли осознать масштабы и природу этих изменений. [7] В 1990-х годах Грей стал сторонником защиты окружающей среды и новых лейбористов . Грей считает традиционный (левый/правый) политический спектр консерватизма и социал-демократии более нежизнеспособным. [8]

Что касается либерализма , Грей определил общие направления либеральной мысли как индивидуалистические , эгалитарные , мелиористские и универсалистские . Индивидуалистический элемент отвергает этическое превосходство человека перед давлением социального коллективизма , эгалитарный элемент приписывает всем людям одинаковую моральную ценность и статус, мелиористский элемент утверждает, что последующие поколения могут улучшить свое социально-политическое устройство, а универсалистский элемент утверждает моральное единство человеческого рода и маргинализирует местные культурные различия. [9]

Совсем недавно он критиковал неолиберализм , глобальный свободный рынок и некоторые центральные течения западного мышления , такие как гуманизм , одновременно продвигаясь к аспектам « зеленой» мысли , опираясь на теорию Геи Джеймса Лавлока . Возможно, именно этой критикой гуманизма Грей наиболее известен. [10]

Центральное место в доктрине гуманизма, по мнению Грея, занимает утопическая по своей сути вера в мелиоризм ; то есть, что люди не ограничены своей биологической природой и что достижения в этике и политике кумулятивны и что они могут изменить или улучшить условия жизни человека , точно так же, как достижения в науке и технике изменили или улучшили стандарты жизни . [10]

Вопреки этой точке зрения Грей утверждает, что история не прогрессивна, а циклична. Человеческая природа , утверждает он, является неотъемлемым препятствием на пути совокупного этического или политического прогресса. [10] Кажущиеся улучшения, если таковые имеются, можно очень легко обратить вспять: одним из примеров, которые он привел, было применение пыток против подозреваемых в терроризме. Соединенными Штатами [11] «Что интересно, — сказал Грей в интервью журналу 032c , — так это то, что пытки не только вернулись, но и были приняты либералами и защищены либералами. Сейчас есть много людей, как либералов, так и консерваторов, которые говорят: — Ну, это очень сложный вопрос. Но до недавнего времени это не было сложным. Они не говорили этого пять или десять лет назад». [12]

Более того, он утверждает, что эта вера в прогресс, которую обычно считают светской и либеральной, на самом деле происходит из ошибочного христианского представления о людях как о морально автономных существах, категорически отличающихся от других животных. Эта вера и соответствующая идея о том, что история имеет смысл или движется к чему-то, являются, по мнению Грея, просто христианским предрассудком. [10]

В «Соломенных псах» он утверждает, что идея о том, что люди являются самоопределяющимися агентами, не выдерживает серьезной проверки опытом. Те мыслители -дарвинисты, которые верят, что люди могут взять на себя ответственность за свою судьбу, чтобы предотвратить деградацию окружающей среды, с этой точки зрения являются не натуралистами , а апостолами гуманизма. [10]

Он определяет Просвещение как момент, когда христианское учение о спасении было заменено светским идеализмом и стало политической религией, целью которой было всеобщее освобождение. [10] Коммунизм, фашизм и «глобальный демократический капитализм» характеризуются Греем как «проекты» Просвещения, которые, по мнению Грея, привели к ненужным страданиям в результате их идеологической преданности этой религии. [13]

Агонистический либерализм

[ редактировать ]

Термин «агонистический либерализм» появляется в книге Грея « Исайя Берлин» 1995 года . Грей использует эту фразу, чтобы описать то, что, по его мнению, является политической теорией Берлина, а именно его поддержку как ценностного плюрализма, так и либерализма.

В более общем смысле, агонистический либерализм можно использовать для описания любого типа либерализма, который утверждает, что его собственные ценностные обязательства не формируют полного видения политики и общества, и что вместо этого нужно искать то, что Берлин называет «непростым равновесием» между конкурирующими ценностями. . По мнению Грея, многие современные либеральные теоретики попадают в эту категорию, например, Джон Роулз и Карл Поппер . [ нужна ссылка ]

Признание

[ редактировать ]

Работу Грея высоко оценили, среди прочих, писатели Дж. Дж. Баллард , Уилл Селф и Джон Бэнвилл , теолог Дон Купитт , журналист Брайан Эпплард , политолог Дэвид Рансимэн , историк и культурный критик Моррис Берман , инвестор и филантроп Джордж Сорос , ученый-эколог Джеймс Лавлок и писатель Нассим Николас Талеб . [10] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20]

Фридрих Хайек описал книгу Грея « Хайек о свободе» 1984 года как «первый обзор моей работы, который не только полностью понимает, но и способен продолжить мои идеи после того момента, на котором я остановился». [21]

Грей обсудил новые идеи Джеймса Лавлока о следующем шаге эволюции: вид за пределами человечества, который сможет лучше сосуществовать с другими видами на этой планете в отдаленном будущем. [ нужна ссылка ]

Его книга 1998 года «Ложный рассвет» была оценена Джорджем Соросом как «мощный анализ углубляющейся нестабильности глобального капитализма», который «должен быть прочитан всеми, кто обеспокоен будущим глобальной экономики». [19] Джон Бэнвилл похвалил Черную мессу , заявив, что «нападки Грея на идеи прогресса Просвещения более своевременны, чем когда-либо». [22]

его книга 2002 года « Соломенные псы: мысли о людях и других животных» Особую похвалу получила . Дж. Г. Баллард написал, что книга «бросает вызов большинству наших представлений о том, что значит быть человеком, и убедительно показывает, что большинство из них являются заблуждениями», и назвал ее «мощной и блестящей книгой», «важным путеводителем в новое тысячелетие». и «самая волнующая книга, которую я читал со времен Ричарда Докинза » «Эгоистичного гена ». [23] Уилл Селф назвал книгу «современным философским произведением, лишенным жаргона, полностью доступным и глубоко актуальным для быстро развивающегося мира, в котором мы живем» и написал: «Я прочитал ее один раз, я прочитал ее дважды и сделал заметки. Я договорился о встрече ее автора, чтобы я мог рекламировать книгу – я считаю, что она очень хороша». [14] [23]

В 2002 году «Соломенные псы» были названы книгой года Дж. Г. Баллардом в газете Daily Telegraph ; Джордж Уолден в The Sunday Telegraph ; Уилл Селф, Джоан Бейкуэлл , Джейсон Коули и Дэвид Маркванд в New Statesman ; Эндрю Марра в The Observer ; Джим Крейс в «Таймс» ; Хью Лоусон Танкред в «Наблюдателе» ; Ричард Холлоуэй в Glasgow Herald ; и Сью Кук в The Sunday Express . [ нужна ссылка ]

Нассим Николас Талеб написал, что Джон Грей - современный мыслитель, к которому он испытывает наибольшее уважение, назвав его «пророческим». [24]

Грея «Соломенные псы» подверглись критике со стороны Терри Иглтона , который написал: «Смешивая в равной мере нигилизм и нью-эйджизм , Грей на 150 страницах высмеивает идею прогресса , прежде чем признать, что есть что сказать об анестетиках . Sights - это не столько соломенный пес, сколько соломенный человек : тот вид мечтательного рационалиста , который скончался вместе с Джоном Стюартом Миллем , но который, как он должен притворяться, все еще правит миром». [25]

Академик и писатель Дэнни Постел из Денверского университета также не согласился с «Соломенными псами» . Постел заявил, что утверждение Грея о том, что разрушение окружающей среды является результатом порочной природы человечества, будет «радостной новостью для капитанов промышленности и архитекторов глобальной экономики; экологические разрушения, которые они оставляют после себя, по словам Грея, не имеют ничего общего с своими подвигами». [26] Постел также заявил, что слишком многое в « Соломенных псах » основано на «общих утверждениях», и раскритиковал использование Греем термина «человеческая чума» как устаревшего « неомальтузианского убеждения о перенаселении ». [26] Постел решительно осудил Грея за то, что он описал «полную политическую пассивность. Нет никакого смысла в наших попытках сделать мир менее жестоким или более пригодным для жизни». [26]

В своей книге 2004 года « Как мумбо-джамбо покорил мир » британский журналист, писатель и телеведущий Фрэнсис Уин написал:

«Консерваторы, марксисты, постмодернисты и премодернисты выстроились в очередь, чтобы ударить по ушибленным идеям восемнадцатого века. Самый порочный из этих мальчишек-сапожников — Джон Грей, профессор европейской мысли в Лондонской школе экономики. , опубликовавший десятки все более апокалиптических книг и статей о необходимости немедленно положить конец проекту Просвещения. В то время как Макинтайр ищет убежища в монастырях двенадцатого века, для Грея наша единственная надежда на спасение - это принять восточный мистицизм ... Кажется, даосизм. его любимое кредо, но рецепты Грея трудно интерпретировать с какой-либо уверенностью, отчасти из-за его стиля обреза, но главным образом потому, что он так часто меняет свое мнение. Строка на суперобложке книги « Пробуждение Просвещения» (1995), в которой говорится, что книга. «Излагает элементы новой позиции Джона Грея» с таким же успехом можно было бы добавить ко всему, что он пишет». [27]

Радио Би-би-си

[ редактировать ]

Джон Грей сделал несколько передач для BBC Radio 4 программы «Точка зрения» .

В августе и сентябре 2011 года он провел шесть передач:

  • Греция и значение глупости : [28] Взяв за отправную точку миф о Троянском коне , он исследует то, что он считает современной глупостью, разворачивающейся в Европе.
  • Ким Филби : [29] Почему Ким Филби и многие другие не смогли предсказать будущее.
  • Революция капитализма : [30] Почему все большее число людей считают, что Карл Маркс был прав.
  • Кошки, птицы и люди : [31] Почему человеческому животному необходим контакт с чем-то другим, кроме самого себя.
  • Вера в веру : [32] Утверждает, что научная и рационалистическая атака на религию ошибочна.
  • Черчилль, Шанс и черный пес : [33] Случайные встречи, которые сделали Уинстона Черчилля премьер-министром Великобритании во время войны.

Он представил второй эпизод, снятый в ноябре 2014 года, поделившись своей точкой зрения на: [34]

  • Капитализм и миф о социальной эволюции
  • Сойлент и очарование скоростной полосы
  • Достоевский и опасные идеи
  • Думая о немыслимом

В марте 2023 года он сделал еще одну передачу: [35]

  • Пропорциональное представительство и новая политика

Другие программы включают в себя:

  • «Опасности высшего образования» (23 февраля 2018 г.)
  • «Теффи: серебряные туфли и мечта о революции» (2 марта 2018 г.)
  • «Брексит и нелиберальная Европа» (июль 2018 г.) [36]

В его честь был назван астероид 91199 Джонгрей , открытый астрономом Эриком Уолтером Элстом в обсерватории ESO Ла Силья в 1998 году. [37] Официальное название было опубликовано Центром малых планет 18 июня 2008 года ( MPC 63174 ). [38] Грей является членом World Minds .

Появления в кино

[ редактировать ]
  1. ^ «Джон Грей на Фестивале писателей – Часть 1 – Зона философа – ABC Radio National (Австралийская радиовещательная корпорация)» . Австралийская радиовещательная корпорация. 28 июня 2008 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  2. ^ Де Боттон, Ален (4 марта 2013 г.). «Ален де Боттон о пяти великих философских пессимистах» . Телеграф . Проверено 1 декабря 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б Престон, Джон (28 февраля 2013 г.). «Интервью Джона Грея: как английский ученый стал выдающимся в мире пророком гибели» . «Дейли телеграф» .
  4. ^ Джон Грей, Соломенные собаки: мысли о людях и других животных , (Granta Books 2002), стр. 12. ISBN   1-86207-512-3
  5. ^ «Профиль NS: Джон Грей» . Ньюстейтсмен.com. 16 апреля 2009 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  6. ^ Чернисс, Джошуа; Харди, Генри. «Исайя Берлин» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. лета 2007 г.) . Проверено 4 июля 2007 г. §4. Этическая мысль и плюрализм ценностей.
  7. ^ Коллс, Роберт (10 января 2003 г.). «Человек этики: новый моральный мир Джона Грея». Политический ежеквартальный журнал . 69 : 59–71. дои : 10.1111/1467-923X.00137 .
  8. ^ Ложный рассвет: заблуждения глобального капитализма
  9. ^ Грей, Джон. Либерализм . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1995. ISBN   0-8166-2801-7 , с. xii.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Соломенные псы: мысли о людях и других животных
  11. ^ «В никуда: Лори Тейлор берет интервью у Джона Грея» . Newhumanist.org.uk. 31 мая 2007 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  12. ^ Обрист, Ганс Ульрих (2008). «Джон Грей: постамериканский век» . 032с . Архивировано из оригинала 29 июня 2010 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
  13. ^ Тьма внутри. Джон Грей о том, почему левые бегут от «человеческой природы». Джон Грей. Опубликовано в журнале New Statesman 16 сентября 2002 г.
  14. ^ Jump up to: а б Селф, Уилл (3 сентября 2002 г.). «Джон Грей: забудь все, что знаешь» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 9 марта 2015 года.
  15. ^ Коули, Джейсон (19 сентября 2002 г.). «Обзор: Соломенные псы Джона Грея» . Наблюдатель . Лондон.
  16. ^ Эпплярд, Брайан (24 июня 2007 г.). «Апокалипсис Джона Грея» . Санди Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года.
  17. ^ Берман, Моррис (11 января 2013 г.). «Теория истории обруча» . CounterPunch.org .
  18. ^ Берман, Моррис (10 августа 2023 г.). «ТЕМНЫЕ ВЕКА АМЕРИКИ: Наше общее человечество» . «Не уверен, что нахожусь в его (Грея) лиге, но спасибо за комплимент. Я давно восхищаюсь его работами. Очень трезвый аналитик».
  19. ^ Jump up to: а б Ложный рассвет: заблуждения глобального капитализма
  20. ^ Черная месса: апокалиптическая религия и смерть утопии
  21. ^ Робин, Кори (2011). Реакционный разум . Издательство Оксфордского университета. п. 91 . doi : 10.1093/acprof:osobl/9780199793747.001.0001 . ISBN  978-0-19-991188-2 .
  22. ^ Анатомия Грея: Избранные сочинения
  23. ^ Jump up to: а б Грей, Джон (29 апреля 2024 г.). Соломенные собаки: мысли о людях и других животных . Книги Гранты. ISBN  978-1-86207-596-2 .
  24. ^ «Гранта Букс» . Книги Гранты . Проверено 9 августа 2013 г.
  25. ^ Иглтон, Терри (7 сентября 2002 г.). «Обзор: Соломенные псы Джона Грея» . Хранитель . Лондон . Проверено 9 августа 2013 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Постел, Дэнни (22 декабря 2003 г.). «Анатомия Грея» . Нация . Нью-Йорк . Проверено 25 апреля 2013 г.
  27. ^ Уин, Фрэнсис (2004). Как Мумбо-Джамбо завоевал мир . Лондон: HarperCollinsFourth Estate. п. 187. ИСБН  0-00-714097-5 .
  28. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения, Греция и значение глупости» . BBC.co.uk. 21 августа 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  29. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения, Ким Филби» . BBC.co.uk. 28 августа 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  30. ^ «Радио BBC 4 – Точка зрения, Джон Грей: революция капитализма» . BBC.co.uk. 4 сентября 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  31. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения, кошки, птицы и люди» . BBC.co.uk. 11 сентября 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  32. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения, вера в веру» . BBC.co.uk. 18 сентября 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  33. ^ «Радио BBC 4 – Точка зрения, Черчилль, случай и черная собака» . BBC.co.uk. 25 сентября 2011 года . Проверено 9 августа 2013 г.
  34. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения – Эпизоды по дате, ноябрь 2014 г.» . bbc.co.uk. ​Би-би-си . Проверено 28 ноября 2014 г.
  35. ^ «Точка зрения – пропорциональное представительство и новая политика – звучит BBC» . www.bbc.co.uk. ​Проверено 8 мая 2023 г.
  36. ^ «BBC Radio 4 – Точка зрения, Брексит и нелиберальная Европа» .
  37. ^ «(91199) Джонгрей» . Центр малых планет . Проверено 23 января 2020 г.
  38. ^ «Архив MPC/MPO/MPS» . Центр малых планет . Проверено 23 января 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тони Бернс (1999). «Джон Грей и смерть консерватизма». Современная политика . 5 (1): 7–24. дои : 10.1080/13569779908449987 .
  • Джордж Краудер (2006). «Серый и политика плюрализма». Критический обзор международной социальной и политической философии . 9 (2: Политическая теория Джона Грея): 171–188. дои : 10.1080/13698230600655008 . S2CID   144224371 .
  • Хортон, Джон и Глен Ньюи , ред. (2007). Политическая теория Джона Грея . Лондон: Рутледж. ISBN   0-415-36647-X .
[ редактировать ]

Интервью

[ редактировать ]

* Интервью Novara Media (2023 г.)

Отзывы о его работе

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53dedf6c637859151bc85fa4a9b16d18__1720633320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/18/53dedf6c637859151bc85fa4a9b16d18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Gray (philosopher) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)